Церковь святого Иоанна Лествичника
Фундамент колокольни заложен на месте существовавшего в 14-15 вв. храма Иоанна Лествичника. Древняя церковь возводилась специально под колокола. По внешнему виду, она напоминала старинные армянские соборы. Внутреннее пространство было разделено на части крестообразно. Снаружи здание имело форму 8-гранника.
Алтарная часть располагалась в полукруглой апсиде, ориентированной на восток. Для колоколов было отведено место на 2 ярусе церкви. Примыкавшую к собору площадь окрестили Ивановской. На ней провозглашали указы царя и читали другие важные государственные документы. Глашатаям приходилось громко кричать, «во всю ивановскую». В начале 16 века церковь Иоанна Лествичника было решено разобрать, а на ее месте построить колокольню, в память об умершем московском князе Иване III «Великом».
Строительство Успенской звонницы
Возле колокольни в XVI веке была построена Успенская звонница. Изначально итальянский архитектор Петрок Малой воздвиг храм Рождества Христова рядом с Ивановым столпом, но позже храм был реконструирован в звонницу для больших колоколов.
Самый большой колокол носит название Успенский, поэтому и звонница была названа в его честь. Ранее сторожа и звонари жили прямо в здании звонницы, на первом этаже. Сейчас там располагается один из кремлевских музеев.
Надпись под куполом Колокольни Ивана Великого
В храме Рождества Христова хранились мощи Николая Чудотворца и чудотворная икона святителя Николая. Во время реконструкции Святыни вывезли из храма, их местонахождение неизвестно до сих пор.
Интересно знать! Несмотря на то, что храм Рождества Христова был реконструирован, а чудотворная икона исчезла, обычай приходить к звоннице для благословения перед свадьбой сохранился до сих пор.
Как гласит легенда, один обедневший горожанин выдал замуж трех дочерей, обратившись за помощью к Николаю Чудотворцу. Святой Николай даровал по узелку с золотом каждой девушке в виде приданого. С тех пор многие новобрачные посещают Успенскую звонницу, чтобы брак был крепким.
История строительства Колокольни
Для руководства постройкой, невиданного на Руси по высоте сооружения, были приглашены иностранные зодчие. Проект возглавил выходец с Аппенинского полуострова, архитектор Бон Фрязин. Работы продолжались 3 года (1505-1508 гг.). Чтобы обеспечить надежное крепление башни, Фрязин распорядился вбить в ее основание дубовые сваи. Древесина дуба под воздействием грунтовых вод приобретает колоссальную прочность и надежно удерживает все строение. При этом глубина фундамента составляет не более 4,3-4,5 метров.
Кроме того, архитектор умело использовал и другие способы стабилизации сооружения:
- металлические скрепы внутри стен из кирпича;
- добавление яиц в связывающий раствор;
- толстые стены нижнего яруса (до 5 м).
Изначально план предусматривал создание 2-ярусного здания. Однако в 1532 г. архитектурный ансамбль решили расширить, за счет Воскресенской церкви и колокольни. Ведение строительных работ было поручено итальянцу Петру Франческо Анибале, известному на Руси под прозванием Петрок Малой Фрязин. Он дополнил башню третьим ярусом, на котором установили гигантский колокол весом ок. 1,5 т. У великана было собственное имя «Благовестник». Для подъема внутри стен проделали лестницу.
Полная высота башни составила 81 м. Она приобрела стратегическое значение, поскольку с верхней площадки далеко просматривались окрестности столицы (на расстояние 30-40 км). Чтобы обзор не закрывался, по повелению Бориса Годунова, было запрещено возводить в Москве здания превышающие колокольню Ивана Великого. Верхнюю декоративную надстройку опоясали золоченые буквы. Надпись гласит о том, что работы по благоустройству храма велись согласно приказу Бориса Годунова и его сына Федора.
Первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович, распорядился переделать Воскресенскую церковь в Успенскую звонницу. К храму также пристроили флигель, который стали называть по имени патриарха Филарета.
