Устройство катушки — стопор обратного хода

Части механизма безынерционной катушки

Безынерционная катушка для различных видов удилищ – самое распространенное устройство для заброса и проводки лески при использовании блесен и воблеров. Этот механизм также применяется при ловле на поплавковую и донную снасть.

В отличие от барабанной, безынерционная катушка с неподвижной шпулей имеет сложный механизм, который состоит из нескольких десятков деталей.

Корпус

В этой части катушки размещаются все механизмы, позволяющие сматывать и проводить леску. Корпус выполнен из твердых материалов – сплавов различных металлов, пластмассы, углепластика. Он надежно крепится к основанию удилища.

В корпусе располагаются валы и шестерни, приводимые в движение рукояткой. Эта часть спиннинговой катушки должна быть прочной и выдерживать сильные нагрузки при забросах снастей и вываживании рыбы.

Безынерционная катушка для спиннинга

Материалы, применяемые при изготовлении корпусов безынерционных спиннинговых катушек:

  • пластик – прочные виды этого материала используются при изготовлении недорогих моделей, предназначенных для поплавковой ловли;
  • сплавы из алюминия – корпуса катушек, выполненные из этого материала, способны выдерживать сильные нагрузки, однако склонны к механическим повреждениям;
  • углепластик – легче сплавов из алюминия и других металлов, корпуса из этого материала прочные и обладают улучшенной сопротивляемостью к повреждениям;
  • сплавы из титана – используются для спиннинговых снастей высшего класса, корпуса легкие и особо прочные.

Наиболее распространенные безынерционные катушки из углепластика. Они применяются при всех видах спиннинговой рыбалки.

Подшипники

Это важные элементы в механизме безынерционной спиннинговой катушки. От них зависит работа вала, рукоятки, ведомой оси, ротора катушки. Даже в самых дешевых моделях стоит роликовый подшипник в муфте обратного хода. Остальные детали могут быть заменены втулками.

Считается, что чем больше подшипников в безынерционной катушке, тем надежней работа всего механизма. Производители ставят эту деталь на ось рукоятки вращения, центральный вал, ведомую ось, ротор вращения. Механизм лесоукладывателя также снабжается этим элементом.

Катушка шимано с задним фрикционом

В дорогих катушках располагается не менее 5 подшипников. В зависимости от особенностей конструкции, может быть 7 и более элементов. Эти детали способствуют бесперебойной работе всех частей механизма.

На фирменных моделях есть обозначение количества подшипников в механизме катушки. Эта маркировка располагается на корпусе или на шпуле.

Шестерни

Основу механизма составляет пара зубчатых шестерен. Одна из них – ведущая, стоит на ручке вращения, другая – ведомая, на главном валу.

При вращении рукоятки ведущая шестерня передает направление движению ведомой шестерни на валу катушки. Леска наматывается на неподвижную шпулю. Этот механизм называется главной парой.

При поплавочной ловле, когда добыча невелика, катушка служит только для проводки лески. При рыбалке, когда клюют крупные экземпляры, спиннингисту приходится преодолевать сопротивление соперника. Усилие, которое выдерживает катушка при наматывании лески, зависит от размеров шестерен главной пары. Чем он больше, тем мощнее механизм.

Лесоукладыватель

Этот отдельный узел, входящий в механизм безынерционной катушки. Он отвечает за намотку лески и равномерную укладку на шпулю. Вращающая рукоятка приводит в движение центральный вал за счет главной пары зубчатых шестерен.

Вал вращает лесоукладывающий механизм. При захлопнутой дужке леска попадает на ролик, происходит наматывание ее на шпулю. Чтобы расположение было равномерным, барабан совершает движения вперед и назад.

Шпуля остается неподвижной. При подготовке заброса спиннингист оттягивает леску указательным пальцем правой руки и фиксирует ее на сгибе. Поднимается предохранительная скоба. Во время заброса шнур свободно соскальзывает.

При повороте рукоятки срабатывает механизм, приводящий скобу в рабочее положение. Барабан лесоукладывателя вращается, ролик подхватывает леску и равномерно наматывает ее на шпулю.

Ролик лесоукладывателя

Это важный элемент лесоукладывательного механизма. На ролик идет нагрузка при наматывании лески на шпулю. При этом деталь испытывает сильные нагрузки. На недорогих моделях элемент неподвижен или внутри его вместо подшипника вставляется втулка.

Катушка для спиннинга (разобранная)

В большинстве катушек средней ценовой категории и выше ролик при сматывании лески вращается. В его конструкции применяется подшипник, что уменьшает износ детали при интенсивной работе и больших нагрузках.

Стопор обратного хода

Во время рыбалки рукояткой катушки леску можно наматывать на шпулю и стравлять. Чтобы при резких подсечках бобина не вращалась, выпуская леску, применяется стопор обратного хода. Другое название механизма – антиреверс.

