Московская усадьба князей Голицыных на Волхонке

Усадьба князей Голицыных в московском районе Кузьминки

История усадьбы начинается еще с Петровских времен. В 1702 г. это было поместье с мельницей, которое принес в подарок своему фавориту А.Г. Строганову Петр І. Так он отблагодарил графа за то, что тот помог оснастить армию и флот. На земле, выделенной Петром І, построили храм в 1716 г. Его освятили в честь Влахернской Божьей Матери и ее именем назвали ближайшее село – Влахернское.

Дело отца продолжил его наследник – сын Александр, благодаря которому на территории появились несколько прудов. Дочь Строганова, Анна Александровна, в 1757 г. стала женой князя М.М. Голицына, а имение было отдано ей в приданое. Семья князя владела Кузьминками до 1917 г.

За это время поместье превратилось в загородную благоустроенную и расширенную усадьбу, построенную по европейским стандартам. Чтобы она достигла такого высокого уровня, над ее усовершенствованием трудились известные архитекторы, художники, скульпторы. После революции усадьбу национализировали и передали Институту экспериментальной ветеринарии.

С 1995 г. некоторые объекты усадьбы подлежали реставрации:

  • храм;
  • круглая пристань;
  • флигели, расположенные вокруг главного господского дома.

Усадьба Голицыных в Кузьминках знаменита тем, что здесь проявили свое мастерство известные деятели культуры того времени: русские и швейцарские архитекторы С. Чевакинский, Р. Казаков, П. Клодт, династия архитекторов и художников Быковских. Благодаря величию архитектурных ансамблей, красивому расположению, изысканной обстановке в помещениях это место называли Русским Версалем.

С 1999 г. это Музей русской усадебной культуры, где проходят различные экскурсии, тематические вечера, концерты народной и классической музыки, организованы занятия по интересам. Желающие приобщиться к истории отечественной культуры могут посетить усадьбу и насладиться ее красотой и величием.

Полная стоимость билета – 300 руб., посетители, относящиеся к льготной категории, платят 150 руб.

Усадьба князей Голицыных, главный дом Архитектор: С.И. Чевакинский в 1759; в 1929 надстроен двумя этажами, в результате чего утратил фронтон Реконструкция и приспособление: 2017–2021 Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Концепция и интерьеры: студия «АгитАрх» Общая площадь: 6 584 кв. м Экспозиционная площадь: 3 025 кв. м

За три века своей истории усадьба князей Голицыных на Волхонке неоднократно меняла облик. Автором первоначального проекта был известный петербургский архитектор Савва Чевакинский. В 1774 году усадьба была перестроена и стала центральной частью Пречистенского дворца, сооруженного по проекту Матвея Казакова для Екатерины II.

Стены этого дома повидали многих именитых людей. На роскошных балах не раз появлялся А.С. Пушкин. Александр Сергеевич даже собирался обвенчаться с Натальей Гончаровой в домовой церкви князя Голицына, однако обряд венчания был устроен в церкви Вознесения Господня у Никитских ворот. В 1877 году в главном доме поселился Александр Николаевич Островский. Здесь он закончил пьесу «Последняя жертва», написал «Бесприданницу», «Сердце не камень», «Таланты и поклонники». В 1885 году соседнюю квартиру занял Иван Сергеевич Аксаков – один из лидеров славянофильского движения.В 1865 году в пяти залах главного дома усадьбы Голицыных открылся бесплатный музей, состоявший из семейных коллекций. В музее было три раздела: западноевропейская живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство; античные памятники; библиотека. В живописном собрании хозяев дома были представлены работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена, Рембрандта. Через год, в связи с финансовыми трудностями, коллекция музея была продана Эрмитажу.

После революции, в конце 1920-х годов, главный дом усадьбы стал Коммунистической академией; его надстроили двумя этажами, в результате чего был утрачен фронтон. Внушительные ворота, увенчанные княжеским гербом Голицыных – единственное, что дошло до наших дней в своем первоначальном виде.

После завершения реконструкции в бывшем здании центрального корпуса усадьбы Голицыных откроется Галерея искусства импрессионистов и постимпрессионистов, в которой будут экспонироваться произведения выдающихся мастеров второй половины XIX – начала XX века: Мане, Моне, Ренуара, Дега, Писсарро, Сезанна, Гогена, ван Гога, Матисса и фовистов, Пикассо и кубистов, происходящие из коллекций знаменитых дореволюционных московских коллекционеров С.И. Щукина и И.А. Морозова.

История усадьбы

За годы своего существования усадьба менялась, как и менялись ее владельцы и название. Мельница, Кузьминки, село Влахернское – каждый этап развития усадьбы является яркой страницей истории нашей страны.

