История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе археологических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток. Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. Не исключается и применение в качестве ударных инструментов керамических сосудов. Общество того времени характеризуется как общество рыболовов, собирателей и охотников, в духовной жизни которых господствовала магия. Музыка, естественно, являлась частью магических ритуалов.
В период Чёй музыка сопровождала обряд похорон и земледельческие обряды. Усиление процессов этнического объединения, ассимиляции и интеграции привело к формированию в период Конфун (3-ий – нач. 5-ого в.) гос. Образования Ямато, мифологической системы синто, а также фольклорных мистерий кагура, которые синтезировали в себе различные обрядовые песни и танцы.
Дворцовая музыкальная культура средневековых государств континента отражала иной музыкальный уровень мышления, тесно была связанга с буддийскими и конфуцианскими доктринами.
В 710 году при дворе японского императора образуется специальная служба, ведающая вопросами дворцового церемониала и сопровождающей его музыки, – гагакурё. Одной из функций гагакурё было приобщение феодальной аристократии к музыкальной культуре континента и в перую очередь к дворцовым традициям средневековых государств.
Почти всё многообразие музыки императорского двора с наступлением новейшего времени было объединено термином гагаку. В настоящее время обучение традициям гагаку, как одному из видов национально музыкальной классики, ведётся в Токитйском университете искуств и Государственной консерватории, существуют общества любителей гагаку.
В городской культуре наряду с дворцовой музыкой популярностью у различных слоёв населения пользовались песенки на современный лад, исполнявшиеся профессиональными певцами и танцорами, развлекательные сценки, представления дэнгаку, тесно связанные с земледельческими обрядами. В период Асигака (1336-1573) разнообразные музыкальные театральные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс – театр но. Фольклорные представления устраивались при храмах и носили иллюстративно-повествовательный характер. После падения сёгуната Токугава театр но стал общедоступным. На рубеже 16-17 вв. возник театр кукол.
После буржуазной революции Мэйдзи начался активный процесс усвоения европейской музыкальной культуры, для чего первоначально использовались традиционные институты, в частности департамент гагаку. Однако уже с 1872 года в школах было введено обучение пению в европейской манере, а с 1887 года открылась Токийская музыкальная школа, гда преподавание осуществлялось с помощю приглашённых из Европы и Америки деятелей культуры. Началась концертная деятельность ряда европейских исполнителей. С XX века начали проявлять активность японские композиторы.
После окончания Первой мировой войны были освоены художественные принципы различных европейских течений, использовались элементы традиционной японской музыки. Наиболее крупной организацией японских музыкантов стала Японская лига современных композиторов.
После окончания Второй мировой войны произошло быстрое овладение японскими музыкантами различного рода исполнительской и композиторской техники. В 1946 году была восстановлена Японская лига современных композиторов. Были организованы оркестры и оперные труппы, открыты новые музыкальные школы и колледжи, возникло множество небольших объединений композиторов. Созданы композиции в традициях европейской музыки 19 – нач. 20 вв. и додекафонной техники. В 1955 году открылась студия электронной музыки. Начали проводится фестивали современной музыки.
Источники знаний о японской традиционной музыке
Среди источников знания о традиционной музыке Японии необходимо назвать археологические памятники, китайские династийные хроники, японские исторические хроники, хроники императорского двора, буддийские и синтоистские религиозные записи, литературные памятники, драматические произведения, законодательные своды. Несомненно, ценными источниками являются нотные записи, исследование которых представляет особый интерес хотя бы потому, что они совершенно отличаются от европейской системы нотации. Только в конце XIX века японская музыка стала записываться в европейской нотации, а до этого использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков. При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью, а задавался только ритмический рисунок, то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки отличались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.
Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах, например, глиняные фигурки ханива дают представления об инструментах того времени: бамбуковой флейте ямато-буэ, древней лютне вагон или ямато-гото и других примитивных инструментах.
Первые письменные упоминания о японской музыке появляются в китайских хрониках. Так, в летописях 3 века китайской династии Вэй Чжи говорится о путешествии в Японию и о песнях и плясках ритуального обряда.
Существует сказание, датируемое III веком, о том, как корейские музыканты инструктируют японцев сохранять корабельную древесину, поскольку она идеально подходит для изготовления инструментов.
Далее музыка упоминается в японских хрониках «Кодзики» (712 г.) и «Нихон сёки» (720 г.). Так, в «Нихонсёки» сообщается, что в 454 г. 80 корейских музыкантов было послано в японскую столицу для исполнения музыки по случаю смерти императора Ингё.
