презентация «Культура Японии» презентация к уроку по географии (11 класс) на тему
Слайд 1
Культура Японии работу выполнила ученица 11а класса МОУ СОШ №43 г. Борзя Цыган Кристина 日本の文化
Слайд 2
Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон . Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки, которая стремительно начала оказывать влияние на культуру Японии с начала 1960-х годов. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку ) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы , длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи . На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.
Слайд 3
Японский язык и письменность Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский является агглютинативным языком и характеризуется сложной системой написания, состоящей из трёх различных типов знаков — китайские символы кандзи , слоговые азбуки хирагана и катакана . ひらがな
Слайд 4
Каллиграфия В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств и носит название сёдо (яп. 書道 « путь письма »). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах. Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии.
Слайд 5
Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке. Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд « Кодзики » («Записи о деяниях древности») и историческая хроника « Нихон сёки » («Записанные кистью анналы Японии» или « Нихонги » — «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара ( VII — VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов . В этот же период были созданы поэтические антологии « Манъёсю » (яп. 万葉集 « Собрание мириад листьев ») и « Кайфусо » (яп. 懐風 藻 ) . Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку (яп. 俳 句 ) , вака (яп. 和歌 « японская песня ») и разновидность последней танка ( яп. 短歌 « короткая песня »). Литература Алый цветок водяной Ударом серпа срезаю Меж набегающих волн. Хиросэ Идзэн
Слайд 6
Аниме и манга Аниме — японская мультипликация. Главное отличие от мультипликации других стран — бо́льшая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Почти все аниме-сериал ы — это экранизация японских комиксов — манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей .
Слайд 7
Манга — японские комиксы, на родине иногда называемые комикку . Слово « манга » означает «гротески», «странные (или весёлые) картинки», а художник, её рисующий, называется мангака . В Японии комиксы читают люди всех возрастов, они уважаемы и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление. Манга практически всегда чёрно-белая, а в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации.
Слайд 8
Японская живопись — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Живопись Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато -э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми -э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё -э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё -э на европейское искусство XVIII века называют японизмом .
Слайд 9
Скульптура Самым древним из видов искусств Японии является скульптура. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу. В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц . В качестве основного материала для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы. Наиболее яркими представителями японской деревянной скульптуры стали Энку ( 1632—1695 ) и Мокудзики (1718—1810).
Слайд 10
Архитектура В качестве примеров традиционной японской архитектуры можно назвать храмы, синтоистские святилища и замки в Киото и Наре. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые минка , максимально приспособлены к климату страны. Минка имеет каркасную конструкцию с несущей колонной в центре дома и раздвижными дверями. В настоящее время минка сохранились только в сельской местности. Своеобразием отличались японские замки, служившие не только для защиты своих хозяев от врагов, но и символом власти.
Слайд 11
Кинематограф Первые японские киноленты начала XX века имели простые сюжеты, кинематограф этого периода развивался под влиянием театра, игра актеров была театральной, женские роли исполнялись актёрами-мужчинами, использовались театральные костюмы и декорации. До появления звукового кино демонстрацию фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель, японский вариант тапёра. Поначалу кинематограф считался низким искусством, бытовало презрительное отношение к людям, занимавшимся кино. Признание и авторитет этот вид искусства получил лишь в конце 30-х годов XX века.
Слайд 12
Музыка Японская музыка включает в себя множество жанров, начиная от традиционных и свойственных только самой Японии музыкальных жанров, до множества жанров современной музыки, вокруг которых в стране часто строится самобытная сцена, непохожая на другие страны. Начиная с 1990-х годов, японская музыка широко известна и популярна на Западе, в первую очередь благодаря своим уникальным жанрам, таким как j- pop , j- rock и visual kei . Часто такая музыка попадает к западному слушателю через саундтреки в японской мультипликации или видеоигр, практически на каждом из разнообразных фестивалей японской культуры выступают приезжие японские группы и исполнители.
Слайд 13
Военная культура Самураи – это японское военно-феодальное сословие . Они появились в Японии в VII-VIII веках н.э. Самураями становились в основном мужчины из зажиточных крестьянских семей, а также представители средней и низшей аристократии. Из дружинников самураи постепенно становились вооруженными слугами своего феодала, получая от него жилище и пищу. Порою самураи получали и земельные наделы с крестьянами, и сами превращались в феодалов. Количество самураев увеличивалось, и скоро дружины феодалов стали представлять собой целые армии.
Слайд 14
Бусидо ́ — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно оформилось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики. Постулаты: Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать . Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая . Самурай должен, прежде всего, постоянно помнить, что он может умереть в любой момент, и если такой момент настанет, то умереть самурай должен с честью. Вот его главное дело.
Слайд 15
Тайные кланы ниндзя начали появляться в Японии в IX-XII веках, почти одновременно с возникновением самураев. Ниндзя являлись, по сути, высокопрофессиональными разведчиками и диверсантами того времени, обладали комплексом знаний и навыков по маскировке, методам убийства, организации партизанских операций и добыванию информации. Специфическими услугами кланов ниндзя пользовались различные феодальные князья. Расцвет искусства ниндзя пришелся на гражданскую войну 1467-1568 гг., в то время в Японии было около 70 кланов ниндзя. Большинство легенд о ниндзя сложены про события той «эпохи воюющих провинций».
