Площадь трех вокзалов (Москва) — какие вокзалы расположены


Инфографика

Площадь построена в виде прямоугольника, который вытянут с запада на восток. С северной стороны свободное пространство украшено фронтонами Ленинградской и Ярославской станций. С противоположного южного края размещается Казанский вокзал. На восточной стороне площади берет свое начало Краснопрудная улица, которая отделяется от Каланчевской по насыпному валу с железнодорожными путями.

С боку насыпи видна гостиница «Ленинградская», выходящая своим фронтоном на местность. С Комсомольской пл. соединяются Рязанский пр. и пр. Комсомольской площади.

Таким образом, пространство ограничено объектами:

  • гостиницей Ленинградская;
  • зданиями трех вокзалов;
  • выходом станции метрополитена Комсомольская;
  • театрально-концертным залом ЦДКЖ;
  • торговым центром Московский;
  • небольшим общественным садом;
  • монументом Павлу Мельникову;
  • Центральным Таможенным Управлением.

Дом политехобщества и особняк Барышникова

По Мясницкой пройдите до Малого Харитоньевского переулка, поверните на него, пройдите до дома 4. Это дом Политехнического общества (Малый Харитоньевский переулок, 4). Дом построен в 1906 году в стиле неоготики, отсылающий к английской перпендикулярной готике.

В интерьерах дома тоже преобладает псевдоготический стиль, один из залов напоминает средневековый храм. Дом Политехнического общества является счастливым обладателем двора-колодца, наподобие питерских. Стены колодца не менее красивы, чем смотрящий на улицу фасад.

Возвращайтесь на Мясницкую улицу, следующий дом по четной стороне — 42. Это усадьба Барышниковых. Она была построена в стиле строгого классицизма в 1793–1802 годах. Обратите внимание на окна с утопленными наличниками. Еще один интересный момент — руст, он просто горизонтальный и лаконичный.

В этом особняке в 1823–1824 годах гостил А. С. Грибоедов, и здесь было написано его знаменитое произведение «Горе от ума».

Сегодня в здании располагается издательство газеты «Аргументы и факты», иногда проводятся экскурсии, где показывают красивую парадную лестницу, а также круглый бальный зал — знаменитую ротонду с колоннами и необычным плоским плафоном с эффектом купола.

Как добраться до Площади трех вокзалов

Площадь Трех вокзалов в Москве служит транспортными воротами столицы, через которые пассажиры проходят при прибытии поездов.

По городу существуют разные варианты проезда до Комсомольской площади (одноименной остановки общественного транспорта), сведенные в таблицу:

Вид транспортаОписание пути перемещения
Автобус№40, 122, Т88, А
Трамвай№7, 13, 37, 50
Троллейбус№14, 22, 41
Метрополитен станция КомсомольскаяПоезда линий Белорусская, Курская, Рижская. Выход метро располагается в 180 м от площади.
Автомобиль
  1. С центра города нужно проехать по Садовому кольцу и свернуть на Старую Басманную улицу.
  2. По Старой Басманной необходимо двигаться до Спартаковской улицы.
  3. Со Спартаковской следует свернуть на Новорязанскую улицу.
Автомобиль
  1. Со МКАД (108 км) нужно следовать по шоссе Энтузиастов (приблизительно 9 км).
  2. Далее необходимо съехать на Третье транспортное кольцо.
  3. С Третьего транспортного кольца следует свернуть на улицу Ольховскую.
  4. По Ольховской нужно доехать до улицы Новорязанской.
Маршрутное такси№269М, М570, М932, Комсомольская-Ашан

Церковь Архангела Гавриила

Между домами 24 и 24/7 по Мясницкой находится пешеходный проход во двор, ведущий в Кривоколенный переулок. Он дважды меняет направление, причем практически под прямым углом. Высокая башня зажата между многочисленными домами, и ее купол можно увидеть только со двора, с Мясницкой башню не видно.

По Кривоколенному пройдите до Архангельского переулка, поверните налево, на Архангельский переулок, пройдите до церкви Феодора Стратилата, внимательно посмотрите налево, чтобы не пропустить узкий проход к церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меншиковой башне.

