Как и какую выбрать лодку для рыбалки? Плюсы и минусы каждого типа


На протяжении веков рыболовы пользовались разными типами лодок, чтобы добраться до самых продуктивных и рыбных мест. С годами виды лодок, которые они использовали, развивались и совершенствовались. Было создано множество новых типов лодок для использования при различных условиях. В этой статье мы расскажем о наиболее распространенных типы лодок для любительской рыбалки, чтобы помочь вам выбрать подходящую.

Учитывая невероятное разнообразие видом рыбы и мест ее обитание, такое количество разных типов лодок вполне оправданно. В зависимости от того, планируете вы плавать по озерам, спокойным или горным рекам, прибрежным водам или морским просторам вам потребуется лодка от производителя подходящего типа. Некоторые лодки обладают большей функциональностью, в то время как другие могут предложить больше комфорта и пространства.

Изучив разные типы лодок, в этой статье мы опишем основные характеристики, удобства, которые они обычно предлагают, и то, для какой рыбалки каждый тип лучше всего подходят. Также мы расскажем о нескольких плюсах и минусах для каждого типа и его особенностях.

Плоская лодка (Скиф)

Плоские лодки или Ялики в основном используются на мелководье и в стоячей воде. Их корпуса настолько плоские, что обычно погружаются в воду всего на 5-10 сантиметров. Это делает плоские лодки незаменимыми для рыбалки в узких водjемах и прекрасным вариантом для использования на болотной местности.

Длина: обычно 4-5.5 метра

Вместимость: Обычно 2 человека, плюс капитан

Ожидаемые удобства:

  • Навигационное оборудование
  • Спасательное оборудование
  • Бак для рыбы
  • Маломощный подвесной мотор (часто менее 100 лошадиных сил)
  • Троллинговый мотор (иногда)
  • Система якорной стоянки на мелководье (иногда)
  • Платформа для заброса вперед (иногда)

Особенности:

  • Широкий нос с платформой для заброса снастей
  • Очень мелкая посадка

Плюсы:

  • Можно ловить рыбу на мелководье
  • Обычно обеспечивает спокойствие и тишину на воде
  • Отсутствие шума двигателя, отпугивающего рыбу
  • Плоский нос лодки обеспечивает отличный обзор

Минусы:

  • Ограниченное пространство для хранения личных вещей
  • Очень чувствителен к погодным условиям
  • Может использоваться только на мелководье
  • Обычно имеет мало места для образования тени или другой защиты от непогоды

Алюминиевая лодка

Когда дело доходит до прибрежной рыбалки, ничто не сравнится с алюминиевой лодкой. Ее низкий профиль позволяет ей перемещаться по мелководью, но в то же время более высокий надводный борт позволяет ей выдерживать более активное течении, чем может осилить плоская лодка. Вот почему они очень популярны среди рыболовов, ловящих рыбу в больших заливах.

Длина: обычно 5-7 метров

Вместимость: обычно 4 человека плюс капитан

Лодка с центральной консолью

Лодки с центральной консолью, пожалуй, самые универсальные и удобные из всех типов лодок. Как следует из названия, штурвал расположен на консоли посередине лодки. Это обеспечивает большую мобильность — у вас отличная видимость и вы можете свободно перемещаться по лодке, практически не рискуя запутать леску.

Более того, многие центральные консоли оснащены бортовым туалетом, что обеспечивает вам больший комфорт, чем другие лодки аналогичного размера. Центральные консоли бывают самых разных размеров — от 5 до 12 местров в длину.

Длина: 5-12 метров

Вместимость: 4–6 человек (в зависимости от размера лодки), плюс капитан.

Ожидаемые удобства:

  • Навигационное оборудование
  • Спасательное оборудование
  • Бак для рыбы
  • Лодочный мотор
  • Троллинговый мотор (иногда)
  • Система якорной стоянки на мелководье (иногда)
  • Туалет внутри консоли (иногда)

Особенности:

  • Консоль по центру, которая создает тень
  • Наличие туалета (иногда)

Плюсы:

  • Расположение элементов управления посередине означает, что вы можете обходить всю лодку по краям (возможность ловли на 360 °). Это означает, что вы можете следить за рыбой, когда она движется вокруг лодки, что делает рыбалку более эффективной. Кроме того, у вас будет меньше шансов сломать удочку или запутаться.
  • Их эксплуатация обычно дешевле, чем более крупных лодок.
  • Большая гибкостью, на ней можно ловить рыбу на берегу или на море в зависимости от погоды и того, чем вы хотите заниматься.

