Боевой веер: виды, описание. Японские боевые искусства

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно самурайскому мечу.

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Веер: прекрасный и смертоносный

В Китае веер использовали не совсем традиционно. Он использовался в философских, боевых и алхимических учениях «Тайцзи-Цюань», «Дао» и других.

Много общих черт нашли между веерами и бабочками, и появилась вера в то, что упражнения с веером, делают того, кто ими занимается, подобным бабочке. Основная особенность работы с веером это развитие умения соединять усилие веера с усилием тела.

Именно в Японии сложился привычный нам образ веера. С идеей все сделать совершенней, мастера Японии меняли формы и в результате создали складной веер из деревянных дощечек, которые складывались в гармошку полукругом, называется он – сэнсу. Остальные веера выполняли на его основе.

Веера красиво расписные были комплектом для парадного женского кимоно «Томэсодэ».

В 988 году императору Китая преподнесли усовершенствованную версию веера. Даже два веера в виде летучей мыши и 20 других красочных складных вееров. В Китае полюбили форму японского веера, который стал у них расписываться традиционными китайскими пейзажами.

В Японии образ веера продолжали совершенствовать. Особое значение он приобрел в эпоху Хэйан и в эпоху Нара.

Еще появился обычай делать большие парные супружеские веера, которыми украшали дом, либо брали в гости как неотъемлемый предмет этикета. Появился обычай сезонной росписи вееров цветами, которые должны были соответствовать прическе, кимоно, интерьеру дома, создавать непринужденное и неповторимое очарование.

Также были и боевые веера. Их изготавливали из железа, они были складными или всегда открытыми. В сложенном виде веер использовали в качестве дубинки, в развернутом при его помощи защищались от метательного оружия.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн – складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен – складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива – твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Ума-сируси – потомок боевого веера

Потомками этих вееров стали просто огромные веера из шелка, крепившиеся к полутораметровым шестам и называвшиеся ума-сируси. Эти веера использовались в качестве военной эмблемы и знака присутствия сегунов во время правления Токугава.

Ума-сируси изготовлялись из девяти слоев бумаги, проклеенных между собой, а сверху покрывались шелком и позолотой. Также веера украшались огромными пучками пальмовых волокон или конских волос и крепились к шесту таким образом, что могли вращаться под дуновением ветра. Также следует отметить, что веера, изготовленные из животных материалов – кожи или перьев птиц – никогда не были широко распространены в Японии. Это связано с табу на «мертвое», установленное коренной религией японцев, а также с последующими заповедями буддизма о запрете убийства в любой форме. Именно поэтому знак отличия китайских военачальников, напоминающий мухобойку, при попадании в Японию стал изготовляться из бумажных полос, прикрепленных к короткой ручке. Такая конструкция называлась сайхай и являлась своего рода указкой или дирижёрской палочкой при отдаче приказов.

Веера для личного пользования имеют столь же древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

1) жесткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн);

2) складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу).

Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом — в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из японского лука).

Войти на сайт

Подари мне японский веер И Луну в бокале вина. Я хочу превратиться в ветер. Налету менять имена. Тёмным небом душа полна, И вот-вот улетит на север Из распахнутого окна — Был бы только японский веер. Ева Тенецкая

В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера впервые появилось именно в Японии, и ни в какой более стране мира.

Веера для личного пользования имеют древнюю историю, начало которой покрыто туманом, и подразделяются на две группы:

— жёсткий, как правило округлый веер с продолговатой ручкой (утива, или дансэн); — складной веер, по форме напоминающий сектор диска (оги, или сэнсу). Утива упоминаются в самых древних хрониках японцев и их происхождение можно вывести из придворного обычая носить с собой маленькую плоскую палочку (саку) из дерева или слоновой кости, которую упирали в нижнюю часть груди под небольшим углом, поддерживая таким образом осанку и придавая ей величие. Как видно из истории, утива с успехом пришёл на замену саку.

Складной веер многие учёные считают истинно японским изобретением, несмотря на неясность и неточность сведений о его происхождении. Это связано с тем, что в хрониках уже упоминавшейся выше китайской династии Сун есть сведения о «японских веерах», причём речь идёт именно о таком типе веера, как оги. Это может послужить доказательством, что древние китайцы не имели к складным веерам никакого отношения, несмотря на то, что поздние конфуцианцы, преклоняясь перед китайской культурой, приписывали оги именно китайское происхождение.