Именно А. Меншиков приказал не только очистить Поганые пруды, но и более их не засорять, отсюда и название — Чистые пруды.

Церковь была построена в 1701–1707 годах в стиле петровское барокко. Это самое раннее из сохранившихся зданий этого стиля в Москве. Меншикову башню строил украинский зодчий Иван Зарудный и Доменико Трезини.

Меншикова башня считается одним из прообразов собора. Она во время своей постройки стала самым высоким зданием в Москве, превысив на 3,2 м колокольню Ивана Великого. В 1723 году в шпиль ударила молния, и верхние ярусы были разрушены. Только в 1773–1779 годах башня была восстановлена и приобрела свой сегодняшний нарядный облик.

Сгоревшие ярусы и шпиль восстанавливать не стали, а заменили на более компактный купол в виде винтообразной свечи. Фасад храма также оформлен в пышном барочном стиле: перед нами завитки, картуши, многочисленные вазоны, ниши, тонкие витые колонны, причудливые орнаменты, венки и цветы.

Доминантой декоративного убранства храма являются две массивные волюты (спиралевидные завитки с кружками в центре) на входе в храм. Несмотря на обилие элементов итальянского барокко, храм построен с использованием известного на Руси принципа строительства русских церквей — типичный восьмерик на четверике.

История создания площади и строительства трех вокзалов

Первоначально площадь именовалась как Каланчевская. Название связывалось с размещенным на ее территории палацем Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых). Сооружение включало высокую деревянную башню (каланчу).

Площадь трех вокзалов в Москве первоначально именовалась как Каланчевская.

В 1933 г. площадь переименовали в Комсомольскую. Новое название было приурочено труду молодых комсомольцев, которые строили метро и одновременно отпраздновали 15-летие со дня создания своей организации. Неофициально среди жителей города место получило название Площадь Трех вокзалов или просто Три вокзала.

Еще в XVII в. на данной территории располагались пастбища и болота, в народе ее называли Каланчевские поля. На месте сооружения Казанской железнодорожной станции несла свое течение река Ольховец. В северо-восточной стороне полей болотистая местность заканчивалась большим прудом Великим, носившем свое название с 1423 г.

Позднее он был переименован в Красный, занимал территорию 23 га. На юге локации брала свое начало река Печора с перекинутым через нее мостом из дерева, по которому пролегала Староминская дорога. В северной части водоема Алексей Романов возвел для себя палац, увенчанный вышкой-каланчой. Противоположно дворцу, с другой стороны поля располагалось Красное село.

Вплоть до XVII в. обширное пространство стояло не застроенным. Петр Великий часто организовывал возле водоема празднования, где палили из пушек, запускали фейерверки. При правлении Екатерины Великой местность включили в территориальные пределы столицы. В 1812 г. был взорван и сожжен Артиллерийский двор, располагавшийся на северной границе поля.

В 1840-х гг. градостроителю К. А. Тону было доверено соорудить вокзал железнодорожной станции вместо уничтоженного Артиллерийского двора, который первоначально получил название Николаевский. Западнее от новостройки осуществилось воздвижение особняка, в 1860 г. в него перевели таможенное управление.

Напротив Николаевского вокзала, через площадь, размещались ряды торговцев лесом (об их существовании в современное время напоминает пер. Леснорядский). В 1862 г. между новой железнодорожной станцией и Красным прудом по указу императора началась постройка Ярославского вокзала, продолжающаяся до 1907 г. (времени, когда ансамбль приобрел современный вид).

В середине XIX в. стартовала прокладка путей Казанской железной дороги, работы предусматривали возведение вокзальных помещений на месте торговли лесом. Для этих целей проводился дренаж местности, реку Ольховец пустили через трубу, были демонтированы ряды. Сооружение станционных помещений Рязанского вокзала осуществилось в 1862-1874 гг.

Современный вид здание получило в 1926 г. согласно проектной документации А. В. Щусева. В конце XIX в. с территории исчезла река Чечора, заключенная в трубу, проложена Краснопрудная улица. В начале XX в. был убран с карт города Красный пруд, вместо него появились склады.

