Каждый зал Государственного исторического музея — маленький архитектурный шедевр и исторический экспонат. Изучаем вместе с Софьей Багдасаровой.
ГИМ строился, когда обезличенные музейные залы с белыми стенами еще не вошли в моду. Каждый из залов задумывался как архитектурное обрамление экспозиции и имел собственную тему. В декоре интерьеров цитировались храмы и другие здания соответствующей эпохи. А проекты разрабатывали лучшие архитекторы того времени. Вот несколько из этих залов-экспонатов.
Парадные сени
Какое время: XV–XIX века Чем вдохновлялись: Новоспасский монастырь (Москва), Софийский собор (Новгород), cобор Василия Блаженного, Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, церковь Никиты Мученика за Яузой, Васильевский монастырь близ Кидекши.
Парадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМа
Парадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМа
Парадные сени. Фотография: пресс-служба ГИМа
Огромные Парадные сени — когда-то главный вход в музей. Самое запоминающееся в декоре сеней — потолок. Это гигантская роспись с изображением символического родословного древа русских правителей — от равноапостольных князей Ольги и Владимира до императора Александра III с супругой (всего 68 портретов). Древо создано на основе фрески XVII века «Древо государей Российских» в соборе Новоспасского монастыря в Москве — родовой усыпальнице бояр Романовых. Та роспись, созданная при царевне Софье, сильно пострадала (ведь после революции в монастыре находилась исправительная колония). Часть фресок была снята со стен и ныне хранится в ГИМе. Эта роспись в ХХ веке была забелена.
Орнамент, который покрывает стены, повторяет «травы», которыми было расписано царское место Ивана Грозного в Новгородской Софии. А цокольная часть стен «искусственного мрамора» создана по образцу папертей собора Василия Блаженного. Львы у пилонов мраморной лестницы взяты с Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Позолоченная решетка у входа в Византийский зал повторяет узор резной сени из кремлевского Успенского собора — а с обратной стороны портал оформлен по образцу церкви Никиты Мученика за Яузой и Васильевского монастыря близ Кидекши.
Экспозиции
Собранные в музее сокровища выставлены в 39 залах. Однако, на площади 4000 кв. м удалось разместить лишь 22 тысячи экспонатов. Это только малая часть, хранящихся в историческом музее предметов — 0,5% от имеющихся фондов. Все экспонаты Государственного исторического музея невозможно осмотреть во время одного визита. Если задержаться возле каждой витрины всего на одну минуту, для полного изучения коллекции потребуется 360 часов! Не удивительно, что для обслуживания такого огромного музея работает более 800 сотрудников.
Исторический музей считается самым большим национальным музеем страны, и ежегодно его посещает до 1,2 миллионов человек. Для того, чтобы туристы смогли увидеть редкие артефакты, хранящиеся в запасниках, здесь круглый год организуют выставки.
Пройдя по залам музея, посетители могут узнать об истории страны, начиная с древнейших времен до начала прошлого века. С недавнего времени осмотреть главные экспозиции можно виртуально. Для этого достаточно зайти на сайт музея.
Византийский зал
Какое время: III–ХII века Чем вдохновлялись: катакомбы Рима, мавзолей Галлы Плацидии (Равенна), Татевский монастырь (Армения), собор Святой Софии (Стамбул), монастырь Пантократора (Стамбул), собор Монреале (Палермо) Важный экспонат: чарка, выточенная императором Петром I собственноручно из ореха в 1709 году
Византийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМа
Византийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМа
Византийский зал. Фотография: пресс-служба ГИМа
Три зала Христианской анфилады (ныне здесь располагается экспозиция «Золото») иллюстрировали византийское искусство, которому русское столь многим было обязано. Для его отделки архитекторы изучили те раннехристианские памятники, увидеть которые и сегодня весьма затруднительно, — катакомбы Рима, а также византийские мозаики Равенны, Стамбула и сицилийских храмов.
Первый зал — уменьшенная копия центрального пространства Святой Софии в Константинополе. Оттуда скопирована мозаика с изображением императора Льва VI у ног Христа. Также анфилада украшена копиями фресок из римских катакомб святых Каллиста, Прискиллы, Агнессы, Корнилия, Претекстата и Люцины. Из равеннского мавзолея Галлы Плакидии взята композиция «Добрый Пастырь», а пол, где изображен голубь с оливковой ветвью, — копия мозаичного покрытия из катакомб святой Елены в Риме, раскопанного в 1838 году.
Зал № 2 (зал каменного века)
Какое время: первобытная эпоха Чем вдохновлялись: археологические памятники деревни Волосово на Оке Важный экспонат: фигурка полярной куропатки со стоянки Мальта в Иркутской области, изготовленная 22-20 тысяч лет назад, резьба по кости
Зал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМа
Зал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМа
Зал № 2. Фотография: пресс-служба ГИМа
Этот зал посвящен эпохе неолита и украшен узорами, заимствованными из ямочно-гребенчатого декора сосудов, найденных в середине XIX века близ деревни Волосово.
Но ключевое в оформлении зала — панно «Каменный век», созданное художником Виктором Васнецовым. Для его написания меценат Савва Мамонтов построил Васнецову в своей усадьбе Абрамцево мастерскую, а позировали художнику местные крестьяне и гости Мамонтовых (в том числе Валентин Серов).
Непривычный для сказочника сюжет трактован достаточно натуралистично: люди немыты, лохматы… Тут несколько сцен: «Добывание огня и ловля рыбы», «Обработка шкур», «Охота на мамонта», «Пиршество». Васнецов рисовал на основе тех данных, которые предоставили ему ученые конца XIX века (консультантами были антрополог Московского университета Дмитрий Анучин и археолог Владимир Сизов), и сегодня многие элементы его «реконструкции» считаются устарелыми и ошибочными.
