Какие бывают тяговые аккумуляторы для лодок и в чем их особенности


Бензиновые моторы работают на топливе. Это позволяет владельцу взять с собой определенный запас, чтобы дозаправить топливный бак, если горючее кончилось. В случае с электромотором с “дозаправкой”, могут возникнуть трудности.

Перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом и подберите себе оптимальный источник заряда для вашего электромотора. Какие бывают тяговые АКБ, а также как выбрать лучший аккумулятор для лодочного электромотора? Об этом и поговорим.

Особенности аккумуляторов для лодочных моторов

У электромоторов есть как положительные, так и отрицательные стороны эксплуатации. Например, если вы находитесь вдалеке от цивилизации, у вас нет доступа к электросети. А значит вы не можете зарядить аккумулятор для электромотора. Но, с другой стороны, стоимость, обслуживание таких двигателей будет дешевле, чем бензиновых. Начинающие лодочники, приобретая электромотор, также иногда забывают купить к нему тяговый аккумулятор.

Автономность тяговых аккумуляторов — это неоспоримое достоинство. При покупке тяговой АКБ нужно помнить о следующих правилах:

  1. Ни в коем случае не стоит вскрывать корпус. Их специально делают неразборными, чтобы предотвратить доступ кислорода к пластинам, так как это может привести к окислению и поломке агрегата.
  2. Если вы приобрели АКБ повышенной емкости, на него нужно установить ограничитель заряда иначе двигатель перегорит при подаче высокого заряда.
  3. При покупке свинцово-кислотного аккумулятора помните о его токсичности. Если вдруг корпус будет пробит, то его необходимо утилизировать в местах для приема токсичных отходов. Свинец — это тяжелый металл, который может нанести непоправимый вред здоровью.
  4. Не стоит допускать падение уровня заряда кислотного аккумулятора ниже отметки в 20%, это негативно скажется на ресурсе АКБ, особенно это касается батарей с жидким электролитом, 4-5 глубоких разряда, они приходят в негодность.


Бортовое зарядное устройство для катера

Лодочникам, приобретающим тяговый АКБ, нужно знать, что такие аккумуляторы не стоит хранить зимой в неотапливаемом помещении, так как при температуре ниже – 20 по Цельсию они могут прийти в негодность.

И также не стоит подвергать их нагреву или длительному нахождению под прямыми солнечным лучами – при переходе отметки в +60 по Цельсию вероятность взрыва возрастает пропорционально повышению температуры.

Выбор аккумулятора для электромотора

Остановимся на таком серьёзном вопросе, как выбор аккумулятора для электромотора. Нужно заявить, что выбрать аккумулятор для электромотора не так легко, как может показаться на первый взгляд.

В чем тут кроются подводные камни? Дело в том, что электромотор подразумевает глубокую разрядку батареи, и в случае если мы ловим на лодке с электромотором в течение целого дня, в полной мере возможно, что к концу дня аккумулятор окажется всецело разряженным. Направляться подчернуть, что при применении простых автомобильных стартерных батарей разряженный в ноль стартерный аккумулятор весьма скоро приходит в негодность, потому, что происходит сульфатация. Дело в том, что стартерные батареи предназначены для применения в буферном режиме, другими словами они должны пребывать в режиме постоянной подзарядки.

И в случае если мы их не подзаряжаем неизменно, а заряжаем по окончании полной разрядки аккумулятора, т.Е. Делаем глубокие циклы: зарядка-разрядка, зарядка-разрядка, то происходит сульфатация, и стартерный аккумулятор весьма скоро теряет емкость. Как же быть, дабы этого не случилось? К примеру, чтобы плавать на электромоторе весь день, нужен аккумулятор емкостью не меньше 85А/ч. Многие рыболовы поступают следующим образом: ставят в лодку аккумулятор – простую стартерную батарею емкостью 150-200 А/ч. Это, само собой разумеется, достаточно объемный и тяжелый аккумулятор. Но, по крайней мере, он разрешает ловить целый сутки, и в случае если плавать на нем не на пятой скорости, а, например, на третьей, за сутки разряжается не более половины емкости аккумулятора.

