Театр Японии презентация к уроку мхк (10 класс) по теме


Японский театр презентация


Японский театр:
Но и Кабуки

Но: театр образа

Но (или Ногаку) — старейший вид японского театра. Сложился он в XIV—XV веках.

Но — древнейший классический японский театр. «Но» означает способность или умение. Представление «но» — это танец, драма, музыка и поэзия, объединенные на одной сцене. В 14 веке театр «но» существовал в виде древних храмовых представлений, где разыгрывались пьесы на мифологические сюжеты. Труппы актеров «но» находились под покровительством японских монастырей. Представления «но» совмещали в себе функции развлечения и проповеди.

Зарождение театра Но

Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей. Обязательной частью представления было шествие в масках. Все сценки исполнялись в сопровождении религиозной музыки. Сохранилось более 200 масок театра гигаку.

Ранней формой этого вида искусства были гигаку и дэнгаку.

Первое представление гигаку было устроено в 612 году.

Гигаку и Дэнгаку

Гигаку в дословном переводе — «искусная музыка». Сугубо религиозная и храмовая. Просуществовала не очень долго. Гигаку — своеобразный танец, возникший в Индии. Первоначально это был древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем — только перед изображением Будды. В нем средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски — Го), а оттуда в Корею. В VI веке вместе с распространением буддизма эта танцевальная школа появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку — «музыка Го», а затем гигаку, т. е. «искусная (виртуозная) музыка»

Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей. Обязательной частью представления было шествие в масках. Все сценки исполнялись в сопровождении религиозной музыки. Сохранилось более 200 масок театра гигаку.

Дэнгаку (буквально — музыка поля), японское средневековое театрализованное музыкальное представление.

Бугаку и Суругаку

Этот вид представления сменил бугаку и саругаку.

Бугаку: («искусство танца»), танцы, заимствованные из континентальной культуры в VII веке. Они стали непременной частью храмовых праздников и дворцовых церемоний, со временем выросли в отдельный музыкально-танцевальный жанр, который не только сохранился, но после реставрации императорской власти в 1868 году пережил новый расцвет и ныне исполняется для широкой аудитории, в концертных залах.

Суругаку — здесь присутствовали комедийная пантомима, клоунада, песни, танцы, акробатика. В конце XVIII — начале IX века бугаку исполняли профессиональные актеры. Элементы бугаку послужили основой классического музыкального и танцевального искусства Японии. В представление суругаку включались придворные, ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театрального представления — суругаку-но, ставшая прототипом будущих представлений театра Но.

Актёры и маски

Первые представления театра Но устраивались в буддийских монастырях, в замках аристократии и военных правителей — сёгунов (из дома Асикага), взявших театр Но под свое покровительство.

Площадка

Представления театра Но происходили на квадратной площадке, открытой с трех сторон и покрытой крышей, которая опиралась на четыре столба. В глубине сцены находится задник с изображением на золотом поле зеленой раскидистой сосны (символ долголетия, благожелательный привет зрителям).

В театре Но нет декораций. У задника располагаются оркестранты, вдоль правой стороны площадки размещается хор. Ряды для зрителей — перед передней и левой сторонами площадки.

Хор

Значительное место в пьесах отведено хору, который активно вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и впечатления, дает оценку происходящему. Хор состоит из восьми певцов-мужчин.

Выразительные средства

Маска является главным средством выразительности в театре Но. Костюм служит для создания цветовой гаммы спектакля. Основной сценический реквизит — это складной веер, с помощью которого исполнитель передает различные эмоциональные состояния.

Оркестр

Действие сопровождает оркестр, состоящий из флейты, двух тамбуринов и барабана.

Роли

В пьесе участвуют два актера — ситэ — действователь (протагонист), исполняющий главную роль, и ваки — помощник. В некоторых пьесах встречаются и цурэ — спутники главных действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций. Все исполнители (в том числе и женских ролей) — мужчины.

Сценическая речь актеров театра Но выразительна — она включает разговорно-декламационные диалоги, драматический речитатив, ариозное пение.

Мир театра Но

Театр Но символичен. Героями пьес театра Но являются боги — персонажи буддийского и синтоистского культов, а также мужчины — придворные аристократы, воины, люди из народа; женщины — придворные дамы, наложницы, служанки. Создатели театра Но считали, что на сцене их театра представлено все многообразие мира. Пьесы театра Но строятся на глобальных конфликтах — они связаны с центральной темой личности человека и его судьбы. Сюжетом пьес могут служить сказания, религиозные легенды, исторические и религиозные же предания, исторические хроники и литературные произведения.

Маски

В драматургии театр Но опирается на две эстетические концепции: подражание действительности (мономанэ) и концепция внутреннего смысла (югэн).

Пьесы театра Но состоят из вступления, кульминации и финала. Им соответствует исполнительская манера: медленная часть, бурная, стремительная и финальная кода. Основным элементом драмы является «превращение» героя: сначала он был человек — стал богом, сначала он был воином — потом его загробным духом.

Маски перехода

Основатели Но

Основателями театра Но считаются Канами Киецугу и его сын Сэами, который был не только создателем пьес, музыки и танцев, но и теоретиком театра Но. Труппа театра Но строилась по цеховому принципу — возглавлялась мастером. В XIV—XV веках имелось пять таких трупп, каждая из которых, работая в русле традиции, все же имела и свой стиль и свою школу искусства Но.

