Наверное, почти все представляют себе, как выглядят старинные японские рисунки, изображающие сексуальные сценки, иногда даже слишком откровенно, но не все знают, что этот вид искусства называется сюнга.
Название этого вида живописи переводится как «изображение весны». Под весной японцы часто подразумевают секс. Вообще сюнга содержат в своих картинках много символизма, так бутоны сливовых цветов символизируют невинность, а разложенная ткань –приближение семяизвержения.
Эротика как искусство
На выставке эротических ксилографий в Британском музее «Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве» быстро понимаешь, насколько неправильно было бы отвергнуть выставленные работы, посчитав их обычной порнографией.
Куратор выставки Тим Кларк говорит: «Думаю, люди удивлены этими откровенными сексуальными произведениями, их красотой и юмором и, конечно же, большим гуманизмом».
Тим Кларк, куратор выставки
Одной из его любимых работ из числа 165 представленных в каталоге является набор из 12 оттисков авторства Тории Киёнага (1752-1815). Обнимающиеся фигуры нарисованы исключительно тонко, а смелое кадрирование композиций позволяет зрителю еще ярче ощутить реальность изображенных сцен.
Кларк говорит, что более всего восхищен «чувственностью и утонченностью резчиков и печатников», превративших тончайшие линии рисунков Киёнаги в ксилографии.
Выставка картин сюнга является результатом научного проекта, который стартовал в 2009 году и привлек 30 сотрудников. Цель проекта — «восстановить собрание работ и подвергнуть их критическому анализу», — говорит Кларк.
Около 40% работ, представленных на выставке, принадлежат Британскому музею, где сюнгу начали коллекционировать с 1865 года. Значительная часть остальных работ принадлежит Международному исследовательскому центру японистики в Киото.
Любимое определение сюнги для Кларка — это «сексуально откровенное искусство», где ударение делается на слове «искусство». Он о. Удивительно, но практически все известные японские художники того времени рисовали сюнгу.
Как объясняется в экспозиции, ранние сюнги делались из дорогих материалов. Их ценили и передавали из поколения в поколение. Зафиксировано, что один живописный свиток сюнги стоил пятьдесят моммэ серебра – суммы, достаточной в те времена для покупки 300 литров соевых бобов.
Помимо совершенно очевидных, у сюнги есть и необычные способы применения. Считалось, что они имеют способность укреплять мужество воинов перед битвой, а также являются талисманом, защищающим от огня.
Помимо развлекательного значения, сюнга также выполняла образовательную функцию для молодых пар. И несмотря на то, что их авторами были исключительно мужчины, считается, что многим женщинам тоже нравилось рассматривать эти рисунки.
Нисикава Сукэнобу Сюнга. Мужчина соблазняет молодую женщину, позади на полу лежит сямисэн. Раскрашенная вручную ксилография с зеленым фоном. Такой же оттиск, однако не раскрашенный, находится в коллекции Музея изящных искусств Бостона. (1711-1716)
Живопись, горизонтальный свиток, сюнга. Одна из 12 эротических встреч. Взрослый самурай и юная девушка обнимаются под одеялом. Женщина поправляет постель. Чернила, краска, золотой и серебряный пигмент, золотой и серебряный лист на бумаге. Без подписи. (Начало XVII века)
На многих отпечатках сексуальное удовольствие показано как взаимные ласки. «Они прочно связаны с повседневностью», — говорит Кларк. «Часто изображается секс в будничной обстановке, между мужьями и женами».
Оттиск, демонстрирующийся в самом начале экспозиции, является таким примером. «Поэма подушки» Китагавы Утамаро (ум. в 1806 г.) изображает любовников в комнате на втором этаже чайного домика. Их тела переплетены под роскошными одеждами, и он страстно смотрит в ее глаза. Из-под кимоно видны ее ягодицы.
«Поэма подушки» (Утамакура), Китагава Утамаро. Сюнга, раскрашенная ксилография. No. 10 из 12 иллюстраций отпечатанного складного альбома (комплекта отдельных листов). Любовники в закрытой комнате на втором этаже чайного домика. Надписано и подписано. (1788)
Зачастую именно модные кимоно, украшенные ручной росписью и вышивкой, замысловатые причёски, притягивающие взгляд аксессуары были важнее на этих гравюрах, чем изображения самих красавиц. Как правило, объектами изображения становились куртизанки из так называемых весёлых кварталов, которые были в любом крупном городе. Примером тому может служить квартал Ёсивара, который находился в северной части Эдо, на противоположном от центра берегу реки Сумидагава.
Три раза в год – весной во время цветения сакуры, летом во время цветения пионов и осенью во время цветения хризантем – в Ёсивара, на центральной улице Наканотё устраивался парад самых привлекательных и популярных красавиц. После парада всех «цветов», как образно называли куртизанок, выпускались портреты ойран – куртизанок высокого разряда с их ученицами и служанками (камуро и синдзё), во всем великолепии шествующих по улице.
Становление жанра бидзин-га (изображения красавиц), а также появление станковой гравюры на отдельных листах (итимай-э) связано с именем Xисикава Моронобу.
В первой половине ХVIII в. одной из крупнейших школ живописи укиё-э стала династия Кайгэцудо. Мастера этой школы создавали живописные портреты куртизанок в полный рост в ярких красочных костюмах на нейтральных фонах. Это были изображения, служившие своего рода рекламой знаменитых красавиц, популярных обитательниц весёлых кварталов. Интерес к обитательницам весёлых кварталов был среди горожан так велик, что вскоре появились изображения красавиц в интерьерах, запечатлёнными в разное время суток. Идеал женской красоты со временем менялся, на смену рослым красавицам художников школы Кайгэцудо во второй половине XVIII века приходят миниатюрные юные девушки Судзуки Харунобу и Исода Корюсая, а на рубеже XVIII–XIX веков в моду опять входят красавицы более зрелого возраста, запечатлённые в гравюрах Китагава Утамаро и Тории Киёнага. Помимо парадных портретов в полный рост и изображений в камерной, интимной обстановке, в моду входят погрудные портреты окуби-э, или «большие головы», отмечающие растущий интерес художников к передаче эмоциональных состояний своих героинь.
