Остров Кюсю – третий по величине после Хонсю и Хоккайдо в Японском архипелаге. Его площадь – более сорока тысяч квадратных километров. Расположен остров на юге и лежит в субтропическом климатическом поясе. Гористый рельеф с действующими вулканами привлекает сюда любителей трекинга. А горячие источники – желающих понежиться, а заодно и подлечиться. Бытует мнение, что на Кюсю зародилась вся японская цивилизация. Так оно или нет, сказать сложно, но именно с этого острова начались контакты Страны восходящего солнца с внешним миром. На старинных русских картах Кюсю обозначался как Киу-Сиу или Киу-Шиу. От главного японского острова Хонсю его отделяет Симоносэкский пролив. Через эту водную преграду проложен мост и многочисленные тоннели Каммон (железнодорожный, автомобильный и пешеходный). В этой статье мы расскажем о природе и достопримечательностях острова Кюсю. Он справедливо считается знаменитым туристическим регионом.
Где находится остров Кюсю
Расположен этот участок суши ближе к побережью Южной Кореи. Поэтому Кюсю и стал флагманом контакта с западными цивилизациями после стольких лет изоляции. Скорее всего, сюда также прибыли древние люди с материка. Поэтому Кюсю считается колыбелью японской культуры. С запада остров омывает Восточно-Китайское море. С другой стороны к нему подходит Тихий океан. А на северо-востоке плещется Внутреннее Японское море. Остров Кюсю рельеф имеет гористый. Лишь на северо-западе встречаются равнины и невысокие холмы. Наивысшая точка – потухший палеовулкан Кудзю (1788 метров над уровнем моря) – расположен почти в центре острова. Западные берега Кюсю сильно изрезаны и изобилуют живописными бухтами. На острове есть месторождения угля (Хидзен, Миикэ, Тикуго), хотя горы сложены вулканическими породами, сланцами и гранитами.
Цена прогресса
Несколько раз в день из городского порта Нагасаки отправляется небольшой катамаран с характерным названием «Черный бриллиант». В хорошую погоду ему требуется менее часа, чтобы добраться до одного из самых впечатляющих памятников истории и культуры в этой части страны.
Хасима-1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров
«Японцы с каждым годом уезжают отсюда всё более грустными»
Репортаж «Известий» с острова Кунашир — о местных жителях и неспокойных соседях
Остров Хасима, расположенный примерно в 15 км к юго-западу от Нагасаки, имеет всего 480 м в длину и 160 в ширину. На самом деле это просто голая скала, лишенная растительности и пресной воды. В начале XIX века здесь нашли уголь. А во второй половине того же столетия, в эпоху, которую принято называть реставрацией Мейдзи, на эти ресурсы обратила внимание компания Mutsubishi и со всем беспощадным цинизмом эпохи дикого капитализма взялась за их освоение. В течение примерно ста лет на крохотном пятачке суши посреди бушующего моря (тут часто случаются тайфуны) жили и работали тысячи людей. На протяжении нескольких десятилетий это было самое густонаселенное место на земле — больше 5 тыс. человек ютились на нескольких сотнях квадратных метров.
Здесь были дома, магазины, школы, больницы, даже бассейны. А еще шахты, уходящие на сотни метров ниже уровня моря, дикая скученность, антисанитария, невыносимые условия труда и высокая смертность. Японцы жили рядом с военнопленными китайцами и корейцами, сами мало чем отличаясь от военнопленных.
А потом случилось так, что нефть победила уголь. В 1974 году шахты закрыли из-за низкой рентабельности, и остров буквально в одночасье опустел. Местные жители стремительно бежали на большую землю, бросая свой нехитрый скарб. С той поры минуло ровно 45 лет. И за эти годы город на голой скале посреди океана превратился в призрак.
unnamed (1)
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров
unnamed (3)
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров
unnamed
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Сидоров
Долгое время доступ на Хасиму был полностью закрыт. Но сюда всё равно как-то проникали, грабили потихоньку — у коллекционеров местные артефакты всё еще пользуются огромным спросом. Сегодня туристов привозят на «Черном бриллианте» посмотреть на развалины, но на берег не пускают — слишком опасно, всё в аварийном состоянии и, видимо, навсегда.
Вулканические усилия: ради чего стоит посетить Сахалин и Курилы
Почему настоящая экзотика — это не обязательно пальмы и белоснежный песок
В 2015 году скалу признали памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО как объект промышленной революции периода Мейдзи. Решение довольно странное, если не сказать спорное, учитывая всю невыносимо сложную историю этого места на протяжении большей части ХХ века.