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Также оги использовались и в придворных церемониях. Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени буси (войны) уже знали и использовали боевые веера, имевшие по всей видимости всё ту же округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих., причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.

Военный веер — гумбай-утива. Конец XVIII в.

С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори.

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили буси в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Во многих рю по стране проводилось обучение технике боя с таким веером – тэссэндзюцу, приемы которого как правило большей частью повторяли программу тренировок на мечах.

Как можно было ожидать, множество легенд окружает возникновение метода боя с применением железного веера. Одна из них, например, рассказывает, как Ёшитсуне, герой многих японских легенд, победил великана Бенкея (ставшего позже его преданным последователем), отразив удары копья соперника своим железным веером, а потом, зажав древко между жесткими ребрами веера, вырвавшего копье из рук Бенкея. Секреты ведения боя веером ему, по легенде, открыло лесное божество тенгу , ранее уже обучившее его искусству владения

мечом

.

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Легендарный фехтовальщик XVI века Ганрю, по преданию, вышел победителем и без единой царапины из боя с несколькими противниками и использовал при этом именно боевой веер.

Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами. Боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН — черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин — подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

Многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Эпоха Эдо, конец 18 в.

На верхней металлической пластине — выбиты 5 иероглифов, Hi Ri Ho Ken Ten, которые являются акронимом видоизмененного поэтического изречения выдающегося полководца Кусуноки Масасигэ, вошедшедщего в историю как символ военного таланта и самурайского духа. Значение иероглифов: Hi-жестокость, Ri-принцип, Ho-закон, Ken-меч, Ten-небеса. Приблизительный смысл акронима: Жестокость не властна над принципами. Принципы не властны над законом. Закон не властен над мечом. Меч не властен над небесами.

Без сомнения искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно придумать, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный. Смертоносность веера заключалась в том, что он был снабжен острыми лезвиями, которые размещались в складках и на концах веера, придавая ему ещё более режущие и ударные свойства. Быстрота и эффективность применения веера была на столько неожиданна, что жертва умирая так и не могла понять, что

с ней произошло.

Ударной поверхностью веера были боковые его части, кончик рукоятки и верхушки ребер веера в открытом виде. С того момента, когда ребра веера стали делать из твердых пород дерева, его удар в висок или горло противника мог легко вызвать смертельный исход. Сегодня техники работы веером не включают в себя те элементы, которые могут вызвать потерю сознания, боль или временный паралич.

Боковые поверхности веера использовали для блокировки ударов руками и ногами. Контактными целями для веера были точки акупунктуры взятые из восточной медицины, которые вызывали широкий диапазон повреждений: от резкой боли до потери сознания, паралича или смерти.

Наиболее часто используемые точки для ударов веером — это точки выше и ниже колена. При резком тычке сюда противник падает или теряет баланс. Так же используются чувствительные точки около запястья, удар куда может позволить выбить предмет или ослабить его захват. Удар по точкам на подъеме стопы или с тыльной стороны икроножной мышцы может вызвать потерю баланса противника . Сила манипулирования веером создается за счёт скорости маха путём действия расслабленной кисти. Движение кисти, напоминающей подметание, создают как скорость, так и ударные возможности веера. Мастера современности показывают, как они бросают наземь своих оппонентов движением веера, не повредив ни одного пера хрупкого обрамления веера. И можно только представить, что испытывает человек, который получил удар невинным на вид веером.

Сегодня искусством боевого веера по-прежнему занимаются несколько специалистов в Японии, так что древний, тяжелый гумбаи, наряду с другим специализированным оружием феодальной эры, появляется время от времени в тренировочных методиках современных дисциплин координации, таких как каратэ, айкидо и кендо.

vsiaco.org.ua

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название «оги» или «сэнсу» (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется «дансэн» или «утива». Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки — саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Японский боевой веер. Как листок для обмахивания стал личным оружием?

В Японии веер существует с незапамятных времён, пользуются им все сословия. Крестьяне, чтобы провеивать рис, аристократы и гейши используют его как часть костюма, артисты для театральных постановок… Буси (воинское сословие), тоже не осталось в стороне. На войне все средства хороши, если они помогают воевать эффективно.

Исторически в Японии параллельно развивались два вида веера.

