Архангельский собор московского кремля интересные факты


В фокусе этой статьи будет Архангельский собор Московского Кремля. Монументальное сакральное сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Но наружные приделы и галерея соотносят церковь с древнерусскими канонами зодчества. А что же внутри? Интерьеры словно проникнуты идеей самодержавия, воспетого Русской православной Церковью. И в этом нет ничего удивительного: ведь храм изначально задумывался как дворцовая капелла, да еще и усыпальница всех московских князей «мужескаго пола».

Великих княжон и цариц хоронили в соседнем Вознесенском соборе. После того как его взорвали, останки женщин перенесли в Архангельский. Можно ли увидеть все это? Несомненно. Ведь с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. А по большим религиозным праздникам в храме проводятся службы. Интересная деталь: перед каждой из них собор освящают наново. Давайте же вместе пойдем на виртуальную экскурсию в этот храм. Представленные ниже фотографии помогут вам составить представление о вычурной архитектуре и прекрасном богатом убранстве этого чуда итало-русского зодчества.

Архангельский собор Московского Кремля: история

Почему он так назван? Архистратиг Михаил издавна считался покровителем московских князей в их ратных делах. Предводитель ангелов, победивший с воинством небесным Сатану, чтился ими. Отправляясь в поход, русские князья обращались к нему с молитвой о победе. Вот почему Архангельский собор просто обязан был возникнуть на Соборной площади Московского Кремля. И он появился, правда, не такой, каким мы видим его сегодня. Первое здание было, как и весь Кремль, деревянным. Скорее всего, его воздвигли во время недолгого правления князя Михаила Хоробрита (1247-1248), брата Александра Невского. Это была вторая по величине церковь города. Однако первый Архангельский собор Московского Кремля не предназначался для захоронений князей. Сам Михаил Хоробрит, погибший в войне с литовцами, покоится в Успенской церкви во Владимире. И только начиная с племянника этого князя, Даниила, который унаследовал трон, московских правителей хоронят в пределах Архангельского собора. Но скоро деревянный храм снесут и построят на его месте каменный. А потому настоящей усыпальницы в первой церкви не было. У южной стены был похоронен Даниил, а в самом храме — его сын Юрий.

Архангельский собор Московского Кремля

Архангельский собор украшает южную — «княжескую» часть Соборной площади. Он расположен рядом с Благовещенским собором и входит в число основных храмов на территории Московского Кремля. Вплоть до ХVIII в. там находили вечный покой великие князья и цари, а сейчас мы воспринимаем этот памятник архитектуры как частичку «живой и зримой» истории российского государства.

Во времена Средневековья и Русь, и европейские страны находились в непрерывной борьбе, будь то внешние неприятели или междоусобные конфликты. При этом главной проблемой были не разбойники и гражданские войны, а борьба между удельными князьями. Междоусобицы шли из-за земель, денег или Великокняжеского престола. Немного было тогда мудрых политиков, которые выступали за объединение, подобно Александру Невскому.

Так или иначе, войны на Руси не прекращались, и все мужчины были потенциальными воинами-защитниками. Небесным покровителем всего воинства на Руси издавна считался Архангел Михаил. В честь этого святого и был возведен при брате Александра Невского Михаиле Хоробрите деревянный храм на территории Московского Кремля. В период правления Великого Князя Ивана Калиты его воссоздали уже в камне.

Иван III вновь занялся перестройкой Архангельского собора и пригласил для этого итальянского архитектора Алевиза Нового или Фрязина. Таким необычным прозвищем мастера наделили уже в России, потому что попросту не могли выговорить настоящее имя Алоиза Ламберти да Монтаньяна. Алоиз-Алевиз подошел к делу серьезно и занялся изучением русской культуры. При этом он так полюбил все русское, что даже одеваться стал по-другому, сменив изысканные итальянские наряды на добротные русские костюмы.

Храм планировали использовать в качестве усыпальницы для великокняжеского рода. Алевизу Новому, подобно его предшественнику, строителю кремлевского Успенского собора, Аристотелю Фиорованти, пришлось со всей тщательностью изучить традиционное русское храмостроительство и следовать его основным принципам. Однако он выполнил задачу творчески и воссоздал внешний облик собора, добавив в него итальянские конструктивные особенности. С фасадов храм был разделен на две горизонтальные части при помощи карниза, а вместо традиционных для русской архитектуры лопаток в два ряда установили пилястры, увенчанные коринфскими капителями. Закомары тоже отделены карнизами, а во внутреннем пространстве в качестве декора помещены резные раковины.

Во время возведения нового собора Иван III умер, и его погребли в еще недостроенных стенах. Попечителем строительства пришлось стать князю Василию III. С этого момента Архангельский собор стал усыпальницей, там находили упокоение Великие князья, а потом и цари вплоть до Петра Великого.

В XVI веке храм обнесли галереями. Росписью он был украшен изначально, но сохранилась только работа мастеров, которая была выполнена в период с 1652 по 1666 годы и точно воспроизводила предыдущую. Старую роспись можно видеть только на стенах диаконника, в месте захоронения Ивана Грозного.

Архангельский собор сверкает пятью главами. Он относится к крестово-купольному типу. У куполов есть заметное смещение на восток, непривычное для русских архитектурных памятников. Форма столпов, или колонн, кресчатая, а не круглая, как у Успенского собора, построенного Аристотелем Фиорованти. В западную часть храма установили двухъярусную паперть для членов княжеской семьи, с приделом в честь святого Акиллы.

Во второй половине XVI века к северной и южной апсидам пристроили два одноглавых придела – в память о мученике Уаре и Иоанне Предтече. У них есть отдельные входы со стороны площади.

Архангельский собор знаменит, как усыпальница царских родов Рюриковичей и Романовых. Всего в нем расположено 46 захоронений, относящихся к царским династиям. Первым был Иван Калита, а последним — брат Петра I Иван Алексеевич. Здесь же захоронили сначала и Бориса Годунова, но затем тело родоначальника несостоявшейся династии было выброшено из стен собора и перенесено в Троице-Сергиеву Лавру Лжедмитрием. Покоятся в соборе и личности, возведенные в ранг святых — царевич Дмитрий Иванович и Михаил Черниговский.