При Строгановых

С тех пор как Петр І преподнес в дар графу Строганову землю с лесом, прудом и мельницей, началась история усадьбы. Граф начал строительство с господского дома и нескольких строений для хозяйственных нужд. В 1720 г. здесь была возведена деревянная церковь, куда привезли подаренный графу Строганову чудотворный образ Влахернской иконы Божьей Матери, ставшей навсегда фамильной ценностью.

В эти же годы семья Строгановых возвела большой пруд. Сейчас его называют Верхний Кузьминский.

При Голицыных

Голицынский период развития усадьбы начался со свадьбы старшей дочери графа Строганова и князя М. Голицына (1757 г.) и продлился вплоть до революции 1917 г.

Это время ознаменовалось такими изменениями:

  1. Построен каскад прудов.
  2. Площадь земельного участка увеличивалась за счет приобретения соседних владений.
  3. Велась перестройка господского дома, конного двора и некоторых других сооружений.
  4. Украшением Липовой аллеи стали въездные ворота.
  5. Построены дачи.

Усадьба Голицыных в Кузьминках принимала немало гостей, среди которых были представители царской семьи: императрица Мария Федоровна и император с сыновьями. Памятным знаком в честь визита императора Николая І стал возведенный ему памятник.

1912 г. для этой местности был отмечен переходом территории к новому владельцу – властям города. В 1916 г. сгорел господский дом, огонь унес много картин, мебель из красного дерева, коллекцию гравюр.

В советское время

Национализация 1917 г. не обошла стороной эту усадьбу: следующим ее владельцем вплоть до 2001 г. стал Институт экспериментальной ветеринарии, размещенный на месте сгоревшего господского дома.

После революции за усадьбой не было должного ухода. Здания были перепрофилированы и стали лабораториями и административными помещениями.

Парковая чугунная мебель, ворота, а также памятники превратили в металлолом. Подобная участь постигла и церковь: ее закрыли и перестроили. Деревянные постройки, находившиеся на территории, сгорели. Часть некогда красивого парка была вырублена.

Большие Вяземы – усадьба Голицыных

Усадьба Большие Вяземы с конца XVII века и вплоть до 1917 года принадлежала московской ветви рода князей Голицыных. Примечательны четверо владельцев Больших Вязем: воспитатель и верный соратник Петра I Борис Алексеевич Голицын, строитель сохранившегося усадебного дома и флигелей Николай Михайлович Голицын, герой войны 1812 года Борис Владимирович, получивший прозвище Вестрис, и его брат московский генерал-губернатор Дмитрий Владимирович Голицын.

В 1694 году Вяземы были пожалованы воспитателю царя Петра I Борису Алексеевичу Голицыну за поддержку юного государя во время стрелецкого бунта. В указе говорилось о пожаловании «боярину князю Борису Алексеевичу Голицыну из дворцовых сел, села Никольского Вязема с деревнями и со крестьяны…» Царское пожалование произошло 25 марта в день Благовещения, спустя две недели после кончины отца Бориса Алексеевича Голицына, у которого от матери имелась Хилковская вотчина – село Троицкое-Подосинки неподалеку от Вязем.

Хотя главным подмосковным имением царского «дядьки» Бориса Алексеевича стало село Дубровицы недалеко от Подольска, в Вяземах Голицын тоже бывал, и в усадьбе велись строительные работы. В дневнике посла Корба есть краткое упоминание «деревни Вяземки», принадлежавшее в то время князю Борису Алексеевичу Голицыну. Следую по Смоленскому тракту, из-за опасностей от «ям и очень многих промежуточных мостиков» посольство остановилось в лесу на ночлег вблизи Вязем. Корб хвалил красоту церкви, которую князь Б.А. Голицын якобы выстроил на собственный счет, наняв итальянских каменщиков. Посол ошибался: церковь была возведена задолго до Голицына на средства Бориса Годунова. Возможно, речь шла о ремонте и незначительных перестройках, которые действительно велись в церкви во времена Б.А. Голицына. Кроме того, Борис Алексеевич велел переосвятить этот древний храм, после чего он стал называться не Троицким, а Преображенским в память о царском селе Преображенском, где укрывался юный Петр во время стрелецкого бунта.

У Бориса Алексеевича Голицына было и много других земельных владений, помимо «выслуженной вотчины» Никольского Вяземы. Они находились в Новосильском, Калужском, Тарусском, Суздальском, Рязанском и других уездах. Сам Борис Алексеевич Голицын незадолго до смерти принял монашеский постриг во Флорищевой Пустыни Владимирской губернии с именем Боголеп. К слову, такое же имя принял в иноческом постриге перед кончиной его тезка и прежний владелец Вязем царь Борис Годунов.

Вторым владельцем Вязем по завещанию отца должен был стать Василий Борисович Голицын, но трагическая случайность помешало этому. Молодой князь (ему было двадцать девять лет) погиб во время торжественного обеда в московских палатах Якова Массальского в 1710 году: на приглашенных неожиданно обрушился потолок.

