Музей-усадьба Остафьево, или выходной в Подмосковье

Несколько фактов об усадьбе Остафьево

  • В течение более 100 лет усадьба Остафьево принадлежала старинному и богатому роду Вяземских — с 1792 по 1898 годы.
  • Музей-усадьба Остафьево является так же памятным местом для русского воздухоплавания. В октябре 1803 года на ее землю приземлилась Прасковья Гагарина — первая женщина в России, которая отправилась в полет на воздушном шаре и французский воздухоплаватель Андре Жак Гарнерен. Остатки летательного аппарата на протяжение долгих лет хранились в усадьбе.
  • Дочь Прасковьи Гагариной — Вера Федорвна вышла замуж за владельца усадьбы Петра Вяземского.
  • Усадьба Остафьево расположена рядом с городом Подольском, раньше она относилась к Подольскому району, с 1 июля 2012 года это территория Москвы.
  • Рядом с усадьбой находится бизнес-аэропорт Остафьево.
  • Усадьба является популярным местом у молодоженов, здесь постоянно проходят свадебные прогулки и фотосессии.

Что посмотреть

Помимо главного дома в архитектурный ансамбль усадьбы входили оранжереи, людские покои, кирпичный завод, деревянные амбары и сараи, теплицы, парники, 2 моста, в том числе мост-плотина через реку Любучу, — в настоящее время в большей степени утраченные.

На втором этаже усадебного дома располагалась «карамзинская комната», в которой с 1804 по 1816 годы Николай Михайлович Карамзин написал 8 томов своей «Истории государства Российского». Кроме того, на втором этаже располагались «образная» и другие «музейные» комнаты.

Остафьево — знаковое место для истории русской аэронавтики: здесь приземлились Полина Юрьевна Гагарина (первая русская женщина, совершившая полет на воздушном шаре), и первый в мире парашютист Андре Жак Гарнерен.

История создания усадьбы Остафьево

Первые упоминания о деревне, где сейчас находится усадьба Остафьево встречаются еще в 1340 году. Деревней владели попеременно Ляпуновы, Апраксины, Голицыны. История усадьбы Остафьево началась в 1751 году, когда ее купил купец Козьма Матвеев и построил здесь сначала красильную, а затем суконную фабрику. Матвеев планировал построить в деревне церковь, которая была и построена в 1781 году, но уже после его смерти, вдовой Анной Григорьевной. Храм был освящен во имя святой Троицы.

Троицкая церковь сохранилась до наших дней, пережив трудные советские времена. В 1930-е годы она была закрыта и разорена, ее использовали под зернохранилище, склад, швейный цех. В 1991 году храм отдали РПЦ, были возобновлены службы.

Современный вид Остафьево получило при новом владельце — в 1792 году усадьбу приобрел князь Андрей Иванович Вяземский. Покупка была связана с рождением наследника сына Петра. Здесь князь построил двухэтажный каменный дом в стиле классицизма с двумя боковыми флигелями, соединенными сквозной колоннадой. Архитектор дома не установлен, предположительно это Иван Старов.

Венчает здание круглый, изящный бельведер, который позднее был утрачен и воссоздан только в 2012 году. Центральная часть главного фасада украшена шестиколонным портиком коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. На нем можно увидеть герб рода Вяземских.

Роща кенконс

За домом был разбит регулярный французский сад, который переходит в английский пейзажный парк. Река Любуча была перегорожена плотиной и образовала каскад прудов: Верхний, Средний и Нижний.

История создания парка и музея

Строительство усадьбы началось в середине 18 столетия промышленником Матвеевым, в конце этого века землю приобрёл князь Вяземский, это было приурочено к рождению его сына Петра. Именно при князе Вяземском был построен дом усадьбы и церковь, и им же был создан знаменитый парк Остафьево. говорят, что проектировал усадьбу сам князь, то есть хозяин.

За эти столетия об усадьбе Остафьево появилось множество легенд и преданий, которые рассказывают об истории создания. Одна из самых веселых и популярных говорит о том, что Петр Вяземский назвал усадьбу первым словом, которое произнес Александр Сергеевич Пушкин, когда приехал к нему в гости.

