Шимадзу Йошихиса
Один из самых известных военачальников периода Сенгоку, Симадзу Йошихиса, был из провинции Сацума. Некоторое время он был женат на своей тете. Он начал кампанию по объединению Кюсю и у него было много побед. Его клан управлял значительной частью Кюсю в течение многих лет, но в конечном итоге был побежден Тоётоми Хидэёси. После поражения Йошихиса, как полагают, ушел в отставку и стал буддийским монахом. Он умер мирной смертью.
Дата Масамунэ
Известный своей близостью к насилию и отсутствию милосердия, Дама Масамунэ был одним из самых страшных воинов своей эпохи. Потеряв правый глаз в детстве из-за оспы, ему пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы его можно было признать бойцом. После ряда поражений в первые дни он медленно строил свою репутацию и стал одним из самых эффективных воинов того времени. Когда его отец был похищен врагами своего клана, Масамунне ответил, убив всех и своего отца во время миссии. Позднее он служил Тойотоми Хидэёси и Токугава Иэясу.
Уэсуги Кеншин
Известный как Дракон Эхиго, Кеншин был жестоким воином и лидером клана Нагао. Он был известен своим соперничеством с Такедой Шингеном. Они сражались друг с другом в течение многих лет, участвуя в дуэлях несколько раз. Он также был одним из военачальников, которые сопротивлялись кампаниям Оды Нобунага. Он был авторитетным командиром. Существуют различные истории, связанные с причиной его смерти.
Самураи у власти
С годами сила самураев возросла и даже стала настолько сильной, что после войны в Генпее (1180-1185) они управляли Японией под командованием Минамото но Йоритомо, могущественного самурая, который стал сёгуном. Около 1192 года Сейи Тайсогун основал сёгунат Комакура, в котором простые самураи находились во власти и управляли Японией.
Ожидалось, что самураи всегда будут действовать честно, быть грамотными и знать культурные аспекты общества. В 13 веке дзен-буддизм стал популярной религией в Японии, а также для самураев.
Есть миф, что самурай, только что получивший в руки новенькую катану, имел право испытать ее на первом же встречном. Катана больше не была единственным предметом, который японский воин должен был уважать. Например, им были даны многочисленные атрибуты самурайского кода, такие как отрицание страха смерти или убийство противников. При этом они приобретали статус элитных воинов и обладали высокой квалификацией в боевых искусствах и военной стратегии.
Их боялись многие противники. Они несколько раз отражали вторжения могущественных монгольских воинов во главе с Чингисханом, а также нападения корейских и китайских императоров. Развитие стратегической войны во главе с самураями продвигалось очень быстро.
Причёска самураев
Знаете ли вы, что чонмаге Chonmage — это традиционная японская прическа, связанная с самураем? С этой стрижкой голова была побрита сверху, чтобы легко носить шлем самурая. Прическа в конце концов стала рассматриваться как символ статуса. В настоящее время вы часто видите chonmage у борцов сумо.
В хаотическую эпоху враждующих государств в 15 и 16 веках Япония раскололась на десятки независимых государств, постоянно воюющих друг с другом. Следовательно, воины были востребованы. Это была также эпоха, когда ниндзя, воины, специализирующиеся на нетрадиционных способах ведения войны, были наиболее активными. Многие из знаменитых самурайских фильмов Куросавы отсылают зрителей именно в это время.
Всё, что вы знаете о ниндзя, неверно!
Относительный мир преобладал в течение примерно 250 лет периода Эдо. Во время сегуната Токугава (1608-1863) самураи постепенно утратили свою военную функцию. В результате важность боевых навыков снизилась, и многие самураи стали чиновниками-бюрократами, учителями или художниками. Катаны и другие самурайские мечи использовались только для церемониальных практик, потому что сражаться с кем-то с холодным оружием, было уже почти невозможно. Феодальная эра Японии в конце концов закончилась. Во время реставрация (1868—1889) Мэйдзи, важного периода политической революции в Японии, класс самураев был официально отменен, и ношение самурайского меча было запрещено.
Это, конечно, не обошлось без борьбы, и в 1877 году произошло великое восстание Сацума, традиционных самураев против современного правительства. Японские воины в конечном счете получили больше власти в правительстве, но «путь» традиционных самураев был прекращён. В настоящее время бусидо — это только способ общения друг с другом и оружием в японских боевых искусствах. Тем не менее, бусидо все еще живет среди многих японцев, а самураи по-прежнему считаются самыми легендарными воинами в Японии.
Токугава Иэясу
Первоначально союзник Оды Нобунага и его преемник Тоётоми ХидэёшиТокугава Иэясу больше шевелил мозгами, чем мечем. После смерти Хидэёси он собрал врагов клана Тоётоми и боролся против них, за власть. Он победил Тойотомиса в битве при Секигахаре в 1600 году и стал первым тогугаванским сёгуном в 1603 году. Сёгунат Токугавы открыл новую эру мира в Японии и правил до 1868 года.
