Археологи и историки располагают сведениями о развитии Японии с периода 40 тысячелетия до начала текущей эры. Первым письменным источником информации о стране на архипелаге являются записанные в первом веке нашей эры «Двадцать четыре истории», созданные китайскими историками. О том, какова была Япония в 18 веке, известно гораздо больше, нежели о древнейших этапах развития державы, а насыщенность той эпохи событиями оставляет историкам огромное поле деятельности – возможности для изучения и уточнения безграничны.
Страна восходящего солнца
Начало 18 века
Япония в начале 18 века управлялась из Эдо, хотя статус столицы в тот момент принадлежал Киото. Крупнейшим центром экономики выступала Осака. Правлением занимался род Токугава – Токугава Иэясу еще в 1603 получил от императора статус сегуна. Клан сохранял главенство за собой на протяжении веков – эпоха Токугава длилась в период 17-19 вв. В исторических анналах ее именуют эпохой Эдо.
С началом 18 столетия Страна восходящего солнца оказалась в сложной экономической ситуации. Разразился кризис, охвативший все острова, поскольку натуральная экономика рухнула под влиянием денежных отношений, распространившихся в деревню. Экономический кризис определился снижением цены на рис, дефицитом местного бюджета, недобором в казну. Учтя опыт XVI столетия, кризисы других эпох, держащий бразды правления Токугава Есимунэ определил направление на реформы. Новая политика началась в 1716-м под девизом «Реформы Кехо». Токугава призвал чиновников к бережливости, крестьян – к освоению новых земель; одновременно увеличилась налоговая ставка и появились «Положения о судопроизводстве», регламентирующие судебные дела и позволяющие простым людям жаловаться на недобросовестных управленцев.
Эдо в 18 веке
Первые годы реформы оказались непростыми. Со временем идеи сегуна развил родзю Танума Окицугу. Он предложил акцентировать внимание на купеческих корпорациях, предоставил им права монопольной торговли, попытался развить денежные отношения на островах. Результат оказался неожиданным: вместе с купцами в политические круги пришли взятки, страна еще больше потеряла. Потерпев крах, Танума Окицугу подал в отставку, его работу по изменению экономической модели взял на себя Мацудайра Саданобу, провозгласивший девиз «Реформы Кансэй». Это время назвали эпохой «обогащения сбережением». Решить проблемы полностью не удалось – лишь в XIX веке некоторые начинания 18-го столетия дали плоды. Следующим реформатором после Мацудайры стал Токугава Иэнари, сместивший акценты на городское процветание и развитие торговли.
Сёла
Японская экономика эпохи Эдо имела полунатуральный характер и зависела от рисовых поставок дани. Её сбор проводился в селах местными чиновниками — сельскими головами нануси или сёя, главами пятёрок и крестьянскими делегатами, контролировавшими общинные пахотные земли, горы и воды, а также выполнявшими разные управленческие функции. Решения принимались коллегиально. Жители сел делились на пятёрки, их члены находились в круговой поруке, платя совместно дань и предотвращая совершение преступлений. В одном селе между пятёрками существовали обычаи взаимопомощи.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Для того, чтобы стабилизировать поставки дани рисом, сёгунат запретил продажу земли и ограничил крестьян, сосредоточивая их исключительно на полевых работах и разных повинностях. Большинство сёл выплачивали налоги своевременно, считая делом государственной важности. Однако иногда непомерные поборы вынуждали крестьян жаловаться даймё или непосредственно сёгуну, или, в крайних случаях, поднимать крестьянские восстания.
Развитие культуры и науки
Начало 18 века в культурной истории восточного архипелага отмечено именами Мабути, Ихара, Тикамацу, Хисикава. Центром культуры наравне со столичным Киото становится Осака. В истории это время окрестили Гэнроку в противопоставление Кассе – эпохе, когда доминировали влияния из Эдо. В период Гэнроку появилась укие-дхоси – новая литература, которой были характерны короткие иллюстрированные рассказы, посвященные городской повседневности и быту простых людей.
Культурная история 18 века на Японском архипелаге также отмечена формированием укие-бон. Так назвали современные книги про жизнь обычных горожан.
Активно развивается кукольный театр нинге-дзюрури. Особенный вклад внес Тикамацу Мондзаэмон. Под влиянием Хисикава Моронобу появились гравюры укие-э. Все чаще внимание артистов привлекала жизнь простолюдинов. В конце 18 столетия получили популярность гедонистические учения.