Архангельский собор выделяется своим иконостасом, представляющим немалую историческую ценность. Его установили в 1681 году, к этому же времени в большинстве сврем относятся и иконы. Главная святыня – древнейшая житийная икона Архангела Михаила, которую, если верить преданию, создали благодаря супруге князя Дмитрия Донского Евдокии.

Собор неоднократно переживал тяжелые времена. В Отечественную войну 1812 года Наполеон разместил в здании алтаря походную кухню и провиантский склад. В мятежные революционные годы собор был сильно поврежден при обстреле и закрылся, а в 1929 году в Кремле снесли Вознесенский монастырь и перенесли в храм останки женской половины великокняжеского рода. В 50-х годах прошлого века собор стал музеем, а в 1991 Патриарх Алексий II проводил в нем службу над мощами Дмитрия Донского, канонизированного православной церковью в 1988 году.

Сейчас храм состоит из трех престолов: центрального в память об Архангеле Михаиле, южного придела — Зачатия Иоанна Предтечи, Северного придела — мученика Уара, и у западного входа — придела Покрова Пресвятой Богородицы.

Примечательно, что люди прилагали больше усилий для разрушения храма, чем неумолимое время. Он обстреливался, закрывался и вновь ремонтировался.

В 70-х годах XX столетия его реставрировали и открыли для посещения. Сейчас попасть в Архангельский собор можно, приобретя билеты на территорию Кремля.

Первый каменный собор

В 30-х годах четырнадцатого века Московский Кремль уже начал приобретать современный нам вид. Появились каменные соборы: Успенский, Спаса на Бору и Святого Иоанна Лествичника. Великий князь Владимирский и Московский Иван Данилович Калита завершил ансамбль площади. А помог ему в этом… неурожай ржи. Когда злак повсеместно пошел в рост и не дал зерна, князь дал обет, что построит каменный собор взамен обветшалого деревянного, если его страну минует голод (и связанный с ним бунт). В исполнение клятвы он в 1333 году – за одно лето, как сообщают рукописи – воздвиг церковь. Ее уже в сентябре окропил митрополит Феогност. Этот Московский Архангельский собор времен Калиты был небольшим. На скромные размеры указывают сжатые сроки строительства и запись в Степенной книге шестнадцатого века: по сравнению с «ветьхим» храмом, «новый был велик». Скорее всего, это была одноглавая четырехстолпная церковь, подобная Спасу на Бору. Позже к ней стали достраиваться приделы – скорее всего, деревянные. Они носили названия, созвучные именам сыновей Калиты, похороненных в Архангельском соборе — Андрея Критского и Симеона Столпника. Через полтора века, в 1471 году, храм обзавелся еще двумя приделами: Воскресения и апостола Акилы. Можно ли увидеть что-либо, оставшееся от собора времен Калиты? Ученые до сих пор спорят об этом. Одни считают, что современный нам Архангельский собор Московского Кремля архитектор шестнадцатого века построил «с нуля». Другие же утверждают, что старая постройка не была разобрана до основания, а была включена (фрагментарно) в новую.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор)
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью Св. Михаила на площади».

С момента своего основания вплоть до XVIII столетия Архангельский собор служил местом упокоения московских князей и царей. Надгробные памятники князьям со словами молитв и эпитафий на белокаменных плитах располагаются под сводами храма в строгом порядке. Гробницы династии Рюриковичей — вдоль стен храма. Гробницы царей из династии Романовых – у юго-западного и северо-западного столпов. Первый русский царь Иван Грозный и два его сына погребены в особой царской усыпальнице, устроенной в алтарной части собора.

Панорама Кремля в Москве.Гайтнер Среди наиболее почитаемых святынь Архангельского собора были мощи святого князя Михаила Черниговского, погибшего мученической смертью в Золотой Орде и святого царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Останки святых не предавали земле, а помещали в особые ковчеги – раки, предназначенные для поклонения верующих. Рака с мощами царевича Дмитрия установлена у юго-западного столпа под резной каменной сенью.

Первый каменный Архангельский собор, на месте деревянного, был заложен в 1333 году великим князем Иваном Калитой в благодарность за избавление от великого голода 1332 года. Этот голод был назван «рослой рожью» — сжатый хлеб пророс в копнах и от беспрерывных дождей весь погиб на полях.

Народ же прожил тогда довольно «безбедно», что сочли подлинным чудом и в память о том заложили большой каменный храм. В тот же год он был окончен и освящен митрополитом Феогностом.

Каменный собор был построен точно на месте прежде существовавшего деревянного Архангельского храма. О времени его появления среди специалистов существует две версии. Согласно первой, деревянный храм был построен очень давно — в конце XI — начале XII столетий, когда молодая Москва, как и всякий город, должна была иметь свой храм во имя Начальника Небесных Сил, издавна считавшегося покровителем русских князей-воинов.

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» Другие относят появление деревянного храма к первой половине XIII века, ко времени правления первого известного в истории города удельного московского князя Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. Он и заложил в Москве храм во имя своего небесного хранителя, и произошло это за 20 лет до начала правления князя Даниила Московского. К числу сторонников этой «поздней» версии, которую считают более достоверной, принадлежал и знаменитый дореволюционный историк Москвы, Иван Забелин.

Согласно его исчислениям, каменный Архангельский храм был пятым по счету из заложенных Калитой в Кремле после Успенского собора, церкви Иоанна Лествичника, несохранившегося Петроверигского храма и церкви Спаса на Бору. Тогда Калита, получивший ярлык на великое княжение, застраивал и обустраивал Кремль. Именно в его времена появилось само это слово — Кремль.

Иоанн Лествичник. Мерная икона в окладе. Мастерские Московского Кремля. 1554 г. Икона принадлежала старшему сыну Ивана Грозного и Анастасии — царевичу Ивану Ивановичу (1554-1582). Музеи Московского Кремля

В древности на месте его златоглавых соборов и зубчатых стен шумел сосновый бор, и поэтому холм, на котором возвели первые деревянные крепостные стены города, назвали Боровицким. Они появились уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого.