Самые известные самураи Японии
ТАЙРА-НО КИЁМОРИ (1118 — 1181) Был полководцем и воином, благодаря которому была создана первая самурайская административная система управления в истории японского государства. До начала его деятельности все самураи были просто-напросто наёмными воинами для аристократов. После этого он взял под свою защиту клан Тайра и достаточно быстро добился успехов в политической деятельности. В 1156 году, Киёмори вместе с Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) сумели подавить восстание и принялись управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. В результате их союз превратил в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото. Киёмори смог серьезно продвинуться по карьерной лестнице. В 1171 году он выдал свою дочь замуж за императора Такакура. Чуть позже у них родился первенец, который частенько использовался в качестве рычага давления на императора. Однако планы самурая осуществить не удалось, он скончался от лихорадки в 1181 году. ИИ НАОМАСА (1561 – 1602) Был известным генералом или даймё в период, когда у власти находился сегун Токугава Иэясу. Это был один из самых преданных самураев, которых знала история Японии. Он значительно продвинулся по служебной лестнице и получил большое признание после того, как 3000 солдат под его предводительством одержали победу в битве при Нагакутэ (1584).Он сражался с таким напором, что даже противники восхищались его поведением на поле боя. Наибольшую популярность принесла ему битва при Секигахаре. Во время сражения в него попала шальная пуля, после чего он так и не смог полностью поправится. Его отряд носил название «Красные Дьяволы» за соответствующий цвет доспехов, которые одевали воины во время боя для устрашения противников. ДАТЭ МАСАМУНЭ (1567 — 1636) Был безжалостным и беспощадным, так говорили о нем практически все. Это был выдающийся воин и отличный стратег, а его личность стала еще более запоминающейся из-за потери одного глаза, за что Масамунэ и получил прозвище «Одноглазый Дракон». Он должен был занять главенствующее место в клане после своего отца, но потеря глаза вызвала раскол в семье и к власти пришел младший брат Датэ. Уже будучи генералом, самурай смог завоевать хорошую репутацию и стал по праву считаться лидером. Именно после этого он развязал кампанию для того, чтобы одержать победу над соседними кланами. Это породило значительное волнение. В результате соседний клан обратился к отцу с просьбой обуздать своего старшего сына. Терумунэ был похищен, но он успел предупредить своего сына о подобном исходе событий и попросил его убить всех членов соседних кланов. Датэ Масамунэ исполнил наставление отца. Хоть это и противоречит некоторым представлениям о самураях, но Датэ Масамунэ был сторонником религии и культуры. Он даже лично был знаком с папой Римским. ХОНДА ТАДАКАЦУ (1548 — 1610) Был генералом и одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного и беспощадного. Это был истинный воин, даже в глубине своей души. Так, например, Ода Нобунага, который, кстати, не очень радовался своим последователям, считал Тадакацу настоящим самураем среди всех остальных самураев. О нем часто говорили, что Хонда обошел саму смерть, так как ни разу не получал серьезных травм, несмотря на то, что количество его сражений перевалило за многие десятки.. ХАТТОРИ ХАНДЗО (1542 — 1596) Он являлся самым известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку. Благодаря ему император Токугава Иэясу остался в живых, а также чуть позже стал правителем объединенной Японии. Хаттори Хандзо показал блестящую военную тактику, за что и получил прозвище Дьявол Хандзо. Он выиграл свою первую битву еще в совсем юном возрасте – Хандзо тогда было всего 16 лет. После этого он смог освободить из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. 1582 год стал для него решающим в карьере и завоевании лидирующего положения – он помог будущему Сёгуну бежать от преследователей в провинцию Микава. В этой операции ему помогли местные ниндзя. Хаттори Хандзо был отличным фехтовальщиком и свои последние годы, как говорят исторические источники, он скрывался под видом монаха. Многие частенько приписывали этому самураю сверхъестественные способности. Говорили, что он мог мгновенно скрываться и появляться в самых неожиданных местах. БЭНКЭЙ (1155 — 1189) Был воином-монахом, который находился на службе у Минамото-но Есицунэ. Бэнкэй, пожалуй, является самым популярным героем японского фольклора. Рассказы о его происхождении многолики: некоторые утверждают, что он родился у изнасилованной женщины, а другие склоняются к тому, что Бэнкэй являлся потомком бога. Ходят слухи, что этот самурай убивал, как минимум, 200 человек в каждом своем бою. Интересный факт – в возрасте 17 лет он был ростом больше 2-х метров. Он обучился мастерству владения нагинатой (длинное оружие, которое представляет собой смесь копья и топора) и ушел из буддистского монастыря, чтобы присоединиться к секте горных монахов. По преданию, он отправился на мост Годзё что расположен в Киото, и смог обезоружить каждого проходящего фехтовальщика. Таким образом, он смог собрать 999 мечей. Во время 1000-ого сражения с Минамото-но Ёсицунэ Бэнкэй потерпел поражение и вынужден был стать его вассалом. Несколько лет спустя, находясь в осаде, Есицуне совершил ритуальное самоубийство, в то время, как Бэнкэй сражался за своего хозяина. Поговаривают, что остальные солдаты боялись выступить против этого гиганта. В том бою самурай положил около 300 солдат, которые своими глазами видели, как пронзенный стрелами гигант по-прежнему стоит. Так все смогли узнать о «стоячей смерти Бэнкэя». УЭСУГИ КЭНСИН (1530 — 1578) Это был один из самых могущественных полководцев времен Сенгоку в Японии. Он верил в буддистского бога войны, а его последователи были убеждены в том, что Уэсуги Кэнсин был воплощением Бисямонтена. Он был самым юным правителем провинции Этиго – в возрасте 14 лет он занял место своего старшего брата. Он согласился выйти против величайшего полководца Такеды Сингена. В 1561 году состоялась самая масштабная битва Сингена и Кэнсин. Результаты сражения были неоднозначны, так как обе стороны потеряли в этом бою около 3000 человек. Они были соперниками более 14 лет, но даже этот факт не мешал им обмениваться подарками. И когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин не мог смириться с утратой такого достойного соперника. Данные о смерти Уэсуги Кэнсин неоднозначны. Кто-то говорит, что он умер от последствий тяжелого пьянства, кто-то склоняется к версии о том, что он был серьезно болен. ТАКЕДА СИНГЕН (1521 – 1573) Это, пожалуй, самый знаменитый самурай в