Говорят, что поэт сказал лакею Вяземского, на вопрос о его багаже, оставь его, братец. Как будто отсюда и появилось название усадьбы. На самом деле, здесь располагалась одноимённой село, которое была куплено вместе с крепостными крестьянами отцом Вяземского в конце XVIII века, а Пушкин в это время ещё и не родился.

В начале 19 века в Остафьево построили дом-усадьбу, и в это же время здесь жил известный Российский историк, писатель и автор очень известного труда История государства Российского, это Николай Карамзин. Стал жить в усадьбе он потому, что Андрею вяземскому был зятем.

Именно в Остафьево Карамзин написал 8 томов своего труда, а также была составлена записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. После Вяземских усадьбой стал владеть граф Шереметьев и в честь столетия написания этой записки он открыл памятник Карамзину. А в конце девятнадцатого столетия был открыт музей, посвящённый Карамзину, где находились мемориальные вещи историка, которые были оставлены им после его отъезда из Остафьево.

Также в девятнадцатом веке в честь Карамзина в усадьбе посадили 2 дуба, также его именем назвали берёзовую рощу, где он гулял. После того, как владеть усадьбы стал Пётр Вяземский, Остафьево стала центром культурной и научной жизни России. К поэту в гости очень часто приезжали просвещенные люди России того времени, это Тургенев, Пушкино, Грибоедов, Мицкевич, Гоголь и другие.

Пушкин достаточно часто приезжал в гости к поэту в Остафьево, и усадьба является одним из самых знаменитых пушкинских мест, такими, как и Захарово. Говорят, что Александр Пушкин любил гулять по липовой аллее, именно она вела от дома в глубину парка, и в дальнейшем он дал ей название русский Парнас, это название в будущем прикрепилась и ко всей усадьбе. Вообще, липовая аллея пользовалась популярностью и у гостей и хозяев усадьбы, потому, что это очень красивое и приятное место.

Официально зафиксировано, что Пушкин приезжал в Остафьево 3 раза, самый долгий его визит был в 1830 году с 1 по 5 июня. Самого Вяземского в это время дома не было, так как он уехал в Петербург, и Пушкина принимала жена князя Вера Фёдоровна, именно с ней Пушкин обсуждал свою будущую свадьбу с Натальей Гончаровой. Повторно Пушкин посетил Остафьево в конце 1830 года, приезжал на 2 дня, а в свой третий приезд в январе 1831 года он провел там всего один день. Как видим, Пушкин был в Остафьево в общей сложности в 8 дней, но они очень прочно вошли в историю России, и усадьба Остафьево тесно связано с именем Великого поэта.

После того, как Пушкин погиб на дуэли, Вяземские часть его вещей отдали в мемориальную комнату в кабинет Карамзина. А в 1913 году князья Шереметьевы установили памятник Пушкину, также в это время поставили памятники поэту Вяземскому, и Жуковскому.

Третьим хозяином усадьбы был Павел Петрович Вяземский, именно он организовал в Остафьево памятные комнаты Карамзина, Пушкина и Петра Вяземского, его отца. Новый владелец усадьбы был коллекционером, и усадьбе появилось достаточно много живописи и прикладного искусства. Далее владельцем усадьбы был его сын Пётр Павлович Вяземский, он не смог сдержать усадьбу, и поэтому она была продана графу Шереметьеву, который был мужем его сестры. Именно он в конце 19 века открыл в Остафьево Пушкинский музей.

После революции 1917 года музей-усадьба Остафьево сохранили, и объявили памятником культуры. В дальнейшем богатую коллекцию музея частично передадут другим музеям, или продадут на аукционе. Во время Великой Отечественной войны рядом с Остафьево был военный аэродром, а в самой усадьбе расположился госпиталь. Уже в 21 веке, когда делали реставрацию усадьбы, то на её территории нашли фрагменты зенитных устройств времен войны, эти места огородили ленточкой.

