Сведения общего характера
Как оценивает википедия, Япония (в транскрипции с японского языка Нихон коку) – полностью располагается на островах Тихого океана и относится к Восточной Азии. Её ближайшие соседи – Россия, Китай, Южная Корея и КНДР. Население Японии на 2015 год составляет 126, 91 миллионов человек, причем среднегодовое снижение численности составляет более 200 тысяч человек в год. Карту Японии можно представить в виде государства, расположенного на 4 крупных островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также множестве мелких островов. Столица Японии – Токио с численностью более 18 млн. человек (с Иокогамой). Наиболее крупные города Японии: Осака, Киото, Кобе, Кавасаки, Тиба, Нагоя. Денежная единица – йена.
Государство можно смело отнести к мононациональному образования, так как почти 99% населения Японии составляют японцы. Это условие во многом определяет бережное сохранение традиций и культуры. Так внешний облик крупных городов приобрел ультрасовременный вид, но на окраинах, практически везде, бросается в глаза национальный стиль. Соответственно и государственный язык – один, японский.
Официально Япония считается монархией с конституционным ограничением, даже империей. Все вопросы внешней и внутренней политики решает премьер-министр. Высшая законодательная власть сосредоточена в двухпалатном парламенте. Флаг Японии представляет собой белое полотнище, в центре которого находится красный круг. Этот символ солнца как бы подчеркивает укоренившееся название – Страна Восходящего солнца. Время в Японии на всех островах единое и опережает московское на 5 часов.
Год Японии в России. Мероприятия в России. Часть 1
2016 год стал знаменательным для отношений России и Японии. В мае 2021 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ встретился с президентом РФ В.В. Путиным в Сочи, а в декабре 2021 года Японию президент России нанёс ответный официальный визит. В ходе встреч главы государств договорились о проведении в 2021 году перекрестных годов России в Японии и Японии в России. 30 регионов России охватят многочисленные мероприятия, призванные познакомить жителей нашей страны с богатой историей и самобытной культурой, а также современными тенденциями в искусстве, медицине и других сферах жизни Страны восходящего солнца. Было запланировано провести более 400 мероприятий на территории России – выставки, фестивали, концерты, конференции, семинары, гастроли театров и музыкальных ансамблей, показы кино, спортивные соревнования и другие. Все мероприятия в рамках перекрестного года получают поддержку на официальном уровне – Посольства Японии в России, Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске и других ведомств.
И хотя прошёл уже шестой месяц перекрестного года Японии в России, официальное провозглашение состоялось совсем недавно, 26 мая в Большом театре в Москве. На церемонии присутствовали представители культуры, общественно-политических и деловых кругов двух стран, а открыли ее сами президент России и премьер-министр Японии. На открытие приехал всемирно известный ансамбль японских барабанщиков «Drum Tao», специально подготовивший особое выступление для этого мероприятия. Программу церемонии составили не только игра на традиционных японских инструментах, но и акробатические и хореографические номера, выступление Центра японских боевых искусств «Будокан», а также показ национальной японской одежды.
При этом уже более полугода можно наблюдать плоды совместной культурной деятельности двух стран. В преддверии года Японии в России 15 ноября 2021 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве открылась выставка «История России ХХ века в лаковой миниатюре», которая проработала до 21 января 2021 года. На выставке были представлены миниатюры российских мастеров, выполненные в уникальной технике, представляющей собой соединение иконописных традиций с техниками лаковых миниатюр — традиционно японского искусства. На лаке мастера изобразили страницы российской истории от событий революции до распада СССР (установление советской власти, Великая отечественная война, первый полет в космос, олимпиада в Москве), и потому сочетание лаковой техники и современных сюжетов смотрятся особенно необычно.
5 декабря 2021 года в этом же музее прошел показ спектакля «Лицо мужское – женское», хореографом которого стал Морихиро Ивата – японский артист балета Большого театра, возглавляющий в настоящее время Бурятский театр оперы и балета в Улан-Удэ. В числе организаторов данных мероприятий — корпорация РАНА (RHANA), сфера специализации которой – антивозрастная и эстетическая медицина. Интересна нам эта корпорация тем, что уже на протяжении нескольких лет сотрудничает с Японией в научной и культурной областях, а в год Японии в России запустила собственный проект «Культура жить. Активное долголетие», в рамках которого планируется проведение культурных и научных мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и Владивостоке. В мероприятиях примут участие артисты балета Большого и Мариинского театров Иван Васильев и Мария Виноградова, театральный режиссёр и продюсер Андрис Лиепа и российская балерина, актриса театра и кино Илзе Лиепа, советская и российская актриса театра и кино, певица Ольга Кабо и другие известные артисты. Важная составляющая проекта «Культура жить» – благотворительные мероприятия, часть средств от которых будет направлена в российский фонд «Линия жизни» и японский «Красный крест» для помощи тяжелобольным детям. Так, 28 февраля 2021 года в театре «Геликон-Опера» в Москве прошел благотворительный концерт «Счастье жить» в постановке Андриса Лиепы, объединивший на одной сцене российских и японских звезд оперы, балета и эстрады. Знаменитые артисты также прочитали японские стихотворения хайку и танка.
