Общие сведения об экономико-географическом положении
Данная страна представляет собой островное государство, находящееся в Восточной Азии. Располагается в Тихом океане, а также занимает территорию морей — Охотского, Восточно-Китайского, Японского, Филиппинского. Относится к первой десятке стран по численности населения, которое составляет почти 130 миллионов человек. Столица — город Токио. Ближними соседствующими странами является Россия, Южная Корея. Немного дальше находится Северная Корея и Китай.
Активно принимает участие в международной жизни и занимает лидирующую позицию мировой экономики. Относится к группе самых промышленных стран мира, является членом Организации Объединённых Наций, Всемирной торговой организации, Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии.
Основную часть территории занимают горы, среди которых больше сотни действующих вулканов. Почвы в большей степени поверхностно-подзолистые, торфяные, также присутствуют бурозёмы, красно-желтые почвы. Имеется множество лесов, включая хвойные, субтропические, смешанные.
Дыхательные пути [ править ]
Международный аэропорт Кансай , Осака
В 2013 году у Японии был четвертый по величине рынок пассажирских авиаперевозок в мире с 105 913 000 пассажиров. [18] В 2013 году в Японии было 98 аэропортов. [19] Основными международными воротами являются международный аэропорт Нарита (район Токио), международный аэропорт Кансай (район Осака / Кобе / Киото) и международный аэропорт Тюбу Сентрейр (район Нагоя). Главный внутренний узел — международный аэропорт Токио ( аэропорт Ханэда), самый загруженный аэропорт Азии и 4-й по загруженности аэропорт в мире; другие крупные транспортные узлы включают международный аэропорт Осаки , новый аэропорт Титосэ за пределами Саппоро и аэропорт Фукуока . 14предполагается, что вертодромы существуют (1999 г.).
Пассажирские авиалинии Японии
Две основные авиакомпании — это Japan Airlines и All Nippon Airways . Другие пассажирские перевозчики включают Skymark Airlines , Skynet Asia Airways , Air Do , Star Flyer и Fuji Dream Airlines . United Airlines и Delta Air Lines , ранее называвшиеся Northwest Airlines , являются крупными международными операторами аэропорта Нарита.
Внутренние авиаперелеты в Японии исторически строго регулировались. С 1972 года трем основным внутренним авиакомпаниям (JAL, ANA и JAS) были выделены определенные маршруты, при этом JAL и ANA использовали общие магистральные маршруты, а ANA и JAS — местные фидерные маршруты. С тех пор JAL и JAS были объединены, чтобы помочь конкурировать с ANA. JAL также имела монополию на международные рейсы до 1986 года. Тарифы на авиабилеты устанавливались правительством до 2000 года, хотя перевозчики имели право изменять стандартные тарифы, начиная с 1995 года (когда были разрешены скидки до 50%). Сегодня тарифы могут устанавливаться перевозчиками, но правительство сохраняет возможность накладывать вето на слишком высокие тарифы.
Смотрите также: Список аэропортов в Японии и Список авиакомпаний Японии
Преимущества ЭГП Японии
Если говорить о плюсах экономико-географического расположения этой страны, то можно выделить следующее:
- Занимает высокую позицию в мировом хозяйстве. Это обусловлено протяжённой береговой линией, благодаря которой обеспечивается выход на перекрёсток морских путей. При этом нет больших затрат при транспортировке грузов, так как такие пути самые дешевые.
- Стабильная политическая ситуация, благоприятно влияющая на международные отношения.
- Благодаря положению в самом центре Азиатско-Тихоокеанского региона, Япония имеет выгодные условия при закупке сырья, топлива, продуктов питания.
- Занимает лидирующую позицию по производству высококачественного внутреннего валового продукта для всего мира. Это связано с целенаправленной политикой государства, что позволило усердно развивать промышленность, приобретая самое дорогое оснащение.