Слово же «Кремль» или «Кремник», как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-40-х годах — тогда, когда Калита повелел возвести новые городские стены из прочного дуба

Возможно, слово «кремль» произошло от древнегреческого»кремнос» — «твердый», но более вероятно, что в основе лежит славянское слово «крем», «кремник», означавшее «бор» или «лес». Это название сохранилось и после того, как в XV веке был построен новый Кремль из красного кирпича.

Новый Архангельский собор, заложенный Калитой, по мысли своего основателя и устроителя должен был стать ему последним прибежищем. Он и был погребен в нем первым — в апреле 1340 года. С тех пор всех правителей Москвы и России до Петра I хоронили здесь.

Архангельский собор. Вид торцов надгробий Вел. кн. Ивана Даниловича Калиты (ум.1340) Симеона Ивановича Гордого (1316-1353)и кн. Георгия Васильевича (1533-1563) Надгробия в первом ряду у южной стены. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева Лишь двое из них упокоены за пределами этой кремлевской усыпальницы. Мученик стольного московского града князь Юрий Данилович, брат Ивана Калиты, убитый в Орде Тверским князем Дмитрием в борьбе за ханский ярлык, был похоронен в Успенском соборе. И еще отец его князь Даниил Московский обрел последний приют в стенах Даниловского монастыря.

Незадолго до своей смерти Иван III решил перестроить древний Архангельский собор, а точнее — возвести новый на месте обветшавшего сооружения Калиты: еще в 1450 году Храм был поврежден во время грозы от удара молнии и сильного ветра и с тех пор сильно порушился.

21 мая 1505 года великий князь Иван Васильевич повелел разобрать ветхую церковь и в октябре заложил новую, но через несколько дней умер и был погребен в только что заложенном храме. Василий III Иванович И поэтому устроителем нового Архангельского собора считался уже его сын, великий князь Василий III, при котором был выстроен и освящен храм, доживший до нашего времени. За это правитель удостоился особого почета: его изображение в росписи храма поместили на самое лучшее место — на столпе против главного входа в храм.

Для работы был приглашен миланский архитектор Алевиз Фрязин, из числа итальянских мастеров, приехавших по приглашению Московского великого князя строить кирпичный Кремль.

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН Новый (наст Алоиз (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна) — итальянский архитектор конца 15 — начала 16 века, с 1504 года работал в Москве. В 1499 году послы Ивана III Ралев и Карачаров во время пребывания в Италии пригласили архитектора Алоиза Ламберти да Монтаньяна на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в Москву, куда прибыл только в 1503 году. Три года он провел при дворе крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал). В Москве он получил известность как Алевиз Фрязин

Алевиз построил традиционный для древнего русского православия крестово-купольный собор, но с элементами итальянского зодчества — например, украшение закомар — декоративные раковины с жемчужинами. Один старинный знаток Москвы и вовсе оценивал храм как здание «смелой готической архитектуры, с греческой древней смешанной».

В него перенесли мощи «прародителей государевых», начиная с Ивана Калиты. И в престольный праздник, 8 ноября 1508 года новый собор был освящен во имя Архистратига Михаила, Чиноначальника небесных сил — чтобы первый хранитель душ человеческих при жизни стал бы и хранителем их тел.

Архангельский собор. Вид торцов надгробий царя Василия Ивановича Шуйского (1557-1613), князей Старицких: Владимира Андреевича (после 1533-1569), Василия Владимировича (ок. 1552 г.-ок. 1574) и Андрея Ивановича (1490-1536). Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Погребение совершали на Руси до заката, чтобы покойник мог проститься с солнцем до Воскресения из мертвых. Гроб накрывали каменной плитой, и возлагали на него загашенные после отпевания свечи — в знак погашения всякой вражды. Перед гробницами всегда теплились лампады и горели свечи: в своих духовных завещаниях князья наказывали своим детям соблюдать, «чтобы память о родителях не преставала и свеча бы их на гробах родительских не угасла».

Архангельский собор. Общий вид надгробия имп. Петра II сбоку, на заднем плане часть северо-западного столба. Фотография К.А.Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. И над гробом, закрытым каменной плитой, возводилась каменная надгробница, на которой помещались икона, свеча и панихидное блюдо с кануном.

Эти надгробницы мы и видим сейчас в Архангельском соборе — все захоронения находятся под полом. В 1636-1637 г.г. древние надгробия заменены новыми кирпичными с резными белокаменными стенками, а в 1903 году они были покрыты бронзовыми футлярами.

И еще в Архангельском соборе с 1599 г. и до 1765 г. были «отдельные архиереи», предназначенные служить панихиды в дни кончины погребенных тут высочайших особ — князей и царей. Такого учреждения больше не было ни в одной московской церкви.

В этой раке, расположенной в часовне мч. Уара у алтарной стены Архангельского собора московского Кремля находятся честные мощи Св. Евфросинии Московской Богоматерь Благодатное Небо Внутри храма слева от Царских Врат в местном чине находится икона Божией Матери «Благодатное небо» — по преданию, она была принесена в Москву в конце XV века супругой вел. кн. Василия II Софьей Витовтовной, дочерью Литовского князя.

Впервые стенописью Архангельский собор был украшен в царствование Ивана Грозного в 1564-1565 гг. В начале XVII столетия во время польско-шведского разорения живопись храма основательно пострадала. Было принято решение о ее возобновлении. Работа над росписью продолжалась с 1652 по 1666 гг.

Святой Александр Невский. Фреска, 1666 г., Москва, Кремль, Архангельский собор, роспись юго-восточного столпа Согласно распоряжению царя Алексея Михайловича новая стенопись должна была в точности повторить древнюю. До начала работ мастер Оружейной Палаты Степан Резанец с помощниками составляли описания сохранившихся в храме изображений с указанием того, где они расположены. Решение царя ясно говорит о том, что идеи, положенные в основу программы росписи собора оставались актуальными в царствование Романовых.

Св. Даниил Московский. Фреска Кремлевского Архангельского собора Московского Кремля. XVII в. Над созданием новой росписи трудилась большая артель мастеров из разных городов России — Ярославля, Ростова, Костромы, Вологды и др. Возглавлял артель знаменитый царский изограф Симон Ушаков. Рука об руку с Симоном Ушаковым трудились такие талантливые мастера, как Федор Зубов, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Иосиф Владимиров и др. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи «политического богословия» времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. «Эпиграфом» ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой «иллюстрации» к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция «София Премудрость Божия» в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов.