Культурный расцвет 18 столетия
Активно влиял на современную культуру Мабути Камо, почувствовавший, что в условиях изоляции стране необходимо акцентировать внимание на корнях. Он понял, что ушло время подражания, пора перестать столь тщательно подчиняться положениям конфуцианства, но нужно идти собственным уникальным путем. Он призвал современников изучить древнюю историю родных мест, вспомнить синтоизм и развивать культуру в этом направлении. Художники, поэты, драматурги прониклись его идеями, обратили внимание на быт простого населения, а торговцы приняли активное участие в культурной жизни городов. Гэнроку – период расцвета театров но, бунраку, кабуки.
Для 18 столетия характерен интерес к естественным дисциплинам. В центре внимания научного сообщества – агрономия, математика. Простолюдины посещали общественные школы, для самурайского сословия работали правительственные. В учреждениях преподавали письмо, чтение, арифметику, японоведение, изучение Голландии, конфуцианство.
Предпочтение в еде и напитках
Японцы любят вкусно и сытно поесть. Европейцы и американцы уверены, что в Японии люди едят только суши, роллы, сукийаки и другие экзотические блюда, которые есть в ресторанах разных стран мира. На самом деле, это не так. В разных типах ресторанов подают практически одинаковые блюда. Существуют несколько видов мест, где можно покушать:
- Шокудо – все посетители должны рассаживаться по кругу.
- Изакайя – паб.
- Окономийяки – посетителям разрешается принимать участие в приготовление блюд. Здесь можно заказать мясо, овощи, морепродукты, которые заворачивают в тесто, смешанное с овощами и капустой, и жарят.
- Роботайки – вид деревенского ресторана, где всю еды готовят на углях и гриле.
- Рестораны, где блюда готовят за столом посетителей. Подают говядину, овощи, которые варятся в бульоне (блюдо сукийаки) или набемоно (это суп, в котором все элементы для него выбирают посетители. Для этого рядом с ними ставят подносы с сырыми продуктами).
- Заведения, где подают походные ланчи (так называемый бентос или шокудо).
- Кафе и недорогие рестораны – можно попробовать тейшоки.
Японцы довольно пьющая нация. Спиртные напитки употребляют и мужчины, и женщины, и подростки. Популярностью пользуется, в первую очередь, пиво. Оно продается везде – с киосках, уличных ларьках, супермаркетах, магазинах, храмах. На втором месте по популярности находится рисовая водка или саке, которую нужно пить либо холодной, либо теплой (в голову бьет очень быстро). Также японцы много пьют зеленый чай, в котором много кофеина и витамина С. Его используют для утоления жажды, для восстановления сил, для насыщения организма полезными минералами, для профилактики онкологических заболеваний.
Падение экономики
18 век – период экономических преобразований, среди которых были как удачные, так и откровенно неэффективные. На фоне пережитого голода в 30-х годах расширили рисовые поля, сократили расходы на содержание двора и чиновников, а за взятничество назначили наказанием смертную казнь. Крестьяне жили в подчинении феодалов и не могли менять хозяина; их повинности включали ремонтные, строительные работы, поставку лошадей, носильщиков.
Экономический кризис начался уже во втором десятилетии века, усилился к середине столетия. Правительство запретило вывозить из державы то, что потреблялось внутри страны; в 1752-м ввели запрет на вывоз золота. Во второй половине века на архипелаг обрушились природные катастрофы – засухи, ураганы, землетрясения. Нехваткой продовольствия, голодом спровоцированы бунты. В 1772-м случился большой пожар; годом позднее страну охватил тиф. Новые природные бедствия, болезни и голод начались сразу после эпидемии, а правительство, оставшись без денег, попыталось увеличить налоги. В 1787-м случился крупнейший «рисовый бунт» в Эдо. Повстанцы разграбили купеческие дома, рисовые склады в городе. Казалось, мир в стране никогда не настанет.
Токугава Иэнари
Живопись
Художественная культура средневековой Японии изучена многими специалистами. Огромную роль в её становлении сыграла живопись кайга, что по-японски означает рисунок или картину. Это искусство расценивается как самый старый вид живописи государства, который определяется огромным числом решений и форм.