Есть переключатель антиреверса. Спиннингист может его использовать при блеснении или ловле на поплавочную снасть. Рычажок, устанавливающий этот режим, находится на задней или нижней части корпуса.

Рукоятка

Вращая рукоятку, через пару зубчатых шестерен приводится в движение главный вал катушки. Он вращает ротор. Шпуля подается вперед и назад, равномерно распределяя леску.

Для удобства спиннингиста рукоятка может крепиться с левой или правой стороны корпуса. При транспортировке деталь может складываться. Для этого необходимо расслабить зажимной винт или нажать на специальную кнопку.

Деталь рукоятки, которую спиннингист удерживает при вращении, называется грибок. Этот элемент находится на оси, внутри которой расположена втулка или подшипник.

Основная часть рукоятки, находящаяся между грибком и механизмом складывания – плечо. В его основании крепится четырехгранная ось, проходящая через корпус катушки. Она задает направление движения паре шестеренок. Они вращают главный вал.

При подсечках и вываживании, вращая рукоятку, спиннингист тактильно может определить нагрузку от сопротивления пойманной рыбы.

Шпуля

Элемент цилиндрической формы, на который наматывается леска. Ротор, вращаемый главным валом, придает движение шпуле вперед и назад. В это время барабаном производится лесоукладка.

Шпуля – съемная деталь, в процессе лова ее легко заменить. Спиннингисты имеют в запасе несколько элементов с заранее намотанными лесками различного сечения.

Шпуля оборудована механизмом фрикциона, который препятствует ее вращению при наматывании лески. На катушках установлен специальный регулятор, позволяющий установить предельную нагрузку, при которой шнур будет очень медленно стравливаться.

Регулятор позволяет избежать критических нагрузок, которые могут вызвать разрыв лески. Этот механизм применяется при вываживании крупных экземпляров рыбы. Пользоваться им можно при попытках освободить снасть при зацепах о донную растительность и топляк.

О том, как привязать шнур к катушке спиннинга, как настроить катушку для спиннинга, начинающий любитель рыбалки может узнать из видео. В этих роликах показывают техническое обслуживание, разборку и сборку катушки для спиннинга.

Устройство катушки — стопор обратного хода

  • Facebook
  • VK

В настоящее время подавляющее большинство рыболовных катушек имеют свободное вращение только в одну сторону. Причем это относится к катушкам любого типа – безынерционным, мультипликаторным и даже к тем, которые принято называть просто «колесо».

Устройство, которым еще совсем недавно многие производители рыболовных катушек привлекали потребителей в своих рекламных проспектах, получило название Instant Antireverse, что по-русски означает «мгновенный стопор обратного хода». Оно применяется как в роторе «безынерционки», так и в шпуле инерционных катушек (с приводом и без такового). Конструкция этого устройства, судя по всему, явно была заимствована у втулки свободного хода заднего колеса велосипеда и оказалась настолько проста и практична, что распространилась даже на самые консервативные из катушек – нахлыстовые, которым добавила еще одну потребительскую опцию. Но прежде чем более внимательно заглянуть в чрево «мгновенного антиреверса», следует вспомнить его предшественников, многие из которых до сих пор состоят на вооружении рыболовов.

Зуб за зуб

Появившиеся в 50-х годах XX в. безынерционные катушки изначально вообще не имели устройства, препятствующего вращению чашки ротора в сторону, противоположную намотке лески. Эта «мясорубка» быстро завоевала популярность благодаря тому, что забросу с ней практически не требовалось серьезно обучаться (за час практики даже леди и малые дети становились спиннингистами), и тут же стала совершенствоваться на все лады. Одним из первых новшеств стал именно стопор обратного вращения… ручки, которой весь механизм приводился в действие. То есть устройство было смонтировано на оси ручки катушки и блокировало ее вращение «не в ту» сторону. В простейшем варианте это был оребренный или в виде звездочки диск с резьбой на оси ручки, который, по существу, исполнял обязанности контргайки. При необходимости остановить вращение чашки лесоукладывателя на размотку можно было, не отрывая руки от катушки, одним пальцем слегка провернуть эту фигурную гайку и просто заклинить вращение механизма.

Однако такое устройство не полюбилось большинству потребителей, и тогда вместо него был внедрен древний храповик – западающий на зубья главной шестерни (или проточки на ее оси) подвижный зубец, расположенный на корпусе катушки. По желанию его можно было включить или выключить. При включенном состоянии рычаг храповика фиксировал шестерню, позволяя ей вращаться только в одну сторону. На простых инерционных катушках типа проводочной и ее аналогов эта система с успехом применяется и поныне (1), и в нахлыстовых катушках, правда с небольшими дополнениями, она тоже остается очень популярной (2).