Фреска центрального купола Архангельского собора. 1652-1666 гг

. В центральном куполе представлена композиция, получившая название «Отечество». Западную стену и часть сводов храма занимает цикл композиций, раскрывающих содержание Символа веры (краткое изложение основных догматов христианской религии). Он продолжает тему выбора веры, начатую в лоджии, и служит напоминанием о том, что защита веры — святой долг княжеской и царской власти. Составной частью цикла «Символа веры» является композиция «Страшный Суд», занимающая часть западной стены.

На северной и южной стенах храма — композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила, верховного ангела, проводника в мир воли Бога. На Руси он почитался как патрон великого князя и как ангел, сопровождающий души усопших к престолу Бога. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей — царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них — Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.

Уникальная особенность росписи Архангельского собора — цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.

Фрески с изображением московских князей над их гробами в Архангельском соборе

Внижнем ярусе росписи, над гробницами выполнены «воображаемые» портреты князей, погребенных в соборе. Место портрета в чреде княжеских изображений обусловлено расположением его гробницы. Князья представлены в светских одеждах фронтально или в трехчетвертном повороте к востоку с молитвенными жестами рук, в торжественном предстоянии пред алтарем храма. Вверху, рядом с каждой княжеской фигурой в медальонах помещены изображения святых покровителей князей, чьи имена они носили. Надгробные портреты князей наиболее точно следуют первоначальной росписи собора XVI в.

Надгробия в Архангельском соборе Московского Кремля (в центре надгробие Дмитрия Донского)

О композиционной основе XVI столетия говорят неподвижные, монотонно повторяющиеся позы изображенных, контуры фигур, очерченных прямыми строгими линиями. XVI веку принадлежит и типология княжеского костюма. На московских князьях орнаментированные шубы и длинные платья с жемчужными воротниками и золочеными поясами.

По сравнению с портретами на столпах храма, более парадных и репрезентативных, княжеские портреты надгробного цикла — камерные. В позах князей, в их жестах, ликах выявлено состояние личной молитвы о спасении. Все князья московского дома изображены с нимбами как святые. Вместе с праведниками, представленными в большой композиции «Страшный Суд» (западная стена), они наследуют жизнь вечную и предстательствуют перед Богом за своих потомков.

На столпах изображены князья Владимиро-Суздальской Руси — предки московских князей, как бы олицетворяющие предысторию Московского государства.

Надгробия великих князей Василия III, Ивана III и Василия II в Архангельском соборе Московского Кремля

Когда заключались грамоты между великим князем и удельными князьями на верность и о военном союзе против общего неприятеля, то «для вящего утверждения» они давали друг другу присягу именно в Архангельском соборе и целовали там крест на гробах своих отцов.

Надгробие царя Василия Шуйского (слева) и старицких князей Владимира Андреевича и Василия Владимировича (справа) в Архангельском соборе Московского Кремля Отсюда произошел еще один древний обычай, существовавший в допетровской Москве — класть челобитные государю на царские гробницы. Никто не мог препятствовать просителю войти в собор и оставить там свою просьбу, которая оттуда доходила до царя и попадала прямо в его руки. Этот обычай был отменен Петром I.

Архангельский собор. Надгробие кн. Андрея Радонежского у северной стены. Фото И.Ф. Барщевского 1895 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Инв. номер: МРА 2498.

Портрет царя Ивана V, Музеи Московского кремля -Иоанн (Иван) V Алексеевич (27 августа (6 сентября) 1666, Москва — 29 января (8 февраля) 1696, там же) — русский царь в1682—1696, из династии Романовых. Сын царя Алексея Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урождённойМилославской. Отец Анны Иоанновны, императрицы Российской империи Как известно, последним погребением в истории кремлевского храма стало захоронение брата Петра I, царя Ивана Алексеевича. Со времени переноса столицы в Петербург русских императоров стали хоронить в усыпальнице Петропавловского собора, и первым был сам Петр Великий.

Петр II Единственным исключением стал юный Петр II, приехавший в Москву на свою свадьбу в 1730 году и скоропостижно скончавшийся от оспы накануне венчания. И еще под сводами Архангельского храма в феврале 1826 года три дня находилось тело почившего императора Александра I. Его привезли сюда из Таганрога, где умер государь, по пути в Петербург.

Другим исключением стал Борис Годунов. Он тоже сначала был похоронен в Предтеченском приделе Архангельского собора, но в 1606 году повелением Лжедмитрия I тело его было вырыто и перезахоронено в Троице-Сергиевой Лавре.

Крышка раки царевича Дмитрия. Москва. Серебряная палата. 1628-1630. Вклад царя Михаила Федоровича в Архангельский собор. В Архангельском соборе похоронен св. царевич Дмитрий в серебряной раке. Здесь же хранилась его тафья, унизанная жемчугом и яхонтами — в собор ее прислал Петр I.

Строго говоря, в Архангельском соборе хоронили не только великих князей Москвы. При Иване Грозном здесь были погребены свв. мученики Черниговские — князь Михаил и его боярин Феодор, замученные в Орде в 1242 году и только в XVI веке привезенные в Москву по желанию царя.

Архангельский собор. Торцы надгробий Вел. князей Василия II Темного (1415-1462), Ивана III (1440-1505) и Василия III (1479-1533) и царевича Дмитрия (1552-1553). Фотография К.А. Фишера. 1905 г. Из коллекций Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Здесь же был похоронен любимый народный герой Смутного времени, полководец князь Михаил Скопин-Шуйский. Он участвовал в подавлении восстания известного И. Болотникова и в 1610 году освободил Москву от осады Тушинского вора — Лжедмитрия II.

Праздничное богослужение в день престольного праздника Архангельского собора Московского Кремля в год 500-летия собора Князь умер внезапно 23 апреля 1610 года, и народ приписал его смерть отраве, подозревая в убийстве дядю полководца, царя Василия Шуйского. Говорили, что героя отравила из своих рук дочь Малюты Скуратова, которая приводилась ему кумой: Ох, ты гой еси, матушка моя родимая, Сколько я по пирам не езжал, А таков еще пьян не бывал: Съела меня кума крестовая, Дочь Малюты Скуратова. И слышны были в Архангельском соборе «шум и гласы и плач» — о Смуте великой времени и о разорении царства Московского.

