В каждой стране, имеющей древнюю историю, есть свой город – сокровищница, где веками, а порой и тысячелетиями, накапливались культурные и исторические ценности. В Японии такой жемчужиной по праву считается Киото достопримечательности которого завораживают туристов, удивляют и привлекают специалистов. Этот город более тысячи лет являлся резиденцией Императора. Здесь строились храмы, создавались бессмертные произведения литературы, искусства. Сюда стекались самые талантливые и амбициозные личности, чтобы блистать в лучах славы великого Императора.
В Японии расхожее такое выражение, что каждый японец должен хотя бы один раз побывать на Фудзи, так же говорят и в отношении города Киото — за свою жизнь каждый японец должен посетить древнюю столицу Японии.
На встрече с японскими студентами я решила выяснить у Фудзита-сана, насколько верно утверждение о горе Фудзи и выяснилось, что далеко не каждый житель Страны восходящего солнца имеет возможность посетить священную гору, так же как и Киото. Пока молод и полон сил в повседневной жизни столько дел, что времени свободного не остается. Когда появляется время на заслуженном отдыхе, нет сил, чтобы дойти до вершины горы или совершить путешествие в соседний регион.
Тем не менее многие жители страны включают в план своей жизни посещение первых столиц Японии Нары и Киото. В школах во время каникул организуются поездки-экскурсии по древним столицам. Знакомство с историей и культурной является неотъемлемой частью учебного процесса. А в Киото исторических ценностей собрано, как ни в одном другом городе страны. Здесь расположилось огромное количество синтоистских святилищ и буддийских храмов, императорский дворец и замок сёгуна, широко известный у нас сад камней (благодаря Владимиру Цветову) и много других достопримечательностей.
Императорский дворец
Основной достопримечательностью Киото является Императорский дворец — Госё. Построен он был в 795 году для пятидесятого императора Японии — Камму. В императорском дворце Киото жили и служили своему народу 28 поколений императоров вплоть до 1868 года, когда в период реставрации Мейдзи резиденция императоров была перенесена в Эдо (Токио).
Сегодняшний вид замка был восстановлен в 1854 году. В период своего существования императорский замок неоднократно горел, известны по крайней мере 8 эпизодов пожара. В разное время истории сгоревший замок длительное время не восстанавливался из-за нехватки средств либо из-за возникающих между кланами междоусобиц. В XVI-XVII веках свою руку к восстановлению императорского дворца приложили такие выдающиеся воины Японии как Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Иэясу Токугава.
Примечательно то, что сгоревшие замки, как правило, не восстанавливали, а строили новый, на новом месте.
Киотский дворец занимает площадь более 110 000 м², на его территории расположены такие сооружения и комплексы как: тронный зал, малый дворец Когосё, зал Сюнко, зал Сандай, зал Императрицы, Цветочный зал и другие ритуальные залы и подсобные помещения. Всю грациозность сооружения подчёркивает дворцовый парк на территории которого растут сосны, сакура, магнолии, клены и другая растительность.
Туристы посетить Киотский императорский дворец могут только два раза в году: в первые десять дней апреля и с 20-х чисел октября. Именно в это время территория императорского дворца выглядит особенно красиво. В другое время дворец можно посетить только по специальному разрешению.
Во время посещения все передвижения туристов строго регламентированы и на ознакомление с достопримечательностями предоставляется определенное количество времени. За соблюдением правил внимательно следит служба охраны императорского дворца.
Краткая история
На острове Хонсю расположился необычайный город Киото. Основан он еще 794 году, на месте деревушки Уда, как главная резиденция императора Камму. В период основания территория современного города носила название Хэйфн-кё. В переводе это название означает «столица спокойствия и мира». После возведения город стал не только резиденцией императора, но и центром, откуда выполнялось руководство империей. Современный Киото стал не только столицей величественной империи, но и культурным, политическим, деловым центром. В 1467 году на территории Японии началась война, продолжавшаяся до 1477 года, за период, которой город сильно пострадал. На протяжении двух веков производилось попытки восстановления былой мощи столицы. Только к концу XVI века при Тоетоми Хидэёси началось возрождение города.
Процветание города продолжалось и после перенесения столицы 1869 года в Токио. Большое внимание уделялось развитию культуры и образования. Также стремительно развивалась промышленность в отличие от других префектур империи.
