Департамент культурного наследия Москвы совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» провёл серию дискуссий о том, каким образом нужно развивать Белые и Красные палаты на Пречистенке. Ранее, напомним, советник главы Москомнаследия Николай Переслегин объявил, что два здания, которые находятся в собственности департамента, должны стать новым общественным центром, площадкой для рассказа о городской среде. Фактически это первый в Москве опыт, когда будущую функцию места определяют сразу три стороны: заказчики, архитекторы и сами горожане. The Village узнал, как проходила дискуссия и к каким выводам смогли прийти эксперты.
История зданий
Белые палаты
Первые сведения о владельцах участка, где сейчас находятся Белые и Красные палаты, относятся к рубежу 1679 и 1680 годов, когда здания принадлежали боярам Юшкову и Полуэхтову. С определённой долей уверенности строительство каменных палат в усадьбе Юшкова можно связывать с фактом поставки ему 300 тысяч штук кирпича с завода промышленника Полунина. За какие заслуги Юшков получил такой дар, не совсем понятно. |
В здании поселяются коммерческие лавки. К началу XX века здесь побывали и трактир, и колониальный магазин, аптека, мясная, молочная, табачная, пивная лавки и многое другое. |
В здании разместился один из первых кинотеатров в Москве. Уже после революции здесь были квартиры, а в 1972 году, к приезду американского президента Ричарда Никсона, палаты хотели и вовсе снести. Но в результате даже самых поверхностных исследований обнаружилась историческая ценность здания. Палаты удалось отстоять. |
Здание пустовало. На его использование претендовали многие крупные компании, но, видимо, из-за внутренних конфликтов между бизнесменами его не получил никто. Сейчас Белыми палатами владеет Департамент культурного наследия. Там размещён кабинет советника главы департамента — Николая Переслегина, пресс-служба, выставочное пространство и зал, где проводятся лекции и мероприятия. |
Дом-музей А.С. Пушкина
На Пречистенке, 12 находится Дом-музей А. С. Пушкина (дом Хрущевых-Селезневых). Само здание было построено в 1814–1816 годах в стиле ампир. Хозяином особняка был богатый тамбовский помещик А. Хрущев.
Фасады особняка украшены множеством декоративных деталей, прославляющих воинскую доблесть после победы над Наполеоном: венки с лентами, барельефы и т. д. Один фасад направлен на Пречистенку, другой — выходит на Хрущевский переулок. Оба фасада являются изюминкой этого дома.
Фасад, выходящий на Пречистенку, оформлен шестиколонным ионическим портиком. Треугольный фронтон приподнят вверх высоким мезонином. Герб довольно внушительного размера, поддерживаемый львами, украшает фронтон — это герб Селезневых.
Дом-музей А. С. Пушкина (дом Хрущевых-Селезневых)
Фасад, выходящий на переулок, также украшен портиком, но со сдвоенными ионическими колоннами. Треугольный фронтон оформлен изящной лепниной, а между колоннами просматривается горельеф на античные темы.
Обратите внимание на цоколь обоих фасадов. Участок имеет разную высоту, поэтому цоколь, на котором стоит портик со стороны Левшинского переулка, — неправильной формы, он поднимается на высоту цоколя со стороны Пречистенки и окончательно с ним сливается при помощи скругленного угла.
Одна из дочерей А. П. Хрущева вышла замуж за сына Ивана Нарышкина, дяди Натальи Гончаровой. Семьи Хрущевых, Пушкиных и Нарышкиных были очень дружны. Усадьбу передали под музей Пушкина в 1957 году.
Обязательно посетите музей, так как внутри сохранились даже росписи на потолке почти во всех залах, остались нетронутыми печи, а при входе обратите внимание на светильник — он висит на этом месте уже больше 200 лет!