Известна история основания кремлевского Чудова монастыря, когда святитель митрополит Алексий, в 1357 году призванный в Орду лечить ослепшую жену хана Тайдулу, перед отбытием отслужил в Успенском соборе молебен перед гробницей св. митрополита Петра и было чудо: там сама собой возгорелась свеча. С этой свечой поехал святитель в Орду и исцелил Тайдулу, которая в благодарность подарила ему в Кремле место для устроения Чудовой обители — во имя Чуда св. Михаила-Архангела в Хонех.

Сам праздник, как и основанный Чудов монастырь, не имеет прямого отношения к Архангельскому собору. Интересно другое, почти неизвестное: оказывается, такое «чудесное самовозжжение» свечей случалось нередко и после того. И однажды это произошло в Архангельском соборе: у гроба Дмитрия Донского » свеща сама о себе возгореся» и горела много дней, не убывая в воске. Эта свеча долго хранилась в соборе, от нее многие брали целебный воск и «от различных болезней здравие приимаху.»

Снаружи южную стену Архангельского собора поддерживают каменные подпоры — контрфорсы. Эта стена треснула в конце XVIII века, когда для строительства Большого кремлевского дворца по проекту В.И.Баженова был вырыт огромный котлован.

Согласно проекту именитого архитектора предполагалось разрушить многие старинные здания в Кремле, а всю кремлевскую территорию заключить, как «в футляр», во двор нового дворца.

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Русское общество воспротивилось этому кощунству: по свидетельствам современников, Баженову несколько раз приходилось спасаться бегством от разгневанных москвичей. К счастью, у Екатерины II не хватило тогда средств для осуществления грандиозного строительства, и оно было прекращено, не состоявшись.

И все же беды обрушились на Архангельский собор в XIX столетии. Он сильно пострадал в 1812 году — в алтаре этого кремлевского храма была устроена походная кухня для Наполеона.

Говорят, что это сделали по совету шпионки Бонапарта, мадам Обер-Шальме, известной французской модистки с Кузнецкого моста. Она держала очень дорогой магазин шляп, в который до войны ездила вся Москва. За цены ее прозвали шельмой, а неблаговидная роль мадам во время войны только утвердила за ней это прозвище — многие даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени.

«обер-шельма»-мадам Мари-Роз Обер-Шальме. Когда французская армия вошла в Москву, мадам Обер-Шальме получила приглашение в Петровский дворец, где Наполеон временно устроил свою резиденцию. Там император советовался с московской француженкой, знавшей местные порядки и нравы, об освобождении русских крестьян от крепостного права

Эту «популистскую» меру он хотел провести одной из первых, надеясь обратить к себе большинство русского простонародья и тем удержать свою завоевательную политику. Наполеон спросил у мадам ее мнение по этому вопросу. «Я думаю, Ваше Величество, что одна треть из них, может быть, оценит это благодеяние, а остальные две трети не поймут, пожалуй, что Вы хотите сказать этим». — ответила модистка. Выслушав ее ответ, Наполеон понюхал табак, что он делал всегда, когда встречал какое-либо противоречие.

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами: слева – Третьего обретения главы Иоанна Предтечи; справа – Покрова Богородицы (с 1848 г. – придел Мученика Уара). 1880-е гг. И дело ограничилось кухней в кремлевском соборе, которую приписали совету французской шпионки с Кузнецкого моста. Она, кстати, сама обратилась к Наполеону с просьбой защитить ее от русских и иностранных кредиторов, которым она задолжала 300 тысяч рублей, потеряв из-за войны в России собственных 500 тысяч рублей состояния.

Икона Царевич Дмитрий в Архангельский собор в Москве. Слева: люди, глядя на его могиле./// Икона «Царевич Дмитрий», слева могила царевича. Поблагодарил московский люд Шельму. Оклады с икон были сорваны, раки ограблены, а мощи св. царевича Дмитрия спрятал от поругания священник соседнего кремлевского монастыря Иван Яковлев. Он нашел их лежащими подле раки, обернул пеленой и унес в Вознесенскую церковь монастыря, где спрятал их в нижнем ярусе иконостаса.

Только с повреждениями собора, полученными от Наполеона, сравнимы его разрушения в ноябре 1917 года, во время обстрела Кремля. А в следующем 1918 году в связи с переездом правительства в Москву Архангельский собор, как и все другие кремлевские храмы, был закрыт.

В 1929 году после сноса в Кремле Вознесенского монастыря, где была усыпальница цариц и великих княжен, в подклет Архангельского собора перенесли в белокаменных гробах их останки — под прах отцов, братьев и мужей.

Анастасия Романова на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде Среди них был и гроб Анастасии Романовой, первой жены Ивана Грозного. Недавняя экспертиза обнаружила при исследовании ее останков следы ядовитого химического вещества, что подтвердило версию об отравлении царицы приближенными. После смерти Сталина Кремль был вновь открыт для посещения, и с 1955 года в Архангельском соборе работает музей. В 80-х годах в собор влетела шаровая молния и ударила прямо в царские врата. .

«Архангел Михаил в деяниях», Иконостас собора, увенчанный Распятием, устроен в царствование Федора Алексеевича Романова в 1679-1681 гг. Все иконы написаны мастерами царской Оружейной палаты. Лишь в местном, нижнем ряду сохранилось несколько древних икон. Справа от Царских врат, находится храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», созданная около 1399 г. По преданию эта икона была написана по заказу вдовы Дмитрия Донского монахини Евдокии в память о великом князе и его победе в битве на Куликовом поле. План-схема захоронений великих князей и царей В Архангельском соборе захоронения русских великих и удельных князей, царей и их ближайших родственников размещались и оформлялись по таким же правилам. Все захоронения, за исключением погребений в раках, совершены под полом храма и отмечены в его интерьере высокими пустотелыми памятниками с двускатными усечёнными крышками. Застеклённые чехлы (1906 году) позволяют хорошо видеть белокаменные плиты с надписями и великолепным растительным орнаментом. В общей сложности в Архангельском соборе погребены пятьдесят шесть человек, могилы которых отмечены эпитафиями.