Слайд 16
Боевые искусства Дзюдо по-японски означает «мягкий путь». Это боевое искусство является самым признанным в мире. Дзюдо создал в конце XIX века мастер Кано Дзигиро , который взял за основу одну из школ дзюдзюцу и разработал правила нового боевого искусства и систему боя. Каратэ – боевое искусство, которое возникло в Китае. Оттуда оно пришло на остров Окинава, который долго был независимым, а потом стал окраиной Японии, поэтому каратэдо в Японии мало кто интересовался. Каратэ стало популярным в 1920-е годы, благодаря мастеру по имени Фунакоси Гитин. С тех пор каратэ заняло важное место среди японских боевых искусств. Сумо – особый вид боевого искусства. Оно никогда не применялось в бою, а имело обрядовый характер, сочетая в себе спорт и синтоистский ритуал. В современном сумо также сохраняется множество древних обрядов. Айкидо – боевое искусство, созданное мастером Уэсиба Морихэй на базе одной из школ дзюдзюцу . Эта система боя принципиально отличается от других тем, что не имеет наступательной техники. Айкидо применяется для защиты, при этом сила противника используется против него самого.
Слайд 17
Кухня Японцы говорят: «В каждой еде должно быть что-нибудь с гор и что-нибудь из моря». «Горные» компоненты – это обычно рис и сезонные овощи, а также соевые бобы и их многочисленные производные (соевый творог тофу, соевая паста мисо , соевый соус сёю ). «Морская» часть пищи может быть самой разнообразной: это почти все виды морской рыбы, множество видов моллюсков (вплоть до медуз), китообразные, морская капуста и прочие водоросли. Постоянный недостаток продуктов приучил древних японцев к почтительному отношению к ежедневному приему пищи. Употребление повседневных кушаний сопровождалось своего рода ритуалами, а пище пытались прибавить хотя бы эстетической привлекательности. Японцы стремятся украсить пищу любыми возможными способами. Говорят даже, что японцы едят глазами, а не ртом.
Слайд 18
Религия В вопросах религии Япония проявляет величайшую терпимость. Так, почти все японцы исповедуют синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных буддийских общин, руководствуясь в жизни принципами конфуцианства. Синтоизм — «путь богов» — древнейшая религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини Солнца Аматэрасу . В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение и путь к нему. В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Будда — не только имя, данное основателю этой религии, легендарному принцу Гаутаме (VII-VI века до н.э.), но и название существа, достигшего состояния высшего совершенства («просветления «).
Слайд 19
Одежда В Японии можно встретить два типа одежды — традиционную — вафуку и более простую, повседневную, по европейскому образцу. Кимоно, буквально переводится «одежда, наряд» — общий термин для обозначения любой одежды, а в узком смысле — разновидность вафуку .
Слайд 20
Г эта , варадзи — сандалии Юката – лёгкий халат Хакама — штаны Оби — пояс
Слайд 21
Театр и танец Самой первой разновидностью театра стал театр но, сформировавшийся в 14-15 столетии, играя в нем, актёры надевали маски и облачались в шикарные одеяния. В 17 веке был создан один из самых знаменитых типов национального театра Японии — кабуки, на лица актеров был нанесен сложный грим. Особенно ценится мастерство оннагата , актёров, которые играют роль женщины. В 1629 году сегунат Токугава запретил женщинам играть в кабуки, после Второй мировой войны женщины вновь стали появляться на сцене, и даже была создана первая женская труппа . Также известен национальный театр кукол бунраку . Определенные драматурги, такие как Тикамацу Мондзаэмон , создавали пьесы для бунраку , которые позже обыгрывались на «большом театре» — в кабуки.
Слайд 22
Традиции, обычаи, этикет Общество Японии характеризуется четко проявленным чувством принадлежности к конкретному социальному классу (семья, рабочий коллектив, студенческая группа), что также проявляется в своеобразных связях внутри сообщества . В Японии особую важность имеют представления о «долге» и «обязательстве», именуемые гири. Несмотря на то, что гири это всеобщая общественная норма образа действия японцев, в некоторых ситуациях, в частности в среде молодёжи, к гири относятся не так серьезно . В Японии присутствуют некоторые нормы жестикуляции, и чем сдержанней человек, тем уважительнее к нему относятся, поэтому дружеский хлопок по плечу и дергание за руку в стране восходящего солнца не будут приветствоваться.
Слайд 23
Аригато за внимание!
Живопись
Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Аниме и манга.
Аниме (яп. アニメ [анимэ], от англ. animation [анимэйшн] — анимация) — японская мультипликация. Главное отличие от мультипликации других стран — боольшая часть выпускаемой продукции рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Большая часть аниме-сериалов — это экранизация японских комиксов — манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей. Манга (яп. 漫画) ж., скл. — японские комиксы, на родине иногда называемые комикку (コミック). Слово «манга» означает «гротески», «странные (или весёлые) картинки», а художник, её рисующий, называется мангака. В Японии комиксы читают люди всех возрастов, они уважаемы и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление. Манга практически всегда чёрно-белая, а в цвете рисуются только обложки и отдельные иллюстрации.
Культура и обычаи Японии.
Многие обычаи и традиции Японии задают ритм жизни и поведения японцев. Это особенно заметно в общении. Например, у японцев не принято здороваться за руку. Рукопожатия заменяют поклоны — руки по швам, тело сгибается в области поясницы. Причем отвечать на поклоны нужно с той же частотой, с какой приветствовали вас. Еще один интересный момент, который часто сбивает иностранцев с толку. При любых обстоятельствах во время общения японцы (особенно женщины) должны улыбаться даже если тема разговора серьезная или грустная. Также не рекомендуется смотреть японцу прямо в глаза или чересчур жестикулировать при разговоре — это может быть воспринято как агрессия. Японцы очень доброжелательны и гостеприимны. Они всегда придут на помощь по первой же просьбе. Правда, что касается обращения на улице, старики и подростки стесняются отвечать на вопросы. Лучше обратитесь к более старшему поколению.