В завершенном варианте архитектурный ансамбль объединяет 3 части:
- 8-гранную башнеобразную колокольню
- церковь со звонницей в псковско-новгородском стиле
- флигель с шатровым навершием
Несмотря на свою высоту, колокольня визуально кажется легкой и стройной. Подобный эффект достигается за счет постепенного сужения ярусов. Верхняя часть завершается округлым барабаном, над которым возвышается луковичный позолоченный купол. В качестве декоративных архитектурных элементов выступают каменные кокошники с псевдооконными проемами.
При постройке здания использовались разные строительные материалы:
- белый обтесанный камень – фундамент и цоколь
- красный кирпич – основная часть сооружения
Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном
После взятия российской столицы наполеоновскими войсками, в колокольне разместилась штаб-квартира генерала Лористона. При отступлении, французы заминировали и взорвали Кремль. Полностью разрушенными оказались Филаретовская пристройка и Успенская звонница. Колокольня осталась стоять на месте, но по верхнему ярусу прошла огромная трещина.
Позолоченный крест на вершине купола Ивана Великого, москвичи считали символом царской власти. Потому Бонапарт приказал снять его. Когда французские солдаты выяснили, что в основе изделия медный сплав, а не драгоценные металлы, то бросили остатки у стен Успенского собора. На месте свергнутого креста был воздвигнут новый, выполненный из железа и покрытый позолоченными медными пластинами. Его верхнюю перекладину украсила надпись «Царь Славы».
Послевоенные восстановительные работы возглавил швейцарский архитектор Доменико Жилярди. Он руководствовался проектом, составленным зодчим Луиджи Руски. При ремонте использовали белый облицовочный камень, на вершине звонниц видоизменили декор. Главным новшеством стала перестановка купола Успенской звонницы в западную часть крыши.
Колокольня во время Великой Отечественной войны
Сразу после начала военных действий летом 1941 года в здании был организован командный пункт для воинского отделения, расположенного на территории Кремля. Он действовал с июня по сентябрь 1941 г. Для налаживания бесперебойного сообщения внутри Царь – Колокола, у подножия звонницы, был оборудован узел связи.
Реставрация разрушенных строений в послевоенное время
В начале 21 в. для реконструкции архитектурного ансамбля были задействованы специалисты . В ходе проведения работ они обнаружили фрагменты старинного пола (18 в.). По его образцу было положено новое покрытие.
Метод фрагментарной реставрации использовался также для сбережения подлинного вида внутристенной лестницы, дверного проема, декоративных элементов (розетки, карнизы, импосты) внутри помещения. Проведенные работы позволили оставить в неприкосновенности и продемонстрировать посетителям оригинальные образцы древнерусского зодчества.
История колокольни
История Ивановского столпа напрямую связана со становлением российского государства.
Церковь Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник был византийским богословом, автором учения о духовном возрождении и трактата «Лествица». Именно в честь этого святого по приказу московского князя Ивана Калиты в 1329 году была воздвигнута церковь.
Есть версия, что храм построили согласно обету, который дал Калита перед походом московской дружины на Псков. Удача сопутствовала Ивану Даниловичу, и он сдержал обет.
Так всего за три месяца появилась церковь Иоанна Лествичника . Она имела форму восьмиугольника с полуколоннами по углам.
Внутреннее крестообразное пространство храма Иоанна Лествичника без учета помещения алтаря имело небольшие размеры — всего пять на пять метров.
Церковь Иоанна Лествичника в Московском кремле простояла более 170 лет, была разобрана в 1505 году, но заняла свое место в истории как первая известная исследователям каменная церковь под звоном, первая столпообразная церковь-колокольня и первый храм, построенный между двумя соборами.
Возведение и основание колокольни
Храм Ивана Великого не испытывал недостатка в талантливых архитекторах. Поэтому ответить на вопрос, кто его построил, достаточно сложно.
Когда в начале шестнадцатого века старый храм был демонтирован, на восточной стороне возвели новую церковь. В честь кого она названа? Имя храму дал Иван III.
Строительством руководил итальянский зодчий Бон Фрязин. Свой шедевр он завершил в 1508 году.
Постройка не имела аналогов по прочности благодаря уникальному фундаменту и революционным по тем временам способам строительства.