Климат Кюсю
Муссон играет немаловажную роль в формировании погодных условий. Хотя остров Кюсю в Японии характеризуется субтропическим климатом, большинство осадков выпадает летом. Среднегодовой показатель дождей составляет три тысячи миллиметров. Для климата Кюсю характерна ярко выраженная высотная поясность. Так, в январе в среднем температура воздуха в горах падает до нуля, тогда как на побережье столбик термометра не опускается ниже +10 оС. В самом жарком месяце года, июле, на высоте наблюдается +15 °C, тогда как у моря — целых +26 °C. Зимний муссон нередко приносит тайфуны. В формировании климата Кюсю, особенно прибрежных зон, большую роль играют теплые течения – Цусимское и Куросио. На юге острова распространены влажные тропические леса, где преобладают папоротники и пальмы. На остальной же территории Кюсю растительность подчиняется высотной поясности. В нижнем ярусе произрастают магнолии и камелии, выше – сосны, азалии, криптомерии, которые сменяются альпийскими лугами.
Экономический район Кюсю
Район включает в себя весь остров Кюсю и почти полторы тысячи прилегающих к нему островов (Цусима, Гото, Хирадо и др.). Поверхность острова гористая, горы невысокие, покрыты лесом (они занимают 2/3 территории). В район входит семь префектур, образующих два подрайона — Северный Кюсю (преф. Фукуока, Сага, Нагасаки, Кумамото, Оита) и Южный Кюсю (преф. Миядзаки, Кагосима). Север острова в экономическом отношении более развит, чем Юг. Выделяется префектура Фукуока с индустриальной зоной Китакюсю.
ВРП-2009: 8,75% ВВП (44,201 трлн иен); население-2009: 13,222 млн чел. (10,4% населения страны). Большая часть национального дохода, создаваемая в районе Кюсю, приходится на север острова. Преобладающую долю этого дохода дает обрабатывающая промышленность, за которой следуют строительство, транспорт и связь. Району принадлежит первое место среди других районов Японии по доле отраслей добывающей промышленности в национальном доходе, хотя сама по себе эта доля ничтожно мала (менее 1%). Население размещено весьма неравномерно — более 3/4 сосредоточено на севере. Городами-миллионерами являются Китакюсю (1 млн чел.) и Фукуока (1302 тыс. чел.) По размерам ВРП и численности занятого населения район занимает четвертое место после Канто, Кинки и Токай.
Добывающая промышленность района представлена добычей угля (около 40% национального производства), олова (около 20%), свинцово-цинковых руд, а также золота (почти 30%) и серебра (10%). В районе развито электроэнергетическое хозяйство (несколько крупных ТЭС и более сотни небольших ГЭС), на него приходится около 7% суммарных электроэнергетических мощностей Японии. Почти все крупные ТЭС находятся на севере, а ГЭС в префектурах Кумамото и Миядзаки.
Район выделяется развитым агропромышленным комплексом. По объему сельскохозяйственного производства он стоит на втором месте после Канто. В районе производится значительное количество риса (сев. Кюсю), пшеницы, ячменя, овощей и фруктов. В префектурах Кагосима, Миядзаки, Кумамото имеются большие стада крупного рогатого скота. Район производит около 20% мяса и яиц и примерно десятую часть молока. Еще более важные позиции район занимает в сфере рыболовства. Кюсю полностью обеспечивает себя продовольствием, а часть его идет в другие районы.
Среди отраслей обрабатывающей промышленности на первом месте стоит машиностроение, на которое приходится свыше 1/5 продукции по стоимости. Главенствующее положение в ней занимают станки, средства транспорта и промышленное оборудование. Большинство выпускающих эту продукцию заводов находится в префектуре Фукуока, которая дает до 40% ее общего объема. Заводов-производителей насчитывается почти две тысячи, на них работают около 60 тыс. человек. В структуре транспортного машиностроения господствует судостроение. Половину судов производит префектура Нагасаки (верфи городов Нагасаки и Сасэбо). Удельный вес судостроения в машиностроении — примерно 1/3. Важное место в промышленной структуре района занимают предприятия химической и металлургической промышленности, а также металлообработка.