1. Обычная проводочная катушка с храповым механизмом антиреверса

2. Инерционная катушка «Нельма» имеет оригинальный стопор обратного вращения шпули

Но на главной шестерне храповой механизм просуществовал недолго, «пересев» на ротор безынерционной катушки, вернее, на его ось. Фактически сразу же после малой шестерни главной передачи на оси ротора (эту трубчатую деталь из бронзы или латуни иногда ошибочно называют «червяком») установили храповое колесо, в соприкосновение с которым входила деталь в виде двуплечего рычага (3).

3. Простейший вариант многоточечного антиреверса – это тот же храповик, только компактный

Управление рычагом осуществлялось простой кнопкой «вперед-назад», установленной на задней поверхности стойки или корпуса катушки (4).

4. Кнопка включения многоточечного антиреверса на корпусе катушки

На многих катушках такая система стопора обратного хода (то есть вращения ротора) вполне удачно продолжает существовать и сейчас. Причем не только на «безынерционках» экономкласса, но и на вполне достойных «мультах», стопоря там шестеренчатый механизм передачи. Однако более прогрессивной с точки зрения сборки, износа и надежности одновременно стала та же храповая система, но перенесенная на внутреннюю поверхность уже самого ротора безынерционной катушки. Поскольку эта конструкция оказалась настолько живучей, что в некоторых классах катушек применяется и поныне, уделим ей особое внимание.

Живучее многоточие

Более надежной фиксация ротора «безынерционки» стала благодаря тому, что храповым колесом теперь является внутренняя поверхность цилиндрической части ротора (5). А собственно стопором – специальный рычаг, закрепленный на оси передней части корпуса катушки. Большой диаметр храпового колеса делал остановку ротора явно надежнее с точки зрения усилия, прикладываемого к катушке через леску.

5. Зубчатое колесо храпового механизма «переехало» на внутреннюю поверхность ротора

В карповых и матчевых катушках, где используются почти исключительно достаточно растяжимые моноволоконные лески, «многоточечный» антиреверс прекрасно справляется со своими обязанностями. Некоторая «медлительность» реакции катушки в матчевом варианте с лих вой компенсируется размашистой, но мягкой подсечкой при леске малого диаметра, что в целом не способно причинить вред катушке. В карповом варианте зачастую подсечка вовсе не производится, что почти исключает ударную нагрузку на катушку. Однако на некоторых недорогих катушках с «многоточечником» сама стойка рычага может быть недостаточно прочной, особенно при пластиковом корпусе, и при эксплуатации с плетеной нерастяжимой леской, дающей ударные нагрузки, такая деталь может сломаться безвозвратно. Об этом нужно знать тем, кто решил ловить спиннингом на джиговые приманки, где подсечка зачастую выполняется очень резко, и поэтому при покупке катушки следует выяснить систему антиреверса по прилагаемому сборочному чертежу.

В моей практике был поучительный случай, когда человек, получивший «плетенку» в подарок (Power Pro с прочностью на разрыв 13 кг), на второй же рыбалке прямо у меня на глазах сломал вполне приличную катушку с «многоточечником», из-за того что резко, почти ударом подсек судака «дубовым» удилищем. Катушка при этом просто перестала вращаться, поскольку рычаг на стойке отломился (6) и попал между корпусом и ротором, глубоко врезавшись в результате удара в пластик.

6. От чрезмерной ударной нагрузки лопнул рычаг антиреверса

Вполне возможно, что именно появление плетеных и нерастяжимых шнуров из полиэтилена (ПЭ) подтолкнуло конструкторов безынерционных катушек к внедрению новой системы антиреверса.

Роликовая муфта

Сама по себе обгонная, или роликовая, муфта была известна в технике довольно давно. Она с успехом применялась там, где необходимо было совместить сразу несколько условий вращения: легкость, мгновенное торможение до полной остановки системы и минимальные размеры устройства при достаточной его прочности. Применение обгонной муфты во втулке заднего колеса самого обычного велосипеда, не имеющего системы переключения передач, получило прямо-таки мировую известность. Так, если раскрутить педали, добившись приемлемой скорости, можно немного передохнуть, прекратив работать ногами. При этом велосипед с седоком легко продолжит движение по инерции, а педали сами по себе крутиться не будут. Если же возникает необходимость резко и действенно затормозить, то проще это сделать не руками, когда сначала нужно перехватить руль и только потом потянуть на себя рычаг переднего тормоза, а ногами на педалях.