Кабуки: театр мужчин

Кабуки — вид японского театра, который сложился в XVII— XVIII веках. (ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ)

С конца XVII века формируется и специальная драматургия для театра Кабуки – разговорная драма. Эти драмы были приближены к действительности и рассказывали о происшествиях среди обитателей «кварталов любви», о семейных проблемах разных социальных групп японского общества. На этой основе сложилась бытовая драма – сэвамоно.

Постоянное амплуа

В начале XVII века начали формироваться труппы из мужчин, причём выработалось и стало постоянным особое амплуа исполнителей женских ролей (оннагата или ояма). Эти труппы выступали в постоянных помещениях крупнейших городов Японии – Киото, Осаки и Эдо (Токио).

Дзерури и развитие Кабуки

Основной эстетический принцип Кабуки – «искусство находиться между тем, что есть, и тем, чего нет».

В театре сложились амплуа:

  • герой,
  • злодей,
  • молодая девушка,
  • молодой человек,
  • матрона,
  • старик,
  • комик.

Тропа Востока

Частая смена места действия в спектаклях Кабуки требовала быстрой смены декораций – это достигалось путём применения вращающейся сцены, перенесения места действия на авансцену и хана мити («цветочная тропа») – дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены через зрительный зал. «Цветочная тропа» предназначалась главным образом для сцен «прихода» и «ухода» действующих лиц.

Дзерури – кукольный театр

Во второй половине XVIII века в репертуар театра Кабуки вошли дзерури – пьесы театра марионеток. В спектаклях сохранился обязательный сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент трёхструнного сямисена вёл рассказ, актёры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Под музыку исполнялись сцены боя, путешествия, излагались переживания героя.

Современный Кабуки

  • Показать все краски и философию восточного театра.
  • Познакомить с направлениями и развитием основных театров Японии.
  • Рассмотреть театры Но и Кабуки как мир Востока.

Цели и задачи

  • Собрать текстовый и визуальный материалы.
  • Сделать компьютерную презентацию.
  • Сделать стенд на заданную тему.

Библиография

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/499392
  • https://japan.rpg.ru/texts/dances.shtml
  • https://www.nihon.ru/culture/theaters.asp
  • https://www.tokyotown.ru/guide/noh_theater.htm
  • https://www.100velikih.com/view1135.html

Театр Японии презентация к уроку мхк (10 класс) по теме

Слайд 1

Традиции и история японского театра Презентация для учащихся 10 класса подготовлена Ивановой Н.С., учителем МХК МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Театр Японии Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним — музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы использовались ещё в добуддийском, напоминающем шаманские пляски лицедействе Кагура , входившем в синтоиский ритуал богопочитания.

Слайд 3

Театр Японии Традиционный японский театр — это сложный и многоцветный мир. Разновидности японского театра: — театр Но; — театр Кёгэн; — театр Кабуки; — театр Дзёрури; — театр Ёсэ; — театр Бунраку

Слайд 4

Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски

Слайд 5

Театр Но Театр Но зародился в 14-м веке и быстро стал «модным» среди самураев и высшей аристократии сёгуната Токугава. То есть, театр Но изначально был ориентирован на высшее сословие и недоступен для широких масс населения. В наши дни, конечно же, представление театра Но может посетить любой желающий.

Слайд 6

Под аккомпанемент хора, барабанов и флейт основное действующее лицо или Ситэ повествует истории из жизни смертных и духов, богов и демонов, сражений выигранных и проигранных, убийцах и Буддийских монахах архаичной Японии. Архаичный язык, на котором ведётся повествование, углубляет «великую загадку» масок.

Слайд 7

Театр Кёгэн Театр Кёгэн возник примерно в одно и то же время с театром Но и до сих пор эти два вида японского традиционного театрального искусства мирно соседствуют в рамках одного десятилетия, однако по стилистике и содержанию два эти жанра разительно непохожи. Театр Но — это драма возвышенных переживаний и титанических страстей, по духу это высокая трагедия, хотя содержание пьес далеко не всегда трагично. Кёгэн же — незатейливая комедия, грубоватый фарс, построенный на незатейливой шутке, шумной возне, даже скабрезности. Но элегантен, поэтичен, Кёгэн прозаичен и простонароден.

Слайд 8

Театр Кабуки В начале эпохи Токугава, наконец, родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки. Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоиском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоиских храмах в Нара и других местах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма.

Слайд 9

Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведение эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки. правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин.

Слайд 10

Театр Дзёрури Корни кукольного театра в Японии восходят к кугуцуси, охотникам, которые в свободное время развлекались тем, что делали кукол и экспромтом устраивали кукольные представления. Кукольные представления позже стали устраивать последователи буддийской секты дзёдо, используя для кукольных сцен буддистские. У некоторых из этих странствующих монахов-актёров к шее на шнурках была подвешена миниатюрная сцена, так называемая кубикакэ

Слайд 11

Театр Ёсэ Ёсэ — традиционный камерный театр комедии. Спектакли этого театра относятся в основном к жанру ракуго (дословно — «рассказы с комической концовкой») — комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они развивались из анекдотов, которые создавали профессиональные рассказчики — ракугока. Исполнитель, по обычаю одетый в кимоно, усаживается на сцене на подушке для сидения. Из реквизита у него в руках только веер и полотенце.

Слайд 12

Кукольный театр Бунраку Бунраку — самый крупный кукольный театр Японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн (1737–1810). Соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемым под аккомпанемент сямисэна, относится к концу ХVI — началу ХVII веков. Куклы для представлений Бунраку изготавливаются в размере 1/2 – 2/3 человеческого роста. Каждую куклу, как правило, ведут три оператора.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]