Японские традиционные музыкальные инструменты


Самый популярный

Страна восходящего солнца особая, непохожая на другие. Поэтому национальный японский музыкальный инструмент тоже необычный. Его называют сямисэн. Это японский щипковый музыкальный инструмент. Он имеет три струны, прикрепленные к деревянному каркасу, обтянутому шкурой кошки, змеи или собаки. Инструмент обтягивают с двух сторон. Длина его 100 сантиметров. Играют на сямисэне при помощи специального приспособления — плектра, заменившего ранее применявшийся медиатор. Исполнители, обладающие высоким мастерством, могут извлечь из этого инструмента особые звуки — савари. Кроме того, сямисэны отличаются друг от друга высотой тона и тембрами. Сказители и певцы аккомпанировали себе во время выступления, играя на этом инструменте. Появление этого инструмента относят к середине 16 века. На сямисэне играют в трех разных стилях. Миньё — исполнение народных песен. Катари-моно — подыгрывание сказителю. Ута-моно — песенный стиль, используется для сопровождения театральных представлений Кабуки. На сямисэне обязательно должны были уметь играть гейши в эпоху Токугава.

Сякухати

Эта бамбуковая дудка. Она была заимствована у китайцев и впоследствии так полюбилась в стране восходящего солнца, что стала народным инструментом.

Ее название указывает на размеры: сяку переводится как «фут», хати означает цифру 8. Восемь футов в переводе на привычную нам меру длины составляет чуть больше полуметра.


Сякухати

Звуки сякухати просты, красивы и располагают спокойному медитативному состоянию. Существует порядка двадцати разных видов японской флейты.

При этом выделяют три главных игровых стиля:

  • тодзан – по имени основателя Накао Тодзана;
  • кинко – как память о придумавшем ее Куросаве Кинко;
  • меан – в честь киотского храма Меандзи.

Почти гусли

Существуют и другие японские струнные музыкальные инструменты. Существует большая группа, объединенная одним названием — бива. Эти японские музыкальные инструменты изготавливают из древесины тутового дерева, а струны делают из шелка. Самые ранние упоминания о них встречаются в документах, относящихся к VIII веку. Есть несколько разновидностей этих инструментов. Они имеют вытянутый, миндалевидный корпус, струны, играют на них при помощи плектра. Но есть и ряд особенностей, позволяющий отличать их друг от друга. Это не только внешний вид, звучание, но и различное предназначение. Гакубива использовалась для того, чтобы создавать особую музыку — гагаку. Размер этого инструмента 122*41 см. Он имеет 4 струны. Поперек корпуса наклеивают широкую черную ленту из кожи. Она предохраняет его от ударов плектра. Для придворных оркестров применяли пятиструнный вариант. Но со временем его перестали использовать. Слепые монахи играли на четырехструнной мосо-биве. Для того чтобы подыгрывать во время «Сказания о доме Тара», брали специальную хайкэ-биву с 4 струнами и 5 ладами. Расширенным диапазоном обладает сацума-бива. Этот инструмент имеет 4 струны, 4 высоко поднятых лада, а для игры используется самый большой плектр. Чаще всего ее использовали в провинции Сацума в период Эдо. А во времена Мэйдзи играли на тикудзэн-бива. Он мог иметь 4 или 5 ладов, в зависимости от этого менялась манера игры.

Вглубь веков. Музыка Японии Древнего периода

О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) — с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) — 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры. Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато. Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.). Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

То немногое, что осталось от доисторического периода, — это несколько песен, легенд и ритуалов, записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta»

(歌) могло обозначать в древности одновременно и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».

В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней.

Поэзия и музыка также занимают центральное место в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (箏/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.

Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы. Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия, согласно материалам обозначенного выше сайта, старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.

Не просто музыка

Японские народные музыкальные инструменты своим внешним видом напоминают барабан, флейту и гусли. Все барабаны в этой стране принято называть тайко, что в переводе означает большой барабан. Они появились в Японии в III-IV веке. Считается, что их родиной являются Корея и Китай. Японские барабаны подразделяют на две группы. Принадлежащие одной из них, можно настраивать, для этого имеются шнуры и винты. Их называют симэ-дайко. Относящиеся ко второй группе, — бё-дайко — имеют жесткую мембрану, закрепленную гвоздями, не позволяющую менять звучание инструмента. Корпуса инструментов выдалбливают из цельного куска твердой древесины. Барабаны участвуют при исполнении классической музыки, но и в народе широко распространены. В Японии считается, что игра на них развивает координацию, силу духа и дисциплинирует. Кроме того, игра на барабанах — это целое представление. Поэтому существуют музыкальные ансамбли, участники которых играют только на этих инструментах. Небольшой барабан в виде песочных часов называется цудзуми. Его настраивают при помощи шнуров, которые пропускают через мембраны с двух сторон. Мембраны при игре должны быть влажные, это обеспечивает лучшее звучание.

