Рыба-парусник: максимальная скорость и особенности ловли

Внешний вид

Характерным отличием этой рыбы является высокий и длинный плавник, напоминающий парус, откуда и взялось её название. Плавник протянулся от затылка практически до конца спины. Парус имеет ярко выраженный голубой цвет, с обилием тёмных точек. Рядом располагается второй спинной плавник, по форме похожий на первый, однако значительно меньше. Грудные плавники находятся ближе к нижней части тела. Они имеют чёрный цвет, иногда можно наблюдать светло-голубые пятна.

Парусник – рыба немаленького размера. Так, молодые особи достигают в длину около двух метров, а взрослые – более трёх. Вес крупной рыбы – 100 килограмм, однако в большинстве случаев встречаются особи до 30 кг. Парусник отличается своей редкостью и красотой.

Естественные враги парусников

Фото: Как выглядит парусник

Парусник — вершина хищничества, поэтому хищничество на свободно плавающих особей вида очень редко. Они существенно влияют на популяцию добычи в экосистеме открытого океана. Кроме этого, рыбы служат в качестве хозяев для различных паразитов.

В основном парусники подвергаются нападению:

  • акулы (Selachii);
  • косатки (Orcinus orca);
  • белая акула (C. Charcharias);
  • люди (Homo Sapiens).

Это промысловая рыба, которая также вылавливается в качестве прилова на глобальном промысле тунца. Рыбы случайно ловятся коммерческими рыбаками дрейфующими сетями, троллингом, гарпуном и сеткой. Парусник наиболее важен, как спортивная рыба. Мякоть темно-красная и не такая хорошая, как у синего марлина. Спортивная рыбалка может представлять потенциальную угрозу на местном уровне, тем более что этот вид встречается вблизи берега и вокруг островов.

Наибольшие в мире коэффициенты вылова парусных рыб наблюдаются в восточной части Тихого океана у Центральной Америки, где этот вид поддерживает многомиллионные виды спортивного рыболовства (вылов и выпуск). При национальном ярусном промысле в Коста-Рике многие виды рыбы выбрасываются, поскольку промыслу разрешено привозить только 15% вылова в виде парусника, так что вылов, вероятно, занижен. Недавние данные об улове на единицу усилия (CPUE) при рыболовном промысле в Центральной Америке вызвали обеспокоенность.

В Атлантическом океане этот вид захватывается главным образом при ярусном промысле, а также некоторыми кустарными снастями, которые являются единственными промыслами, предназначенными для марлинов, а также различными спортивными промыслами, расположенными по обе стороны от Атлантический океан. Растущее использование якорных агрегатирующих устройств (FAD) для различных кустарных и спортивных промыслов повышает уязвимость этих запасов. Результаты многих моделей оценки свидетельствуют о чрезмерном вылове рыбы, особенно в восточной части, а не в западной части Атлантического океана.

Легендарные парусники


Photo by Joseph Barrientos on Unsplash Парусные судна появились еще в древнем мире за тысячи лет до нашей эры. Достоверно неизвестно, кто держал первенство в кораблестроении — Древний Египет или Китай, да и сами корабли до наших дней не дошли.

Однако за следующие пять тысячелетий на верфях всего мира построили десятки тысяч парусников, в том числе и легендарные парусные корабли, участвовавшие в великих географических открытиях и изменившие представление человечества о планете. Именно про самые знаменитые парусные корабли в истории нашего мира и пойдет речь в этой статье.

Каракка «Санта-Мария»

«Санта-Мария» — главный корабль первой экспедиции Христофора Колумба, в процессе которой и была открыта Америка. Само судно было всего 25 метров в длину и вмещало на борт до 40 человек. Однако в XIV-XVI веках каракки были самыми крупными, надежными и быстроходными судами в европейском флоте. В основном их использовали для торговли и дальних океанских плаваний.