В начале 1930-х гг. под поверхностью земли осуществилась прокладка ветки метрополитена. В промежутке зданий Ленинградского и Ярославского вокзалов прошло сооружение выхода станции метро, реконструкция его была выполнена в 1952 г. В тот год также сдалась в эксплуатацию гостиница Ленинградская, которая завершила архитектурную композицию площади.

https://youtu.be/9Dvzr6QQzV8

Особняки Нарышкина и Панина

После перехода на внутреннюю сторону Садового кольца вы окажетесь на Мясницкой улице. Идите до дома под номером 44 – особняк Нарышкина. Это владение в конце XVII века принадлежало дяде Петра I Льву Кирилловичу Нарышкину, основателю так называемого нарышкинского стиля.

Сам дом за несколько сот лет много раз перестраивался, так что он изменился до неузнаваемости.

Напротив дома Нарышкина находится дом 43 — особняк Панина. Это одно из старейших сохранившихся зданий Мясницкой. Свой современный вид он приобрел в 1791. Центральная часть главного фасада выполнена в виде портика с коринфскими колоннами.

На портике размещен аттик с полукруглым окном внутри арки. По бокам размещены классические треугольные фронтоны, стоящие на ионических пилястрах.

Архитектором здания принято считать итальянского архитектора Франческо Кампорези, работавшего в России по приглашению Екатерины Великой.

Три вокзала у площади

Площадь Трех вокзалов в Москве отличается от других тем, что на ее территории собраны шедевры архитектуры разных стилей. В одном месте аккумулированы отсылки к столице Империи, русскому северу и многоликому российскому востоку. Не выходя за пределы площади, можно осуществить экскурсию по 2 прошлым векам.

Парадные транспортные ворота столицы ежедневно встречают миллионы посетителей со всего мира. Каждый час тысячи человек проходят через них.

Казанский вокзал

До 1894 г. железнодорожная станция называлась Рязанской. Первичное деревянное помещение для нужд управления железнодорожными путями и сообщениями было сооружено в 1862 г. В 1864 г. по приказу императора работники станции возвели скромное каменное здание по чертежам М. Ю. Левестана, в котором в современное время размещается веерное депо.

Резолюция о сооружении новой постройки по проектной документации А.В. Щусева появилась в 1910 г. Строительство приняло не бывалый до тех пор размах, в создании внутреннего убранства участвовали художники Бенуа, Рерих, Лансер. Современный вид станция приобретала с 1913 по 1940 гг.

В 1950-х гг. осуществилась достройка помещений для нужд пригородного транспорта, которые соединили с метрополитеном Комсомольская.

Реконструкции также проводились в периоды:

  • В 1950-1970-х гг. увеличилась пропускная способность помещений.
  • В 1988-1997 гг. в ходе выполнения работ обновился фасад, расширились внутренние помещения, поднялись кровли.
  • В 2003 г. был закрыт подземный переход от метро к путям.
  • В 2012 г. на перронах построили наземное трехэтажное здание для нужд пригородного сообщения.

В результате перестроек архитектурный ансамбль сооружения на сегодняшний день являет собой сложную композицию, в которой специально не соблюдена симметрия.

Основное здание выполнено в неорусском стиле, характерными особенностями его служат:

  • Растянутые по горизонтали корпуса вмещают разные по функциональному назначению и размерам помещения.
  • Фасад украшен башней с часами.
  • Доминантой всего сооружения выступает многоярусная башня, которая сдвинута почти в угол и связывает фасады здания. Она имитирует башню Сююмбике Казанского Кремля и увенчана шпилем с драконом Зелантом (мифологическим существом из татарских сказок) высотой 2,7 м, весом 250 кг, размещенным на 70 м над уровнем земли.
  • Башенные часы вмещают на циферблате все знаки Зодиака (работа мастера Пушкарева). Башня ассоциируется с собором святого Марка в Венеции.
  • С боку выхода метрополитена на фасаде вокзального здания размещена эмблема с серпом, молотом и пшеничным колосом.
  • Украшает интерьер помещений зал ресторана, выполненный в стиле трапезной палаты времен московского барокко, он расписан художником Е. Е. Лансером.
  • Новые корпуса, построенные 80-90-х гг. прошлого столетия, отличаются от проектов Щусева, но органично вписываются в общий ансамбль.