Простое движение педалей «в обратку» может сразу, до дыма от резины на асфальте, остановить вращение заднего колеса. Именно это изобретение человечества и было внедрено во многие катушки. обгонной муфты катушки довольно простое. Между вращающейся осью ротора и неподвижным корпусом муфты установлен сепаратор – кольцевая обойма с находящимися в ней роликами. Ролики из термообработанной стали с высокой чистотой обработки являются одновременно и элементами подшипника качения. Корпус муфты имеет гнезда под ролики, которые выполнены не цилиндрическими, а как бы сужающимися, в виде запятой (рис. 1).

Рис. 1. Схема устройства роликовой муфты: 1 – неподвижный корпус приманки; 2 – сепаратор; 3 – неподвижная ось; 4 – направление свободного вращения ротора; 5 – ось ротора; 6 – ролики.

В отдельных конструкциях сам сепаратор является одновременно деталью, управляющей смещением роликов по окружности на не-большой угол. Как только ось начинает вращаться в противоположную сторону (на рисунке – против часовой стрелки), ролики силой трения смещаются по окружности и прижимаются к внутренней поверхности корпуса муфты. Их заклинивает между подвижной осью и этой деталью, что полностью и чрезвычайно быстро останавливает вращение. От прочности внешнего корпуса муфты или управляющего сепаратора зависит максимально допустимая нагрузка на данное устройство.

Конструкция оказалась настолько простой, технологичной и дешевой, что ее стали буквально «втискивать» чуть ли не во все модели катушек. Причем даже в те, которые по сфере своего реального применения совершенно не нуждались в мгновенном антиреверсе. Производителей вполне можно понять: если есть компактная система роликовых подшипников, обеспечивающая длительную работу вращающихся частей без износа и люфтов, то почему бы ее не применить? Собственно, роликовая муфта в качестве подшипника качения по надежности и долговечности равна двум-трем шариковым однорядным подшипникам. А в некоторых простых по конструкции катушках муфта свободного хода явно улучшает потребительские свойства. Так, например, в нахлыстовых катушках «обгонка» добавляет опцию: выполненная в виде отдельной детали, она позволяет легко делать из «леворукой» катушки «праворукую». Для этого достаточно все-го лишь снять фигурную пружину А (7), вытащить и перевернуть саму муфту (8), что меняет направление вращения и задействует систему управляемого подтормаживания шпули.
7. Роликовая обгонная муфта в нахлыстовой катушке.
8. Перевернув муфту, изменяем направление вращения катушки.

Справедливости ради следует заметить, что именно постоянный, а не отключаемый по желанию рыболова мгновенный антиреверс, то есть стопор обратного хода ротора на безынерционных катушках, не всегда жестко необходим. А ведь многие модели катушек (включая низкопрофильные байткастинговые – так называемые «мыльницы») оснащены именно постоянным антиреверсом, что иногда осложняет точную регулировку длины свиса приманки при забросе. Особенно явно это проявляется при ловле на очень легкие приманки.

За обгонной муфтой среди определенной категории спиннингистов закрепилась и дурная слава из-за отказа в работе этого узла в катушке, которая используется на холоде. Зимний спиннинг все больше распространяется по планете, на которую наступает глобальное потепление. Так стоит ли зимой отказываться от применения катушки с роликовой муфтой?

Кашу маслом…

Напомним: смещение роликов в муфте до заклинивания происходит под воздействием силы трения. Если же трения не возникает, то начинаются осложнения в работе системы. Основная причина того, что ротор при включенной обгонной муфте все-таки проворачивается, не включается или, наоборот, не выключается, кроется в смазке. Как правило, большинство моделей современных катушек оснащены «обгонкой» с роликами малого диаметра. Эти кусочки круглой стали имеют малую массу и часто просто залипают в сепараторе на консистентной или загустевшей от холода смазке. К тому же силы трения (и без того ослабленной смазкой) просто не хватает для смещения роликов относительно внешнего корпуса муфты. В итоге весь механизм превращается в идеальный подшипник качения.

Чтобы вернуть систему к работе, нужно всего лишь удалить излишнюю смазку или, что лучше для зимы, заменить ее на более жидкую. В самом простом варианте можно снять ротор и опустить катушку штоком вниз в стакан с керосином, так чтобы «обгонка» была погружена в него. Можно также в зависимости от конструкции, не разбирая саму муфту, снять ее с корпуса и промыть в чистом керосине (осветительном или для растворения красок). После трех-четырех минут промывки следует извлечь катушку или муфту и, не дожидаясь полного испарения керосина, стряхнуть его излишки и установить муфту на корпус, если ее снимали. Затем нужно поставить ротор на место и вращать его с разной скоростью, попеременно включая и отключая антиреверс. При этом остатки керосина центробежной силой выдавит наружу (их следует промокнуть салфеткой), а тонкий слой смазки ровно распределится по роликам и сепаратору. Кстати, в мороз порядка -8… -10 С «обгонка» лучше всего работает вообще практически без смазки. В отдельных случаях отказ работы обгонной муфты обусловлен излишними люфтами между торцами роликов и управляющим диском-сепаратором из пластика (9).