Во время первой американской экспедиции Колумба каракка «Санта-Мария» села на рифы у берегов Гаити. Команда сняла с корабля все вооружение и забрала припасы. Остов судна использовали для строительства гаитянского форта «Ла-Навидад». К сожалению, до нас не дошло ни одно оригинальное изображение этого знаменитого корабля. Остается довольствоваться только созданными впоследствие рисунками.

Каракка «Виктория»

Пожалуй, каракка «Виктория» — самый знаменитый парусный корабль в истории мирового флота. Ведь именно он впервые прошел вокруг света. Случилось это в рамках экспедиции Фернана Магеллана. Правда, сам Магеллан погиб во время путешествия. Обратно в Испанию каракку привел ее новый капитан Хуан Себастьян Элькано.

Вообще из 5 судов, отправившихся в эту кругосветную экспедицию, обойти земной шар и вернуться домой удалось лишь «Виктории». Как и «Санта-Мария», трехмачтовая каракка «Виктория» была небольшого размера. Однако ее серьезно оснастили оружием — десяток пушек на борту должен был защитить корабль от пиратов или не гостеприимных аборигенов. До наших дней также не дошло ни одно оригинальное изображение легендарной «Виктории».

Галеон «Золотая лань»

Что касается знаменитого галеона Фрэнсиса Дрейка «Золотая лань», который обогнул земной шар вторым в истории, то мы можем полюбоваться не только его изображениями, но и точно изготовленными копиями. Самую известную реплику корабля можно увидеть в Лондоне на южном берегу Темзы в районе Southwark. Кстати, эта копия «Золотой лани» не просто музей на воде, в 1973 году корабль прошел вокруг света путем своего предшественника.

Кругосветная экспедиция Фрэнсиса Дрейка с «Золотой ланью» во главе частично повторила судьбу магелланового путешествия на каракке «Виктория». Галеон стал единственным кораблем из экспедиции, который сумел пройти пролив Дрейка на самом юге Южной Америки.

Кстати, свое название корабль получил как раз после этого события, изначально он именовался «Пеликаном». Размеры галеона были весьма скромными — всего 36,5 метров в длину и до 7 метров в ширину. Однако вооружено это военное судно было куда лучше своих знаменитых предшественников: на его борту размещались 22 пушки.

Шлюпы «Надежда» и «Нева»

Шлюпы «Надежда» и «Нева» возглавили список самых знаменитых русских парусников после того, как на них совершили первое кругосветное путешествие в истории России (1803–1806). Командовал этой знаменитой экспедицией Иван Крузенштерн. Хотя изначально ему в соратники назначили графа Николая Резанова — того самого, про которого впоследствие сложили рок-оперу «Юнона и Авось». Однако во время кругосветного плавания капитаны рассорились и фактическое руководство взял на себя Крузенштерн. Первая русская кругосветная экспедиция прошла без ощутимых потерь. В нее снарядили два шлюпа, купленных в Британии. Длина каждого составила порядка 34 метров, а ширина — около 9 метров. Оба корабля были оснащены пушками. Правда, дальнейшая судьба шлюпов была трагична. В 1808 году во льдах у побережья Дании погибла «Надежда». В 1813 году у берегов Аляски разбилась «Нева».

Барк «Индевор»

Джеймс Кук — один из самых знаменитых мореплавателей в мире. Как и в случае с Колумбом и Америкой, до сих пор не утихают споры — был ли он первооткрывателем Австралии? Или же новый материк исследовали задолго до его знаменитой экспедиции? Берега Австралии Кук изучил во время своего первого кругосветного плавания в 1768–1771 годах.

Флагманом экспедиции выступил барк «Индевор». Этот трехмачтовый корабль с прямыми парусами обладал отличными мореходными качествами. Купили его в Англии буквально с рук в не самом хорошем состоянии, поэтому перед экспедицией судну потребовался ремонт. Однако когда после столь суровой кругосветки «Индевор» вернулся в Лондон, он представлял довольно жалкое зрелище.

По окончании экспедиции корабль продали и переправили в Штаты. Здесь его хотели переоборудовать под китобойное судно, но «Индевор» был сильно поврежден при столкновении с другим кораблем и затоплен у берегов Америки.

