Презентация по МХК «Художественная культура Японии: Особенности живописи»


Презентация «Художественная культура Японии»


Художественная культура
ЯПОНИИ
Особенности, архитектура, скульптура,

живопись, мировоззрение

Сотворение мира

(Хозяин центра Неба), Такамимусуби и Камимусуби. Вместе они стали плести ткань вселенной и создавать наш с вами мир. В начале мироздания, верят жители Страны восходящего солнца, земля и небо были единым целым. Однако затем они разделились, ознаменовав появление Равнины Высокого Неба( 高天原 — Такамагахара) и острова Акицусима ( 蜻蛉島 или Остров стрекоз).

Тогда же на свет появилось три божества: Амэноминакануси (Хозяин центра Неба), Такамимусуби иКамимусуби. Вместе они стали плести ткань вселенной и создавать наш с вами мир. Тогда посреди большого ничто существовало «Нечто» (Сора), то, чего нельзя было описать.

Из этого появилось ещё одно божество, по-имени Кунитокотати-но микото (Божество Вечного Установления Земли).

Сотворение мира

Пробуждение этого божества повлекло за собой появления также и других богов. Зачастую, бесполых. Ещё позднее появились божественные пары братьев и сестёр, которые олицетворяли мужское и женские начала. Всего таких пар было восемь. Последняя пара по появлению — боги Идзанаги ( イザナギ ) и Идзанами ( イザナミ ). Они очень важны, так как стали прародителями людей.

Архитектура

В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов.

Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте.

Архитектура

Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка (яп. 民家 ), максимально приспособлены к климату страны. Одно- или двухэтажная минка имеет прочную каркасную конструкцию из толстых балок с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. Стены не являются несущими, внутреннее пространство делится на отдельные помещения с помощью передвижных ширм.

В таких домах жили крестьяне, ремесленники и торговцы. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности.

Архитектура

Знаменитые храмы

Храм Цуругаока Хатимангу

Храм Цуругаока Хатимангу — одна из главных достопримечательностей Камакуры. Окруженный деревьями сакуры и зарослями азалий, он весьма живописен. Храм построен в 1063 году предком Ёритомо — Ёриёси в честь бога Хатимана, который считался покровителем рода Минамото. Ёритомо в 1180 году поменял расположение древнего храма, поместив его на более видное место — вершину холма Цуругаока (Журавлиный холм). Современные постройки датируются 1828 годом.

Широкая дорога, ведущая от морского берега вверх к храму, была сооружена по приказу сёгуна, когда он узнал, что его жена ждет ребенка. И сегодня эта улица сохраняет название Вакамия Одзи — улица Молодого Принца. На этой аллее сооружено трое огромных ворот тории, и вдоль неё высажены деревья сакуры.

Рядом с храмом расположены два пруда — Гэндзи и Хэйкэ. В пруду Гэндзи растут белые лотосы, в Хэйкэ — красные.

Здесь же возведен т. н. Барабанный мост — горбатый мостик через лотосовый пруд. Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по скользкому мосту без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь. Рядом с храмом аллею пересекает 150-метровый проход. Здесь воины Ёритомо упражнялись в ябусамэ — стрельбе из лука с лошади. В апреле и сентябре можно стать очевидцем праздников, во время которых воины, одетые в наряды периода Камакура, стреляют из лука, сидя верхом на скачущей лошади.

Архитектура

Знаменитые храмы

Киёмидзу-дэра
это буддийский храм 798 года
постройки, расположенный в восточной части города Киото.

Внутри сооружения находится естественный водопад, образованный небольшой рекой, стекающей с холма. Но не только «живая»

вода дарит храму гармонию. Здание построено без единого гвоздя, и складывается впечатление, что оно такое легкое, что вот-вот поднимется в воздух.

Местные жители верят, что если спрыгнуть с крыши храма, сбудется любое желание. Однако гости Киото не рискуют совершать такой прыжок, потому что по статистике 15% спрыгнувших не выживает!

