Государственный исторический музей и его особенности

История музея

Промышленная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения первого российского императора — на которой также были выставлены трофеи, привезенные с Крымской войны — явилась стимулом для осуществления мысли, несколько лет обсуждаемой в кругах ученой знати. Граф Уваров А.С. предлагал организовать выставку о жизни народа до Петра I в рисунках.

Цесаревич Александр, посетив Данию и музей древности в бывшей резиденции короля, загорелся идеей основать в России что-то похожее, а по возвращении всерьез занялся археологическими исследованиями.

Генерал-майор Николай Чепелевский, читавший публичные лекции об обороне Севастополя, так же долгие годы вынашивал идею об организации места, где не только хранились бы выставочные экспонаты, но и постоянно проводились бы работы по сбору нового материала. В январе 1872 года, на одном из приемов, Цесаревич Александр получил записку от Чепелевского, с прошением об обосновании галереи.

Великий князь с энтузиазмом отнесся к идее устройства подобного места, которое может посетить каждый и убедиться, что не вчера появился человек разумный на земле русской. В феврале Александр Александрович передал прошение императору, который оформил указ об основании музея.

По указанию Александра II организовали комитет, который возглавил Уваров. В состав комиссии вошли выдающиеся историки, такие как Василий Ключевский, Иван Забелин, Дмитрий Иловайский. Алексей Сергеевич Уваров разработал и представил в августе 1874 года Устав музея, где упорядочивал все моменты, связанные с расширением фонда и хранением экспонатов.

В начале 1875 года комитетом обнародованы условия конкурса для архитекторов на разработки возведения здания музея. Будущий музей планировался в раннем русском стиле и должен был дополнить общую архитектурную композицию.

В августе этого же года был принят проект «Отечество», разработанный Шервудом и Семеновым. Отлично разработанный план строительства был усилен различными пояснениями и поражал членов комиссии основательностью и силой познаний русской архитектуры.

Начиная разрабатывать строительство музея Уваров и его подручные, полагали, что это будет общественное место, построенное на благотворительные взносы. Но сбор средств провалился, и пришлось взять ссуду более миллиона руб.

Концепция музея

Государственный Исторический Музей через год после подписания указа о его создании определил центральную концепцию — показать посетителям историю родины в главных эпохах.

Хотя разногласия не прекращались до окончания строительства: Уваров и Забелин утверждали, что ключевым элементом экспозиции должны стать подлинные экспонаты; Шервуд рекомендовал представлять также картины и другие работы современников на темы истории. Чепелевский же предлагал основную экспозицию посвятить воинской славе.

Строительство

Торжественная закладка первого камня проводилась 1 сентября 1875 года, император лично присутствовал на церемонии. Изначально полагалось возведение около кремлевской стены, но в апреле 1874 года ученая комиссия получила под ГИМ территорию, где ранее располагался Земской Приказ.


Закладка фундамента государственного исторического музея

Строительство длилось 6 лет. В 1879 году стройку приостановили — не хватало финансов, но в 1881, после получения кредита, удалось завершить постройку ратуши.

Архитектор и архитектура здания

Владимир Шервуд разрабатывал проект в течение семи лет, постоянно меняя и дополняя концепцию архитектуры и наружного оформления. Особенно Шервуд обращал внимание на фасад, обращенный к собору Василия Блаженного.

По задумке общий вид здания должен был соответствовать стилю русского зодчества: непременно наличествовать кокошники, ширинки, шатры и другие составляющие. Владимир Осипович переделывал готовый проект четырежды, пока не разработал идеальный вариант. В 1878 году Шервуд прекратил возглавлять строительство, на этом посту его сменил А. П. Попов.

Внутреннюю планировку здания ГИМ разрабатывал Анатолий Александрович Семенов, по образованию военный инженер.

Строительство велось новаторски – впервые для каменной кладки использовался цемент, перекрытия изготавливались из металла, также ратуша оборудовалась воздуховодами и водостоками. А.А. Семенов четко следил за выполнением работ и лично отбирал материалы для стройки. Под его руководством трудилось более 250-ти каменщиков и около 400 подсобных рабочих.