Минусы:

  • Меньше комфорта и удобств, чем в больших лодках. Туалет может быть, а может и не быть. Если есть, то внутри консоли. На небольших лодках это может быть неудобно для людей крупной комплекции.
  • Обычно там очень мало тени (во всяком случае, она ограничивается Т-образным верхом) и нет кондиционера или другой защиты от непогоды.

Классификация лодок

Рассмотрим основные критерии и параметры лодок.

В последнее время материал ПВХ получил большое распространение в судостроении. Преимущества полихлорвинила:

Этот материал уже постностью вытеснил резину.

Как правило, надувные лодки делают из пяти или семислойного армированного ПВХ. Обычно от 600 до 1100 грамм на квадратный метр. Чем толще материал, тем больше прочность лодки. Но и вес лодки при этом будет больше.

Надувные отсеки

Количество независимых надувных отсеков влияет на живучесть лодки на воде. И чем независимых надувных отсеков больше, тем лучше. Обычно в лодках без вклеенного транца два раздельных надувных отсека.

В таком случае лучше, если эти независимые отсеки разделяются посередине плавсредства на такие отсеки:

Такая конструкция позволит доплыть до берега в случае повреждения одного из баллонов.

В лодках с вклеенным транцем, как правило, три независимых отсека:

В моделях с надувным дном есть дополнительный отсек плавучести.

Диаметр баллонов следует выбирать исходя из условий водоёмов. Основным критерием будет высота возможной волны на водоёме.

Малый диаметр баллона на больших водоёмах при волнении может захлёстывать водой. Но не стоит гнаться за большими размерами.

Большие борта имеют большую парусность и на такой модели сложнее будет идти:

  • против ветра;
  • при боковом ветре.

И также большие баллоны уменьшают внутреннее пространство.

Если вы планируете ставить мотор, то плавсредство следует выбирать с вклеенным транцем. Кроме того, транец используется для установки вспомогательного оборудования:

  • держатели спиннингов;
  • датчик эхолота;
  • транцевые колеса.

Транец должен быть выполнен из влагостойкой фанеры. Он должен иметь накладки:

Накладки используют для защиты транца от сколов и повреждений при установке мотора.

На моделях без вклеенного транса возможна установка подвесного транца. Но такой вариант следует рассматривать только в том случае, если вы планируете использовать электромотор.

Палуба (пол)

Наличие жёсткого пола повышает комфортность. Жёсткий пол незаменим при ловле спиннингом стоя. Он позволяет уверенно стоять и перемещаться. Жёсткий пол улучшает ходовые качества и жёсткость, особенно при передвижении на моторе.

Существует несколько типов палуб. Каждый тип имеет как преимущества, так и недостатки. Выбор пола зависит от того, где и как вы собираетесь эксплуатировать лодку:

  1. Надувное дно в классическом виде не относится к жёстким полам. Однако современные надувные днища ничуть не уступают жёсткому настилу.
  2. Реечный пол — самый дешёвый и простой вариант жёсткого пола. Имеет относительно низкую жёсткость, достаточную только для гребной модели. Такой пол хоть и уступает по жёсткости следующим видам полов, но позволяет достаточно уверенно стоять. К тому же реечный пол легко складывается и раскладывается. Часто реечный пол можно, вообще, не вынимать из лодки при её сворачивании.
  3. «Книжка». Пол состоит из 3–4 частей фанеры. Части фанеры соединены между собой лентой ПВХ. Такой пол складывается по принципу «гармошки». Пол «книжка» имеет достаточную жёсткость для передвижения под мотором до 3–4 л. с. Его так же, как и реечный легко устанавливать и снимать с плавсредства. Такой пол тяжелее реечного и в сложенном виде занимает больше места.
  4. Пайольный пол состоит из 4–6 раздельных частей (фанера или алюминий). Раздельные части соединяются при помощи боковых элементов жёсткости. Этот тип пола самый распространённый среди моделей с вклеенным транцем. Пайольный пол имеет достаточную жёсткость для передвижения под мотором свыше 5 л. с. и применяется на большинстве надувных лодок. Минусы такого настила: значительный вес, время требующиеся для сборки и разборки.