Январь
С 18 января по 25 марта сначала в Казани, затем в Северной столице прошла выставка «Куклы Японии». В Японии изготавливают куклы уже более тринадцати веков, и их видов, различных по форме, внешности и функции, существует огромное множество. Неслучайно Японию нередко называют «страной кукол». С древних времен куклы для японцев – это не просто предметы искусства, но и атрибуты религиозных ритуалов, поэтому они являются важной частью повседневной жизни японцев. Экспозиция выставки включала фарфоровые, деревянные, тканевые, глиняные игрушки различных видов – образцы кукол, связанных с сюжетами театров Но, Кабуки и Бунраку, кукол для девочек хина-нингё (雛人形), кукол для мальчиков сацуки-нингё (五月人形) и многих других, имеющих собственные уникальные особенности и смысл.
С 19 по 27 января 2021 года в нескольких городах Дальнего Востока (во Владивостоке, Южно-Сахалинске, Хабаровске) прошли выступления ансамбля японских барабанщиков «SAI». В 2012 году эта группа взяла первенство на конкурсе игры на японских барабанах в Восточной Японии. Также ансамбль принимал участие в съемках рекламных роликов для McDonald’s и Google. Каждое выступление группы – это необыкновенное зрелище, наполненное трюками и динамичным ритмом барабанов.
Предлагаем оценить творчество коллектива и посмотреть одно из их выступлений:
С января по май в Государственном музее Востока в Москве, а также в московских кинотеатрах «Звезда» и «Факел» прошли показы целого ряда известных японских фильмов на японском языке с русскими субтитрами: «Тора-сан ударился в религию», «Дневник рыбака-дурака», «Река светлячков», «Никчемный человек», «Мои тайные сокровища», «Когда живешь с отцом», «Вишневый сад», «Исцеление», «Мелкий снег», «Семейные игры», «Гора Цуруги: хроника тригопунктов» и других, на которые мог попасть любой желающий.
Февраль
28 февраля в Государственном историческом музее в Москве открылась выставка «Очарование Японии. Памятники японской художественной культуры XVII–ХХ веков из собрания Исторического музея и коллекции А.Г. Егорова». Экспозиция демонстрирует более 100 уникальных образцов японского декоративно–прикладного искусства XVII–XX веков: посетители имеют уникальную возможность увидеть миниатюрные нэцкэ (根付, брелоки, которые японки носили на шнурке на поясе кимоно), окимоно (置き物, статуэтки для украшения интерьера), изделия из цветных эмалей, самурайское оружие, цубы (鍔, аналог гарды у японского клинкового оружия), кимоно (着物), гэта (下駄) и другие предметы искусства, многие из которых представлены впервые. Одна из «изюминок» коллекции – сундук генерал-губернатора Голландской Ост-Индии Корнелиса ван дер Лейна, сделанный в XVII веке, убранство которого представляют сцены из классических японских литературных произведений. Еще в 1873 году некоторые экспонаты были продемонстрированы на Всемирной выставке в Вене и привели в восторг искушенную европейскую публику. Выставка продлится до 4 сентября, не упустите шанс!
Март
С 1 по 18 марта в Государственном музее Востока в Москве прошла еще одна выставка, посвященная японским куклам, – «Праздник кукол», на которой были представлены около 80 уникальных кукол. Также посетители узнали историю японского праздника Хинамацури, корни которого уходят в прошлое более чем на тысячу лет.
В марте в Москве японской компанией Mitsubishi Electric и известными российскими фотографами была организована совместная фотовыставка «Япония: традиции и современность», на которой были представлены более 60 фото уникальной природы и городских пейзажей страны, в которой гармонично сосуществуют вековые традиции и передовые технологии в различных сферах жизни японского общества – в культуре и религии, в промышленности и моде, и самое главное, в повседневной жизни японцев.