Также в середине 20 века в Остафьево был открыт дом отдыха Совета Министров Советского Союза, и усадьба перепланировали, очень много было изменений для открытия санатория. И только в 1988 году усадьба Остафьево вновь была объявлена как музей.

Карамзин

Памятник Жуковскому, 1913 год
В Остафьево к Андрею Вяземскому приезжали поэты Василий Жуковский, Иван Дмитриев и Василий Пушкин (дядя Александра Сергеевича Пушкина). С 1804 по 1816 годы в имении жил историк и литератор Николай Михайлович Карамзин, друг и зять князя Андрея Вяземского. Женившись на его старшей внебрачной дочери Екатерине, молодая семья стала проводить здесь каждое лето и однажды всю зиму.

Кабинет Карамзина

Именно здесь в Остафьево Карамзин написал свои первые восемь томов «Истории государства Российского». Специально для работы на втором этаже усадебного доме был выделен кабинет, названный впоследствии Карамзинский. Получив от императора Александра I должность историографа Российской империи, ежегодный пенсион в две тысячи рублей и доступ в архивы Карамзин с энтузиазмом принялся за работу. Друзья называли его Остафьевским затворником, за то что свой рабочий кабинет он препочел балам.

Под окном его рабочего кабинета в 1911 году был установлен памятник историку, на котором находится барельеф историка. На пьедестале лежат бронзовые тома «Истории государства российского» и свиток, символизирующий, что Карамзин в своей «Истории» руководствовался древнерусскими летописями. Перед усадебным домом по сей день растут «карамзинские дубы», которые были посажены еще в XIX веке.

Памятник Н.М. Карамзину

«Остафьево достопамятно для моего сердца; мы там наслаждались всей приятностью жизни… там текли средние, едва ли не лучшие лета моего века, посвященные семейству, трудам и чувствам общего доброжелательства…»

Н.М.Карамзин

«История государства Российского» была написана Карамзиным в 12 томах, последний том он не успел завершить, его дописали по черновикам литераторы К.С. Сербинович и Д. Н. Блудов. В первое издание вошли 8 томов, которые были изданы единым тиражом в 1818 году. История страны с самых древнейших времен до 1612 года, впервые написанная доступным языком, имела оглушительный эффект не только в России, но и в Европе. «Историю» переводили на иностранные языки и издавали за рубежом.

Карамзин проделал титаническую работу, как историк, изучая древнерусские источники, именно он открыл Ипатьевскую летопись. В своих примечаниях он указывал источники, записывал цитаты, пересказывал документы — и создал по своей сути еще одну книгу, представляющую большую ценность. Примечания превышают текст Истории в два раза. Некоторые исторические документы были утрачены, но благодаря их описанию в карамзинских Примечаниях их содержание известно.

Н.М. Карамзин первый дал нравственную оценку историческим событиям и поступкам государственных деятелей. Впервые в истории была показана роль царя-тирана Ивана Грозного, до Карамзина никто не критиковал самодержца. Выпуск 9 тома, где описываются злодеяния Грозного вызвал шквал интереса у публики.

Пушкин высоко оценивал труд Карамзина, он посвятил ему поэму «Борис Годунов». Вот как он описывает реакцию российского общества после выхода в свет первых 8 томов «Истории»:

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили.

У нас никто не в состоянии исследовать огромное создание Карамзина — зато никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет во время самых лестных успехов и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам».

Пушкин А.С.

Карамзин в Остафьево

В 1800-1807 годах в Остафьево был построен усадебный дом, а в 1804 году здесь поселился один из известнейших российских историков, журналист, писатель, автор знаменитого 12-томного труда «История Государства Российского» — Николай Михайлович Карамзин. Поселился здесь он не просто так — дело в том, что он приходился Андрею Иванович Вяземскому зятем. В Остафьево было написано 8 томов знаменитого фолианта, а также записка «О древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». В честь 100-летия написания этой знаменитой записки граф Шереметьев (владелец усадьбы после Вяземских) открыл памятник Карамзину. А в конце XIX века в «Карамзинской комнате» открылся музей с мемориальными вещами историка, которые остались после его отъезда из Остафьево.