9. Управляющий диск роликовой муфты в корпусе катушки

Продольное смещение роликов приводит к тому, что они частично выходят из зацепления с этой деталью, уже не смещаются по окружности на необходимый угол и система перестает работать, как должно. Здесь «лекарством» будет шайба из тонкого пластика, устойчивого к смазке, например капролона, фторопласта (10).
10. Самодельная шайба устранит проскальзывание антиреверса
В домашних условиях допустимо использовать блистерную упаковку от воблеров или блесен. Вырезать такую шайбу можно и ножницами, но гораздо точнее – с помощью чертежного кронциркуля из готовальни. Его нужно выставить по нужному диаметру и вращать, удерживая центр и прижимая инструмент к пластику. Острый конец кронциркуля в виде иглы легко прорезает пластик за 10-15 оборотов. Сначала вырезается внешний диаметр, а потом – внутренний. Потом следует уложить готовую шайбу на муфту, установить крышку и проверить легкость вращения – ось ротора должна вращаться без заеданий. После такого «лечения» катушка работает безотказно.

Иногда бывает, что рычаг включения не имеет нужной длины либо угла хода, причем это может быть у самой управляющей фишки, у механизма привода диска сепаратора или даже у штока привода. В таком случае приходится разбирать всю катушку, снимать муфту и выяснять, что и где перестало правильно взаимодействовать (11). Это относительно простая, но кропотливая работа, не требующая особых пояснений.
11. Обгонная роликовая муфта со снятой крышкой
В редких случаях бывает поломка сепаратора – раскол или несколько трещин. Происходит такое при значительном превышении нагрузки на катушку, сопряженной с ударом, например от резкой и размашистой подсечки на провисшей «плетенке». Диагностировать подобную «болезнь» трудно. Иногда поломка проявляется в виде кратких «закусываний» ротора при отключенном стопоре обратного хода или, наоборот, в виде хорошо ощутимого, но короткого проскальзывания ротора при включенном антиреверсе: ротор как бы «схватило», но тут же он под небольшим усилием проворачивается. В редчайших случаях бывает поломка внешнего корпуса муфты: трещина или полный разлом. Признаком такой беды является отсутствие либо крайне слабое торможение ротора при включенном стопоре. Здесь не обойтись без специалиста, который способен произвести ремонт – как правило, замену роликовой муфты в сборе.

При эксплуатации любой катушки, имеющей обгонную роликовую муфту, чтобы обеспечить ее работоспособность, следует придерживаться всего лишь двух правил: воздерживаться от приложения к катушке излишнего усилия и не «перемазывать» саму муфту. Разумеется, знание принципа работы любой из рассмотренных выше систем антиреверса обернется грамотным выбором катушки под тот или иной полюбившийся метод ловли рыбы.

Статьи по теме:

Река Дунай

Приметы погоды для рыбалки

Озеро Таймыр

Запахи и обоняние у рыб

Работа безынерционной катушки

Скоба с роликовым механизмом предохраняет от самопроизвольного схода лески со шпули при транспортировке и подготовке к лову. Перед забросом скоба отводится. В это время леска фиксируется сгибом указательного пальца.

Заброс снасти производится энергичным кистевым замахом. При этом леска должна соскочить с придерживающего ее пальца. Спиннингист должен контролировать полет снасти, в момент падения на воду поворотом рукоятки произвести торможение. Скоба опускается, леска попадает на ролик.

Вращая рукоятку, спиннингист приводит в движение лесоукладывающий механизм. Производится намотка на двигающуюся вперед и назад шпулю. В зависимости от конструкции катушки этот процесс может проходить двумя способами:

  • Последующий виток кладется рядом с предыдущим. Недостаток – слои могут перехлестываться. Это препятствует свободному стравливанию лески во время заброса.
  • Слои накладываются крест-накрест. Недостаток – при этом варианте лесоукладки емкость шпули уменьшается.

Шпуля плотно закреплена на валу. Однако она может поворачиваться, стравливая леску, удерживаемую роликом. Применяется механизм, препятствующий предельным нагрузкам, под воздействием которых возможен обрыв лески или плетеного шнура.


Ловля рыбы на спиннинг с инерционной катушкой

Этот механизм называется фрикционный тормоз. Величину нагрузки, когда леска начнется постепенно стравливаться со шпули, можно регулировать. Для этого на переднем креплении есть винт, который затягивается на определенную нагрузку.

Другой вариант размещения управления фрикционным тормозом – задняя часть корпуса катушки. Там расположен переключатель, поворачивая который, можно регулировать большую или меньшую нагрузку для автоматического стравливания.