Барк «Дёйфкен»

Возможно, вы ничего не слышали про корабль с труднопроизносимым голландским названием — «Дёйфкен». Однако считается, что именно на этом небольшом барке и произошло открытие Австралии. Случилось это в феврале 1606 года — почти за 150 лет до легендарной экспедиции Джеймса Кука.

Плавание на трехмачтовом барке «Дёйфкен», вмещающем команду всего в 15 человек, возглавил голландец Виллем Янсзон. Долгое время Янсзон служил на кораблях в голландской Ост-Индии. В 1605 году его отправили в экспедицию в поисках Новой Гвинеи и южных земель. Через несколько месяцев после отплытия из Индонезии он достиг побережья Австралии. Однако здесь его команду встретили враждебные аборигены, и капитан предпочел уплыть с этих недружелюбных земель.

Шлюпы «Восток» и «Мирный»

Последний континент на планете — Антарктиду открыли наши соотечественники Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев во время экспедиции к Южному полюсу в 1819–1822 годах. Отправились они в это плавание на двух шлюпах «Восток» и «Мирный». Оба корабля построили на верфях вблизи Санкт-Петербурга. Навигационное оборудование закупал сам Беллинсгаузен в Лондоне уже после начала экспедиции.

«Мирный» строили российские инженеры под строгим руководством Лазарева, а для создания «Востока» пригласили британцев. В результате шлюпы получились абсолютно разными и по прочности, и по скорости. «Мирный» отлично показал себя во время плавания во льдах Антарктики, а вот «Восток» приходилось постоянно ремонтировать по ходу плавания. В итоге в 1828 году «Восток» вообще исключили из реестра флота и разобрали.

Барк «Франс II»

Ни один рассказ про самые красивые и знаменитые парусные корабли мира не обойдется без упоминания французского барка «Франса II». Этот пятимачтовый корабль считается одним из крупнейших парусников за всю историю мирового флота. Строили его в течение двух лет на верфях во французском Бордо. В итоге его полная длина составила 146 метров, а ширина — 17 метров. Водоизмещение корабля было 10,7 тысяч тонн!

Судно строили специально для трансатлантических грузовых перевозок между Европой и французскими островами в Тихом океана. Во время Первой мировой войны корабль подвергся атаке подводной лодки, но уцелел. А вот в 1922 году барк неудачно наскочил на рифы у побережья Новой Каледонии. Так судно и осталось стоять, пока во время Второй мировой войны не стало мишенью американских истребителей, проводивших в этих местах учебную бомбардировку.

Барк «Седов»

Четырехмачтовый барк «Седов» — крупнейшее учебное судно не только в России, но и во всем мире. Построен он был в Германии в 1921 году, а в 1945 году после окончания Великой Отечественной войны передан Советскому Союзу. В 20‑е годы корабль считался четвертым по размерам парусным судном в мире и выполнял рейсы из Европы в Южную Америку и Австралию.

В 1991 и 1995 годах барк «Седов» выиграл знаменитейшую международную регату Cutty Sark, а в 2012–2013 годах совершил первое кругосветное плавание. Сейчас Седов приписан к Калининградскому техническому университету и до сих пор совершает учебные плавания. В одну из таких экспедиций под парусами вы можете отправиться вместе с нами.

Барк «Крузенштерн»

Второе по размерам учебное парусное судно в России после уже упомянутого «Седова». Его длина составляет 114 метров, а ширина — 14 метров. Корабль может принять на борт 120 курсантов и 70 членов экипажа. У вас есть уникальная возможность стать одним из курсантов и пройти под парусами на этом легендарном судне во время наших морских экспедиций.

Как и «Седов», «Крузенштерн» был построен на верфях в Германии и передан СССР в качестве репарации в 1945 году. Сейчас порт приписки «Крузенштерна» — Калининград. В 20–30‑е годы «Крузенштерн» был одним из самых быстроходных парусных судов. Его использовали для транспортировки грузов из Европы в Чили, а также в Австралию. С начала 1990‑х годов барк совершил два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое плавание.