20 марта в Курске открылась выставка «Япония: мир в капельке дождя», которая продлится до 20 ноября. Среди экспозиции выставки — репродукции картин японских художников, произведения японских писателей и поэтов, книги по истории, философии и религии Японии, а также работы воспитанников детских творческих объединений Дворца пионеров и школьников г. Курска, выполненные в техниках оригами и икебана. Организаторы выставки надеются, что подобная презентация японской культуры и искусства сподвигнет посетителей на изучение японского языка, литературы, кинематографии, музыки Страны восходящего солнца.
Экспозиция «Мир японских кукол кокэси» продолжила череду выставок, посвященным японским куклам. Она открылась 21 марта в городе Кунгур Пермского края в местном Музее истории купечества. Эта выставка целиком и полностью посвящена кокэси — японским деревянным куклам, покрытым росписью, для которых характерна простая форма с узким туловищем и круглой головкой. Каждая такая кукла раскрашивается вручную и на нижней части имеет подпись мастера.
23 марта в Доме Гоголя в Москве прошел Вечер японской литературы и традиционного японского танца. Томоми Орита, японская актриса Московского драматического театра «АпАРТе», познакомила гостей с искусством традиционного японского танца, а выдающийся переводчик с японского языка Татьяна Львовна Соколова-Делюсина помогла гостям окунуться в удивительный мир японской поэзии. К слову, Татьяна Львовна осуществила первый полный перевод романа японской поэтессы и писательницы рубежа X-XI веков Мурасаки Сикибу «Повесть о Гэндзи» (源氏物語 \ Genji monogatari), а также переводы классических и современных писателей, таких, как Идзуми Сикибу, Мацуо Басё, Дадзай Осаму, Сэридзава Кодзиро, Кага Отохико и других.
Еще один ансамбль барабанщиков, посетивших Россию в этом году, – всемирно известная группа «Kodo», впервые заявившая о себе в 1981 году на местном фестивале искусств. С этого времени коллектив с оглушительным успехом выступает по всему миру. Их выступление в России, приуроченное к 35-летию ансамбля, состоялось 29 и 31 марта в центральных городах страны – Санкт-Петербурге и Москве. Барабанщики представили композицию «Винтовая эволюция», разработанную совместно с артистом театра Кабуки, обладателем титула «Живое национальное достояние Японии» Тамасабуро Бандо, в которую включены театральные и танцевальные элементы. Выступление в России стало первой демонстрацией этого номера за рубежом.
Оцените завораживающую игру этого коллектива:
В следующих статьях вы узнаете новые подробности празднования Года Японии в России. Поделитесь в комментариях, на каких мероприятиях вам уже довелось побывать, что вам понравилось и запомнилось?
Также не забудьте заполнить форму ниже и получить бесплатные уроки по иероглифам ↓
Рекомендуем:
Формирование традиционных и культурных ценностей
Традиционные японские ценности – это дань историческому развитию страны. Основы культурного наследия следует искать в том периоде, когда предки-переселенцы с материка начали обживать острова – этап Дзёмон. На развитие культуры и рождение особой японской самобытности сказалась длительная самоизоляция от другого мира – так называемая, политика сакоку. Только с середины XIX века начались реальные контакты японцев с другими нациями, когда зародился этап Мэйдзи. Несмотря на длительное поддержание собственной идентичности, начиная с 60-х годов прошлого столетия, явственно стало просматриваться влияние Китая, Европы и США.
На особый японский менталитет, несомненно, сказалась длительная изоляция, географическое положение и особенности климата. Такие мощные факторы, как частые землетрясения, тайфуны, ураганы, цунами не могли не повлиять на формирование своеобразных традиций и культуры. Японцы почувствовали необходимость оживлять неживую природу, придавая различным явлениям живые образы. Отличительной чертой японцев стало умение искренне восхищаться мгновениями натуральной природной красоты. Традиционное японское искусство выросло именно из этих ценностей.
К традиционным японским ценностям, накладываемым отпечаток на все стороны жизни, следует отнести аскетизм, семейная обрядность, порядочность, нормы приличия, чувство достоинство, что в той или иной степени связывалось с религией, а потому давали глубокие корни. Эти нормы, порой доведенные до абсурда, до настоящего времени в целом поддерживаются. Для японца вполне норма жесткая субординация, напоминающее в определенной мере преклонение. В обществе характерно объединение людей по социальным принципам, с созданием особых отношений внутри группы, и слабыми контактами между группами. Особо отношение у японцев к пониманию долга и обязательств (особая категория – гири).