С территории храма открываются прекрасные виды заката, а в маленьких ремесленных лавочках поблизости можно приобрести милые сувениры ручной работы.

Архитектура

Знаменитые храмы

Замок Химэдзи

является ярчайшим свидетельством замковой архитектуры Японии.

Он был возведен в период феодализма в качестве оборонительного сооружения для защиты от врагов. В течение нескольких веков замок несколько раз перестраивался и сохраняет в себе черты различных художественных стилей.

Каким-то чудом замок устоял в бомбардировках Второй мировой войны и запечатлен во многих кинолентах, включая фильм о Джеймсе Бонде
«Живешь только дважды».
Белоснежный цвет замка создает впечатление взлетающей птицы, и этот памятник архитектуры часто называют
«замком белой цапли».

Архитектура

Знаменитые храмы

Котоку-ин

– буддистский храм, известный своей огромной статуей амитабхи Будды, расположенной на открытой площадке.

Этот Будда – самый почитаемый в Японии. Бронзовая статуя покоится на постаменте высотой более 13 метров и весит около 93 тонн! По оценкам ученых Будда был изготовлен в 1252 году. Деревянный храм, в котором изначально была установлена статуя, был смыт цунами в 15 веке.

Архитектура

Знаменитые храмы

Храм Тодай-дзи

расположен в местечке Нара и является венцом инженерной мысли!

Это самое большое деревянное сооружение в мире, а его интерьер украшает самая большая бронзовая статуя Будды. Храм окружен прекрасными садами. Здесь находится Кегонская школа буддизма, а на территории храма можно увидеть множество ценнейших исторических и религиозных артефактов. По садам мирно прогуливаются олени, которые почитаются как посланники богов Шинто.

Архитектура

Знаменитые храмы

Кинкаку-дзи, или Золотой павильон

, расположен на территории Киото и является самым популярным туристическим объектом Японии.

Храм был построен для стареющего Сёгуна Ашикада Йошимитсу

в конце 14-го века. К сожалению, в 1950 году здание павильона было полностью разрушено пожаром, погиб молодой монах.

Спустя пять лет храм был отреставрирован и полностью восстановил свой исторический облик. Здание и окружающая природа находятся в гармонии между собой. Павильон покрыт золотистой крышей, которая отражается в пруду, а пруд отражается в сияющих листах крыши.

Архитектура

Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.

Скульптура

Религиозные скульптуры

Большая часть жителей «страны восходящего солнца» придерживаются синтоистских религиозных убеждений. Однако, буддистов здесь также множество. Дайбуцу — гигантские статуи Будды — гордость и великая ценность японской культуры. Старейшая из статуй (7 век н.э.) — Дайбуцу Асука — выполнена необыкновенно реалистично. Черты лица «просветленного» полны умиротворения и великого знания. Работа производит сильное впечатление, несмотря на то, что несколько раз подвергалась реставрации. Удивительно то, что это изображение Будды совсем неканоничное, черты его выглядят непривычно.

Скульптура

Религиозные скульптуры

Другая, не менее древняя статуя (8 век н.э.), располагается в храме Тодай-дзи, в городе Нара. Это скульптура высотой почти 15 метров выполнена в строгой эстетике канонической скульптуры. Известно, что эта скульптура была призвана защитить людей от стихийных бедствий и эпидемий, обрушившихся на Японию в середине 8 века. Для отливки статуи была использована вся бронза, произведенная в стране. А в строительстве храма и производстве скульптуры были заняты более двух миллионов человек.

Скульптура

Религиозные скульптуры

Дайбуцу Усику — самая большая статуя Будды в Японии. Общая высота скульптуры вместе с постаментом и лотосовидным цоколем — 120 метров. Установлена скульптура была в 1995 году в городе Усику, в 50 километрах от японской столицы. На создание этого шедевра ушло около шести тысяч бронзовых пластин. А длина глаза — 2,5 метра.