В нём особое место занимает природа, которая определяет священное начало. Разделение росписи на суми-э и ямато-э существует с десятого века. Первый стиль развился ближе к четырнадцатому веку. Он является некой монохромной акварелью. Ямато-э – это свёрнутые горизонтально свитки, которые обычно применялись в оформлении произведений литературы.
Немного позднее, в 17-м веке, в стране появилась печать на дощечках – укиё-э. Мастера изображали пейзажи, гейш, известных актёров театра Кабуки. Подобный вид живописи в 18-м веке оказал сильное влияние на искусство Европы. Появившееся веяние наименовали «японизмом». В средние века культура Японии вышла за границы страны – её стали использовать в дизайне стильных и модных интерьеров всего мира.
Вторая половина 18 века
Во второй половине 18 столетия главнейшими действующими лицами в аппарате чиновников стали выходцы из простых самурайских родов Тадамицу Оока, Окинугу Танума. Окинугу, интересовавшийся ремеслами, оказался особенно полезным для державы. Он установил контроль над тратами и поступлениями в казну и оценил важность торговли, одобрил формирование купеческих гильдий, которые превратились в монополии. Окинугу предложил усовершенствование ирригационных систем для повышения урожайности полей, активизировал заселение Хоккайдо и сделал разработку новых полей выгоднее для населения.
Следующим шагом выхода из кризиса стали реформы Кансэй Саданобу Мацудайра. Он дополнительно урезал финансовое обеспечение чиновников, ввел налоги для крупных землевладельцев, обязал феодалов запасать рис на случай голода, уменьшил трудовые повинности крестьян.
Конец 18 столетия отмечен контактом с Россией: в 1792-м направлено посольство под управлением Лаксмана. Хотя судну разрешили пристать в Нагасаки, переговоры оказались неудачными, разрешения на торговлю прибывшие не получили.
Нагасаки сегодня
Поэзия
Художественная культура Древней Японии изучается до сих пор. Её особенностью является многосторонность, некоторая синтетичность, так как она формировалась под влиянием разных религий. Известно, что японская классическая поэзия появилась из быта, действовала внутри него, и эта её приземлённость в какой-то мере сохранилась в традиционных формах нынешнего стихотворчества – трёхстишии хайку и пятистишии танка, которые отличаются ярко выраженным массовым характером. Кстати, именно это качество разнит их с тяготеющим к элитарности «свободным стихом», появившимся в начале 20-го века в Японии под влиянием поэзии Европы.
Вы заметили, что этапы развития художественной культуры Японии многогранны? Поэзия в обществе этой страны играла особую роль. Один из самых известных жанров — хокку, понять его можно, лишь ознакомившись с его историей.
Впервые он появился в эпоху Хэйан, был похож на стиль рэнга, который являлся подобием отдушины для поэтов, желавших отдохнуть от глубокомысленных стихов ваха. Хайкай превратился в самостоятельный жанр в 16-м веке, так как рэнга стал слишком серьёзен, а хайку опирался на разговорный язык и по-прежнему был юмористическим.
Конечно же, художественная культура Японии кратко описана во многих трудах, но мы постараемся рассказать о ней более подробно. Известно, что в Средневековье одним из самых известных литературных японских жанров являлся танка («лаконичная песня»). В большинстве случаев это пятистишие, состоящее из пары строф с фиксированным числом слогов: 5-7-5 слогов в трёх строчках первой строфы, и 7-7 в двух строчках второй. Что касается содержания, в танке применяется следующая схема: первая строфа представляет конкретный природный образ, а вторая отображает перекликающееся с этим образом чувство человека:
- В далёких глухих горах Фазан длиннохвостый дремлет – Эту длинную-длинную ночь Ужели мне спать одному? (Какиномото-но Хитоваро, начало 8-го века, перевод Сановича.)
Восстановление (американская модель)
Восстановление экономики пришлось на 20 столетие. Япония, воодушевленная американской победой, выбрала западную модель развития. Император отрекся от связи с богами, профсоюзы подняли голову, женщины получили социальные права, в обществе заговорили о свободе вероисповедания и политических мировоззрений. Социалисты, коммунисты и прочие оппозиционеры получили возможность высказаться. В 1947-м приняли конституцию, ориентированную на идеи свободы и пацифизма, провели земельную реформу, искоренившую крупное землевладение. Крестьяне наконец стали собственниками земель.
