Церковь Вознесения в Коломенском — история создания и краткое описание

Высота церкви Вознесения в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент. Это большая искусственная скала величиной 26 на 24 метра и объемом в три тысячи кубических метров. На склоне речной террасы вырыли огромный котлован, а его дно укрепили сваями. Монолитный фундамент, имевший разную глубину, сложили из скрепленных раствором блоков известняка. Верхний край фундамента можно увидеть на поверхности спускающегося к реке склона холма.

Мало какой храм пережил столько перестроек и реставраций, как церковь Вознесения в Коломенском. Первоначальное убранство ее интерьера и роспись до нас не дошли. Во многом это вызвано тем, что зимой в храме никогда не топили, и сохранять иконы с фресками было тяжело.

Специалисты выдвигали многочисленные версии того, какая была архитектура церкви, каким был первоначальный её облик. Историю Коломенского Вознесенского собора пришлось восстанавливать буквально по крупицам, но многие тайны не раскрыты до сих пор.

По всей видимости, первоначально церковь окружала двухъярусная галерея, покрытая крышей в виде «бочек». Вероятно, иконостас в первые десятилетия существования храма был одноярусным. На «царском месте» во время торжественных служб восседали московские митрополиты, затем (с 1589 года) — Патриархи.

Пол покрывали треугольные белые и черные керамические плиты. В 1980-х годах на южном крыльце нашли часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века. В обширном подклете храма могла храниться великокняжеская казна, ее привозили в Коломенское вслед за хозяином. Позднее помещение использовали в хозяйственных целях.

В архитектуре храма совмещено несколько стилей: Раннее Возрождение, готика и русская классика

Для возведения Вознесенской церкви был приглашен итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари (в летописях значится как Петрок Малой или Петя Фрязин).

Первоначальный проект был таким, что храм и ключ получались закрытыми друг от друга, это требовало доработки. В 1529 году был утвержден новый план строительства, от старого остался вырытый фундамент.

Для строительства выбрали место у ключа, который считается чудодейственным.

Церковь построена в виде белокаменной башни, вершиной которой является шатер, таких строений на Руси ранее не было. И являет собой «икону в камне», символизируя собой Вознесение Иисуса Христа на горе Елеон.

Определить стиль архитектуры довольно сложно. В ней присутствуют и пилястр с капителями (характерно для Раннего Возрождения), и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понизу храм опоясывают галереи гульбища.


Фото пилястр храма Воскресения. Пилястры — колонны, преобразованные в украшения.

В 1530 году стали готовится к появлению наследника, ввиду этого было сделано «царское место». Его вырубали в уже имеющейся стене, тем самым уменьшив толщину стены. Высота храма — 62 метра, он являлся самым высоким православным сооружением.

62 метра

такова высота храма

При этом за счет своей архитектуры, церковь кажется парящей в воздухе и совсем невесомой. Ввиду своей высоты, церковь Вознесения в Коломенском также служила дозорной башней, с нее хорошо была видна южная граница княжества.

По легенде, в одном из помещений храма, само помещение пока еще не найдено, расположена знаменитая библиотека Ивана Грозного, которая досталась ему от его византийской бабушки.

До сих пор Вознесенская церковь является неоспоримым шедевром мирового зодчество. С 1994 года храм входит в список наследия ЮНЕСКО. Это говорит о том, что все мировое культурное сообщество высоко ценит данное сооружение.


С 1994 года храм Вознесения Господня входит в список наследия ЮНЕСКО

Внутреннее убранство

Несмотря на внушительные размеры снаружи, внутреннее пространство невелико, ведь изначально церковь строилась для княжеской семьи, как домовой храм. Но великолепие внутреннего убранства заставляет забыть и о маленьких залах, и обо всем остальном.

Через множество окон струятся солнечные лучи и освещают и без того светлые стены. От этой игры света создается ощущение огромного простора. Уходящий ввысь шатер напоминает лестницу к небесам. Стены расписаны библейскими сюжетами в позолоте.

