Японский театр презентация
Японский театр:
Но и Кабуки
Но: театр образа
Но (или Ногаку) — старейший вид японского театра. Сложился он в XIV—XV веках.
Но — древнейший классический японский театр. «Но» означает способность или умение. Представление «но» — это танец, драма, музыка и поэзия, объединенные на одной сцене. В 14 веке театр «но» существовал в виде древних храмовых представлений, где разыгрывались пьесы на мифологические сюжеты. Труппы актеров «но» находились под покровительством японских монастырей. Представления «но» совмещали в себе функции развлечения и проповеди.
Зарождение театра Но
Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей. Обязательной частью представления было шествие в масках. Все сценки исполнялись в сопровождении религиозной музыки. Сохранилось более 200 масок театра гигаку.
Ранней формой этого вида искусства были гигаку и дэнгаку.
Первое представление гигаку было устроено в 612 году.
Гигаку и Дэнгаку
Гигаку в дословном переводе — «искусная музыка». Сугубо религиозная и храмовая. Просуществовала не очень долго. Гигаку — своеобразный танец, возникший в Индии. Первоначально это был древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем — только перед изображением Будды. В нем средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски — Го), а оттуда в Корею. В VI веке вместе с распространением буддизма эта танцевальная школа появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку — «музыка Го», а затем гигаку, т. е. «искусная (виртуозная) музыка»
Представления гигаку устраивались на открытых площадках буддийских храмов и монастырей. Обязательной частью представления было шествие в масках. Все сценки исполнялись в сопровождении религиозной музыки. Сохранилось более 200 масок театра гигаку.
Дэнгаку (буквально — музыка поля), японское средневековое театрализованное музыкальное представление.
Бугаку и Суругаку
Этот вид представления сменил бугаку и саругаку.
Бугаку: («искусство танца»), танцы, заимствованные из континентальной культуры в VII веке. Они стали непременной частью храмовых праздников и дворцовых церемоний, со временем выросли в отдельный музыкально-танцевальный жанр, который не только сохранился, но после реставрации императорской власти в 1868 году пережил новый расцвет и ныне исполняется для широкой аудитории, в концертных залах.
Суругаку — здесь присутствовали комедийная пантомима, клоунада, песни, танцы, акробатика. В конце XVIII — начале IX века бугаку исполняли профессиональные актеры. Элементы бугаку послужили основой классического музыкального и танцевального искусства Японии. В представление суругаку включались придворные, ритуальные и сельские песни и танцы. Возникла особая форма театрального представления — суругаку-но, ставшая прототипом будущих представлений театра Но.
Актёры и маски
Первые представления театра Но устраивались в буддийских монастырях, в замках аристократии и военных правителей — сёгунов (из дома Асикага), взявших театр Но под свое покровительство.
Площадка
Представления театра Но происходили на квадратной площадке, открытой с трех сторон и покрытой крышей, которая опиралась на четыре столба. В глубине сцены находится задник с изображением на золотом поле зеленой раскидистой сосны (символ долголетия, благожелательный привет зрителям).
В театре Но нет декораций. У задника располагаются оркестранты, вдоль правой стороны площадки размещается хор. Ряды для зрителей — перед передней и левой сторонами площадки.
Хор
Значительное место в пьесах отведено хору, который активно вмешивается в действие, объясняет ситуации, выражает свои эмоции и впечатления, дает оценку происходящему. Хор состоит из восьми певцов-мужчин.
Выразительные средства
Маска является главным средством выразительности в театре Но. Костюм служит для создания цветовой гаммы спектакля. Основной сценический реквизит — это складной веер, с помощью которого исполнитель передает различные эмоциональные состояния.
Оркестр
Действие сопровождает оркестр, состоящий из флейты, двух тамбуринов и барабана.
Роли
В пьесе участвуют два актера — ситэ — действователь (протагонист), исполняющий главную роль, и ваки — помощник. В некоторых пьесах встречаются и цурэ — спутники главных действующих лиц, не имеющие самостоятельных функций. Все исполнители (в том числе и женских ролей) — мужчины.
Сценическая речь актеров театра Но выразительна — она включает разговорно-декламационные диалоги, драматический речитатив, ариозное пение.
