Аванзал славится своим паркетом.
Обратите внимание и на камин из яшмы. Его необычное расположение — возле окна — говорит о том, что во дворце была использована самая передовая система отопления, калориферная. Дело в том, что за год до закладки Большого Кремлевского дворца сгорел Зимний дворец в Санкт-Петербурге. И в БКД император Николай I повелел устроить более безопасную систему отопления. Так появились амосовские печи (по имени изобретателя, генерал-майора Н.А. Амосова) для отапливания здания пневматическим способом. Печи располагались в подвале, откуда под большим давлением теплый воздух поступал по керамическим трубкам наверх через камины и особые «душники» — коробочки в стенах. Новый дворец протапливался равномерно и безопасно.
С. Присекин. Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. 1983 год.
Аванзал украшает картина Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет». Она напоминает о сражении 1242 года на льду Чудского озера — Ледовом побоище. В центре — святой князь Александр Невский. Княжеская рука не поражает мечом врага, а прикрывает сердце. Как собственное сердце Александр Невский защищает и свое государство в справедливой битве за независимость. Потому и сказал перед боем фразу, пережившую века: «Не в силе Бог, а в правде».
Если же мы выйдем из аванзала на парадную галерею лестницы, нас ждет встреча с Дмитрием Донским на большом историческом полотне кисти французского художника А. Ивона. На картине дата 8 сентября 1380 года — Куликовская битва. А в центре герой этой битвы святой великий князь Дмитрий Донской, который был не только воином. В 1367 году он построил наш первый каменный Московский Кремль, который до этого был деревянным, из дуба.
И нашу столицу стали называть Белокаменной.
История
Большой Кремлевский дворец создавался как символ императорской власти и памятник русскому воинству и оружию. Это было необходимо Николаю 1, царство которого омрачило восстание декабристов. По мнению самодержца, новое необычное здание полностью отвечало поставленным задачам.
В архитектуре четко прослеживаются традиции Византии. Это, по мнению создателей, должно подчеркнуть преемственность и нерушимость власти российского императора. Череда залов, посвященных русскому оружию и победам войск, показывала силу государства. Дворец строил архитектор Тон. На завершение работ понадобилось почти 10 лет.
Ранние дворцовые постройки
Дворец ранних времен был устроен по обычаю княжеских хором того времени. Это были отдельно стоящие здания, которые соединялись извилистыми переходами.
Строения имели ярусную структуру:
- первый (нижний) предназначался для слуг
- во втором принимали визитеров
- третий (верхний) – собственно княжеские палаты
Именно третий ярус назывался теремом.
XII—XV век
Проведенные исследования позволяют предположить, как выглядела постройка в разное время:
- В 12 веке князья использовали здание из дерева для временного проживание. Это дом располагался между современными Боровицкими воротами и храмом Рождества Иоанна Предтечи.
- В 13 веке Московское княжество укрепило свои позиции. Резиденция была отнесена на восточную окраину Кремля. В то же время был построен храм Спаса на Бору, снесенный в 30-е годы ХХ века.
- В 14 веке Иван Калита построил первый дворец на Боровицком холме. Это был тесноватый терем их дерева. Одновременно Калита перестроил храм Спаса, церковь стала каменной. И вокруг собора, по приказанию князя, образовался перенесенный из Данилова монастырь.
- В 15 веке Дмитрий Донской и его сын Василий Дмитриевич изменили облик дворца. Здание стало богатым, крышу позолотили. Во дворе установили диковинку – часы. На сенях построены 2 домовые церкви: Рождества Богородицы и Благовещенский собор. Они определяли размер дворца того времени.
Период Московского государства
Во время становления и укрепления Московского государства строение достраивалось и перестраивалось несколько раз:
- Иван III повелел соорудить Столовую, Набережную, Среднюю Золотую и Грановитую палаты
- Борис Годунов построил Запасной дворец
- первый царь династии Романовых, Михаил Федорович, достроил Гербовые ворота и Терема
- для царицы Натальи Кирилловны и царевен выстроили дворец и палаты
Последняя доработка этого периода – Набережный сад, разбитый на кровле Запасного дворца.