Новое пространство
Когда в минувшем феврале советник министра культурного наследия Николай Переслегин заявил, что в Москве будет создаваться новое общественное пространство, казалось, что всё уже решено и достаточно просто реализовать: открыть несколько магазинов, хорошее кафе, оборудовать внутренний двор, пригласить медийных спикеров вроде мэра Нью-Йорка Блумберга на открытие. Но также власти обещали, что при создании общественного центра владелец здания, то есть Мосгорнаследие, не будет навязывать никаких решений, а главное — до начала работы пройдёт серия круглых столов, во время которых власти будут советоваться с горожанами и экспертами. В мае обещанные дискуссии состоялись. Часть мероприятий была закрытой, в них принимали участие архитекторы, рестораторы, искусствоведы — владелец «Жан-Жака» Митя Борисов, директор центра современного искусства «Гараж» Антон Белов, эксперт творческой группы «Музейные решения» Наталья Копелянская и многие другие. Во время других встреч высказать свои идеи мог любой желающий. Курировал мероприятие англичанин Тоби Хайам, генеральный директор компании Creative Space Management, которая занимается приспособлением различных пространств, в том числе памятников архитектуры, к современным нуждам города. | Прямая речь: Австрийский исследователь паблик-арта о музеефикации городовПрямая речь: Основатель Creative Cities о второй жизни зданий |
Но уже во время встреч выяснилось, что определить концепцию пространства за три дня не получится. А сам опыт общения профессионального сообщества и будущих посетителей показал прежде всего разницу в ожиданиях и подходе. Горожане предлагали организовать в палатах всё что угодно — от музея старинного пианино или народного фольклора до туристического центра. Эксперты же упирали на создание барного кластера или нового пространства для выставок современного искусства. Полноценную концепцию во время этих встреч сформировать не удалось, составленные рекомендации могут показаться чересчур общими. Тем не менее эксперты уверены, что даже в таком виде дискуссия поможет составить план дальнейшей работы.
Особняк Дерожинской и дом Исакова
Отправная точка маршрута – дом, который находится между Остоженкой и Пречистенкой, в Кропоткинском переулке. От метро «Парк Культуры» выходите к Остоженке и найдите Кропоткинский переулок, по нему пройдите до дома №13 — это особняк А. Дерожинской, резиденция посла Австралии.
Особняк А. Дерожинской на Пречистенке, резиденция посла Австралии
Спроектирован и построен дом был архитектором Федором Шехтелем в стиле модерн в 1901–1903 годах. Особняк Дерожинской практически не изменился со времени строительства, сохранилась и необыкновенная витая чугунная ограда с растительными узорами, а также интерьеры.
Смотря на фасад, мы увидите арочное окно главного холла особняка. Дом просто огромен — 11 м в высоту, как трехэтажный дом, и окно занимает почти весь лицевой фасад. В свое время это было самое большое окно в Москве. Даже вид из него на сад подчеркивает единение с природой.
Над парадным входом на боковом фасаде размещено изображение девы Лорелеи с распущенными волосами, его видно с улицы. Интерьеры особняка поражают воображение: от дверной ручки в виде паука до гигантского своего фирменного камина, который украшен двумя огромными фигурами мужчины и женщины в полтора человеческого роста.
Дальше по Кропоткинскому переулку пройдите до Пречистенки, поверните направо и пройдите до дома 28 – это доходный дом Исакова, сооруженный архитектором модерна Л. Кекушевым в 1904–1906 годах.
Доходный дом Исакова в стиле модерн на Пречистенке
Здание выделяется ярким пятном среди остальных домов на Пречистенке. Сложный и выразительный рисунок окон разный на каждом этаже, лепнина, сочетание выпуклых и вогнутых элементов, кружево ограждений балконов — все это придает постройке неповторимый облик.
Степень насыщенности фасада элементами декора нарастает кверху — последний, пятый этаж весь покрыт узорами, женскими головками, на нем даже поместились две женские скульптуры — фигуры-горельефы, олицетворяющие просвещение и строительство.
Обратите внимание на выступающий богато оформленный металлический козырек с масками львов. Сегодня дом жилой – можно зайти в подъезд, чтобы увидеть лестницу с ажурным, спиральным рисунком кованых ограждений. Керамическая плитка на полу также сохранилась с тех времен.