Один из самых знаменитых художников укиё-э, во многом определивший особенности японской классической ксилографии периода её расцвета, – Китагава Утамаро (1753–1806). Многие его прекрасные альбомы, серии станковых гравюр появились в результате длительного сотрудничества с известным издателем Цутаея Дзюдзабуро. Утамаро прославился прежде всего благодаря погрудным портретам куртизанок, а также полиптихам с жанровыми сценами, иллюстрированным альбомам, сериям с парными портретами влюблённых. Теперь это не только куртизанки или служанки из чайных заведений, но и просто горожанки, занимающиеся повседневными занятиями.
Художники этого периода большее внимание обращают на взаимоотношения между персонажами – матерью и ребёнком, легендарными влюблёнными парами.
На гравюрах художников династии Кикугава (Эйдзан, Эйсэн), работавших в первой половине XIX в., можно увидеть красавиц в пышных костюмах. Драпировки кимоно полностью скрывают фигуру, орнамент трактован ярко и плоскостно, линия становится изломанной и дробной.
Рождение откровенности
Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.
Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру.
Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель,который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику».
Сюнга: краткая история японской порнографической живописи
«Сюнга »— это японское эротическое искусство. То есть это сейчас его называют просто «эротическим», то есть словом довольно мягким, даже деликатным — всего несколько лет назад трудно было представить, что сюнга не просто доберется до западной культуры, но и обретет определенную популярность. Дословно слово «сюнга» означает «изображение весны». «Весна» в японском языке — это распространенный эвфемизм для обозначения секса. Рождение откровенности Все началось примерно в XIV веке. Художники сюнга вдохновлялись ничем иным, как китайскими медицинскими сборниками, где со всей прямотой были изображены обнаженные люди. Но своего расцвета сюнга достигла уже в XVII веке, в период Эдо.
Властям часто не нравилась такая раскованность граждан, и попытки запретить откровенные изображения предпринимались неоднократно. В ходе реформ 1772 года была запрещена не только сюнга, но и вообще все новые книги должны были проходить жесткую цензуру. Сюнга ушла в подполье, но не исчезла. Европейцы такого искусства не понимали. Фрэнсис Холл, американский издатель, который переехал в Японию в XIX веке, был шокирован, когда ему показали примеры сюнга. И даже в 1975 году Питер Вебб, исследователь, занимающийся сюнга, заметил, что подобные изображения «не могут выставляться на публику». Поклонники и поклонницы Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга, считая, что она обезопасит их от смерти.
Торговцы держали сюнга на своих складах, веря, что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга, имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран. Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный, а не суеверный характер. Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения.
Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно сексуального акта, так и касаемо интимной гигиены. Персонажи сюнга Хотя большая часть сюнга изображала сексуальные отношения между обычными людьми (горожанами, фермерами и купцами), изредка на картинах появлялись голландцы или португальцы. Отдельным направлением сюнга можно считать изображение куртизанок. К примеру, художник Утамаро известен тем, что рисовал именно красавиц-куртизанок Токугава. В те дни среди населения куртизанки считались почти знаменитостями — как звезды Голливуда. Они излучали флер эротизма и недоступности — ведь только очень богатые люди могли себе позволить оплатить их услуги.
Именно поэтому для многих мужчин куртизанки стали своего рода фетишем. Гораздо позже работы, изображающие куртизанок, были подвергнуты острой критике. Художников обвиняли в идеализации жизни проституток в «кварталах удовольствий». Тем не менее Утамаро пытался изобразить не только чувственную жизнь, но и внутренний мир куртизанки: многие из его персонажей, например, мечтают выйти замуж и сбежать от своей работы. Еще одним частыми персонажами сюнга были актеры кабуки, которые нередко подрабатывали как жиголо, а дополнительный элемент эротизма состоял в их молодости. Нередко их изображали в компании мужественных самураев.
Миягава Иссо, японский художник XVII века, часто изображал актеров кабуки и борцов сумо. Символика сюнга Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или “смешные картинки”, существует много совпадений.
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта. Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру, бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань — приближающуюся эякуляцию. Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику, а также привлекает внимание к обнаженным частям тела — обычно гениталиям.
(С.)
История
Сюнга появилась в Китае. Считается, что родоначальниками жанра были иллюстрации в китайских медицинских пособиях, появившиеся в Японии в период Муромати (1336—1573). Кроме того, влиятельным живописцем был Чжоу Фан времён правления китайской династии Тан. Он, как и многие эротические художники своего времени, в работах преувеличивал размеры половых органов. Это стало характерной чертой сюнги.
В Японии история сюнги восходит к периоду Хэйан. На них изображались сексуальные скандалы при императорском дворе и в монастырях, а персонажами, как правило, являлись придворные и монахи. Широкого распространения стиль достиг в период Эдо (1603— по 1867). Благодаря технике ксилографии, количество и качество сюнги резко возросло. Неоднократно повторялись попытки правительства запретить сюнга, в частности, в 1661 году сёгунат Токугава издал указ, запрещающий, среди прочего, эротические книги, известные как косёкубон
(яп. 好色本
ко:сёкубон
). Хотя другие жанры искусства, упоминающиеся в указе, например, произведения, где подвергаются критике даймё и самураи, стали нелегальными, сюнгу продолжали создавать без особых трудностей. Указ 1772 года был более строгим: запрещался выпуск любых новых книг, не получивших официального разрешения от правителя города. Сюнга также стала нелегальной. Существует, однако, вероятность, что даже в таком виде жанр продолжал процветать, так как пользовался спросом.