В XIX веке в память о Карамзине в усадебном парке были посажены два дуба, кроме того в его честь названа березовая роща, в которой он любил гулять.

В 1807 году владельцем усадьбы становится Петр Андреевич Вяземский, именно в это время Остафьево становится одним из центров культурной и научной жизни. В гостях у знаменитого поэта и литературного критика регулярно бывают самые просвещенные люди того времени: А.И. Тургенев, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Д.В. Давыдов, А. Мицкевич, Н.В. Гоголь и многие другие.

Петр Вяземский

Памятник Петру Вяземскому
В 1807 году умирает князь Андрей Вяземский и Карамзин становится опекуном его сына Петра — будущего поэта и литературного критика, участника Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения.

Беседка «Храм Аполлона»

В 1816 году семья Карамзиных навсегда переезжает в Санкт-Петербург. Петр Вяземский становится единовластным хозяином усадьбы. При нем строятся беседка Храм Аполлона на берегу пруда и Горбатый мостик, а в честь 10-летия Отечественной войны 1812 года Марсова поляна — овальная поляна.

Горбатый мостик

Усадьба становится средоточием культурной жизни Российской Империи. В этот период сюда приезжают А. И. Тур­ге­нев, В. Л. Пуш­кин, В. А. Жу­ков­ский, И. И. Дмит­ри­ев, К. Н. Ба­тюш­ков, В. К. Кю­хель­бе­кер, А. С. Гри­бое­дов, Д. В. Да­вы­дов, Е. А. Бо­ра­тын­ский, А. Миц­ке­вич, М. П. По­го­дин и другие, проходят встречи поэтического сообщества «Арзамас».

Памятник Пушкину

В Остафьево трижды приезжал Александр Сергеевич Пушкин, с которым Петр Вяземский дружил еще с юности, а 1849 году здесь бывал Н.В. Го­голь. Пушкин часто цитировал в своих произведениях стихи Вяземского, эпиграфы к I главе «Евгения Онегина» и к «Станционному смотрителю» взяты из произведений Вяземского, в VII главу «Евгения Онегина» вводит его, как действующее лицо. Пушкин посвящает Вяземскому стихи и часто переписывается.

После смерти Пушкина А.С. его вдова Наталья Николаевна передала Вяземскому вещи мужа, в память о нем: жилет, камышовую трость, рабочий стол, письменный прибор, портрет Жуковского, подаренный им Пушкину. Эти вещи впоследствии перевез в Остафьево сын Вяземского — Павел Петрович и разместил их в кабинете Карамзина.

LiveInternetLiveInternet

Свою известность усадьба Остафьево приобрела в 1792 году, когда князь А.И.Вяземский приобрел ее, а также и местное село со 152-я крепостными крестьянами у поручика Журавлева. Весомым аргументом в приобретении усадьбы стало наличие в ней роскошной липовой аллеи. Покупка имения была приурочена ко дню рождению сына Петра – будущего поэта, историка, государственного деятеля и одного из основателей Русского исторического общества.

Изначально архитектурный ансамбль Остафьева включал здание главного дома, кирпичный завод, оранжереи, хозяйственные постройки, теплицы, два моста, один из которых – мост-плотина.

Главный дом усадьбы при новом хозяине выстроили в период с 1800 по 1807 годы в русском классицистическом стиле. Архитектор столь помпезного здание до сих пор точно не известен, но предполагают, что им мог быть Иван Егорович Старов – ученик известного тогда профессора Российской Академии художеств Жана Валлен-Деламота.

Петр Андреевич Вяземский – литературный критик и поэт-романист, историк, биограф-мемуарист посвятил Остафьеву стихотворения «Родительский дом», «Деревня», «Сельская церковь» и др.