С 1766 года Вяземы перешли князю Николаю Михайловичу Голицыну. Он поселился в Вяземах, где занялся «с великою любовью к своей деревне» хозяйством и масштабным строительством Именно при Николае Михайловиче, правнуке царского «дядьки» Б.А. Голицына, был построен сохранившийся каменный господский дом и флигели усадьбы. Строительство велось восемнадцать лет с 1766 по 1784 годы.

В 1803 году имение Вяземы перешли Борису Владимировичу Голицыну – поэту, герою Отечественной войны 1812 года. Он прекрасно владел искусством танца, за что еще в юности получил прозвище Вестрис, по имени знаменитого в то время танцора. Борис-Вестрис и его брат Дмитрий провели детство и юность в Европе. Князь рано проявил себя как литератор: в 1788 году во французской печати вышли сочинения Бориса Владимировича на французском языке, в частности в «Литературном альманахе» печаталась его повесть «Аврора». Годом позже размеренная жизнь братьев Голицыных за рубежом была нарушена Французской революцией. Брат Бориса-Вестриса Дмитрий еще почти мальчиком в 1789 году как раз находился в Париже во время кровавых событий восстания и проходил через Бастильскую площадь «в те самые минуты, когда Парижская чернь обрушилась на крепость», – писал П.Шереметев. Д.В. Голицын даже принял косвенное участие в этом штурме и переносил кое-какие вещи с одного место на другое. В ходе уличных боев, дом, где жили Голицыны в Париже, заняли королевские отряды, по сути, обратив его на время в крепость. Однако в это время Борис-Вестрис, по словам Павла Шереметева, «совершенно был поглощен интересами французской литературы, став французским поэтом, произведения которого печатались наряду с разными знаменитостями». Находясь в охваченном революции Париже, Борис Владимирович Голицын не глубоко вникал в происходящее: в разгар мятежа он писал стихи о сирени.

Испуганная восстанием во Франции, царица Екатерина II спешно велела братьям Борису и Дмитрию Голицыным в 1790 году выехать из Парижа в Россию. Ехали братья много месяцев, попутно или, вернее, уклоняясь от прямого пути на Родину, они посещали города Италии. Наконец, Голицыны прибыли в Москву, где многие встречали их с опаской, подозревая, что молодые люди, заставшие начало событий 1789, и сами втайне были чуть ли не революционерами. Однако это были только слухи: Борис и Дмитрий Владимировичи были верны престолу и оба избрали военную службу. Князь Борис-Вестрис быстро двигался по военной линии, и в 30 лет стал уже генерал-лейтенантом. «Удивительное это было сочетание: лирическая поэзия, гитара, первостатейное мастерство в танцах и строгая дисциплина» – писал П.Шереметев. В 1800 году в Риге произошел нелепый случай, из-за которого Борис Владимирович был отстранен на несколько лет от военного командования. Однажды его полк шел по улице и ударил в барабаны в тот момент, когда в соседнем доме при родах была жена германского консула. Роды были несчастливыми. Младенец умер, как посчитали, от испуга, вызванного барабанной дробью полка князя Бориса.

Некоторое время, отстраненный от военной службы, Борис-Вестрис наслаждался вольной жизнью в Москве, но в 1802 году был вызван новым императором Александром I вернуться к военному делу. В 1803 году Борис Владимирович был отправлен по службе в Смоленск, и как раз в это время получил от своего двоюродного дяди в наследство подмосковное село Вяземы. В 1805 году Борис-Вестрис был тяжело ранен в бою при Аустерлице и на время вышел в отставку. В 1812 году, с началом Отечественной войны, Борис Владимирович вернулся в действующую армию. Он был вновь тяжело ранен в Бородинской битве, но остался в строю. Оправиться от ранения Борис Голицын не смог – он умер в день своего рождения в 1813 году в городе Вильно, а прах героя был перевезен в усыпальницу Преображенского храма Больших Вязем. У Бориса-Вестриса остались две внебрачные дочери, которые родила ему цыганка.

После смерти князя Бориса Владимировича имение Вяземы наследовал его брат Дмитрий Владимирович Голицын. Он, будучи человеком военным, также участвовал во многих сражениях войны 1812 года, хотя вошел в историю в качестве бессменного главы Москвы в течение двадцати четырех лет с 1820-го по 1844-й годы. В 1820 году старая столицы была все еще послепожарной, разрушенной войной. При Дмитрии Владимировиче Голицыне в Москве были заложены известные памятники Отечественной войне: Александровский сад, Триумфальная арка, первый Храм Христа Спасителя. Самому Дмитрию Владимировичу Голицыну в парке усадьбы в Больших Вяземах был установлен бюст с надписью на постаменте: «Светлейший князь Дмитрий Владимирович Голицын, герой Отечественной войны 1812 года, владелец усадьбы Вяземы, Московский генерал-губернатор».