Катамаран

Катамараны имеют две части корпуса и обычно используются для морской рыбалки. Две части корпуса обеспечивают большую устойчивость в сложных погодных условиях и большую топливную экономичность по сравнению с обычными однокорпусными судами.

Длина: обычно 7.5-18 метров

Вместимость: от 6 до 50 человек

Ожидаемые удобства:

  • Навигационное оборудование
  • Спасательное оборудование
  • Бак для рыбы
  • Туалет
  • Держатели удочек
  • Маленькая кухня
  • Спальная зона (иногда)

Особенности:

  • Две части корпуса одинаковой формы и размера
  • Достаточно места
  • Внутренняя зона отдыха и сидения

Плюсы:

  • Более стабильная, чем у большинства других лодок
  • Хорошая аэродинамика — это означает, что им требуется меньше энергии, что приводит к снижению затрат на топливо
  • Может быть очень комфортным и роскошным

Минусы:

  • Медленнее некоторых других типов

Байдарка (каяка)

Каяки — это рыболовные суда для одного рыболова (а в редких случаях — двух), используемые для ловли рыбы в реках, на стоячей воде и заводях. Благодаря относительно небольшому размеру каяков, группы рыболовов могут легко перемещать их и маневрировать по узким и мелким водным путям.

Поскольку в большинстве случаев каяки поставляются без мотора, для управления каяками требуется определенная физическая подготовка. Каяки иногда даже используются для морской рыбалки!

Длина : обычно 3.5-4.5 метра

Вместимость : 1 (очень редко 2 в специально разработанной каяке)

Удобства:

  • Держатели удочек
  • Иногда троллинговый двигатель и / или система крепления на мелководье.

Плюсы:

  • Байдарки маленькие, легкие, тихие. Это означает, что они могут получить доступ к узким и мелким водным путям, недоступным для других лодок. Это делает их идеальными для рыбалки на не очень бурных реках и в зарослях.
  • Их очень легко транспортировать и даже можно взять с собой на более крупной лодке, чтобы получить доступ в удаленные места для рыбалки.

Минусы:

  • Требуется больше ручной работы, чем на обычных лодках с мотором. Если на байдарке нет мотора, вам нужно не только забрасывать удочку, но и грести самостоятельно. Ключевой фактор здесь — выносливость.
  • Не подойдет для начинающих. Даже с опытным гидом на байдарке рядом с вами, вы будете находится один в лодке, управляться со снаряжением, веслами и удочкой. Тем, кто решит отправиться в море на каяке, следует собираться в группы и принять все меры безопасности.
  • Очень мало места для хранения вещей

Лодки для дрифта похожи на байдарки, однако они могут перевозить больше людей и обладают дополнительным комфортом и технологиями, которых обычно не хватает на байдарках (например, отопление).

На что обратить внимание при выборе надувной лодки?

Водоем, где она будет эксплуатироваться

В первую очередь нужно определиться, на каком водоеме будет эксплуатироваться плавательное средство:

  1. При рыбалке на крупных водоемах (например, Ладожское озеро) потребуется большая и мощная мореходная лодка.
  2. При рыбалке на маленьких прудах или узких реках не стоит тратить много денег на приобретение мощной лодки, вполне можно ограничиться самой простой и легкой надувной моделью.

Вместимость

Заранее следует определиться с экипажем плавательного средства: чем больше он вмещает пассажиров, тем выше стоимость. Покупка больших и вместительных моделей не всегда целесообразна, поскольку надувные лодки, рассчитанные на большое количество людей, зачастую возможно транспортировать только на автомобиле.

Отметим! При выборе следует учитывать, что грузоподъемность большинства моделей обычно превышает сами объемы груза, которые в них можно разместить.

Транец

Транец – это самая значимая часть любой надувной лодки, поскольку качество его вклейки и изготовления определяет степень безопасности во время эксплуатации плавательного средства.

На спортивных моделях в качестве основного материала транца обычно используется металлической профиль, но для рыболовных лодок будет достаточно и фанеры с повышенной водостойкостью.