Петр Вяземский

В числе славных посетителей и гостей усадьбы «Остафьево» – Н.Карамзин, работавший здесь над «Историей государства Российского»; А.Пушкин – друг и соратник; представители литературно-поэтической школы русского «Золотого века»: В.Жуковский, К.Батюшков, А.Грибоедов, И.Тургенев, А.Мицкевич, Н.Гоголь, Денис Давыдов — весь «русский парнас».

Николай Карамзин

Павел Петрович Вяземский

Павел Вяземский становится владельцем поместья «Остафьево» в 1865 г. В числе его преобразовательной деятельности – сохранение мемориальных комнат отца, Н.Карамзина и А.Пушкина, обустройство Готического зала и собрание картин немецких живописцев, часть которых ныне находится в московском Пушкинском музее. В семейном владении Вяземских Остафьево находилось до 1898 г. В это время обустраивается аллея лип «Русский Парнас», устанавливается плеяда «литературных» памятников.

В 1898 г. усадьба была выкуплена графом С.Д.Шереметевым – супругом Екатерины Павловны Шереметевой (внучка П.А.Вяземского). Эталон русской усадебной культуры – Остафьево, в конце 80-х XX века стало Литературно-историческим Музеем. В 2021 г. усадьба стала лауреатом конкурса «Московская реставрация».

Вестибюль

Вестибюль, или парадная прихожая усадьбы Остафьево – первое помещение, в которое попадают посетители с входной лестницы особняка. Оформлена прихожая в светлых тонах, выгнутая дальняя от входа стена украшена четырьмя колоннами, выполненными слитно со стеной. Между колоннами расположены три двери в несколько помещений. Через правую проходят в коридор, ведущий к кабинетам и библиотекам хозяев усадьбы. Центральная дверь ведет в центральный Овальный зал, выходящий множеством дверей в приусадебный парк. Левая дверь ведет в парадную столовую. Еще одна дверь из вестибюля, не попавшая в кадр, расположена в левой стене недалеко от парадного входа. Она ведет в Большую гостиную, главное место приема гостей имения. Гостиная оборудована двумя каминами, облицованными при реконструкции белым кафелем.

Большая гостиная

Из Большой гостиной анфилада продолжается дверью в парадную спальню хозяйки. Помещения такого рода в русских дворянских усадьбах не использовались по прямому назначению, в них даже не всегда имелись кровати, а если и были – служили для украшения. Опочивальни использовали для встреч с родственниками и ближайшими друзьями, самых доверительных бесед.

Камин в женской парадной спальне отличается особым изяществом, внизу установлена решетка со скульптурами ангелов. На каминной доске – бронзовые подсвечники и часы, смонтированные в скульптурную группу на шкатулке. На стене имитация окна в виде витража в позолоченной рамке. Изогнутое ограждение отделяет спальную зону, здесь чисто условную.

Парадная спальня хозяйки

Опочивальня большей частью состоит из зоны отдыха и общения, соответствующим образом и оформлена. В интерьере использованы несколько декоративных колонн на необычно высоких постаментах. Бело-голубые тона стен и других элементов помещения оттенены кремового цвета фризом с лепниной. Из предметов меблировки внимание привлекает изящный столик с ажурной опорной конструкцией, оригинальная ваза на его столешнице. Живописные миниатюры на левой стене и портрет юного скрипача во весь рост представляют произведения неизвестных художников.

Малая, или мужская гостиная иллюстрирует некоторые особенности времяпровождения собирающихся в усадьбе Остафьево представителей сильной половины российского дворянства. Не только чтение одухотворенных стихов, прослушивание свежих глав исторического труда Карамзина составляло предмет досуга представителей тогдашней интеллектуальной элиты общества. Не чуждо было мужчинам во цвете лет и занятие карточными играми, набравшее популярность во всех сословиях. Чтобы наглядно это подчеркнуть, в мужской гостиной представлен ломберный стол для картежников. На стенах помещения – картины с видами морских сражений.

«Мужская» малая гостиная

Вернувшись назад к парадной прихожей, через правую из трех ее дверей посетители попадают в коридор, ведущий в восточную часть основного здания усадьбы Остафьево. Там находятся воссозданные личные помещения основателя усадьбы Андрея Ивановича Вяземского – кабинет и библиотека.