Катастрофическое цунами в Японии 2011 года особо ярко проявили черты общества. Японские традиции во многом определяются влиянием таких разрушительных факторов. И новое испытание доказало, что люди сохранили тот багаж, который порождает патриотизм, трудолюбие, высокую самоотдачу.
Влияние культуры на японскую моду современного времени XX столетия
Разумеется, культура и искусство XX века стран мира, также как и Японии оставили свой след и на моде, которая по сей день сохранила свои тенденции. С появлением аниме, японцы, а в последствие и жители других стран, стали подражать героям, облачаясь в наряды мультипликационных персонажей, и копируя их жесты, поведение, высказывания.
В некоторых районах Японии можно встретить молодежь, которая относит себя к определенной субкультуре. К примеру, сторонники готического движения постоянно облачаются в черные наряды, кружевные жабо, кожаные перчатки. Любители RnB и хип-хопа зачастую посещают солярии, чтобы их кожа приобрела неестественный оттенок загара, не присущий для японцев, а также выкрашивают свои волосы в белый цвет.
А вот девушки и парни, предпочитающие стиль «фрутс» выбирают для себя яркие наряды, причем одевают их в несколько слоев и сопровождают при этом разноцветными аксессуарами.
<�Японские куклы Коты счастья из Японии>
Особенности языка и литературы
Японский язык уже много веков является важным составным элементом культуры. Сама концепция иероглифов очень сложна в написании. В их основе лежат 3 вида иероглифов: китайское кандзи, а также слоговая азбука катакана (угловатый вариант) и хирагана (округлый тип). Древнекитайские символы стали корневой основой, но путем добавления японских слогов, появилось особое чтение иероглифов, что дало возможность формированию особого классического японского языка, давшего толчок к активному развитию специфической японской литературы. Выписывание иероглифов с давних времен считается настоящим искусством. Для упрощения перевода для иностранцев разработана специальная транскрипция в латинской графике – ромадзи. Для русскоговорящих людей создана система Поливанова для подачи иероглифов в виде кириллицы.
С учетом национальности первых переселенцев, в период зарождения японской литературы явно просматривалось влияние китайской культуры. Первые истинно национальные, своеобразные литературные творения относятся к VII — VIII векам, когда появляются сказания «Кодзики» и исторические летописи «Нихонги». В этот же период создаются стихотворные творения. Они стали основой постепенного развитие таких стилей, как вака, танка и хайку, которые и в наши дни имеют почитателей по всему миру. Произведения великого Басё в стиле хайку переведены, практически, на все основные языки мира. В мировую литературную сокровищницу вошли творение таких мастеров, как Абэ, Кобо, Акутагава, Кэндзабуро, Харуки, Рю, Кобаяси Исса.
Отражение национального искусства в культуре XX века
Обогатившись новыми знаниями, культура Японии позволила перейти кинематографу на новый уровень. Поначалу японцы стали производить фильмы, в чем-то напоминающие обычные театры, но уже спустя время игровая манера реформировалась в сторону реализма. И в каждом японском фильме до сих пор отражается суть страны, которая демонстрирует простоту, созерцательность и лаконизм.
Кстати, в середине XX века в Японии уже существовало шесть крупных кинокомпаний, и примерно в тоже время началось творение шикарных картин всемирно известным Акира Куросава.
Также искусство Японии обогатилось новым жанром – аниме, который обрел мировую популярность. Поначалу происходило подражание западным коллегам, в том числе и Disney, но затем японцы решили увеличить персонажам глаза, чтобы придать своим героям отличительные признаки.
Японская литература совершила настоящий переворот в сознании читателей, покорив их драматизмом и откровенностью, а также объединив в себе реальность и мифичность. И, пожалуй, следует назвать имена писателей, которые стали основоположниками такого искусства в Японии – Юкио Мисима и Кэндзабуро Оэ.
Конечно же, нельзя забывать и про музыкальную сторону Японии. В начале века особой популярностью пользовались инструменты сякухати и сямисэн, но вскоре они отошли на задний план. Ведь японские сердца были покорены синтезаторами и электрогитарами, которые в дальнейшем смогли завоевать мировое признание.
Особенности религиозного влияния
Религия сыграла ключевую роль в развитие всех сторон островного общества, в т.ч. формировании традиционных и культурных ценностей. Религия в Японии имеет две ветви: буддизм и синтоизм. Основу синтоизма составляет обожествление природных явлений, что и породило отношение японцев к неодушевленной природе, как к живым существам. Она же учит людей жить в гармонии с природой. Именно синтоизм в достаточной степени олицетворяет нацию и её культуру.
