Одежда самураев в мирное время

Кимоно

Кимоно считается традиционной японской одеждой, которая начиная с 18 века считается ещё и национальным костюмом Японии. Кимоно бывает мужским и женским. Это Т-образный халат, который может иметь различную длину. Халат не имеет застёжек и пуговиц, а крепится при помощи пояса оби, который расположен на талии. Европейские пуговицы в японском кимоно заменены ремешками или бечёвками. Этот вид японской одежды имеет рукава собэ, которые имеют большую ширину.

Харакири

Харакири
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда самурай не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.

Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.

Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.

Разновидности масок

Маска была съемной, чаще всего её снимали во время боя, так как она закрывала обзор. Общий термин, обозначающий любую маску — мэн-гу. Всего существует пять разновидностей мэн-гу, различающихся типами защиты лица.

  • Хаппури;

Такой вид масок представлял собой металлическую пластину, которая защищала лоб, щеки и виски. Очень часто хаппури использовалась слугами в качестве полноценных шлемов. Её также одевали и пехотинцы. Защита для горла к такой маске не прикреплялась.

  • Хамбо;

Самое главное достоинство такой маски – удобство в носке. Она закрывала лишь подбородок и шею. Обзор в такой маске был полностью открыт, поэтому она пользовалась значительным спросом. Хамбо считается полумаской.

  • Мэмпо;

Эта полумаска закрывала практически все лицо, кроме области вокруг глаз. Мэмпо конструировалась таким образом, чтобы пластину, расположенную на носу можно было с легкостью снять. Но это практиковалось крайне редко. Маска имела достаточно выразительную гримасу, которая выражалась в боевом оскале, наличием усов и бакенбардов.

  • Сомэн;

Такая разновидность маски появилась в период правления Муромати. Она полностью закрывала лицо, именно поэтому сомэн не получила такой популярности, как другие мэн-гу.

  • Бамен;

Этот вид маски защищал не человеческую голову, а лошадиную Первое появление бамен датировано семнадцатым веком. Такая маска была изготовлена из вареной и лакированной кожи. Дополнительно маска украшалась клыками и рогами, что делало животное похожим на мифическое существо.

Многие историки считают, что традиция Японцев делать доспехи из пластин появилась в результате влияния европейских стран. Точно это не установлено поэтому данная тема является предметом дискуссий, однако в Японии создавались доспехи, созданные по прототипу европейских лат. Эти доспехи называли нанбан — до, что переводится как «доспех южных варваров».

Специалисты, создававшие доспехи, ценились практически также высоко, как и оружейники. В истории сохранились имена самых известных мастеров того времени — это род Миотии, который занимался созданием доспехов еще с 13 века. С каждым новым веком стиль мастеров менялся. Во время жестоких войн не уделялось особое внимание украшениям, главными атрибутами стали прочность материала, из которого делались латы. Созданные в тот период доспехи, считаются произведением военных и ювелирных искусств.

История

Период Нара (710-794) характеризовался сильным китайским и буддийским влиянием. В период Хейан (794-1192) связь с Китаем ослабла и сформировалась японская культура, как мы её знаем. Кимоно этого времени имело множество слоёв и было весьма тяжелое. Придворные дамы носили кимоно из 12 слоев ткани! Каждый из них сочетался по цвету с другими, создавая изысканный ансамбль. Существовали сотни правил сочетаний цветов и ношения кимоно.

Периоды Камакура (1192-1338) и Муромати (1392-1573) – в это время кимоно начали носить без хакама и начали подвязывать его поясом оби. Кимоно приобрели яркие цвета.

Период Эдо (1603-1867) был временем экономического роста и развития городов. В это время рукава кимоно стали длиннее, особенно у молодых незамужних девушек. Оби стал шире и обрел множество вариаций в цвете и форме. Самураи носили кимоно на постоянной основе. Цвет и рисунок кимоно самурая определялись кланом, к которому он принадлежал. Высокий спрос сформировал новый рынок кимоно, где мастера уже могли похвастаться невероятной умелостью и изысканностью. Кимоно этого периода стало основой нынешней формы национальной одежды.

Период Мэйдзи (1868-1912) был временем новаций и западного влияния. В это время кимоно перестало быть столь популярным для повседневной носки. Одежда полицейских, учителей и работников железной дороги, школьная форма перешли на западный стиль. Обычные жители носили кимоно с фамильными гербами. Мужчины стали чаще носить деловые костюмы вместо кимоно. Производство кимоно познакомилось с западными технологиями, и купить качественное шёлковое кимоно стало существенно дешевле.

Период Тайсё (1912-1926) был скачком для японской промышленности. Люди массово переезжали в город, женщины получали больше рабочих мест и стали носить западную одежду на работу. Но кимоно не пропало из виду, а приобрело новые веянья. Появились новые необычные кимоно в западном стиле арт-деко.

Период Сёва (1926-1989) стал переломным периодом для японской истории и японской моды. После войны большинство жителей страны перешли на западную одежду, а кимоно носили преимущественно старшие поколения и гейши. Кимоно стало более церемониальной одеждой и сформировались правила, какое кимоно соответствует какому событию. Для страны после кризиса, настоящее кимоно стало роскошью и далеко не все могли его себе позволить.

В настоящее время кимоно переживает своё возрождение. Культура ношения кимоно больше не ограничивается особым случаем и можно увидеть девушек в традиционной одежде на улицах. Новые технологии сделали производство легким и подарили огромное разнообразие тканей, цветов и узоров. Редко какая свадьба обходится без прекрасного традиционного кимоно. Очень популярными являются фотосессии в кимоно, как среди японцев, так и среди туристов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]