У этого термина существуют и другие значения, см. Яри.
Яри(яп. 槍) — японский тип древкового оружия, представляющий собой копьё и имеющий множество модификаций. Термин появился в период Камакура.
История
Самым древним японским копьём было хоко
. Наконечники хоко были втулочными, с ромбическим в сечении пером длиной около 25 см. Иногда они дополнительно снабжались крюком, наподобие багра. К периоду Нара относят появление
тэбоко
— «ручного копья» с прямым или слегка изогнутым наконечником около 30 см, с выступающим ребром. Поначалу оно отличалось небольшим древком и, возможно, применялось для метания, но к периоду Намбокутё его длина увеличилась до 1,8 м, и его стали называть
кикути-яри
. Во второй половине периода Муромати копья получают наибольшее распространение и появляются различные модификации.
Конструкция яри
Кроме копейного клинка, нередко оружие усиливалось дополнительными поражающими элементами.
Преимущество данного типа оружия — надёжность. Хоко при извлечении из тела врага иногда зацеплялся крепёжными элементами втулки, наконечник отсоединялся, боец оставался безоружным. Ответом явилось следующее техническое решение — кинжальное лезвие яри (150-900 мм) всаживалось штырём в торец древка, который на всю длину хвостовика дополнительно лакировался, скреплялся металлическими шайбами, обматывался шнуром. Кроме копейного клинка, нередко оружие усиливалось дополнительными поражающими элементами — шип-клевец (один или два), заточенный полумесяц.
Так как цель — поражение тяжеловооруженного воина на дальней дистанции, то большой вес не предполагал гибкости изделия (отличие от китайских аналогов). Сходным с материковым исполнением было частое размещение бантов, конских хвостов, лент у острия. Делалось это, чтобы кровь врага впитывалась, предотвращая соскальзывание рук, а также для отвлечения внимания противника.
Воин держал яри двумя руками, левой направлял, правой наносил удары (уколы выполнялись аналогично технике игры кием на бильярде), скольжение достигалось использованием направляющей втулки. Дополнительным упором/защитой рук служила гарда.
Все копья для защиты от влаги, безопасности на марше комплектовались матерчатыми чехлами и лакированными ножнами с нанесённым гербом клана. Противовес на противоположном конце выполнялся из металла, им можно было наносить внезапные тычки.
Конструкция
Классическое яри состоит из древка (эбу
или
нагаэ
), к которому крепится наконечник (
хо
). Древко длиной 1,8—2,5 м, в сечении, как правило, круглое или многогранное (а не овальное), из дуба или, реже — бамбука. Наконечники были длиной 15—90 см и отличались мечевидной формой, крепились с помощью хвостовика (
накаго
). Они позволяли наносить колющие и рубящие удары. Благодаря таким наконечникам яри могут быть классифицированы, как глефы. Иногда на 30 см ниже наконечника делалась металлическая крестовина
хадомэ
. Обычной была цуба. Для более надёжного крепления конец древка снабжали крепёжной муфтой (
хабаки
) и шайбами (
сэппа
). На нижнем конце был подток (
исидзуки
), который мог применяться для нанесения ударов. Верхняя часть древка лакировалась и обматывалась шнуром (
сэн-дан-маки
).
Описание [ править ]
Оми яри (большое копье), Токийский национальный музей.
Яри характеризовались прямым клинком , длина которого могла быть от нескольких сантиметров до 3 футов и более. [3] Лезвия были сделаны из той же стали ( тамахаганэ
), из которой выковывались традиционные японские мечи и наконечники стрел , и были очень прочными. [3] На протяжении всей истории производилось множество вариаций прямого лезвия яри, часто с выступами на центральном лезвии. Лезвия Яри часто имели очень длинный хвост (
накаго
); обычно это будет длиннее, чем заостренная часть лезвия. Хвостовик выступал в усиленную полую часть ручки (
тачиучи или тачиуке).
), что приводит к очень жесткому стержню, из-за чего лезвие практически невозможно упасть или сломаться. [3]
Древко ( нагайе или эбу
) было разной длины, ширины и формы; Сделанные из твердой древесины и покрытые лакированными бамбуковыми полосами, они были овального, круглого или многоугольного сечения. Их, в свою очередь, часто оборачивали металлическими кольцами или проволокой (
догане
) и прикрепляли металлическим навершием (
исидзуки
) на торце. Древки яри часто украшали вставками из металла или полудрагоценных материалов, таких как латунные булавки, лак или жемчужные хлопья. Ножны (
сая
) также были частью полного яри. [3]
Разновидности
Су-яри
Также сугу-яри
. Простые копья с прямым наконечником. По форме наконечника включали:
- Санкаку-яри
— с трёхгранным пером. - Рё-синоги-яри
— с пером ромбического сечения. - Сасахо-яри
— с пером в виде листа бамбука.