Под влиянием Джозефа Доджа, предложившего план экономической стабилизации «шоковой терапией» проведена налоговая реформа, правительство поддержало банки, ответственность за кредиты перешла на частные финансовые учреждения. Итогом стала стабилизация внутренней валюты одновременно с устранением дефицита бюджета и активизацией внешней торговли.
Экономика восстанавливалась под американским влиянием
Влияние
Как развивалась художественная культура Японии? На цивилизацию значительное влияние оказало обособленное региональное размещение страны, климатические и географические особенности, а также природные явления (тайфуны и частые землетрясения). Это выразилось в необыкновенном отношении населения к природе как к живому существу. Особенностью национального характера японца является умение восхищаться текущей красотой Вселенной, которое выражается во многих типах искусств маленькой страны.
Художественная культура Японии создавалась под влиянием буддизма, синтоизма и конфуцианства. Эти же направления воздействовали и на дальнейшее её развитие.
Свободное плавание
К завершению оккупационного режима экономика восстановилась, страна перешла на средний уровень развития. Делегации предпринимателей, ученых из Страны восходящего солнца стали желанными гостями на мировых конференциях, курсах, выставках. Удалось реконструировать все промышленные сферы, сместить акцент с легкой промышленности на тяжелую и наукоемкую. Активный импорт технологий, агрегатов позволил сэкономить время и деньги, создать универсальную промышленную структуру с использованием передовых разработок.
Манга и аниме
Многие художники пытаются изучить живопись Японии. А что такое аниме (японская анимация)? Оно от иных анимационных жанров отличается большей настроенностью на взрослого зрителя. Здесь имеет место дублирующее деление на стили для однозначной целевой аудитории. Мерой дробления выступает пол, возраст или психологический портрет кинозрителя. Очень часто аниме является экранизированным японским комиксом манга, который также получил большую известность.
Базовая часть манги рассчитана на взрослого зрителя. По данным на 2002 год, около 20% всего японского книжного рынка занимали комиксы с мангой.
Япония близка к нам географически, но, несмотря на это, на протяжении долгого времени оставалась непонятной и недоступной всему миру. Сегодня мы знаем об этой стране многое. Долгая добровольная изоляция привела к тому, что культура её совершенно не похожа на культуры других государств.
Сельское хозяйство
Мирная эпоха Гэнроку позволила крестьянам, прежде участвовавшим в боевых действиях в качестве пехотинцев, сконцентрироваться на сельском хозяйстве. Мелкие феодалы, прежде привлекаемые к войнам в обязательном порядке, бросили все силы на развитие земель. 18 столетие в Японии отмечено значительным расширением ирригационных систем, распахиванием целины. Особенно активно выращивались торговые культуры – чай, хлопок, сафлора. По всей стране появились рапсовые, конопляные поля и плантации индиго.
Период Гэнроку – эпоха развития сельского хозяйства
Сословная система
Японское общество в XVII—XVIII веках делилось на сословия по профессиональному признаку. Традиционной историографией выделяются четыре основных сословия:
- Военные;
- Крестьяне;
- Ремесленники;
- Торговцы.
Новейшая историческая наука выделяет несколько иные:
- Самураи;
- Крестьяне;
- Мещане (ремесленники и торговцы);
- Аристократы;
- Священнослужители.
Управляли обществом самураи-военные, отвечавшие за оборону страны и исполнение административных и гражданских функций. Военные обладали привилегией носить два самурайских меча и правом иметь фамилию. Содержание власти военных, в свою очередь, ложилось на плечи мещан и крестьян, основных производителей продукции и главных стимуляторов товарооборота, и сдающих налоги.
Определение 1
Самураи – феодалы в Японии, начиная от даймё (крупных князей) и заканчивая обычными воинами; в узком значении — военное сословие мелких дворян.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 490 ₽ Реферат Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 230 ₽ Контрольная работа Социально-экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв 220 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сословная система давала возможность поддерживать стабильность внутри японского социума, в котором разные профессиональные группы дополняли друг друга. У сословий не было наследственного характера и отсутствовали жесткие границы, что позволяло горожанам и крестьянам за выслуги становиться самураями, а самим самураям принимать в семьи детей из купеческих или сельских семей.
Вне системы сословий находилась группа париев, «неприкасаемых». Их профессиональными занятиями были утилизация отходов, уборка, выделка кож. Они были объектом презрения представителей всех остальных сословий.