Иконостас в нынешние дни собран из икон, которые смогли уцелеть и сохраниться, ведь за все время существования храма его несколько раз реконструировали

Замечательная акустика позволяет голосам певчих переливами взлетать под купол и возвращаться прямо в души прихожан.

Церковь Вознесения в Коломенском селе сегодня, как и в год создания, продолжает изумлять своей грандиозностью, индивидуальностью и гармонией красоты. Оставаясь местом паломничества, своды храма дарят ощущения великого чуда и Божьей Благодати.

История храма претерпевает множество переделок внутренней части

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, только форма галерей имеет первоначальный вид.

Одной из первых перестроек церкви был ремонт в 1570-х годах. Тогда перестелили плитку — сменили белую красной.

Часто претерпевало изменения «царское место». Сам храм оставался домовым храмом для царской семьи.


Внутреннее убранство храма Вознесения не сохранилось, однако можно увидеть изначальную форму галерей.

«Царское место» — место для Ивана Грозного в храме Вознесения


«Царское место» находится в углублении восточной стены алтаря
Год создания «царского места» точно не определен. Само «место» находится в алтаре, но в церкви Вознесения он встроен в наружную стену алтаря с восточной стороны. Существует ряд гипотез, почему так вышло:

  • наследник престола, будущий царь Иван IV Грозный, появился после начала строительства и в плане храма не было отведено места под «царское»;
  • с 1492 года пошла «волна» ожидания Второго пришествия, она имела длительное продолжение, и строительство церкви тоже пришлось на этот период. Храм как бы символизирует второе Вознесение Господа. В данной трактовке «царское место» является Горним местом для Спасителя и Богоматери, но расположенным не в алтаре, а на гульбище. Чтобы связать Горнее место с алтарем, который имеет небольшие размеры, его разместили в наружной стене.

Сторонников второй гипотезы достаточно мало, так как в ней много не состыковок. Таких как:

  • трон, предназначенный для Второго пришествия, изображается в красном цвете;
  • на престоле или рядом с ним лежать Евангелие и оружия Страстей Христовых: крест, копье и губка;
  • на престоле иногда изображается белый голубь (Дух Святой) или корона, венчающая Евангелие;
  • трон стоит на козлиных копытах фавна.

Реставрации храма


Реставрация храма Вознесения Господня в Коломне закончилась в 2007 году
В ходе реставрации храма была обнаружена стоянка татаро-монгол, а также стало известно о неоднородности платформы, на которой стоит храм.

«С западной стороны ее толщина составляет девять метров, а с восточной около пяти. При этом более толстая часть врезается в склон холма, что обеспечивает дополнительную устойчивость, а храм фактически «зависает» в воздухе.

В связи с этим я преклоняюсь перед мыслью строителей, которая для XVI века была очень прогрессивна», — сказал Ягунов, заведующий сектором реставрации и восстановления памятников Московского государственного объединенного музея-заповедника.

По документам XVI века был воссоздан иконостас и царские врата.

Достопримечательности храма

На сегодняшний день церковь Вознесения порадует не только красотой архитектуры. В ее стенах расположились и культурно-исторические реликвии, и музейные экспозиции.

В подклетном ярусе для посетителей действует выставка «Тайны Вознесенского храма», в которой собраны уникальные экспонаты. Детали церкви из белого камня, предположительно 16 века, сохранившиеся царские врата 19 века, старинный тябловый иконостас – все говорит о величии и красоте.

Коломенское, подклет церкви Вознесения Господня. Постоянно действующая выставка «Тайны церкви Вознесения».

Но главной святыней Вознесенского храма по праву считается икона Богородицы Державная, найденная чудесным образом в день отречения царя Николая II от престола. С ней связывают множество историй о благих делах и исцелении.

Где находится храм? В бывшем селе Коломенское — Нагатинском Затоне

Храм располагается в бывшем селе Коломенское, ныне Нагатинский Затон, Южного административного округа в Москве, по адресу пр-т Андропова, 39, стр.1.