Мир театра Но
Театр Но символичен. Героями пьес театра Но являются боги — персонажи буддийского и синтоистского культов, а также мужчины — придворные аристократы, воины, люди из народа; женщины — придворные дамы, наложницы, служанки. Создатели театра Но считали, что на сцене их театра представлено все многообразие мира. Пьесы театра Но строятся на глобальных конфликтах — они связаны с центральной темой личности человека и его судьбы. Сюжетом пьес могут служить сказания, религиозные легенды, исторические и религиозные же предания, исторические хроники и литературные произведения.
Маски
В драматургии театр Но опирается на две эстетические концепции: подражание действительности (мономанэ) и концепция внутреннего смысла (югэн).
Пьесы театра Но состоят из вступления, кульминации и финала. Им соответствует исполнительская манера: медленная часть, бурная, стремительная и финальная кода. Основным элементом драмы является «превращение» героя: сначала он был человек — стал богом, сначала он был воином — потом его загробным духом.
Маски перехода
Основатели Но
Основателями театра Но считаются Канами Киецугу и его сын Сэами, который был не только создателем пьес, музыки и танцев, но и теоретиком театра Но. Труппа театра Но строилась по цеховому принципу — возглавлялась мастером. В XIV—XV веках имелось пять таких трупп, каждая из которых, работая в русле традиции, все же имела и свой стиль и свою школу искусства Но.
Кабуки: театр мужчин
Кабуки — вид японского театра, который сложился в XVII— XVIII веках. (ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ)
С конца XVII века формируется и специальная драматургия для театра Кабуки – разговорная драма. Эти драмы были приближены к действительности и рассказывали о происшествиях среди обитателей «кварталов любви», о семейных проблемах разных социальных групп японского общества. На этой основе сложилась бытовая драма – сэвамоно.
Постоянное амплуа
В начале XVII века начали формироваться труппы из мужчин, причём выработалось и стало постоянным особое амплуа исполнителей женских ролей (оннагата или ояма). Эти труппы выступали в постоянных помещениях крупнейших городов Японии – Киото, Осаки и Эдо (Токио).
Дзерури и развитие Кабуки
Основной эстетический принцип Кабуки – «искусство находиться между тем, что есть, и тем, чего нет».
В театре сложились амплуа:
- герой,
- злодей,
- молодая девушка,
- молодой человек,
- матрона,
- старик,
- комик.
Тропа Востока
Частая смена места действия в спектаклях Кабуки требовала быстрой смены декораций – это достигалось путём применения вращающейся сцены, перенесения места действия на авансцену и хана мити («цветочная тропа») – дощатый помост, возвышающийся над партером и служащий проходом со сцены через зрительный зал. «Цветочная тропа» предназначалась главным образом для сцен «прихода» и «ухода» действующих лиц.
Дзерури – кукольный театр
Во второй половине XVIII века в репертуар театра Кабуки вошли дзерури – пьесы театра марионеток. В спектаклях сохранился обязательный сказитель-рассказчик, который под аккомпанемент трёхструнного сямисена вёл рассказ, актёры же в пантомиме воспроизводили действенные сцены. Под музыку исполнялись сцены боя, путешествия, излагались переживания героя.
Современный Кабуки
- Показать все краски и философию восточного театра.
- Познакомить с направлениями и развитием основных театров Японии.
- Рассмотреть театры Но и Кабуки как мир Востока.
Цели и задачи
- Собрать текстовый и визуальный материалы.
- Сделать компьютерную презентацию.
- Сделать стенд на заданную тему.
Библиография
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/499392
- https://japan.rpg.ru/texts/dances.shtml
- https://www.nihon.ru/culture/theaters.asp
- https://www.tokyotown.ru/guide/noh_theater.htm
- https://www.100velikih.com/view1135.html
Театр Японии презентация к уроку мхк (10 класс) по теме
Слайд 1
Традиции и история японского театра Презентация для учащихся 10 класса подготовлена Ивановой Н.С., учителем МХК МБОУ «Юркинская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2
Театр Японии Традиции и история японского театра уходит корнями в очень далёкое прошлое. Прямая преемственность традиции прослеживается чуть ли не полтора тысячелетия, к эпохе, когда в Японию с материка проник буддизм, а вместе с ним — музыка и танцы из Китая, Индии, Кореи. Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски и танцы использовались ещё в добуддийском, напоминающем шаманские пляски лицедействе Кагура , входившем в синтоиский ритуал богопочитания.