Начало XVIII века
В 1712 году столица переехала в Санкт-Петербург. В части здания разместились чиновники. За остальными надлежащего ухода не было. Строения приходили в негодность, часто горели. Во время посещения Москвы Анной Иоанновной в здании квартировали ее придворные. Неудобство постройки императрица быстро оценила. По ее приказу Растрелли возвел Зимний Анненгоф. Но после того, как в Лефортове появился Летний Анненгоф, Зимний перенесли туда же.
- Достопримечательности Московского Кремля и Красной площади
- 20 самых красивых мест Москвы
- 30 лучших развлечений в Москве для детей
Зимний дворец Растрелли
Елизавета Петровна часто приезжала в Москву. Она быстро поняла, что проживать в холодное время года в Большом Дворце неудобно. Поэтому она поручила Бартоломео Растрелли возвести помещение, пригодное для зимнего проживания. К счастью, основной ансамбль был сохранен. Но для реализации задуманного пришлось снести Набережную и Среднюю золотую палаты. Барочный комплекс Растрелли несколько раз переделывали, но пригодным для жизни в холодное время он так и не стал.
Большой Кремлёвский дворец Баженова
В конце 18 века Екатерина Великая задумала перестроить здание. Осуществление проекта она получила Баженову. Архитектор придумал удивительный план. Дворец и Кремль должны были стать единым сооружением. К набережной оно должно было спускаться террасами. Цена столь масштабного проекта была огромной: 30 000 000 рублей.
Для наглядности Баженов изготовил макет. Его размеры были 10х17 метров. Такого раньше никто не делал. Сейчас фрагменты этой модели хранятся в Музее Архитектуры имени Щусева. Но население не обрадовалось таким переменам. Когда начали разбирать стену Кремля, на Баженова стали нападать разъяренные москвичи. Они требовали остановки строительства.
Сама природа тоже, казалось, была против. В 1771 году в Москве разразилась чума. За эпидемией последовал бунт. Стройку временно прекратили. На следующий год работы возобновились. Вырыли огромный котлован. Но денег в казне не было. Поэтому через 4 года императрица приказала котлован засыпать. Архитектор был оскорблен. Он устранился от строительства объекта.
Дореволюционная эпоха
Следующий архитектор, работавший над проектом, Тон. Он работал над ним почти 10 лет. Тону далось объединить идеи, по которым строилось здание в течение 500 лет. Николай 1 лично курировал проект, его подпись стоит на каждом чертеже. К сожалению, императору не удалось пожить в новой резиденции: он умер раньше. Сооружение получилось впечатляющим. Корпуса объединились вокруг внутреннего двора. Всего в здании 700 залов.
5 названы в честь российских орденов:
- Георгиевский
- Андреевский
- Владимирский
- Екатерининский
- Александровский
Дворец протянулся вдоль Москвы-реки на 125 метров. Фасад украшали барельефы с гербами Российской империи и ее владений. Высота строения 37 метров. Удивительно, здание имеет 2 этажа, а на фасаде 3 ряда окон. Это задумка архитектора Тона. Так он добился отличного освещения помещения. Южная часть – личные покои императорской фамилии.
Они состояли из:
- спальни
- кабинета
- гостиной
- будуара императрицы
- столовой
До октябрьского переворота императорские апартаменты реставрировались и регулярно обновлялись: Отреставрирован Теремной дворец. Во время работ была заменена мебель, вставлены дубовые оконные рамы, обновлены росписи стен. Все делалось по предположительным стандартам 17 века. К сожалению, из-за отсутствия глубокого изучения облик Терема изменился не в лучшую сторону.
Фасад и внутренние помещения ежегодно обновляли: грунтовали и красили. Проводили работы по сохранности пологов тронов из горностая. Травили насекомых и животных. В конце 80-х годов Х1Х века организовали временную иллюминацию. С Раушской набережной от электростанции провели кабели. Постоянное электрическое освещение установили в конце 90-х годов ХIХ века.
В начале ХХ века в здание проведена канализация. В 1913 году в Большом Кремлевском дворце прошло празднование 300-летия дома Романовых. Для проведения работ из казны выделялись значительные средства. В 1917 год императорская резиденция вступила в отличном состоянии.