Место расположения музейного комплекса «Коломенское», к которому относится храм Вознесения Господня относительно станций метро Каширская и Коломенская.

На общественном транспорте можно добраться с помощью:

  • метро «Коломенская», «Каширская»;
  • автобусов ост. «Музей Коломенское» 263, 291, 299, 608, 701, 901;
  • троллейбуса ост. «Музей Коломенское» 67;
  • маршрутного такси ост. «Музей Коломенское» 608м.

Храм Вознесения Господня в Коломенском. Патриаршее Подворье.

У храма имеется свой сайт.

Богослужения в храме после реставрации так и не было возобновлено

В настоящее время храм Вознесения Господня входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское». Богослужения в нем не проводятся, а проходят они в приписном храме святого великомученика Георгия Победоносца.


Храм святого великомученика Георгия Победоносца — приписной к храм, в котором проходят службы

Во внебогослужебное время вход в храм св. Вмч. Георгия платный.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Церковь Вознесенияв Коломенском

Адрес: пр-т Андропова, 39, стр.1

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском на Москве-реке была построена в 1532 году. Это первый шатровый храм на Руси, положивший начало замечательному храмовому стилю, просуществовавшему, увы, только до реформы Патриарха Никона в середине XVII века.

Село Коломенское на реке Москве, по преданию, было основано несколькими семьями из города Коломны, бежавшими на лодках вверх по течению реки от нашествия войск хана Батыя в 1237 году. Оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1339г., а с начала XV века перешло от серпуховского князя Владимира (внука Ивана Калиты) к московскому великому князю Василию I и стало дворцовым. Здесь несколько раз менялись княжеские и царские дворцы, самый красивый из которых, построенный Алексеем Михайловичем, простоял до 1768 года, когда был разобран за ветхостью. Прежде чем разобрать грандиозное деревянное сооружение, его обмерили, и по этим данным в 1867 году была сделана модель, ныне находящаяся в музее «Коломенское». Сейчас планируется его воссоздание в натуральную величину, правда, почему-то не на прежнем месте, которое остается пустым.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году. В пользу «итальянской» версии говорит и декор, не встречавшийся прежде в русской архитектуре, и проставленная на капители колонны дата арабскими цифрами по новому летоисчислению (от Рождества Христова), которые на Руси в то время не использовались.

Здание было построено из большемерного кирпича, при строительстве в кладку подклета были заложены кованые железные связи. Композиция храма – центрическая, даже алтарная часть не обозначена снаружи апсидой. Крестообразный в основании храм увенчан восьмериком, на который поставлен высокий шатер. Переход от нижней части к восьмерику скрывают ряды тройных кокошников, из которых как бы «вырастает» восьмигранный столп. По низу храм опоясывают галереи-гульбища, опирающиеся на аркады; на галереи ведут крытые лестницы. Первоначально гульбища были открытыми, а за алтарем на них находилось царское место с «теремной» крышей, по всей вероятности, устроенное при Алексее Михайловиче. Оттуда царь раздавал милостыню после богослужения.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств: грани нижнего объема отделаны пилястрами, по низу шатра проведен ряд кокошников, стены галереи и лестницы также не гладкие. Но наиболее интересна поверхность граней самого шатра: они украшены белокаменными тягами в виде «бриллиантового руста», и в то время, когда шатер был выкрашен в красный цвет, оставались белыми. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Первоначальный тябловый иконостас был разобран при Николае I и заменен иконостасом из кремлевского Вознесенского монастыря. Позднее был восстановлен иконостас с сохранившимися древними иконами, хотя и не в первоначальном виде.

В советское время церковь Вознесения вместе с остальными памятниками села Коломенского была передана в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. В 2007 году окончилась длительная реставрация памятника, вокруг которой шла серьезная дискуссия на тему ее качества. Но так или иначе, леса, долгое время скрывавшие древнейший шатер Москвы, теперь сняты, и главная вертикаль высокого берега Москвы-реки снова видна отовсюду.

Входит в проекты: древние храмы, шатровые храмы, огненные храмы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]