О чем говорит история
Символическое значение камня имеет древние корни. Религиозные направления философии дзен-буддизм и конфуцианство наделяют эту часть неживой природы энергетикой, несущей в себе спокойствие, гармонию и безмятежность. В Японии камень стал объектом поклонения. Здесь же и зародилась идея каменных садов.
Сначала небольшие композиции делали при монастырях, храмах для созерцания, медитации. Сегодня это элемент востока в ландшафтном дизайне. Но японцы все еще верят, что такая миниатюра возле дома поможет достичь гармонии с миром, избежать повседневных проблем, суеты.
Философия
В основе каждой детали композиции лежит учение дзен. В нем говорится, что мир такой, каким его видит человек. Сконцентрировав внимание на застывшей картине, можно побыть наедине с природой, услышать свой внутренний голос.
Фото: ландшафтный дизайн в японском стиле
Мастера дзен утверждали, что если долго смотреть на камень, лежащий на песке с начерченными вокруг него волнами, можно увидеть, как он медленно погружается в воду.
Классический вариант садовой композиции из камней создается по принципам фэншуй. В основе его лежат 4 стихии: воздух, земля, вода и огонь. Роль последней стихии могут выполнять декоративные фонари. Если обустроить искусственный водоем нет возможности, альтернативой станет песок с изогнутыми линиями, кругами в виде волн.
Завершают традиционную картину керамические фигуры, ограждения, низкорослые растения. Вблизи располагают беседку в японском стиле или перголу.
При составлении японского сада важно не нарушать симметричность расположения деталей, избегать нагромождения пространства.
Основные элементы, символика и принципы устройства
Размер, количество, форма и расположение всех элементов сэкитая имеют важное значение. Символизм сквозит из каждой детали.
Современные каменные сады часто соседствуют с площадками для медитаций.
Количество камней
Исторически сложилось, что в сэкитае используется 15 камней, которые группируются по три единицы в каждой мини-композиции.
По преданию, валун имеет душу, а значит к нему необходимо относиться с большим почтением. На подбор лучших экземпляров горных пород могут уйти годы. Обработка скалистых осколков нежелательна, идеально, если сама природа позаботится о форме и размере каменных элементов.
Кроме простого расположения булыжников в группы, существует традиция выкладывать из камней священные символы: журавлей (высота человеческого духа), черепах (долголетие), гору (центр мироздания) или же фигуру Будды
Современные сады не придерживаются правила 15 единиц, но существует строгое условие — использовать только нечётное количество камней и, согласно японским традициям, каково бы ни было общее число валунов, их нужно расположить так, чтобы нельзя было охватить взглядом все одновременно. Какой бы ракурс ни выбрал посетитель, он должен видеть на один камень меньше. Если этот канон соблюдён — можно считать, что сэкитай выполнил свою задачу.
Расположение и расстановка камней
Есть несколько принципов расстановки горных пород:
- камней, расположенных горизонтально, должно быть больше, чем тех, что стоят вертикально — это необходимо для баланса энергии Инь-Ян, уравновешивания влияние вертикальных объектов — деревьев, заборов, строений;
- обеспечение пустоты на фоне каменных глыб — простор отождествляется со свободой духа;
- отсутствие симметрии, параллельных линий и одинаковых по размеру элементов;
- сбалансированность композиции в каждой группе — для этого применяется приём построения на основе треугольника, где обязательно присутствует основной элемент и несколько подчинённых;
- камень не может просто лежать на поверхности, он должен «расти» из земли — его нужно углубить, чтобы он соединился с землёй, врос в неё, и на склоне камни вкапывают сильнее, чем на плоской поверхности;
- красивый вид из семи точек обзора — необходимо мысленно нарисовать семиугольную звезду, каждый из концов которой может стать такой точкой, и на семи гранях фигуры устанавливать камни, при этом булыжники, зачастую кроме одного, должны быть видны со всех участков, выделенных для просмотра.
Большой камень возвышается, как скала, а маленький напоминает холм или остров, вертикальный камень будет обозначать небо, а плоский — землю
Иногда посетителям кажется, будто они видят все 15 элементов горных пород и даже больше. Такой эффект появляется по причине того, что камни имеют неровные очертания и зрительно раздваиваются.