Распространение западной культуры и технологий в начале периода Мэйдзи (1868—1912), в частности, импорт техники фоторепродукции, имели серьёзные последствия для сюнги. Ксилография на время сохранилась, однако персонажи стали изображаться в европейских одеждах и причёсках. В конце концов, сюнга уже не могла конкурировать с эротической фотографией, что привело к её упадку.
Сюнга периода Мэйдзи. Мужчина с европейской причёской совокупляется с женщиной в традиционном японском костюме
Войти на сайт
Традиционная японская эстетика в современном мире Живопись “сюнга”: как японское эротическое искусство произвело фурор в Лондоне Крупнейшая выставка на тему «секса и удовольствий в японском искусстве» Тони МакНикол
[17.01.2014] |
Японская традиционная живопись укиё-э всегда поражала иностранцев своим изяществом и живостью. Однако не все из них знают, что помимо знаменитых сцен деревенской и городской жизни, многие хорошо известные художники того времени также являлись авторами большого количества сексуально откровенных картин. Работы, известные под названием «сюнга», отмечены нежностью, чувством юмора и колкой сатирой. Выставка Shunga: Sex and Pleasure in Japanese Art, прошедшая в Британском музее, пользовалась небывалой популярностью среди лондонской публики. Писатель Тони МакНикол решил подробнее рассмотреть этот наиболее интимный из жанров искусства.
Эротика как искусство
Его клюв поймал твердо В раковине моллюска, Бекас не может улететь В осенний вечер. (Ядоя-но Мэсимори)
На выставке эротических ксилографий в Британском музее “Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве” быстро понимаешь, насколько неправильно было бы отвергнуть выставленные работы, посчитав их обычной порнографией.
Куратор выставки Тим Кларк говорит: “Думаю, люди удивлены этими откровенными сексуальными произведениями, их красотой и юмором и, конечно же, большим гуманизмом”.
Тим Кларк, куратор выставки
Одной из его любимых работ из числа 165 представленных в каталоге является набор из 12 оттисков авторства Тории Киёнага (1752-1815). Обнимающиеся фигуры нарисованы исключительно тонко, а смелое кадрирование композиций позволяет зрителю еще ярче ощутить реальность изображенных сцен.
Кларк говорит, что более всего восхищен “чувственностью и утонченностью резчиков и печатников”, превративших тончайшие линии рисунков Киёнаги в ксилографии.
Выставка картин сюнга является результатом научного проекта, который стартовал в 2009 году и привлек 30 сотрудников. Цель проекта — “восстановить собрание работ и подвергнуть их критическому анализу”, — говорит Кларк.
Около 40% работ, представленных на выставке, принадлежат Британскому музею, гдесюнгу начали коллекционировать с 1865 года. Значительная часть остальных работ принадлежит Международному исследовательскому центру японистики в Киото.
Любимое определение сюнги для Кларка — это “сексуально откровенное искусство”, где ударение делается на слове “искусство”. Он отмечает, что “у нас на Западе до последнего времени не было подобного сочетания сексуально откровенного и художественно красивого”. Удивительно, но практически все известные японские художники того времени рисовали сюнгу.
Как объясняется в экспозиции, ранние сюнги делались из дорогих материалов. Их ценили и передавали из поколения в поколение. Зафиксировано, что один живописный свиток сюнгистоил пятьдесят моммэ серебра – суммы, достаточной в те времена для покупки 300 литров соевых бобов.
Помимо совершенно очевидных, у сюнги есть и необычные способы применения. Считалось, что они имеют способность укреплять мужество воинов перед битвой, а также являются талисманом, защищающим от огня.
Помимо развлекательного значения, сюнга также выполняла образовательную функцию для молодых пар. И несмотря на то, что их авторами были исключительно мужчины, считается, что многим женщинам тоже нравилось рассматривать эти рисунки.
Нисикава Сукэнобу Сюнга. Мужчина соблазняет молодую женщину, позади на полу лежит сямисэн. Раскрашенная вручную ксилография с зеленым фоном. Такой же оттиск, однако не раскрашенный, находится в коллекции Музея изящных искусств Бостона. (1711-1716)
Живопись, горизонтальный свиток, сюнга. Одна из 12 эротических встреч. Взрослый самурай и юная девушка обнимаются под одеялом. Женщина поправляет постель. Чернила, краска, золотой и серебряный пигмент, золотой и серебряный лист на бумаге. Не подписано. (Начало XVII века)
На многих отпечатках сексуальное удовольствие показано как взаимные ласки. “Они прочно связаны с повседневностью”, — говорит Кларк. “Часто изображается секс в будничной обстановке, между мужьями и женами”.
Оттиск, демонстрирующийся в самом начале экспозиции, является таким примером. “Поэма подушки” Китагавы Утамаро (ум. в 1806 г.) изображает любовников в комнате на втором этаже чайного домика. Их тела переплетены под роскошными одеждами, и он страстно смотрит в ее глаза. Из-под кимоно видны ее ягодицы.
«Поэма подушки» (Утамакура), Китагава Утамаро. Сюнга, раскрашенная ксилография. No. 10 из 12 иллюстраций отпечатанного складного альбома (комплекта отдельных листов). Любовники в закрытой комнате на втором этаже чайного домика. Надписано и подписано. (1788)
Мир юмора и сатирических намеков
Каванабэ Киёсай
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или “смешные картинки”, существует много совпадений.
