Музей сословий в Москве – один из самых молодых музеев Москвы, открытие которого произошло в 2021 году. В музее сословий можно увидеть костюмы, предметы быта разных регионов России, послушать интересные факты о дореволюционной жизни дворян, крестьян и духовенства. Но есть при посещении музея и свои нюансы, о которых я расскажу в отзыве.
Музей сословий России в Москве, зал дворянство
В шаговой доступности от метро Кропоткинская, напротив ГМИИ им. Пушкина находится Галерея Ильи Глазунова. Это отреставрированное здание особняка, принадлежавшего когда-то семье Нарышкиных, не заметить невозможно. Здесь выставляются картины, написанные знаменитым советским художником. А вот пристроенное к особняку здание тёмно-розового цвета мало кто сразу увидит, поскольку оно «спрятано» за другим строением. Между тем в этом доме располагается новый, открытый 12 июня 2021 года музей – Музей Сословий.
Здание Музея является современным строением, стилизованным под дворянский особняк XIX века. Его проектировал лично Илья Глазунов. Художник планировал разместить здесь обширную коллекцию предметов быта представителей сословий Российской империи, которую он собирал всю жизнь.
Строительство шло долго и мучительно. Дата окончания работ несколько раз переносилась. Наконец, 12 июня 2021 года, в День России, состоялось торжественное открытие, а буквально через месяц Илья Сергеевич умер.
Музей расположен на улице Волхонка. Чтобы в него попасть нужно пройти вдоль Галереи Ильи Глазунова и свернуть направо, во двор. Казалось бы, всё просто, но люди не могут сориентироваться. Сама видела, как одна компания зашла в здание Галереи и уточняла, как пройти в Музей Сословий.
Кстати, с Волхонки открывается интересный вид на памятник князю Владимиру, а из дворика музея – на храм Христа Спасителя, но сфотографировать их качественно не получилось, поскольку погода была пасмурная и шёл дождь, а в таких условиях я фотографировать не люблю, поэтому сделала пару кадров и скорее пошла в помещение.
Волхонка, Москва
Вид на Храм Христа Спасителя
Внутри музея всё строго. На входе встречает охранник, отвечающий за досмотр посетителей и одна из смотрительниц. Бахилы надо надеть у входа, ещё до того, как вы проходите сквозь рамку.
По музею сословий: только с экскурсионной группой
Посещение музея возможно только в составе экскурсионной группы, которая должна быть не больше 15 человек. Экскурсии проводят каждый час. Если вы пришли, а 15 человек уже набралось, то придётся ждать на улице. Говорят, это было желание самого Глазунова, который не хотел, чтобы по помещению ходили толпы, зашедших сюда просто по дороге. Мне повезло попасть в музей в составе организованной группы. Кстати, эта идея не плохая, хотя бы потому, что на первом этаже почти все залы перекрыты и ходить можно только по узкому проходу, а на втором и третьем есть опасность «снести» какой-нибудь раритетный экспонат, да и лестница межу этажами узкая и на встречные потоки экскурсантов не рассчитана.
Чем интересен музей сословий России
Музей Сословий — это собрание большого количества подлинных раритетных вещей, которые Илья Сергеевич приобретал всю свою жизнь: покупал, подбирал, находил, просил, когда был в каких-либо поездках по стране или за её пределами. Все вещи художник реставрировал своими силами. Коллекция не имеет узкой специфики, например, только иконы, флаги, картины. Илья Сергеевич старался сохранить всё, что имело отношение к дореволюционной России. Некоторые вещи, например, прялки, представлены в нескольких экземплярах. Такое количество предметов действительно нуждается в отдельном большом помещении для размещения, но я не назвала бы это Музеем Сословий. На экскурсии не рассказывается ни о сословиях Российской Империи, ни об истории создания коллекции, ни о биографии И.С. Глазунова.
Распределены экспонаты по трём этажам, в соответствии с тремя сословиями: первый – дворянство, второй – духовенство и третий – крестьянство. Сразу возникает вопрос, почему так, ведь сословий было больше, однако, таково было решение самого основателя музея.
Музей сословий России в Москве, зал дворянство
Первый этаж музея: дворянство
Этаж, посвящённый дворянству, оформлен в стиле особняков девятнадцатого века. Здесь много картин и мебели. Стены некоторых комнат отделаны тканью, сотканной по дошедшим до нас образцам. Помимо предметов декора и мебели, здесь представлены различные костюмы. Интересно то, что они не вывешены в витринах, а представлены на манекенах. Причём это непросто обезличенные манекены из магазина, а с причёсками и макияжем; с чёткими чертами лица. Из-за этого создаётся впечатление, что вы проходите мимо застывших людей.
Музей сословий России в Москве, зал дворянство, манекены
Музей сословий России в Москве, коридоры
К огромному удивлению почти все комнаты оказались запрещены к доступу. То есть, смотреть на экспонаты можно только из коридора, а подойти поближе, чтоб рассмотреть картину или предмет мебели, нельзя. Правда, нужно отметить, что и времени на такой подробный осмотр не даётся, но об этом чуть позже.