- Церкви, соборы и храмы Москвы – 23 главные святыни
- 25 лучших экскурсий по Москве
- 22 лучших парка Москвы для прогулок
Резиденция советского правительства
Во время октябрьского переворота здание пострадало от обстрела. Часть разрушенной стены не удалось восстановить. Но общее состояние сооружения оказалось удовлетворительным. Через год Советское правительство переехало в Москву. Решено было превратить дворец в официальную резиденцию.
Несмотря на протесты художников, историков, архитекторов и лично наркома Луначарского, в здании разместились кабинеты членов правительства и квартиры для проживания семей партийных работников и обслуживающего персонала. Из-за того, что помещения использовали для хранения эвакуированных раритетов, часть здания оказалась свободной от варварской эксплуатации.
Правда, некоторые детали интерьера оказались утраченными навсегда: горностаевый полог переместился в комиссионный магазин. Интерес к наследию императоров династии Романовых был высок. В здание, где работало советское правительство, стали водить экскурсии. Первые гости посетили бывшую царскую резиденцию в начале 1919 года.
Реконструкция
Уже в 1934 году было принято решение об очередной реконструкции. Ее целью было организовать столовую для депутатов съезда партии. Для реализации задуманного снесли Красное крыльцо. Освобождая место для постройки гостиницы, был уничтожен храм Спаса на Бору, возведенный в 14 веке.
В том же 1934 году решено было объединить Александровский и Андреевский залы. За реализацию задуманного взялся архитектор Иванов-Шиц. Он единственный согласился провести кощунственную реконструкцию. Рабочие тоже отказались демонтировать перегородки. Для этого привлекли военных. Работники музейного комплекса смогли сохранить некоторые детали интерьера. Уцелело панно со стены Андреевского зала.
Работы проводились с нарушением строительных норм. Поэтому после их завершения фасад покрылся трещинами. Обрушение предотвратили, построив балкон. Вместо императорских тронов воздвигли статую Ленина. К сожалению, зал на 1600 мест оказался неудобным. Последние ряды располагались так далеко от ораторской трибуны, что депутаты зачастую не слышали докладчика. Впоследствии зал радиофицировали. Это частично решило проблему.
Дворец в годы Великой Отечественной войны
Кремлевский ансамбль слишком выделялся на фоне других строений Москвы. После начала Великой Отечественной войны гарнизон стал готовиться к маскировке и защиты крепости от воздушных налетов. К сожалению, не все мероприятия оказались удачными. Снаряд весом 100 килограммов повредил подъезд, часть Собственной половины, окна и дверь.
Бомба весом 250 килограммов влетела в Георгиевский зал, повредила потолок, балки, но не взорвалась, а рассыпалась, соприкоснувшись с полом. Гарнизон регулярно тушил фугасы, падавшие на территорию. Правительство в это сложное время по-прежнему работало в своих кабинетах.
В здании был дан прием в честь участников исторического парада Победы, прошедшего на Красной площади в июне 1945 года. Для этого использовали помещения Грановитой палаты, Владимирского зала, Георгиевского зала, верхней и нижней столовых, Святых сеней.
- Достопримечательности Москвы
- Что посмотреть в Москве в первую очередь – 16 самых интересных мест
- Куда съездить на выходные из Москвы на машине – 14 самых интересных мест
Восстановление исторического облика
К счастью, технологии ХХ века позволили восстановить исторический облик, утраченный во время работ Х1Х века. После проведенных исследований были возвращены:
- первоначальные росписи стен Теремов
- обновлена инкрустация
- заменена обивка мебели
- отреставрирована парадная лестница
После распада СССР первый Президент России Ельцин поручил восстановить первоначальный вид объединенных в 30-е годы Александровского и Андреевского зала. Вместо статуи Ленина снова возвращены троны императорской фамилии. Столь масштабная реконструкция стала возможна, благодаря сохранившимся в архивах чертежах. Фасаду дворца, обращенному к Москве-реке, вернули прежний вид. Его снова украшают сбитые в начале ХХ века барельефы с гербом России. Последними были отреставрированы помещения 1 этажа. Это произошло в 2008 году.
Успенский собор
Успенский собор был построен в 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти по указу великого князя московского Ивана III. За образец был взят Успенский собор города Владимира.
Шесть веков собор занимал культовое место в жизни государства — здесь венчали на царство, короновали императоров, совершали царские бракосочетания, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали важнейшие государственные акты, отмечались военные победы торжественными молебнами. В XIV – XVII веках здесь хоронили митрополитов и патриархов. В усыпальнице Успенского собора находится 19 захоронений.