Первым здесь был похоронен в 1340 году великий князь Иван Калита, последним, в 1730 году, — император Пётр II. Могилы правителей Русского государства и их родственников по мужской линии располагаются в основном в южной половине храма — вдоль южной и западной стен и на солее. Только опальных князей хоронили в стороне, вдоль северной стены собора. Два погребения находятся в интерьере храма в раках — св. царевича Димитрия Угличского (ум. в 1591 году, в соборе с 1606 года) и свв. черниговских чудотворцев первой половины XIII века (в соборе с 1774 года).

1.Ярослав (Афанасий) Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Малоярославецкий 2. Ивам Владимирович (ум. 1423). Удельный князь Серпуховской 3. Андрей Васильевич Меньшой (ум. 1481). Удельный князь Вологодский 4. Борис Васильевич (ум. 1494). Удельный князь Волоцкий и Рузский 5. Юрий Васильевич (ум. 1472). Удельный князь Дмитровский 6. Семен Иванович (ум. 1518). Удельный князь Калужский 7. Иван Васильевич (ум. 1417). Сын Василия 8. Петр Дмитриевич (ум. 1428). Удельный князь Дмитровский и Угличский 9. Андрей Дмитриевич (ум. 1432). Удельный князь Можайский, Верейский и Белозерский 10. Юрий Дмитриевич (ум. 1434). Великий князь Московский, удельный князь Звенигородский и Галичский. Василий Юрьевич Косой (ум. 1447). Удельный князь Звенигородский. Дмитрий Юрьевич Красный (ум. 1440). Удельный князь Бежецкий и Галицкий 11. Владимир Андреевич Храбрый (ум. 1410). Удельный князь Серпуховской и Боровский 12. Андрей Иванович (ум. 1353). Удельный князь Серпуховской 13. Дмитрий Иванович (ум. 1509) [1]. Великий князь Московский, соправитель Ивана III 14. Иван Иванович Молодой (ум. 1490). Сын Ивана III, великий князь Тверской 15. Василий I Дмитриевич (ум. 1425). Великий князь Московский 16. Дмитрий Иванович (ум. 1521). Удельный князь Угличский 17. Дмитрий Иванович Донской (ум. 1389) [2]. Великий князь Московский 18. Иван Иванович Красный (ум 1359). Великий князь Московский 19. Юрий Васильевич (ум. 1563). Удельный князь Угличский и Калужский 20. Семен Иванович Гордый (ум.1353). Великий князь Московский 21. Иван I Данилович Калита (ум. 1340). Великий князь Владимирский и Московский 22. Василий III Иванович (ум.1533) [3]. Великий князь Московский. Дмитрий Иванович (ум. 1553). Царевич 23. Иван III Васильевич (ум. 1505). Великий князь Московский24. Василий II Васильевич Темный (ум. 1462). Великий князь Московский 25. Федор Иванович (ум. 1598). Царь 26. Иван Иванович (ум. 1581). Царевич 27. Иван IV Васильевич Грозный (ум. 1584) 28. Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (ум. 1610). Князь, полководец 29. Дмитрий Иванович (ум. 1591). Царевич, удельный князь Углический 30. Алексей Михайлович (ум. 1676). Царь 31. Алексей Алексеевич (ум. 1670). Царевич 32. Михаил Федорович (ум. 1645). Царь. Василий Михайлович (ум. 1639). Царевич 33. Иван Михайлович (ум. 1639). Царевич 34. Дмитрий Алексеевич (ум. 1649). Семен Алексеевич (ум. 1669). Царевичи 35. Илья Федорович (ум. 1681). Александр Петрович (ум. 1692). Царевичи 36. Василий Иванович Шуйский (ум. 1612). Царь 37. Владимир Андреевич (ум. 1569). Удельный князь Старицкий. Василий Владимирович (ум. 1574). Удельный князь Дмитровский 38. Андрей Иванович (ум. 1537). Удельный князь Старицкий 39. Юрий Иванович (ум. 1536). Удельный князь Дмитровский 40. Андрей Владимирович (ум. 1426). Удельный князь Радонежский 41. Андрей Васильевич Большой (ум. 1493). Удельный князь Угличский 42. Иван V Алексеевич (ум. 1696). Царь 43. Федор Алексеевич (ум. 1682). Царь 44. Петр II Алексеевич (ум. 1730). Император 45. Василий Ярославич (ум. 1483) [4]. Удельный князь Боровский 46. Михаил Всеволодович (ум. 1246). Князь Черниговский 47. Петр (Куйдакул) (ум. 1523). Казанский царевич 48. Александр (Утемиш-Гирей) (ум. 1566). Казанский царь 49. Место первоначального захоронения царя Бориса Годунова (ум. 1605) [5]Сноски: [1] На саркофаге указана другая дата — 1504. [2] Канонизирован в 1988 . [3] На саркофаге указана другая дата — 1534. [4] На саркофаге указана другая дата-1462 .[5] Вскоре после захоронения останки царя Бориса Годунова были вынесены из собора. Захоронен в Троице- Сергиевой лавре. Источник: Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы. М., 2008. Выголов В. П.. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина. В кн.: Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции. СПб, 1997. Земцов С. М.. Архитекторы Москвы второй половины XV и первой половины XVI века // Зодчие Москвы. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 70—76. — 302 с. Кавельмахер В. В. О приделах Архангельского собора. //Архангельский собор Московского кремля. М., 2002. С. 123—160. Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. 1987. № 4. Снегирёв И. М. Памятники Московской древности. М., 1842—1845. Антипов И. В. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века. Каталог памятников. СПб, 2000. стр. 38-40, 47-48 Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: святыни и древности. Стр. 93-138 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. Т. 2, М., 1962, стр. 150, 161—162 Выголов В. П. Арихтектура Московской Руси середины XV века. М., 1988 стр. 68-70 Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1905. Ч. 1. Панова Т.Л. Некрополи Московского Кремля — М., ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003 Викимедия,https://www.pravoslavie.ru/