На сегодняшний день вокзал обслуживает более 4 миллионов пассажиров в месяц, из которых 60% — это клиенты поездов пригородного сообщения.

Ленинградский вокзал

Площадь Трех вокзалов в Москве вмещает Ленинградские ворота в столицу, являющиеся самыми старыми.

Станция сменяла названия согласно хронологии:

  • до 1855 г. – Петербургская;
  • с 1855 до 1923 гг. – Николаевская;
  • с 1923 по 1937 гг. – Октябрьская.

Авторами проекта выступили Константин Тон и Рудольф Желязевич. Постройка датирована 1844-1851 гг., она входит в списки объектов культурного наследия. Здание являлось копией станции в Санкт-Петербурге, уменьшенных размеров.

По окончании строительства в комплекс помещений входили:

  • трехэтажный главный корпус;
  • складские одноэтажные помещения;
  • двухэтажная пристройка с квартирами служащих.

Первые незначительные реконструкции сооружение перенесло в начале XX в., в ходе которых открылась первая в стране депутатская комната на вокзале.

Далее перепланировка помещений осуществлялась в хронологии:

  • 1934 г прошло расширение кассового участка, добавились служебные помещения.
  • 1949 г проводилась реставрация внутреннего убранства по проекту А. Душкина.
  • В середине 1970-х увеличилось количество платформ и путей, а также площадь сооружения на 2300 м2, возвели 3-й этаж.
  • 1989 г. соорудили навесы над перронами, осуществили перепланировку.
  • 2008-2013 гг. прошла реставрация фасада и перепланировка помещений.

Сооружение имеет классический вид, который придавался всем конечным станциям Санкт-Петербурга и Москвы.

Отличительными особенностями его служат:

  • Украшают фасад равномерно приставные колонны и пилястры.
  • Трех четвертные колонны размещены в поэтажных проемах.
  • Окна первого этажа украшены двойными арками, ренессансными наличниками.
  • Связь с Санкт-Петербургом подчеркивает башня, которая венчает центральную часть здания.
  • В верхней части сооружения размещены спаренные окна, а в нижней проемы украшены гирьками (архитектурными элементами в виде перевернутых пирамид из кирпича или камня).

Вокзал обслуживает станцию Москва-Октябрьская, к перрону подходит 10 путей, разделенных на направления следования. С 1931 г. от станционной платформы ежедневно отправляется скорый поезд Красная стрела — первый в стране, вмещающий спальные вагоны.

Приблизительно 65% транспорта курсирует между Санкт-Петербургом и Москвой. Объемы перевозок приближаются к цифре 900 миллионов в год.

Ярославский вокзал

Площадь Трех вокзалов в Москве вмещает Ярославскую станцию, отличающуюся от 2-х других лидерскими позициями по пассажиропотоку.

Вокзал несколько раз переименовывался согласно хронологии:

  • 1862 — 1870 г. – Троицкий;
  • 1922 — 1955 г. – Северный;
  • с 1955 г. – Ярославский.

Первое вокзальное помещение возводилось под руководством М. Ю. Левистана, проект которого отвергло правление железной дороги. Продолжение работ было доверено архитекторам Р. Кузьмину и С. Шустову, и в 1862 г. осуществилось освящение нового сооружения.

Железная дорога продолжала строиться, постоянно увеличивался пассажиропоток, в результате чего власти несколько раз принимали решение о проведении реконструкции станции.

Перестройка здания проводилась согласно порядку:

  1. В 1895 — 1897 гг. прошли работы по перестройке помещений через низкую пропускную способность потока пассажиров. В результате перепланировали восточное крыло и возвели водонапорную башню.
  2. В 1900 — 1906 гг. помещения расширились за счет пристройки 2 флигелей, площадь здания увеличилась в 3 раза. Работами руководил Ф. Шехтель.
  3. В 1960-х гг. осуществилась новая перепланировка, которая позволила увеличить пропускную способность в 2 раза.
  4. В 1995 г. была проведена комплексная реставрация фасада и помещений, позволившая вновь увеличить пассажиропоток.
  5. В 2005 — 2014 гг. осуществилась последняя реконструкция, придавшая сооружению современный вид.