Левый свиток живописного триптиха авторства Каванабэ Киёсай (1831-1889) эпохи раннего Мэйдзи изображает страстно обнимающуюся пару. Сзади показан игривый котенок с обнаженными когтями, чье внимание совершенно очевидно привлекают наиболее чувствительные части мужской анатомии. Зритель может догадываться, что произошло дальше.
“На самом деле, мне частенько хотелось смеяться при взгляде на эти картинки”, —комментриует посетитель выставки Джесс Обуаро. “По каким-то причинам воскресная толпа была в своего рода состоянии тихой грезы… хотя, естественно, это не то настроение, с которым нужно рассматривать данный вид искусства, не правда ли?”
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.
“Сюнга постоянно обращается к более серьезным жанрам искусства и литературы, пародируя их, часто в шутку, однако иногда и с острым политическим подтекстом”, — говорит Кларк.
Одним из примеров являются сюнга-версии книг по моральному воспитанию для женщин. Иногда сексуально откровенные пародии настолько похожи, что создается впечатление, что они выполнены одними и теми же художниками и издателями, что и оригиналы. Фактически, они действительно происходят из одной и той же издательской среды.
Однако, когда сатира сюнги подбиралась слишком близко к истине, немедленно появлялась цензура. Объявленная нелегальной в 1722 году, сюнга была запрещена в течение двух десятилетий. Позже также случались подобные преследования, однако искусство сюнгиникогда не исчезало полностью. Оно умело использовало свой полулегальный статус для выхода на новые уровни сатиры. Многие сюнги все еще поражают своей смелостью и свободой воображения.
Один из комплектов на выставке представляет собой портреты актеров театра кабуки и увеличенные изображения их эрегированных пенисов. Стиль лобковых волос повторяет парики актеров, а набухшие вены совпадают с линиями их макияжа.
Сюнга в современной Японии
«Бесхитростный тип» (Уваки-но со) из «Десяти физиогномических типов женщин» (Фудзин согаку дзиттай) , Китагава Утамаро. Раскрашенная ксилография с фоном, покрытым порошком слюды. Голова девушки, вытирающей руки о ткань, повернута, видна грудь. Надписано, подписано, запечатано и помечено. (1792-1793)
По иронии судьбы, вскорости после того, каксюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как “дипломатический подарок”, а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставкасюнги, годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.
Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее.
“Совершенно ясно, что сюнга была неотъемлемой частью японской культуры минимум до XX века”, говорит Эндрю Герстл, профессор японистики при Школе ориенталистики и африканистики (SOAS), Лондонский университет. “Люди удивляются, что в самой Японии до сих пор невозможно провести подобную выставку.”
По мнению Кларка, реакция на их выставку как в Великобритании, так и в Японии, была “совершенно феноменальной”. Прошла лишь половина срока, отведенного для экспозиции, а они уже приблизились к запланированному количеству посетителей.
Соавтор выставки Яно Акико, научный сотрудник при Центре японских исследований в SOAS, отмечает, что команда приложила огромные усилия, чтобы объяснить посетителям “сложный феномен, предшествующий нашей эпохе”.
“Я немного беспокоилась, что мы пытаемся дать слишком много информации”, —говорит она. “Однако большинству посетителей, похоже, выставка очень понравилась – они полностью приняли содержание выставки и поняли, что мы хотим донести. Это была самая лучшая реакция, какую мы представляли.”
(Оригинал статьи написан на английском языке. Изображения из коллекции Британского музея).
Еще интересно почитать Сюнга — фривольная японская гравюра
История рисованных эротических историй
Первые рисунки относят к четырнадцатому веку, причем появились картинки в Китае в медицинских справочниках, а к семнадцатому веку сюнга уже достигли своего расцвета в Японии. Тогда японская культура достигла своего золотого века, и чувственным наслаждениям жители придавали довольно большое значение.
Чаще всего на картинках изображалась сексуальная жизнь обычных горожан, хотя можно увидеть и самураев и борцов сумо и даже иностранцев: голландцев или португальцев. Немало можно встретить и куртизанок Токугава, они были также пленительны и недоступны, как сейчас звезды подиумов или киноактрисы – только богатые и знаменитые японцы могли воспользоваться их услугами.
Нетрудно догадаться, что излишняя романтизация жизни женщин не самого правильного поведения вызвала немало критики, хотя мир куртизанок не всегда показывали идеальным. В пару к куртизанкам изображались и актеры кабуки, которые тоже не всегда вели праведную жизнь, подрабатывая предоставлением сексуальным услуг, чем пользовались, судя по изображениям, даже самураи.
Не всегда картинки изображали традиционный или даже однополый секс. Иногда встречаются и совсем необычные сюжеты. На одном из самых знаменитых рисунков, например, женщина получает явное удовольствие от ласк двух осьминогов. Хотя, судя по описанию, женщина пошла на это не совсем по своей воле, на ее лице явно читаются совсем другие эмоции.
Мир юмора и сатирических намеков
Каванабэ Кёсай
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или «смешные картинки», существует много совпадений.
Левый свиток живописного триптиха авторства Каванабэ Кёсай (1831-1889) эпохи раннего Мэйдзи изображает страстно обнимающуюся пару. Сзади показан игривый котенок с обнаженными когтями, чье внимание совершенно очевидно привлекают наиболее чувствительные части мужской анатомии. Зритель может догадываться, что произошло дальше.
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.
Одним из примеров являются сюнга-версии книг по моральному воспитанию для женщин. Иногда сексуально откровенные пародии настолько похожи, что создается впечатление, что они выполнены одними и теми же художниками и издателями, что и оригиналы. Фактически, они действительно происходят из одной и той же издательской среды.