По длине древка:
- Оми-яри
— исключительно длинные яри. Иногда в длину достигали 6,5 м. Такие копья применялись только против кавалерии. - Тэ-яри
— укороченные копья для боя в помещении. Общей длиной 2,1 м, 15 см наконечник.
Также выделяют фукуро-яри
со втулочным наконечником.
Кама-яри
Означает «копьё-серп». Имели дополнительные клинки.
- Дзюмондзи-яри
или
магари-яри
— японская рунка. У неё два дополнительных клинка
эда
были немного изогнуты вперёд. - Катакама-яри
— это оружие отличалось одним дополнительным клинком или же асимметричными дополнительными клинками. - Ситамуко-кама-яри
и
ситамуко-дзюмондзи-яри
— яри с направленными назад боковыми клинками. - Каги-яри
от обычного яри отличалось лишь наличием закреплённого у основания наконечника направленного вперёд крюка для захвата вражеского оружия. - Бисямон-яри
— своеобразная алебарда с двумя топорами с вогнутыми лезвиями.
Варианты древков яри [ править ]
Древко яри может иметь длину от одного метра до шести метров (от 3,3 до 20 футов).
- Нагаэ яри
(копье с длинным древком) длиной от 16,4 до 19,7 футов (от 5,0 до 6,0 м), вид щуки, используемой асигару. [14] [15] Он особенно использовался асигару клана Ода со времен правления Ода Нобунага ; Самурайская традиция того времени считала, что солдаты сельской провинции Оварибыли одними из самых слабых в Японии. Действительно, Канто был местом хаоса; Кансай был домом для сёгуната и кланов Уэсуги, Такэда, Имагава и Ходзё, а также пиратских налетчиков с Сикоку. Кроме того, Кюсю был домом для одного из самых воинственных кланов Японии, клана Симадзу. Из-за этого Нобунага вооружил своих неэффективных солдат Асигару сверхдлинными пиками, чтобы они были более эффективными против бронированных противников и кавалерии, а также сражались группами и соединениями. - Моти яри
(ручное копье), длинное копье, используемое асигару и самураями. [16] - Куда яри
(管 槍, трубчатое копье). Древко проходит через полую металлическую трубку, которая позволяла закручивать копье во время колющего удара. Этот стиль содзюцу представлен в школе
Овари Кан Рю
. - Макура Яри
(подушка-копье). Яри с коротким простым голенищем, который держали у кровати для защиты дома. [17] - Те яри
(ручное копье). Яри с коротким стержнем, который использовался самурайской полицией для поимки преступников. [18]
См. также
- Рохин — окинавское копьё
- Копьё
- Глефа
- Рогатина
Длинные мечи | Тёкуто · Дотануки · Катана · Син-гунто · Тати · Цуруги · Утигатана |
Короткие мечи | Тидзакатана · Кодати · Сикомидзуэ · Вакидзаси · Ниндзято |
Ножи/кинжалы | Айкути · Хативара · Танто · Кайкэн · Ёрои тоси · Кусунгобу |
Тренировочное оружие | Боккэн · Иайто · Синай · Субурито · Танрэн бо |
Вымышленные мечи | Дайкатана · Дзамбато |
Прочее | Нагамаки · Нагината · Бисэнто |
Отрывок, характеризующий Яри (оружие)
Алпатыч, приехав вечером 4 го августа в Смоленск, остановился за Днепром, в Гаченском предместье, на постоялом дворе, у дворника Ферапонтова, у которого он уже тридцать лет имел привычку останавливаться. Ферапонтов двенадцать лет тому назад, с легкой руки Алпатыча, купив рощу у князя, начал торговать и теперь имел дом, постоялый двор и мучную лавку в губернии. Ферапонтов был толстый, черный, красный сорокалетний мужик, с толстыми губами, с толстой шишкой носом, такими же шишками над черными, нахмуренными бровями и толстым брюхом. Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. Увидав Алпатыча, он подошел к нему. – Добро пожаловать, Яков Алпатыч. Народ из города, а ты в город, – сказал хозяин. – Что ж так, из города? – сказал Алпатыч. – И я говорю, – народ глуп. Всё француза боятся. – Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч. – Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет! Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать. Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы. С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга. У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром. – Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников… – Да ну, будет, – говорил другой. – А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча. – А, Яков Алпатыч, ты зачем? – По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он. – Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
Яри
Одно из почётных мест в арсенале самураев занимает копьё. Оно даже стало одним из символов этого сословия.
Конец эпохи Хэйан – начало периода Камакура было временем нагината. Она была лидером древкового оружия. Но именно тогда появляются первые образцы копья — яри, ставшие со временем классикой.
По ходу эволюции яри были созданы всевозможные виды наконечников, но самым древним и классическим считается простой прямой обоюдоострый наконечник суяри, длиной от 15 до 90 см. Крепился наконечник на дубовом, иногда бамбуковом, древке в 180—250 см. с помощью хвостовика. Древко по длине хвостовика в несколько слоёв обматывалось верёвкой и снабжалось подтоком исидзуки и кольцами сэмэганэ.