Серия сообщений «Кремли»:
Часть 1 — Александровский кремль Часть 2 — Всемирное наследие Юнеско: Исторические памятники Новгорода и окрестностей. Часть1 Новгородский Детинец … Часть 13 — Экспозиция «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора Часть 14 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 4. Храм Василия Блаженного Часть 15 — Его Величество-Московский Кремль.Часть 5.Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) Часть 16 — Его величество-Московский Кремль.Часть 6.Соборы и храмы Часть 17 — Его Величество Московский Кремль.Часть 7.Большой Кремлевский дворец … Часть 27 — Соборная гора — Серпуховский Кремль Часть 28 — Звездная крепость Пальманова Часть 29 — Белый Кремль

Собор Алевиза

Эпоха, когда был сооружен теперешний Архангельский собор Московского Кремля — век шестнадцатый, самое его начало. А точнее, 1505-1508 годы. Для того чтобы понять идею собора, нужно знать его историю. Еще в середине пятнадцатого столетия в здание, возведенное Калитой, попала молния. Пожара удалось избежать, но ветхий храм очень пострадал от сильного ветра и бури. Во время правления Ивана Третьего, Великого князя Московского, решено было разобрать грозящее обрушиться сооружение и построить на его месте новый Архангельский собор Московского Кремля. Город Москва к тому времени переживал расцвет. Возводились новые церкви, монастыри, строились мосты. Кремль принимал вид, каким мы видим его сегодня. Для такой титанической работы приглашались итальянские мастера, считавшиеся на то время непревзойденными зодчими. Зубцы кремлевских стен в виде «ласточкиных хвостов» являются как раз примером ломбардского архитектурного стиля. Для постройки Архангельского собора был выписан из Милана мастер Алевиз Фрязин Новый. Может возникнуть вопрос: почему у итальянца такая русская фамилия? На самом деле, Фрязин – это прозвище. Так в России называли иностранцев. В начале шестнадцатого века их приезжало много – по ведению князей что-то строить да расписывать… И вот прибыл новый фрязин, по имени Алевизо. Так его и записали в расчетных книгах.

История создания

Ещё в начале 13 века брат Александра Невского Михаил Хоробрит получил в удел Москву и построил на этом месте деревянную церковь в честь своего небесного покровителя – архангела Михаила.

Архангел (Архистратиг) Михаил

В те времена Москва ещё была уделом великого княжества Владимирского. При взятии Москвы ханом Батыем в 1238 году церковь была сожжена.

Согласование ренессансного зодчества с православным каноном

Новый Фрязин Алевиз принимал участие и в постройке Московского Кремля. Однако возведение культового сооружения – дело более тонкое, тут необходимо было придерживаться канона. И в то же время князь желал, чтобы его дворцовый храм был в «модном стиле». Надлежало соединить строгую геометрию итальянского Возрождения с традиционным пятиглавием, полуциркулярными сводами и круглыми расписными столпами, присущими древнерусской сакральной архитектуре. Алевиз справился с этой задачей. Как и его соотечественник Фиорованти, работавший над Успенским собором, он отдал предпочтение пятиглавной кровле. В планировке зодчий применил крестово-купольную систему и полуциркулярные своды, что привело к прежней дробности и неравномерности членений. И этим Архангельский собор Московского Кремля отдаленно напоминает теремковый стиль древнерусских храмовых построек. Согласно православному канону, Алевиз соорудил двухъярусную паперть. Она расположена в западной части храма, возле придела Святого Акилы. Женщины царской семьи могли наблюдать за службой, стоя на специальных хорах на втором ярусе. В остальном же храм выполнен в духе итальянского Возрождения. Это проявляется и в отделке стен белым камнем (само здание кирпичное), и в многопрофильных карнизах, ордерных пилястрах с капителями, украшенных растительным орнаментом, и в закомарах, декорированных «раковинами».

История постройки

Приказ о расчистке места под новый Архангельский собор Московского Кремля Иван Васильевич Третий издает 21 мая 1505 года. К октябрю старую церковь полностью (по другой версии историков – частично) разобрали. Великий князь Московский собственноручно заложил первый камень в постройку нового собора, но через несколько дней умер. Трон унаследовал его сын Василий III. И продолжение работ проходило уже под его патронатом. Через четыре года после начала строительства здание было завершено. Это пятиапсидное и шестистолпное сооружение, теперь имеющее восемь приделов, увенчивалось пятью главными куполами. Первоначально они были крыты чернолощеной черепицей, но никогда золотом. И этому были свои причины. Храм был освящен митрополитом Симоном восьмого ноября 1508 года.

Церковь-некрополь

Трудно теперь сказать, когда именно Василию Третьему пришла в голову мысль переоборудовать в усыпальницу великих русских князей Архангельский собор Московского Кремля. Дата его приказа о захоронении предков в стенах новой церкви относится все к тому же 1508 году – времени окончания строительства и освящения храма. Еще раз подчеркнем, что в Архангельском соборе первоначально были захоронены лишь отпрыски мужского пола. Женщины рода – царицы или княжны – находили успокоение под сенью церкви Вознесения Богоматери в Московском Кремле. Общим некрополь стал лишь в двадцатом столетии. Когда большевики взорвали Вознесенский собор, останки женщин царского рода были перенесены в Архангельский. Этим объясняется концепция внутренних росписей. В Архангельском соборе Московского Кремля, в нижнем ярусе, мы видим «портреты» русских князей. Это Василий Темный, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Третий. Скорее, это условные изображения, поскольку говорить о портретном сходстве не приходится. Представлены здесь и удельные князья: Иван и Андрей Старицкие, Владимир Храбрый и его внук Василий Ярославович, Симеон Калужский и Борис Волоцкий, Андрей Угличский и другие. В верхнем, более почетном ярусе, можно увидеть изображения правителей Киевской Руси. Самое центральное место занимает портрет Василия Третьего – донатора собора.