Так, глубокой разрядки аккумулятор не достигает, его возможно подзарядить и пользоваться . Но в случае если нам нужна гармоничная система «лодка, аккумулятор и электромотор», нужно остановить свой выбор именно на аккумуляторная батареях глубокой разрядки. В чем преимущество аккумуляторная батарей глубокой разрядки? Дело в том, что в случае если таковой аккумулятор всецело разрядить, то он может находиться разряженным около 2-3 недель, по окончании чего его возможно снова зарядить, и он всецело сохранит свои свойства. Стартерные батареи этого не допускают, другими словами, когда стартерный аккумулятор разрядился, его сходу нужно подзаряжать.

Но по окончании полной разрядки начало сульфатации неизбежно, даже в том случае, если мы сходу начинаем его подзаряжать, и аккумулятор уже теряет емкость. Помимо этого, аккумуляторная батареи глубокой разрядки не имеют таковой функции, как саморазряд. В то время как стартерные батареи, как мы уже говорили, вычислены на то, что они находятся в постоянном режиме подзарядки, исходя из этого имеют достаточно стремительный саморазряд. Так, в случае если мы зарядили ими автомобильный аккумулятор, поставили и на 6 месяцев забыли о нем, то, быть может, через полгода, придется его выбросить. Исходя из этого простые аккумуляторная батареи для машин со стартерными батареями нужно подзаряжать каждые полторы – 14 дней, и тогда они будут храниться нормально. Но рекомендуем сходу отказаться от их применения и остановить свой выбор на аккумуляторе глубокого разряда – это так именуемые гелиевые аккумуляторная батареи, необслуживаемые. Они допускают глубокую разрядку и, что кроме этого крайне важно, всецело герметичны.

Сейчас, к примеру, волна не громадная, но при громадной волне лодку очень сильно качает, и из простой стартерной батареи может случиться утечка электролита, который может пожечь одежду рыболова, может сломать дорогостоящую лодку. Исходя из этого лучше от этого отказаться и с автомобильными аккумуляторная батареями не связываться. Само собой разумеется, автомобильный аккумулятор стоит значительно дешевле, чем аккумулятор глубокой разрядки, но, как говорится, «скупой платит два раза». По окончании того, как вы выкинете 2-3 простых автомобильных аккумулятора, вы осознаете, что лучше было бы сходу приобрести гелиевый аккумулятор, которым возможно пользоваться много лет. Чем хороши гелиевые аккумуляторная батареи и из-за чего они допускают глубокую разрядку?

Дело в том, что в них электролит находится в виде геля – более густой субстанции, чем, к примеру, кислота в стартерных батареях, и не допустить утечку геля значительно несложнее, чем не допустить утечку кислоты из стартерных батарей. Еще одно отличие гелиевых аккумуляторная батарей от стартерных в том, что их возможно делать всецело герметичными. Как мы знаем, в момент, в то время, когда происходит цикл зарядка – разрядка любой аккумулятор выделяет газ. Гелиевые аккумуляторная батареи выделяют мало газа, и данный газ преобразуется самим же гелиевым электролитом. Стартерные аккумуляторная батареи нельзя делать герметичными, по причине того, что при их эксплуатации происходит весьма сильное газообразование, что при герметичности может привести к взрыву. Громадным преимуществом необслуживаемых гелиевых аккумуляторная батарей есть кроме этого то, что они допускают много полных циклов зарядки-разрядки.

Рис. 1 К примеру, гелиевый аккумулятор «Zaining Shine», который стоит у нас на лодке (85А/ч) (рис. 1), допускает приблизительно 500 циклов глубокого заряда-разряда, это достаточно значительный показатель. Циклы зарядка-разрядка – это очень важный показатель аккумуляторная батарей, и чем больше циклов глубокого заряда-разряда может допустить ваш аккумулятор, тем лучше. Исходя из этого при выборе аккумулятора в обязательном порядке направляться взглянуть все его полные характеристики: какое количество он допускает циклов глубокого заряда-разряда, на каком токе его нужно заряжать и т.П.