Первый тот, который нам хорошо известен: складной, сложенный из плоских пластинок или сделанный из плотной бумаги. В разложенном положении выглядит как полукруг или сектор диска. В Японии такой веер называют оги или сэнсу (сокращённо сен). В Европу такой веер попал из Китая, где его называли «японским веером». Исторически в Японии его считали «крестьянским», именно таким веером японские крестьяне провеивали рис, отделяя его от шелухи.

Вторая разновидность веера — нескладывающийся веер округлой формы с жесткой ручкой. Называют такую конструкцию утива или дансэн. Этот веер упоминается в самых древних японских хрониках как часть костюма японской аристократии. Произошёл он путём своеобразной «модернизации» широкой плоской палочки для поддержания осанки саку, которую упирали в грудь и подбородок во время долгих церемоний. А потом сделали из этой палочки средство для обмахивания и… «символ статуса». Ну, вроде современного огромного смартфона за 5000 евро. Постепенно этот веер остался лишь символом статуса, а для обмахивания стали применять более практичные складные оги.

Вернёмся к теме статьи. Военной.

«Первый идеал воина — единение человека и его меча. Когда он достигает этого, даже травинка может стать оружием в его руках.» Фраза из фильма «Герой».

Какие ассоциации вызывает слово «военный»? Особенно в средние века? Рукопашная схватка, полководец на лошади, красочная процессия… Японцы применили веер везде, где это было возможно.

Например, в церемониях и парадах. В качестве знамен или атрибутов воинских процессий использовались большие шелковые веера ума-ши-руши (в переводе — «лошадиный вымпел»).

Жесткий утива был больше символом статуса, чем оружием. Для полководцев и командиров очень давно начали делать крепкие веера с железной ручкой, чтобы отбить удар меча. Его называли «гумбай» или «гумбай-утива». На такой веер наносился яркий рисунок, видимый издалека и использовался он как командирский жезл и средство самообороны в самом крайнем случае. Такой веер являлся постоянным атрибутом японских военачальников вплоть до середины XIX века.

А вот боевой оги был у каждого самурая. Его делали в самых различных модификациях и называли тэссен (тессен) или гунсен (в переводе «железный веер»). Его делали либо целиком из тонких железных полос, либо железные полосы были только по краям веера. Масса веера — от 200 до 500 грамм. Сделан из восьми-десяти крепких пластин, чаще всего железных. Покрывался водостойким лаком. Тессен воина с изображением самурайского родового герба (мона) помогал опознать павших. Иногда на конец пластин ставили короткие острые лезвия. Крайние полосы, обе или только одну, тоже остро затачивали. Первые упоминания о применении таких боевых вееров встречаются в летописях начиная с конца XII века.

Искусство применения боевого веера называется тэссэндзюцу и включает в себя элементы защиты и нападения с помощью вот такого необычного «оружия». По легенде оно было создано в конце XII века японским воином Минамото-но-Ёшитсуне. Считается, что Ёшитсуне победил мифическое существо тенгу (супер-мега-мастера боевых искусств), зажав пластинами веера наконечник его копья. После этого тенгу сдался и научил Ёшитсуне всему, что знал сам.

С тех пор изучение тэссэндзюцу стало обязательным во многих школах воинского искусства. Техника работы делится на две большие части: со сложенным веером и развёрнутым. В сложенном виде веер использовался в основном как дубинка. Тычки, удары, защита от различных видов оружия. Развёрнутый веер в основном использовался как щит, для защиты от стрел, сюрикенов (заточенных металлических пластин) и другого метательного оружия. Раскрывание и закрывание веера во время поединка дополнительно отвлекало внимание противника. На очень близкой дистанции внезапно раскрытый веер закрывал противнику обзор.

С тессеном связаны многие занятные истории, которые зафиксированы в японских летописях.

Так, знаменитый фехтовальщик Ганн-рю (конец XVI века) только железным веером отбился от десяти внезапно напавших противников и вышел из стычки без единой царапины.

Знаменитый фехтовальщик, мастер и учитель боевых искусств, Мацумура Сокон был вызван в дворец сёгуна (правителя области, губернатора) и должен был драться только одним лишь веером с разъяренным быком. Мацумура попросил десять дней для тренировок. За это время, подкупив охрану, хитрый самурай каждый день бил быка из-за ограды по носу своим тессеном до тех пор, пока животное не падало на колени. Только тогда он прекращал эту пытку. Во время битвы Мацумура, когда на него нёсся разъяренный бык, просто раскрыл веер. Животное остановилось и упало на колени. Сёгун и его гости были в восторге, а самурай получил вполне заслуженную награду.