истории Японии. Известен он, по большому счету, своей уникальной военной тактикой. Часто упоминается как «тигр из Кай» за свои отличительные характеристики на поле боя. В 20-летнем возрасте он взял под свою опеку клан Такэда, затем объединился с кланом Имагава – в результате молодой военачальник получил власть над всеми близлежащими территориями. Это был единственный самурай, который обладал достаточной силой и мастерством, чтобы победить могущественного Ода Нобунага, стремящегося к власти над всей Японией. Синген скончался во время подготовки к очередному бою. Некоторые говорят , что его ранил солдат, а другие склоняются к тому, что самурай умер от тяжелой болезни. ТОКУГАВА ИЭЯСУ (1543 — 1616) Это первый сёгун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла страной Восходящего Солнца с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу получил власть в 1600 году, через три года стал сёгунов, а еще через два отрекся от должности, но находился все остальное время у власти вплоть до своей смерти. Это был один из самых известных полководцев за всю историю Японии. Этот самурай пережил многих известных правителей на своем веку: Ода Нобунага заложил основу для сёгуната, Тоётоми Хидэёси захватил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму и тактическому мышлению Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет. ТОЁТОМИ ХИДЭЁСИ (1536 — 1598) Это также самый известный самурай в своем роде. Он был генералом и великим политиком эпохи Сэнгоку, а также вторым объединителем Японии и человеком, который положил конец периоду Воюющих царств. Хидэёси приложил усилия к созданию некоторых культурных наследий. Так, например, он ввел ограничение, из которого следовало, что только члены класса самураев могли носить оружие. Кроме того, он финансировал строительство и восстановление многих храмов, а также сыграл значительную роль в истории христианства на территории Японии. Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, смог стать великим генералом Нобунаги. Он не смог получить титул сёгуна, но сделал себя регентом и построил дворец. Когда его здоровье начало давать сбои, Хидэёси начал завоевывать династию Мин с помощью Кореи. Классовые реформы, которые проводил самурай, существенно изменили японскую социальную систему. ОДА НОБУНАГА (1534 — 1582) Это был могущественный самурай и военачальник, который приложил немало усилий для объединения Японии. Всю свою жизнь он посвятил завоеваниям. Его запомнили, как самую жестокую и могущественную силу времен Воюющих Царств, а также величайшего правителя Японии. Именно он изменил тактику военного дела на территории страны Восходящего Солнца. Благодаря ему солдаты начали использовать пики, а также укреплять замки и применять огнестрельное оружие. Благодаря таким новшествам, полководец смог одержать немало побед. Помимо этого, он организовал воинскую классовую систему, в основе которой лежали способности солдата, его происхождение и социальный статус, а также достижения и заслуги. Нобунага был также истинным почитателем искусства. Известные самураи Японии внесли неоценимый вклад в становление государственности и формирование непосредственно самой истории страны. Их имена известны практическизю каждому, кто гордится своим происхождением и местом рождения. Самураи были легендой, несмотря на то, что являлись обычными людьми с неимоверной силой духа и непреодолимой волей к победе. Самураи – это величайшие воины, которые писали своей кровью историю Японии. Источники: Интернет-ресурсы.
Галерея
показать все фотографии
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp — постоянно в течение дня.
Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp: +7-962-125-15-15
Хаттори Ханзо
Лидер клана Ига, Хаттори Ханзо был одним из редких самураев, которые также были и воинами ниндзя. Он был верным слугой Токугавы Иэясу, который несколько раз спасал своего хозяина от смерти. Его основным оружием было копье. В его старшие годы Ханзо стал буддийским монахом. Он один из самых известных воинов в японской поп-культуре и вдохновил многих воинов.
Значение слова «самурай»
- Самурай (яп. 侍, по-японски также используется слово «буси» (武士)) — в феодальной Японии — светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей (даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении — военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по значению, но всё же «бу» (воин) — это более широкое понятие, и оно не всегда относится к самураю. Часто проводят аналогию между самураями и европейским средневековым рыцарством, но такое сравнение во многом некорректно.
Само же слово «самурай» происходит от старинной неопределённой формы глагола «служить» (яп. 侍ふ сабурау); то есть самурай — служилый человек. Самураи — не только воины-рыцари. Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в повседневной жизни.
Основным оружием самурая были два японских меча — дайсё. В XIV — XIX веках это были катана и вакидзаси. Кроме того, самурай должен был владеть длинным луком. Самурайские доспехи изготавливали из множества пластин, плотно пришнурованных друг к другу.
САМУРА’Й
, я,
м.
[японск. samurai — стражник, рыцарь]. Член привилегированной феодальной военной касты Японии (истор.). ||
преимущ. мн.
Название, данное советским народом японской военщине, осуществляющей политику империалистических захватов (нов. презрит.)
— Мы умеем воевать. Не позволим самураям нашу травушку топтать.
Алымов.
Источник:
«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия):
Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо!
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова империалистский
(прилагательное):
Источник статьи: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B9
Такэда Шинген
Часто называемый тигром Кай, Такеда Шинген был страшным воином, а также поэтом. Он сражался в многочисленных битвах. В четвертой битве в Каванакаджиме он встретил своего соперника Уэсуги Кеншина в битве один на один. Он был одним из немногих воинов, которые добивались успеха в отношении Оды Нобунаги и имели возможность остановить его. Тем не менее, Шинген умер в загадочных обстоятельствах в 1573 году, после чего Нобунага консолидировал власть.
Хонда Тадакатсу
Также известный как «Воин, превзошедший смерть», Хонда Тадакацубыл одним из самых жестоких воинов, которых создала Япония. Один из четырех царей Токугавы, он участвовал в более чем сотнях сражениях, и не был побежден ни в одном из них. Его главным оружием было копье, известное как резак Стрекозы, которое вызывало страх у каждого противника. Тадакацу воевал в решающей битве при Секигахаре, которая привела к новой эре в японской истории.