Однако, когда сатира сюнги подбиралась слишком близко к истине, немедленно появлялась цензура. Объявленная нелегальной в 1722 году, сюнга была запрещена в течение двух десятилетий. Позже также случались подобные преследования, однако искусство сюнги никогда не исчезало полностью. Оно умело использовало свой полулегальный статус для выхода на новые уровни сатиры. Многие сюнги все еще поражают своей смелостью и свободой воображения.
Один из комплектов на выставке представляет собой портреты актеров театра кабуки и увеличенные изображения их эрегированных пенисов. Стиль лобковых волос повторяет парики актеров, а набухшие вены совпадают с линиями их макияжа.
Доколумбова Америка
Самой откровенной и сексуальной цивилизацией доколумбовой Южной Америки были вовсе не ацтеки и не инки, а культура моче, живущих в северном Перу с 100 до 800 г. н.э.
Их представители были умелыми ремесленниками. Особенно им удавалась керамика. Найдено порядка 500 керамических изделий с сексуальными сценами.
Чаще всего моче изображали анальный секс, при том что вагинальный секс изображался на их изделиях крайне редко.
Встречался также и минет, а вот куннилингус — никогда.
Большая часть пар — мужчины и женщины, при этом гениталии партнеров изображены во всех подробностях.
Найдены также изображения скелетов, которым мастурбируют живые женщины.
Древний Египет
Древний Египет — родина солнечных часов, календаря, бумаги, чернил и порнографии. На самом деле, древние египтяне, судя по всему, знали толк в извращениях.
Туринский эротический папирус, реконструкция
Именно в Египте был найден первый «доисторический Playboy» — Туринский эротический папирус, состоящий преимущественно из различных изображений сексуальных сцен. Датируется он 1292−1075 до н.э.
Мужчины, которые сами себе делают минет, папирус, 1070 — 664 до н.э.
Несмотря на то что большая часть людей в Египте все-таки не была вовлечена в инцестуальные отношения, египетские боги их не чурались, и, подражая им, склонялись к ним и правители — фараоны охотно вступали в брак с собственными сестрами.
Скульптура из известняка, эротическая группа, 332 — 283 до н.э.
А вот что касается девственности до свадьбы, то на нее египтянам было, судя по всему, наплевать — подобную мораль исповедовали в основном римляне.
Эротическая сцена между мужчиной и женщиной, 332 до н.э. — 337 н.э.
Древняя Греция и Рим
Древние греки были весьма последовательны в своих сексуальных пристрастиях. Именно культура Древней Греции показала нам, как выглядят гомосексуальные отношения между мужчинами.
Примечательно, что жена, по мнению древних греков, служила исключительно для деторождения, для удовольствия же они отдавали предпочтение юнцам (или проституткам).
Старшие мужчины должны были воспитывать юношей — наставлять и заботиться о них, в том числе обучать искусству наслаждения. При этом интимные отношения между двумя взрослыми мужчинами считались непристойными.
Древние греки часто изображали сексуальные сцены на керамических амфорах. Строго говоря, они изображали на них сцены повседневной жизни: какие-то из них были более эротичны, какие-то — менее.
Множество рисунков с сексуальными сценами было найдено на раскопках римских построек в Помпеях и Геркулануме.
Двое мужчин и одна женщина занимаются любовью, фреска, Помпеи, 79 г до н.э.
Леда и лебедь, Помпеи, 50−79 гг н.э.
Винный кубок с участниками пятиборья, 505 — 500 до н. э
Амфора с эротическими сюжетами, ок. 510 до н.э.
Индия
Не найдется взрослого человека, кто ничего не слышал бы о Камасутре — древнеиндийском трактате, посвященном чувственной телесной любви.
Сексуальность в представлении древних индусов была обязательной частью духовного роста, неотделимой от ментальной сферы.
Разумеется, это отражалось и в их изобразительной культуре. Самыми известными откровенными статуями, отражающими человеческую страсть, являются барельефы из «храма любви» Каджурахо. Каменные любовники вытворяют такое, что нам и не снилось.
Кроме того, классикой индийского эротического искусства считаются их знаменитые миниатюры.
Сотни гравюр укиё-э от японских мастеров 19-го века выложили в свободный доступ
Это направление японского изобразительного искусства знакомо каждому, но не все знают, что оно называется укиё-э (образы изменчивого мира).
Слово укиё, дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви» – сообщает Википедия.
Гравюры укиё-э относятся к разновидности ксилографии. Они кропотливо создавались и процветали с 17 по 19 века, а основными сюжетами для них служили живописные пейзажи, красавицы гейши, сумоисты и актёры кабуки.
Особым спросом гравюры пользовались у японцев среднего класса, которые украшали ими стены. А после Революции Мэйдзи, когда страна открыла границы для иностранцев, укиё-э массово начали скупать европейские искусствоведы.
Сейчас в онлайн-коллекции Музея Винсента Ван Гога выложены свыше пяти сотен оцифрованных изображений от прославленных мастеров гравюр укиё-э. Вы можете воспользоваться поиском по именам художников, годам или типу гравюр, скачивать их в высоком разрешении и наслаждаться элегичными и вневременными произведениями японского изобразительного искусства.