Доклад: Японская музыка

История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток. Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. Не исключается и применение в качестве ударных инструментов керамических сосудов. Общество тог8о времени характеризуется как общество рыболовов, собирателей и охотников, в духовной жизни которых господствовала магия. Музыка, естественно, являась частью магических ритуалов.

В период Чёй музыка сопровождала обрят похорон и земледельческие обряды.

Усиление процессов этнического объединения, ассимиляции и интеграции привело к формированию в период Конфун (3-ий – нач. 5-ого в.) гос. Образования Ямато, мифологической системы синто, а также фольклорных мистерий кагура, которые синтезировали в себе различные обрядовые песни и танцы.

Дворцовая музыкальная культура средневековых государств континента отражала иной музыкальный уровень мышления, тесно была связанга с буддийскими и конфуцианскими доктринами.

В 710 году при дворе японского императора образуетсяспециальная служба, ведующая вопросами дворцового церемониала и сопровождающей его музыки, — гагакурё. Одной из функций гагакурё было приобщение феодальной аристократии к музыкальной культуре континента и в перую очередь к дворцовым традийиям средневековых государств.

Почти всё многообразие музыки императорского двора с наступлением новейшего времени было объединено термином гагаку. В настоящее время обучение традициям гагаку, как одному из видов национально музыкальной классики, ведётся в Токитйском университете искуств и Государственной консерватории, существуют общества любителей гагаку.

В городской культуре наряду с дворцовой музыкой популярностью у различных слоёв населения пользовались песенки на современный лад, исполнявшиеся профессиональными певцами и танцорами, развлекательные сценкти, представления дэнгаку, тесно связанные с земледельчискими обрядами.

В период Асигака (1336-1573) разноообразные музыкальные театральные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс – театр ноо. Фольклорные представления устраивались при храмах и носили иллюстративно-повествовательный характер.

После падения сёгуната Токугава театр ноо стал общедоступным.

На рубеже 16-17 вв. возник театр кукол.

После буржуазной революции Мэйдзи начался активный процесс усвоения европейской музыкальной культуры, для чего первоначально использовались традиционные институты, в частности департамент гагаку. Однако уже с 1872 года в школах было введено обучение пению в европейской манере, а с 1887 года открылась Токийская музыкальная школа, гда преподавание осуществлялось с помощю приглашённых из Европы и Америки деятелей культуры. Началась концертная деятельность ряда европейских исполнителей. С XX века начали проявлять активность японские композиторы.

После окончания Первой мировой войны были освоены художественные принципы различных европейских течений, использовались элементы традиционной японской музыки. Наиболее крупной организацией японских музыкантов стала Японская лига современных композиторов.

После окончания Второй мировой войны произошло быстрое овладение яполнскими музыкантами различного рода исполнительской и композиторской техники. В 1946 году была восстановлена Япоская лига современных композиторов. Были организованы оркестры и опреные труппы, открыты новые музыкальные школы и колледжи, возникло множество небольших объединений композиторов. Созданы композиции в традициях европейской музыки 19- нач. 20 вв. и додекафонной техники. В 1955 году открылась студия электронной музыки. Начали проводится фестивали современной музыки.

Японская дудочка

Флейта из бамбука под названием сякухати также пришла в Японию из Китая. Ее название точно характеризует ее длину. «Сяку» — фут, а «хати» — восемь. По нашим меркам 54,5 сантиметров. Со временем ее научились изготавливать и в этой стране. На сегодняшний день эти японские музыкальные инструменты широко распространены. Всего их существует около 20 видов. Эта флейта является любимицей народа за красоту звучания и простоту изготовления. Оригинальные звуки, которые извлекают из нее музыканты, часто используются для написания музыки для медитации.

Необычная красота

Японские музыкальные инструменты, напоминающие гусли — это кото. Они были завезены в Японию в первом тысячелетии. Играли на кото в императорском дворце. Все аристократы должны были владеть им. Поэтому игра на кото входила в образовательную программу элитных слоев общества. Для того чтобы извлечь звук из этого инструмента, музыкант использует накладные ногти. Один для большого, второй для указательного и третий для среднего пальца правой руки. Предварительно при помощи мостов настраиваются лады. Существует два вида кото. На большом — длиной 1,8-2 метра,— имеющем 1 и более струн, используют для игры в оркестре. Он называется «со». Для сольно инструмента выбирают кото поменьше, длиной 1 метр с семью струнами. Самое популярное музыкальное произведение для этого инструмента — это «Рокудан-но сирабэ», написанное слепым Яцухаси Кэнге в XVII веке.

Японские музыкальные инструменты

На этот раз речь пойдёт не про японских исполнителей, а про традиционные музыкальные инструменты. Эта информация будет полезной и познавательной в первую очередь для тех, кто увлекается музыкой.