Буддизм появился в Японии значительно позже, чем синтоизм, а потому в меньшей мере повлиял на формирование культуры. Пожалуй, наибольший след он оставляет в традиционной архитектуре. В целом, обе названные религии в достаточно степени переплелись, и теперь трудно их выделить в чистом виде.
Фестиваль традиционной и современной культуры Японии
Нижний Новгород
Фестиваль традиционной и современной культуры Японии пройдет с 11 по 16 мая в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н. А. Добролюбова.
12 и 13 мая в НГЛУ состоятся мастер-классы по традиционному танцу (необходима регистрация в группе Японского центра).
14 мая в 14.00 в большом актовом зале НГЛУ пройдет гала-концерт, на котором выступят мастера и ученики танцевальной школы Тосю-рю. Подтвердить участие можно по электронной почте ([email protected]) или в группе Японского .
Вечером 15 мая (ориентировочно в 19.30) на Нижегородской ярмарке состоится огненное шоу от группы Genso-Unrave.
Особенности развития изобразительного искусства
Как и вся культура целиком, изобразительное творчество Японии развивалось своим путем, приобретая утонченность и своеобразие. Японская живопись – это древний и ни с чем несравнимый способ самовыражения нации. Её невозможно спутать ни с одним художественным направлением, существующим в мире.
В живописных полотнах на первый план выдвигается природа, как божественная основа существования всего. Одним из первых направлений в истории живописи стало иллюстрирование литературы – горизонтального вида свитки в стиле ямато-э. Немного позже появляется стиль суми-э в форме одноцветной акварели. Начиная с XVII века, популярность приобрели деревянные гравюры (укие-э) с показом гейш, сцен театра кабуки, природы. Эти своеобразные японские стили оказали заметное влияние на развитие мировой живописи.
Особым шармом обладает японское декоративно-прикладное творчество. Особое мировое признание получили традиционные куклы. Далеко за пределами Японии разнеслась слава таких направлений прикладного искусства, как нэцкэ, оригами, икебана, бонсай, тэмари, тканная роспись, чайная керамика.
Японская скульптура развивалась в виде доведения до совершенства фигур из обожженной глины. Керамические фигурки-идолы (догу) считаются одним из древнейших направлений национального искусства. Значительное место занимают скульптурные фигуры животных, птиц и людей из керамики.
С приходом буддизма на острова в скульптурном творчестве появились изваяния Будды. В качестве материала стала активно использоваться древесина, с последующим покрытием лаком, позолотой. Значительно реже использовалась бронза.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/kultura-yaponii-posle-vtoroy-mirovoy-voynyi/
Примеры похожих учебных работ
Развитие печатной гравюры 20-х годов 20 века
… художники в большинстве своём не ограничивались каким-либо одним видом гравюры, а пробовали свои силы и в смежных областях … – в 1464 году. Толчком к развитию гравюры как самостоятельного вида искусства послужило, как известно, развитие наук, культуры, …
Российское рок-движение в критике 80-х годов ХХ века
… же такое рок и как он появился, пишет, что есть несколько мнений на этот счет. По одному из них, рок есть «просто-напросто английская и американская народная музыка». А по-другому, …
Культурная жизнь в СССР в 20-е годы XX века
… обучения с производством; Преемственность в воспитании и образовании; Совместное обучение. 2.2. Преобразования. Школа. Первым шагом в направлении … в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. …
Стихи и поэмы 40-х — начала 50-х годов XX века
… характерно стремление к фи-лософско-историческому осмыслению действительности. Поэты не ограничиваются выражением патриотического чувства, а … Я. Смелякова. Славную историю России воспевает поэт в стихотворении «Пряха», где создает аллегорический, …
Наука,образование,культура в Казахстане в 20-30 гг.20 века
… подходов к развитию науки и управлению НТП в соответствии с задачами становления Казахстана как суверенного государства. Вопросы формирования самостоятельной научно-технической политики и системы управления наукой страны были положены в основу Закона …
Особенности театрального творчества
Японский традиционный театр – это визитная карточка страны. Одним из первых направлений театрального искусства считается театр «но», где артисты выходили играть в масках и шикарных костюмах. В XVII веке появился наиболее известный вариант сценического творчества – театр кабуки. Играли в таком театре только мужчины, а на их лица накладывался внушительный слой грима. Мужчины играли и женские роли (оннагата). Параллельно развивался еще одно знаменитое театральное направление – театр банраку (с марионетками).
Нельзя оставить без внимания особое своеобразие – японская анимация «аниме», которая изначально нацеливалась на взрослых людей. В таких лентах, чаще всего, перерабатывались национальные комиксы – манги.