Несомненным преимуществом гелиевых аккумуляторная батарей есть кроме этого то, что у них весьма незначительный саморазряд, другими словами, будучи заряженными, они фактически не теряют емкость. И исходя из этого, зарядив аккумулятор, мы можем его на пара месяцев покинуть без присмотра, позже положить в лодку и плавать весь день. Саморазряд, само собой разумеется, имеется, но он весьма незначителен. У гелиевых аккумуляторная батарей имеется лишь один значительный недочёт – большая цена. Нужно заявить, что цена хорошего, качественного гелиевого аккумулятора сопоставима с ценой электромотора, а в некоторых случаях бывает и выше цены электромотора. Но в случае если средства вам разрешают, то лучше сходу остановить свой выбор именно на гелиевом аккумуляторе. Что касается емкости, согласно нашей точке зрения, емкость аккумулятора для электромотора должна быть не меньше 85А/ч.

Само собой разумеется, чем больше, тем лучше, оптимальная емкость – до 100-105 А/ч, с ней мы весь день сможем плавать на аккумуляторе без всяких неприятностей. Более того, в случае если плавать на первой, второй, третьей скорости, то аккумулятор таковой емкости возможно кроме того растянуть на двухдневную рыбалку, и нам хватит энергии, дабы плавать два дня на моторе и не браться за весла. В случае если с типом аккумулятора для электромотора мы уже определились, то о зарядном устройстве стоит поболтать раздельно и более детально.

Дело в том, что в совершенстве для каждого аккумулятора существует особое зарядное устройство. Главное правило, по которому зарядное устройство должно подбираться к аккумулятору (либо аккумулятор к зарядному устройству), содержится в том, что аккумулятор необходимо заряжать на токе, равном 1/10 части емкости аккумулятора. К примеру, в случае если отечественный аккумулятор имеет емкость 85 А/ч, то совершенным для него будет такое зарядное устройство, которое давало бы возможность устанавливать ток 8,5 А. Именно на таком токе и направляться заряжать аккумулятор, ни за что не большем. Иначе, заряжать аккумулятор на меньшем токе возможно.

К примеру, в случае если мы заберём зарядное устройство, которое разрешает заряжать к примеру аккумулятор на токе не 8,5 А, а на 5 А, в следствии у нас легко быстро увеличится время зарядки аккумулятора (на токе 8,5 А мы сможем зарядить данный аккумулятор за 10 часов, это минимальный срок, нужный для полной зарядки гелиевого аккумулятора). В случае если мы рыбачим, например, раз в неделю, то оптимальнее заряжать аккумулятор не на токе 8,5 А, а на 4-5 А, соответственно, на полную зарядку аккумулятора уйдет в несколько раз больше времени. Остановимся на зарядном устройстве, предназначенном как раз для зарядки гелиевых аккумуляторная батарей.

Рис. 2

Рис. 3 Устройство, продемонстрированное на рис. 2, заряжает аккумуляторная батареи импульсным током. Оно имеет прибор силы и регулятор тока, который показывает, какой ток установлен сейчас. Возвратившись с рыбалки, мы подключаем это зарядное устройство к аккумулятору. Напомним, что направляться знать, как верно подключать зарядное устройство, дабы не сжечь само устройство и предохранитель: в первую очередь, подсоединяем клеммы, строго выполняя полярность, потому, что изменение полярности приведет к сгоранию предохранителя. Итак, подключаем «плюс», «минус», и лишь затем включаем прибор в сеть и начинаем выставлять ток. Крутим рукоятку. В случае если нам нужно зарядить аккумулятор скоро, устанавливаем ток на 8,5 А (рис. 3). В случае если же мы планируем заряжать на малом токе, устанавливаем на 3-5 А. Так, аккумулятор будет заряжаться продолжительнее, но зарядка будет более качественной, потому, что аккумуляторная батареи обожают зарядку на малом токе.

Рис. 4

Рис. 5 Такое устройство весьма действенно, исходя из этого рекомендуем брать как раз его. В магазинах продаются особые зарядные устройства, каковые разрешают заряжать аккумуляторная батареи определенной емкости. К примеру, у меня имеется нерегулируемое зарядное устройство, разрешающее заряжать аккумуляторная батареи емкостью от 2,5 до 15А/ч (рис. 4). Но более замечательные, более большие аккумуляторная батареи таким устройством заряжать не нужно, оно на них не вычислено. Аккумулятор, само собой разумеется, будет заряжаться, но весьма долго, по причине того, что ток зарядки в этом устройстве мелкий – 1,3А. Исходя из этого им лучше заряжать мелкий необслуживаемый аккумулятор (рис. 5). Направляться подчернуть, что такие аккумуляторная батареи весьма действенно применять в наборе с эхолотами.