Автором следующего проекта, изменившего облик храма в 1540 году, был также итальянец — Петрок Малой. Им была построена прямоугольная звонница на северной стороне здания.
В 1600 году при Борисе Годунове теперь уже русский зодчий Федор Конь надстроил третий ярус колокольни. Высота колокольни Ивана Великого в Москве — 81 метр.
Существует столичная легенда о запрете на строительство колоколен выше звонницы Ивана III. До 1860 года, когда был возведен Храм Христа Спасителя, колокольня оставалась самым высоким зданием Москвы.
Историческая судьба
Храму довелось пройти через множество испытаний.
Смутные времена, нашествия чужеземных завоевателей и политические амбиции отечественных атеистов не раз ставили под угрозу само существования столпа Ивана III:
- Лжедмитрий собирался устроить там костел для польских подданных Марины Мнишек.
- Наполеон приказал взорвать Кремль. Это решение стало роковым. Взрывы превратили в руины Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, сорвали крест с купола колокольни, привели к образованию трещины на третьем ярусе. Однако сама колокольня выстояла. Уже 12 декабря 1813 года вновь запели звоны столпа Ивана III, приглашая москвичей на церковную службу.
- Есть легенда, повествующая о том, что в 1950-е или 1960-е годы кто-то попытался нарушить запрет на звон колоколов, после чего их языки приковали.
- Советские вожди заставили звонницу умолкнуть на семьдесят пять лет.
Лишь на Пасху 1992 года колокола зазвучали вновь.
Успенская звонница и Филаретовская пристройка
В 1624 году зодчий Огурцов создал Филаретову пристройку, названную в честь патриарха Филарета.
Архитектором шатра пристройки стал англичанин Талер, работавший в годы правления Алексея Михайловича.
К концу XVII века звонница стала одним из символов Москвы.
С колокольни открывался великолепный вид на прилегающею местность, а приближение войск неприятеля можно было увидеть за 30 (!) километров.
Здание Успенской звонарни, пристроенное к северной грани колокольни, было возведено в 1815 году на фундаменте разрушенной в 1812 году старой постройки ХVI века.
Эти сооружения стали неотъемлемой частью колокольни.
Послевоенная реставрация
Масштабным реконструкциям колокольни всегда что-то мешало: войны и послевоенные разрухи, недостаток финансовых средств, споры архитекторов. Тем не менее, Филаретовская пристройка и звонница, разрушенные французами, были вновь отстроены в 1819 году.
Первая серьезная реставрация прошла в 2005 году.
Мастера произвели полное переоборудование и приспособили древнее сооружения к музейной эксплуатации, а фасады и наружные интерьеры колокольни подготовили к музейному показу.
Современное положение
В наши дни архитектурный объект используется как по своему прямому назначению, так и в качестве музейной экспозиции.
Сегодня на первом этаже Успенской звонницы организуются выставки музея «Московский Кремль», других российских и зарубежных музейных собраний.
Для полноты картины посетителям демонстрируют видеопроекцию реконструкции собора, используя для этого беленые стены колокольни.
Периодически все проекции выключаются, остается только подсветка, и посетители получают возможность осмотреть сохранившиеся интерьеры колокольни.
Условно этот музей можно разделить на три экспозиции: сама колокольня или ее части, выделенные светом, сохранившиеся фрагменты кремлевских построек и виртуальные экспонаты.
На верхнем ярусе колокольни открыта смотровая площадка.
Посетители могут подняться на нее в теплое время года, преодолев путь в 329 ступеней.
О колоколах
В общей сложности на звоннице насчитывается 34 колокола. Среди них литейные изделия мастеров 16-19 веков. Лучшие в России набаты отливали в Москве. Самые знаменитые колокола имели собственные имена. Их было принято украшать барельефами и орнаментом. На каждом колоколе оставляли памятную надпись с указанием фамилии мастера, даты изготовления, веса.