Известен также случай, когда железный веер спас жизнь своему хозяину очень интересным способом. Император задумал убить провинившегося военачальника, но так, чтобы история эта не вызвала никаких кривотолков. По этикету, воин должен был встать на колени, положить перед собой тэссен и поклониться до земли при входе в императорские покои. Тут слуга должен был резко сдвинуть тяжелую дверь и сломать провинившемуся шею. Однако воин перед поклоном положил свой тессен как раз в желоб раздвижной двери. Естественно, убийства не получилось, воин встал с колен и, как ни в чём не бывало, прошёл в покои императора, где и был великодушно прощён. Вот ведь как бывает…

Но всё проходит. Прошла и эпоха боевого веера. Когда император запретил носить мечи, самураи начали выяснять отношения тем, что осталось в «арсенале», тессеном и дубиной (или тяжелым посохом). Тогда император запретил и боевые веера.

Сегодня тэссэндзюцу даже в Японии одно из самых редких боевых искусств. Его преподают лишь в нескольких фамильных школах.

Ну, а сам тессен стал всего лишь красивым экзотическим сувениром.

Как жаль!

Теги: интересный факт, воин, боевые искусства, оружие, Япония, история, веер

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Новое в блогах

Когда мы слышим слово «веер», большинство из нас сразу представляет себе какую-нибудь французскую мадемуазель, игриво прячущую личико за порхающим кружевным веерком, или изящную гейшу, исполняющую замысловатый танец с веерами. Согласитесь, мало кто сразу подумает о свирепом воине в рогатом шлеме, лупящем веером своих врагов. Не буду рассказывать про все виды применения вееров в Японии, коих была чёртова прорва и ещё два, скажу лишь, что ими пользовались все и всегда. И вот, благодаря тому, что самураи не желали расставаться с этим предметом обихода даже на войне, и тому, что японцы, наверное, из всего могут сделать оружие, и появились боевые веера.

«С образованием военного правительства Минамото-Но-Ёритомо в Камакуре в конце XII столетия веера стали использоваться по новому назначению. Военные взяли на себя функции аристократии, и элегантный хи-оги знати усилиями самураев стал преображаться в оружие, меняя свои деревянные ребра на железные и приобретя укрепленные лаком сочленения» (Ю. Касал «The Lore of the Japanese Fan»)

Виды боевых вееров

•Uchiwa (団扇?) – Учива. Также известен как Гумбаи – большой нескладывающийся железный веер, иногда на деревянной основе, который носили с собой высокопоставленные офицеры. Веера учива использовались для отклонения стрел, в качестве щита от солнца, а также для подачи сигналов солдатам. «Дата, когда мухобойка военного командования стала заменяться на жесткий и прочный боевой веер, — пишет Касал, — остается неясной. Можно предположить, что боевой веер появился как вид оружия во время правления в Камакуре Минамото и Ходжо между 1192 и 1333 гг. Известно, что Уесуги Кеншин пользовался таким веером в битве при Каванакаджима в 1563 г., а высший пик популярности гумбаи пришелся на середину XVI столетия» (там же, 72). Далее Касал пишет, что гумбаи, так же, как и мухобойка-саихаи, «должно быть, возник как магическое воплощение власти и могущества, защиты и справедливости, которые являлись прерогативными атрибутами племенных вождей. Его жесткую конструкцию можно объяснить дополнительным использованием веера как щита против внезапной атаки. Особенно это справедливо в отношении таких вееров, которые делались из железа или стали» (там же, 73-74). Изначально имевшийся в бою у каждого командира сколь угодно небольшого соединения, гумбаи превратился в исключительную прерогативу высшего генералитета только в «мирный» период Токугава, когда военные веера, «изысканные и разукрашенные, со шнурами и тяжелыми кисточками всевозможных комбинаций различных цветов стали применяться для обозначения ранга или клана его владельца» (там же, 75). Такие веера изначально украшались изображениями главных символов китайской космогонии: солнца и луны, как эквивалентов активного и пассивного начал бытия (ин и янь), а так же созвездия Большой Медведицы как центра Вселенной. Не редко можно было увидеть на веерах яркие изображения драконов, разрушительных штормов, пейзажей и так далее. Позже доминирующим мотивом стали эмблема клана или герб семьи. На изображающих батальные сцены иллюстрациях, содержащихся во многих свитках, «то тут, то там в гуще рукопашной схватки… видна рука, высоко держащая маленький веер из черной бумаги с красным круглым пятном в центре, или железный веер типа учива, которым военачальник подавал своим офицерам команды…» (Салви Ш. «0n Japanese fan», 33).