Кабинет оформлен в приглушенной расцветке стен, из мебели пока выставлен оригинальный секретер с откидной столешницей, несколькими ящиками для документов и застекленным книжным шкафом с бюстом наверху. Возле другой стены стоит массивный стол, пригодный для различных целей. Над ним несколько картин, изображающих сцены из жизни древних греков и римлян.

Кабинет хозяина

По другую сторону коридора располагается библиотека старшего Вяземского, точнее таковым было назначение помещения в давние времена, теперь же музей только планирует приобрести книги, идентичные утраченным и выставить в этом помещении. Окна угловой комнаты, выходящие на восток и юг, оснащены темно-синими шторами с золотистой бахромой верхнего элемента. Меблировка состоит из такого же секретера – шкафа, как в кабинете, и небольшого бюро. Приметны напольные часы, корпус которых украшен бронзовыми вставками. Две гравюры с темным фоном, опять же из жизни древних греков, размещены у дверного проема. Воссоздать обширную библиотеку князя в прежнем объеме и качестве после стольких лет и событий совершенно невозможно.

Библиотека

Центральное помещение особняка расположено в апсиде с южной стороны, это Овальный зал, войти в который можно через среднюю из дверей прихожей. Помещение в форме овала состоит из двух ярусов, вторым является высокий купол с оконными проемами. Нижний ярус имеет семь больших дверных проемов с двумя створками каждый, между ними декоративные полуколонны из искусственного мрамора.

Овальный зал

В Овальном зале практически нет мебели, только концертный рояль, табурет для пианиста и несколько типов сидений для помещений подобного рода с информационными табличками о происхождении и предыдущем использовании. Из зала открывается вид на липовую аллею – русский Парнас, по легендарному выражению Пушкина.

Овальный зал усадьбы Остафьево является одним из лучших примеров архитектурного решения размещения помещений для торжественных мероприятий, зачастую организуемых в дворянских имениях. Сознательно использована характерная для православной церковной архитектуры форма алтарной апсиды, естественно, с другой ориентацией по сторонам света и с гораздо большим доступом естественного освещения.

Напрямую из парадной прихожей либо через левую дверь Овального зала можно попасть еще в одно помещение особняка – Большую столовую. Бытовое предназначение этого зала предельно понятно, а конструкция, выполненная по задумкам Андрея Ивановича Вяземского, достаточно оригинальна. Князь постарался сделать одно из самых посещаемых помещений любого жилища не только местом поглощения пищи, но и устроил здесь настоящий музей. С использованием колонн и арок в помещении организованы выставочные зоны

Большая столовая

В таком же ключе выдержан интерьер столовой и в процессе восстановления. Здесь размещены живописные полотна и образцы мебели, старинное оружие и скульптурные изображения. Роспись под потолком в римском стиле усиливает впечатление музейного назначения помещения.

Проживание в усадьбе Остафьево более десятка лет, написание здесь почти 8 томов монографии из 12 позволяют считать особняк Вяземских одним из мест жительства и работы великого историка. Поэтому занимаемый Карамзиными второй этаж здания практически полностью посвящен увековечению его памяти.

Мемориальная комната Н.М.Карамзина

В одном из помещений второго этажа организована мемориальная комната, повествующая об основных моментах жизни Николая Михайловича Карамзина. Здесь копия известного портрета Карамзина кисти художника Демон-Ортолани, ниже портреты членов литературной группы Арзамас. На другой стене портрет Карамзина кисти Тропинина, рядом изображение его супруги Екатерины Андреевны. Ниже пейзажные произведения с городскими и сельскими видами. Меблировка комнаты не претендует на мемориальность, она лишь иллюстрирует стили мастеров той поры.

Парадный бюст Карамзина

В рассматриваемом помещении вывешены ряд картин и портретов, изображающих Карамзиных и их знакомых или родственников, места их проживания.

