Экскурсия: Демидовы Всея Руси (с посещением «Золотых комнат» сказочных богачей, пешеходная) Код экскурсии: 11254


Примечания

  1. Городская усадьба Демидова XVIII-XIX вв. арх. Д.В.Ухтомский, В.И.Баженов (неопр.)
    .
    Объекты культурного наследия
    . Портал открытых данных Правительства Москвы. Дата обращения: 4 ноября 2021.
  2. Служебные флигели усадьбы Демидовых (Елизаветинский институт) (неопр.)
    .
    Объекты культурного наследия
    . Дата обращения: 4 ноября 2021.
  3. 12
    531. Городская усадьба М. А. Демидова // Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века / гл. ред. Макаревич Г. В.. — М.: Искусство, 1998. — С. 337—338. — (Памятники архитектуры Москвы). — ISBN 5-210-02548.
  4. 12Подъяпольская М.
    Усадьба Демидовых
    (неопр.)
    .
    Узнай Москву
    . Дата обращения: 4 ноября 2021.

Украшение Петербурга


Поцелуев мост в Санкт-Петербурге

Красный мост в Санкт-Петербурге

Семеновский мост в Санкт-Петербурге

Интерьер Исаакиевского собора

Золотая (Малахитовая) гостиная в Эрмитаже

Малахитовая ротонда в Эрмитаже

Правнук Никиты — Николай Демидов — построил в Петербурге четыре чугунных моста: Поцелуев, Красный, Семеновский, а также мост у Московской заставы на Обводном канале. Их детали были отлиты на семейном Нижнетагильском заводе по рисункам Котлярова. Другой дар Демидовых Петербургу — малахитовые иконостас и колонны Исаакиевского собора. В Эрмитаже из демидовского малахита — Золотая (Малахитовая) гостиная, а также ротонда работы главного наполеоновского ювелира Томира, которую Анатолий Демидов подарил России.

Пожертвования Московскому университету

Портрет Никиты Демидова. Неизвестный художник конца XIX — начала XX века (копия с портрета XVIII века). Мордовский музей.

Московский Императорский университет. С акварели А.Я. Афанасьева. 1825. Государственный литературный музей

Дмитрий Левицкий. Портрет П.А. Демидова. 1773. Государственная Третьяковская галерея

Сторожевая башня Нижнего Тагила

Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»

Внуки Никиты Демидова — братья Прокофий, Григорий и Никита Демидовы — сразу после основания Московского университета в 1755 году пожертвовали ему огромную сумму. А через четыре года преподнесли в дар минералогический кабинет из шести тысяч предметов, собранный европейскими учеными. На средства Прокофия Демидова в университете были основаны первые именные стипендии, а его гербарий в 4,5 тысячи листов лег в основу собрания университета. На средства правнука основателя династии — Павла Демидова — были основаны кафедра натуральной истории (ныне Зоологический музей МГУ) и Музей естественной истории (Геологический музей им. Вернадского).

«Последний день Помпеи»

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1830–1833. Государственный Русский музей

Интерьер Эрмитажа. 1856

Прославленная картина Карла Брюллова первоначально принадлежала тому же Анатолию, праправнуку Никиты Демидова (кстати, женатому на племяннице Наполеона). Он купил ее сразу после создания, а спустя год, в 1834-м, «верноподданнейше поднес» императору Николаю I. Полотно долго висело в Эрмитаже и лишь в 1897 году, после создания Музея Александра III (ныне Русский музей), попало в его стены.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения TimOlya

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Проходя по Толмачёвскому переулку, невозможно не остановиться около чудесного московского особняка — усадьбы Демидовых. Конечно, прежде всего привлекает внимание кружевная ажурная ограда. Это один из уникальных образцов прикладного искусства России. Считается, что она была изготовлена на Нижнетагильских заводах Демидова в 1760-х годах мастером Т.С. Сизовым по чертежам Ф.С. Аргунова. Чугунные ворота замечательны тем, что их створы не собраны из отдельных частей, а отлиты единым куском. Предполгается, что сначала решетка украшала демидовский дворец на Вознесенской улице, но затем была перенесена в Большой Толмаческий переулок. 1. Особняк представляет собой прекрасный образец дворянской городской усадьбы и является памятником гражданского зодчества конца ХVIII — середины XIX веков. Авторство постройки точно не установлено и приписывается или архитектору М.Ф. Казакову, или его ближайшим ученикам. В комплекс сооружений усадьбы вошли главный трехэтажный каменный дом, два двухэтажных каменных флигеля, образующих вместе с домом парадный двор, ажурная ограда с воротами и остатки старой территории сада.

2. Демидовы — богатейшие российские предприниматели, выдвинувшиеся при Петре I благодаря созданию оружейных и горнодобывающих предприятий в Туле и на Урале. С 1777 года усадьба принадлежала сыну мецената и благотворителя Прокофия Акинфиевича Демидова, Демидову Аммосу Прокофьевичу, от которого она перешла к его вдове — Анне Никифоровне, урожденной княжне Вяземской. В 1797 году Анна Никифоровна частично перестроила дом.