Если жестко затянуть регулятор – леска не будет стравливаться. Фрикционный тормоз применяются при вываживании крупных экземпляров рыбы, когда нагрузки на леску большие и возможен ее разрыв.

Ваш вопрос эксперту

Лука Стрельников

Рыболов-профессионал с огромным стажем

Задать вопрос

Строение безынерционных катушек

Несомненно, чтоб починить катушку нужно представлять её строение и принцип работы. Все без исключения безынерционки собираются в заводских условиях из однотипных узлов, отличающихся в зависимости от габарита механизма своими размерами. Основными составляющими девайся являются ниже перечисленные части и детали изделия:

  • корпус;
  • зубчатый привод;
  • тормозной фрикцион;
  • ротор;
  • опора катушкодержателя;
  • переключатель заднего направления;
  • шток крепления шпули;
  • лескоукладыватель с дужкой и роликом;
  • зубчатое колесо с дужкой.

В зависимости от модификации и предназначения безынерционки или как её ещё называют рыболовы мясорубки, она может дополнятся специфическим функционалом, присущим определённой модели.

Правильное использование безынерционной катушки

Чтобы пользоваться катушкой для спиннинга без поломок длительное время, к ней нужно бережно относиться. Своевременное техническое обслуживание и соблюдение правил применения позволят предотвратить преждевременный выход из строя.

Транспортировка спиннинга

Спиннинговое удилище и катушку переносят в разобранном состоянии. Это предотвратит спутывание лески и механическую поломку снасти. По прибытии к месту лова производят установку катушки.

Рукоятка безынерционной катушки оснащена механизмом складывания. Для этого необходимо расслабить винт крепления, расположенный на противоположенной стороне корпуса.

Перед началом рыбалки рукоятку приводят в рабочее положение. Катушку присоединяют к удилищу и надежно крепят специальными кольцами, имеющими винтовой фиксатор.

Опускают предохранительную скобу. Леску продевают через нее, укладывают на ролик, стравливают необходимое количество и пропускают через кольца удилища.

Намотка лески

Чтобы произвести дальний заброс, леска должна свободно стравливаться с катушки. Для этого все пространство шпули должно быть заполнено. Намотать шнур на катушку спиннинга нужно заранее.

Для предотвращения неожиданных обрывов леску на шпуле рекомендуется менять один раз в сезон. Как правильно намотать шнур на катушку спиннинга, знают опытные рыболовы. Есть несколько простых способов выполнения этой работы:

  • Свободный конец лески прочно привязывается к шпуле узлом, называемым «клинч». Бобина опускается в емкость с водой, которая создает необходимое сопротивление натяжению. Рукоятка катушки вращается и происходит намотка.
  • Перед намоткой леска пропускается между страниц закрытой объемной книги. Создается небольшое сопротивление. Это позволяет плотно укомплектовать шпулю.

Некоторые спиннингисты на свободную шпулю наматывают несколько слоев полимерной изоленты. Это позволяет полностью заполнить пространство меньшим количеством лески. Необходимо рассчитать необходимую длину для дальних забросов. Намотать шнур на катушку спиннинга лучше с запасом.

Техника заброса при использовании безынерционной катушки

Закидывать спиннинг с катушкой лучше учиться под руководством опытного наставника. Он подскажет новичку недочеты в технике заброса.

При забросе используется не физическая сила рыболова, а кинетическая энергия удилища. Снасть посылается гибким концом спиннинга. Делается резкий кистевой замах правой рукой из-за плеча. Левая лишь придерживает конец крайнего колена.

Перед началом заброса леска наматывается так, чтобы расстояние от конца удилища до приманки было около 1 метра. При рыбалке с берега необходимо следить за тем, чтобы не было зацепов за траву или кусты, растущие на берегу. Если ловля идет с лодки, блесна или другая наживка не должна касаться воды.

Указательным пальцем правой руки леска отводится и зажимается на сгибе фаланги. Предохранительная скоба фиксируется в свободном положении. Удилище отводится за плечо или в правую сторону и оставляется в положении 45 градусов с вывешенной приманкой.

В забросе участвуют только предплечье и кисть спиннингиста, плечо задействуется лишь частично. Делается резкий бросок. В момент, когда наживка вылетает с удилища, палец, удерживающий леску, расслабляется. Рыболов должен наблюдать за полетом снасти.

В тот момент, когда наживка касается воды, спиннингист задействует механизм торможения безынерционной катушки. Для этого поворачивается рукоятка. Предохранительная скоба автоматически опускается. Леска попадает на ролик, и начинается ее сматывание.

Правильно закидывать спиннинг с безынерционной катушкой можно научиться самостоятельно, просматривая видеоролики, посвященные рыбалке.