Коронация Николая II в Успенском соборе
Последняя коронация в Успенском соборе прошла в 1896 году, когда короновались последний российский император Николай II и его жена Александра Федоровна.
Строительство
Первый княжеский терем появился на месте современного дворца в XIV веке при Дмитрии Донском. На нем были установлены единственные в Москве часы, воспринимавшиеся как иноземная диковинка, а крыша покрыта позолотой. Терем сменили великокняжеские каменные палаты, возведенные под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина. Строительство началось в 1499 году при Иване III, закончено – в 1508 при его сыне Василии III.
В 1730 году царица Анна Иоанновна внесла свою лепту в реконструкцию палат. На старом подклете построили деревянные апартаменты в стиле барокко, называемые «Зимний Анненгоф». Правившая после нее Елизавета Петровна в 1752 году увеличила площадь здания. Новая резиденция, внешне похожая на Большой Петергофский дворец, носила название «Новый» или «Зимний дворец». При обеих царицах работы осуществлялись по проектам архитекторов К. Б. и Ф. Б.Растрелли (отец и сын).
Пришедшая на смену Елизавете Екатерина II сочла, что дворец устарел, имеет не достаточно величественный вид. Было решено построить грандиозное по своим размерам сооружение, занимающее всю приречную территорию и покрывающее Боровицкий холм. В 1768 году архитектором В. Баженовым был сделан макет. В соответствии с планом для строительства освободили место, снеся здание приказов, несколько старинных церквей и часть Кремлевской стены с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной Башнями.
В 1773 году торжественно заложили первый камень и начали строительство. Однако, в 1774 году его остановили, признав проект дорогостоящим и несостоятельным. Денег в казне не было, сказалась эпидемия чумы (1771 год) и русско-турецкая война (1768-1774 годы). Кроме того, в ходе земляных работ, стоящий поблизости Архангельский собор дал трещины и чуть не обрушился, потребовалось срочно подпирать стены.
Фундамент частично разобрали, вместо грандиозного сооружения построили скромное здание Сената. Снесенную часть Кремлевской стены с башнями восстановили. Фасады, внутренние интерьеры старого дворца обновили, пристроили мезонин и портик. В 1812 году в честь победы в Отечественной Войне рядом с Кремлем было решено воздвигнуть величественный Храм Христа Спасителя. Наряду с этим встал вопрос об обновлении архитектурного ансамбля внутри Кремля со строительством нового дворца и сохранением древних кремлевских строений.
В 1837 году Николай I поставил эту задачу перед архитектором К.Тоном – автором проекта Храма Христа Спасителя. Он приступил к ее выполнению вместе с командой архитекторов и художников, в состав которой входили: Ф.Солнцев, П. Гересимов, Ф. Рихтер, Н. Чичагов, И.Каминский. По стилю новое строение должно было во многих деталях повторять кремлевский Теремной и его укрупненный вариант Коломенский дворец. Строительство под руководством камергера Л. Боде началось в 1838 году. В апреле 1849 года на Пасху митрополит Филарет освятил дворец в присутствии царя.
- Отели Москвы с бассейном
- Отели Москвы со спа-центром
- Отели Москвы с панорамным видом
- Отели Москвы рядом с Красной Площадью
Как добраться
Государственный Кремлевский дворец стоит в западной части Московского Кремля. Выходят к нему через территорию Александровского сада, приземистую Кутафью башню и Троицкий мост. А до входа на кремлевскую территорию добираются пешком от станций московского метрополитена «Александровский сад», «Библиотека имени Ленина» и «Боровицкая».
Вид дворца от Арсенала
Вестибюль метро «Боровицкая» находится ближе всего ко Дворцу Съездов. От него нужно пройти по Боровицкой площади до пересечения с ул. Манежная, а дальше идти по Александровскому саду до Кутафьи башни. Дорога от метро занимает 10-12 минут.