Скульптура

Нэцкэ

Маленькие фигурки, призванные служить особым брелком, поддерживающим небольшую коробочку для мелких вещей, которую носили при себе (в настоящем кимоно нет карманов), являются самыми настоящими произведениями искусства. Из всех типов нэцкэ только несколько можно считать скульптурами — это катабори (изображение людей, животных), анабори (многофигурные композиции, вырезанные как бы между створками раковины), мэн (театральные маски). На самом деле сегодня трудно найти настоящую, старинную нэцкэ, чаще всего в сувенирных лавках встречаются только пластиковые штамповки. Хотя во многих музеях можно купить отличные копии старинных нэцкэ за 35-40 долларов (стоимость настоящего коллекционного экземпляра может доходить до сотни тысяч долларов).

Скульптура

Окимоно

В отличие от нэцкэ, окимоно — это резная фигурка для украшения стола, интерьера. Сюжеты могут быть самые разные: изображение синтоистских богов, животные, овощи и фрукты. Каждая скульптура выполнена очень тонко, изящно. Известно, что окимоно коллекционировал Горький.

Живопись

Большую роль в развитии японской живописи

сыграло распространение в стране буддизма. Дело в том, что для посвящения верующих в события буддийской священной истории, массово создавались длинные свитки под названием эмакимоно, на которых изображались исторические сцены и зарисовки из притч. Первоначально эти рисунки были очень простыми и носили скорее символический характер, но с течением времени их качество возросло, и лучшие эмакимоно являются очень выразительными.

Первоначально художники Японии находились под сильным влиянием Китая, писали в стиле кара-э. Но по прошествии определенного времени в противовес этому стилю начали появляться картины в стиле ямато-э. В X-XII веках он стал господствующим в живописи, а в китайском стиле продолжали писаться лишь произведения религиозного характера.

Живопись

Портретная живопись получила свое развитие в XI-XII веках, когда возникло много совершенных по технике исполнения картин. Некоторые из них изображали и на ставнях. Чуть позже художники начали создавать эмакимоно в японском стиле. Сами свитки преобразились: теперь они могли содержать светские мотивы, изображения исторических событий с точки зрения буддийской морали. Они отличались удивительно качественной проработкой деталей и яркостью красок.

Живопись

Стенопись – картины на ширмах – стали основными формами изобразительного искуссттва с конца XVI века. Такие произведения украшали храмы, городские дома и даже дворцы аристократов.

Живопись

Стенопись – картины на ширмах – стали основными формами изобразительного искусства с конца XVI века. Такие произведения украшали храмы, городские дома и даже дворцы аристократов.

Литература

Первым японским произведением, которое дошло до наших времен, является летопись под названием «Кодзики». Она была написана Ясумаро Оно в 712 году. Книга содержала различный фольклор, представленный песнями, мифами, сказками, легендами и т. д. Помимо этого, произведение имело и историческую ценность. Ведь в «Кодзики» автор оставил некоторые исторические предания и хроникальные записи. Еще одним примером древней японской литературы является «Манъёсю». Книга представляла собой огромный сборник лирики, который включал более 4000 народных и авторских танка-стихотворений.

Изначально в Японии были распространены мифы и песни, которые передавались в устной форме. Однако ближе к VII веку все изменилось. Император Тендзи учредил высшие школы, в которых изучали китайский язык. Вскоре, позаимствовав и оптимизировав иероглифы из Китая, появился письменный японский язык. Таким образом, уже к VII столетию активно начала распространятся письменность. В итоге начали появляться памятники японской литературы.

Еще одним примером древней японской литературы является «Манъёсю». Книга представляла собой огромный сборник лирики, который включал более 4000 народных и авторских танка-стихотворений .

Литература

Следующий этап японской литературы назывался классическим. Длился он с VIII до XII вв.Японская литература сильно переплеталась с китайской. Большая часть жителей Японии была безграмотной. Именно по этой причине японская художественная литература распространялась среди аристократии и высших придворных кругов. Пожалуй, главная особенность данной эпохи заключается в том, что большинство произведений было написано женщинами. Именно по этой причине в классической японской литературе преобладают семейные и другие благопристойные мотивы.