- Содержит обильное количество рек, озёр, подземных вод, являющихся отличным источником для гидроэнергетики, поливания полей. Этот факт благоприятно влияет на промышленное и сельскохозяйственное производство.
- Имеет тысячи рыболовных портов и самый большой флот, благодаря чему Япония прославилась как крупнейший экспортёр самых разных видов рыб.
- Отсутствие судоходных путей помогало охранять страну от завоевания соседними государствами.
- Достаточно благоприятный климат для ведения сельского хозяйства и жизни людей.
- Содержание множества лесов, включающих значительную часть древесных пород.
Гордостью ЭГП страны является промышленной комплекс, включающий мощное энергоснабжение, металлургию. Занимает первые места среди судостроения, машиностроения, выпускает весомое количество электроники, оптической аппаратуры. Также охватывает одно из лидирующих мест по изготовлению химической продукции. Удачно развивается лёгкая промышленность по изготовлению высокотехнологичных тканей. Все это определяет благоприятную экономику страны.
Внедрение высоких технологий, инвестирование капиталов также определило имидж страны, как одной из самых экономически развитых. Число инвестиций продолжает с каждым годом увеличиваться, что говорит о расширении отношений Японии с остальными странами.
Сухопутные коммуникации Японии
Милитаристские круги Японии выступают за форсированное возрождение милитаризма, стремятся толкнуть страну на путь широкой ремилитаризации и усиления гонки вооружений. Каждое пятилетие военные расходы Японии удваиваются. В стране осуществляются широкие мероприятия по оперативной подготовке территории, в том числе ведется интенсивное дорожное строительство. Япония расположена на островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и архипелаге Рюкю, вытянувшихся вдоль азиатского побережья более чем на 3000 км. Географическое положение страны определяет характер её транспорта и коммуникаций. Вследствие островного положения и значительной изрезанности берегов первостепенное значение как во внутренних, так и во внешних перевозках имеет морской транспорт. В то же время отдаленность Японии от большинства стран, с которыми она имеет широкие политические и экономические связи, предопределила большую роль авиационного транспорта.
Важное место в грузообороте страны занимает железнодорожный и автомобильный транспорт.
Железнодорожный транспорт Японии
Япония обладает разветвленной сетью железных дорог (см. рисунок). Основные магистрали связывают все промышленные центры (районы) и крупные порты. Большинство из них проложено по побережью. По данным японской печати, профиль пути японских железных дорог сложный, имеется очень большое количество искусственных сооружении, однако хорошее техническое состояние обеспечивает довольно высокую пропускную способность (для однопутных линий 24—36 пар поездов в сутки, для двухпутных 76—96).
Рис. 1 Основные железные и автомобильные дороги Японии
По сообщениям японской печати, общая протяженность железных дорог страны 27,6 тыс. км, но только 23% из них электрифицировано. Подвижной состав государственных дорог составляет около 5 тыс. электровозов и тепловозов, 25,6 тыс. пассажирских и 143 тыс. товарных вагонов. К 1974 году осуществлен полный переход на тепловозную и электрическую тягу. По интенсивности использования путей и подвижного состава Япония находится на первом месте в капиталистическом мире.
В последние годы ведется строительство широкой сети скоростных дорог. Разработана программа железнодорожного строительства на 1971—1985 годы, предусматривающая сооружение 9 тыс. км новых высокоскоростных линий, которыми будут соединены все крупные города на четырех основных островах Японского архипелага. На некоторых участках движение уже открыто. Так, на новой железнодорожной магистрали «Токкайдо» (Токио — Осака) пассажирские экспрессы «Хикари» развивают скорость до 210 км/ч. Это позволяет преодолевать расстояние между Токио и Осака (515 км) за 3 ч. 10 мин. В 1975 году намечено открыть движение по магистрали «Саньио», которая явится продолжением линии «Токкайдо» и свяжет Токио с Хаката (на севере о. Кюсю).