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 4.00 [5 Голоса (ов)]
← ДВОРЦЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Архитектура
Построенный Большой Кремлёвский дворец включал в себя комплекс зданий, состоящих из самого дворца и древних сооружений, относящихся к XIV – XVII векам: Грановитой и Золотой Царицыной палат, Теремного дворца, девяти церквей. В 1851 году к нему добавилась Оружейная палата и апартаменты, соединенные с дворцом галереей. Рядом с парадным входом расположен великолепный мраморный вестибюль, свод которого поддерживается четырьмя полированными колоннами из серого карельского гранита.
Здание выходит главным фасадом на Москву-реку. Его длина 125 м, высота 47 м, площадь составляет 25 тыс.м². Прямоугольное здание с внутренним двором имеет два этажа, хотя кажется трехэтажным из-за двух ярусов окон второго этажа. Первый этаж несколько выдается вперед, цокольная часть облицована темным гранитом, выше которого расположены большие арочные окна. Ярусы второго этажа разделены пилястрами. Окна, выполненные в стиле XVII века с узкими двойными стрельчатыми арками, разделенными фигурной гирькой, украшены резными наличниками из белого камня.
По центру над крышей находится трибун с кокошниками, огражденный позолоченной балюстрадой, рядом на площадке – флагштоф. До революции на кокошниках были двуглавые орлы и гербы крупных российских городов. На двух сторонах фигурной кровли находятся часы, на двух других – колокола (ныне не действующие). В архитектуре впервые были использованы такие современные решения как большие пролеты, перекрытые металлическими конструкциями, а при кладке стен неизвестный ранее цемент.
Собственная половина
В южной части Кремлёвского дворца расположена жилая часть здания. Здесь, в так называемой «Собственной половине», находились покои императора и императрицы. Анфилада состоит из шести основных комнат:
- Опочивальня императрицы роскошной мебелью и изысканной отделкой. В оформлении, в основном, использованы два цвета — синий и золотой. Здесь господствует атмосфера покоя и благочестия
- В будуаре императрицы (утренняя комната дамы) находится один из самых прекрасных каминов дворца, украшенный отшлифованными малахитовыми пластинами. Накладные золоченые детали в виде бусинок, гирлянд и розеток придают ему особую изысканность
- Кабинет императрицы оформлен по желанию первой его хозяйки императрицы Александры Федоровны в стиле буль (назван по имени мебельщика XVII века). Здесь в отделке мебели и дверей применялся особый вид инкрустации, когда пластины из панциря черепахи и меди накладывались на деревянную основу. Также великолепна обивка из ткани с золотой нитью
- Гостиная императрицы — белоснежная с золотой отделкой. Восемь гипсовых барельефов — символы искусств, еще четыре изображают времена года. Главным украшением комнаты является уникальная люстра-ананас, символ гостеприимства и радушия.
- Столовая оформлена в традиционном классическом стиле. Лепной орнамент на своде, белый и желтый мрамор в оформлении стен, в нишах — мраморные вазы с античными сюжетами, скульптуры Леды, возлюбленной Зевса и бога брака Гименея.
Дворец в наши дни
В настоящее время – действующая резиденция Президента Российской Федерации. Здесь проходят официальные мероприятия:
- в Георгиевском зале вручают награды
- в Андреевском зале проходит инаугурация
Памятник истории и архитектуры открыт для посетителей. Но пройти сюда можно только с экскурсией по предварительной заявке. Дата и время посещения могут быть изменены из—за проведения официальных мероприятий.
Для гостей доступны:
- Теремной дворец
- Грановитая палата
- Собственная половина
- Золотая Царицына палата
- кабинет императора
- парадные залы (кроме Екатерининского)
Содержание
- 1 Предыстория 1.1 Первые дворцы московских царей (кон. XV—XVII вв.)
- 1.2 Императорские резиденции (1712—1838)
- 5.1 Андреевский зал
Залы
Во Дворце около 700 залов, выполненных с безупречным вкусом и оригинальностью. Это парадные, служебные, приемные, жилые помещения царской семьи, слуг, придворных. Интерьер сочетает разные стили: ренессанс, барокко, рококо, классицизм, русско-византийский. Служебные помещения (кухня, комнаты слуг и проч.) находились в цокольном этаже.