Александр Протогенович Попов завершал наружную и внутреннюю отделку здания. На башнях он установил геральдические символы Романовых, на 4 поместил двуглавых орлов. Позолоченные скульптуры выполнены по его эскизам особым образом, для лучшего обзора с Манежной и Красной площадей – они поворачиваются к ветру не ребром, а широкой стороной.

Также башенки ГИМ украшают позолоченные единороги, борющиеся со львами. Под руководством Попова проведены художественные работы в помещениях. Для оформления приглашались известные художники Айвазовский, Репин, Серов, Васнецов и другие.

Интерьер

К открытию музея 11 залов были полностью обустроены. Последующее оформление велось на протяжении десятков лет, сейчас выставочных залов 40. Вся архитектура здания и внутреннее исполнение элементами скопировано с существующих на момент строительства памятников архитектуры, храмов и соборов.

Первоначально предполагалось оформление комнат в духе эпох, соответственно названию и экспозиции, выставленной в нем. Эта идея была уникальной для Российской империи. Помещения внутри ГИМ следуют друг за другом, в стиле анфилады. Залы плавно проводят посетителей хронологически – начиная от эпохи палеолита и завершаясь новой историей.

Двери изготавливались специально в мастерских Полякова из сосен и дубов, там же изготавливались двойные витрины для экспонатов. Артель Седова предоставила мастеров для мозаичных работ с полами на первом этаже. А.П. Попов разработал дизайн окон, они похожи на слюдяные переплетения древних русских теремов, и мебели. Помещения ГИМ украшают арки, колонны, уникальные лепнина и росписи.

Встречают гостей Парадные Сени. Стены, расписанные в древнерусском стиле, два ряда колонн по краям зала, образуют собой коридор, своды которого украшены гербами 78 губерний, входящих в состав Российской Империи.

Свод Сеней украшает генеалогическое древо, вмещающее 68 правителей, Рюриковичей и Романовых. В основании изображены княгиня Ольга и князь Владимир, завершают родословную портреты императорской четы: Александр III и Мария Федоровна. Генеалогическое древо не отражает полностью всех правителей, занимавших престол – в нем указаны только те, кто внес наибольший вклад в историю и развитие Руси.

Парадный вход, который сегодня используется редко, с внутренней стороны здания украшает резной деревянный портал. При главной лестнице из каррарского мрамора установлены бронзовые львы, держащие щиты с вензелями Александра II и Александра III. С 1875 года главные идейные вдохновители проекта Уваров и Забелин начали сбор экспонатов и предметов культурного наследия для выставок.

Граф Уваров разыскивал и приобретал по всей империи уникальные предметы старины, они сами внесли немалый вклад в собрание коллекций из личного имущества, и показали пример многим дворянским фамилиям. Так Оболенские, Голицыны, Кропоткины, Щербатые одни из первых передали часть фамильных ценностей в коллекцию ГИМ.

В 1881 году, через несколько месяцев после вступления на престол, Александр III подписал указ о государственном финансировании музея. Тогда же император назначил графа Уварова директором, а князя Сергея Александровича председателем.

Открытие музея

Так как отделочные работы не были закончены, то официального торжественного открытия не проводилось. В конце мая 1883 года музей впервые посетила августейшая чета. Получив одобрение Александра III, устроители пригласили митрополита освятить здание, и 2 июня музей открылся для широкой публики. 11 готовых залов представляли Русь с древних времен до XIII века.

Уваров скончался через год после открытия ГИМ и фактическим директором стал Забелин.

По его настоянию в 1887 году Министерство финансов выделило ежегодную субсидию в размере 10 тысяч рублей для увеличения музейного фонда и проведения исследовательской деятельности.

При Забелине подготовлено и введено в эксплуатацию еще 10 залов первого этажа, помимо этого Иван Егорович регулировал штатные и финансовые дела.

Вплоть до своей смерти, в 1908 году, Забелин занимался организационными и правовыми вопросами, упорядочивал жизнь музея, собирал экспонаты для коллекции и исследовательский материал.