Песок и гравий
В качестве основы для сэкитая выступает белый песок или мелкий гравий, на поверхности которого при помощи специальных грабель создаются бороздки. Дзен-буддисты видят в них морские волны и круги от падающих капель. Обычные посетители сравнивают узоры с идеально подметённым двором. В любом случае рисунок создаёт ощущение безмятежности, чистоты и покоя.
Узоры «воды» в японском саду призваны умиротворять, приносить спокойствие и гармонию
Чтобы добиться необходимого результата, специалисты используют некоторые скрытые приёмы. Так, если композиция расположена на солнечном участке, белый щебень или гравий может слепить глаза, что помешает релаксации. В этом случае его оттеняют камни более тёмных расцветок — серые или коричневые.
Узоры имеют скрытое значение:
- ровные линии, направленные по наибольшей длине площадки, символизируют спокойную воду и умиротворение;
- волнистый рисунок напоминает бурный поток;
- круги вокруг камней — волны, набегающие на берег острова.
Вода
Карэсансуй — другое название сада камней — в дословном переводе означает «сухой пейзаж». Поэтому в традиционном виде сэкитая воды нет. Однако японцы очень любят «текучие» материалы в любом их проявлении, и в саду камней воду заменяет песок.
В современных интерпретациях в каменной композиции может встречаться искусственный водоём или естественный пруд. Если он включён в общий ансамбль, назвать такой участок классическим японским сэкитаем можно лишь с большой натяжкой.
Пусть это далеко не классика сэкитая, на берегу водоёма среди зелени и камни словно «оживают»
Мох
Для японского ландшафтного дизайна мох выступает одним из популярных растений, так как олицетворяет леса на тех самых островах в океанах, на которых живут просветлённые монахи и старцы.
Мох — ещё один способ добавить позитива в сэкитай
Знаменитый мастер садового оформления Мусо Сосэки — тот самый, который создал великолепнейший сад 15 камней Рёандзи, успел построить целый парк мхов. Он органично сочетает в себе огромные валуны и споровые растения.
Покрытый мхом мост через водоём смотрится сказочно
Декоративные элементы
Различные элементы декора добавляют каменному саду японских ноток и правильного настроения.
Деревья, растущие на краю композиции, придадут участку жизни и красок. Например, чайный домик напоминает о том, что Япония славится не только медитациями, но и этим вкусным напитком, а также особым ритуалом его приготовления.
Японский фонарь, наряду с каменными фигурами, статуями и мостами — популярный декортивный элемент сэкитая
Дзен-буддистам для получения эстетического наслаждения достаточно одних камней, но обычные посетители сэкитаев нуждаются в дополнительных элементах. Разнообразные дорожки, мосты и ограды создают в этих садах полноценную картину мира.
Значение камней
Второе название этой части ландшафтного дизайна – карэсансуй. В переводе – сухая вода и горы.
Каждый элемент в отдельности отвечает за какой-то символ:
- мелкая галька, гравий или песок – это вода;
- плоский камень – земля;
- высокий булыжник – небо;
- массивная каменная груда – остров или горы.
В сочетании они символизируют изящество простоты, за счет чего окружающему миру придается другой смысл, происходит анализ ценностей.
Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи
Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.
Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.
Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.
Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.
Детали композиции
Подбор садовых компонентов проводится очень тщательно, поскольку все части должны гармонировать между собой.
Фото: парк в Японии
Природный камень
Выбор этих элементов проводится с учетом формы, размеров, цвета и фактуры.
Их расположение должно наталкивать на мысль, что поверхностная схема – лишь малая часть картины для созерцания, большая находится внутри.
В японском каменном саду используются вулканические породы:
- гранит;
- туф;
- базальт;
- андезит;
- хлорит.
Фото: композиция из камней
По форме выделяют камни:
- изогнутые;
- плоские;
- низкую вертикаль;
- лежачие;
- статуи.
Японцы отождествляют камень с живым существом и считают, что у него есть лицо, динамика поведения и характер.
Поэтому при создании таких садов дизайнеры различают камни, которые смотрят вверх или вниз, убегают, догоняют, прислоняются.
Фото: сад камней во дворе дома
Чтобы сделать качественную композицию, лучше заручиться поддержкой специалиста. При отсутствии опыта укладка камней может не получиться и будет выглядеть нелепо.
Ограждение
Важный элемент картины. Означает стремление к спокойствию, желание уединиться, поэтому изгородь традиционно делают непрозрачной.