Коровники на Таканаве, из серии «Виды знаменитых мест вдоль Токайдо», Каванабэ Кёсай, 1863
Нихонбаси, из серии «Знаменитые места вдоль Токайдо», Утагава Кунисада, 1863
Правая сторона триптиха с изображением реки Оигава, из цикла «53 станции Токайдо», Утагава Кунимаса, 1849-1853
Пионы в святилище Хатиман, Фукагава, Утагава Хиросигэ II, 1864
Изображение приезжих, пользующихся услугами чайного дома Ганкиро в Йокогаме, Есикадзу Утагава, 1860
Приятное времяпрепровождение на горячих источниках Мицуйцзи, правая сторона триптиха, Утагава Кунисада, 1861
Вечерний вид на цветки, Утагава Кунисада, 1861
Путешествие на лодке, Эдо, Утагава Кунисада, 1860
Ныряльщицы из Исе, правая сторона триптиха, Утагава Кунисада, 1860
Зелёная луна, любование цветущей сакурой, правый лист триптиха, Тоёхара Кунитика, 1868
Празднование Нового года, 1875-1900
Лотос, зяблик и цикады. Гёзан, 1875-1900
Журавли и сакура. Тогаку, 1875-1900
Любование цветущей сливой, Токио, 1875-1900
Йоккаичи: река Ми и залив Нако. Из цикла «53 станции Токайдо», Утагава Хиросигэ, 1855
Мост в провинции с глубокими традициями, центральная часть триптиха, Утагава Фусатанэ, 1860
На берегу реки, Утагава Кунисада, 1820-1830
Пародия на попойку в местности Оэяма, центральная часть триптиха, Тоёхара Кунитика, 1864
Смотрите также:
- Винтажная японская эротика на новый лад
- Библиотека Моргана открыла доступ к сотням гравюр Рембрандта
- Национальный музей Швеции выложил 3000 картин в свободный доступ
- Национальные галереи Шотландии выложили онлайн богатейшую коллекцию шедевров
18 апреля, 2017
Сюнга в современной Японии
«Бесхитростный тип» (Уваки-но со) из «Десяти физиогномических типов женщин» (Фудзин согаку дзиттай) , Китагава Утамаро. Раскрашенная ксилография с фоном, покрытым порошком слюды. Голова девушки, вытирающей руки о ткань, повернута, видна грудь. Надписано, подписано, запечатано и помечено. (1792-1793)
По иронии судьбы, вскорости после того, как сюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как «дипломатический подарок», а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставка сюнги, годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.
Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее.
«Совершенно ясно, что сюнга была неотъемлемой частью японской культуры минимум до XX века», говорит Эндрю Герстл, профессор японистики при Школе ориенталистики и африканистики (SOAS), Лондонский университет. «Люди удивляются, что в самой Японии до сих пор невозможно провести подобную выставку.»
По мнению Кларка, реакция на их выставку как в Великобритании, так и в Японии, была «совершенно феноменальной». Прошла лишь половина срока, отведенного для экспозиции, а они уже приблизились к запланированному количеству посетителей.
Соавтор выставки Яно Акико, научный сотрудник при Центре японских исследований в SOAS, отмечает, что команда приложила огромные усилия, чтобы объяснить посетителям «сложный феномен, предшествующий нашей эпохе».
«Я немного беспокоилась, что мы пытаемся дать слишком много информации», —говорит она. «Однако большинству посетителей, похоже, выставка очень понравилась – они полностью приняли содержание выставки и поняли, что мы хотим донести. Это была самая лучшая реакция, какую мы представляли.»
Живопись “сюнга”: как японское эротическое искусство произвело фурор в Лондоне
Эротика как искусство
Его клюв поймал твердо В раковине моллюска, Бекас не может улететь В осенний вечер. (Ядоя-но Мэсимори)
На выставке эротических ксилографий в Британском музее “Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве” быстро понимаешь, насколько неправильно было бы отвергнуть выставленные работы, посчитав их обычной порнографией.
Куратор выставки Тим Кларк говорит: “Думаю, люди удивлены этими откровенными сексуальными произведениями, их красотой и юмором и, конечно же, большим гуманизмом”.
Тим Кларк, куратор выставки
Одной из его любимых работ из числа 165 представленных в каталоге является набор из 12 оттисков авторства Тории Киёнага (1752-1815).
Обнимающиеся фигуры нарисованы исключительно тонко, а смелое кадрирование композиций позволяет зрителю еще ярче ощутить реальность изображенных сцен.
Кларк говорит, что более всего восхищен “чувственностью и утонченностью резчиков и печатников”, превративших тончайшие линии рисунков Киёнаги в ксилографии.
Выставка картин сюнга является результатом научного проекта, который стартовал в 2009 году и привлек 30 сотрудников. Цель проекта — “восстановить собрание работ и подвергнуть их критическому анализу”, — говорит Кларк.
Около 40% работ, представленных на выставке, принадлежат Британскому музею, где сюнгу начали коллекционировать с 1865 года. Значительная часть остальных работ принадлежит Международному исследовательскому центру японистики в Киото.
Любимое определение сюнги для Кларка — это “сексуально откровенное искусство”, где ударение делается на слове “искусство”. Он отмечает, что “у нас на Западе до последнего времени не было подобного сочетания сексуально откровенного и художественно красивого”. Удивительно, но практически все известные японские художники того времени рисовали сюнгу.
Как объясняется в экспозиции, ранние сюнги делались из дорогих материалов. Их ценили и передавали из поколения в поколение. Зафиксировано, что один живописный свиток сюнги стоил пятьдесят моммэ серебра – суммы, достаточной в те времена для покупки 300 литров соевых бобов.
Помимо совершенно очевидных, у сюнги есть и необычные способы применения. Считалось, что они имеют способность укреплять мужество воинов перед битвой, а также являются талисманом, защищающим от огня.
Помимо развлекательного значения, сюнга также выполняла образовательную функцию для молодых пар. И несмотря на то, что их авторами были исключительно мужчины, считается, что многим женщинам тоже нравилось рассматривать эти рисунки.