Для того чтобы аккумулятора хватает на 7 дней ловли с замечательным эхолокатором, который работает во всю мощь, и аккумулятор наряду с этим может не разрядиться всецело. Кстати, герметичный аккумулятор имеют еще одно преимущество: его возможно забрать, перевернуть, потрясти, он может в лодке упасть на бок, и никаких неприятностей не появится. Устройства, продемонстрированные на рис. 4, в принципе, хорошие, но имеют значительный недочёт. Дело в том, что зарядное устройство, которое вычислено на зарядку импульсным током, имеет в себя особую микросхему, которая нагревается в ходе зарядки аккумулятора. И чтобы устройство не перегревалось, при выборе зарядного устройства настоятельно рекомендуем перед приобретением убедиться, что оно оснащено вентилятором, который охлаждает микросхему в ходе зарядки. Без вентилятора зарядное устройство будет сильно нагреваться.

Рис. 6 В глубине ниши (рис. 6), которая предназначена для проводов, расположен вентилятор. Перед приобретением в обязательном порядке удостоверьтесь в надежности, работает ли данный вентилятор. В случае если работает, имеете возможность смело брать устройство, и неприятностей с зарядкой гелиевых аккумуляторная батарей у вас не появится. Зарядное устройство для необслуживаемых аккумуляторная батарей должно быть автоматическим. Другими словами по окончании того, как аккумулятор зарядился, устройство должно плавно уменьшить ток и в тот момент, в то время, когда аккумулятор всецело зарядится, скинуть зарядку, отключиться.

Так, зарядное устройство остается в сети, работает, вентилятор крутится, но аккумулятор уже не заряжается. Потому, что по окончании того, как он всецело зарядился, в аккумуляторе может начаться сильное газообразование, нужно его сходу отключить от сети зарядного устройства. Но, в большинстве случаев, поймать данный момент весьма сложно, исходя из этого рекомендуем выбирать зарядное устройство с автоматическим отключением. Как мы уже говорили, возможно легко вычислить, сколько времени будет заряжаться отечественный аккумулятор. Берем емкость аккумулятора 85А и делим ее на ток, который устанавливаем на зарядном устройстве. Так, в случае если мы устанавливаем на зарядном устройстве ток 8,5 А, то аккумулятор зарядится за 10 часов.

В случае если мы установим меньший ток, скажем, 5А, соответственно, 85А необходимо поделить на 5, и мы возьмём количество часов, нужных для полной зарядки аккумулятора. При выборе зарядного устройства рекомендуем брать устройство с возможностью заряжать как самые мелкие аккумуляторная батареи, так и самые громадные. Отечественное зарядное устройство, например, имеет регулировку. И в случае если мы установим силу тока 15А, то сможем за 10 часов зарядить аккумулятор емкостью 150 А, исходя из формулы, по которой аккумулятор необходимо заряжать на силе тока, равной 1/10 от емкости аккумулятора. Помимо этого, установив на этом же устройстве небольшой ток, мы сможем заряжать кроме этого мелкие аккумуляторная батареи, предназначенные для применения в эхолотах. Исходя из этого, потому, что мы совершаем приобретение один раз, направляться доходить к этому с умом.

Сейчас остановимся на таком ответственном моменте, как мощности емкости электромотора и соответствие аккумулятора. К примеру, в случае если мы планируем плавать на электромоторе «Indura-30», который на пятой скорости потребляет 30 А в час, рассчитываем – 30 х 3, получается 90 А/ч. 85 в полной мере подходит под данный показатель. Считается, что в случае если мы можем плавать на пятой скорости три часа, то на второй либо третьей возможно плавать целый сутки. Исходя из этого, и направляться доходить к выбору аккумулятора и электромотора. В случае если мы берем более замечательный электромотор, к примеру, «Indura-36», потребляющий 36 А/ч, умножим на 3 и возьмём 108 А/ч. В случае если забрать «пятидесятку», другими словами электромотор, который на пятой скорости потребляет 50А в час, получается уже 50 х 3 – 150 А/ч, и, очевидно, для него необходимо ставить замечательный громадный аккумулятор.