Образ самурая
Ключевая черта костюма самурая, его удостоверение – дайсё. Это два изогнутых железных меча. Поскольку мечи являлись сакральными, то есть священными предметами, к ним относились с огромным почтением, ежедневно ухаживали за ним и берегли как часть себя. Ложась спать, меч помещали в изголовье, а днём хранили на специальной деревянной подставке, при которой стоял слуга.
Дополнительно у каждого воина присутствовала катана, напоминающая саблю длиной около 75 см.
Самурай должен уметь стрелять из лука юми, который почитали так же как мечи и считали одушевлённым предметом, наделенным великой силой. Он достигать длины 2 метра.
Самурайские доспехи представляли собой костюм из металлических пластин, оклеенных кожей и соединенных шнуровкой, весом около 15 кг.
Миямото Мусаси
Самый знаменитый воин-самурай на протяжении многих лет, Миямото Мусаси был одним из величайших фехтовальщиков, которые когда-либо жили в Японии. Его первая дуэль была в возрасте 13 лет. Он сражался в битве между кланом Тойотоми против клана Токугава, на стороне Тойотоми, в конечном итоге бы побежден. Позже он путешествовал по Японии, выиграв более 60 дуэлей и ни разу не проиграв. Самый известный поединок Мусаси состоялся в 1612 году, в котором он сражался с мастером-фехтовальщиком Сасаки Коджиро и убил его. В последующие годы он потратил больше времени на сочинение и написал «Книгу пяти колец», в которой подробно описаны различные методы борьбы с мечом.
10-ка известных самураев и чем они запомнились в истории
Самураи воплощали в себе образ идеального воина, почитавшего культуру и законы, серьезно относящегося к избранному им жизненному пути. Когда самурай подводил господина или самого себя, по местным обычаям он должен был быть подвергнут ритуалу «сэппуку» — ритуальному самоубийству т.е. харакири.
1. Ходзё Удзицуна (1487 — 1541)
Удзицуна разжег давнюю вражду с кланом Уэсуги – владельца замка Эдо, который в настоящее время разросся в гигантский мегаполис Токио, но тогда это был рядовой замок, прикрывающий рыбачью деревушку. Забрав себе замок Эдо, Удзицуна удалось распространить влияние своей семьи на весь регион Канто (самый густонаселенный остров Японии в нём находятся столица государства — Токио) и к моменту соей смерти в 1541 году, клан Ходзё был одной из самых могущественных и доминирующих семейств в Японии.
2. Хаттори Ханзо (1542 — 1596)
Это имя может быть знакомо поклонникам творчества Квентина Тарантино, поскольку именно на основе реальной биографии Хаттори Ханзо, Квентин создал образ фехтовальщика для фильма «Убить Билла». Начиная с возраста 16 лет, он боролся за выживание, участвуя во множестве сражений. Ханзо был предан Токугава Иэясу, не раз спасая жизнь этому человеку, позже основавшему сегунат, стоявший во главе Японии более 250 лет (1603 — 1868 ). Во всей Японии он известен, как великий и преданный самурай, ставший легендой. Его имя можно найти высеченным у входа в императорский дворец.
3. Уэсуги Кэнсин (1530 — 1578)
Уэсуги Кэнсин был сильным военачальником и по совместительству лидером клана Нагао. Он отличался выдающимися способностями в качестве командира, в результате чего его войска одержали множество побед на поле боя. Его соперничество с Такэда Сингэном, еще одним военачальником, было одним из самых широко известных в истории за период Сэнгоку. Они враждовали на протяжении 14 лет, за это время участвуя в нескольких схватках один-на-один. Кэнсин умер в 1578 году, обстоятельства его смерти остались невыясненными. Современные историки полагают, что это было что-то похожее на рак желудка.
4. Симадзу Ёсихиса (1533 — 1611)
Это еще один японский полевой главарь, который жил на протяжении кровавого периода Сэнгоку. Еще будучи юношей, зарекомендовал себя в качестве талантливого командира, позднее эта черта позволила ему и его товарищам захватить большую часть региона Кюсю. Ёсихиса стал первым, кто объединил весь регион Кюсю, в последствии он был разбит Тоётоми Хидэёси(военный и политический деятель, объединитель Японии) и его 200-тысячной армией.
5. Мори Мотонари (1497 — 1571)
Мори Мотонари вырос в относительной безвестности, но это не помешало ему взять под контроль несколько крупнейших кланов в Японии и стать одним из самых устрашающих и сильных военачальников периода Сэнгоку. Его появление на общей сцене было внезапным, столь же неожиданным был ряд побед, которые он одержал над сильными и уважаемыми соперниками. В конечном счете он захватил 10 из 11 провинций региона Тюгоку. Многие его победы были одержаны над куда более многочисленными и более опытными соперниками, что сделало его подвиги еще более впечатляющими.
6. Миямото Мусаси (1584 — 1645)
Миямото Мусаси был самураем, чьи слова и мнения до сих пор несут отпечаток на современной Японии. На сегодняшний день он известен, как автор «Книги пяти колец», где описывается стратегия и философия самураев в бою. Он первым применил новый боевой стиль в технике владения мечом кендзюцу, назвав его нитен ичи, когда бой ведется двумя мечами. По легенде, он путешествовал по древней Японии, и за время путешествия успел одержать победу во множестве поединков. Его идеи, стратегии, тактики и философия являются предметом изучения по сегодняшний день.