Район Кюсю подразделяется на несколько территориально-производственных образований, самым крупным из которых является промышленная зона Китакюсю (префектуры Фукуока, Сага, Оита). Выделяют также и несколько промышленных узлов, в т.ч. Оита — Усуки — Сайки (префектура Оита); Кумамото — Уто — Яцусиро (префектура Кумамото); Нагасаки — Исахая — Омура (префектура Нагасаки); Нобэока — Хюга (префектура Миядзаки); Сасэбо — Имахари (префектуры Нагасаки и Сага); Омута — Арао (префектуры Фукуока и Кумамото). Основу специализации всех узлов, кроме узла Омута — Арао, образуют отрасли машиностроения. В узле же Омута — Арао доминируют цветная металлургия и химическая промышленность.
Район располагает развитой транспортной системой. Острова Кюси и Хонсю соединены подводным тоннелем для автомобильного и железнодорожного сообщения «Каммон». В марте 2011 г. полностью заработала линия Кюсю-Синкансэн
, связывающая станции Хаката и Кагосима-Тюо. В марте 2004 г. она частично действовала между станциями Син-Яцусиро и Кагосима-Тюо, но для того, чтобы пересечь остров, требовалось более двух часов, теперь – 1 ч. 19 мин., а чтобы из Кагосима добраться в Осака – 3 ч. 45 мин. вместо 5 часов.
Фукуока. Экономика имеет индустрильно-аграрный характер. Здесь находится один из крупнейших территориально-производственных комплексов страны — промышленная зона Китакюсю, где сосредоточено 40% экономики Кюсю. На долю столицы г.Фукуока приходится более 50% ВРП префектуры. 22,4% – доля муниципального образования – г.Китакюсю, образовавшегося в 1963 г. путем слияния семи городов на берегах пролива Каммон, включая знаменитый своими сталелитейными заводами г.Явата и город судостроения – Модзи.
Исторически – центр угледобычи (полностью прекращена) и черной металлургии (, «Сумитомо»). В настоящее время развиты автомобилестроение, производство полупроводников, стали и сплавов, металлообработка и машиностроение. Фукуока – «родина» корпораций «Bridgestone» (в г. Курумэ ныне много предприятий резиновой промышленности других компаний) и сети потребительской электроники «Best Denki». Город Омута группа «Мицуи» «сделала» центром химической промышленности, где в последние годы активно развивается экологически-ориентированное производство – вторичная переработка промышленных отходов.
В 2011 г. городу Фукуока был присвоен титул «Город социального бизнеса», подразумевающий, что социальное предпринимательство города должно быть направлено в основном на помощь пострадавшим от землетрясения и ликвидацию последствий этого разрушительного стихийного бедствия.
Традиционными изделиями префектуры являются местные ткани из шёлка «хаката ори», которые производятся уже 750 лет, и игрушки из глины «хаката нингё». Эти шёлковые ткани изготавливаются по специальной китайской технологии, монопольное право их производить принадлежало клану Курода. Глиняные игрушки производят с 1601 года, сделали они из той же глины, из которой делали кирпичи для стен замка Курода. Эти фигурки изображают участников театра Кабуки и местного праздника Хаката донтаку.
Кумамото
. Довольно развитое сельское хозяйство (№1 в Японии по выращиванию томатов, листового табака; №2 – по производству арбузов, баклажан; №3 – дынь и клубники). Промышленный узел Кумамото – Уто – Яцусиро специализируется на электротехнической и радиоэлектронной промышленности, промышленном машиностроении, станкостроении, а также химической промышленности. В префектуре расположен автомобильный , а также с 2007 г. – завод солнечных батарей «Honda Soltec».
Из туристических достопримечательностей, кроме замка Кумамото и парка Суйдзэндзи, особого упоминания заслуживает каменный акведук.
Кагосима. По объемам сельхозпроизводства – четвертая префектура Японии (и №1 на Кюсю). Абсолютные бренды – «сацума имо» (батат, происходящий от первого картофеля, завезенного голландцами в Японию именно через провинцию Сацума – ныне преф. Кагосима) и носящий имя префектуры зеленый чай. Не менее известны местные сётю (крепкое низкосортное сакэ), а 80% токийцев при упоминании Кагосимы ассоциируют префектуру со свиноводством – здесь насчитывается до 1,4 млн голов (без учета декоративных мини-свинок). Добывается угорь (№1 в Японии), полосатый тунец.