Рабочее места Н.М.Карамзина

Интерьер восстановлен на основе воспоминаний и свидетельств его современников, и расхождений в описаниях нет. Все в один голос свидетельствуют о скромности обстановки, граничащей с аскетизмом. Столы для письма и размещения исходных документов, шкафчик с картотекой первичных источников информации об исторических событиях – все, что размещено в комнате сейчас и было во времена создания до сих пор не превзойденной «Истории государства российского».

Музейный комплекс усадьбы Остафьево сохраняет память обо всех посетителях и гостях имения, многие из которых упоминали его в своих произведениях, а некоторые свои строки писали непосредственно здесь. Небольшие, но тщательно подобранные экспозиции посвящены многим известным личностям этой эпохи.

Последний владелец усадьбы Остафьево граф Сергей Дмитриевич Шереметев, видный военный и государственный деятель, всерьез увлекался историей, был членом Императорского исторического общества. Перед первой мировой войной он установил в имении памятники некоторым выдающимся гостям.

Памятник Пушкину

как и другие, выполнил академик Панов, отливка велась по гипсовой модели Опекушина. На пьедестале укреплен барельеф, изображающий Пушкина в Овальном зале усадьбы Остафьево. Красноречива надпись на граните: Он между нами жил.

Есть монументы и другим замечательным людям, имевшим отношение к усадьбе.

Наиболее оригинален памятник Карамзину.

Барельеф великого писателя и историка помещен на лицевую грань постамента, а вместо обычной фигуры персонажа помещены тома его Истории государства российского, свиток писчей бумаги и перо в чернильнице.

Стела в честь Жуковского, колонна с бюстом Павла Петровича Вяземского дополняют стилевое разнообразие скульптурных произведений, выполненных одним и тем же автором.

Бюст Павла Петровича Вяземского

Петр Андреевич Вяземский

увековечен в родной усадьбе бюстом в тоге римского оратора, на массивном гранитном постаменте. Лицевая часть гранитного основания украшена лирой в лавровом венке, на других гранях строки из сочинений поэта. Надпись по обыкновению лаконична: Князю Вяземскому.

Прекрасный парк усадьбы Остафьево притягивает внимание посетителей и после осмотра совсем недавно ставшей доступной экспозиции внутри усадьбы.

Многих тянет к прохладе пруда, на берегу которого установлена классическая садовая беседка с поэтичным наименованием Храм Аполлона – вполне созвучно второму наименованию усадьбы и греческого прародителя Русского Парнаса. Через узкий в этом месте пруд перекинут так называемый Горбатый мостик, особенно популярный у влюбленных и свадебных процессий.

https://countryscanner.ru/usadba-ostafevo/4/

https://deadokey.livejournal.com/440022.html

Судьба усадьбы Остафьево

В 1865 году Остафьево переходит сыну Петра Вяземского — Павлу. Историк и коллекционер предметов искусства он соз­дал в усадь­бе бо­га­тые кол­лек­ции пред­ме­тов ста­ри­ны, книг, картин, оружия, а также мемориальные комнаты Пушкина, Карамзина и своего отца.

После его смерти сын Петр Павлович продает усадьбу мужу своей сестры историку графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву — владельцу знаменитой усадьбы Кусково. Он является последним владельцем усадьбы Остафьево.

Памятник Павлу Вяземскому, 1914 год

Шереметев приложил много сил для сохранения исторической значимости усадьбы. Здесь вновь стали собираться талантливые литераторы и художники. В 1899 году, в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, он превращает усадебный дом, в общедоступный для всех и один из первых в России, пушкинский музей.

Овальный зал Остафьево, конец XIX века

А в 1911 и 1913 годах Шереметев торжественно открывает на территории приусадебного парка памятные монументы Карамзину, Пушкину, Жуковскому и Петру Вяземскому, а в 1914 году — его сыну Павлу Петровичу.