Автору проекта Ф. Шехтелю при планировании здания удалось соединить древнерусскую архитектуру с элементами отделки модернистского стиля.

Характерными особенностями сооружения являются:

  • Внешний вид похожий на терем.
  • Над парадным холлом возвышается крыша подобно гребню, само помещение выполнено в виде ризалита (выступающей за фасад части здания).
  • Башня увенчана шатром.
  • Над входом расположены гербы Ярославской, Московской и Архангельской губерний.
  • Ризолит декорирован полукруглыми пилонами.
  • Фасад здания ассоциируется со стилем древнерусского севера.
  • Сооружение опоясывает отделочный фриз зеленого окраса с орнаментами, а также украшают декоративные деревянные элементы, которые окаймляют свесы кровли.
  • Над кровлей высочатся кованые элементы.

На 2021 г. станция заняла лидирующие позиции по объему потока пассажиров в стране. Большая часть перевозок осуществляется пригородным транспортом (более 6 млн. в месяц)

Центросоюз и Дом страхового общества

Напротив усадьбы Барышникова по адресу Мясницкая, 39 находится редчайший образец европейского модернизма, построенный в 1928–1936 годах по проекту Ле Корбюзье с стиле— конструктивизм!

Построенное архитектором здание Центросоюза (Центральный союз потребительских обществ) — это административное строение для размещения в нем 2500 служащих, которые должны были быть обеспечены всеми необходимыми условиями для комфортной работы.

Сотрудники должны попадать на свои рабочие места по спиралеобразным пандусам с помощью механических подъемников непрерывного

Здание Центросоюза находится между двумя улицами — Мясницкой и проспектом Сахарова. Предполагалось, что люди будут ходить с одной улицы на другую между опорами-столбами под зданием.

По Мясницкой выйдете на площадь Мясницких ворот, поверните направо, пройдите до Сретенского бульвара, самого короткого из всех московских бульваров. Прямо перед вами сквер с памятником В. Шухову, а на другой стороне бульвара — дом страхового общества «Россия», расположенный по адресу: Сретенский бульвар, 6/1.

Фактически же дом занимает целый квартал между Сретенским бульваром, Бобровым, Фроловым и Милютинским переулками. Он построен в 1899–1902 годах. С точки зрения архитектуры здание выполнено в стиле эклектика. На фасаде присутствуют элементы неоготики, модерна, псевдорусского стиля.

Угловой главный фасад здания красиво декорирован готической остроконечной башенкой с часами и стрельчатыми арочками. На всех фасадах здания мы также замечаем круглые башенки-эркеры, элементы, стилизованные под окна-розы, обилие различных скульптур в нишах, да и просто на стенах.

Одна из башенок имеет остроконечный шатер с машикулями. Все это можно разглядывать бесконечно, представляя себя в музее, поэтому обязательно обойдите дом вокруг, найдите льва, саламандру, крокодилов, стайки летучих мышей, богиню и амуров, женские головы и т. д. Не забудьте про красивую ажурную чугунную ограду между двумя зданиями комплекса.

Доходный дом страхового общества «Россия» стал самым технически совершенным жилым домом Москвы. В доме была своя система вентиляции, увлажнения, фильтрации воздуха, своя система отопления, электростанция, работавшая на нефти, а питьевая вода добывалась из двух артезианских скважин глубиной 50 метров.

В доме были построены электрические лифты — новинка для Москвы начала XX века.

Достопримечательности и развлекательные учреждения на территории вокзалов

Комсомольская площадь – это не только ворота для прибытия в столицу, но и место, где можно найти развлечения и интересные достопримечательности.

На территории Ярославского вокзала размещаются:

  • комната отдыха пассажиров с детьми;
  • кафе (Картошка, Кафе и кулинария, Пицца, блины, Стардогс);
  • магазины (сотовой связи, игрушек, Аленка, прессы, сувениров и одежды);
  • функционирует wi-fi;
  • установлены вендинговые автоматы;
  • ресторан KFC.