•Saihai (采配?) – Саихаи – Сигнальный веер, представлявший из себя полосы из кожи или плотной бумаги, прикрепленные к рукояти. Использовался командирами для подачи сигналов, координирующих движения отряда.

Учива и Саихаи

• Gunsen (軍扇?) – Гунсен – складывающийся веер, используемый самураями в доспехах для охлаждения. Внутренние пластины (спицы?) выполнялись из бронзы, меди; внешние пластины часто выполнялись из железа. Это делало веера легкими, но крепкими. Обычно носился на поясе или на нагрудной пластине, однако в последнем случае часто мешался при пользовании мечом или луком. По другим источникам, гунсен также был боевым веером. Вероятно, использовался так же, как тесен.

•Tessen (鉄扇?) – Тессен – Складывающийся веер с внешними пластинами из железа, который выглядел как обычный, безобидный складной веер. Состоял из 8-10 пластин. Если посмотреть в «Определителе оружия и вооружения» Б.Г. Трубникова, там даётся следующее описание: Тессен — вариант боевого веера, используемый японскими ниндзя. Особенностью является отсутствие рукояти. Существует три разновидности тессена: а) при раскрытии веера раздвигались скрытые тканью спицы, обычно отравленные; б) раскрытые широкие металлические лопасти, обычно заточенные, выступали в роли боевого топора; в) веер-арбалет — тайное комбинированное оружие, совмещавшее функции холодного и метательного. Также тессеном назывется японский цельнометалический боевой веер. Самурай мог взять такой веер в места, где запрещалось ношение меча или другого явного оружия (к примеру, дом своего господина). Тессен использовался для отклонения стрел и метательных клинков, как метательное оружие, а также как вспомогательное устройство при плавании. Некоторые фехтовальные школы включали тренировки по использования вееров в качестве оружия. боевой веер тессен обладал неисчислимым количеством назначений, прямо связанных с профессиональной обязанностью самурая – ведением боевых действий. Воин мог фехтовать им, вырывая меч из рук противника, зажимая лезвие между стальными ребрами веера и резко дергая на себя. Мог отражать пущенные в него ножи и отравленные дротики, как это проиллюстрировано на эстампах Хокусаи. Мог сбивать летящие мишени, как в игре под названием оги-отоши, в которую с удовольствием играют и сегодня, использовать веер как средство для развития общей координации, применимой к любым стратегическим обстоятельствам, и во многих других целях. Более того, веер служил важной частью обучения определенным техникам плавания, преподаваемых во многих школах боевых искусств.

Эпоха Эдо, нач. XIXв. многослойная японская бумага (washi), лак, гравировка, золочение. Длина: 28 см Ширина: 59 см Вес: 510 г Японский боевой самурайский веер ТЕССЕН — черный складной командный веер в форме gunsen-gata с 10-ю металлическими пластинами и с изображением самурайского родового герба (мона) клана Ичидзэн на обеих сторонах веера. На одной из металлических пластин — подпись мастера. Раритет! Имеет музейное значение.

Тэссэн-дзюцу

(Искусство боевого веера)

Согласно легенде, отличной от данных, приведённых у Ю. Касала в «Повелителе японского веера», это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189) (Истина мне неизвестна, так что не стреляйте в пианиста =) ). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого, наряду с сумо, кю-до и ябусамэ (стрельбы из лука с лошади по бегущей собаке). Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву. С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тэссен-дзюцу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии.

(с)

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или метательного оружия. Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

Мир Аниме и Кавая [RUS]

Очень много всякого оружия представлено в разных аниме. Кроме выдуманного, конечно, много и настоящего исторического. Ну, с катанами все и так понятно. Но много ли вы знаете о боевых веерах? На мой взгляд это очень интересная тема. Из этой статьи вы узнаете о всевозможных типах боевых вееров, как их использовали и где они упоминаются.

──────── • ✤ • ────────

Где использовали веера

В Японии веера использовали представители самых различных общественных классов и для самых различных дел: в театральных постановках и танцах, поэзии и светской жизни, а также при веянии риса или пшеницы. Также веер использовался и в качестве смертельного боевого оружия, причём таковое использование веера существовало только в Японии и ни в какой более стране мира.