Для экономики региона традиционно важнейшую роль имел торговый капитал. Мощный вклад в развитие электронной промышленности в префектуре внесло размещение в маленьких городках Кирисима, Кокубу и др., ныне образующих технополис Кокубу, предприятий, принадлежащих корпорации «Кёсэра», «Сони сэмикондакта» и др. Дело не только в низкой стоимости земли, налоговых льготах и наличии рабочей силы: производителей интегральных схем на кремниевой основе привлекла особенно чистая вода, процеженная через лаву вулкана Сакурадзима.
В последнее время получил особое развитие научно-производственный комплекс космических исследований и технологий: Японское аэрокосмическое агентство (JAXA) разместило здесь свои учреждения, включая космодром Танэгасима и космический центр Утиноура.
Оита. Сельское хозяйство префектуры знаменито выращиванием цитрусовых разновидности кабосу
, сушеных грибов
сиитакэ
, производством 80% японского шафрана посевного (по многим параметрам признанного лучшим в мире), национальным лидерством в производстве культивируемого бамбука разновидности
мадакэ
. Префектура – самое горячее место Японии (по мощности геотермальных источников) и второе в мире (после Йеллоустоунского парка в США). Также Оита – префектура №1 в Японии по добыче известняка.
В структуре ВРП префектуры необычно для современной Японии высока доля вторичного сектора (почти 37% в начале 2000-х гг.). В период высоких темпов экономического роста сложился промышленный узел Оита ринкай, кроме столицы охватывающий гг. Усуки, Саики и др. В начале 1980-х гг. в структуре промышленного производства узла доминировали черная металлургия, нефте- и углепереработка и судостроение. В настоящее время наиболее быстрыми темпами развивается электротехническое и транспортное машиностроение, благодаря размещению здесь заводов таких корпораций как «Кэнон», NEC и др. В 2004 г. своё производство в г. Накацу разместила автомобилестроительная , дополнив сложившийся в соседней преф. Фукуока автостроительный кластер (г. Канда). Совместное предприятие корпораций «Сони» и «Тосиба» – «Ти Эс сэмикондакта» в г. Оита задействовано в выпуске знаменитых игровых приставок «PS3».
У префектуры самый высокий в Японии уровень энергетической самообеспеченности (порядка 25%) – во многом за счет геотермальной энергии. Важный вклад в развитие экономики префектуры внесла инициатива ее многолетнего губернатора Хирамацу Морихико, чьими стараниями возникло и получило не только всеяпонское, но и международное признание движение «иссон – иппин
» («одна деревня – один продукт»), позволившее префектуре Оита заключить разнообразные внешнеэкономические связи.
Нагасаки. Так как на территории префектуры преобладает сильно расчленённый горно-холмистый рельеф, а береговая линия интенсивно изрезана, площадь обрабатываемых земель крайне ограничена; главным образом на прибрежных низменных участках возделываются рис, ячмень, пшеница, овощи; на террасированных склонах — чайный куст и тутовые насаждения. Главные сельскохозяйственные культуры — картофель и батат. На островах Хирадосима и Гото разводят скот. Ведутся добыча и обработка жемчуга и морских водорослей.
Промышленность сосредоточена преимущественно в гг. Нагасаки и Сасэбо (второй после Нагасаки город-порт Сасэбо – прежде всего, военно-морская база и Сил самообороны Японии, и ВМС США). Когда на долгий период времени (начиная с 1600-х годов, до середины 19 в.) Япония была закрыта для других стран, Нагасаки был единственным городом, где разрешалась внешняя торговля, и который являлся для японцев «окном в Европу» – именно через островок Дэдзима в черте акватории Нагасаки в архипелаг попадали западные ноу-хау, а также разнообразные заморские диковинки из Китая, Юго-Восточной Азии, Индии и арабских стран. Сегодня Нагасаки активно участвует в международной торговле, которая началась с момента появления основной отрасли префектуры – судостроения. В префектуре сконцентрировано большое количество компаний малого и среднего бизнеса, которые осуществляют поддержку судостроительной отрасли. Многие из этих компаний разработали технологии для обслуживания судостроения и получили мировое признание в таких областях, как промышленное оборудование для производства и обработки металлов.
Основные отрасли (кроме судостроения, остающегося основой транспортного машиностроения префектуры) – металлургия, стекольно-керамическая, пищевая (рыбоконсервная и др.) промышленность. Перспективными направлениями промышленного развития префектуры считаются технологии по переработке отходов, системы очистки воды, генерация энергии ветра. Биотехнический сектор главным образом сосредоточен на исследованиях по охране окружающей среды. Нагасаки обещает стать регионом с высокоразвитой ветровой энергетикой, этому способствует выгодное географическое положение префектуры – большая протяженность береговой линии и многочисленные острова.