Бива — это национальный японский инструмент. Относится он к семейству под названием «лютни». Уже очень давно в стране Восходящего солнца стали широко известны две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива — это инструмент, имеющий грушевидную форму с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой. Эта головка в свою очередь имеет четыре колка для настройки четырех струн, сделанных из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Размеры гакубива имеет следующие: длина — 122 см и ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см). Чтобы сберечь деку от ударов плектра, поперёк её центральной части наклеивают широкую ленту из кожи, как правило чёрного цвета.

Позже появились и другие разновидности бива (сацумабива, сасабива, хэйкэбива). Чаще всего их использовали для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний.

Кото — это японский щипковый музыкальный инструмент. Кото, вместе с флейтами сякухати и хаяси, барабаном цудзуми, а также лютней сямисэном, относится к традиционным музыкальным инструментам Японии. Внешне кото очень схож с нашими гуслями.

Играют на этом инструменте с помощью накладных ногтей-медиаторов. Они надеваются на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Непосредственно перед началом игры, с помощью струнных подставок (мостов) настраиваются лады и тональности. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства.

Сякухати — это продольная бамбуковая флейта. В Японию она пришла из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Сегодня существует около 20-ти разновидностей сякухати. Стандартная длина сякухати — 1,8 японских футов или 54,5 см. Своё японское название данный музыкальный инструмент получил, исходя именно из своей длины (по-японски «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь»).

Сякухати имеет особый, неповторимый звук. Исполнитель может по своему желанию менять звук, издаваемый фейтой, придавая мелодии необычность и завораживающее звучание. Данное свойство флейты использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Для того, чтобы извлечь звук, музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

На сегодня знакомство с традиционными японскими музыкальными инструментами закончено. А напоследок предлагаю насладиться их приятным звучанием.

<�Японская рок-группа из Инносимы Porno Graffitti

X JAPAN поедут в мировое турне в 2014?>

Родственник гобоя

Какие же еще бывают японские музыкальные инструменты? Духовой — хитирик. Этот инструмент считается прародителем гобоя. Его изготавливают из бамбука и украшают корой вишневого дерева. Он имеет небольшой размер и диапазон звучания всего в одну октаву. Внешне хитирик напоминает флейту. На корпусе имеются отверстия, для извлечения звука, а также кольцо для регулировки тона и громкости.

А есть в Японии необычный музыкальный инструмент, на котором может сыграть каждый желающий. При этом необязательно обладать музыкальным слухом. Произойдет это само собой, когда вы будете мыть руки. Речь идет о суйкинкуцу.

Вторая половина 70-ых. Протестная музыка и осознание проблем.

В 1978 в Англии появились Sex Pistols с нонконформистской повесткой и стали кумирами для молодых людей по всему миру. Большинство японских групп копировали стиль и подачу британцев, однако были те, кто пытался создать собственные, непохожий на западный проекты.

Friction

Friction появились одними из первых на зарождавшейся рок-сцене Японии. Перед созданием группы «Reck» и Тацуя Накамура несколько лет прожили в США, где играли в группах Лидии Линч и Джеймса Ченса. Позже они вернулись в Японию и создали первый панк-рок коллектив в стране. В 1978 году к ним присоединился гитарист Цунемацу Масатоси. Первый альбом команды «Atsureki» (с японского Трение) спродюсировал клавишник Yellow Magic Orchestra Рюити Сакамото. Friction копировали стиль американских панков, однако в отличие американцев японцы делали технически качественную музыку. Они умели играть на инструментах, качество звука и сведение были на более высоком уровне, а сами музыканты на сцене вели себя достаточно сдержанно. И выглядели скорее как рокнролльщики 60-х – разноцветные рубашки с воротником, брюки и зачёсанные назад волосы.

Inu

Проект Inu (с японского собака) просуществовал несколько лет и выпустил только два альбома. Первый альбом—Ushiwokamaru Name Tottarado Tsuitaru Zo! был записан во время полугаражных выступлений. Лидер группы Мачизу Мачида отмечал в интервью, что критики считали «сырой» и «грязный» звук альбома авангардистским экспериментом, хотя на самом деле музыкантам просто недоставало навыков игры на музыкальных инструментах. Типичный панк-рок западного образца – нечленораздельные крики, расстроенные гитары и низкое качество звука дополнялись необычными для жанра инструментами – гармоникой, волынками и электронной аппаратурой, на которой чаще записывали техно. Мачида вставлял в записи различные эффекты—марш солдат, выстрелы ружей, стоны и случайные реплики из фильмов, а также запикивал отдельные слова. Через несколько лет после первого вышел единственный студийный альбом группы Mushi Kuuna! В этот раз музыканты ответственно подошли к записи и сведению альбома. Звук стал намного чище, у песен появились ритм и тема. Несмотря на панк-направленность, альбом был неоднороден. Если в первых песнях чётко слышны цепляющий поп-мотив, энергичные перкуссия и ритм-секция, то в середине музыка замедляется, гитары начинают скрежетать, дисторшн заглушает выкрики Мачиды, а барабаны монотонно отбивают один и тот же ритм. К концу альбома энергичный, более чистый звук возвращается, бит ускоряется, а вокал превращается в несвязный гул.