7. Тоётоми Хидэёси (1536 — 1598)
Тоётоми Хидэёси считается одним из отцов-основателей Японии, одним из трех человек, чьи действия помогли объединить Японию и положить конец долгой и кровавой эпохе Сэнгоку. Хидэёси сменил своего бывшего господина Ода Нобунага, и начал проводить социальные и культурные реформы, которые определили дальнейшее направление развития Японии на промежуток в 250 лет. Он запретил владение мечом лицам, кто не является самураем, а так же начал общенациональные поиски всех мечей и прочего оружия, которое должно было отныне принадлежать лишь самураям. Несмотря на то, что это сосредоточило всю военную силу в руках самураев, такой шаг стал огромным прорывам на пути к общему миру со времен воцарения эпохи Сэнгоку.
8. Такэда Сингэн (1521 — 1573)
Такэда Сингэн был, пожалуй, самым опасным командиром за все время эпохи Сэнгоку. Когда выяснилось, что его отец собирался оставить все своему другому сыну, Сингэн союзничал с несколькими другими сильными самурайскими кланами, что подтолкнуло его к выходу за пределы родной провинции Кай. Сингэн стал одним из немногих, кто смог победить армию Ода Набунаги, который на тот момент успешно захватывал другие территории Японии. Он умер в 1573 году, страдая от болезни, но к этому моменту он был уже на пути к консолидации власти над всей Японией.
9. Ода Нобунага (1534 — 1582)
Ода Нобунага был движущей силой объединения Японии. Он был первым военачальником, сплотившим вокруг себя огромное количество провинций и сделал своих самураев доминирующей военной силой во всей Японии. К 1559 году он уже захватил свою родную провинцию Овари и решил продолжить начатое, расширяя свои границы. В течение 20 лет Нобунага медленно шел к власти, представ в образе одного из самых страшных военачальников страны. Лишь паре человек, среди которых был и Такэда Сингэн, удалось одержать победы в борьбе с его уникальной военной тактикой и стратегией.
10. Токугава Иэясу (1543—1616)
Токугава Иэясу обладал удивительной прозорливостью и уникальной интуицией, не раз выручавших и спасавших его в самых безвыходных и опасных жизненных ситуациях. Еще в пору своей молодости он сумел распознать и глубоко осознать опасность, нависшую над страной в результате жестоких и безжалостных межфеодальных войн, продолжавшихся целое столетие. Натерпевшись страху за жизнь свою и родных и близких, Иэясу твердо решил посвятить себя борьбе за установление мира в стране и возродить ее национальную государственность.
Тоётоми Хидэёши
Преемник Оды Нобунага, Тоётоми, был могущественным правителем и воином. Родившись в крестьянской семье, он медленно поднялся к власти с помощью своих навыков и на поле битвы. Он правил большей частью Японии с 1585 года до своей смерти в 1598 году, хоть он и никогда не получал титул «Сёгун». Хидэёси построил массивный замок в Осаке и вел битвы, чтобы завоевать Корею и Китай, хотя безуспешно. Вскоре после его смерти его клан был уничтожен.
Как будет “самурай” на японском?
Чем отличается сеппуку от харакири?
томат и помидор – некоректное сравнение.
Точнее будет сказать что не каждый японец мог выполнить сеппуку
, а вот харакири – каждый (плюс – если харакири – как казнь, то весь процесс могли эмитировать: осуждённый касался своего живота веером, а в этот момент ему отрубали голову мечом.
我需要告訴我你要去哪裡-как произнести иероглиф на русском?
Как верно заметила Дарья К, если произнести фразу по-русски, носитель вас не поймёт. К тому, же, фраза странно переводится: “Мне нужно сказать себе, куда ты собираешься пойти”.
Кто был более искусным воином – японский самурай или европейский рыцарь?
Салют! Сразу скажу, что я не профессионал и не эксперт, но просто любитель, занимающийся фехтованием 8 лет. Из них 4 – фехтование на длинных мечах, рыцарском, так сказать, оружии. Однако, у меня есть мнение по данному вопросу:
Что есть более искусный мечник? Вопрос спорный, поэтому я отвечу на вопрос, кто победил бы в поединке между двумя примерно равными по своему опыту в Искусстве владения мечом.
Задача стоит сопоставить двух представителей воинской элиты своего времени, живших в разных частях света и никогда не встречавшихся. Оба воина сражались в доспехах и у обоих воинов был меч. Дабы быть как можно более объективным, я возьму один временной промежуток (ибо и рыцари и самураи менялись с течением времени) и это будет конец 15 века, Эпоха Воюющих Провинций – Сэнгоку Дзидай. А внутри этого промежутка, я возьму за критерии такие явления, которые можно хоть как-то сопоставить.
Рассмотрим кратко по основным статьям:
Для обоих воинов меч, что называется второстепенное оружие (sidearm). У рыцаря основное оружие копье, а у самурая лук.
Рыцарский длинный меч – (полуторник, бастард) это обоюдоострый клинок из высококачественной закалённой стали, снабженный гардой(сперва простой, затем развитой) и навершием. Средняя длина 130 см, вес 1500 грамм.
Самурайская катана – это шашка(использую европейское и русское оружиеведение). Т.е клинок заточенный с одной стороны, без гарды и без весомого навершия. Средняя длина 110см, вес 1500 грамм.
Вывод: При равном весе рыцарский sidearm превосходит самурайский в длине на 20см, имеет лучший баланс и защиту кисти. Побеждает рыцарь.
Сравнить доспехи значительно сложнее, нежели мечи, поскольку они стремительно эволюционировали в западной Европе и провести корректную параллель трудно. Поэтому, я возьму Воюющих Провинций (Сэнгоку), как вершину развития самураев, как сословия. Это середина 15 века.
Рыцарский доспех – это полный латный, пластинчатый доспех из каленого стали, снабжённый ребрами жесткости и, фактически неуязвимый для рубящих ударов. Средний вес в районе 20 кг.