Ещё в 1971 году было начато строительство трех скоростных железнодорожных магистралей — «Тохоку» (Токио — Мориока, 500 км), «Камикоси» (Токио — Ниигата, 300 км) и «Марита» (Токио — аэропорт Нарита, 65 км). Ввод их в эксплуатацию намечен на 1976 год. Одновременно начато строительство еще пяти скоростных железных дорог — продолжение «Тохоку» (Мориока — Аомори), «Хоккайдо» (Аомори — Саппоро), «Хокурику» (Токио — Нагасаки), «Кюсю» (Фукуока — Кагосима) и Фукуока — Нагасаки. Поезда на новых магистралях смогут развивать скорость до 260 км/ч. С вводом в эксплуатацию этих линии общая протяженность скоростных магистралей Японии составит 3500 км. Сооружение сети скоростных железных дорог позволит, как пишет японская печать, более равномерно распределить промышленные объекты по территории Японии, даст толчок экономическому развитию отдаленных районов страны.
Железнодорожные сети четырех японских островов соединены между собой паромами. Кроме того, между островами Хонсю и Кюсю под Симоносекским проливом проложен железнодорожный тоннель длиной 3,5 км. На участке строящейся скоростной линии «Саньио» между городами Симоносеки и Китакюсю с 1970 года ведутся работы по сооружению второго в этом районе тоннеля «Синкаммон». Ввод его в эксплуатацию намечен на 1975 год, когда должно быть завершено строительство всей магистрали «Саньио». Трасса нового тоннеля (протяженность 18,7 км, из них 880 м под Симоносекским проливом) проходит в 5 км восточнее существующего.
Автомобильный транспорт Японии
Общая протяженность всех автомобильных дорог страны, по сведениям иностранной печати, составляет свыше 1,1 млн. км, в том числе скоростных 1100 км, шоссейных с твердым покрытием 228 тыс. км. К 1985 году протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием намечается довести до 400 тыс. км. Автомобильный парк в 1974 году составлял свыше 24 млн. машин, из них 9,8 млн. грузовых, 14 млн. легковых.
По объему перевозимых грузов автомобильный транспорт является основным из сухопутных видов транспорта. Его грузооборот составляет 38% всех перевозок. Густая сеть автодорог связывает важнейшие промышленные центры, морские порты и аэропорты. По значимости и административному подчинению дороги Японии делятся на скоростные автомагистрали (ширина проезжей части до 24 м), дороги первой и второй категории (ширина 4—8 м), а также местные.
На всех автомагистралях построено большое количество различных инженерных сооружений: мостов, тоннелей, виадуков и других, что объясняется сложным рельефом местности. Наиболее крупным действующим тоннелем является «Каммон», проложенный под проливом Каммон. Этот двухъярусный тоннель протяженностью 3460 м. соединяет острова Хонсю и Кюсю. По нему осуществляется движение автотранспорта и пешеходов. Ширина проезжей части 7,5 м. Пропускная способность свыше 2100 автомобилей в час. В 1973 году над проливом Каммон был построен подвесной мост длиной 1068 м.
Разработаны проекты сооружения мостов между островами Хонсю и Сикоку. Между ними предполагается построить три системы мостов: Кобэ — Наруто, Кодзимо — Сакаидэ и Ономити — Имабари. На этих трассах будет возведено в общей сложности 18 мостов, один из которых, через пролив Акаси, будет самым длинным в мире.
Через пролив Цугара намечается завершить в 1978 году (начато в 1972 году) строительство крупнейшего в мире подводного тоннеля «Сэйкан». Длина его 53,9 км, в том числе подводной части 23,3 км. Тоннель пройдет на 100 м. ниже уровня морского дна и на 250 м. ниже уровня моря. Это сооружение заменит паромную переправу между Хонсю и Хоккайдо.
Долгосрочная программа (1967—1983 годы) предусматривает и в дальнейшем интенсивное автодорожное строительство. К 1983 году будут введены в действие 7600 км автострад. Вторая пятилетняя программа (1973—1977 годы) рассчитана на сооружение 3200 км автострад.