У префектуры Нагасаки очень выгодное расположение, она свободно контактирует с рынками Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии. Действуют регулярные прямые рейсы в Шанхай и Сеул, морские пути позволяют осуществлять перевозки между Нагасаки и Пусаном.
Начиная с 1970-х гг. происходит стремительное сокращение населения префектуры, к 2000-м годам приведшее, в частности, к таким последствиям, как фактическая экономическая «передислокация» о-вов Цусима и Ики в орбиту притяжения преф. Фукуока. Туристические объекты весьма разнообразны – это, прежде всего, Парк мира (мемориал атомной бомбардировки 09.08.1945 г.), музей«Голландская фактория Дэдзима», образцы европейской архитектуры, замок в Симабара и др.
Миядзаки. Префектура гордится продукцией животноводства, овощными парниковыми хозяйствами (уступая преф. Гумма первенство в сборах огурцов в годовом исчислении, преф. Миядзаки – №1 в Японии в зимне-весенний период). Осенние урожаи дайкона – крупнейшие в Японии (при том, что по засеянным этой культурой площадям префектура находится лишь на третьем месте в стране).
Промышленный узел Нобэока – Хюга на северо-восточном побережье префектуры долго имел ярко выраженную производственную специализацию – химическая промышленность, в основном представленную крупными (в 1980-е гг. их число доходило до 8), но с тех пор как почти все производственные мощности этой компании были переведены за рубеж, объемы производства химической промышленности в регионе существенно упал. Другое перспективное направление промышленного развития – полупроводники, солнечные батареи, фармацевтическая продукция, для которых оказались важны такие факторы как близость к аэропорту и наличие чистой воды.
Туристический бум 1960-х (тогда префектура была самым популярным местом проведения молодоженами «медового месяца») был прерван в начале 1970-х гг. когда нишу «южного очарования» заняла Окинава (благодаря специальной государственной политике налогового и субсидиарного стимулирования этой префектуры, ценовая конкурентоспособность туристических услуг других префектур существенно понизилась). Компенсировать потерю рынка преф. Миядзаки пытается за счет туризма спортивного – здесь создана инфраструктура для профессионального бейсбола и серфинга.
Сага. Префектура Сага более двадцати лет удерживает национальное первенство по интенсивности земледелия: при том, что для нужд растениеводства используется лишь 24% территории префектуры, коэффициент использования пахотных земель здесь составляет 133% – самый высокий в Японии показатель (за счет распространенности снятия двух урожаев в год). В 1930-60-е гг. префектура демонстрировала также рекордные в масштабах Японии уровни эффективности производства риса (первыми его электрифицировали и механизировали). В последние десятилетия «рисовая специализация» уступила место новым продуктам – теперь это животноводство, овощеводство и выращивание фруктов (прежде всего, знамениты местные говядина (черные бычки «Сага уси», лук, клубника, парниковые мандарины). Осталось национальное первенство по производству мотигомэ
– клейкого риса для изготовления
моти
. Будучи четвертым в стане производителем бобовых, префектура первенствует в производстве
ёкан
– «японского мармелада» (традиционной сладости из вареной и протертой фасоли).
Среди знаменитых продуктов префектуры – парча «Сага нисики», но пожалуй, самый брендовый продукт – керамика. С конца 16 – начала 17 в., когда из Кореи насильно были привезены целые деревни гончаров, в районе гг. Карацу, Арита, Имари сформировался центр производства фарфора и керамики знаменитых стилей («арита-яки», «карацу-яки»), издавна являвшихся предметами экспорта (особенно «имари-яки»). Современная керамическая промышленность также высокоразвита. Г. Имари входит в один промышленный узел с г.Сасэбо (преф. Нагасаки), специализируясь на судоремонте и судостроении, производстве полупроводников, пищевой промышленности. Значительная часть преф. Сага фактически входит в индустриальную зону Китакюсю, будучи интегрированной в производственные связи с предприятиями г. Курумэ (преф. Фукуока).
Выводы по теме:
1. Кюсю — это быстроразвивающийся сегмент Тихоокеанского промышленного пояса, куда за последние десятилетия передислоцировались многие наукоемкие производства.
2. Исторические факторы играли заметную роль в развитии практически каждой префектуры района, обуславливая особенности их хозяйственной специализации.