Методика для того чтобы баланса достаточно несложна, и в обязательном порядке направляться рассчитывать, какой аккумулятор нужен под этот электромотор. Кое-какие электромоторы снабжены индикатором степени заряженности батареи, что весьма комфортно. Но в случае если у нас на моторе нет для того чтобы индикатора, то по самому поведению электромотора возможно легко угадать, в каком состоянии сейчас находится аккумулятор. К примеру, увидено, что в то время, когда в аккумуляторе остается около 20% емкости, другими словами он уже фактически разряжен, скорость быстро падает. Так, в случае если мы плаваем на пятой скорости, то при таком состоянии аккумулятора у нас уже большая скорость не превысит третьей. В случае если же мы плывем на третьей скорости, то с разряженным аккумулятором скорость упадет до первой. Помимо этого, пристально смотря за поведением электромотора, возможно примерно угадать, сколько времени мы еще сможем на нем плавать. В качестве подстраховки рекомендуем иметь с собой мелкий аккумулятор для эхолокатора емкостью больше 7 А/ч (к примеру, 18 А/ч).

Аккумулятор данный достаточно легкий, и он может служить нам источником резервного питания: помимо этого, что он будет подпитывать эхолокатор, при полной разрядки главного аккумулятора на нем мы сможем скоро возвратиться на базу. Крайне важно знать, что чтобы аккумуляторная батареи помогали нам продолжительнее, их направляться в обязательном порядке всецело заряжать и всецело разряжать. Так, мы всецело разрядили главной аккумулятор, и назад уже можем доплыть вот на таком мелком аккумуляторе. В случае если «Indura-30» потребляет 30 А в час, то на таком аккумуляторе, емкостью 18 А/ч, мы можем около получаса плавать на пятой скорости.

И в случае если учесть, что электромотор может разогнать лодку до шести километров/ч, то за полчаса на таком мелком аккумуляторе мы сможем проплыть 3 км, и одновременно с этим разрядить и его. Тем самым польза и нам, и аккумуляторная батареям: они верно эксплуатируются, и нам комфортно, потому, что нет риска, что в случае если внезапно сядет главной аккумулятор, нам нужно будет плыть назад на базу на веслах. Крайне полезно кроме этого знать, сколько на электромоторе и конкретном аккумуляторе может двигаться лодка непрерывно на первой, второй, третьей, четвертой и пятой скорости. Эти цифры возможно обнаружить сайте производителя. И, зная , какое количество потребляет тока отечественный мотор на первой, второй, третьей, четвертой и на пятой скорости, и, поделив емкость аккумулятора на эти цифры, мы сможем выяснить время в часах, сколько мы можем плавать на первой скорости, на второй, на третьей, на четвертой и на пятой.

Рис. 7 Помимо этого, забрав GPS навигатор, мы можем выяснить и скорость, которую развивает отечественная лодка на первой, второй, третьей, четвертой и на пятой скоростях. Тем самым мы можем выяснить не только время, но и путь, который может пройти отечественная лодка, что крайне важно для разработки маршрутов. Для наглядности приведем табличку, в которой дана зависимость для «Indura-30» и аккумулятора емкостью 85А/ч (рис. 7). Напомним, что при выборе аккумулятора направляться учитывать и тот факт, где и какой компанией произведен этот аккумулятор. К примеру, отечественный аккумулятор изготовлен в Германии, . И чем он славится? Данный аккумулятор гарантированно выдерживает не меньше 500 циклов глубокой разрядки-зарядки. Весьма надежный, проверенный временем, и многие из тех, кто пользуется необслуживаемыми аккумуляторная батареями, признают, что это одна из лучших компаний в мире.

Рис. 8

Рис. 9 На рис. 8 и 9 два необслуживаемых аккумулятора, изготовленные в Китае. В принципе, также хорошие аккумуляторная батареи, но до качества «Zonenshain» они не дотягивают. Аккумуляторная батареи эти весьма похожи, на одном из них написано «Panasonic», но произведены они оба на одном и том же заводе, и уровень качества у них фактически однообразное.