В 1973 году в Японии находились в эксплуатации автострады: Нагоя — Кобэ («Мэйсин», 190 км), Токио — Нагоя («Тотэй», 346 км) и Тёфу — Фудзиёсида («Тюо», 93 км) и другие. Общая протяженность их около 900 км. Автострады «Мэйсин» и «Тотэй» соединили районы, в которых проживает около половины населения страны и производится до 70% промышленной продукции. По этим автомобильным трассам ежедневно проходит 180 — 220 тыс. машин.
В соответствии с правительственными планами министерство строительства Японии еще в 1972 году приступило к прокладке 9 скоростных автострад на 12 участках общей протяженностью 850 км. Кроме того, осуществляются работы по усовершенствованию 8 скоростных магистралей на 11 участках общей протяженностью 350 км.
Новые четырехполосные автострады намечено построить на следующих направлениях: Ивамидзава — Асахигава (автострада «Хоккайдо», 91 км), Иокотэ — Акита («Тохоку», 78 км), Мацумото — Нагано («Tюо», 56 км), Химэдзи — Хацукаити («Сонье», 202 км) и другие.
Запланирована автомагистраль протяженностью 160 км. по побережью Токийского залива от Йокосука через Кавасаки, Токио до Томицу. Примерно треть пути пройдет по дамбам и эстакадам.
Как сообщается в иностранной печати, совершенствование сухопутных коммуникаций осуществляется под строгим контролем военных властей. Планами расширения сети шоссейных дорог предусмотрено связать промышленные районы с военными базами и главными портами. По требованию Управления национальной обороны на магистральных автодорогах дорожное покрытие доводится до американского стандарта (толщина 24 см., нагрузка не менее 50 т.). На внешней кольцевой магистрали столицы устанавливаются указатели долготы и широты, что, по мнению японских специалистов, должно облегчить использование дорог в военных целях (топопривязка).
Для повышения пропускной способности важнейших транспортных узлов и коммуникаций в Японии широко внедряются контейнерные перевозки. Развитие таких перевозок требует строительства специальных судов и автомобилей, причалов и автовокзалов для принятия контейнерных грузов и скоростных автомобильных дорог. В настоящее время в крупнейших портах Японии ведется сооружение новых специальных причалов. После ввода их в эксплуатацию общее количество причалов дли контейнерных судов в Токийском порту составит десять, в Иокагаме—Кобэ — девять, Осака — шесть, Нагоя — четыре, а всего — 36.
В условиях постоянного роста скоростей транспортных средств сокращению простоев транспорта при погрузочно-разгрузочных операциях, по мнению японских специалистов, должны способствовать автоматизированные и оснащенные высокопроизводительными грузоподъемными механизмами, автоматизированными складскими помещениями и информационными системами «комбинированные вокзалы», приспособленные для принятия нескольких видов транспортных средств. На «комбинированных вокзалах» перегрузка грузов производится непосредственно с одного вида транспорта на другой.
Трубопроводы на японских островах, по оценке иностранной печати, развиты слабо. В 1972 году по нефтепроводам было перекачено всего 12 млн. т. нефти и нефтепродуктов. Для быстрого развития в стране трубопроводного транспорта образована специальная объединенная . Б соответствии с долгосрочным прогнозом к 1985 году намечается значительно увеличить объем переработки нефти. В связи с этим предусматривается соорудить несколько линий нефтепроводов.
По мнению иностранных военных специалистов, хорошо развитая сеть автомобильных и железных дорог, их высокое качественное состояние и значительная пропускная способность обеспечивают не только потребности экономики страны, но имеют и важное военное значение.
Железная дорога
Железнодорожное сообщение является основным средством перевозки. Семь компаний, входящих в группу Japan Railways (JR), покрывают большую часть потребностей. Японские поезда всегда ходят точно по расписанию, а скоростные “Синкансэн” серии 500 и N700 развивают максимальную скорость 300 км/ч.