Первый этаж занимал император с семьей, дежурные флигель-адъютанты, придворные, там же были кладовые и гардеробные. Второй этаж предназначался для многолюдных приемов, балов, торжественных мероприятий, которые проходили в богато убранных парадных залах. Самые знаменитые: Андреевский, Владимирский, Георгиевский, Александровский, Екатерининский, имеют названия связанные с российскими орденами. Для обивки каждой залы использованы ткани определенного цвета, изготовленные специально для интерьеров дворца. На второй этаж ведет роскошная лестница из ревельского камня.
Пятиметровые двери, выполненные из дерева ценных пород, искусно инкрустированы перламутровыми и черепаховыми вставками, украшены уникальной резьбой. Великолепные интерьеры дополнены хрустальными люстрами с оригинальными подвесками, зеркалами в золоченых рамах, трехметровыми фарфоровыми вазами, мраморными и малахитовыми каминами.
Андреевский зал
Зал назван в честь ордена Апостола Андрея Первозванного – самой престижной награды Российской империи со времен Петра I. Второе его название – тронный. Он считался главным, здесь император принимал поздравления после коронации, проходили наиболее торжественные мероприятия. Великолепное помещение расположено по южному фасаду, свет проникает через 18 двухъярусных окон. Зал разделен на три нефа пятью парами четырехгранных колонн.
У восточной стены широкого центрального нефа под балдахином из горностая и золотой парчи находятся три трона. Над балдахином изображен российский герб с надписью «С нами Бог», а выше – всевидящее око, символ животворящей Троицы. Колонны и плафоны покрыты золоченым орнаментом, стены обиты муаровым шелком, украшены титулярными гербами, бронзовыми канделябрами. В зале находятся два необыкновенной красоты камина из яшмы, имеющей уникальный фиолетовый оттенок.
Александровский зал
Зал посвящен ордену Александра Невского, которым награждали с 1725 года. Он имеет размеры: 31*21 м и 20 м в высоту. Золоченая полусфера купола украшена орденскими крестами, звездами, изображениями двуглавого орла и буквами «S.A.», что значит Святой Александр. Стены отделаны розовым мрамором, стулья обиты красным бархатом под цвет ленты ордена. На стенах изображены гербы земель империи, герб династии Романовых. В верхних нишах над дверями помещены шесть полотен кисти художника Ф.Моллера на тему ратных подвигов, жизни великого князя и принятия им монашества.
Владимирский зал
Зал обязан названием ордену Святого Владимира – Крестителя Руси, учрежденного в 1782 году. Он имеет размеры 16*16 м и оригинальную форму, напоминающую скругленный восьмигранник. Стены облицованы мраморными панелями.
Дневной свет проходит благодаря огромному шатровому куполу с застекленным проемом наверху, ночью зал освещается трехтонной люстрой, выполненной из золоченой бронзы. Купол украшен барельефами ордена. Зал находится посередине здания, является связующим звеном между старой и новой частью дворца. В нем имеется несколько дверей ведущих в Георгиевский зал, а также в Золотую Царицыну и Грановитую палату, Теремной дворец.
Георгиевский зал
Зал Воинской Славы связан с орденом Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году. Он самый большой во дворце: его длина 61 метр, высота – 17 м, площадь 1250 м². На стенах помещены мраморные таблички с именами 10 тыс. георгиевских кавалеров, в т.ч. А.Суворова, М.Кутузова, П.Багратиона, Ф.Ушакова, П.Нахимова и названиями 545 отличившихся воинских частей.
По всей длине установлены витые колонны с женскими статуями, символизирующими победы русской армии. Помещение освещается шестью бронзовыми люстрами, весом 1300 кг каждая и 40 настенными бра. Их свет отражается в паркете, набранном из 20 видов ценных пород дерева. В зале имеются 2 беломраморных камина, на которых установлены бронзовые часы со скульптурой Георгия Победоносца – на одном, миниатюрного памятника Минину и Пожарскому – на другом.
Собственная половина
Собственная половина, расположенная на 1 этаже, предназначалась для проживания царской семьи. Она состоит из семи жилых и четырех проходных комнат для дежурства и встреч с придворными. В число жилых помещений входят: будуар, кабинеты императрицы и императора, столовая, гостиная, приемная, спальни. Они оформлены с роскошью и вкусом, в то же время присутствует атмосфера домашнего уюта.
Комнаты украшены фарфоровыми вазами, торшерами, статуэтками, изящными часами, зеркалами. Каждому помещению присущи свои цветовые и интерьерные решения. Несмотря на то, что комнаты выполнены в разных стилях, они представляют собой единый ансамбль.