Интересное решение создать ограду из бамбука, веток деревьев, вьющихся растений. Можно аккуратно выложить перегородки из булыжников.
Фонари
Декоративный компонент, отвечающий за освещение сада.
Фото: каменный фонарь
По внешнему виду и предназначению выделяют несколько их типов:
- Икекоми-гата. Считаются скрытыми фонарями. Поток света направляется в землю.
- Тачи-гата. Пьедестальные изделия. Их высота колеблется от 1 м до 3 м. Используются в больших садах. Располагаются в местах приема гостей.
- Оки-гата. Маленькие фонари. Ставят недалеко от дорожки, ведущей к беседке, дому.
- Якими-гата. Фонари с каменным или бетонным основанием. Имеют квадратную или круглую крышу. Чтобы поток света был мягче, корпус делают из матового стекла.
Рекомендуется приобретать фонари из натуральных материалов, чтобы не нарушить гармонию картины. Подойдет пемза, дерево, керамика, камень.
Башни
Это дополнительная часть сада, поэтому такая фигура не должна быть центральной в композиции. В соответствии с этим выбирается и ее размер.
Чаще всего размещается возле тсукубаи – традиционного японского мини-фонтана. Материал – камень. Башня имеет нечетное количество ярусов. Форма – четырех-, шести-, восьмиугольная или круглая.
Тсукубаи
Представляет собой чашу из камня высотой до 30 см. Ранее применялась в Японии для мытья рук перед чайной церемонией. Сейчас выполняет исключительно декоративную функцию. Устанавливают на ровном низком участке.
Вода в чашу поступает по медным, полихлорвиниловым трубам, шлангам, идущим под грунтом.
Фото: каменная чаша наполенная родниковой водой
Если тсукубаи закрепить без дренажной системы, то вытекающая вода сформирует быстрый ручей. В таком случае не стоит размещать изделие высоко – это чревато размытым песком, галькой.
Ниннадзи
Мы сомневались, стоит ли идти в храм Ниннадзи, но именно там оказался один из лучших, на наш взгляд, пейзажных садов Японии. После суровости сада камней Рёандзи это буквально бальзам на душу.
Постройки расположены в центре двора, в сады — вокруг. Посетитель движется по деревянной террасе, наблюдая с каждой точки все новые виды, каждый из который отточен до совершенства.
Прогулка по такому саду умиротворяет. Никуда не хочется спешить. Здесь можно сидеть часами и просто смотреть, и это зрелище не надоест. Наверное именно это и есть тот самый дзен, который пытаются найти буддийские монахи.
К тому же в Ниннадзи очень красивые росписи начала 20 века и высокая пятиярусная пагода.
Как разместить камни на участке
Даже при создании простого сада стоит учесть несколько особенностей:
- Все компоненты картины собираются в группы. Это хорошая маскировка отдельных дефектов.
- Предпочтение отдается натуральным камням, которые подвергались воздействию осадков, ветров, перепадов температур. Их округлые черты сделают композицию мягче и проще для восприятия.
- Подбираются элементы, схожие по цветовой гамме.
- Обязательное условие – нечетное количество камней. Их количество должно быть кратно трем, пяти, лучше всего – пятнадцать штук.
- Внутри картины действует принцип триады: по три камня в каждой группе. Важно, чтобы основная группа сочеталась с ландшафтным дизайном, другие – дополняли ее.
- Наличие в композиции точки созерцания. Она выбирается исходя из того, какое время суток владельцы планируют проводить в японском саду. Часто сад располагают так, чтоб она была с северной стороны.
- Гармоничное расположение относительно всего участка.
- Асимметрия компонентов.
- Соблюдение баланса линий. Горизонтально установленных камней должно быть больше вертикальных.
- Контраст свободного и заполненного пространства.
Если детали композиции расположены правильно, то, с какой бы стороны не стоял человек, он увидит все камни за исключением пятнадцатого. В восточной философии считается, что созерцать картину полностью могут лишь избранные, постигнувшие сущность мироздания.
Стиль и назначение сада
На первый взгляд может показаться, что валуны и различные минералы в уличной композиции расположены хаотично. На самом деле место для установки элементов выбирается по определенным правилам. В первую очередь обозначают основную точку созерцания. Именно на нее будет ориентироваться сад. В учет берут часы вероятного наблюдения, чтобы не испортить удовольствие созерцания палящим солнцем и чрезмерной тенью.