Результаты дискуссий
Белые и Красные палаты не могут строиться по принципу «культурного гетто» с чётко обозначенной замкнутой аудиторией. Это пространство должно привлекать в том числе людей из спальных районов, для которых рассказ о городской среде наиболее актуален. |
Палаты обязательно должны выполнять образовательную функцию, быть центром знаний о городе и ретрансляции этих знаний. Причём упор нужно сделать на работу со школьниками, чтобы заинтересовать их изучением архитектуры и городской среды. |
Концепция развития палат не будет формироваться только из предложений горожан или только из экспертных заключений. Нужно выбрать куратора или компанию, которая сможет учесть и сбалансировать предложения сторон. |
В палатах должно сочетаться старое и новое: они не могут превратиться в исторический музей или в галерею современного искусства. Одно здание может быть посвящено сохранению и реставрации, другое — созданию будущего наследия Москвы. |
Пространство нужно активизировать постепенно. Мероприятия в Белых и Красных палатах должны начаться в самое ближайшее время, а параллельно будет разрабатываться общая концепция, уже с учётом реакции на пробные мероприятия. |
Достопримечательности Остроженки
Прежде чем повернуть на Остоженку, посмотрите издали на дом 3. На его крыше можно увидеть эффектную конструкцию, похожую на перевернутую рюмку, поэтому в народе его так и называют «Дом под рюмкой».
По легенде, заказчик дома купец Я. Филатов был большой любитель опрокинуть стаканчик, и чуть было не пропил свое состояние. Однако он вовремя остановился и попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку.
Левая часть дома Филатова построена архитектором в 1904 году, а правая, та, что «под рюмкой» в стиле модерн, создана в 1907–1909 годах. Фасады здания насыщены лепными изображениями различных морских чудовищ, рыбьих голов, обнимающихся русалок, раковин, водорослей, на стенах расцветают причудливые растения и павлиньи хвосты.
Сегодня дом жилой, сохранились очень красивые парадные. Предлагаю попытать счастья и зайти в одну из них с жильцами либо со стороны Остоженки, либо со стороны переулка.
Продолжайте прогулку по Интересной Москве на Остоженке. Остановитесь у особняка Кукушевой, который находится под номером 21. Дом Кекушевой напоминает миниатюрный сказочный замок с романтичной граненой башенкой и высоким шатром, но все же это модерн, построенный Кекушевым для своей семьи в 1900–1903 годах.
Здание обращает на себя внимание прохожих своим многоцветьем и нестандартными формами. Фасад архитектор украсил вставками разнообразных орнаментов, а также декорировал кирпичную стену гладкой штукатуркой. Даже каменный цоколь привлекает внимание необыкновенно красивым окном полуподвала. Полукруглые окна украшены растительным узором.
Особняк Кекушевой считается одним из возможных адресов Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Эта гипотеза основана на описании жилища героини: «готический особняк» в «саду в одном из переулков близ Арбата» и спальня, «выходящая фонарем в башню особняка».
В 1909 году особняк был продан, а Кекушевы переехали в квартиру в доходном доме Исакова. Сейчас дом предоставляется под посольства.
Комментарии экспертов
Екатерина ГиршинаДиректор программ «Стрелки» |
Это первый пример, когда мы начали привлекать людей в то время, когда нет ещё никаких решений и планов по палатам. На обсуждение мы пришли практически с белым листом бумаги, с минимальными ограничениями по использованию места. Причём на обсуждение приходили не только люди из архитектурного сообщества, была достаточно широкая аудитория, были сами горожане, которые готовы тратить своё время на определение концепции городского пространства.