Екатерининский зал
Зал длиной 21 м получил название в честь ордена Святой Екатерины, которым с 1714 году награждали выдающихся женщин. В зале стоял трон императрицы (сейчас его нет) под красным балдахином. Изображениями ордена украшен паркет, двери и стены зала. У входа установлены пилястры, инкрустированные малахитом, стены обиты светло-серым муаром. Освещается зал бронзовыми люстрами и хрустальными канделябрами.
Музей русского дворцового интерьера
В комплексе 700 помещений для различных целей. Залов для вручения орденов здесь пять, а приемных комнат в Парадной половине, как и служебные помещения, и не счесть. Передняя зала с праздничной лестницей отражает собой роскошь лучших парадных убранств. Имеется и Собственная половина.
Интерьеры залов выполнены в эклектичном стиле. Здесь детали эпохи Ренессанса органично вплетаются в элементы византийского и русской стилистики. Парадные интерьеры роскошны, выполнены качественно и со вкусом.
Экскурсии
Дворец не является музеем, поэтому его посещение разрешено всего несколько раз в месяц. Для этого необходимо предварительно записаться не ранее чем за 30 дней, указав паспортные данные и заранее произвести оплату через туристическую фирму или интернет. Группа составляет 20-25 человек, экскурсия проводится только в будни в первой половине дня (обычно сбор в 10 часов утра), длится полтора часа.
Перед входом во дворец посетители подвергаются тщательному досмотру. Фотографировать и снимать камерой можно только в некоторых разрешенных местах. Для осмотра доступны парадные залы (кроме Екатерининского), Теремной дворец, Грановитая палата.
Соборная площадь
Соборная площадь является древнейшей площадью в Москве, возникла в начале XIV века, была главной кремлевской площадью. На ней находятся памятники архитектуры: Успенский, Архангельский и Благовещенский соборы, колокольня Ивана Великого, Грановитая палата.
Соборная площадь помнит многие важнейшие аспекты жизни русских государей: венчания на царство, брачные церемонии, похоронные процессии, приемы иностранных послов. На Соборной площади устанавливают главную елку страны.
Большой Кремлевский дворец на карте
- Галерея Боргезе – один из самых дорогих музеев Рима
- Отдых в Черногории всё включено
- Остров Пенанг – как добраться и что посмотреть
- Отдых в Доминикане с детьми
- Национальный парк Каньонлендс
- Отели Кубы 3 звезды все включено
- Туры в Белек (Турция) на 7 ночей, 2взр+1 реб, ШИКАРНЫЕ отели 5*, ультра все включено от 114 040 руб за ТРОИХ – июль
- Пражский Град – символ и жемчужина Чехии
- Куда поехать на Новый год на машине – 11 лучших направлений
- Что привезти из Барселоны
- Где отдохнуть на море осенью – 20 лучших направлений
- Что привезти из Турции
+2
Примечания
- Большой Кремлёвский дворец Архивная копия от 4 марта 2021 на Wayback Machine
- Большой Кремлёвский дворец
- Большой Кремлёвский дворец
— статья из Гуманитарного словаря - ↑ 123
Памятники архитектуры, 1983, с. 339. - Пятидесятилетие московского Кремлёвского дворца // Неделя строителя. — 1899. — № 16. — С. 126.
- ↑ 12
М. Корф. Записки. М.: Захаров, 2003. Стр. 461—463. - Весенние голоса на сайте ruskino.ru
Колокольня Иван Великий
Стоимость билета: 350 руб. Часы работы: ежедневно, кроме четверга, по сеансам: 10.15, 11.15, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00 с 15 мая по 30 сентября.
Архитектурный ансамбль колокольни «Иван Великий» включает в себя разновременные постройки: столп колокольни «Иван Великий», Успенскую звонницу и Филаретову пристройку.
Колокольня высотой 60 метров была построена в 1505–1508 годах итальянским архитектором Боном Фрязиным на Соборной площади вместо белокаменной церкви Иоанна Лествичника. Отсюда и название колокольни — Иван Великий, великий из-за ее размеров. Размеры колокольни были увеличены до 81 метра по указу Бориса Годунова в конце ХVI века — был пристроен третий ярус. Это было самое высокое здание на Руси в течение двух столетий. В 1812 году французские войска пытались взорвать колокольню, Успенская звонница и Филаретова пристройка были разрушены, воссозданы в 1814–1815 годах.