Phew

Одна из ключевых фигур японской авангардной сцены – Phew. Исполнительница начала свою карьеру в 1978 году в Aunt Sally, группе игравшей смесь панк-рока и психоделики. Aunt Sally просуществовала всего два года, успев поработать с известными экспериментальными коллективами из Германии — D.A.F, Einstürzende Neubauten и Can. Ритмичный, монотонный вокал и мелодичные «детские» звуки клавесина с вступавшим барабанным маршем сменялись на быстрый цикличный мотив, чем-то напоминавший ранних Pink Floyd, а затем переходил в авангардную какофонию с рваным ритмом и срывающимся на крик вокалом. В 1981 году Phew начала сольную карьеру и в том же году выпустила импровизационный альбом Phew. В создании участвовали Хольгер Шукай и Яки Либецай из немецкой Can. А записывался и сводился альбом в студии известного продюсера Конрада Планка в Кёльне. Получился минималистичный пост-панк альбом с обилием скрипучих электронных звуков, простых перкуссионных партий с тягучим монотонным вокалом. Как и многие альбомы того времени, Phew был переоткрыт относительно недавно и получил высокие оценки у современных критиков.

Jun Togawa

Дзюн Тогава родилась в стране, чьё общество отвергало прошлое и не давало открыто обсуждать проблемы настоящего. С помощью музыки Тогава привлекала внимание аудитории к двум главным запретным темам в Японии: историческому ревизионизму и сексизму. Она начала заниматься музыкой, когда стало понятно, что в японском обществе ожидаются перемены — здоровье императора Хирохито ухудшалось, эпоха Шова подходила к концу, а на смену модерну в японской культуре приходил пост-модерн.

В 1981 году Дзюн присоединилась к Guernica — авангардной электро-кабаре группе. Участники группы одевались в соответствии с модой 40-ых годов: зачёсанные набок волосы, изящные костюмы у мужчин и женственные платья, украшения и аккуратные укладки у Дзюн. Обложки альбомов напоминали пропагандистские плакаты 30-х годов — влюблённые пары стоят на фоне крупных заводов и смотрят в чистое синее небо, мечтая о сильной модернизированной Японии. Музыка Герники обращалась к ностальгии о предвоенных временах и при этом сочетала в себе элементы популярной немецкой музыки первой половины XX-го века.

Guernica критиковала попытки государства переписать историю. Новая государственная идея о том, что «добро победило зло» — новая демократия поборола военный милитаризм и обновила Японию, должна была заменить утопию мощной модернизированной империи. С помощью пропаганды государство пыталось навязать новые идеи национальной идентичности и научить японцев воспринимать прошлое, как случайное недоразумение, которое теперь должно быть забыто.

В 80-х начался «Золотой век» японской поп-музыки. Наиболее коммерчески успешными проектами были исполнительницы kawai shojo (с японского «милая девушка») —сексуализированный образ инфантильной девушки, которым часто пользовались «айдору» — поп-идолы того времени. Сама Дзюн считала себя антиподом этого образа. Лёгкая воодушевляющая мелодия накладывалась на мрачный нигилистичный текст — неравенство полов, менструация, насилие над детьми и жестокость были лейтмотивом песен Тогавы. Сама исполнительница часто использовала образ насекомого, пела на сцене в костюме стрекозы и отмечала в интервью свою любовь к паразитам и червям, которые олицетворяли для неё свободу от человеческого влияния.

Подземная мелодия

В переводе это слово означает «пещера водного кото». Раньше такие приспособления устраивали на родниках, но в современном мире их можно найти в парках, в магазинах, в жилых помещениях. Японцы любят звуки суйкинкуцу и хотя звуки извлекает не человек, а природа, но настраивают его все равно люди. Он представляет собой зарытый в землю кувшин, перевернутый кверху дном. Вода проникает в кувшин через отверстие в донышке, рождая незамысловатые мелодии. Лучше всего подходят керамические кувшины, хотя используют и металлические. Те, кто впервые слышит звуки, исходящие из-под земли, бывают поражены, когда узнают, как на самом деле устроен этот инструмент.

Япония — это необычная страна. Поэтому и японские музыкальные инструменты, фото которых представлены в статье, отличаются оригинальностью. Конечно, лучше всего не рассматривать изображения, а услышать, как они звучат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]