Замок Нидзё
Это бывшая резиденция сёгунов, представляющая собой огромный музейный комплекс площадью 275 000 м². Треть территории замкового комплекса занимают сооружения.
Замок был построен в 1603 году. На протяжение всего времени замок являлся символом появления нового влиятельного сёгуна — Иэясу Токугавы.
Так же как и всё «деревянное зодчество» Японии замок Нидзё неоднократно горел во время смутного времени и в результате стихийных бедствий. Последнее строительство замка, после удара молнии, производилось в 1750 году.
Наиболее известными достопримечательностями комплекса являются замки Хоммару и Ниномару. Замок Ниномару строился с размахом, служившим показать мощь и богатство сёгуна.
Его стены сложены исключительно из кипариса, наружные части богато украшены листами золота и изысканной резьбой по дереву. Раздвижные двери и стены комнат запечатлели в себе картины известных художников того времени.
Известной особенностью замка Ниномару являются его певучие полы, при строительстве специально сделано так, что при ходьбе полы издают звук, тем самым не давая возможности проникнуть в замок незамеченным, своего рода средневековая сигнализация.
С исторической точки зрения замок Нидзё знаменателен тем, что именно здесь в 1867 году последний сёгун Японии — Ёсинобу Тогукава отрекся от своей власти и вернул государственную власть императору Мейдзи. Примерно с этого же времени замок стал собственностью императорской семьи. В 1939 году замок Нидзё был передан в собственность городскому муниципалитету и превратился в музей, открытый для посещения.
Отовасан Киёмидзу-дэра – храм чистой воды
В этот комплекс, расположенный на склоне горы в районе Хигасияма, стекаются не только иностранные туристы. Сюда едут японцы, страдающие от неразделенной любви. На территории храма расположена древняя кумирня, где по легенде проживает три духа. В их число входит Оконинуси-но-Микото – дух любви. Японцы уверены, что если его хорошо попросить, он внушит объекту страсти ответное чувство. Они приезжают помолиться у камней любви.
Внутри храмового комплекса протекают реки, образующие одноименный водопад, вернее храм носит название водопада Киёмидзу, что означает чистая вода.
Достопримечательностью комплекса являются такие сооружения как: ворота Нио, колокольня, изумительная трёхъярусная пагода и непосредственно сам храм Kiyomizu-dera (Киёмидзу-дэра)
Храм был основан в 778 году, но сегодняшнее здание относится к 1633 году, при его строительстве не было использовано ни единого гвоздя. Главный зал имеет большую веранду очень популярную среди туристов, с террасы открывается вид на Киото. Веранда поддерживается большими колоннами высотой с четырехэтажный дом.
Во времена Эдо родилась пословица «Спрыгнуть со сцены в Киёмидзу», что означало «Сделать решительный шаг», источники свидетельствуют, что это было не просто крылатое выражение. За период с 1694 по 1864 года зафиксировано 234 прыжка с веранды храма, погибших насчитывалось 34 человека. Процент выживаемости составлял 85% и связывают это с тем, что в то время, почва под склоном была мягкая и большое количество деревьев увеличивали процент благоприятного исхода.
Причиной таких необычных прыжков было отнюдь не желание покончить счёты с жизнью, люди себя отдавали во власть богини Каннон, к которой и устраивались паломничества с молитвами о здоровье. Среди людей совершивших прыжки были и дети до 12 лет, и женщины, и те кто прыжок совершал дважды. Большая часть отчаянных прыгунов была в возрасте до 20 лет и ничего другого как безрассудство не приходит на ум, чтобы объяснить причину прыжка.
В 1872 году был введен запрет на прыжки и стали пресекаться попытки «спрыгнуть со сцены в Киёмидзу»
Комплекс представляет собой потрясающее зрелище и является в одной из вариаций «седьмым чудом света».
Население и религия
В этническом составе Эквадора присутствует 65% метисов, 25% индейцев, 7% испанцев и 3% негров. Но стоит отметить, что практически все жители страны считают себя испанцами.
Что касается Кито, то согласно переписи населения, которая была проведена в 2005 г., в столице Эквадора проживает 1 856 501 человек. Этот город по количеству населения является в стране вторым. На первом месте находится г. Сантьяго-де-Гуаякиль.
Население столицы представлено различными национальностями. Так, две пятых его – это индейцы кечуа. Столько же в городе и испано-индейских метисов. Одну пятую от общего количества жителей составляют негры, и лишь незначительная доля – это выходцы из азиатских и европейских стран.