──────── • ✤ • ────────

Кто создал это искусство?

Согласно легенде, это искусство создал знаменитый японский воин XII века воин Минамото-но-Ёсицунэ (1159—1189). Затем данное искусство стало обязательным для изучения в школе Син-Кагэ-рю. Оно сохранилось до наших дней в качестве одного из реликтов феодального прошлого.

──────── • ✤ • ────────

Металлический боевой веер

Металлический боевой веер, используемый опытным мастером, представляет собой оружие с довольно широким спектром возможностей, тем более, что он складывается и раздвигается, превращаясь то в дубинку, то в небольшой щит, то в огромную острую бритву.

──────── • ✤ • ────────

Ооги

Веера складного типа стали особенно популярны при дворе и являлись личными знаками отличия, сообщая о ранге и занимаемом положении своего владельца. Веера типа ооги использовались и в придворных церемониях.


Ооги

Впоследствии этот тип веера был усовершенствован под нужды военного сословия, пришедшего к власти, в частности деревянные спицы были заменены на железные, а рёбра веера укрепили лакировкой. Также к этому времени самураи уже знали и использовали боевые веера, имевшие округлую форму и бывшие крайне жёсткими. Такие веера известны под названием гумбай.

──────── • ✤ • ────────

Гумбай

Первоначально гумбай имели при себе все командиры отрядов, но с началом периода Токугава он превратился в особую прерогативу главнокомандующих, причём такие боевые веера стали весьма утончёнными и украшались разноцветными шнурами, обозначающими ранг или клановую принадлежность владельца. Рисунками для таких вееров были созвездие Большой Медведицы, драконы, символы инь и ян, ураганы и другие, но в итоге доминирующим мотивом стала эмблема клана или семьи.


Гумбай

──────── • ✤ • ────────

Гумбай-утива

Представляет из себя жесткий нескладной веер (вариант гражданского утива), имеет металлическую рукоятку и окантовку. «Лопатка» в виде лепестка или опахала, обычно изготовлялась из дерева, но были и цельнометаллические варианты.


Гумбай-утива

──────── • ✤ • ────────

Сайхай

Лакированная деревянная либо металлическая рукоятка с пучком лент из ткани или бумаги на конце.


Сайхай

──────── • ✤ • ────────

Тэссэн

Представлял собой вариант гражданского складного ооги, но с металлическими пластинами. Популярным также был вариант монолитного (нераскладного) тэссэн (из металла или тяжелого дерева), имитирующий обычный веер в сложенном состоянии.


Тэссэн

С помощью гумбай (т.е. определённого рода жестикуляции с использованием веера) военачальники отдавали приказы, также веера использовались для вызова на поединок, а в настоящее время гумбай можно встретить в руках судьи на поединках сумотори (борьба сумо). Веером указывают на победителя схватки.

──────── • ✤ • ────────

Гунсэн

Однако с позиции смертоносности куда больший интерес представляет такие веера, как гунсэн и тэцусэн (тэссэн). Гунсэн носили самураи в доспехах, а тэссэн носился с повседневной одеждой. Оба этих веера были удобным оружием как атаки, так и защиты и обычно имели восемь или десять спиц. Техника боя с таким веером носит название тэссэн-дзюцу, приемы ее, как правило, большей частью повторяют программу тренировок на мечах.


Гунсэн

──────── • ✤ • ────────

Боевые веера в литературе

В литературе, посвящённой боевым искусствам, нередко описываются случаи побед, одержанных при помощи только одного лишь веера. Очень часто опытные фехтовальщики, уверенные в своих силах, использовали боевой веер, не утруждая себя фехтованием мечом. Умение использовать такой веер в качестве оружия приобрело популярность и у представителей других общественных классов, которым было запрещено носить меч в силу «низкого происхождения». Тэссэном можно было фехтовать, отражать им летящие дротики и ножи или же координировать действия подчинённых, а также использовать веер любыми другими способами.

──────── • ✤ • ────────

Техника владения веером

Техника применения веера делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии веер использовался как короткая дубинка, в развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например танто. Острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

──────── • ✤ • ────────

Что ж, спасибо, что прочитали эту статью, я надеюсь вам было интересно. До новых встреч!