В «Сёку Нихонги», исторической хронике VIII века, рассказывается о музыке для ритуальных посвящений в буддийских и синтоистских храмах.
Важным источником являются религиозные записи, поскольку музыка была неизменно связана с ритуалами синтоизма и буддизма.
В «Манъёсю», величайшей поэтической антологии VIII века, содержится более 4 тысяч стихотворений, многие из которых считаются народными песнями, переделанными в аристократическом стиле. Тема музыки появляется и в «Повести о Гэндзи», и в других литературных произведениях более позднего времени.
Законодательные своды и акты отражают институциональную основу музыкального развития: так, свод законов «Тайхорё» учреждает управление гагаку.
Традиционная и классическая японская музыка
Принявшись за статью по достаточно знакомой, как казалось мне, теме, я уже знала, что напишу о современном японском инструментале. Дело виделось совершенно несложным, немного подкрепиться историческими сведениями и готово! Выросшая на общепринятой европейской истории развития классической музыки я наивно полагала: как на Западе — так и везде. Ибо, ни для кого не секрет, что заимствование в такого рода искусстве — дело обычное. Сначала вокал, потом орган, клавесин-клавикорд-фортепиано, скрипка и так далее по списку. Однако, открыв первый же труд на музыкальную тематику, я застыла в немом ужасе. Столько неизвестного и достаточно непонятного текста, щедро сдобренного трудночитаемыми и труднопроизносимыми словам (коими я тут же пополнила свой запас ругательств), я совсем не ожидала увидеть. Но, запасшись терпением, я отыскала все доступные варианты работ (каких на самом деле не много) и решила сравнить общепринятую историю музыки с японской.
Известно, что современная музыка берет свое начало из двух источников, коими являются народные лады (песни трудовые и обрядные) и религиозные песнопения. Изначально она (как, в общем, и любое другое искусство) была достоянием людей состоятельных, а вовсе не «общенародной». Более того, любая музыка в своем развитии всегда подвергалась влиянию религии, так как ее зачастую использовали как средство управления массами. Лишь значительно позже, с развитием орудий труда и уменьшением религиозной составляющей, она вбирала в себя черты народных песен, становилась «светской» и уходила в массы. Церковные многоголосые хоралы в Европе, поначалу тонально строгие, со временем органично смешались с народными, бытовыми мотивами. Так было и в Японии, где первоначально на музыкальное развитие очень сильно влияли такие религиозные течения как синтоизм, буддизм, даосизм. Но, несмотря на схожие пути, итог развития двух географических составляющих разительно отличается друг от друга. Предположительно, дело в том, что церковная музыка, прежде всего, сосредотачивала людское внимание на себе. Она, в совокупности с текстом была инструментом воздействия, внушая и завораживая слушателей. Цель же японской музыки была совершенно другой. Она носила философский и медитативный характер и не была предназначена для привлечения внимания. Изначальный принцип — «фоновость», которая позволяла сопровождать действо, будь то чайная церемония, созерцание, каллиграфия или танец. Музыка, прежде всего, способствовала творчеству. Следует упомянуть, что в Японии наравне с фольклорной (оригинальной) музыкальной формой, существовало множество форм заимствованных и адаптированных зарубежных музыкальных стилей (по количеству значительно преобладавших над традиционными), которые теперь считаются исконно народными.
Дабы не утомлять читателя обилием специфических терминов и названий, приведем только самую общую историческую цепочку развития музыки в Японии, отмечая лишь ключевые моменты. Двумя старейшими формами японской музыки являются буддийские песнопения
сёмё
и оркестровая музыка гагаку. Датируются они периодами Нара (710—794) и Хэйан (794 — 1185). И, если с песнопениями все более-менее понятно, то
гагаку
представляла собой оркестровую музыку без какой-либо вокальной партии. С одобрения властей гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов. В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдается развитие народного театра, выросшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в период посадки риса. К концу ХIV века получает развитие художественная драма, в сопровождении музыки
хогаку
и танцем, известным как
симаи
.
Хогаку
состоит из двух элементов: вокального (
утаи
– песня-рассказ о каком-либо событии, которая исполняется двумя актерами и хором из восьми певцов) и инструментального (
хаяси
– исполняется на бамбуковой флейте и трех барабанах). Кстати, западная музыка, в лице музыки церковной, появилась в Японии в 1549 году, вместе с христианскими миссионерами, но исчезла с запретом христианства.