Многие знаменитые фамилии передавали в дар и на хранение музею свои коллекции, так вдова Тургенева передала все рукописи и материалы мужа. Многие купцы, художники и ученые являлись наполнителями коллекции ГИМ. Самый примечательный подарок сделал купец-меценат П. И. Щукин, передавший свое собрание, насчитывающее более 300 тысяч экспонатов.

В 1912 году была устроена выставка, посвященная столетию победы над Наполеном. Для ее организации были собраны экспонаты со всех уголков империи. Большинство предметов так и осталось храниться в музее.

При проектировке Шервуд не рассчитывал, что будут необходимы большие запасники, поэтому уже в начале XX века хранилища не вмещали огромный фонд музея. Многие предметы хранились в ненадлежащих условиях. Это и явилось одним из оснований присоединить к ГИМ ратуши городской думы и Губернского правления. Окончательное принятие решения было отложено из-за начала Октябрьской революции.

История после революции

С 1917 года многие предметы музея подверглись риску быть уничтоженными. Новая власть организовала специальный комитет по выявлению и уничтожению антисоветских ценностей.

Тем не менее, за первые годы Советов коллекция предметов увеличилась более, чем в два раза, и продолжала расти за счет расформированных музеев, разоренных церквей и усадьб. За 5 лет официальное название менялось дважды, в 1921 году музею присвоили имя – Государственный Исторический Музей.

Возле здания регулярно проходили митинги и стычки. О самом первом сражении, революционеров-двинцев с юнкерами, установлена мемориальная табличка на стене ГИМ.

С 1922 года к музею начали присоединять филиалы, в том числе Дом Боярского быта, Собор Василия Блаженного, Усадьбу Коломенское и другие исторические объекты. Работу музея переориентировали, ученые были вынуждены заниматься коммунистической пропагандой.

В 1936 году было принято решение о переоформлении внутреннего убранства музея в честь 20-летия революции. Архитекторы получили задание убрать все элементы царской России, в результате чего были полностью переделаны Парадные Сени и залы, посвященные княжению и царствованию на Руси.

В Сенях были полностью перекрашены стены и забелены своды, по всему зданию отломана уникальная лепнина, с башен сняты и переплавлены геральдические символы. Многие элементы декора утрачены безвозвратно.

Государственный Исторический Музей с 1937 года снова начал заниматься научными исследованиями. К этому времени было открыто 28 выставочных комнат, охватывающих историю до XVII века.

Послевоенные годы

Сразу же после начала Великой Отечественной Войны самые ценные экспонаты были перевезены, изначально на Волгу, а затем в Казахстан, где и находились до победы. Сама галерея продолжала работать и за все время борьбы с фашизмом закрывала свои двери на 8 дней только раз – в следствии бомбежки осенью 1941 года появился разлом в основании здания и разбилось несколько оконных стекол.

В 1942 году, по горячим следам, открылась выставка, занимающая 3 зала, посвященная осаде Москвы фашистской Германией. В 1943 году экспозиция занимала уже 6 помещений и посвящалась сопротивлению немцам с княжения Юрием Долгоруким по настоящее время. Более 12 тыс. экземпляров и военных трофеев, а также писем и исторических документов было собрано за время войны.

К 1957 году открыли залы на втором этаже музея. Общая экспозиция охватывала историю Российского Государства от древнейших времен до 1917 года.

В 1963 году количество экспозиционных залов составляло уже 37, большая часть комнат второго этажа использовалась для тематических коммунистических выставок. Велись научно-исследовательские работы, музей был признан крупнейшим музееведческим центром СССР.

История после распада СССР

В начале 80-х годов остро встал вопрос о реставрации и реорганизации Государственного Исторического Музея, здание не обновлялось сто лет. Каждый год происходило около 15-ти аварий, связанных с нарушением и износом коммуникационных сетей.

В 1981 году выделили бюджетные средства на капитальный ремонт ГИМ. В течение последующих 5 лет коллекция переправлялась в филиалы, и в 1986 году музей закрыли на реставрацию. Однако деятельность на время ремонта не была остановлена – руководство организовывало тематические выставки, проходящие в различных городах России и зарубежья.