Объекты усадьбы Голицыных

С 1997 г. внимание властей было обращено на этот исторически ценный участок, и он стал природным и историко-культурным комплексом «Кузьминки-Люблино». Был отреставрирован музыкальный павильон, открыт музей, подготовлены экспозиции.

Здание на месте господского двора

Основным зданием участка был жилой деревянный дом, в котором проживали хозяева усадьбы. С 1916 г. в нем размещался военный госпиталь, который впоследствии сгорел. На его месте в 30-х годах ХХ века возвели новое здание, которое сейчас привлекает внимание посетителей.

Флигели, некогда размещенные с обеих сторон от основного здания, были отреставрированы. В них размещены экспозиции, рассказывающие гостям об истории развития усадьбы.

Египетский павильон

Это здание находится в Красном дворе, раньше его использовали в качестве кухни, соединенной с хозяйским домом галереей. Продукты хранились в подвалах, а первый этаж был предназначен для приготовления пищи, на втором этаже проживали княжеские повара. В 1813 г. была произведена перестройка павильона.

Его современное название связано с тем, что архитектура сооружения включает мотивы древнеегипетской культуры: необычные оконные проемы, расширенные книзу, колонны портика, напоминающие пальмы, фронтон с головой сфинкса, который держат женские фигуры с крыльями. На стенах здания расположены скульптурные украшения в виде человеческих голов (маскароны).

Круглая пристань

Украшением Верхнего пруда является Круглая пристань, которую называют Львиной. Когда-то это были 2 площадки круглой формы, между которыми были установлены лестницы, украшенные скульптурными композициями. В 1830 г. архитектору Д. Жилярди было поручено реконструировать пристань: в верхнем круге произвели замену каменных перил на кованные, установили фигуры львов, вылитых из чугуна.

Усадьба Голицыных в Кузьминках имеет еще одну достопримечательность — круглую пристань.

С этого места пассажиры переправлялись на пароме. С началом ХХ века пристань потеряла первоначальную красоту и была разрушена, все скульптурные украшения были вывезены. В 2006 г. произвели крупную реконструкцию, восстановив прежний вид и установив скульптуры львов.

Оранжерея

Дата постройки оранжереи –1811–1815 гг. Тогда на месте деревянного здания возвели каменное. Оно перестраивалось дважды: в 1836 г. и в конце ХІХ в. (когда был построен второй этаж).

Это было выступающее за линию фасада основное здание в форме восьмигранника. К нему с обеих сторон подходили боковые галереи. Во всей оранжерее были большие арочные окна. Такое количество света было благоприятным для выращивания вечнозеленых померанцевых деревьев, персиков, экзотических ананасов, бахчевых культур и других теплолюбивых растений.

Центральное помещение было декорировано в египетском стиле. Его внутренняя часть напоминала шатер, стропила которого состояли из 8 граней, и каждая из них была украшена красивыми узорами с греческими и египетскими мотивами. Колонны с капителями, подпирающие стропила, были построены в виде пальм.

Во время последней перестройки здание превратилось в жилое помещение. В первой половине ХХ века здесь размещались Голицынские женские сельскохозяйственные курсы.

Некогда красивое помещение было разрушено пожаром, случившимся в конце ХХ века, после чего оранжерея была перестроена и стала выглядеть по-другому. Теперь здание заброшено, полуразрушено и нуждается в реставрационных работах.

Конный двор

Настоящим шедевром московского зодчества считают Конный двор усадьбы. Этот объект вошел в число первых при реставрации. В XIX веке здесь содержалось много лошадей, среди построек были сараи, в которых стояли кареты и содержался фураж.

Сегодня это место выставок: одна из них («Северный фуражный сарай Конного двора») посвящена особенностям быта прошлого, культуры народа, другая («Возрождение Конного двора») проходит под открытым небом и рассказывает об истории создания этой части усадьбы.

Взрослые и дети здесь могут взять уроки верховой езды, совершить конную прогулку в лес. Молодожены часто арендуют свадебные экипажи, делают фотосессии.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери

Первый построенный здесь храм (1720 г.) был из дерева, впоследствии его заменили на каменный (1759–1774 гг.). Революция, отвергающая религию, привела к тому, что храм закрыли, а само здание стали использовать как жилье.

Только в конце ХХ века храм снова стал функционировать и был освящен. Он внесен в список святынь, требующих немедленного восстановления. Разрушенные части храма (колокольню, внешнее убранство и интерьер) воссоздали по старым чертежам.

Слободка

Слободка – это место в усадьбе, где жили дворовые люди. Сюда входили служительский флигель, дома служителей церкви, прачечная и больница. Строения первоначально были деревянными, а в 1828 г. их архитектура была изменена.

Возле построек высадили тополиную аллею, что значительно преобразило территорию. До революции 1917 г. в этих домах жили дачники, но потом их заняли рабочие строительных организаций.