Слайд 3
Театр Японии Традиционный японский театр — это сложный и многоцветный мир. Разновидности японского театра: — театр Но; — театр Кёгэн; — театр Кабуки; — театр Дзёрури; — театр Ёсэ; — театр Бунраку
Слайд 4
Важнейшие атрибуты традиционного японского театра: маски
Слайд 5
Театр Но Театр Но зародился в 14-м веке и быстро стал «модным» среди самураев и высшей аристократии сёгуната Токугава. То есть, театр Но изначально был ориентирован на высшее сословие и недоступен для широких масс населения. В наши дни, конечно же, представление театра Но может посетить любой желающий.
Слайд 6
Под аккомпанемент хора, барабанов и флейт основное действующее лицо или Ситэ повествует истории из жизни смертных и духов, богов и демонов, сражений выигранных и проигранных, убийцах и Буддийских монахах архаичной Японии. Архаичный язык, на котором ведётся повествование, углубляет «великую загадку» масок.
Слайд 7
Театр Кёгэн Театр Кёгэн возник примерно в одно и то же время с театром Но и до сих пор эти два вида японского традиционного театрального искусства мирно соседствуют в рамках одного десятилетия, однако по стилистике и содержанию два эти жанра разительно непохожи. Театр Но — это драма возвышенных переживаний и титанических страстей, по духу это высокая трагедия, хотя содержание пьес далеко не всегда трагично. Кёгэн же — незатейливая комедия, грубоватый фарс, построенный на незатейливой шутке, шумной возне, даже скабрезности. Но элегантен, поэтичен, Кёгэн прозаичен и простонароден.
Слайд 8
Театр Кабуки В начале эпохи Токугава, наконец, родился, расцвел и принёс плоды демократический театр Японии. Это была драма Кабуки. Ритуальные танцы часто исполнялись для развлечения прихожан при синтоиском храме в Идзумо. Они и по сей день исполняются при синтоиских храмах в Нара и других местах. Юные девушки в тонких накидках поверх белых кимоно и алых хакама, с распущенными волосами и красиво загримированными лицами танцуют в зале храма.
Слайд 9
Во время представлений помещения всегда были переполнены, и популярность Кабуки была столь головокружительной, что самураи Эдо до безумия влюблялись в танцовщиц и устраивали поединки, дабы завоевать их симпатии. Властям это показалось уже излишним, и они решили запретить выступления труппы, хотя запрет был скорее вызван поведение эдоских кавалеров, чем деятельностью самого Кабуки. правительство третьего сёгуна Иэмицу издало в 1629 году строгий указ, запрещающий любые представления с участием женщин.
Слайд 10
Театр Дзёрури Корни кукольного театра в Японии восходят к кугуцуси, охотникам, которые в свободное время развлекались тем, что делали кукол и экспромтом устраивали кукольные представления. Кукольные представления позже стали устраивать последователи буддийской секты дзёдо, используя для кукольных сцен буддистские. У некоторых из этих странствующих монахов-актёров к шее на шнурках была подвешена миниатюрная сцена, так называемая кубикакэ
Слайд 11
Театр Ёсэ Ёсэ — традиционный камерный театр комедии. Спектакли этого театра относятся в основном к жанру ракуго (дословно — «рассказы с комической концовкой») — комические, а иногда и сатирические рассказы, полные острот и каламбуров, с неожиданной концовкой. Они развивались из анекдотов, которые создавали профессиональные рассказчики — ракугока. Исполнитель, по обычаю одетый в кимоно, усаживается на сцене на подушке для сидения. Из реквизита у него в руках только веер и полотенце.
Слайд 12
Кукольный театр Бунраку Бунраку — самый крупный кукольный театр Японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн (1737–1810). Соединение кукольного представления с народным песенным сказом дзёрури, исполняемым под аккомпанемент сямисэна, относится к концу ХVI — началу ХVII веков. Куклы для представлений Бунраку изготавливаются в размере 1/2 – 2/3 человеческого роста. Каждую куклу, как правило, ведут три оператора.