Исходными материалами служил специальный «колокольный» сплав. В его состав входили:
- медь
- олово
- серебро
- золото
Пропорции металлов устанавливал мастер. От содержания состава во многом зависело звучание звона. Со временем колокола утрачивали свою звонкость, в стенках образовывались трещины и изделие отправляли на переплавку. Для крепления колоколов на Иване Великом изначально использовали деревянные балки. В 19 веке их стали постепенно заменять более прочными, металлическими.
Успенский колокол
Авторами Праздничного или Успенского колокола являются русские мастера Завьялов и Русинов. Набат характеризуется сильным чистым звучанием. Это самый мощный колокол на звоннице. Его масса 65 320 кг.
Колокол Ревун
Вторым по величине колоколом на Иване Великом считается Ревун или Реут. Он уступает собрату по габаритам в 2 раза –32 760 кг. Вместе с тем, это набат – патриарх. Он был изготовлен в 1622 г. прославленным российским литейщиком Андреем Чоховым.
Семисотный колокол
Вседневный или Семисотный колокол предназначался для ежедневного пользования. Он заметно уступает громогласным товарищам и весит 13071 кг. Создателем набата является И.Моторин.
Другие колокола
В зависимости от диапазона, издаваемых звуков, колокола подразделяются на 3 вида:
- зазвонные – дискант
- красные
- благовестные – бас
Сочетание разного звучания создает общий гармоничный перезвон. Поэтому на колокольне поместили целый оркестр из набатов. Их распределили по 3 ярусам башни:
- На нижнем – Лебедь, Медведь, Широкий, Новгородский, Ростовский, Слободской.
- На среднем – Корсунские (3 шт.), Новый, Немчин, Безымянный, Даниловский, Марьинский, Глухой.
- На верхнем – Безымянные (3 шт.).
После установления советской власти колокольный звон был запрещен. В 1992 г. перезвон на Иване Великом зазвучал вновь.
Колокола
Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.
Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.
Центральный ярус
- Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.
Основной ярус звона колокольни Ивана Великого - Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.
Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.
- Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.
Нижний ярус
- Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
- Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
- Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
- Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.
Средний ярус
В среднем ярусе колокольни находятся:
- Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
- Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
- 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.
Верхний ярус
Верхний ярус представлен несколькими легкими колоколами XVII века.
Музеи колокольни
Помещение внутри Успенской звонницы переоборудовано под музей. В нем собраны старинные артефакты, с помощью которых наглядно представлена история обустройства Московского Кремля. В музейной коллекции посетители могут увидеть фрагменты существующих и уже исчезнувших построек на территории столичного детинца.
Выставочный зал служит местом для размещения передвижных экспозиций. Здесь демонстрировались подборки на темы:
- «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»
- «Искусство сохранять искусство. Реставрация в Музеях Московского Кремля»
- «Золотой век английского двора: от Генриха VIII до Карла I»
- «Индия. Драгоценности, покорившие мир»
Колокольня Ивана Великого сегодня
Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.
Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.
Архитекторы
В разные времена над постройкой, ремонтом и реконструкцией колокольни трудились разные люди, поэтому нельзя сказать, что это величественное строение — плод труда одного архитектора.
- При воздвижении колокольни на месте старого храма строительством руководил Бон Фрязин;
- Петрок Малой достроил звонницу с северной стороны колокольни;
- Русский зодчий Федор Конь руководил строительством верхнего яруса «Ивана Великого» при Борисе Годунове;
- Восстановлением разрушенных построек после войны 1812 года занимались Доменико Жилярди и Константин Тон.
Колокольня Ивана Великого Московского Кремля на карте
- Достопримечательности Флоренции
- Достопримечательности Гааги
- 10 лучших курортов Абхазии для отдыха с детьми
- Отели Майорки 5 звезд с собственным пляжем
- Виза в Австралию самостоятельно
- Мост Вздохов в Венеции – романтическое место с тёмным прошлым
- Туры на Пхукет на 10-11 ночей, отели 3 и 4* с завтраками от 77 870 руб за ДВОИХ – март, апрель
- Туры на Кубу, 10-11 ночей, отели 3-5*, все включено от 106 671 руб за ДВОИХ – июнь
- Отели Гоа 4 звезды рядом с пляжем
- Как добраться до Краби
- Колизей в Риме – самая величественная арена
- Отели Анапы на берегу моря
+2