В период Адзути-Момояма (1568–1600) несколько музыкальных инструментов претерпели заметные изменения и модификации. Так, примитивная флейта превратилась в художественную
сякухати
, а старая дворцовая цитра стала более звучной кото. В пении появляется несколько стилей, например,
гидаю-буси
(повествовательная часть в кукольном театре Бунраку), или
киёмото
и
токивадзу
, которые часто выступают в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Что же касается современности, то тут можно говорить о двух основных направлениях классической музыки. Во-первых, это баллады
энка
, во-вторых – классическая музыка, пришедшая с Запада.
Энка
– это японские популярные песни, грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по родному дому, которые как жанр сформировались еще в 30-е годы прошлого века и получили новое развитие с начала 70-х. Что касается западной классики — в Японии ее развитие приобрело поистине масштабные формы. Начиная с сооружения специальных залов с прекрасной акустикой и заканчивая расширением стандартного музыкального образования, куда были введены многочисленные элементы западной классической музыки. Примечательно, что одним из излюбленных заимствованных инструментов японцев стало фортепиано. Сейчас в Японии существует несколько крупных фирм, которые занимаются производством роялей, синтезаторов и фортепиано, признанных на мировом уровне. Самыми известными из них являются Yamaha и Kawai. Даже один из известнейших русских исполнителей Святослав Рихтер отметил качество японских роялей.
Кстати, в саундтреках к аниме фортепианные вставки встречаются постоянно, в том числе в работах Йоко Канно, Юки Кадзиуры, да и многих других известных аниме-композиторов. И, несмотря на то, что структура мелодий, в отличие от зарубежного инструментала, как правило, достаточно проста, если не сказать — примитивна, сами мелодии весьма приятны на слух. И даже люди, не жалующие классику именно по причине ее сложности, с удовольствие заливают в плейлисты саундтреки из любимого аниме.
Кото
– японская арфа – завезена в Японию из Китая около тысячи лет назад. Игра на ней считается обязательным атрибутом аристократически образованного человека. Сегодня
кото
органично вписывается в современную японскую музыку и используется в двух вариантах в зависимости от размера: — длиной 1м (7 струн) для сольного исполнения; — длиной до 2м (от 13 струн) для оркестрового исполнения.
Сякухати
– японская флейта из бамбука также начинает свою историю в Китае. Ее длина – чуть больше 50 см. Позиционируется как народный инструмент, поскольку проста и недорога в исполнении. Использовалась дзэнскими монахами во время медитаций.
Сямисэн
– японский аналог лютни. Трехструнный инструмент, история которого насчитывает лишь пять столетий. Игра на сямисэне – показатель глубины образования гейши. Кроме того, сямисэн — обязательный аксессуар и участник японских театральных представлений.
Суйкинкуцу
– зарытый в землю, перевернутый кувшин, над которым течет вода. Попадая внутрь через отверстия, она издает звук, похожий на колокольчик. Наиболее красивый звук получается при использовании керамических кувшинов, но в настоящее время все чаще применяют металлические.
Суйкинкуцу
– частый атрибут японского сада и даже используется для создания необходимого настроения перед проведением чайной церемонии.
Аниме примерк статье: Nodame Cantabile / Нодамэ Кантабиле
Японская музыка в военные и послевоенные годы
С 1941 г. исполнением западной музыки занимался, в основном, Токийский симфонический оркестр. В 1945 г. он был переименован в симфонический оркестр Тохо, Новый симфонический оркестр стал оркестром NHK (Japan Broadcasting Corporation), и стало появляться множество других симфонических объединений.
Также появляется движение рабочих Роон за приобщение рабочего народа к музыкальной культуре.
Японские композиторы этого времени, сочиняя оперы, берут за основу и японские сказания и буддийские предания.
В 1951 г. в NHK открывается музыкальная студия электронной музыки.
Создаются Японская ассоциация современной музыки, которая существовала и до войны под другими именами и каждый год организовывала фестивали, Ассоциация современных композиторов (1946), Синсэйкай (1946), Тидзинкай (1948) и экспериментальная студия Дзиккэн Кобокай (1949).
В 60-е гг. группа появились группы «Онгаку» и «Новое направление», выступающие за импровизацию, но многие группы сочиняли музыку для Оркестра Ниппония, состоящего из традиционных инструментов.
Иностранные музыканты стали снова посещать Японию с середины 50-х гг., и японские музыканты и композиторы также приобретали известность за границей.
В настоящее время западная музыка процветает в Японии. Преподавание, исполнение, музыкальная литература, изготовление инструментов, – все это теперь не уступает Европе. В Токио существуют шесть симфонических оркестров, и все виды западной музыки исполняются и сочиняются в Японии: от музыки Ренессанса и барокко до джаза, рока и других современных направлений. Противостояние между западной и традиционной музыкой сохраняется, но выражено не так явно, как это было ранее.