Использование вертлюжков

Вертлюжок – небольшое приспособление, предотвращающее скручивание и запутывание лески. Этот элемент оснастки оборудуется защелками для крепления к кольцам металлического поводка при использовании блесны или воблера.

С помощью вертлюжка можно быстро заменить снасть. Достаточно отстегнуть защелку и прикрепить блесну другого вида.

Использование фрикционного тормоза

Фрикционный тормоз – устройство, предотвращающее разрыв лески при критических нагрузках. Применяется при вываживании крупных экземпляров рыбы и во время освобождения снасти от зацепов за водную растительность и топляк.

Располагается переключатель этого механизма на задней части корпуса. Сделан в виде небольшого маховичка. При его закрутке или ослаблении слышен характерный щелчок. В некоторых недорогих катушках регулятор этого устройства находится на торцевой части шпули в виде винта.

Регулировать натяжение лески, при котором будет срабатывать фрикционный тормоз, можно двумя способами:

  • Полностью снаряжается спиннинг. Подбирается груз, который соответствует нагрузке на разрыв лески, находящейся на шпуле. К нему зацепляется крючок снасти. Тормоз полностью закручивается. Поворотом рукоятки начинается сматывание катушки. Как только нагрузка приблизится к экстремальной, делается поворот переключателя на 2-3 щелчка. Проверяется стравливание шнура.
  • Катушка берется в левую руку и держится за основание лапки. Скоба должна быть опущена, тормоз полностью закручен. Правой рукой тянется леска, имитируя предельное усилие. Переключатель ослабляется на 2-3 щелчка, когда по ощущениям рыболова нагрузка соответствует максимально допустимой. Проверяется действие системы.

Точных расчетов регулировки нет. Настройка осуществляется каждым спиннингистом с учетом опыта и субъективных ощущений.

Ручка катушки стала крутиться в обе стороны? Попробуем реанимировать!

Очень частая проблема старых катушек закисание подшипников обгонной муфты. Причины могут быть разными, от попадания песка, до образование банальной ржавчины из-за попадания влаги. Так же может закисать пружина флажка, который переводит катушку, так сказать в режим нейтрали ( ручка крутится в обе стороны). Кроме этого, следует отметить, что иногда у новых катушек наблюдается небольшой проскок рукоятки назад в момент остановки. Допустим сделал 1-2 резких оборота, остановил ручку в верхней точке, а она возьми и прокрутись в обратную сторону на четверть оборота. В этом случае причина в излишней прыткости сборщика, который напихал слишком много смазки в систему подшипников обгонной муфты. Смазка попадает на муфту и вся система стопора обратного хода дает сбой.

Лечатся «болячки» разбором катухи и, в первом случае, нормальном её обслуживании, которое включает в себя удаление ржавчины или песка со всех подшипников обгонной муфты, во втором случае устранением лишней смазки, мешающей работе подшипников.

Принцип работы системы стопора обратного хода расписывать не буду, просто пошагово разъясню как добраться до подшипников, а когда доберетесь, сами все поймете.

Итак, поехали на примере новой дайвы регал 2500.(проблема в излишнем рвении сборщика) по фотно:

Снимаем шпулю, резиновое стопорное кольцо, все подшипники шайбы и укладываем всё по порядку, в той последовательности, в которой снимали. (это важно, так как какая бы хорошая у вас не была память, пока возитесь дальше, забудется разборка)

Далее откручиваем стопорный винт и гайку. ( будьте внимательны, на некоторых видах катушек резьба «не русская»-левосторонняя) и снимаем барабан с лескоукладывателем.

Перед собой видим вот такую картину

Чтоб добраться до самой обгонной муфты и подшипников необходимо снять пластину, которая удерживает систему подшипников и вынуть сначала блок (на фото внизу)

Затем снять муфту

В нашем случае, удаляем лишнюю смазку с муфты и в блоке подшипников. Надо сказать, тут сборщик постарался на славу и напихал туда столько смазки, что вообще не понятно как работал стопор.

В случае со старой катушкой, при появления коррозии на подшипниках или муфте, необходимо промыть блок, либо разобрать его и промыть каждый подшипник по отдельности, но если не уверены в том, что у вас руки растут из нужного места, лучше в блок не лезть. Сейчас полно всяких спреев, снимающих ржавчину с металлических деталей. Попшикали, покурили, промыли и собрали в обратной последовательности.

Вот и всё! При нужной внимательности и аккуратности проблема вполне решаема.

Относитесь бережно к своим вещам и они прослужат вам долго. НХНЧ!

Использование мультипликаторной катушки

Основное отличие мультипликаторной катушки от безынерционной – вращающийся барабан, стравливающий леску при забросе. Чтобы вовремя его остановить, применяется специальное устройство – межосевой тормоз.