Хозяйственные флигели

Недалеко от египетского павильона и Верхнего пруда расположились хозяйственные постройки. Здесь есть флигель, где жили священнослужители, казарма для проживания прислуги. На территории была богадельня для пожилых крепостных (так хозяева заботились о том, чтобы они не просили милостыню). Служительский флигель теперь – это место размещения Музея русской усадебной культуры.

Дом садовника

Дом садовника – памятник архитектуры, двухэтажное здание из дерева, построенное в конце ХVIII в. для личного садовника хозяев усадьбы. В нем есть балкон и мезонин. С середины ХІХ в. оно использовалось как дачи и было выкрашено в серый цвет, поэтому еще его называют «Серая дача».

В 1987 г. в этом здании открыли литературный музей К.Г. Паустовского. Посетители музея могут ознакомиться с рукописными и фотодокументами, книгами писателя, выставленными на первом этаже, увидеть его личные вещи. Список экспонатов музея внушительный – 17 000. Второй этаж предназначен для проведения различных тематических выставок, интересных для детей и взрослых.

Скотный двор

Скотный двор (или Молочная ферма) – это одноэтажное здание в форме буквы П, расположенное в конце Тополевой аллеи и спроектированное архитектором А. Жилярди. В нем были конюшни, кладовки, коровник. Флигели, идущие по обеим сторонам от основного здания, имели 2 этажа и предназначались для проживания людей, ведущих хозяйство, – скотников, конюхов.

Павильон, построенный в центре Скотного двора, имел крестообразную форму, в нем проживал один из членов дворянской семьи. Эта постройка была сделана с роскошью: в ней полы были покрыты паркетом, а стены завешены дорогими фламандскими тканями, печи привезены из Голландии.

С 1889 г. по 1978 г. здесь располагалась Влахернская больница. Сегодня это здание – памятник архитектуры. В перспективе в этом здании будет открыт музей.

Птичий двор

Постройка первого Птичьего двора в усадьбе датируется 1765 г. В 1805–1806 гг. в Кузьминках по проекту архитектора И. Еготова были построены 3 кирпичных павильона, между которыми располагались красивые колоннады.

Птичий двор предназначался для разведения домашней и экзотической птицы – индеек, гусей, уток, павлинов, лебедей, египетских голубей.

От пожара 1812 г. здание было разрушено, позже в нем размещалась кузница, прекратившая действовать вскоре после революции 1917 г. Со временем здание все больше ветшало. Уже в 2008 г. его воссоздали по старым проектам.

Парк при усадьбе

В парке при усадьбе есть несколько прудов, по одному из которых плавает корабль-кафе. Во время катания посетители наслаждаются красивой природой, сидя за столиками.

Здесь много торговых павильонов, игровых площадок, есть парк аттракционов, можно взять на прокат велосипеды или самокаты. На территории работают спортивные клубы, желающие могут заняться йогой или покататься на картингах.

Усадьба Большие Вяземы

От конного двора мы направились к Спасо-Преображенскому собору.

Спасо-Преображенскому

Как я уже говорила в рассказе об усадьбе Захарово, возле него был похоронен брат А.С. Пушкина Николай, который скоропостижно скончался в возрасте ше-сти лет. В верхний храм сейчас можно попасть только во время праздника Преображения Господня 19 августа. Во времена Петра Великого Вяземы считались дворцовым имением. В 1694 г. император подарил эти владения своему воспитателю князю Борису Алексее-вичу Голицыну, который владел также усадьбой Дубровицы. Петр Первый дважды проездом бывал в этих местах. Большие Вяземы принадлежали роду Голицыных вплоть до революции 1917 г. Правнук Бориса Алексеевича Николай Михайлович Голицын после многолетней военной службы получает в свое распоряжение довольно крупную усадьбу Вяземы. Здесь он решает заняться сельским хозяйством и обустройством имения. Сначала в 1771 и 1772 гг. строятся два каменных флигеля. В одном размещалась кухня, а в другом людские покои. Сейчас один из них находится на реставрации, а второй как раз недавно открыли для посещений.

Усадьба

Между флигелями был разбит сад. Позже в 1784 г. на высоком берегу верхнего пруда был построен строгий прямоугольный каменный дом с бельведером.

прямоугольный

В это же время возводится каменная ограда вокруг храма, а рядом с главным домом разбивается парк с тремя лучевыми аллеями, расходящимися в разные стороны.

парк

В усадебном парке высаживают липы, вязы, лиственницы и сосны.

парк

Кроме того, Николай Михайлович строит оранжерею, где выращивают абрикосы, сливы и вишни. Большие Вяземы были летней резиденцией Голицына, приезжал сюда он обычно в мае, а уезжал глубокой осенью. Кроме заслуженного отдыха в деревне он старался постоянно пополнять свои знания в области садоводства и овощеводства, читал статьи по агротехнике возделывания различных культур и тут же применял эти знания на практике. Пытался он улуч-шить и быт местных крестьян, построив им избы со стеклянными окнами и отоплением через печную трубу. Именно Николай Михайлович положил начало знаменитой библиотеке в Больших Вяземах и начал собирать картины и различные предметы искусства, которые после революции разошлись по музеям нашей страны.