Питание и способ охоты

Парусники охотятся на мелких рыбёшек вроде сардин. Обычно их добыча собирается в косяки и передвигается, как единое целое. Тем самым мелкие рыбки пытаются запутать хищника и не стать лёгким обедом. Рыбы-охотники следят за косяками, стараясь напугать их и получить свою добычу. Парусники – одни из сильнейших охотников, они уничтожают свою добычу за считаные секунды. Благодаря скорости и манёвренности они моментально исчезают в воде.

Корм для рыбы-парусника:

  • сардины;
  • скумбрия;
  • анчоусы;
  • макрель;
  • ракообразные моллюски

В процессе охоты эти морские животные разгоняют большие косяки на более мелкие. Своими парусами им удаётся напугать мелкую рыбу и разбить в удобные для них небольшие косяки. Так как парусники охотятся стаями, у сардин нет шанса уйти от них. Очень грозное и эффективное оружие в арсенале рыб-парусников – это их длинное острое рыло. Однако оно не предназначено для того, чтобы протыкать свою добычу. Им они ранят рыбёшку, причём делают это настолько быстро, что сардины не успевают уплыть.

Описание и особенности рыбы парусник

Самый быстрый спринтер среди рыб принадлежит к семейству парусниковых, отряду окунеобразных. Длина среднего экземпляра составляет около 3-3,5 м, вес – больше 100 кг. Уже к годовалому возрасту парусники имеют длину 1,5-2 м.

Тело рыбы имеет гидродинамическую форму и покрыто бороздами маленьких зубчатых выростов, около которых застаивается вода. При движении, вокруг рыбы образуется своеобразная водяная пленка, и трение осуществляется между разными слоями воды, минуя кожные покровы парусника, при этом коэффициент его значительно ниже.

Касаемо окраски – она у парусника схожа с многими пелагическими рыбами. Область спины – темная с синеватым отливом, брюхо – светлое с металлическим блеском. Бока – темно-коричневые, также отливают голубизной.

Парусники любят выпрыгивать из воды

По всей боковой части от головы до хвоста тело покрыто мелкими светло-голубыми пятнышками, которые выстраиваются в строгий геометрический рисунок в виде поперечных полос.

Глядя на фото рыбы парусника, нетрудно догадаться за какие особенности этот морской обитатель получил свое название. Его огромных размеров спинной плавник действительно напоминает оснастку средневековых судов.

Он проходит от затылочной части вдоль всей спины и окрашен в сочный ультрамариновый оттенок, на котором также различимы маленькие темные пятна. Остальные плавники имеют коричневатый цвет.

Плавник-парус выполняет немало важных функций. Именно он помогает рыбе резко сменять направление движения при виде опасности или иного препятствия. Размер его вдвое превышает размеры тела.

Верхний плавник рыбы парусник

По версии некоторых ученых, при скоростном движении парус выполняет роль своего рода стабилизатора температуры. Кровь при интенсивной работе мышц нагревается, а вскинутый спинной плавник с хорошо развитой сосудистой системой остужает разгоряченную рыбу, не давая ей попросту свариться.

В то же время у парусников имеется специальный нагревательный орган, с помощью которого теплая кровь приливает к мозгу и глазам рыбы, в результате чего парусник воспринимает малейшее движение быстрее, чем любая другая рыба.

Максимально возможную скорость рыбе паруснику помогают развивать особенности в строении тела. На спине рыбы имеется специальная выемка, куда убирается парус на больших скоростях. Также прячутся брюшные плавники и анальный. В таком сложенном виде сопротивление в значительной степени снижается.

Челюсти имеют длинные пикообразные наросты, которые способствуют возникновению турбулентности. Отрицательная плавучесть по причине отсутствия воздушного пузыря также влияет на скорость.