Японские сады камней всегда асимметричные, наполненные элементами разных размеров и форм. Декор никогда не размещается параллельно. Все объекты должны хорошо просматриваться под любым углом обзора и создавать семиугольную геометрическую сеть линий. При наличии на участке водоема, следует продумать эффект отражения камней в воде.
Главная задача сада камней – помочь настроиться и расслабиться. Если наблюдать композицию всю полностью, можно увидеть чарующие острова с отходящими от них волнами в определенном направлении.
Создание японского сада камней своими руками
Владельцам загородных участков, желающим попробовать силы в организации части ландшафтного дизайна, необходимо запастись терпением и быть предельно внимательными.
Фото: композиция в японском стиле на дачном участке
Для составления композиции не требуется каких-либо разрешений, а вот наличие плана картины упростит процесс сборки. Поэтому лучше взять карандаш и схематически изобразить будущее украшение усадьбы.
Порядок действий таков:
- Территория очищается от мусора и сорняков.
- Выравнивается участок.
- Снимается верхний слой грунта на глубину 15 см.
- Для усиления по периметру выкладывается кирпич или крепятся доски.
- На дно засыпается песок толщиной до 5 см.
- Оставшееся пространство заполняется гравием, галькой, белым песком.
- Чтобы уплотнить содержимое, его заливают водой 1 ведро на 2 м2 площади сада.
- Размещаются камни. Они должны занять устойчивое положение, быть немного вдавленными в песок.
- От камней делаются круговые или волнистые линии, имитирующие воду.
- Остальная часть поверхности выравнивается граблями вертикальными, горизонтальными полосами.
Дополнят композицию небольшое ограждение по периметру, растения, тсукубаи, фонари.
Фотогалерея известных садов
Рассмотрим несколько вариантов расположения элементов картины.
Сад камней храма Рёандзи
Реандзи – памятник дзен-буддизма. Создан в XIV—XVI веках в Киото. Сколько историки не пытались, загадка композиции до сих пор остается до конца не разгаданной.Это прямоугольный участок, заполненный гравием. Сверху него изображены волнистые линии, которые играют роль водной стихии. Но основа картины – пятнадцать камней, поделенные на пять групп.
Ранее в описание указывалось отсутствие четкой структуры в Реандзи. Но годы исследований показали, что это каменная картина ветвей деревьев, открывающаяся созерцателю лишь под определенным углом.
Дзен-сад в Карловых Варах
Создан 16 июня 1998 года на окраине курортного чешского городка. Назван в честь Ганы Бальц – супруги немецкого врача, который по просьбе императора Японии заложил основы медицины в этой стране. Архитектор – Киндзи Номура.
Композиция выполнена в форме круга, посередине разделенного линией. Это граница между инь и ян. Сад усыпан белым гравием, что символизирует океан. Один из камней имеет форму корабля. Малый булыжник изображает Гану Бальц. По центру композиции установлен фонарь – символ света и помощь сбившимся с пути. Вертикальные статуи – аналоги менгиров. Эта картина рассказывает целую историю и привлекает внимание туристов из разных стран.
Нандзэндзи
Нандзэндзи — комплекс из нескольких храмов, крупный центр буддизма. Тут мы впервые встретились с садом камней. Но это не совсем сухой сад, тут камни соседствуют с деревьями. Если приглядеться, то в очертаниях камней можно угадать группу тигров с тигрятами, переплывающих реку.
Очень хороши росписи раздвижных перегородок. Это копии 2002 года, но очень хорошие, и они повторяют росписи императорских покоев.
Ещё одна достопримечательность Нандзэндзи — акведук в западном стиле, построенный в конце 19 века.
Альпинарий
Другое название – альпийская горка. Устанавливается на природном склоне или создается искусственная насыпь камней. Между булыжниками высаживают цветы, кустарники. Ранее перечень растений для высадки в альпинарии был ограничен луковичными и низкорослыми многолетниками. Сегодня хозяева собирают композицию из тех растений, которые им нравятся.
Красота восточного каменного сада завораживает и приносит внутреннюю гармонию созерцателю. Это отличный выбор для владельцев дачных участков, которые хотят видеть часть медитативной японской культуры в своем саду.