Усадьба

В 1797 г. в усадьбе побывал император Павел Первый со своей свитой. По случаю визита августейшей особы в Вяземах был устроен пышный обед в парадной столовой.

Усадьба

Детей у Николая Михайловича не было, поэтому усадьба перешла к его брату, а затем к племянникам Борису Владимировичу и Дмитрию Владимировичу Голицыным. Их мать Наталья Петровна была удивительной для своего времени женщиной и считается, что именно она служила прототипом знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Наталья Петровна родилась и много жила за границей, была очень образованной и заметной дамой, одной из любимых фрейлин Екатерины Великой. Род Голицыных она считала самым знатным и именитым и очень гордилась, что ей удалось породниться с ним, выйдя замуж. Говорят, что ее восхищение фамилией было настолько сильным, что когда она стала хвалить внучке Иисуса Христа, та спросила, не из их ли рода Голицыных был спаситель. Наталья Петровна пользовалась уважением всех императоров и царственных особ, которые поздравляли ее со всеми важными датами в жизни и оказывали ей особое почтение. Была она знакома и с европейскими монархами, некоторые даже активно ухаживали за ней, ведь в молодости она была необычайна красива. Однако с возрастом у нее появились усы и борода, и Наталья Петровна получила прозвище «усатая княгиня». Голицына была очень властной и жесткой женщиной, детей воспитывала в строгости и ее сын, московский генерал-губернатор даже в преклонном возрасте, имея внуков, не смел сесть без позволения матери. Прожила княгиня аж 93 года и до конца жизни сохраняла ясность рассудка. Ее комната во дворце в Вяземах, пожалуй, самая красивая.

Усадьба

А.С. Пушкин был с ней знаком, а от своего друга, внучатого племянника Голи-цыной узнал легенду о комбинации трех карт, которые позволяли всегда выиг-рывать. Эту комбинацию ему якобы поведала Наталья Петровна. Так в голове поэта появился образ «Пиковой дамы».

Усадьба

Один из ее сыновей Борис Владимирович, судя по портретам, был редким красавцем, участвовал в войне 1812 г. и был тяжело ранен при Бородино.

Усадьба

Через какое то время, так и не оправившись от ран, он скончался, оставив двух незаконнорожденных дочерей от какой-то цыганки. Жена его брата приютила сирот у себя, но тщательно скрывала их существование от свекрови Натальи Петровны, которая бы точно не одобрила связь своего сына с женщиной со-мнительного происхождения. Большие Вяземы после войны 1812 г. перешли к Дмитрию Владимировичу Голицыну, памятник которому можно увидеть в усадебном парке.

памятник

Кроме того здесь есть памятный знак об остановке в Вяземах русской и французской армии.

знак

После Бородинского сражения, когда наша армия двигалась к Москве, в усадьбе остановился главнокомандующий М.И. Кутузов. Для размещения он выбрал зал иностранной библиотеки. В Вяземах оказывали медицинскую помощь смертельно раненому Багратиону. После того, как русская армия оставила усадьбу, ее заняли французы. В том же зале библиотеки на первом этаже остановился император Наполеон. Сейчас в воссозданном помещении на од-ной из стен размещаются портреты героев войны 1812 г.

Большие

Во время нашей экскурсии в зале была репетиция симфонического концерта, который особенно гармонично звучит в стенах дворянской усадьбы. Французы не сильно разорили имение, возможно потому, что Голицын был масоном, как и Наполеон. А между представителями этого движения существовало определенное уважение друг к другу. Понять о принадлежности Голицыных к масонам можно по узору на печных изразцах, я даже не знала, что этот раститель-ный орнамент, оказывается, один из масонских символов.

Масонский

В комнате перед иностранной библиотекой воссоздана приемная французского императора с портретами его генералов.

Большие

В каждом зале дворца множество интересных предметов и очень красивая мебель.

Большие

Когда мы поднимаемся на второй этаж, то уже на лестнице видим множество чучел животных.

Большие

Связано это с тем, что последний владелец Вязем из рода Голицыных Дмитрий Борисович был начальником царской охоты вплоть до революции, после которой вся семья эмигрировала. Большие Вяземы постигла обычная участь боль-шинства дворянских усадеб: сначала здесь разместилась колония для беспризорников, потом санаторий для партработников, аэродром и танковое училище. Во время Великой Отечественной войны немцы совсем чуть-чуть не дошли до Вязем, а наша армия разместила в главном доме госпиталь. Только в середине XX века задумались о том, чтобы создать в Больших Вяземах и Захарово пушкинский музей.

Большие

Восстановление построек и воссоздание интерьеров продолжается до сих пор, но уже сейчас это очень интересное и красивое место, связанное с множеством самых громких имен и событий в нашей истории. Кроме основной экспозиции во дворце выставлены исторические костюмы, фарфор и кружево.