Нисикава Сукэнобу Сюнга. Мужчина соблазняет молодую женщину, позади на полу лежит сямисэн. Раскрашенная вручную ксилография с зеленым фоном. Такой же оттиск, однако не раскрашенный, находится в коллекции Музея изящных искусств Бостона. (1711-1716)
Живопись, горизонтальный свиток, сюнга. Одна из 12 эротических встреч. Взрослый самурай и юная девушка обнимаются под одеялом. Женщина поправляет постель. Чернила, краска, золотой и серебряный пигмент, золотой и серебряный лист на бумаге. Не подписано. (Начало XVII века)
На многих отпечатках сексуальное удовольствие показано как взаимные ласки. “Они прочно связаны с повседневностью”, — говорит Кларк. “Часто изображается секс в будничной обстановке, между мужьями и женами”.
Оттиск, демонстрирующийся в самом начале экспозиции, является таким примером. “Поэма подушки” Китагавы Утамаро (ум. в 1806 г.) изображает любовников в комнате на втором этаже чайного домика. Их тела переплетены под роскошными одеждами, и он страстно смотрит в ее глаза. Из-под кимоно видны ее ягодицы.
«Поэма подушки» (Утамакура), Китагава Утамаро. Сюнга, раскрашенная ксилография. No. 10 из 12 иллюстраций отпечатанного складного альбома (комплекта отдельных листов). Любовники в закрытой комнате на втором этаже чайного домика. Надписано и подписано. (1788)
Мир юмора и сатирических намеков
Каванабэ Киёсай
Однако многие из сюнга вряд ли можно считать натуралистическим изображением секса. Это становится очевидным при взгляде на огромные гениталии и эпатажные и юмористические ситуации, изображенные на многих оттисках. Между эротическими сюнгами и тем, что известно под названием вараи-э, или “смешные картинки”, существует много совпадений.
Левый свиток живописного триптиха авторства Каванабэ Киёсай (1831-1889) эпохи раннего Мэйдзи изображает страстно обнимающуюся пару. Сзади показан игривый котенок с обнаженными когтями, чье внимание совершенно очевидно привлекают наиболее чувствительные части мужской анатомии. Зритель может догадываться, что произошло дальше.
“На самом деле, мне частенько хотелось смеяться при взгляде на эти картинки”, —комментриует посетитель выставки Джесс Обуаро. “По каким-то причинам воскресная толпа была в своего рода состоянии тихой грезы… хотя, естественно, это не то настроение, с которым нужно рассматривать данный вид искусства, не правда ли?”
Юмор в сюнге может быть как острым, так и непристойным. Как и в большей части народной культуры периода Эдо, и, конечно, в сексуально откровенном искусстве более современных эпох, в этом есть элемент бунта.
“Сюнга постоянно обращается к более серьезным жанрам искусства и литературы, пародируя их, часто в шутку, однако иногда и с острым политическим подтекстом”, — говорит Кларк.
Одним из примеров являются сюнга-версии книг по моральному воспитанию для женщин. Иногда сексуально откровенные пародии настолько похожи, что создается впечатление, что они выполнены одними и теми же художниками и издателями, что и оригиналы. Фактически, они действительно происходят из одной и той же издательской среды.
Однако, когда сатира сюнги подбиралась слишком близко к истине, немедленно появлялась цензура. Объявленная нелегальной в 1722 году, сюнга была запрещена в течение двух десятилетий. Позже также случались подобные преследования, однако искусство сюнги никогда не исчезало полностью. Оно умело использовало свой полулегальный статус для выхода на новые уровни сатиры. Многие сюнги все еще поражают своей смелостью и свободой воображения.
Один из комплектов на выставке представляет собой портреты актеров театра кабуки и увеличенные изображения их эрегированных пенисов. Стиль лобковых волос повторяет парики актеров, а набухшие вены совпадают с линиями их макияжа.
Сюнга в современной Японии
«Бесхитростный тип» (Уваки-но со) из «Десяти физиогномических типов женщин» (Фудзин согаку дзиттай) , Китагава Утамаро. Раскрашенная ксилография с фоном, покрытым порошком слюды. Голова девушки, вытирающей руки о ткань, повернута, видна грудь. Надписано, подписано, запечатано и помечено. (1792-1793)
По иронии судьбы, вскорости после того, как сюнга получила известность на Западе (адмиралу Перри вручили сюнгу как “дипломатический подарок”, а Пикассо, Роден и Лотрек были настоящими фанатами жанра), японцы решили, что с данным искусством пора заканчивать. Лишь в 70-е годы XX века выставка сюнги, годами подвергавшейся гонениям, прошла в Японии.
Данная выставка повторно подтверждает важность сюнги для всего японского искусства. Тем не менее, даже сейчас, по данным исследователей, в Японии было бы трудно представить экспозицию таких масштабов, как в Британском музее.
“Совершенно ясно, что сюнга была неотъемлемой частью японской культуры минимум до XX века”, говорит Эндрю Герстл, профессор японистики при Школе ориенталистики и африканистики (SOAS), Лондонский университет. “Люди удивляются, что в самой Японии до сих пор невозможно провести подобную выставку.”
По мнению Кларка, реакция на их выставку как в Великобритании, так и в Японии, была “совершенно феноменальной”. Прошла лишь половина срока, отведенного для экспозиции, а они уже приблизились к запланированному количеству посетителей.
Соавтор выставки Яно Акико, научный сотрудник при Центре японских исследований в SOAS, отмечает, что команда приложила огромные усилия, чтобы объяснить посетителям “сложный феномен, предшествующий нашей эпохе”.
“Я немного беспокоилась, что мы пытаемся дать слишком много информации”, —говорит она. “Однако большинству посетителей, похоже, выставка очень понравилась – они полностью приняли содержание выставки и поняли, что мы хотим донести. Это была самая лучшая реакция, какую мы представляли.”
(Оригинал статьи написан на английском языке. Изображения из коллекции Британского музея).
Источник
Сюнга принадлежит к жанру укие-э.