В здании на Красной Площади проводились масштабные инженерно-технические работы, направленные в первую очередь на улучшение сохранности древних и ценных экспонатов. Также, на основании подлинных записей и документов, внутренней отделке был предан первоначальный, дореволюционный вид.

Некоторые элементы декора удалось сохранить, их вернули на свои места, утраченные безвозвратно изготавливались заново, руководствуясь записями из архива. В 1997 году вновь отлили и установили двуглавых орлов. Подлинные фигуры львов и единорогов вернули в 2002 году.

Государственный Исторический Музей в 1997 году открыл свои двери посетителям в таком же виде, как и проецировался изначально. Для экскурсий были предоставлены 8 экспозиционных и 3 выставочных зала. В начале XXI века во владение музея переданы ближайшие здания, в которых организованы постоянные выставочные экспозиции.

Выставки и экскурсии

Даже если вы не раз бывали в Государственном историческом музее Москвы, при каждом посещении вас будет ждать что-то новое. Кроме постоянной основной экспозиции, здесь регулярно открыты тематические выставки, посвященные истории царской семьи, традиционным русским ремеслам, фотографии, живописи или созданию икон. Для живого погружения в прошлое музейные сотрудники организовывают «Исторические субботы», открывающие неизвестные страницы русской истории, «Московские тайны», рассказывающие о детективных загадках столицы, проводят познавательные лекции, устраивают кинопоказы и праздничные представления. Для самых любознательных в музее проходят театрализованные экскурсии и необычные квесты. Точное расписание выставок и мероприятий можно найти на официальном сайте Исторического музея в Москве.

Выставки в Историческом музее в Москве

В списке постоянных групповых экскурсий, которые можно заранее заказать как для взрослых, так и для школьников, есть «Путешествие в Древнюю Москву XVI–XVII веков», «Сокровища древности и Средневековья», «Один день на Красной площади» и многие другие. За подробностями и заказом билетов нужно обращаться в Экскурсионный центр музея по телефонам;.

Видео ГИМ

Деятельность музея сегодня

В настоящее время центральное здание ГИМ ежегодно посещают более миллиона гостей. В штате насчитываются более 800 сотрудников. Музей продолжает научно-исследовательскую и просветительную деятельность. Организованы около двух десятков различных клубов и кружков, которые посещают почти 700 детей.

Ежегодно на стажировку принимаются около 1000 студентов со всех регионов России и зарубежья. Каждый день читаются по несколько лекций и семинаров, проводятся десятки экскурсий. Благодаря использованию библиотеки ГИМ и его читальных залов, ежегодно пишутся тысячи научных и исторических работ.

Еще в начале 90-х годов прошлого века были разработаны несколько настольных и электронных интеллектуальных игр, в которые до сих пор играют дети и взрослые. В соответствии с современными технологиями сегодня в музее активно используется аудиогид, а также в каждом зале находятся интерактивные информационные стойки.

С 2021 года музейную экспозицию можно увидеть, посетив виртуальный тур на сайте ГИМ.

Информация для посетителей

Выходы, расположенные со стороны Красной площади, закрыты, поэтому туристы, пришедшие посмотреть на мавзолей, Лобное место, кремлевские башни или Покровский собор, редко заглядывают в музей. Исторический музей часто посещают группы школьников и те, кто хочет побывать на тематических выставках.

При входе туристы могут получить полную карту экспозиции или скачать ее на сайте музея. Это нововведение существенно упрощает навигацию по залам.

Музей открыт во все дни, кроме вторника, с 10.00 до 18.00, а по субботам и воскресеньям — до 21.00. С июня по сентябрь он работает без выходных. Следует иметь в виду, что кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия музея.

Билеты для взрослых стоят 400 рублей, для студентов и пенсионеров — 150 рублей. Для детей до 16 лет вход бесплатный. При семейном посещении (двое взрослых и 1-2 ребенка) для входа в музей можно приобрести льготный билет стоимостью 600 рублей (2018 год).

Залы музея

Наиболее богатую отделку и декорирования получили литерные залы и залы первого этажа. Убранство этих помещений является произведением искусства и культурным наследием. Каждая из комнат несет в себе мотивы памятников архитектуры, некоторые из которых не подлежат восстановлению.