Окинава
Рамки этого самого южного экономического района определяются территорией префектуры Окинава. В него входят три группы островов — Окинава, Яэяма, Мияко между непосредственно Японией и Тайванем. ВРП префектуры (2014): 4,1748 трлн иен (35-е место в стране); численность населения 1,421 млн чел. (25-е место в стране); доход на душу населения 2, 129 млн иен (последнее место среди 47 префектур).
Острова этого района отделяются значительными расстояниями друг от друга и от ключевых экономических и политических центров Японии. До сих пор на Окинаве сохранились американские военные базы, занимающие в целом до 12% территории района, и в некоторых случаях мешающие эффективному использованию естественных ресурсов. Относительно слабое развитие экономики Окинава связано с длительной американской оккупацией после войны. До второй мировой войны окинавцы в основном жили сельским хозяйством и рыболовством. До 70 % рабочей силы было занято в выращивании, заготовке и переработке сахарного тростника.
Судя по структуре национального дохода префектуры, наибольшее развитие здесь получила сфера услуг, в то время как строительство, транспорт, отрасли обрабатывающей промышленности и даже сельское хозяйство и морской промысел сильно отстают от соответствующих отраслей других районов страны. С экономикой, базирующейся на выращивании сахарного тростника, ананасов и на рыбном промысле, Окинава всегда была самой бедной префектурой страны, туризм же значительно помог ей. Крупные японские корпорации стали активно вкладывать средства в префектуру в конце 1970-х годов, превращая ананасовые плантации в поля для гольфа, возводя на пляжах железобетонные корпуса отелей.
На Окинаве сосредоточены огромные емкости для хранения нефти, поступающей из стран Персидского залива. С Окинава сырая нефть транспортируется в различные точки собственно Японии. На базе привозной нефти на Окинава действуют несколько нефтеперерабатывающих комбинатов. Незначителен вклад Окинава в общенациональное производство продовольствия, несмотря на хорошие агроклиматические условия. Слабо развита и транспортная система как отражение общей слабости экономики. Удаленность на сотни, а иногда и на тысячи километров от главных японских островов обусловили первостепенное значение морского транспорта и авиации. Международный аэропорт Наха приобрел статус промежуточного пункта для пассажиропотока между Токио, Осака и странами Юго-Восточной Азии и Океании. Единственная взлётно-посадочная полоса длиной 3000 м обслуживает ежедневно 150 рейсов. Озвучивались планы строительства второй полосы, которая будет введена в эксплуатацию к 2015 году.
Благодатный климат и богатые рыбой и прочей морской живностью воды, кораллы всех расцветок и редчайшие чёрные жемчужины, добываемые только здесь — вот, пожалуй, главное сокровище префектуры Окинава. Окинавский океанариум по величине и объему занимает второе место в мире среди объектов такого типа. Он был открыт в 2002 году, но уже к 2010 количество его посетителей насчитывало более 20 млн. человек.
Экономическая отсталость района Окинава, обусловленная географической удаленностью и историей интеграции в экономику Японии, вынуждает правительство страны проводить специальную политику содействия развитию региона, ключевой отраслью которого является туризм.
Сейсмологическая ситуация
Кроме потухшего вулкана Кудзю, на острове нет недостатка и в действующих. Наиболее активен Асо, высотой в 1592 метра. От него не отстают капризные и непредсказуемые Сакурадзима и Кирисима. Весь остров считается сейсмоопасной зоной. Не так давно Кюсю попал в первую ленту новостей. В середине апреля этого года произошло крупное землетрясение в Японии на острове Кюсю. Эпицентр его с магнитудой восемь баллов находился вблизи города Кумамото. Серия афтершоков, которая продолжалась целую неделю, унесла сорок четыре человеческих жизни. Еще более тысячи людей получили травмы. Из-за оползней и разрушений более ста тысяч человек пришлось эвакуировать. Но такая опасная сейсмологическая ситуация имеет и другую, привлекательную сторону. Неостывающие недра земли порождают термальные источники. Асо, самый активный вулкан на острове Кюсю, дает стабильный доход бальнеологическому курорту Бэппу.
Парк цветов Кудзю (Оита)
Любите фотографировать и хотите собрать сотни лайков в своем Инстаграме? Тогда Кудзю – это идеальное место для вас. Шутка ли, тут произрастает более трех миллионов цветов!
Набор цветов напрямую зависит от сезона. Но их всегда порядка 500 сортов. А если попасть в парк в период цветения, голова пойдет кругом не только от красоты, но и от ароматов. Только не забудьте заранее убедиться в том, что у вас нет аллергии на растения и их пыльцу.