Результаты за 18 век
Эпоха Гэнроку оказалась периодом значимых перемен в японской истории. Держава стала заметно стабильнее, нежели в годы Сэнгоку. Все чаще у власти оказывались талантливые люди из низов – из числа небогатых самураев и даже простолюдинов. Хотя период был откровенно непростой из-за природных катастроф и ряда неудачных реформ, изменения политической, экономической модели, характерные Гэнроку, стали базисом для дальнейшего роста, показав, какие пути бесперспективны, а какие подходят Японии и могут привести к успеху. Опыт этих лет позволил прийти к тому высокому уровню развития, который характерен архипелагу сегодня.
Оригами
Вам нравится художественная культура Японии? Постижение гармонии с природой принесёт незабываемые впечатления. Характерной чертой японской культуры стали изумительные изделия оригами («сложенная бумага»). Это мастерство своим возникновением обязано Китаю, где, собственно, и был изобретён пергамент.
Сперва «сложенная бумага» применялась в религиозных обрядах. Это искусство могло изучать лишь высшее сословие. Но после Второй мировой войны оригами ушло из жилищ вельмож и нашло своих почитателей по всей Земле.
Бросовая культура
Ещё каких-то 15-20 лет назад витрины сувенирных лавок всех мастей заполонили нэцкэ — незатейливые «китайские» фигурки из материала неизвестного происхождения, отчаянно старавшегося казаться патинированной костью. Стоили они копейки, отдалённо смахивали на антиквариат и выглядели вполне экзотично — что ещё нужно для простенького подарка из сегмента «дёшево и сердито»? Этакие бабушкины фарфоровые слоники в новой ипостаси. Но стоит слегка копнуть историю милых восточных безделушек, чтобы вскрылся обширный пласт японской истории. Изначально нэцкэ были важным элементом повседневного костюма — брелоками-противовесами, фигурными гирьками, крепившимися с помощью шнурков к кошелькам или кисетам, чтобы те удобнее было носить за поясом. Их нельзя назвать уникальным японским изобретением. Подобные приспособления бытовали у многих народов Евразии, носивших одежду без карманов, но с поясом — от Китая и Монголии до Венгрии, от Крайнего Севера до Эфиопии. Но в Японии искусство резки нэцкэ вылилось в причудливые формы. Нэцкэ представляют собой миниатюрные статуэтки из кости (реже из дерева, нефрита, янтаря или металла). Их изготовление — кропотливый труд, поэтому и ценятся они высоко. Отдельные антикварные экземпляры, вышедшие из-под резцов именитых маете ров, могут стоить сотни тысяч долларов. Строго говоря, фигурки, которые мы привыкли называть «нэцкэ», таковыми не являются. И дело здесь не только в ужасном качестве исполнения и низкосортном материале. Обязательный атрибут нэцкэ — дырочки для продевания шнура, статуэтки же, не предназначенные для подвешивания, называются «окимоно» и служат всего лишь для украшения интерьера. В привычном виде первые нэцкэ появились во второй половине XVI — начале XVII века, когда сформировалась чёткая регламентация допустимой роскоши для «благородного» и «подлого» сословий. Поясные брелоки были одним из немногих украшений, разрешённых незнатным горожанам, поэтому при их изготовлении ухищрялись как могли. В самих структуре композиции и манере исполнения была зашифрована идея дзэн — интуитивного постижения собственной природы в момент созерцания. Постигли. Природа оказалась своеобразная. Постепенно на скучной до оскомины казённой почве традиционных катабори, саси и мандзю (распространённые конфигурации нэцкэ) с изображением людей, животных, бодхисатв и сцен из жизни появились фигурки, изображающие самые невероятные, а порой и комичные сюжеты. Чего стоит один только «Осьминог, играющий на сямисэне (щипковом трёхструнном инструменте)», датируемый XIX веком. Одна из самых многочисленных групп — нэцкэ в виде жутких демонов, призраков и скелетов. Казалось бы, ничего страшного, ведь они выполняли роль оберегов. Но отдельным мастерам удавалось придать своим миниатюрным творениям настолько тошнотворную степень правдоподобия, что отпугнуть они могли не только злые силы. У японцев вообще особый талант к изображению всяческих ужасов, современная хоррор-индустрия — тому доказательство. И пестовалась она на мелочах — нэцкэ, гравюрах, лаковых безделушках и сборниках страшных сказок, которые были в каждом доме. Кстати, про страшные сказки…