Музей сословий России на Волхонке
Второй этаж музея сословий России: духовенство
В экспозиции «Духовенство» можно обнаружить редкие иконы, в том числе и написанные до реформы Никона. Роспись стен залов данного этажа напоминает убранство интерьеров древних православных храмов.
Музей сословий
Музей сословий, духовенство
На этом этаже также есть зал, где находятся парадные портреты императоров. Здесь очень красиво.
Музей сословий России в Москве, потолок
Музей сословий России в Москве
Музей сословий России в Москве
Есть также зал, сделанный в стиле палат Алексея Михайловича Романова. Мне здесь очень понравилась роспись потолка. Гид же указала на резной подоконник, сделанный современными мастерами, как на главную достопримечательность этой небольшой по размеру комнаты.
Музей сословий России в Москве
Музей сословий России в Москве, резной подоконник
Музей сословий России в Москве, двуглавый орел
В Москве заработал «Музей сословий»
«В ходе работ, которые проводились с января 2008 года, по соседству с основным зданием галереи возведен трехэтажный особняк с цокольным и подвальным этажами в стиле «московского ампира», — рассказал руководитель департамента Сергей Левкин. Здание снабжено современным инженерно-техническим комплексом, включающим микроклиматическое оборудование, кассетную автопарковку, систему газового пожаротушения, лифт для людей с ограниченными возможностями, реставрационные мастерские (живопись, графика), фотолабораторию и кафе. В нем имеется несколько входов.
Общая площадь реконструированного объекта составляет более 5 тыс. кв. м, на уровне второго этажа новый музей и действующая галерея соединенынадземным переходом.При проведении отделочных работ в музее применялись технологии старых мастеров. Особое внимание было уделено внутреннему убранству усадьбы: художественной росписи потолков, стен и куполов, резным дубовымподоконникам, витражным окнам, гипсовым порталам дверей, позолоченным карнизам, драпировке окон и стен тканью по старинным образцам. Такое внимание к деталям позволит органично разместить в экспозиции музейные экспонаты.
В настоящее время в «Музее сословий России» начинается формирование и монтаж выставочных залов, где будет представлена расширенная экспозиция произведений отечественного и западноевропейского искусства из коллекции С. Глазунова.
По информации музея:
1 этаж будет посвящен Культуре дворянской России XVIII — начала XX веков.
Анфилада дворянских интерьеров, оформленных в классическом стиле, Музыкальный зал (на 180 посадочных мест), Библиотека (редкая старинная книга), Гравюрный кабинет. Произведения искусства дворянского сословия: живопись западноевропейских и русских художников, гравюры, старинные книги, мебель, старинные русские ткани, шпалеры,художественная бронза (скульптуры, часы, люстры, канделябры), произведения из фарфора и стекла, костюм и др.
2 этаж даст Характеристику искусства православной Руси.
Иконы, меднолитые иконы, кресты, складни, произведения декоративно-прикладного искусства (эмалевые иконы, шитье, изразцы, рельефы), мебель русского стиля, исполненная по эскизам художника В.М. Васнецова.
3 этаж продемонстрирует искусство, промыслы, обычаи, повседневность крестьянской России.
Декоративно-прикладное искусство: мебель избы (стол причелины, печь, скамьи с переметом, шкафы-поставцы, шкафы-заборки); крестьянские предметы быта (расписные сани и дуги, сундуки и ларцы, самовары, крынки, корчаги, черпаки, ложки, светцы (втычные, настольные,напольные), скалки и валки, рубели и т. д.); атрибуты различных промыслов: прялки — резьбы и росписи разных губерний, веретена, ткацкий станок, берестяные изделия; русские художественные промыслы (Хохлома, Жостово, Гжель, изразечное дело, дымковская игрушка, ростовская финифть, чернь, просечное железо, «мороз по жести», лаковые миниатюры (Палех, Мстера, Холуй, Федоскино) и т.д.); народные костюмы разных губерний России, лубок.
Художественным руководителем и автором проекта, интерьеров и концепции музея сословий является народный художник СССР, академик Илья Сергеевич Глазунов.
Первых посетителей музей планирует принять в конце текущего года.
Третий этаж музея сословий России: крестьянский быт
И наконец, третий этаж, посвященный крестьянскому быту. Здесь много прялок, платков, сундуков…
Музей сословий России в Москве, крестьянство
Музей сословий России в Москве, крестьянство, платки
Музей сословий России в Москве, крестьянство, сундуки
Есть на этаже зал, самый последний, который я назвала «зал дружбы народов». Здесь находится большое количество манекенов в национальных костюмах 20 губерний Российской Империи. Но одеты они небрежно и без соблюдения исторической правды. Например, у замужних женщин волосы должны быть полностью убраны, а у манекенов головные уборы просто аккуратненько «поставлены» на волосы.