Как добраться к Кюсю
Если вы прибываете на остров по воздуху, вас, скорее всего, встретит международный аэропорт Фукуока. Этот хаб связывают множество рейсов с Европой, Азией и остальной Японией. Аэропорты остальных городов Кюсю предлагают меньший ассортимент направлений. В основном из них можно улететь в Шанхай и Сеул. В Фукуоку можно добраться из Южной Кореи на пароме. Скоростная железная дорога Санъё-синкансэн начинается в Осаке и ведет до Кагосимы через Фукуоку. Поезда также останавливаются в Кокуре и Хакате. Поездка в таких сверхскоростных составах приравнивается к туристической аттракции: от Токио до Фукуоки весь путь займет всего неполных шесть часов. Можно приехать на остров через тоннель автобусом. Фирма Willer Express ежедневно посылает свои машины на Кюсю из Токио, Осаки и Нагои.
Три самых известных фестиваля в Кюсю:
- Нагасака Кунти в одноименном городе. Яркое празднование еды, веселья и разнообразного культурного прошлого и настоящего Нагсаки, которое празднуется вот уже 400 лет.
- Фестиваль Хаката Гион Ямакаса в Фукуоке. Один из самых захватывающих фестивалей в Японии. Мужчины в традиционных костюмах идут парадом улицами города с разнообразными ямакаса – традиционными переносными храмами в разных вариациях, украшенные фонарями.
- International Balloon Fiesta в Сага. Спортивный фестиваль воздушных шаров, финал которого сопровождается фейерверком и небольшим шоу. Невероятное зрелище, когда ввысь взмывают огромные воздушные шары. Можно и самому поучаствовать, если успеть записаться.
Достопримечательности Нагасаки
Этот порт на острове Кюсю является также одним из главных городов Японии. Расположен он на западе, на берегу залива Нагасаки. В этом городе так много достопримечательностей, что нам остается разве что их перечислить. Обязательным к посещению является Парк Мира с музеем Атомной бомбы и мемориальным залом памяти жертв американской бомбардировки. Пуччини создал оперу «Мадам Батерфляй», основываясь на реальной истории любви Томаса Гловера к дочери самурая Цуру Ямамура. В Нагасаки существует сад, где разыгрывался роман. Из других достопримечательностей города можно назвать храмы Сува и Санно-дзиндзя, собор Уроками, памятник 26 христианским мученикам, Китайский квартал, Исторический музей, остров-призрак Хасима, монастырские комплексы Фукусай, Софуку и Кофуку-дзи, церковь Оура.
Чем заняться на Кюсю
Гористый пейзаж с действующими вулканами является одной из притягательных аттракций острова. В списке «маст ду» одним из пунктов значится поездка на старинном паровозике с тремя вагончиками «Хитоёси-го», который курсирует от означенного пункта к Кумамото по живописным местам долины реки Кумы. Интересной будет экскурсия на полуостров Симабара. Здесь в семнадцатом веке произошло восстание, вследствие чего вся Япония на два века стала изолированной от остального мира. На Симабару позволяли приезжать лишь голландским и китайским купцам, да и то по очень ограниченной квоте. Страна восходящего солнца открыла свои порты для иностранцев лишь в 1854 году. Поездка на остров Кюсю будет неполной без посещения окрестностей Асо. Этот вулкан имеет крупнейшую в мире кальдеру. Разработано несколько пешеходных безопасных маршрутов с обзорными площадками, откуда открывается потрясающий вид на «лунный пейзаж» лавовый полей Асо. Более экстремальной будет поездка в Кагосиму. Вулканический пепел из Сакурадзимы выпадает на крыши этого города так же часто, как и дожди.
Транспорт Кюсю
Поезда Кюсю-синкансэн всего за 1 ч 20 мин «домчат» любого желающего от Фукуоки до Кагосимы. А поезда линии «Хисацу» — от Кумамото до Хаято.
В апреле 2009 г. на участке между станциями Кумамото и Хитоёси была возобновлена эксплуатация паровоза «Хитоёси-го», тянущего 3 пассажирских вагона по живописнейшим местам вдоль реки Кума.