4% населения Кито неграмотны. Основное вероисповедание в городе – христианство и католицизм.
Люди, впервые попавшие в Эквадор, отмечают, что местные жители очень похожи на итальянцев, португальцев и испанцев. Они так же радушны, приветливы и улыбчивы. Отмечают путешественники при этом и их неорганизованность и необязательность. В Эквадоре очень любят обещать и не сдерживать своих слов. Порой добиться от жителей страны желаемого можно только если дать за это приличное вознаграждение. Однако в большинстве своем эквадорцы являются людьми гордыми. Многие из них просто не обращают внимания на деньги. Да и к тому же желание подзаработать, как правило, побеждает лень.
Кинкаку-дзи – золотой павильон
Трехэтажное великолепное здание входит в состав комплекса Рокоун-дзи. Оно располагается на берегу чистейшего озера Кёкоти. Храм известен тем, что его стены снаружи и изнутри (на верхних этажах) покрыты настоящим золотом. Традиционную крышу украшает феникс из этого же драгоценного материала.
Павильон сооружен в 1397 году. Тогда его строили как виллу для сёгуна Асикага Ёсимицу. Он очень любил это прекрасное место, часто посещал его, чтобы полюбоваться отражение «драгоценного» павильона в чистейших водах. Ныне здание используется, как сяридэн, то есть хранилище реликвий Будды.
Удивительна история золотого павильона, — сохранившись в разрушительных войнах смутного времени, он был полностью уничтожен в мирное время 22-летним монахом-послушником, который 2 июля 1950 года совершил поджёг.
Сегодняшнее великолепное здание датируется 1955 годом, когда началась реконструкция золотого павильона. Высота павильона 12,5 метров.
Новое здание максимально приближено к оригиналу. В японской философии , независимо от того, что здание было разрушено, сожжено и вновь восстановлено, оно всё-равно считается оригинальным, так как независимо от новых строительных материалов — этот павильон (храм) всегда останется тем самым, каким был изначально.
Вокруг павильона разбит сад, произрастающий здесь с XIV в. Несмотря на то, что озеро – зеркало (так переводится его название) глубокое, на его поверхности то тут, то там выступают миниатюрные островки – камни. На многих растут вековые сосны. Камни и островки расположены в воде таким образом, что обрамляют драгоценное отражение. Это создает атмосферу торжественности и изысканности всего комплекса.
На протяжении длительного времени соснам перед павильоном придают форму плывущего корабля.
Осенью 2021 года я посетила Золотой павильон и не побоюсь сказать это слово «созерцала» его красоту и величие. Можно сколько угодно говорить об уникальном храме, но действительность превосходит все ожидания. Фоторепортаж о храме Кинкаку-дзи читайте в статье Самый красивый храм в Киото.
Сад камней
На территории храма Рёан-дзи, располагающегося в районе Укё, находится известный сад Рёандзи. Это совершенно особенное сооружение. Небольшая площадка (30 х 10 метров) засыпана белым гравием. На ней располагается пятнадцать необработанных камней черного цвета. Вся площадка огорожена глинобитной стеной.
Особенность сада состоит в том, что невозможно увидеть одновременно все темные камни, с какой бы точки ни смотрел зритель. Последний всегда будет оставаться вне поля его зрения. Вот как пишет В. Цветов:
…Я сказал «пятнадцать камней», потому что столько указано в путеводителе. На самом деле замечаешь лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галереи, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника — с остальных трёх сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами, — и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый — тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Ещё один шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстаёт опять в иной композиции, состоящей из всё тех же пятнадцати камней, из которых один — невидим».
Философский смысл сухого сада, как еще называют Рёандзи, состоит в том, что только человек, достигший просветления, «видит все». Чтобы обозреть пейзаж полностью, необходимо воспарить над волшебным садом. А такого мастерства достигает лишь личность с неотягощенной грехами душой.
Еще одна достопримечательность храма Рёан-дзи — Каменный сосуд. В переводе его название означает «храм покоящегося дракона». Сюда приходят люди, жаждущие духовного очищения. Обойдя храм, они могут совершить омовение или попить из каменной чаши, в которую постоянно течет чистая вода.