Музей сословий России в Москве, костюмы разных губерний
Музей сословий России в Москве, костюмы разных губерний 2
В этом зале наша экскурсия закончилась, но самостоятельного времени нам не дали, а «под конвоем» сопроводили в гардероб. Вообще у этого музея очень интересные правила посещения. Помимо того, что, как я уже упоминала, находится на территории можно только в составе группы не более 15-ти человек, и что на первом этаже закрыт доступ к более подробному осмотру экспонатов, здесь разрешено передвигаться только с гидом. Нельзя задержаться в каком-то зале и нельзя пройти в следующий, если экскурсовод вас туда не пригласил. За этим бдительно следят смотрительницы, которые вас выгоняют из зала или не выпускают из него, встав в дверях.
Музей сословий России в Москве, крестьянство
Экскурсия идёт очень быстро. Времени для такого объёма явно недостаточно. Гид рассказывает заученный краткий текст о некоторых экспонатах. Вопросы задавать можно, но времени у экскурсовода на них отвечать почти нет. Возможности самостоятельно что-либо посмотреть после экскурсии тоже нет. Все должны уйти до следующей группы.
Во время экскурсии нужно выбирать, либо слушать гида, либо ходить по залу, чтобы увидеть больше, либо выбирать ракурс для лучшей фотографии. Кстати, по поводу фотографирования. Оно разрешено без вспышки, но у многих на аппаратах стоит подсветка автофокусировки, срабатывающая в тёмных помещениях и в нашей группе многих дёргали за якобы использование вспышки. Можно сказать, что смотрительницы – главное моё впечатление от музея. Таких строгих нигде до этого не видела.
В целом, музей понравился. Посетить обязательно нужно. Вот только приходить надо подготовленными, чтобы уже знать про историю сословий, про реформу Никона, про самого И.С.Глазунова.
МузейМузей сословий России
12 июня в День России и к 87-летию народного художника СССР Ильи Сергеевича Глазунова Картинная галерея Ильи Глазунова открывала новую экспозицию – Музей сословий России. Также как и свои произведения живописи и графики (более 700 работ, экспонирующихся на Волхонке, 13) И.С. Глазунов передал в дар городу Москве свое личное собрание, которое собиралось в течение всей жизни художника, начиная со студенческих лет. Илья Сергеевич Глазунов − автор идеи, архитектурного проекта, интерьеров и экспозиции музея, по замыслу создателя отразившего красоту быта и культуры сословной России.
Публицист и философ М.О. Меньшиков писал: “Сословия – это разграничения по труду… Сословия были трудовыми профессиями, корпорациями весьма реального, необходимого труда. Дворянство было органом обороны народной, органом управления. Оно действительно воевало. Рождаясь для войны, оно часто умирало на войне. Духовенство действительно управляло духом народным; доказательство – глубокая религиозность того времени и уважение к священству. Купечество торговало и ничем другим не увлекалось, ремесленники занимались ремеслами, земледельцы земледелием… Этот порядок вещей дал возможность расцвести чудной цивилизации…”. Мир этой “чудной цивилизации” оживет на трех этажах Музея сословий России. Зритель будет последовательно знакомиться с особенностями культуры, уклада жизни, мировоззрения дворян, духовенства, крестьянства и купечества.
Первый этаж музея посвящен культуре дворянской России XVIII — начала XX веков. Он воспроизводит уклад жизни дворянства в классических интерьерах усадебных анфилад, обставленных старинной мебелью, произведениями живописи и художественной бронзы, гравюрами, образцами общеевропейской моды того времени. Второй этаж, интерьеры которого вдохновлены убранством палат царя Алексея Михайловича, дает характеристику искусства Руси православной. Здесь перед зрителем предстанут произведения иконописи и деревянной храмовой скульптуры, кресты, складни. Промыслы, обычаи и повседневность крестьянской России отражены на третьем этаже музея в убранстве избы, расписных санях и дугах, сундуках и ларцах, самоварах, прялках и народных костюмах разных губерний России.
Следует отметить, что каждое сословие России от священства, аристократии до купечества и русского крестьянства имело свое понятие красоты быта. В древней Руси князья и простой народ носили схожие по крою костюмы, отличающиеся лишь богатством ткани и отделкой. Как известно, Петр I запретил ношение русского народного костюма, заменив его среднеевропейской модой XVIII века. Красота русского народного костюма, равно как и красота предметов быта, отступила в нашу провинцию и сохранилась до начала XX века в крестьянском сословии. Каждая губерния России имела свой народный костюм от Архангельской, Вологодской до Курской и Воронежской. В экспозиции представлены народные костюмы более 20 губерний.
Каждый предмет, представленный в новой экспозиции Картинной галереи Ильи Глазунова, хранит историю и связь с вековыми народными традициями. Значение Музея сословий России состоит в том, что он несет глубокую идеологию патриотизма, любви к Родине.