Залы первого этажа

Зал древнего каменного века, или нижнего палеолита является начальным элементом экскурсионной программы. В нем представлены макеты человеческих голов, выполненные на основании материалов, полученных при раскопках. Стену украшает полотно, на котором предполагается вид России 30000 лет назад. Также в зале выставлены останки древних животных и орудия труда.

Следующий зал представляет начальный первобытно-общинный строй. Под потолком круглого зала расположен легендарный фриз Васнецова «Ледниковый период». Для создания этой картины была построена специальная мастерская, а позировали художнику многие представители дворянских фамилий.

Полотно изображает жизнь первобытных людей, в том представлении, какое было у историков. Также выставлены в этом зале подлинные бивни мамонта, копии пещерной живописи и предметы, обнаруженные на первобытных стоянках людей. Ключевой фигурой экспозиции является захоронение, найденное на реке Сунгирь.

Девочка и мальчик лежат в одну линию, соприкасаясь головами. С Сунгирским погребением связано много загадок и оно не исследовано окончательно. Достоверно известно, что это единственное найденное захоронение в подобном роде.

Центром выставки 3-го зала, отражающим эпоху нового каменного века, является выполненный из цельного ствола челн. Лодка, найденная в верховье Дона, была изготовлена более 5 тыс. лет назад из дуба.

Она сохранилась без повреждений, в результате того, что пролежала на дне несколько тысяч лет без доступа воздуха. В зале представлены элементы орудий для охоты, наконечники копий, каменные рыболовные крючки и первая глиняная посуда. Представлена копия древнего идола, найденного на месте святилища.

Зал No4 посвящен бронзовому веку. В центре зала стоит дольмен «Колихо», найденный в Адыгее. Дольмен весит более 7 тонн, и для его установки в музее потребовалось специально укреплять перекрытия. Место массового мумифицированного захоронения было найдено случайно – неожиданно открылось после оползня.

В нем найдено более 70-ти мумий, которые сейчас находятся в Санкт-Петербурге. Помимо дольмена, в зале бронзового века можно рассмотреть Бородинский клад и предметы, найденные в Майкопском захоронении.

Ключевым экспонатом 5-го, скифского зала, выставлены оленные камни – устанавливающиеся на местах погребения в Забайкалье и Алтае. В зале можно рассмотреть коллекцию Кобанской культуры и предметы, найденные в захоронении скифского царя.

Следующий зал посвящен восточной Европе. В центре располагается мраморный саркофаг, найденный в Краснодарском крае. Также представлена экспозиция, найденная при раскопках в Крыму.

7-й зал изначально был посвящен эпохе Древней Руси, о чем свидетельствуют характерные росписи стен, но в настоящее время экспозиция посвящена Великому Переселению Народов. Здесь собрана большая коллекция предметов и карт, обнаруженных на местах стоянок переселенцев.

8-й зал отображает эпоху зарождения Древнерусского Государства. Стены зала украшают 2 полотна Генриха Семирадского: «Похороны руса» и «Ночное жертвоприношение». Картины насыщенно отражают традиции и ритуалы народа в момент становления Руси. В этом зале помещены предметы, принадлежащие первым княжеским дружинам; украшения и предметы финно-угорского быта.

Следующий зал продолжает отражать становление Древнерусского Государства и наглядно свидетельствует активный рост городов. Так в одной из витрин реконструирован дом жителя Новгорода, а центральная витрина представляет торговые отношения того времени.

Зал № 10 изображает жизнь народа в эпоху феодальной раздробленности. Ключевой скульптурой является Половецкая Баба – каменная скульптура идола.

11-й зал посвящен культуре Древней Руси. Главный экспонат представлен в центре зала – Евангелие князя Мстислава, его написание датируется 1117 годом. Также в этом зале примечательна копия Южных Врат Рождественского Собора.

12-й зал посвящен Монгольскому Нашествию на Русь и борьбе с захватчиками. Представлены предметы быта и оружие. Левую стену занимает художественная карта, отражающая масштаб монгольских походов и завоеваний.

