Остров Храма
Остров, включенный в список наследия ЮНЕСКО, является частью национального заповедника. Природа его уникальна — животные и птицы бродят здесь совершенно свободно и не боятся людей.
Священный остров хорош для посещения в любое время года, ведь весной здесь расцветает сакура, летом окрестные леса наполняются голосами птиц, а осенью знаменитые клены превращают остров в огромный багровый костер.
Но известен Ицукусима не этим, а старинным святилищем, притягивающим приверженцев синтоизма и ценителей древней архитектуры.
Что посмотреть
Храм представляет собой сложный комплекс из 17 деревянных строений. Древние японцы посчитали, что священная земля богов неприкосновенна, поэтому святилище Ицукусима соорудили на сваях, вбитых в морское дно. Главный моленный зал посвящен Аматэрасу и двум ее сестрам, здесь исполняют танец-пантомиму «кагура», рассказывающий историю ухода и возврата богини Солнца.
Изукрашенный резьбой мост ведет на твердую землю к храмовой сокровищнице. Там хранятся около 4000 реликвий синтоистского культа — старинные мечи, веера, драгоценный фарфор, нефритовые украшения, кубки и древние манускрипты.
Помост, на котором стоят здания, не сплошной, между досками оставлены щели. Каблуки в них застревают, так что женщинам лучше надеть надеть удобную обувь. При отливе дно обнажается, и можно пешком подойти к воротам, прикоснуться к ним, вложить монетку в щель и загадать желание. Если оно искреннее, то обязательно сбудется.
Лучшее время для посещения острова — осень, окрашивающая окрестные леса во все оттенки желтого и красного. Увидев однажды солнечный закат за вратами Ицукусимы, начинаешь понимать, почему японцы обожествляют природу.
Ворота в мир духов
Священный комплекс, посвященный дочерям японского бога, был построен более полутора тысяч лет назад, однако неоднократно разрушался природными катаклизмами. Многие знатные жители страны брались за восстановление храма, и в XVI веке им удалось создать прочную конструкцию. По легенде, крупнейший зал храма — «зал тысячи циновок», построен из ствола всего одного камфорного дерева.
Но важнейшая ценность храма располагается не на острове, а в море, неподалеку от берега. Это знаменитые тории, ставшие негласным символом Японии, ворота отделяющие мир живых от мира духов.
Высота этих ворот достигает 16 метров, и во время отлива можно добраться до них пешком. Считается, что пройдя сквозь них, вы попадете в мир духов и почувствуете удивительное спокойствие.
Возможно, в древности японцы могли ощутить нечто подобное, отойдя от берега, но сейчас, когда сотни туристов ежедневно осаждают Ицукусиму, ни о какой волшебной тишине, воспетой в древней литературе, не может быть и речи.
Миядзима, священный остров Японии
Остров Миядзима считается у японцев настолько священным, что в течение многих веков сюда не допускали людей низкого происхождения.
Забота японцев о сохранении священной чистоты острова выражалась в том, что вплоть до начала XX в. на Миядзиму не могла ступать нога женщины, дабы не осквернить его. То же стремление к защите святости острова объясняет и запрет на захоронение тел на острове, ведь, согласно канонам синтоизма, в таком месте не должно свершаться что-либо нечистое, к чему относили роды и похороны. Поэтому на острове нет кладбища, а скончавшихся вывозят с Ицукусимы.
Также интересно: Дьявольский остров Алькатрас
Неподалеку от берега, прямо из глубины вод поднимаются деревянные ворота-тории, чьи очертания известны во всем мире благодаря как образцам традиционного искусства — старинным ксилографиям и веерам, так и стараниям современных масс-медиа, растиражировавших образ ворот во всем мире как образ Японии. Ворота-тории — олицетворение символического прохода прямо к главной святыне острова. Не обошлось здесь и без секретов: древние архитекторы, стремясь придать этому проходу красоту и элегантность, тщательно изучили периодичность и высоту приливов и отливов Внутреннего Японского моря, которое в этом месте совсем неглубокое. В зависимости от колебания уровня воды меняется внешний вид коридоров и основания самого храма Ицукусима и всей его объемной композиции, что является олицетворением постоянства круговорота жизни.
Еще одна известная постройка на острове Миядзима — буддийский монастырь Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн и считающийся едва ли не древнейшим в Японии.
Стоящая рядом Пятиярусная пагода отбрасывает тень на Зал тысячи татами (Сэндзёкаку), сооруженный по личному повелению военного правителя Тоётоми Хидэеси, и сегодня именующийся храмом Памяти Хидэеси.