В родословной яри много неясно, но, что бы не говорилось, сегодня без сомнений понятно, что и само копьё яри и техника боя испытали влияние Китая.
Период Намбокутё (1333 – 1391) был очень бурным периодом истории Японии. Вся страна была охвачена кровопролитными сражениями. Это время сильнейших изменений военного искусства Ниппон. С этого периода в армии буси включаются многочисленные отряды рядовых пехотинцев из «крепостных» крестьян. Сражения превращаются в коллективные действия преобладающих масс слабо подготовленных отрядов пехоты, что и стало основным поводом распространения копья яри. Вчерашний селянин был бессильным перед профессионалом-самураем, с детства изучающим приёмы боя. Но частокол копий, выставленный в бою, быстренько превращал в дуршлаг любого профи или вынуждал отступить. Да и освоить базовую технику копейного боя гораздо быстрее, чем изучить основы обращения с мечом или алебардой. А это весьма ощутимо при обучении большой толпы новобранцев.
В истории Японии отмечен такой любопытный факт. Именно в этот период прославились многие японские богатыри. Из летописей известно, что эти герои из-за неимоверной силы отдавали предпочтения огромным мечам или алебардами, а некоторые – консайбо – тяжеленному колу, окованному железом. Вот против таких чудо-воинов и выручало копьё, которое было длиннее любого вида оружия.
Первая половина эпохи Муромати была довольно спокойной. В этот период яри остаётся, в основном, оружием рядовых солдат, уже как их стандартное оружие. Яри этого периода являли собой обычные копья без каких-либо дополнений.
После смуты годов Онин (1467-1477) начинается «облагораживание» яри. Всё больше высокопоставленных буси используют яри как своё оружие. Почти все даймё создают специальные подразделения копейщиков, действующих по типу фаланги. Появляются яри с сверхдлинными древками. В клане Ода они доходили до 650 см..
С эпохи Адзути-Момояма (1573-1599) яри завоёвывает любовь всё бОльшего числа и военачальников и рядовых самураев. В этот период мастера содзюцу (копейного искусства) создают новое копьё – кагияри. Это копьё с длинным прямым наконечником, с обмоткой у него для предотвращения стекания крови на древко и Г-образной или П-образной перекладиной за нею.
Самым интересным новшеством этого периода было копьё кудаяри – «копьё с трубкой». Оно было снабжено рукоятью-трубкой с гардой. Перемещая в этой трубке древко можно было проводить внезапные и быстрые уколы.
Кто изобрёл это оружие сегодня уже не установить. Но некоторые источники раннетокугавского периода предполагают, что этот вопрос неуместен. Ибо применение копья с трубкой было обыденным делом копейщиков с покалеченной рукой – обычным ранением военных лет. В «Яги дзуйхицу» пишется так: «…Создатель этого копья кудаяри, которое сейчас так превозносят, был мастером боя простым копьём, но когда ему отрубили большой палец левой руки, он уже не мог пользоваться суяри и потому стал привязывать к запястью трубку. А его ученики позабыли, что у них все пальцы на месте, и тоже стали пользоваться трубками и теперь отговариваются, что делают это для скорости уколов. Вот так получается: то, что ныне почитают как чудесное искусство, в действительности восходит к трубке, которую копейщик использовал в безвыходной ситуации. Я пишу об этом не для того, чтобы рассказать об эффективности этого искусства, а чтобы указать на утрату исконной сущности копейного искусства. Слыша о том, как кто-то, не ведая принципа, использует копьё с трубкой, мы должны испытывать гнев. Если будет достигнуто должное понимание принципов копейного искусства, то трубка будет уничтожена».
В эпоху Адзути-Момояма яри получили широчайшее хождение у буси, основалось множество школ содзюцу. Недаром эта эпоха считается эпохой копья.
После падения сёгуната, содзюцу, как и остальные воинские искусства, стало ненужным пережитком прошлого. На какое-то время практика копейного боя практически прервалась. Но это тянулось недолго. В конце 70-х годов XIX века начала распространяться идеология кокусуй, подчёркивающая национальные особенности японцев и Японии. Начала складываться благоприятная почва для возрождения боевых искусств.
По окончании Второй Мировой Войны сохранилось совсем мало старинных школ содзюцу. Они являются ценным культурным достоянием Японии.
Прочитали? Понравилось? А ещё у нас можно: Добавить в избранное |
Акции! Скидки! Конкурсы! Скидка на Bestblades от Haralug Друзья! Все мы любим ХАЛЯВУ! Ну если не все, то многие. Наш главВред — так уж точно! И любит сам, и любит дарить её, эту самую ХАЛЯВУ. Сегодняшняя халяв… Комментариев (0) |