Самурайский доспех (эпохи Сэнгоку) это ламинарный доспех, т.е доспех сделанный из маленьких металлических пластинок. Средний вес мне неизвестен, но думаю, что в районе тех же 20 кг. (на всякий случай: то, что доспех ограничивает подвижность – миф)
Вывод: рыцарский доспех это пластинчатый доспех с ребрами жесткости, фактически неуязвимый для рубящих ударов и значительно нивелирующий дробящий эффект любого попадания. Самурайский же доспех отстаёт минимум на век по своей технологии, а потому является устаревшим и менее эффективным. Побеждает рыцарь.
3) Антропометрические данные.
Рыцарь – среднестатический европеец, мужчина. Рост 175 (для 15 века), вес 70 кг.
Самурай – среднестатический японец, мужчина. Рост 150 (сужу по доспехам на выставке Samurai: Art of War), вес 55 кг.
Вывод: рыцарь был значительно крупнее я тяжелее японца. А в фехтовании в доспехах, как в боке, при прочих равных побеждает более тяжёлый. Побеждает рыцарь.
4) Искусство фехтования. (Самое сочное)
Вот мы и подошли к самому главному, к боевому искусству которым владели рыцари и самурая. Существует стойкий миф, навязанный нам кинематографом, превозносящий самурайское боевое искусство. Так же существует ещё один миф, утверждающий, что мечи рыцарей весели по 16 кг, а побеждали только за счёт голой силы. Всё это не правда. Предлагаю ознакомиться с небольшой, но содержательной статьей на эту тему: Мифы о боевых искусствах Европы. Джон Клементс. Есть, например, в Longsword Club, это группа вконтакте. Теперь к сущности вопроса.
Замечу кратно, что боевое искусство существовало как на Востоке, так и на Западе и было равно развито и самобытно.
Рыцари. Существовали рыцари как обученные Искусству, так и принципиально не обучавшиеся, но уповавшие на свою доблесть и Господа. Рассмотрим оба варианта.
Сперва вопрос: что такое искусство владения мечом?
Это нечто большее, чем практический навык, а именно – систематизированное знание, предлагающие основные принципы и технические приёмы, повышающие боевую эффективность. Например традиция Лихтенауэра или Болонская школа фехтования. Или же множество разных школ в Японии.
Необученный рыцарь. Не обученный системе фехтования на мечах рыцарь, тем не менее, являлся профессиональным воином, коего с детства приучали к физическим нагрузкам, упражнениям с оружием и гоняли на практику, практику, практику и практику. Утренняя пробежка с грузом вокруг замка, а затем бой на палках с детьми прислуги были нормальным каждодневным событием в жизни юного рыцаря. А по возмужанию – бесконечные турниры, войны и грабежи. Дело своё рыцарь знал. (не имею возможность цитировать тут всю книгу, но рекомендую Мишо Жозеф-Франсуа Руа Жюст “История Рыцарства”).
Обученный рыцарь. Всё, описанное выше + школа фехтования.
Самурай. Полагаю, что все самураи были обучены.
Теперь передо мной стоит неразрешимая задача, определить, какая школа была эффективнее. Я не вижу в этом смысла, но только укажу, что европейская школа это постоянный путь совершенствования в пользу наибольшей эффективности, без поправки на мораль, традицию и прочие духовные факторы. А восток, восток дело тонкое. Старый рыцарский принцип “бей в лицо, я коли в яйцо” там работал не всегда, что видно из похождений того же Мусасси, который как раз таки обладал европейским менталитетом.
Поэтому, я скажу, что раз школы сравнить не представляется возможным (объективно сравнить), мы предположим, что тут у нас ничья.
Что рыцарь, что самурай – суть воинская элита своего времени. Разделенные совершенно разной культурой и конъюнктурой они никогда не сходились на боле боя, поэтому нам остается судить по немногим объективным критериям, которые я разобрал, в меру своих скудных познаний.
Заключение, как мне думается, простое: рыцарь был значительно лучше, качественнее вооружён, обладал более крупным телосложением и весом, а значит, при прочих равных, победил бы самурая, сугубо по технологическим и физиологическим критериям.
Источник статьи: https://yandex.ru/q/question/languages/kak_budet_samurai_na_iaponskom_bb43678f/
Ода Нобунага
Один из самых узнаваемых воинов в японской истории, Ода Нобунагабыл харизматичным лидером. В 1560 году он убил Йошимото Имагаву, который попытался захватить Киото и заложил основу объединения Японии. Он использовал огнестрельное оружие в битвах, новое орудие в то время. Его смерть была вызвана предательством одного из его собственных генералов, Акечи Мицухидэ, который поджег храм, в котором он отдыхал. Тем не менее, Нобунага покончил жизнь самоубийством, более почетным способом умереть.
Самураи… оставшиеся в джунглях!
Вторая мировая война, завершившаяся для всего человечества в 1945 году, не закончилась для солдат японской армии. Надолго укрывшись в лесах, они потеряли счет времени, и были твердо уверены, что война все еще продолжается.
Верный солдат Хироо Онода
События той поры развивались в южной части острова Минданао, одного из островов филиппинского архипелага. Началось все с того, что в труднопроходимых джунглях обнаружили лейтенанта, ефрейтора и еще нескольких воинов бывшей японской императорской армии. Они скрывались там еще со времен окончания Второй мировой войны. Причина пребывания в лесном массиве была банальной: воины ушли в леса из-за страха быть наказанными за самовольное оставление боевых позиций. Скрывавшиеся от наказания воины и не предполагали, что Вторая мировая война давно уже кончилась.
А вот таким он стал в старости!
В настоящее время эти «сильно пожилые дезертиры», которым уже давно исполнилось 80 лет, ждут решения местной власти, которая в раздумьях: по каким законам судить этих воинов, нарушивших кодекс чести самурая? А стоит ли вообще за давностью лет судить провинившихся?