Большие

Отдельные залы посвящены детскому уголку, где можно увидеть игрушки, книги и детские развлечения дореволюционного периода.

Большие

Внизу мы также осмотрели зал выставки деревянной скульптуры современного автора Г.Я. Буркова.

Большие

Экскурсии по усадьбе

Усадьба Голицыных в Кузьминках предлагает посетителям окунуться в атмосферу жизни дворян в XVIII–XIX вв., узнать о том, как князья жили, воспитывали и обучали детей, покататься на конных экипажах, увидеть живописные шедевры.

Конный двор в подмосковной усадьбе

Взрослые и дети могут записаться на экскурсию по Конному двору, которая включает посещение выставки, рассказывающей об особенностях коневодства в XIX – нач. ХХ вв., средствах передвижения далекой эпохи, досуге жителей, увидеть театрализованные конные представления, покататься на фаэтоне или карете, обучиться навыкам верховой езды.

В план обзорной экскурсии входит посещение конюшни, каретного и фуражного сараев. Экскурсию можно заказать заранее по телефону, стоимость – от 770 руб.

С путеводителем по Москве

Место экспозиции – Конный двор. Она предназначена для посетителей любых возрастов, экскурсия проводится на русском и английском языках. Желающие знакомятся с жизнью общества ХІХ – нач. ХХ вв., развлечениями дворян и особенностями проведения досуга. Это постоянная экспозиция. Стоимость входного билета – 200 руб., льготная цена – 100 руб.

Воспитание и образование в усадьбе в ХІХ – нач. ХХ вв.

Эта постоянная экспозиция размещена в Служительском флигеле, она знакомит гостей усадьбы с особенностями дворянского быта, интерьером дома. В ней собраны экспонаты, рассказывающие о домашнем воспитании и образовании детей в ХІХ – нач. ХХ вв. Время экскурсии – 45 мин., стоимость 200/100 руб.

Дальнейшая судьба усадьбы

Поместье расширялось и хорошело до самой смерти князя Сергея Михайловича. После его кончины усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки» перешла к его племяннику Михаилу Александровичу, который занимал должность посла в Испании. В поместье он практически не появлялся.
Позже усадьба Голицыных в Кузьминках досталась его сыну Сергею Михайловичу. В поместье наступает запустение… Князь переезжает в Дубровицы, сокращает штат прислуги, помещения сдает под дачи. Здесь даже было достроено несколько строений для отдыхающих.

Когда усадьба Голицына досталась его сыну, Сергею Сергеевичу, шла Первая мировая война. Часть строений поместья были отданы под госпиталь для офицеров. Из-за их небрежности случился пожар, сгорел Господский дом и Западный флигель — эти строения оставались деревянными.

В 1918 году усадьба Голицына стала принадлежать Институту экспериментальной ветеринарии. Изделия, содержащие драгоценные металлы, были изъяты в пользу нового государства, шедевры чугунного литься отправлены в переплавку. Из старинной церкви сделали дом отдыха. В 1941 году, несмотря на постоянные бомбежки немецкой армии, усадьба Голицына практически не пострадала.

В 1960 году поместье, пришедшее в запустение, получило статус памятника. Парк Кузьминки стал популярным местом отдыха и центром проведения различных культурных мероприятий.

Князья Голицыны на службе Отечеству

Об истории дворянского рода рассказывает выставка «Князья Голицыны на службе Отечеству». Ее могут посетить все, кто хочет узнать о наиболее известных представителях этого рода, их вкладе в развитие мировой и отечественной культуры. Экскурсия проходит в господском доме усадьбы.

Ее стоимость – 200/100 руб.

«Храни, селенье, лес и дивный садик мой»

Выставочный тематический проект «Храни, селенье, лес и дивный садик мой» посвящен особенностям эпохи конца XVIII – начала ХХ вв.

Среди экспонатов выставки:

  • графика;
  • живопись;
  • костюмы той эпохи;
  • предметы старины.

О быте дворянской усадьбы рассказывает галерея картин, гравюр и литографий из личной коллекции А.Савинова. На выставке представлены и картины современных художников. Входной билет на выставку стоит 50 руб., льготный – 20 руб.

Детский музейный центр

Детский музейный центр расположен в Южном флигеле Конного двора, включает множество кружков, секций и экскурсий, где дети смогут больше узнать о прошлом страны и развить свои творческие способности. Студии рассчитаны на детей разных возрастов.

Желающие научиться рисовать овладеют техникой живописи, акварели. Дети, имеющие актерские способности, могут заниматься в театральной студии. Занятия проводятся по субботам или воскресеньям и длятся 1 ч. 30 мин.

Студии при усадьбе

В усадьбе по воскресеньям функционируют детские студии:

  • живописи, акварели и рисунка;
  • керамики;
  • театральная.