Проездные JR Kyushu
Проездной «Джэйару Кюсю» (одна из , которая работает на Кюсю) действителен только для туристов, прибывших по туристическим визам, и предоставляет возможность неограниченного пользования на линиях «Джэйару Кюсю», в том числе Кюсю-синкансэн, но не действителен на линиях Санъё-синкансэн в Хакату. Трехдневный проездной, действительный на поездки по району Северного Кюсю, обойдется в 8500 JPY, пятидневный — в 10 000 JPY. Трехдневный проездной, действительный на все районы Кюсю, стоит 15 000 JPY, пятидневный — 18 000 JPY.
Одним из самых захватывающих пейзажей на Кюсю является, пожалуй, ландшафт Асо, самого крупного в Японии действующего вулкана с одной из крупнейших в мире кальдер.
Автобусы
Автобусные маршруты покрывают те участки дорог, которые не охвачены поездами, однако их трафик, как правило, очень ограничен. Существует также сеть «шоссейных» автобусов, подобная сети железных дорог. Они предлагают проездные «SUNQ», действительные 3-4 дня на неограниченное количество поездок: проездной на 4 дня, действительный во всех районах Кюсю обойдется в 14 000 JPY, на 3 дня — в 10 000 JPY; проездной на 3 дня, действительный в районе Северного Кюсю, будет стоить 8000 JPY.
Остров Кюсю: достопримечательности
Фукуока – это вечно молодой и бурлящий город. Ночные клубы, музеи высоконаучных технологий и традиционная японская культура уживаются здесь бок о бок. Здесь можно сходить на представление в театры Кабуки и Но, а также пообщаться с роботами новейшей конструкции в Robosquare. Хорошо также осмотреть Фукуоку с высоты птичьего полета, поднявшись на 234-метровую башню. В Кумамоту обязательными к посещению являются храм Фуджисаки, замок и сад Суйдзендзи. Кюсю славится на всю Японию своими термальными источниками. Чтобы понежиться в них, следует отправиться на курорт Беппу. Наиболее известным является комплекс горячих источников под зловещим названием «Девять адов». Если вам по душе горный трекинг, отправляйтесь на южную вулканическую цепь Киришима. Ну а если вы – поклонник серфинга, съездите на пляжи Миядзаки.
Храм Удо (Миядзаки)
Храм Удо был построен в пещере, из которой открывается вид на бурные океанские воды. Согласно легендам, одним из основателей храма был Дзимму – первый японский император.
Это одна из тех достопримечательностей, на посещение которой стоит выделить несколько часов. Помимо созерцания океана и архитектурных форм, тут можно просто подумать о вечном. А если захотите «похулиганить», наберите горсть камней и попробуйте попасть в веревочную мишень, размещенную на скале. Считается, что попадания в цель способны принести удачу.
Что попробовать и купить на память
Остров Кюсю славится своей кухней. В Кумамото нужно попробовать коронное блюдо караширенкон. Это фаршированный горчичными зернами стебель лотоса, обжаренный в пшеничной и соевой панировке. На острове Кюсю, как и в Каталонии, выращивают черных свиней. Поэтому местным специалитетом является японский аналог хамона – тонкотцу рамэн. Блюдо басаши представляет собой сырую конину под соевым соусом, которую едят с имбирем. На южном острове Кюсю выращивают различные тропические фрукты и сахарный тростник. Из напитков следует попробовать сётю. Этот регион славится своим гончарным промыслом. Посуду следует покупать в Арита и Карацу.
Еда в Кюсю
- Икинари Данго в Кумамото – булочка на пару с вареньем из фасоли и сладким картофелем.
- Мэнтайко в Фукуоке – икра трески, замаринованная в красном перце. В Японию блюдо пришло из Кореи. Стоит также попробовать пиццу и пасту с добавлением мэнтайко.
- Тонкацу в Кагосиме – сочные котлеты из свинины в хрустящей панировочной корочке. Считается, что это самое вкусные тонкацу, ведь именно в Кагосиме производят лучшую свинину курубуту.
- Куриный нанбан в Миядзаки – жаренная местная курица, предварительно замаринованная в сладко-остром уксусе, с соусом тартар. Изначально блюдо появилось в одном из семейных ресторанчиков Миядзаки. Оно было настолько вкусным, что быстро стало префектурным деликатесом.
- Бургер Сасэбо в Нагасаки – огромные бургеры из местных ингредиентов. Подают самые разные виды этого бургера, но чаще всего это бургер с беконом и яйцом, или с огромным куском местной курицы.
- Тямпон в Нагасаки – блюдо из лапши с мясом и овощами в бульйоне. В отличии от традиционного рамэна, лапшу которого варят отдельно от бульона, лапшу для Тямпона готовят сразу в бульоне.