Она сооружена таким образом, чтобы человек наклонился к живительной влаге. Это способ выказать свое почтение этому месту. Чаша украшена надписью, содержащей основную мысль буддийского учения. Она гласит:
То, что каждый имеет, является всем, в чем он нуждается.
Согласитесь, нашему миру, погруженному в борьбу за деньги и власть, пора вспомнить эту нехитрую истину.
Сад камней моими глазами.
Бамбуковый лес Сагано
На просторах Интернета по запросу «красивые места планеты» довольно часто попадаются фотографии бамбукового леса – стройные гладкие ряды высоченных деревьев, которые не могут оставить равнодушным ни одного человека. Еще больше эмоций вызывает посещение этого разрекламированного в сети места – бамбукового леса Сагано, зажатого городскими квартала Киото на небольшой территории (всего 16 км2). Тысячи качающихся на ветру деревьев издают приятный звук, напоминающий мелодию ветреных колокольчиков, широко распространенных на Востоке. Японцы утверждают, что эта мелодия производит успокаивающий эффект, создавая уют на душе и возвращая организм к естественной гармонии с природой.
Заповедная роща Сагано ведет свою историю с XIV века, когда под руководством монаха Мусо Сосэки был создан парк. Изюминкой ландшафтного творения была смотровая площадка, с которой открывался и открывается до сих пор изумительный вид на горы и храмы окрестностей. Примечательно, что бамбук на японских островах никогда не рос – он был завезен из Китая. Растение отличается не только гладким высоким стволом, но и впечатляющей скоростью роста – более 20 метров в месяц.
Фусими Инари Тайся
В Японии множество храмов и святилищ. Одним из самых известных и красивых считается Фусими Инари располагающийся на холме Инарияма. Чтобы посмотреть на него придется преодолеть множество ступенек и проделать двухчасовой путь, но красота, открывшаяся взору туриста стоит того.
Этот храм посвящен Инари – богине риса. Постоянными спутниками богини являются лисы — кицунэ. Легенды гласят, что именно лисы помогали Инари охранять от грызунов запасы риса. На территории храма повсюду встречаются статуи лис. В Японии считают, что это животное является посланцем Инари на земле. Статуи изображены с ключами от амбара в зубах либо с колосом риса.
Фусими Инари — место, приносящее богатство. В храм приходят люди помолиться о благополучии и попросить достатка своей семье или фирме. Для этого покупают дощечки в виде ритуальных ворот (тории) и пишут на них пожелания.
Для процветания фирмы, её руководители готовы принести в дар храму настоящие тории, которые стоят немалых денег, тем не менее желающих сделать пожертвование большое количество. В храмовом комплексе можно прогуляться по тоннелю из стройно выстроившихся торий. Для того, чтобы год был благополучным необходимо в Новый год пройтись по коридору «красных ворот».
Храм особенно красив на рассвете, яркие краски храма в лучах восходящего солнца производит неизгладимые впечатления.
Осенью 2021 года мне довелось посмотреть храмовый комплекс в ночное время. Это был интересный опыт. Фусими Инари — прекрасен в любое время суток.
Достопримечательности Киото
Что посмотреть в Киото? Много, много всего! От обилия храмов и святилищ в старинном Киото голова закружится уже на второй день. Проще всего — наметить себе примерный план на день из 3-4 достопримечательностей Киото, а между ними просто гулять, впитывая в себя всё новое и необычное, что будет подстерегать вас в культурной столице Японии.
Достопримечательности и интересные места в Киото раскиданы как по всему городу, так и вокруг него. Проще намечать маршрут географически: сегодня — Гион + восточный Киото. А завтра — Золотой павильон Кинкакудзи + сад камней Рёандзи + самая старая чайная в Японии. И так далее.
Некоторые приезжают в Киото всего на пару дней. За такое время мало что можно успеть увидеть. Лучше, если у вас есть в Киото несколько дней. Описанные ниже достопримечательности Киото были посещены нами за 5 дней в довольно напряжённом темпе. Если вы привыкли к более расслабленному режиму, то можно посмотреть эти места в Киото за неделю.
Квартал Гион в Киото
Первое, что стремятся увидеть туристы в Киото — квартал Гион, сердце города. Говорят, что среди старинных деревянных чайных домиков на изогнутых улицах можно встретить гейшу. На самом деле, почти во всех отзывах туристов о Киото, на фотографиях не гейши, а туристки из азиатских стран — тайки и китаянки