В вокзальных помещениях Казанского можно посетить:

  • гостиницу;
  • зал официальных делегаций;
  • интернет-кафе;
  • 28 кафе;
  • магазины (1000 мелочей, продуктовые, игрушечные, бижутерии, сотовой связи, одежды, кожгалантереи, косметики, прессы, книжный, серебряных изделий, сувенирный, цветов, торговый центр Казанский);
  • часовню;
  • рестораны (Гриль Хаус, Иль Патио, Криспи Крем, Кофе Хауз Экспресс, Пельменная и Ресторанный дворик).

На Ленинградском вокзале размещаются:

  • аптека 36,6;
  • кафе (Хлеб насущный и Daily food);
  • 11 магазинов (Daily food, игрушечный, Военторг, книжный, Красная машина, пресса, сувенирный, цветочный);
  • 4 ресторана (Коста Кофе, Иль Патио, T.G.I. friday’s, Планета Суши).

На Площади трех вокзалов находятся достопримечательности:

  • памятник-фонтан Георгию Победоносцу;
  • храм Казанской иконы Божьей Матери;
  • памятник создателям Российских железных дорог;
  • станция метро Комсомольская;
  • памятник Павлу Мельникову – первому министру путей и сообщений;
  • бюст А. В. Щусева.

Дома Юшкова и Перлова

По Боброву переулку выйдете на Мясницкую улицу. На углу Боброва и Мясницкой находится Академия живописи Ильи Глазунова (Мясницкая, 21, строение 1). Каменный двухъярусный дворец с ротондой – дом Юшкова, был построен предположительно в 1783–1793 годах в классическом стиле.

С архитектурной точки зрения впервые был построен угловой дом с ротондой и симметричными крыльями по бокам. Ротонда оформлена изящными ионическими (с завитками) колоннами. Внутри нее находится Большой круглый зал — основное архитектурное украшение интерьера. Зал перекрыт куполом со световыми окнами и всегда наполнен светом.

В 1989 году И. С. Глазунов основал в этом доме Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.

По соседству с домом Юшкова находится доходный дом С. В. Перлова с чайным магазином. В 1887 году старейшему чайному торговцу Москвы Перлову указом императора было пожаловано дворянское звание за заслуги в развитии чаеторговли.

Связь бизнеса чаеторговцев Перловых с Востоком, и в основном с Китаем, побудила владельцев дома к переделке фасада в китайском стиле. Архитектором К. Гиппиусом была создана настоящая пагода, таким образом, фасад Чайного домика стал своеобразной рекламой торгового дома Перловых.

В наши дни здание взяла в аренду внучка Перлова и провела его реставрацию. Реконструкцию помогали проводить китайцы, 112 элементов декора были привезены из Китая. Необычен также и интерьер магазина, если еще не были внутри, советую заглянуть!

Интересные факты

В Москве Площадь Трех вокзалов строилась на протяжении 2 столетий, она имеет историческую ценность и ряд фактов, связанных с ней:

  • На Ярославской железнодорожной станции находится исходная точка Транссибирской магистрали Великого Сибирского пути, который направляется сквозь Евразию, соединяет столицу с крупными городами восточной части страны. Отметка начала магистрали размещается между 3 и 4 перроном.
  • Начиная с Казанского вокзала, в сторону Рязани обустроено левостороннее движение составов являющееся единственным в России.
  • Железнодорожная милиция, как специальное учреждение, образовалась 18 февраля 1919 г. на Казанском вокзале. Теперь эта дата отмечается как день празднования транспортной полиции в России.
  • В помещениях Казанского вокзала в круглосуточно работающей пельменной первые 8 суток после своего прибытия в столицу ночевала певица Максим.
  • До 2015 г. в помещениях Казанского вокзала работал киоск Жди меня, где можно было оставить заявку на поиск человека.
  • Ленинградский вокзал является самым старым в городе.
  • Ярославский вокзал возглавляет ТОП по пассажиропотоку. Ежедневно он принимает приблизительно 300 поездов в день.
  • Казанский вокзал является самым большим в Европе.
  • С 1961 г. администрация Ярославского вокзала периодически вводила плату для сопровождающих с целями уменьшения человеческого потока.

На сегодняшний день Площадь трех вокзалов является примером идеального сочетания эстетики и функциональности. Ведь ворота Москвы – это не просто узловые станции для поездов, но и помещения для обслуживания пассажиров, памятники архитектуры, шедевры инженерного искусства.