Литература

После падения сегунов к власти вновь вернулись императоры. Это привело к появлению нового периода в японской литературе, который продлился до середины XX века. Страна восходящего солнца стала более открытой для другого мира. И это оказалось главным фактором для развития литературы. Характерная черта данного периода — активное влияние европейских идей и течений.

Сначала значительным образом возросло количество переводов европейской (в том числе и русской) литературы. Люди желали узнать о чужеземной культуре. Позже начали появляться первые японские произведения, написаны на европейский лад. К примеру, такие книги, как «Огненный столб», «Любовная исповедь двух монахинь», «Пятиярусная пагода», далеко отошли от японской классики. В этих произведениях активно культивировалась европейская идеология и стиль жизни.

Литература

Отдельного внимания достойны японские произведения лирического характера. Японские стихи, или хокку (хайку), были популярны на протяжении практически всего периода развития литературы. Особенность таких произведений заключается в структуре. По канонам жанра, хокку состоят из 17 слогов, которые составляют столбец из иероглифов. Основная тематика подобных произведений — описание красоты природы или же философские раздумья. Наиболее известные хайдзины — это Такахама Кёси, Кобаяси Исса, Масаока Сики. Ну а отцом хокку можно смело назвать Мацуо Басё.

Литература

В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеется свежий срез. Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке Это ее душа. (с) Мацуо Басё

Прощальные стихи На веере хотел я написать.. . В руке сломался он.. . Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. Опала листва. Весь мир одноцветен. Лишь ветер гудит. Какая грусть! В маленькой клетке подвешен Пленный сверчок. Уходит земля из-под ног. За легкий колос хватаюсь.. . Разлуки миг наступил..

Японская письменность

В современном японском языке используется три основных системы письма: кандзи — иероглифы китайского происхождения и двеслоговые азбуки, созданные вЯпонии: хирагана и катакана. В самой Японии эта система традиционно называется «смешанное письмо иероглифами и каной» (яп. 漢字仮名交じり文 кандзи кана мадзирибун). Часто в японском тексте встречаются латинские буквы, используемые для записи распространённых аббревиатур (например, DVD или NATO) и других целей. Транслитерация японского языка латинскими буквами называется ромадзи и встречается в японских текстах редко. Для записи числительных часто используютсяарабские цифры (обычно в текстах сгоризонтальным направлением письма). Исключение какого-либо из перечисленных видов письма или замена одного другим в их принятом употреблении делает текст трудно читаемым или непонятным вовсе (это, пожалуй, не относится к латинским буквам, роль и употребление которых в настоящее время значительно меньше в сравнении с тремя основными системами).

Японская кухня

Наиболее характерные особенности японской кухни:

— Использование преимущественно свежих продуктов, обязательно высокого качества. Практически не применяются продукты «длительного хранения», за исключением риса и соусов.

— Огромная номенклатура морепродуктов, используемых для приготовления блюд.

— Стремление сохранить первозданный внешний вид и вкус ингредиентов в блюде. Этим японская кухня отличается от большинства азиатских, где продукты в процессе приготовления нередко изменяются до неузнаваемости.

— Сезонность питания.

— Небольшие порции. Количество еды набирается за счёт большего разнообразия блюд, а не размера порций.

— Специфические столовые приборы — большинство блюд нужно есть с помощью палочек, некоторые можно есть руками, ложки применяются крайне редко, вилки и ножи не используются вообще. По этой причине большинство блюд подаётся в виде небольших кусочков, которые удобно брать палочками и не нужно делить.

— Резко отличающиеся от европейских принципы оформления блюд, сервировки. Делается больший, чем в европейской кухне, упор на эстетичный внешний вид блюд и стола в целом.

— Специфический застольный этикет.

Японская кухня

Особенной популярностью пользуются продукты из морепродуктов.