Ставшие привычными на острове мартышки, что вместе с оленями бродят по набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долины кленов), были привезены сюда лишь в 1962 г. для нужд местного отделения Японского центра по изучению обезьян в живой природе. Мартышек и оленей кормят посетители острова, приезжающие, чтобы помолиться в святилище Миядзимы, подняться на фуникулере на вершину горы Мисэн, с которой связана жизнь буддийского священника Кобо Дайси (774-835 гг.), и подышать чистым лесным воздухом.
У подножия же горы Мисэн расположен Дайсё-ин — один из самых популярных храмов буддийской секты Сингон и один из главных храмов в западной части Японии. Здесь основатель секты Кобо Дайси впервые начал исповедовать буддизм на острове Миядзима. В XII веке император Тоба основал здесь свой молитвенный зал. Тесные связи с Императорской семьей у Дайсё-ин сохранялись до XIX века. В 2006 г. на 1200-летний юбилей храма приезжал сам Далай Лама.
У главных ворот в храм Ниомон
расположились статуи Стражей ворот.
Также интересно: Средневековый город Авиньон, папская резиденция
В Дайсё-ин можно найти множество строений, статуй и других объектов религиозного поклонения, зачастую выглядящих весьма странно для иностранца-гайдзина.
Особый интерес представляют залы Каннон-до, Манидэн, песочная мандала, которую сотворили приезжие монахи из Тибета и пещера Хэндзёкуцу, где развешены 88 образов, представляющих храмы паломничества по Сикоку.
Хэндзёкуцу
Особенно много на территории монастыря статуй дзидзо (популярное японское божество в виде монаха, часто одетого в красный шарф или вязаную шапку).
В главном алтаре зала Каннон-до находится статуя богини Каннон, а перед ней – мандала из разноцветного песка, выполненная тибетскими священниками.
Каннон-до
На террасе у Каннон-до стоит красная голова с выпученными глазами. Это Дарума – стилизованное изображение Бодхидхармы, основателя дзэн-буддизма. Таких кукол используют в ритуале загадывания новогодних желаний. Сначала нужно купить даруму в буддистском храме и, загадывая желание, нарисовать зрачок в одном из ее глаз. Если к Новому Году желание сбылось – рисуют зрачок в другом глазу, если нет – несут в храм, сжигают и покупают новую. Сжигание дарумы – послание синтоистским богам-ками, что, мол, я ищу альтернативные способы реализации своего желания у Будды.
Зал Тёкуган-до (Chokugan-do)
, вход которого как раз напротив ворот Онаримон (Onarimon). Вдоль ступеней крыльца стоят 20 деревянных статуй, по 10 с каждой стороны. Внутри находится одно большое и тысяча маленьких изваяний Фудо Мё-о, одного из Пяти Королей Мудрости.
На западной стороне храма Ицукусима устроена самая старая из сохранившихся в Японии сценических площадок для театральных представлений. Когда над храмом Ицукусима опускается ночь, здесь начинаются религиозные церемонии, во время которых непременно звучит гагаку — классическая японская синтоистская религиозная музыка, зародившаяся еще в VIII в., в период Нара. Музыка гагаку сопровождает музыкально-танцевальное представление бугаку.
Около высящейся неподалеку горы Мисэн стоит еще один храм острова — храм Гунмо (Гунмо-дзи-дзе). Дважды в год — 15 апреля и 15 ноября — здесь проводится церемония огня, когда монахи-аскеты босиком расхаживают по раскаленному пеплу — искусство, требующее большой сосредоточенности, которой монахи достигают путем чтения молитв, устремив взгляд на очертания храмов острова Ицукусима.
Храм Ицукусима
photo-shutterstock. by Sean Pavone
На острове Миядзима находится синтоистская святыня Ицукусима с более чем 1400 летней историей, которая входит в список объектов Всемирного наследия. Алые ворота тории, возвышающиеся в живописной бухте — гордость синтоистской святыни. Синее море и зеленые девственные леса, воссоздают элегантность эпохи Хейан.
С древних времён люди почитали духов острова Миядзима, уважали и поклонялись острову как богине. В 563 году по приказу императрицы Суйко было заложено святилище на острове Ицукусима для чествования трех богинь моря и торговли — Тагир Химей, Итикисима Химей и Тагицу Химея. Его построил обладатель провинции Аки, Саэки но Курамото. Его потомки стали пожизненными священниками этого святилища. Считается, что это место слияние всех духов природы, поэтому выбор богини пал на это место. Первый отчет о святыне Ицукусима в японской истории был датирован 811 г. в Нихон Коки («примечания по Японии»).
В течение эры правления японского политического деятеля и полководца Тайра но Кийомори, это место было храмом для клана Хейке. Главное здание святыни было перестроено приблизительно в 1168 г. по приказу Тайра но Кийомори в связи с его планами развития торговой инфраструктуры Внутреннего Японского моря. Были возведены два дворца для божеств, которые симметрично располагались напротив друг друга, и огромные 16-ти метровые ворота тории возвысились перед ними. Святилище было размещено на помосте у морского берега таким образом, что во время прилива сооружение выглядело плавучим на воде. Благодаря перестройке Тайра но Киемори, святилище Ицукусима стало главным святилищем провинции Аки, переняв лидерство у старинного святилища рода Саэки, Хаятани дзиндзя.