Еще один случай, когда там же на Филиппинах нашли бывшего лейтенанта 87 лет, а с ним бывшего ефрейтора 83 лет от роду. Чисто случайно их обнаружила филиппинская контрразведка, ведущая операции в этой местности. Лейтенант Иосио Ямакаве и ефрейтор Цудзуки Накаути когда-то несли службу в пехотной дивизии императорской армии. В 1944 году она высадилась на острове Минданао. В результате интенсивных бомбардировок американской авиации часть понесла значительные потери. Всех уцелевших в той операции потом отправили в Японию, но несколько воинов не успели прибыть вовремя и невольно стали дезертирами. Скрываясь все эти десятилетия в джунглях оставшиеся в живых, практически одичавшие от постоянного проживания в лесу, лейтенант и ефрейтор все еще боятся военного трибунала, а потому и опасаются возвращения на родину. Как-то случайно они встретились с японцем, который разыскивал могилы погибших солдат на острове. По его рассказам, Ямакава и Накаути располагают бумагами, подтверждающими их личности.
Таким Хироо пошел воевать (слева), а вот таким он сдался (справа).
Ямакава и Накаути не единственные, кто попал в леса в военное время. Солдат императорской армии, не предполагавших, что война давно закончилась, и раньше встречали в труднопроходимых районах островов Тихого океана. Так, в 1974 году младший лейтенант Хироо Онода был найден в лесах острова Лубанг. А двумя годами раньше, в 1972 году, на острове Гуам нашли рядового-пехотинца.
Говорят, что по джунглям Филиппин до сей поры бродят десятки «затерянных» солдат.
Безгранично преданные своему императору и кодексу чести самураев, они многие-многие годы продолжали хорониться в джунглях, выбрав полуголодную, дикую жизнь взамен позору плена. Многие японские воины так и скончались в тропических дебрях, уверенными в том, что Вторая мировая все еще продолжается.
Хироо с солдатами филиппинской армии.
Воины императорской армии были потомками самураев. А у самураев, как говорилось выше, был свой кодекс чести, в котором были прописаны правила, которые должен неукоснительно выполнять каждый воин, и прежде всего: безоговорочное повиновение своим командирам, служение императору и смерть в бою. Плен для самурая был немыслим. Лучше умереть, чем сдаться!
Бесстрашные воины погибали сотнями тысяч. Немало было и таких, кто предпочитал самоубийство плену. Тем более что самурайский кодекс именно это и предписывал делать настоящим воинам. Рассеявшись по бесчисленным островам, солдаты и знать не знали о капитуляции японской армии, и потому предпочитали жизнь в лесу позорному плену. Эти воины не ведали про атомные бомбежки городов их маленькой родины, и про ужасные авианалеты на Токио, превратившие город в руины, тоже не знали.
В тропическую глушь, естественно, не дошли вести о подписанном на американском линкоре «Миссури», находившегося в Токийском заливе, акте о капитуляции Японии и последующей за тем оккупации. Изолированные от всего мира воины свято верили, что они еще повоюют.
Легенды о воинском легионе, потерявшемся где-то в непроходимых лесах, еще многие годы передавались из уст в уста. Деревенские охотники рассказывали, что видели в зарослях «людей-дьяволов», которые живут как дикие звери. В Индонезии их прозвали «желтыми людьми», которые ходят по лесам.
Ровно через 16 лет после капитуляции Японии, в 1961 году, из труднопроходимых лесных зарослей Гуама «материализовался» солдат – Ито Масаси. Он вышел, чтобы сдаться. Каково было удивление Масаси, что то время, в котором он жил до 1945 года, стало совершенно другим. Война закончилась, мир стал другим, непривычным, чужим. Да и сдаваться-то, собственно говоря, было некому. Рядовой Масаси пропал в тропиках 14 октября 1944 года. Решив зашнуровать ботинок покрепче, Ито отстал от своих. Как оказалось, это спасло ему жизнь. Колонна без Масаси ушла далеко вперед и попала в засаду, организованную солдатами австралийской армии. Услышав стрельбу, отставший Масаси вместе с соратником, капралом Ироки Минакавой, упали на лесную подстилку. Пока за деревьями раздавалась стрельба, они ползком удалялись все глубже в лес. Вот так и началась их «робинзонада» длиной в целых шестнадцать лет…
Поначалу за «дезертирами» охотились бойцы союзной армии, затем – деревенские с собаками (но те, похоже, охотились за «людьми-дьяволами»). Но Масаси и Минакава были очень осторожны. Для собственной безопасности был придуман особый, бесшумный, а потому, весьма надежный язык. Это были специальные пощелкивания пальцами, либо просто сигналы руками.
Вначале рядовой и капрал доедали свой солдатский паек, потом очередь дошла до личинок насекомых, которых выискивали под древесной корой. Питьем служила дождевая вода, которую собирали в плотные банановые листья, да еще жевали съедобные коренья. Так они перешли на пищу, которую сейчас назвали бы «подножным кормом». Змеи, которых получалось изловить силками, тоже были неплохим источником белка.
Свое нехитрое жилище они соорудили, выкопав его в земле и забросав сверху ветками деревьев. На пол набросали сухой листвы. Рядом было вырыто несколько ям, утыканных с острыми кольями – это были ловушки для дичи.
Долгих восемь лет скитались они по джунглям. Позже Масаси вспоминал: «За время скитаний мы натыкались на другие такие же группы японских солдат, которые, как и мы, продолжали верить, что война продолжается. Я знал, что должен остаться в живых, чтобы выполнить свой долг – продолжать борьбу». Японцы остались в живых лишь потому, что наткнулись на заброшенную свалку.