Сейчас в колокольне находится музей истории архитектуры Московского кремля. Поднявшись на открытую площадку высотой 25 метров (137 ступеней) можно полюбоваться видами на Московский Кремль.
Царь-пушка
Царь-пушка является самой большой пушкой в мире, за что и получила такое название. Была изготовлена в 1586 году на московском Пушечном дворе Андреем Чоховым по приказу царя Федора Ивановича. Ее вес 40 тонн, лафета — 15 тонн, ядра — 1 тонна, длина ствола — 5,34 метра, калибр ствола — 890 мм. Бронзовый ствол пушки украшен орнаментами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича.
Из Царь-пушки за всю ее историю не было сделано ни одного выстрела. Четыре чугунных ядра, сложенные у ее подножья, как и лафет, были отлиты в 1835 году и носят декоративный характер. Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гинесса, как орудие с самым большим калибром.
Архангельский собор
Архангельский собор был построен в 1505–1508 годах итальянским архитектором Алевизом Новым. Собор стал царской усыпальницей, здесь находится некрополь из 56 захоронений. Погребенные покоятся в белокаменных саркофагах, опущенные в землю под полом Архангельского собора. Надгробия устанавливались кирпичные, с белокаменными плитами. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями.
Усыпальница Архангельского собора
Здесь покоятся великие князья Рюриковичи и цари Романовы. Петр I прекратил обычай предков: он построил новую усыпальницу в созданном им городе Санкт-Петербурге — хоронить императоров и императриц стали в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Петр I стал первым государем, похороненным в ней. Исключениями являются малолетний император Петр II — заболевший и умерший в Москве, он похоронен в Архангельском соборе и свергнутый император Иоанн VI, убитый при попытке освобождения из Шлиссельбургской крепости, скорее всего его останки захоронены там же.
Для женщин великокняжеских и царских семей усыпальницей служил Вознесенский собор Вознесенского монастыря, созданного в 1386 году на территории кремля женой Дмитрия Донского — княгиней Евдокией. Здание собора несколько раз отстраивалось заново, последнее здание было внешне схоже с Архангельским. Здесь покоились матери, жены и дочери царей и великих князей — Софья Палеолог, Елена Глинская, Анастасия Романовна, Ирина Годунова, Мария Милославская, Наталья Нарышкина и многие другие. После пасхальных богослужений государи шли поклониться сначала к могилам матерей — в Вознесенский собор, потом к могилам отцов — в Архангельский собор.
Здание Военной школы имени ВЦИК
В 1929 году Вознесенский монастырь был взорван вместе Чудовым монастырем и Малым Николаевским дворцом. На их месте в 1934 году было построено здание Военной школы имени ВЦИК (14-й корпус Кремля) в неоклассическом стиле, сочетающееся с соседними зданиями Сенатского дворца и Арсенала. В 2021 году это здание было полностью демонтировано, сейчас на его месте находится парк.
Во время уничтожения Вознесенского монастыря около 70 саркофагов с княгинями и царицами было перенесено в подземелье под южной пристройкой Архангельского собора. Сейчас здесь представлена экспозиция «Вознесенский монастырь в Московском кремле», где можно увидеть сохранившиеся иконы и церковные предметы из Вознесенского монастыря.
Царь-колокол
Царь-колокол был отлит в 1733–1735 годах по указу императрицы Анны Иоанновны московскими литейными мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом. Вес царь-колокола почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. Это самый большой колокол в мире, по назначению никогда не использовался — ни разу не звонил.
Отливка и формовка колокола происходила в специальной яме на Ивановской площади кремля. Во время московского пожара в 1737 году — кусок колокола откололся. Вытащить колокол из ямы удалось только в 1836 году архитектору Огюсту Монферрану, разработавшему проект подъемного устройства. Он был установлен на специальный каменный постамент, где находится до сих пор.
Царь-колокол интересен не только огромными размерами, но и уникальным декором. Он украшен горельефными портретами царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также изображениями святых, ангелов, растительным орнаментом и надписями об истории создании колокола.