Почтамт и «Дом со львом»

Напротив дома Перлова находится здание Почтамта. Московский почтамт размещался на этих землях еще с 1785 года. На углу с Чистопрудным бульваром архитектором в 1855–1856 годах было построено здание Московского императорского почтамта.

В 1912 году рядом со старым зданием Почтамта на Мясницкой было построено новое здание. Фасад с отсылками к средневековому романскому стилю проектировали братья Веснины. В центре здания находится огромный операционный зал.

Световой фонарь над залом — одна из немногих уникальных конструкций гениального инженера Шухова, который спроектировал трехслойный свод, а между слоями было организовано рабочее место стекольщика.Сложность постройки была в отсутствии опор по всему огромному залу.

В 1912 году состоялось торжественное открытие нового здания Почтамта. С того времени он ни разу не перестраивался. Сейчас комплекс Главпочтамта включает 17 строений.

Предлагаю прогуляться к единственному зданию, сохранившему имя князя. Это церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах, хотя москвичи называют ее Мен шиковой башней.

По пути к башне проойдите до дома 15 по Мясницкой. Это так называемый «Дом со львом», доходный дом И. Е. Кузнецова. Здание было возведено в 1908–1910 годах в стиле неоклассицизма. В центре сооружена крупная арка с кессонами.

В арке перед входом стоит скульптура льва с гербом в лапах, что тоже необычно, так как чаще размещали двух львов по бокам от входа. Фасад оформлен барельефами с полуобнаженными античными фигурами.

Политехнический музей на Лубянке

Предлагаю закончить прогулку по маршруту №5 у здания Политехнического музея на Лубянской площади. В 1874 году началось строительство здания музея архитектором И. А. Монигетти. Строительство музея велось 30 лет. Над его обликом в разные годы трудились архитекторы Н. А. Шохин, А. Е. Вебер, князь Г. И. Макаев и другие.

Для здания был выбран псевдорусский архитектурный стиль, таким образом, здание музея перекликается со зданиями ГУМа и Исторического музея на Красной площади. Фасад Политехнического музея богато декорирован древнерусскими элементами: резными наличниками, колонками, башенками.

Советую обойти здание со всех сторон, так как его строившиеся в разное время фасады отличаются друг от друга, но в то же время объединены единым стилем.

Смотрите также интересный аршрут по Соборам Москвы и Кремля.

На этом заканчивается длинный и насыщенный маршрут от Комсомольской площади до Лубянки. Пешком по прямой весь путь составляет всего 3 км.

Усадьба Черткова и дом Кузнецова

Вернитесь на Мясницкую улицу. По Кривоколенному переулку пройдите до Банковского, поверните направо и вскоре выйдете на Мясницкую. Идите до дома номер 7, строение 1. Это усадьба Черткова.

Дошедший до нас особняк был перестроен в 1787 году в стиле классицизм, предполагающем колонны, портик и прочие атрибуты этого стиля. Усадьба перестраивалась при Чертковых, а в конце XIX века Шехтель соорудил в особняке красивуюбеломраморную лестницу.

В современном облике усадьбы ясно читаются черты необарокко, а в нарядных эклектичных интерьерах можно встретить и необарочные, и псевдоготические, и неомавританские элементы.

В 1831 году особняк купил А.Чертков. Многие писатели того времени были дружны с ним и часто бывали в этом доме. Среди них А. С. Пушкин, М. П. Погодин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь и другие. Посетителем библиотеки был Л. Н. Толстой в то время, когда работал над романом «Война и мир». Здесь читал книги и К. Э. Циолковский.

На углу Мясницкой, 8/2 и Большого Златоустинского переулка, почти напротив особняка Черткова находится Дом Кузнецова (Дом фарфора), который был построен в 1898–1903 в стиле модерн. Фасад состоит из гигантских окон-арок в три этажа. Простенки между этими окнами украшены консолями, на которых размещены маски покровителя торговли крылатого бога Меркурия.

Первый этаж занимал магазин фарфора, а на втором были конторские помещения и правление «Товарищества». Спустя сто с лишним лет, несмотря на все перипетии истории, в доме и сегодня продолжает находиться магазин фарфора.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: tourirana@cp9.ru