Участниками студии живописи могут быть дети от 6 до 15 лет. Здесь традиционно проводится конкурс работ будущих художников, после чего лучшие из картин выставляются в музее. Цена билетов: полный – 450 руб., льготный – 400 руб. Можно приобрести абонемент на 10 (3600 руб.) или 20 (7500 руб.) занятий.

На занятиях в театральной студии «Домашний театр в русской усадьбе» дети учатся держаться и двигаться на сцене, мастерству речи, участвуют в различных постановках. Режим занятий в этих студиях: по воскресеньям в течение 1ч.30 мин.

Кружки

Кружки работают по субботам или воскресеньям. На кружке бисероплетения «Рукоделие в русской усадьбе» дети учатся делать простые вещи-украшения из бисера. Возрастная категория любителей этого рукоделия – школьники.

Участники ботанического кружка «Мой усадебный сад: мир зеленых иноземцев» знакомятся с особенностями выращивания различных растений, произрастающих в усадьбе, осваивают агротехнику комнатных цветов, слушают легенды и сказки о представителях флоры. Режим занятий: 1 раз в месяц в субботу в 14.00.

Интересные факты

Перечень фактов:

  1. Влахернская икона Божьей Матери считается чудотворной. Легенда гласит, что она содержит небольшие фрагменты одежды Богородицы. Необычной является и техника ее изготовления: воскомастика.
  2. Скульптуры лошадей, которые размещены в усадьбе, являются точной копией установленных в Санкт-Петербурге на Аничковом мосту.
  3. Усадьба занимает первое место среди других старинных усадеб по количеству собранных в ней архитектурных объектов.
  4. Кузьминки знамениты еще и тем, что в усадьбе Голицыных есть резиденция Деда Мороза.
  5. В советское время на территории оранжереи проводились опыты над животными.

История появления усадьбы и ее названия

Первые упоминания о местности, на которой впоследствии находилась усадьба князей Голицыных, относятся к XVII веку. Она принадлежала Николо-Угрешскому монастырю вместе с мельницей. Позже, в 1702 году, она была передана во владение Георгию Строганову, сыну промышленника, выходцу из дворянской семьи. Изначально он получил мельницу с прудом, а затем и окружающие их пустоши.

В 1716 году началось строительство церкви, которую освятили в честь Влахернской иконы Божьей матери. После завершения стройки поместье Кузьминки было переименовано во Влахернское. Название было дано так давно, что никто не помнит, по какой именно причине мельница так назвалась: то ли владелец предыдущий был Кузьма, то ли монастырь носил имена Кузьмы и Данилы. Так или иначе, в 1740 году Георгий Строганов получает Кузьминки в единоличное пользование и начинает его медленно развивать. Именно тогда был создан пруд, который сохранился и до сих пор.

Расположение усадьбы, адрес, как добраться

Усадьба расположена в юго-восточном секторе Москвы по адресу: ул. Тополевая аллея, 6 или ул. Старые Кузьминки, 15.

Добраться сюда можно на метро:

  • до ст. Кузьминки (от станции нужно пройти до кинотеатра «Высота», справа от которого находится вход в парк культуры и отдыха);
  • до ст. Волжская (дальше на маршрутном такси № 532м);
  • до ст. Рязанский проспект (дальше на маршрутном такси № 429м, 313м или автобусах № 28к, 29, 725).

Режим работы

Парк работает в таком режиме:

Дни неделиВремя работы усадьбыВремя работы касс
Вторник10.00–18.0010.00–17.30
Среда
Четверг13.00–21.0013.00–20.30
Пятница10.00–18.0010.00–17.30
Суббота
Воскресенье
Летом по субботам12.00–22.0012.00–21.30
ПонедельникВыходной
Последний вторник месяца

В третье воскресенье каждого месяца любой желающий может посетить постоянную экспозицию бесплатно. В усадьбе князей Голицыных в Кузьминках можно отдыхать всей семьей. Различные экскурсии, кружки и уроки декоративно-прикладного искусства – это далеко не весь перечень услуг, которые предоставляются посетителям.

Здесь можно отметить семейные праздники в русских традициях с чаепитием и старинными забавами, а молодоженам предложат провести незабываемую церемонию бракосочетания с участием карет и конных экипажей.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Объекты на территории

Главное сооружение усадьбы князей Голицыных построено в стиле раннего классицизма. По обеим сторонам от него были сооружены флигели. Позже, уже в начале ХХ в. их переоборудовали под квартиры. В разное время там проживали художники Суриков, Репин, писатель Пастернак и другие люди искусства.

Перед основным зданием была разбита большая клумба, на которой и сейчас продолжают сажать цветы.

В 1770 г. появились въездные ворота с калитками. На них соорудили каменный герб Голицыных. В верхней части решетки ворот можно увидеть вензель PMG, который расшифровывается как принц Михаил Голицын.

Клумба перед дворцом и сейчас в цветах.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]