Компания предоставляет услуги: супер-экспресс, курьерские, экспрессы со спальными и плацкартными местами. Цена проезда зависит от расстояния и класса вагона. Если воспользоваться окошка (мидори-но-мадогучи), можно приобрести билеты в вагоны различных классов на дальние расстояния.
В городах билеты на местные линии можно купить в специальных торговых автоматах, расположенных на станциях.
Железнодорожный проездной Japan Rail Pass, предназначенный для путешественников, можно приобрести только за пределами Японии. Билет дает право на неограниченное число поездок на поездах, а также автобусах и паромах JR, за исключением суперэкспресса “Нодзоми”.
Общие сведения
Единая сеть высокоскоростных платных автодорог и порядка 250 сверхскоростных поездов «Синкансэн» соединяют крупные города, а десятки железнодорожных компаний конкурируют на региональных и местных рынках перевозок.
Самый крупный японский внутренний аэропорт Ханэда является наиболее оживленным в Азии. Главные воздушные ворота страны ─ международные аэропорты Нарита, Кансай и Тюбу – регулярно фигурируют в рейтингах крупнейших по перевозкам.
Через самый крупный порт Японии — Нагоя – с грузооборотом свыше 210 млн тонн в год японские товары, включая автомобили, массово расходятся по миру.
Общественный транспорт в Японии развит как нигде и включает сложные системы метро, поездов, автобусов, монорельса, трамваев и паромов, обслуживаемых разными собственниками. Именно последнее обстоятельство сильно усложняет жизнь пассажиров. Билетов приходится покупать несколько, поскольку единых для всех операторов не существует.
В Токио, можно воспользоваться неперсонализированными пополняемыми картам PASMO и Suica. С их помощью можно оплачивать проезд в метро, поездах и некоторых автобусах. Система автоматически рассчитывает тариф и списывает средства с карты, которую приходится регулярно пополнять.
С 1 сентября 2021 года по всей стране работает проездная карта Welcome Suica со сроком действия 28 дней, созданная специально для туристов. Также за 1 590 иен (детский стоит 800 иен) можно приобрести однодневный билет Tokyo 1-Day Ticket (Tokyo Free Kippu или Tokyo Combination Ticket), предоставляющий безлимитный проезд в метро Tokyo Metro, Toei, трамвае Toden, большинстве автобусов Toei, на линии Ниппори и всех линиях Japan Railways (JR) в пределах городской зоны.
Японский метрополитен
Метро в Японии представлено в девяти крупных городах: Фукуока, Кобе, Киото, Нагоя, Осака, Саппоро, Сэндай, Токио, Иокогама, Хиросима. Считается самым удобным способом передвижения.
Стоимость проезда зависит от дальности поездки, тарифов и числа операторов, обслуживающих отдельные ветки. Например, на линиях компании Tokyo Metro это 160 иен, а в муниципальном метрополитене Toei – 170 иен.
Стоимость поездки до конкретной станции отмечается на схеме линий метрополитена. Сквозных маршрутов не предусмотрено, на конечных остановках приходится выходить и покупать очередной билет или доплачивать в желтых автоматах Fare Adjustment.
Здесь необходимо вставить билет в слот – и на табло высветится сумма, которую необходимо доплатить. После доплаты можно проходить через турникет.
Указатели на синем фоне направляют к перронам, на желтом – к выходам. Станции оснащены контролерами на входе-выходе в вагоны. Кстати, последние оборудованы по последнему слову техники.
Посадка в метро осуществляется по очереди ─ вдоль специальной разметки на полу перрона. Здесь работает бесплатный Wi-Fi, но запрещено разговаривать по мобильному. Станции объявляются по-японски и по-английски. Интервал движения поездов ─ 5 минут.
На некоторых ветках в часы пик ходят вагоны только для женщин. Как правило, они расположены в хвосте поезда и обозначены специальными наклейками.