Интересно было наблюдать, как складывается диалог между широкой аудиторией и людьми, близкими к архитектуре. В обсуждении архитектурное сообщество всё время пыталось сделать из Красных и Белых палат места для избранных, для любителей современного искусства вроде «Гаража» или «Стрелки». Но ведь если город дарит эти здания москвичам, то нужно привлекать сюда как можно более широкую аудиторию. И есть аудитория, которая от этого места выиграет больше всего, — это школьники, это жители окраин, которые сейчас, может, не очень понимают ценность культурного наследия.
Да, концепция Белых и Красных палат в результате обсуждений не сформирована, но есть понимание, что делать дальше. Сейчас дискуссия должна, на мой взгляд, продолжиться в рамках экспертной группы. Как в ДК ЗИЛ, например, выбран директор — она набрала себе команду, которая занимается развитием. После того как будет сформирована концепция, можно снова выходить на широкую аудиторию и советоваться.
Тоби ХайамРуководитель встреч, глава агентства Creative Spacе |
Разработка концепции управления зданием — очень длительный процесс. Главное, что нужно сделать, — составить правильное техническое задание для тех, кто будет этим заниматься. То есть проведённые встречи — это, можно сказать, предпроектная работа. Техническое задание должно включать в себя цели, задачи использования этих зданий, количество денег, которое город намерен в этот проект вложить, список мероприятий, которые могут здесь проходить. Последнее, пожалуй, самое важное.
В Белых и Красных палатах может быть, в общем-то, что угодно. Во время дискуссий выдвигались самые разные предложения: и устроить здесь туристический центр, и сделать в палатах музей пианино. Всё это, может, не совсем вписывается в представление господина Переслегина о том, что должно в этих зданиях происходить. Но важно накидать максимум идей, чтобы потом было из чего выбирать.
И ещё очень важно не уходить в разговоры! Надо действовать. Не надо тратить год на то, чтобы написать длительную стратегию развития. Надо пробовать, смотреть, удаётся ли привлечь аудиторию. Это то, что можно делать уже сегодня-завтра.
Николай ПереслегинСоветник министра культурного наследия Москвы |
Эти встречи были первым этапом работы — совместно со всеми желающими, при участии широкой аудитории мы попытались понять, каким должно быть пространство Белых и Красных палат. Теперь будем переходить к конкретике, формированию пошаговой программы. Делаем всё возможное, чтобы к июлю пространство активизировать, то есть запустить там первые мероприятия.
Правда, мы столкнулись с определёнными сложностями, прежде всего законодательными: мы не можем сами открывать там кафе или магазины, не можем сдавать помещения в аренду. Вероятнее всего, будем нанимать управляющую компанию, которая будет совмещать в себе кураторские функции и функции заказчика всех активностей в палатах.
Ещё важно, что в процессе обсуждения мы пришли к тому, что основная аудитория палат — это дети. Палаты не станут ещё одним арт-пространством вроде Artplay или Мультимедиа Арт Музея. Упор будет сделан на образовательную функцию. И сейчас разработкой летней программы места занимается Митя Борисов, который, как вы знаете, не только известный ресторатор, но и куратор детского клуба «Шардам» в ЦДХ.
Храм Христа Спасителя
Главный храм Москвы – это, конечно Храм Христа Спасителя. Его здание было спроектировано архитектором К. Тоном как память мужеству русского народа в войне 1812 года. Храм строился почти 44 года (с 1839 по 1883 год), и выполнен он в русско-византийском стиле.
Высота здания составляет 103 м, что на 1,5 метра выше Исаакиевского собора, Храм стал самым высоким в России и является таким до сих пор. Предлагаю зайти внутрь, интерьер его поражает и восхищает.
Особенно незабываемым станет посещение второго этажа, где располагаются хоры и откуда открывается необычный вид на внутреннее пространство храма. Во время строительства в росписи принимали участие лучшие русские художники.
Главный иконостас храма Христа Спасителя представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора, увенчанную бронзовым позолоченным шатром, который напоминает главный купол собора Василия Блаженного.
Огромное внутреннее пространство перед иконостасом как бы олицетворяет Красную площадь — сердце Москвы и России, хранимой Христом Спасителем. Высота уникального иконостаса вместе с шатром составляет 26,6 м (он выше шестиэтажного дома).