Эта свалка спасла жизнь не одному сбежавшему воину. Весьма неэкономные янки отправляли в отходы кучу всевозможной снеди. На этой же свалке японцы нашли консервные банки, которые немедленно были приспособлены под посуду. Швейные иглы они смастерили из кроватных пружин, а на постельное белье пошли тенты. Море дало им так не достающую соль. По ночам они с банками выбирались на морской берег, набирали морскую воду, а затем выпаривали из нее соль.
Серьезным испытанием для японцев стал, как оказалось, ежегодный сезон дождей: целых два месяца кряду они сидели в укрытиях, с тоской взирая на льющиеся с неба потоки воды, которые, казалось, никогда не закончатся. Из еды были только ягоды да мерзкие лягушки. Масаси признавался потом, что обстановка в хижине была очень непростой.
После десяти лет почти первобытной жизни они обнаружат на острове листовки. Листовки были отпечатаны от имени японского генерала, который призывал сдаться всех засевших в лесах воинов. Масаси не сомневался, что это хитрый ход, приманка для беглецов. Возмущению Ито не было предела: «За кого они нас принимают?! Я ведь давал клятву моему императору, он был бы разочарован в нас».
Меч Хироо
Как-то ранним утром Минакава надел деревянные сандалии, сделанные своими руками, и отправился охотиться. Минули сутки, а он все не возвращался. Масаси почувствовал неладное. «Я сознавал, что не проживу без него, – вспоминал он. – Разыскивая друга, я облазил все джунгли. Абсолютно случайно наткнулся на вещи Минакавы: рюкзак и сандалии. Отчего-то была уверенность, что его взяли американцы. Тут над моей головой пронесся самолет, и я бросился бежать в джунгли, решив, что лучше умереть, чем сдаться врагу. Поднявшись на гору, я разглядел четверых американцев, которые ждали меня. С ними был и Минакава, которого узнать было чрезвычайно трудно: тщательно выбритое лицо кардинально изменило его. Ироки рассказал, что, продираясь сквозь заросли джунглей, он вышел на людей, которые и уговорили его сдаться. Он же и рассказал, что война давно уже закончилась. Однако понадобилось много месяцев, чтобы я окончательно поверил в это. Еще бóльшим потрясением была фотография моей собственной могилы в Японии с надгробной надписью, гласившей, что я убит в бою. Разум отказывался понимать происходящее. Казалось, что жизнь прожита зря. Но мои потрясения на этом закончились. Вечером мне предложили помыться в горячо натопленной бане. Большего счастья я не испытывал. В завершение, впервые за столько лет, я лег спать в чистую постель и уснул абсолютно счастливый!».
Но это еще не конец истории. Оказывается, были японские воины, прожившие в джунглях много дольше, чем Масаси. Пример тому сержант императорской армии Чоичи Икои, проходивший службу на Гуаме.
Во время штурма острова американцами морской пехотинец Чоичи потихоньку исчез из полка и укрылся у подножия гор. Он тоже, как и Масаси, находил листовки с призывом сдаваться. Но преданный своему народу и императору воин отказывался в это верить.
Жил сержант в полном одиночестве. Скудное питание его состояло лишь из лягушек и крыс. Полностью обветшавшую, обтрепавшуюся одежду он заменил на «наряд» из коры и лыка. А заостренный кусок кремня служил ему бритвой.
Вот что поведал Чоичи Икои: «Бесконечное число дней и ночей я был совсем один! Как-то хотел криком прогнать змею, пробравшуюся в мое жилище, но вместо крика из горла вырвался лишь жалкий писк. Голосовые связки так много времени бездействовали, что теперь просто отказывались работать. После этого я стал ежедневно тренировать голос: распевал песенки или громко произносил молитвы».
Лишь в начале 1972 года сержанта чудом нашли охотники. На то время ему было 58 лет. Икои ведать не ведал об атомных бомбардировках японских городов, о капитуляции его родины. И только когда ему растолковали, что его уход в джунгли и проживание там оказались бессмысленными, он повалился на землю и зашелся в рыданиях.
Возмущение токийской общественности было столь велико, что правительство вынуждено было снарядить экспедицию на Филиппины, дабы вызволить всех оставшихся старых солдат из их хижин.
Самолеты тоннами разбрасывали над Филиппинами листовки, призывая солдат образумиться и выходить из своего добровольного заточения. Но воины-отшельники, как и раньше, не верили призывам и считали это вражеской провокацией.
В 1974 году на далеком филиппинском острове Лубанг из дебрей на свет Божий вышел к местным властям 52-летний лейтенант Хироо Онода. Шестью месяцами ранее Онода и его «однополчанин» Кинсики Козука устроили засаду на местный патруль, по ошибке приняв его за американский. В перестрелке Козука погиб, а схватить Оноду не удалось: он мгновенно растворился в непроходимых зарослях.
Мужество врага всегда вызывает уважение. На пресс-конференции с Хироо Онода.
Онода наотрез отказывался верить, что война давно кончилась. Вынуждены были даже доставить его давнего командира – никому не верил старый самурай. Онода горячо просил взять себе на память священный самурайский меч, когда-то закопанный на острове в далеком 1945 году.
Возвращение в мирную жизнь было для Оноды сильнейшим потрясением. Старый самурай, верный воин, попал совершенно в другое время. Он все время повторял, что в джунглях прячется великое множество таких же воинов, как и он. Что ему известны места, где они скрываются, их условные сигналы. Но эти воины никогда не придут на зов, поскольку решат, что он пал духом, сломался и сдался врагам. Скорее всего, в лесах они и найдут свою смерть.
Ну а в Японии состоялась весьма волнующая встреча Оноды с его старыми родителями. Отец, с волнением глядя на сына, произнес такие слова: «Я горжусь тобой! Ты поступил как истинный воин, слушая то, что подсказывало тебе сердце».