Поскольку власть клана Хейке увеличивалась, число прихожан в святыне прибавлялось и святыня стала известной среди членов Императорского Двора. Император и Имперский Двор нанесли визиты в святыню, и культура (архитектура) периода Хейан (794-1185) была одобрена Императором. Древний японский музыкальный танец Бугаку также возник во время этого периода. Даже после падения клана Хейке, культура периода Хейан была тепло принята кланом Гендзи, и святыня продолжала процветать.
Главная святыня была повреждена огнем в 1207 и 1223, и хотя восстановление было проведено с точностью оригинала, считается, что с каждым восстановлением, масштаб святыни изменялся. Таким образом, на иллюстрации, которая была нарисована во время периода Kоан (1278-1288), расположение святыни отличается. Это объясняется тем, что святыня была разрушена тайфуном в 1325, и с того времени расположение стало подобно настоящему.
С периода Камакуры (1185–1333) и гражданских войн (период Сенгоку), когда политическая ситуация была нестабильна, влияние святыни постепенно уменьшалось и только в 1555 году под влиянием самого могущественного дайме в Западной Японии Мори Мотонари,святыне возвратили былое великолепие и почтение. Кроме того, великий полководец Тойотоми Хидейоси после экспедиции в Корею, приказал построить здесь большую библиотеку для буддистских сутр.
Святыня Ицукусима, которую уважали и почитали многие простые люди и аристократы с древних времен и на протяжении всей истории, является примером редкого и уникального архитектурного дизайна, символом японской культуры и истории, которая жива и продолжается и по сей день.
Подробная история храма
Строительство святыни в стиле синден началось в 1168 по приказу Тайра но Кийомори. Главная (внутренняя) святыня состоит из 37 зданий и внешней святыни, строение которых расположились с обеих сторон берега, и состоит из 19 зданий.Когда Тайра но Кийомори был назначен губернатором провинции Аки в 1146 г., он основал фонд для главной святыни, и величие святыни стало более великолепным.Хотя главные здания святыни Ицукусима были построены во время периода Хейан, из-за пожаров и других бедствий в течение долгого времени, существующее главное святилище было построено только в 1571, а святыня Мародо в 1241.
Могут быть незначительные различия в деталях зданий, которые отражают особенности этого периода, во время которого они были построены, однако полный архитектурный стиль идеально сохранён. Если отложить научное исследование и анализ, можно сказать, что святыни — великолепный пример архитектуры периода Хейан, включая стиль японской архитектуры «синден», которые гармонично смешаны. Святыня является самым прекрасным примером этого типа архитектуры, существующей в Японии.
Главная святыня построена в тонком и великолепном стиле «кирицума-рионагаре», а фасад, чьи ромбовидные двери и решетки лакированы в зеленовато-синей цвет, подчёркивают этот элегантный и изящный стиль. Здание было построено в 1571 Мори Мотонари, в том же самом архитектурном стиле Хейан, который был умело воспроизведен Кийомори, и характерные, изящные линии этого стиля замечены везде. Стиль архитектуры синден использовался во время периода Хейан для строительства жилья Императора и благородного класса, и пример этого стиля архитектуры — Императорский дворец в Киото.
Во время строительства было задумано любым способом построить мифический Ryugu-jo (Дворец Дракона) в море, потому что по легенде он охраняется богиней моря. По другой версии, он был построен, как проявление веры в буддистскую веру Чистой Земли во время периода Фудзивара. Считалось, что, когда люди умирают, их души переплывают в лодках в «другой мир», чтобы войти в Gokuraku Jodo (рай, буддистская Чистая Земля). Какой бы не была версия, святыня — действительно поражает своим великолепный видом, который объединяет гармонию и красоту человеческого мастерства и природы.
Так как святыня построена в море, создан фонд по её сохранению. Святыня подвержена морским приливам и тайфунам, но благодаря внимательному уходу почти 800 лет прошли, а святыню Ицукусима можно увидеть в первозданном виде.