Гробницы царей

Всего в Архангельском соборе Московского Кремля пятьдесят четыре мужских захоронения. Надгробные плиты 46 из них были заменены в 1636-37 годах, а в 1903 их покрыли бронзой под стеклянным куполом. До переноса столицы в Санкт-Петербург специально назначенные архиереи в годовщину успения совершали панихиды. В соборе похоронены почти все цари, умершие до середины восемнадцатого века – от Калиты до Ивана Алексеевича, брата Петра Первого. Исключения немногочисленны: это Даниил Александрович, чей прах в Даниловом монастыре не стали тревожить, Борис Годунов, кости которого вышвырнул Лжедмитрий (позже они были захоронены в Троице-Сергиевской Лавре. Зато здесь находится могила Петра II, внука основателя Санкт-Петербурга. Его прах не перенесли в Петропавловский собор Северной столицы, поскольку боялись заражения (молодой человек скончался от оспы в возрасте 15 лет в 1730 году). Иван Грозный полагал, что ему полагается особое место погребения. Он с двумя сыновьями покоится в дьяконнике Архангельского собора в Москве. Кстати, его могила в 1963 году была вскрыта. М. М. Герасимов исследовал череп царя и воссоздал его портрет. Длинный нос и круглые глаза Иван Грозный унаследовал от бабушки-гречанки, Софии Палеолог. А рост царя был в метр и восемьдесят сантиметров. В его костях, а также в останках его жен Марфы Собакиной обнаружилось много ртути. Скорее всего, царскую фамилию систематически травили.

Собор, ставший гробницей царей

Сегодня под сенью Архангельского собора Московского Кремля размещены 54 мужских захоронения. До того как в 1712 году столицей России стал Санкт-Петербург, возле каждого из них в годовщину успения совершались архиерейские панихиды. За небольшим исключением, здесь нашли вечный покой все российские правители от Ивана Калиты до родного брата и соправителя Петра I царя Ивана V Алексеевича. Сюда же в 1730 году поместили прах скончавшегося от оспы 15-летнего царя Петра II. Несмотря на то что к тому времени местом захоронения царей стал Петропавловский собор новой столицы, для него сделали исключение, опасаясь распространения инфекции.

Среди российских правителей тех веков, чьи останки не вошли в число захоронений Архангельского собора, можно назвать лишь двух – это Великий князь Московский Даниил Александрович (1261-1303), похороненный в Даниловом монастыре, и царь Борис Годунов (1552-1605). Его прах был выброшен из собора Лжедмитрием, а в дальнейшем перезахоронен в Троице-Сергиевой Лавре.

Архангельский собор Московского Кремля: описание

Этот храм – полная противоположность соседнему, Успенскому. У того «начинка» ренессансная, а внешний вид – русский. В Архангельском же соборе интерьер полностью отвечает канонической православной церкви, хотя снаружи – особенно с западного фасада – здание выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса. Впрочем, позднейшие пристройки несколько изменили его внешний вид. Во второй половине шестнадцатого столетия Архангельский собор Московского Кремля, архитектура которого в общем плане осталась неизменной, обзавелся двумя приделами: Иоанна Предтечи и Покровским (позже переименованным в Святого Уара). С трех сторон церковь опоясала открытая галерея. В восемнадцатом веке ее убрали, но переделали центральную главу. Прежде она была шлемовидная, а стала луковкой. Классицизм внес свои коррективы: с закомар убрали декоративные фиалы, они приобрели стрельчатую форму. Тогда же сняли и черно-красную черепицу с куполов. В позапрошлом веке к храму с южной стороны прилепилась двухэтажная пристройка для священников.

Кто построил Архангельский собор Московского Кремля?

Надо заметить, что момент для возведения храма был весьма подходящий. В ту пору Москва, активно разрастаясь, украшалась новыми церквями, монастырями и боярскими палатами, что вызвало в нее приток зарубежных строителей и архитекторов, выписываемых главным образом из Италии. Их памятником могут служить зубцы кремлевских стен, выполненные в виде «ласточкиных хвостов» и являющиеся ярким образцом ломбардского стиля.

Вот и для сооружения Архангельского собора Московского Кремля, фото которого представлены в статье, был приглашен из Милана зодчий, вошедший в российскую историю под именем Алевиз Фрязин Новый. Не следует удивляться тому, что у итальянского архитектора была русская фамилия. На самом деле слово Фрязин являлось прозвищем, обозначавшим на жаргоне того времени наемных мастеров, выписываемых князьями из-за границы. Характерно, что именно так итальянец был зарегистрирован в расчетных книгах, по которым получал жалование.

Росписи собора

Лишь спустя полвека, уже при Алексее Михайловиче (1565), покрылся фресками Архангельский собор Московского Кремля. Описание некоторых из них было дано выше. Но кроме «портретов» царей здесь есть и картины религиозного содержания. Прежде всего, это сюжет борьбы Архангела Михаила с Сатаной, что объясняется названием храма. Но эти старинные фрески сохранились только в усыпальнице Ивана Грозного. Там можно увидеть картину по евангельскому рассказу о богаче и Лазаре. В середине семнадцатого века эти росписи были сбиты. По прорисям их обновили иконописцы Оружейной палаты. С конца XVI и в XVII столетиях изображения царей исполняются не в технике фрески, а темперой на досках или холстах. В них уже прослеживается портретное сходство с Федором Иоанновичем, его сыном Михаилом и внуком Алексеем (правили с 1598 по 1682 годы). Первоначальный иконостас не сохранился. Тот, что мы видим сегодня, был создан в 1681 году.

Новейшая история собора

Здание храма подвергалось разрушению и всякий раз реставрировалось. Во время Русского похода Наполеона в алтарной части собора была установлена военная кухня! При этом пострадал иконостас. В 1813 году пришлось заменить колонны нижнего яруса и резьбу царских врат. В 1913 году, по случаю празднования трехсотлетия рода Романовых, в Архангельском соборе провели масштабную реконструкцию. В это время над усыпальницей царя Михаила Федоровича была воздвигнута сень с массивными лампадами. Во время Октябрьского переворота храм пострадал от обстрела кремля. А на следующий год его вообще закрыли. В 1929-м Московский Архангельский собор принял в свой подклет белокаменные гробницы с останками женщин из династий Рюриковичей и Романовых. А с 1955 года в храме открылся музей. Службы в Кремле были запрещены вплоть до падения Советского Союза. Теперь храм передан Церкви.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]