В 1918 году имение было национализировано, в нем был открыт музей-усадьба Остафьево, директором которого был назначен граф Павел Сергеевич Шереметев — сын последнего владельца усадьбы. Спустя десятилетие его сняли с должности за дворянское происхождение и в 1929 году выселили с семьей из Остафьево. В 1930 году ликвидировали и музей, из-за чего большая часть содержащихся в нем предметов искусства была распродана, расхищена либо распределена между другими музейными хранилищами страны.

В 1931 году в усадьбе открыли дом от­ды­ха Нар­ко­ма­та обо­ро­ны. Во время Великой Отечественной войны здесь работал военный госпиталь.

В 1950-х годах внешний вид усадьбы претерпел крупные изменения: планировку дома обновили, пристроили ограждения из камня, застеклили колоннады. Однако при этом многие уникальные детали имения были утрачены.

Лишь в 1988 году Остафьеву вернули музейный статус, он стал фи­лиа­лом Му­зея А. С. Пуш­ки­на. В 1994 году стал са­мо­сто­ятельным государственным му­зеем-усадь­бой «Ос­тафь­е­во» – «Рус­ский Пар­нас».

Остафьево после революции

Совершенно понятна послереволюционная судьба Остафьево. Музей-усадьба в 1918 году была национализирована. С этого момента она стала собственностью государства. Имущество взяла под свой контроль новая власть.

Шереметьевы не бросили свое детище, не эмигрировали за рубеж. Они посчитали делом чести остаться и спасти Остафьево, Останкино, Кусково. Они добились от новых властей охранной грамоты для усадьбы. Для собственной безопасности они имели рекомендательное письмо, подписанное Луначарским. В 1918 году умер С. Д. Шереметьев, и его сына Павла назначают первым директором музея и хранителем усадьбы. В 1928 году его уволили без объяснения причин и выселили из усадьбы всю его семью. Судьба поместья была предрешена.

Весной 1930 года в Остафьево музей был упразднен, из него были вывезены ценнейшие экспонаты. Некоторые из них, как, например, коллекция икон XV – XVII веков из старообрядческих скитов, которые Вяземский получил в дар от Синода, были сожжены прямо на территории усадьбы.

Музей-усадьба Остафьево

Сайт: ostafyevomuseum.ru Адрес: Москва, п.Рязановское, с.Остафьево. Парк открыт ежедневно с 08.00 до 23.00, вход бесплатный — до 10.00.

В 2002 году реконструировали западный флигель и фондовое хранилище имения. Еще через три года восстановили второй флигель и террасу, а к 2021 году в усадебном доме были воссозданы исторические интерьеры, соответствующие XIX веку.

В честь 250-летия Николая Карамзина в музее-усадьбе открылась экспозиция, посвященная писателю. Был восстановлен кабинет историка, однако лишь одна вещь в нем является подлинной — это конторка, датированная XIX веком.

Сейчас музей-усадьба Остафьево проводит культурные мероприятия, пушкинские дни, театральные спектакли и концерты, летний фестиваль «Музыка во дворцах и усадьбах», образовательные экскурсии, интерактивные программы, а также всевозможные квесты. Музей выпустил несколько книжных изданий «Остафьевский сборник».

Практическая информация

Как добраться

На электричке с Курского вокзала или на маршрутном такси № 422 от метро «Бульвар Дмитрия Донского» до станции «Щербинка», далее на автобусе № 1045 до остановки «Музей Остафьево». На автомобиле по Варшавскому шоссе до г. Щербинка, далее — следуя указателям.

Из Подольска на автобусе № 1045 до остановки «Музей Остафьево», либо на автомобиле по проспекту имени Ленина до поворота на улицу Подольская по указателю «Музей-усадьба „Остафьево“».

Время работы

  • Музей открыт ежедневно с 10:00 до 18:00, по пятницам до 17:00, выходные: понедельник, вторник

последняя пятница месяца — санитарный день.

  • Усадебный парк открыт с 08:00 до 22:00 с апреля по сентябрь и с 08:00 до 20:00 — с октября по март.

С 08:00 до 10:00 вход в парк свободный. В последний четверг месяца можно бесплатно посетить и парк, и музей, кроме экспозиции «Убранство Остафьевского дома».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]