Применение оружия в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару дней животное от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун — удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Jorejda

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Тэссен — боевой веер

Искусство применения боевого веера является самым необычным и самым редким видом техники кобудо. Более мирного предмета, чем веер, трудно вообразить, и все же он тоже может быть оружием. Никакой мистики в этом нет и секретной техники тоже. Просто в поединке используется не совсем обычный веер. А если быть совсем точным, то совсем необычный, железный. Им с одинаковым успехом можно пользоваться как для обмахивания в жаркую погоду, так и для защиты от вооруженного противника

История донесла до нас забавный случай применения боевого веера. Один высокопоставленный самурай по имени Мацумура Сокон, был широко известен как мастер рукопашного боя и работы с оружием. Слава о его ратных подвигах дошла до сёгуна. Желая убедиться в этом собственными глазами, а также произвести впечатление на своих подданных, он вызвал к себе мастера и сообщил, что через десять дней он устраивает праздник на котором хочет удостовериться в доблести прославленного воина, для чего тому необходимо будет сразиться с быком.

Приказ начальника — закон для подчиненного, в особенности в средневековой Японии. Но Мацумура был не только искусным, но и хитрым воином. В течении этих десяти дней он ежедневно приходил в стойло, в котором находился бык, и, оставаясь в безопасности за перегородкой, нещадно колотил его по морде боевым железным веером до тех пор, пока тот не падал на колени. Через некоторое время несчастное животное стало само падать на колени, как только самурай подходил близко.

Настало время праздника. Посмотреть поединок с быком собралось много гостей, в том числе и из других провинций. Мацумура вышел на площадку, где уже находился бык практически безоружным, с одним только вакидзаси за поясом. На этот раз в руках он держал самый обыкновенный веер. Однако, едва только бык увидел самурая, он тут же упал на колени и жалобно замычал. Надо ли говорить, что публика во главе с сёгуном была в восторге от столь убедительной демонстрации воинского мастерства

Данный эпизод скорее относится к курьезам, чем к реальной технике, но боевой веер применялся и в настоящих схватках, особенно там, где в силу церемониальных требований самурай не должен был обнажать меч, например, в доме своего повелителя

Интересен довольно нетипичный способ самозащиты при помощи тэссена, случившийся однажды… Согласно этикету, входя в дом или комнату старшего по положению, самураю следовало встать на колени, положить веер горизонтально перед собой, коснуться ладонями татами и совершить поклон, амплитуда которого зависела от разницы в социальном статусе гостя и хозяина. И вот, некий самурай должен был предстать перед своим господином для принятия наказания за серьезный проступок. Он подозревал, что его жизнь висит на волоске, и на самом деле был недалек от истины: подручные господина собирались сломать его шею тяжелыми створками раздвижной двери, когда он остановится между ними и склонится в ритуальном поклоне. Однако, по счастливой случайности или благодаря собственной находчивости самурай положил свой тэссен в дверной желоб, и когда двери внезапно пришли в движение, то вместо того, чтобы захлопнуться, убив его, они отскочили от металлического веера, не причинив ни малейшего вреда. Представ как ни в чем не бывало перед господином, он поверг его в такое изумление, что был тут же прощен.

С точки зрения техники применения, работа с веером делится на две части: работа со сложенным веером и работа с развернутым веером. В сложенном состоянии он использовался точно так же, как и короткая дубинка. В развернутом с его помощью можно было защититься от метательного оружия.

Тонкие кованные пластинки, из которых состоял веер, не в состоянии были выдержать удар стрелы или пущенного сильной и умелой рукой сюрикена, но повернутые под небольшим углом к линии атаки могли отклонить летящее оружие в сторону.

На близкой же дистанции с его помощью противнику закрывали обзор. С учетом этого, как правило, вместе с веером использовалось еще какое-то оружие, например, короткий меч танто (хотя танто очень часто ошибочно называют ножом, на самом деле это короткий меч). Кроме того, острым краем развернутого веера наносили удары по незащищенным уязвимым зонам противника (шея, лицо, внутренняя поверхность кистей рук и т. д.). Чередование раскрывания и закрывания веера во время поединка создавало дополнительную помеху, которую применяли для отвлечения и рассеивания внимания противника.

К большому сожалению всех поклонников кобудо, в настоящее время тэссен-дзюцу находится на грани почти полного исчезновения и сохранилось только в нескольких небольших фамильных школах в Японии

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]