Здание Исторического музея в Москве
В XV-XVI веках здесь находился почтовый двор, затем Сытный отдаточный двор, а потом Земский приказ — центральный орган власти. В 1699 году для него возвели отдельное строение — красивый двухэтажный особняк в стиле нарышкинского барокко, щеголявший башенкой и наличниками. Часть его помещений была впоследствии отдана Главной аптеке. С 1755 по 1793 годы здесь находится Московский университет, а после — конторы городских властей. В 1874 году эта территория была выделена для строительства здания Исторического музея.
Согласно первоначальным планам, старый Земский приказ должен был быть сохранен во дворе нового комплекса, но в 1875 году дом снесли. Здание ГИМ, построенное по архитектурному проекту А. А. Семенова и В. О. Шервуда, выполнено в псевдорусском стиле по облику и подобию терема — он отражает историческое прошлое великой России. Две главные башни венчают двуглавые имперские орлы, меньшие боковые шатры украшены львами и единорогами, а фасады поражают обилием искусного мелкого декора — кокошников, ширинок, арок, гирек, киотцев, тянутых карнизов и наличников. К сожалению, полная реализация проекта так и не была осуществлена: облицовка огромного строения оказалась слишком затратной. Внутри здания также присутствуют псевдорусские мотивы, но у каждого из многочисленных залов есть свои «изюминки». К их оформлению привлекались известнейшие из мастеров — В. М. Васнецов, И. К. Айвазовский, Г. И. Семирадский.
В 1889 году музейное здание было расширено поперечным корпусом, установленным между малым и большим внутренними двориками и рассчитанным на 500 мест. В 1914 году на месте разобранного лекционного зала были созданы архив, библиотека и отдел рукописей. Проектом руководил И. Е. Бондаренко.
Здание Государственного исторического музея находится под защитой ЮНЕСКО как неотъемлемая часть ансамбля Красной Площади.
© Татьяна Лискер
Зал № 5 (зал железного века)
Какое время: железный век Чем вдохновлялись: ювелирные украшения и керамика «звериного стиля» Важный экспонат: парадные секиры IV–V веков до н. э., найденные в Архангельской губернии на берегу реки Пинеги
Зал № 5. Фотография: пресс-служба ГИМа
Зал № 5. Фотография: пресс-служба ГИМа
Зал № 5. Фотография: пресс-служба ГИМа
Зал, посвященный железному веку, украшен декоративными мотивами «звериного стиля». Самые знаменитые образцы этого искусства — золотые скифские украшения, однако в нем творили и сарматы, и другие народы Европы и Азии.
Головы зверей и птиц на карнизе взяты с находок в мерянских и екатеринославских курганах, а рельеф над дверным проемом с фантастической птицей вдохновлен сибирским золотым украшением из Эрмитажа. Львы в зале скопированы с предметов в скифских могилах, а мозаика пола повторяет гончарные узоры из курганов Владимирской и Ярославской губернии.
Новгородский зал (№ 9)
Какое время: XII–XV века Чем вдохновлялись: церковь Спаса на Нередице, церковь Святого Георгия на Старой Ладоге, иконы «Битва новгородцев с суздальцами», «Знамение» Важный экспонат: берестяная грамота 1220–30-х годов с «автопортретом» новгородского мальчика Онфима (из набора его упражнений)
Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Новгородский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Для украшения этого зала была приглашена артель палехских мастеров во главе с художником-реставратором Николаем Софоновым, которые изготовили копии фресок Спаса на Нередице (позже уничтоженные фашистами). В центре свода, будто в куполе храма, изображено Вознесение Христа. На стенах — святые и композиция с изображением князя Ярослава, преподносящего модель этой церкви Христу. Одна из росписей повторяет знаменитую икону «Битва новгородцев с суздальцами», другая — план Древнего Новгорода с иконы «Знамение» из церкви Михаила Архангела. Этот и другие залы с «христианскими» фресками по идеологическим соображениям в советское время были забелены и только в 1990–2000-е годы открыты после реставрации.
Для украшения зала была изготовлена копия Корсунских ворот Новгородской Софии. Мозаичный пол вдохновлен орнаментом из церкви Святого Георгия на Старой Ладоге, а арочные проемы украшены по образцу порталов Софии Новгородской.
Часы работы
Время работы музея устанавливается в зависимости от сезона.
В период с 1 сентября по 31 мая комплекс открыт с 10.00 до 18.00 во все дни, кроме пятницы и субботы. В эти дни он работает с 10.00 до 21.00. Выходной день — вторник.
22 и 28 ноября — музей закрыт.
26 ноября, а так же 3, 10 и 24 декабря — с 10:00 до 18:00.
В летний период с 1 июня по 31 августа музей работает ежедневно с 10.00 до 21.00.
Время работы касс заканчивается за 1 час до закрытия ГИМ.
Владимирский зал (№ 10)
Какое время: XII–XV века Чем вдохновлялись: Дмитриевский собор (Владимир), Успенский собор (Владимир) Важный экспонат: половецкая «баба» из села Ступки Донецкой области — языческий идол XIII века
Владимирский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Владимирский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Владимирский зал. Фотография: пресс-служба ГИМ
Декор этого зала «белокаменный»: здесь использованы слепки рельефов Дмитриевского собора. Это композиции с изображением царя Давида и Александра Македонского, семейный портрет Всеволода Большое Гнездо с сыновьями. Интерьер дополнен фресками из Успенского собора, которые создавала та же палехская артель. Причем в то время, когда шла работа, фрески в Успенском соборе только-только были раскрыты, и именно Софонов делал их кальки. Рисунок мозаичного пола взят оттуда же.