Морепродукты для таких блюд либо вообще не подвергаются термообработке, либо такая обработка сводится к минимуму, чтобы не повлиять на естественный вкус ингредиентов.

Суши

Готовятся из специальным образом сваренного риса и сырых морепродуктов. Форма суши очень многообразна, в приготовлении используются практически любые морепродукты. Можно выделить два основных вида суши. Первый — собственно суши (нигири, татаки и некоторые другие), представляющие собой небольшой, удлинённой формы комочек риса, на который сверху выложен кусочек рыбы, креветки; некоторые виды таких суши обёртываются полоской водорослей, образующей вместе с рисом ёмкость, заполняемую сверху мелко порезанными морепродуктами, икрой или овощами.

Второй вид — так называемые роллы, отличающиеся принципиально другим способом приготовления: рис и морепродукты выкладываются слоями на листе водорослей, скатываются в тонкий рулет, который затем разрезается поперёк на небольшие куски острым ножом. Существуют и другие формы (см. статью).Суши подаются на плоской тарелке или деревянной подставке, с васаби, соевым соусом и маринованным имбирём гари.

Сашими

Тонко порезанные ломтики сырых морепродуктов, обычно рыбы, осьминога, кальмара, подаются на плоской тарелке со свежими овощами, например, нарезанным тонкой соломкой редисом дайкон и листами сисо. Как и суши, подаются с васаби и соевым соусом .

Живопись

Япония, как известно, долгое время стояла особняком, ее границы были закрыты для других стран. Когда с наступлением VII столетия японцы стали все чаще общаться с соседями, налаживать связи с континентальным миром, они открыли для себя краски, пергамент, тушь, а с ними – изобразительное искусство.

Поначалу оно отличалось чрезвычайной простотой и лаконичностью: на черной или белой бумаге делались незамысловатые изображения, обычно одного из трех цветов — желтого, зеленого или красного. Однако постепенно мастерство местных живописцев все росло, и во многом благодаря распространению учения Будды, так как создавались все новые картины из жизни Учителя и его учеников.


Картинки с буддийской тематикой в древней Японии

К IX веку Япония уже сформировала собственную ветвь живописи, которая не зависела от китайской. В то же время роль буддизма стала ослабевать, и на смену религиозным мотивам пришли так называемые секулярные, то есть светские, которые пользовались особой популярностью в правление семейства Токугава.


Сегуны династии Токугава

Кайга, как называли японцы живопись, обрела совершенно разные формы и стили, и важное место в ней заняла природа. С тех пор живопись проявлялась все в новых формах:

  • Ямато-э – главная школа живописцев. Она возникла в IX-X столетиях и поддерживалась академией художеств при императоре. Произведения представляли собой свернутые свитки, где изображались литературные сюжеты вкупе с искусной каллиграфией. Существовало два основных вида свитков: эмакимоно – многометровые, сложенные горизонтально и часто рассматриваемые на столе, а также какимоно – сложенные вертикально и вешаемые на стену. Обычно в стиле ямато-э ярко расписывали шелк или бумагу, но позже все чаще в качестве холста стали применять посуду из керамики, национальную одежду, вееры, стены, ширмы. Особое внимание уделялось тому, чтобы передать состояние души.
  • Суми-э – как самостоятельный стиль cформировался приблизительно в XIV веке. Его особенности – применение акварели и черно-белых цветов.
  • Портреты – стали популярны в XIII-XIV столетиях.
  • Пейзаж – достиг популярности в XIV-XV веках, во многом благодаря распространившемуся по стране дзен-буддизму, в основе которого лежит идея созерцания и единения с природой.
  • Укие-э – характерная яркая роспись на дощечках. Она появилась в XVII столетии и содержала изображения природы, знаменитых японских гейш или артистов театр Кабуки. Веком позже это направление стало настолько популярным, что завоевало даже сердца европейцев – они стали применять этот стиль в собственных работах.


Традиционная гравюра Укие-э

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]