Ловля рыбы на спиннинг с мультипликаторной катушкой

Механизм этого устройства рассчитан на срабатывание в тот момент, когда приманка касается воды и леска провисает. Барабан прекращает вращение. Тормоз необходимо предварительно настроить на вес используемой снасти.

Крепление катушки к удилищу

На корпусе катушки предусмотрена специальная часть для крепления к удилищу. Этот элемент похож на перевернутую букву «Т» и называется «лапкой».

На удилище располагаются специальные кольца, в которые вставляется две стороны лапки. Устройство фиксируется зажимной гайкой.

Стопор обратного хода ротора. Рукоять катушки

Обратным ходом безынерционной катушки — считается вращение ротора и рукояти, направленное в сторону противоположную рабочему направлению (намотки лески на шпулю). Стопор обратного хода часто именуемый «анти реверсом», во включенном состоянии блокирует вращение рукояти катушки «на себя», не позволяя ротору проворачиваться в обратную сторону, тем самым предотвращая последствия связанные с ослаблением лески во время работы катушки.

Анти реверс дает возможность реализовывать подсечку рыбы одной рукой, незаменимую в поплавочной ловле и очень удобную в спиннинговой. Удобство эксплуатации БК — не главное назначение стопора обратного хода, его основной задачей является защита механизма катушки от критических нагрузок, связанных с рывками при вываживании, в момент подсечки крупной рыбы, при глухом зацепе и других подобных ситуациях.

Конструкция механизма стопора обратного хода эволюционировала от «ступенчатого стопора» до «мгновенного анти реверса».

Ступенчатый стопор, основан на многозубчатой храповой шестерне, монолитной с ротором катушки. Скошенные зубья шестерни, допускают перемещение по ним подпружиненного рычага рукояти в «одну» сторону и упираютсь в него, при вращении в «другую».

Мгновенный стопор (антиреверс) представляет собой обгонную муфту, изготовленную на базе роликового подшипника. Недостатком ступенчатого стопора являлся люфт рукояти, образованный «свободной» зоной между соседними зубьями храповой шестерни. В результате чего стопор не имеет возможность срабатывать мгновенно, а рукоять и ротор катушки проворачивались на определенный угол — «угол свободного хода». По этой причине, резкие рывки при подсечке рыбы или зацепе, мало отличающимся от поклевки, служат причиной серьезных ударов в механизме храповой шестерни и приводят к преждевременному выходу его из строя.

Конструкция мгновенного стопора обратного хода, на базе обгонной муфты, с использованием игольчатого подшипника, полностью избавила от этого недостатка, особенно проявляющегося при использовании малорастяжимой плетеной лески. У безынерционных катушек наиболее распространенное расположение рычажка-переключателя стопора обратного хода ротора, это верхняя площадка задней части корпуса.

Кроме стандартного расположения, на некоторых моделей БК, рычажок-переключатель может находится на нижней поверхности корпуса, в зоне прилегающей к ротору.

Рукоять

Большинство моделей безынерционных катушек оснащены кнопочной системой складывания рукояти, позволяющей ее быстро складывать легким нажатием на кнопку, и винтовым механизмом для снятия или перестановки рукояти на другую сторону катушки. Для этих целей на БК имеется головка винтового механизма, размещенная с противоположной стороны рукояти, позволяющая без особых усилий управлять винтом.

В катушках скоростных моделей, применяют двойную рукоять или дополняют ее компенсатором (фото 5), для предотвращения вибрации, связанной с дисбалансом рукояти.

На некоторых моделях безынерционных катушек отсутствует кнопочная система складывания рукояти, а обе функции (складывание и перестановку рукояти) выполняет один винтовой механизм, при использовании которого:

  • для складывания рукояти необходимо ослабить винт, раскрыть или сложить рукоять, затянуть винт фиксируя рукоять в нужном положении;
  • для перестановки рукояти — выкрутить полностью и снять винт, переставить рукоять на другую сторону корпуса катушки, вставить винт в отверстие многогранника и вкрутить его до упора.

Заброс спиннинга с мультипликаторной катушкой

Заброс спиннинга, в отличие от безынерционных катушек, необходимо делать плавно, чтобы не было излишнего разгона барабана и запутывания лески.

Большим пальцем правой руки фиксируется барабан. Снимается рычаг стопора. Производится плавный замах, в момент выброса снасти палец ослабляется. Леска получает свободный ход и под действием приданного приманке ускорения разматывается.

На мультипликаторных катушках стоит межосевой тормоз, срабатывающий в момент, когда снасть входит в воду и натяжение лески ослабляется. Однако опытные спиннингисты в процессе заброса притормаживают барабан пальцем, чтобы добиться точности. При этом запутывание исключается.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]