В 1931 году этот уникальный памятник был варварски уничтожен. Но все архивы храма были спрятаны в нескольких библиотеках и музеях Москвы, фрагменты декора сохранились в монастырях, нашли даже подлинные фрагменты иконостаса в Музее геологии, по которым воссоздали его цвет.
К 2000 году был построен новый храм, являющийся точной копией старого.
Посмотрите на купола храма Христа Спасителя. Крест с полумесяцем представляет собой одну из древнейших форм креста на русских храмах. Существует несколько версий, что именно он символизирует.
По одной из них этот знак вовсе не полумесяц, а якорь. В христианской религии он имеет особое значение. Под ним понимают надежду и незыблемость веры. Кроме того, Вифлеемские ясли, в которых был младенец Христос, тоже напоминают собой полумесяц.
После осмотра интерьеров предлагаю подняться на смотровую площадку храма Христа Спасителя. Отсюда можно увидеть панораму Москвы на все четыре стороны. Это лучшая в столице смотровая с самыми главными видами Москвы на Замоскворечье, районы Пречистенки и Остоженки, Гоголевский бульвар, Кремль, Остров и Москву-реку.
Можно увидеть площадь Пречистенских ворот, вестибюль метро «Кропоткинская», современный Патриарший мост и построенный в 1938 году Большой Каменный мост, палаты Аверкия Кириллова и бывшую фабрику «Красный Октябрь».
Внимательный наблюдатель может увидеть рюмку доходного дома Филатова, Красные палаты, дом Перцовой, памятник Петру I, выставочный зал Третьяковской галереи на Крымском валу, а также стеклянную крышу ГМИИ имени А. С. Пушкина, про который я хочу рассказать отдельно.
Государственный музей им. А. С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина – это величественное здание на улице Волхонка, 12. Его построили к 1912 году как Музей изящных искусств, носивший имя императора Александра III.
Музей создавался как место, где должны были быть собраны копии значительных скульптур всего мира. Это дало бы возможность студентам университета прикоснуться и познать прекрасное наследие человечества. Архитектор, построивший этот шедевр, — Роман Иванович Клейн.
Само здание музея в неоклассическом стиле представляет собой музей под открытым небом. Главный фасад здания украшает колоннада, в увеличенном масштабе воспроизводящая пропорции колоннады восточного портика Эрехтейона, храма, находящегося на афинском Акрополе (построен в 421–406 годы до н. э.).
Рисунок капителей этих колонн в точности повторяет древний образец. На фризе наружного портика находится скульптура «Олимпийские игры». Другой фриз, «Панафинейская процессия», в точности копирует фриз Парфенона. С флорентийского дворика палаццо Барджелло скопирован «Итальянский дворик», правда, без соблюдения точных пропорций.
Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Стеклянная кровля обеспечивала достаточное количество дневного света в залах второго этажа и двух двориках-атриумах. Крыша имеет три стеклянных слоя, и раньше она отлично пропускала дневной свет, освещая все экспонаты.
Впоследствии в музее стали выставляться картины, которым яркий свет вреден, поэтому между первым и вторым слоем установили электрические светильники, а между вторым и третьим слоем положили не пропускающую свет пленку.
Новый музей сразу стал очень популярным у широкой публики, но после революции его ждали кардинальные перемены. До 1930 года продолжался процесс передачи в музей картин из национализированных московских коллекций, а также из ликвидированного Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова.
В 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства в музей было передано около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений.
Продолжайте архитектурный маршрут через пешеходный Патриарший мост, который сооружен в 2004 году по проекту архитектора М. М. Посохина и художника З. К. Церетели. Он стилизован под архитектуру мостов XIX века.
С моста открываются красивые виды, и он является излюбленным местом для прогулок москвичей. Кстати, с Патриаршего моста можно также увидеть Теремной дворец, который совсем не видно с территории Кремля.