3. В конце XVIII века дом перешел княгине Елизавете Ивановне Загряжской. В 1805 году усадьбу обновили, по сторонам въезда поставили два одинаковых одноэтажных флигеля. Елизавета Загряжская вторым браком вышла замуж за соседа — вице-адмирала, сенатора Петра Ивановича Шешукова и, очевидно, со временем, рассталась с усадьбой. И далее это владение уже числилось за почетным московским купцом Ильёй Михайловичем Козлининым. Во время пожара Москвы 1812 года усадьба сильно пострадала, однако вскоре была восстановлена. Фасад был украшен портиком коринфского ордена.

4. Плоскость фасада между вторым и третьим этажом была украшена протяженными барельефами и круглыми медальонами между пилястр с тематикой аллегорического содержания.

5. В конце 50-х годов XIX века это владение уже принадлежало графине Марии Федоровне Соллогуб, урождённой Самариной, жене Льва Соллогуба, советника русского посольства в Вене, знатока искусств, и сестре известного славянофила Юрия Самарина. Она владела домом более 20 лет.Дом в Большом Толмачёвском переулке стал известным литературно-политическим салоном. В нем постоянно собирались представители интеллектуальной Москвы: Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы, А.С. Хомяков, К.Д. Кавелин, И.С. Тургенев, П.Н. Третьяков, Б.Н. Чичерин и многие другие, в том числе духовенство из близлежащей церкви Николы в Толмачах. Сын Льва Александровича и Марии Фёдоровны — Фёдор Львович Соллогуб, театральный художник-декоратор, иллюстратор, автор рисунков и акварелей на исторические сюжеты и его жена Наталия Боде-Колычёва были друзьями известного религиозного философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьёва, сына историка С.М. Соловьёва, который не раз посещал усадьбу.

6. Несмотря на многократные изменения и переделки, происходившие в усадьбе на протяжении почти двух столетий, основное свое архитектурное решение она не потеряла. Главный трехэтажный каменный дом, как и прежде — доминанта всего комплекса. Архитектурная обработка дома, которую он получил после пожара 1812 года, сохранилась до сегодняшнего дня.

7.

8.

9.

10. В 1859 году при очередной перестройке усадьбы флигели приобрели вид, в котором существуют и поныне. К этому времени относится замена их вторых этажей на каменные.

11. В 1882 году дом вместе с прочими постройками, садом и земельным участком был продан М.Ф. Соллогуб Московскому учебному округу. В доме стала располагаться Московская 6-я гимназия. С восточной стороны к дому была сделана трехэтажная пристройка для классных помещений гимназии под общей крышей с домом, исказившая симметричную архитектуру дома. В этой гимназии учились известные впоследствии деятели науки и культуры: математик Д.Ф. Егоров; литературовед К.Л. Зелинский; биолог Н.К. Кольцов; кинорежиссер В.И. Пудовкин; поэт, критик и переводчик Г.И. Чулков; педагог С.Т. Щацкий, писатель И.С. Шмелёв.

12. 6-я мужская гимназия существовала здесь до 1915 года, когда главный дом был занят госпиталем, который просуществовал до 1917 года, а с 1918 года в особняке помещалась гимназия, реорганизованная в школу. В 1942 году особняк был передан Государственной библиотеке по народному образованию им. К. Д. Ушинского Академии педагогических наук РСФСР.

13.

14.

15.

https://galik-123.livejournal.com/?skip=30&tag=усадьбы

Серия сообщений «***Русские усадьбы»:
Часть 1 — Усадьба Барятинских «Марьино» Часть 2 — Юсуповы.Часть 6.Прекрасное Архангельское…«Мой Юсупов…» … Часть 25 — Московская усадьба утром, днём и вечером Часть 26 — Усадьба Гагарина на Поварской Часть 27 — Усадьба Демидовых в Толмачах.Москва. Часть 28 — Усадьбы западного Подмосковья Часть 29 — Московские легенды.Усадьба колдуна Якова Брюса «Глинки» … Часть 39 — По следам Пушкина.Усадьба «Остафьево» Часть 40 — Усадьба «Середниково» Часть 41 — Усадьба «Тараканово».

Серия сообщений «***Москва»:
Часть 1 — Юсуповы.Часть 6.Прекрасное Архангельское…«Мой Юсупов…» Часть 2 — Усадьба Кусково-бывшее имение графов Шереметевых. … Часть 29 — Особняк архитектора Каминского на Большой Никитской.Москва. Часть 30 — Усадьба Гагарина на Поварской Часть 31 — Усадьба Демидовых в Толмачах.Москва. Часть 32 — Московские легенды. Меншикова башня. Часть 33 — Московские легенды.Сухарева башня. … Часть 41 — Высотка на Котельнической набережной. Часть 42 — Музей заповедник «Царицыно» Часть 43 — Екатерининский парк.Москва.

Архитектура

Основной дом усадьбы представляет собой одноэтажное (на подклете), вытянутое вдоль улицы здание, со сложной композицией ризалитов и фасадных членений, свойственной скорее первой половине XVIII века. Первоначально дом был оформлен в стиле барокко, с коринфскими пилястрами и сложными белокаменными наличниками. Парадный фасад переоформлен на рубеже XIX—XX вв. в неоклассическом стиле. Первоначальное оформление было утрачено. Сохранились парадные помещения бывшего театра (разгорожены), а в них — высокие арочные окна, ампирные карнизы и порталы на втором этаже в аванзале. В интерьерах уцелели также лестницы ажурного чугунного литья, относящиеся, вероятно, к середине XIX века[3][4].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]