Это сновной жанр японской ксилографии. С философской точки зрения, укие-э
— это «слепок мгновения». Чаще всего — картинки обыденной жизни, пейзажей, передающие эмоции или настроение.
Ксилография
— печать гравюр на деревянных брусках. Эта техника была заимствована японцами от китайцев в VIII веке и изначально применялась в духовной сфере: в качестве изображения буддийских святых и иллюстраций к религиозным текстам. Сначала они были черно-белыми, позже появились цветные.
Массовое распространение гравюры получили в XVI веке, когда сёгун Токугава Иэясу основал столицу собственного сегуната — город Эдо (современный Токио). Зародившееся в быстро растущем городе новое сословие горожан и стало основным потребителем укие-э: недорогих картинок, похожих на открытки.
Выразительные гравюры, которыми вдохновлялись европейские художники, не считались произведением искусства и имели мало общего с традиционной японской живописью, которая оставалась дорогим удовольствием для избранных.
Укие-э часто использовали для рекламы и иллюстраций популярной низкосортной литературы, на них изображали актеров театра кабуки.
Поклонники и поклонницы
Забавно, но среди поклонников сюнга были и мужчины, и женщины всех сословий. Вокруг откровенных картин было немало и суеверий. К примеру, самураи брали с собой сюнга,считая, что она обезопасит их от смерти. Торговцы держали сюнга на своих складах, веря,что изображения занимающихся сексом мужчин и женщин защитит склад от пожара. Впрочем, против этого предположения работало то, что почти все группы, хранящие сюнга, имели очень ограниченный доступ к противоположному полу: самураи месяцами жили в обществе друг друга, а купцы много путешествовали, чтобы закупать товары из других стран. Таким образом, возможно, хранение сюнга носило исключительно чувственный, а не суеверный характер.
Сюнга также служила в качестве своеобразной «инструкции» для сыновей и дочерей богатых семей, которым предстоял брак. Впрочем, у этой версии тоже есть противники — зачастую любовники, изображенные на сюнга, занимались сексом в таких позах, что наличие у них костей вызывало серьезные сомнения. Не говоря уже о том, что вряд ли молодая невеста будет рада узнать, как именно нужно заниматься сексом с осьминогом.
Кроме того, в Японии были и обычные «мануалы», где были даны более точные инструкции как относительно сексуального акта, так и касаемо интимной гигиены.
Для кого рисовали сюнгаi
Как и любое необычное искусство, сюнга имело своих почитателей и гонителей. Любили порнографические картинки самураи и купцы, говорят, они носили их с собой как амулеты, уберегающие от смерти или пожара. Честно говоря, такое объяснение вызывает большие сомнения: представители обеих профессий подолгу вынуждены были обходиться без женского общества, скорее всего, ношение с собой картинок имело более практическое объяснение.
Даже сейчас, при наличии огромного количества порнографических фотографий в практически свободном доступе в Интернете, эти рисунки способны нешуточно возбудить как фантазию, так и тело.
Почитатели этого вида живописи были среди всех сословий, полов и возрастов. Такая свобода нравов настолько беспокоила власти, что в 1661, а потом и в 1772 году рисунки запрещали, но, как и следовало ожидать, сюнга никуда не делась, только скрылась от посторонних глаз на время.
К слову сказать, путешественников такие изображения шокировали, трудно было предвидеть, что в двадцать первом веке эта живопись обретет на западе немало поклонников.
Японцы – такие затейники
Техника сюнга даже сейчас вызывает очень яркие эмоции, хотя современный зритель довольно искушен. В чем же секрет?
На рисунках люди обычно одеты, японцы не считают человеческое тело чем-то очень красивым, кроме того, в наготе ничего зазорного они не видят. А вот когда видны только обнаженные интимные части тела, да еще и изображенные во всех анатомических подробностях, в несколько увеличенных пропорциях, это притягивает взгляд. От этих подробностей просто невозможно оторваться!
Говорят, эти картинки использовались детьми богатых горожан как руководство для молодоженов. Если это, в самом деле, так, то брачная жизнь их ждала довольно насыщенная. Часто картинки сопровождаются текстовыми пояснениями, чтобы лучше понимать смысл происходящего. Возможно, конечно, некоторое влияние на подрастающее поколение сюнга и оказывали, но для молодоженов были и другие руководства к действию.
Сюнга, конечно, не стали японской Камасутрой, но будоражат ум, тело и фантазию они ничуть не меньше.
Символика сюнга
Нередко сюнга сопровождалась написанными пояснительными текстами и диалогами. Но присутствуют и в изображениях другие, не такие прямолинейные символы. К примеру,бутоны цветов сливы означают девственность, а разложенная ткань — приближающуюся эякуляцию.
Любопытно, кстати, что люди на большей части сюнга изображены одетыми. Это происходит, потому что нагота у японцев не считается особенно привлекательной: они часто видят друг друга голыми в общественных банях. Кроме того, одежда помогает читателям отличать куртизанок и иностранцев. Принт на одежде также нередко несет в себе символику, а также привлекает внимание к обнаженным частям тела — обычно гениталиям.
Сюнга в современном западном мире
В 2013 году в Великобритании прошла большая выставка сюнга в Британском музее. В Японии на такое отважился только один музей в 2015 году, несмотря на то, что выставка была предложена еще целому десятку музеев, которые отказались.
Сюжеты сюнга приобрели довольно большую популярность, с японскими гравюрами в этом стиле можно увидеть не только картинки, но и посуду, одежду, предметы быта. То, что на родине считается неприличной порнографией, в других странах стало одной из визитных карточек искусства Японии.
Хотя расцвет сюнга давно миновал, несомненно, как настоящие произведения искусства, способные оказывать неизгладимое впечатление на людей, они будут вызывать интерес всегда, наряду с великими творениями мастеров живописи разных стран и веков.