При выборе необходимо уделить внимание следующим моментам:

  1. Качество вклейки. Различные производители используют для заделки ленту или специальный профиль, надежность будет зависеть не от способа, а от качества его исполнения.
  2. Наличие дополнительной накладки из металла, обеспечивающей защиту транца от разрушения при наличии на плавательном средстве двигателя.
  3. Стандартная высота – 385 мм, ее достаточно для установки мотора с коротким приводным валом.
  4. Наличие угла 5-7°относительно вертикальной поверхности. Некоторые модели лишены такой особенности, что сокращает число видов двигателей, которые можно на них установить, а также ухудшает регулировку наклона мотора.

Комплектация

Большинство ведущих производителей комплектуют надувные лодки дополнительными аксессуарами. Чаще всего в комплект включаются ручки для удобства транспортировки, наборы для самостоятельного ремонта, надувные сиденья и прочие приспособления, которые могут пригодиться в процессе эксплуатации.

Возможность установки мотора

Мотор можно установить на многие современные надувные модели вне зависимости от их размера, в первую очередь для этого следует обратить внимание на особенности транца, описанные выше в статье.

Отметим! Небольшим моделям с грузоподъемностью до 250 кг обычно достаточно маленьких моторов, мощность которых не превышает 3,3 л.с. Для многоместных плавательных средств с большой грузоподъемностью требуются более двигатели с мощностью около 15 л.с.

Надувная лодка

Надувные лодки идеально подходят для плавания по пресноводным порогам. Это те лодки, о которых вы обычно думаете, когда вспоминаете о рафтинге. Они помогут преодолевать бурные реки, как никакое другое рыболовное судно, но не стоит ожидать, что вы выйдете сухими после окончания поездки.

Моторная сланевая лодка

Хорошим вариантом для быстрого передвижения по водоему является моторная сланевая лодка. Транец в ней вмонтирован в каркас. Безопасность увеличивают выступающие буи-компенсаторы.

Конструкция подобного рода позволяет установить мотор мощностью более 10 л.с. Более того, в такой лодке больше отсеков в сравнении с гребной лодкой, также в такой лодке используются более плотные ткани. Это обеспечивает большую безопасность и надежность.

Надувные лодки со встроенными транцами могут обладать надувными килями, которые обеспечивают им выход на глиссирование, что существенно увеличивает скорость лодки и эффективность использования топлива.

Лодка для окуня (басовая)

Рыболовы обычно используют лодки для ловли окуня в пресной воде и, как следует из названия, обычно для ловли окуня. Они имеют более низкий надводный борт и V-образный корпус с открытой носовой частью.

Чаще всего басовые лодки оснащены высокотехнологичной навигацией, мощным подвесным мотором и удобными сиденьями. Из-за всего перечисленного они имеют довольно высокую цену по сравнению с другими типами лодок, которые также подходят для пресноводной рыбалки.

Длина : около 5 — 7 метров

Вместимость: 2–4 человека, вместе с капитаном

Ожидаемые удобства:

  • Навигационное оборудование
  • Спасательное оборудование
  • Бак для рыбы
  • Подвесной мотор
  • Троллинговый мотор
  • Система анкерного крепления на мелководье
  • Сиденье для рыбалки (обычные)

Особенности:

  • Удобные кресла
  • Все, что нужно для рыбалки (обычно это высокотехнологичные лодки)
  • Большое открытое пространство на носу для заброса удочек

Плюсы:

  • Лучшая рыболовная лодка для пресной воды
  • Удобные сидения
  • Достаточно быстрая

Минусы:

  • Вместимость всего 2-4 человека
  • Дороже, чем альтернативы

Дюралевые лодки для рыбалки


Дюралевая лодка SL470

Дюралевые лодки делаются из прочного дюралюминия, и, поскольку он не поддаётся сварке, все детали соединяются клёпкой.

Плюсы:

  • Хорошо «держит удар», вероятность заработать вмятину или получить пробоину при столкновении с препятствием крайне невелика.
  • Коррозийная устойчивость.
  • Большой срок эксплуатации (более 20 лет).
  • Несложное техническое обслуживание.

Минусы:

  • Слабые места – заклёпки. Со временем, из-за сильных нагрузок они могут срезаться.
  • Для транспортировки нужен как минимум багажник на крыше автомобиля.
  • Повышенный шум при движении на воде (дюралевый корпус сам по себе служит резонатором звука).
  • Все дюралевые плавсредства подлежат обязательной регистрации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]