Рыба парусник охотиться на мелкую рыбу

Скользить сквозь водные просторы рыбе помогает мощный мускулистый хвост, напоминающий бумеранг. Его волнообразные движения хоть и не отличаются большой амплитудой, зато происходят с невероятной частотой. Виражи, выписываемые рыбой парусником, по красоте и технике, подобны аэродинамике современных самолетов.

Так какую же скорость могут развить самые быстрые рыбы парусники? Это невероятно — свыше 100 км/ч. Американцы проводили специальные исследования у берегов Флориды и зафиксировали данные о том, что парусник проплыл за 3 секунды расстояние в 91 м, что соответствует скорости 109 км/ч.

К слову сказать, самая скоростная подводная лодка в истории, советская «К-162», не могла двигаться в толще воды быстрее 80 км/ч. Иногда можно наблюдать, как рыба парусник неспешно дрейфует у самой поверхности, высунув свой знаменитый плавник над водой.

Ловля парусника

Опытные рыбаки знают, что поймать парусника на свой спиннинг – большая удача. Такому улову можно позавидовать. Однако ловля этой рыбы строжайшим образом контролируется. Парусник находится в Красной книге. Есть спортивные соревнования по ловле этого морского животного, которые считаются одними из самых престижных в данной области. Однако после улова рыбу фотографируют и отпускают обратно. Но поймать её очень сложно. Даже лучшим рыбакам не всегда удаётся это сделать. Причина в том, что этот обитатель океана готов сделать всё ради своей свободы. Например, выпрыгнуть из воды и совершить длинный прыжок, потянув за собой рыбака.

Ловля этой рыбы, несмотря на запрет, очень распространена у берегов Флориды, Кубы, Калифорнии. Все желающие могут отправиться на рыбалку и испытать удачу в охоте на парусника.

Повседневный рацион питания

Парусники по своей природе являются хищниками. Они охотятся на рыб среднего размера, среди которых скумбрия, сардины и даже моллюски. Рыбы парусники, фото которых представлены в статье, не одиночки. Они предпочитают охотиться небольшими группами, преследуя добычу. Охота ведется по определенной схеме: парусники окружают стаю небольших рыб и нападают по очереди, не давая косяку рассредоточиться. Так гиганты океана могут вдоволь насытиться.

Интересные факты

Несколько любопытных наблюдений:

  1. Способна плыть с огромной скоростью (100 км/ч), является быстрейшим морским животным.
  2. Не имеет плавательного пузыря, что делает её строение тела довольно необычным. Благодаря этому может развивать необходимую скорость.
  3. Ловля этих морских животных стала популярна из-за увлечения знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя. Ему очень нравилось заниматься рыбалкой, и даже удалось поймать несколько особей парусника, отличающиеся своими большими размерами. Ежегодно в Гаване проходят соревнования, посвящённые писателю.
  4. Этот вид находится на грани вымирания, несмотря на то, что он занесён в Красную книгу. Этот вид плохо изучен на данный момент из-за того, что не имеет постоянного места обитания и за ним тяжело следить. Тот факт, что на неё запрещена охота, не гарантирует долгого выживания этого морского животного. Более того, на данный момент рыба-парусник находится на грани вымирания, и только сохранение естественной среды обитания этих особей сможет предотвратить этот процесс.

Образ жизни и среда обитания рыбы парусник

Рыба парусник обитает в теплых экваториальных акваториях Индийского, Атлантического и Тихого океанов, встречается в Красном, Средиземном и Черном морях.

Для этих рыб характерны сезонные миграции, зимой рыба парусник предпочитает перебираться из умеренных широт поближе к экватору, а с приходом тепла возвращается на прежние места. В зависимости от ареала, ранее различали два вида рыбы парусника:

  • Istiophorus platypterus – житель Индийского океана;
  • Istiophorus albicans – населяет западную и центральную часть Тихого.

Однако в ходе целого ряда исследований ученые не смогли выявить никаких морфологических и генетических различий между атлантическими и тихоокеанскими особями. Контрольная проверка митохондриальной ДНК лишь подтвердила этот факт. Таким образом, специалисты объединили эти два вида в один.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]