Следующий зал называется «Московским» и отражает становление Московского Княжества над остальными, и как результат – образование Российского Государства.

Зал № 14 наглядно иллюстрирует состояние русской культуры в XIV-XVI вв. В это время активно развивается иконопись. В экспозиции представлены рукописные книги, уникальные вышивки и иконы.

15-й зал отображает быт города и деревни в XVI-XVII вв. Примечательно, что здесь впервые представлены элементы одежды женщин допетровских времен.

В 16-м зале выставлены предметы ремесла и торговли того же времени, представлены собирательные образы мастерских и лавок. Экспозиция 17-го зала посвящена освоению Сибири. Там же расположен костюм первых русских мореходов, найденный на полуострове Таймыр. Собранные в 18-м зале экспонаты в большинстве своем подлинные и показывают убранство и предметы быта Государева Двора.

19-й зал освещает состояние Русской Православной Церкви в XVI-XVII вв. С одной стороны следующего зала так же находятся иконы того времени, а с другой стороны – гигантский глобус, привезенный Петром I из Голландии. Подобное оформление зала символизирует противостояние религии и науки.

Последний зал первого этажа посвящен внешней политике и воинской подготовке того времени. В зале No21 представлены элементы вооружения и одежды стрелецкого войска.

Залы второго этажа

Государственный Исторический Музей на втором этаже вмещает выставочные залы, с 25-го по 36-й. Так как оформлялись они во времена Советской власти декор очень выдержанный. Экспозиция в этих комнатах начинается с описания жизни при Петре I и в хронологическом порядке охватывает предметы жизни и культуры при следующих императорах.

Литерные залы

Литерные залы ГИМ выставляют изделия из золота в различных его применениях. Первый зал (А) представляет коллекцию церковного и религиозного убранства из золота и драгоценных камней.

Второй зал (Б) показывает драгоценный металл, как символ власти – экспозицию составляют монеты, ордена, самородки, а также эталоны веса и длины. В третьем литерном зале (В) золотом описывается роскошь богатство, здесь демонстрируются ювелирные изделия от древнейших времен до начала ХХ века.

Интерьеры

Архитекторы уделили большое внимание оформлению интерьеров музея. Все помещения представляют кольцевую анфиладу, и для их отделки применены ценные материалы — каррарский мрамор и дубовые панели, лепнина и позолота.

Наиболее богато декорированные залы занимают первый этаж музейного здания. На окнах установлены уникальные переплеты, имитирующие древние слюдяные окошки, залы закрываются сосновыми и дубовыми дверями, а полы украшает живописная мозаика. Настенные и потолочные росписи в музее выполнены талантливыми русскими художниками — Ильей Репиным, Виктором Васнецовым, Иваном Айвазовским и Валентином Серовым.

Вначале посетители попадают в Парадные сени, украшенные генеалогическим деревом российских императоров. На искусно сделанных настенных росписях можно увидеть ростовые портреты князей и царей — от князя Владимира до Александра III.

Залы первого этажа рассказывают о российской истории, начиная с первобытного строя до эпохи правления Петра I. В литерных залах «А», «Б» и «В» экспонируются уникальные золотые изделия разных времен и народов — ювелирные украшения, самородки, предметы церковного искусства, ордена и оружие.

На втором этаже музейного здания выставлены экспонаты, повествующие об истории страны от петровских времен до конца XIX века. Здесь же расположен вход в читальный зал рукописей.

Научно-хранительские отделы

С 1914 года подписан приказ о разделении музея на отделы. Этой структуры придерживались и все последующие годы существования музея.

На настоящий момент ГИМ разделяют на:

  1. Отдел изобразительных материалов.
  2. Картографический отдел.
  3. Отдел оружия.
  4. Отдел археологических памятников.
  5. Отдел металлов и современных синтетических материалов.
  6. Отдел тканей и костюма.
  7. Отдел книжного фонда.
  8. Отдел дерева и мебели.
  9. Отдел нумизматики.
  10. Отдел древнерусской живописи.
  11. Отдел рукописей и старопечатных книг.
  12. Отдел драгоценных металлов.
  13. Отдел письменных источников.
  14. Отдел керамики и стекла.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]