Живописную картину представляют собой восточный и западный коридоры. Коридоры определены как национальное сокровище 29 марта 1952. Восточный коридор простирается от входа святыни Ицукусима, мимо храма Мородо и зала Асазая (утренний сервисный зал) до Главного зала. Коридор имеет 108 «мам» (неопределенное измерение, — это промежуток или залив между столбами, таким образом 8 мама — 8 промежутков между 9 столбами) по заливу и 4 метра по ширине. Небольшие пространства между половицами коридора (без единого гвоздя) были созданы, чтобы облегчить наплыв прилива. А западный коридор, который раньше был входом, так как суда следовали южным маршрутом, прежде чем Тайра но Кийомори открыл маршрут Ондо но Сето, теперь является выходом из святыни. Большой интерес также представляет мост Найси — национальное достояние Японии. В период Хейан женщин, которые служили в храме, назвали «naishi» и в те дни naishi переходили этот мост, чтобы отнести еду для богов. Гости храмового комплекса задерживаются в Хараисе (зал очищения), чтобы очистить свой ум и тело прежде, чем вознестись к молитвам.
Среди всех зданий Святыни Ицукусима есть решетчатые потолки только в залах очищения, главных святилищах, главной святыни и святыни Мародо. Зал очищения Святыни Maродо отличается от главной святыни тем, что у окружающего парапета есть открытая на море часть зала. Зал очищения использовался для ежемесячных фестивалей и для выполнения древнего танца Бугаку в дождливые дни. Центральная часть переднего карниза сокращена и поднята, и является типичным архитектурным стилем, используемым в залах Будды Амида в последний период Хейан, и был применен в Зале Феникса Бедо-ин рам в Удзи Киото, в Зале Амида храма Хокаидзи в Хино Киото и в других известных храмах. Святыня Мародо определена, как национальное сокровище 29 марта 1952, это самое большое сооружение в Ицукусима, посвященное пяти божествам. Комната уединения расположена на одной стороне зала, а палаты сутры на другом, где священники читают сутры.
Переходы коридоров увешаны висящими фонарями. Первоначально они были посвящены Терумото Мори, внуку Мотонари Мори. Фонари тех дней были сделаны из железа, и форма отличалась от того, что мы видим сегодня. Они теперь хранятся в Зале Сокровищ. Существующие фонари были вылиты из бронзы в начале 1900г., которые были смоделированы по прежнем образцам 1366 г.
Прогуливаясь вокруг святыни Ицукусима, гости могут увидеть три пруда «Кагами но ике — пруд-зеркало». По легенде, водоемы появились в одну ночь, когда Святыня Ицукусима была построена в эру Императрицы Суико. Таким образом, люди тех дней полагали, что строительство святыни удовлетворило богов. Водоемы служили водохранилищами от пожара. Kagami-no-ike — один из восьми вдохновений острова Миядзима. Луна размышляла над «прудом-зеркалом», и была самой красивой сценой, которая неоднократно появлялась в мотивах танка (японские стихи с 31 слогом) и хайку. Здесь также можно увидеть бассейн с водой, откуда раньше черпали воду для нужд храма. Каменный бассейн был сделан из одного огромного камня в 1592 году.
Любителям классического произведения эпохи Хейан Сей Сенагон «Записки у изголовья» будет интересно заглянуть в зал Асазая — зал для утренних синтоистких церемоний, где проходят некоторые действия произведения. А камень сотоба (важная культурная ценность) известен своей историей из сборника «Моногатари о клане Хайке»: Тайра но Ясуйори, сосланный на остров Кикайга в префектуры Кагосима после неудачной попытки заговора против Тайра но Кийомори, предавался написанию стихов, которые выражали его тоску о Киото и без вести пропавшей матери. Он сочинил более 1000 стихов и отпусках каждое на деревянной дощечке по течению в море. Одна из дощечек была прибита волной к берегу острова Миядзима. Священник, нашедший дощечку в камне, отнес в храм и Ясуйори было разрешено вернуться в Киото.
Также на острове есть и святыня Тендзин — посвященная известному японскому государственному деятелю и ученому Сугавара но Мичизане (божество образования Тендзин). Святыня Тендзин и сцена театра Но сохранили естественный цвет, в контраст ярко-красным лакированным украшениями Ицукусима, показывая, что они были построены в более поздний период (1556 г Мори Такамото). Здесь на протяжении 100 лет до период Мейдзи проводились церемонии чтения традиционных стихов ренга 25 числа каждого месяца. На сцене Но впервые был поставлен спектакль в 1568 году, когда сам великий Канзе Даю (Дзеами Мотокие — основатель театра Но) выступил здесь.
Ежегодный традиционный фестиваль Кангенсай, который прходит 17 июня по лунному календарю привлекает тысячи гостей. На борт лодок переносят оркестр, красочно украшают занавесками и фонарями, и проходя через ворота Тории входят в залив Масугата поздно ночью. Канген – вид музыкального произведения в исполнении флейты, барабанов и японских струнных инструментов. В древней столице Киото, дворяне наслаждались исполнением канген, сплавляясь на лодках по реке. В храме Ицукусима начало этому празднику положил 800 лет назад Тайра но Киемори. Позже эта синтоистская церемония переросла в фестиваль лодок, известного во всей Японии.