Рис. 10 При выборе аккумулятора для электромотора направляться учитывать тот факт, что на аккумуляторе должна быть табличка с чертями аккумулятора (рис. 10). Нужно обращать на это внимание, потому, что вас смогут и реализовать под видом необслуживаемого аккумулятора простой стартерный аккумулятор, предназначенный для автомобиля.

Лодочный электромотор + аккумулятор

Виды тяговых аккумуляторов

Аккумуляторный лодочный мотор используется во многих видах транспорта, например, троллейбусы, электромобили, вилочные погрузчики. Преимущества – высокий запас хода по сравнению с бензиновыми моторами, экологичность и безопасность. Для начинающих рыболовов главным достоинством станет удобство настройки и быстрый запуск.

Виды тяговых аккумуляторов:

  1. Гелевые. GEL – это аккумулятор глубокого разряда для лодочных моторов. АКБ имеет свинцово-кислотный электролит, утечку которого предотвращает специальный гелеобразный состав.


    Гелевый тяговый аккумулятор

  2. Литиевые – это инновационное направление развития лодочных электромоторов. Постоянно совершенствуются, а также часто оснащены специального контроллера, который предотвращает перезаряд.


    Литиевый тяговый аккумулятор

К положительным сторонам батарей данного типа можно отнести:

  1. Высокая скорость заряда.
  2. Автономность.
  3. Низкие показатели регрессии объема (не превышают 1-2% за год).
  4. Компактность и вес.
  5. Большая энергоемкость.

Единственным минусом является стоимость – от 20 до 25 тысяч рублей.

AGM батареи – новая технология среди аккумуляторных батарей. Это абсорбированное стекловолокно. Технология интересна тем, что в отличие от обычных свинцовых АКБ в них не используется жидкость в качестве электролита. Основу составляет пористый слой из спрессованного стекловолокна.

Важно: AGM – модели относятся к типу необслуживаемых, поэтому они не нуждаются в регулярной дозаправке электролитом. Батареи такого типа выполнены в неразборном герметичном корпусе, для предотвращения вытекания кислоты, и возможной коррозии. Недостатки – высокая чувствительность к перезаряду, большие габариты и вес.


Свинцово-кислотный тяговый аккумулятор

Свинцово-кислотные тяговые аккумуляторы – распространенный тип аккумуляторных батарей. Структурно это свинцовые пластины, погруженные в отсеки с кислотой. Они популярны в качестве стартовых аккумуляторов.

Главный плюс таких аккумуляторов — это доступная цена и высокий ресурс. Недостатки – необходимость регулярного обслуживания и риск выхода из строя при неустойчивом положении (нивелируется жесткой установкой или дополнительными элементами крепежа).

Достоинства и недостатки лодочных электромоторов

Аккумуляторы для лодочных моторов приобретаются не только для питания дополнительного оборудования, но и для рыбалки в режиме троллинга. При использовании обычного ДВС нельзя двигаться со скоростью 3−5 км/час. К преимуществам электромотора относят следующие моменты:

  1. Небольшой вес и компактные размеры. Сложность конструкции ДВС определяет ее большие размеры и вес, что усложняет транспортировку, хранение и применение.
  2. Устанавливаемый гребной винт не цепляется за водоросли при движении на небольшой скорости.
  3. Запускается быстро. С запуском ДВС могут возникнуть трудности, особенно при снижении температуры окружающей среды.
  4. Нет эксплуатационных расходов.
  5. Во время работы не образуется шум. При охоте на пугливую добычу даже незначительный шум может привести к уменьшению улова.

Есть и несколько недостатков, к примеру, небольшой запас хода и тяги. Электрический мотор в большинстве случаев применяется для движения вдоль берега или по небольшим водоемам. Чтобы компенсировать недостатки электромоторов, их устанавливают совместно с бензиновыми и дизельными двигателями.

Эксплуатация автомобильных АКБ

Среди начинающих любителей рыбалки существует нездоровая тенденция устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве тягового. Этого не следует делать по следующим причинам:

  1. Конструкция автомобильного АКБ предусматривает выдачу высокого заряда только на момент старта двигателя и дальнейшую работу в связке с генератором (подзарядку). Для лодочного мотора этого будет недостаточно,
  2. Автомобильные аккумуляторы после 2-3 циклов полного заряда-разряда могут потерять до 70% от первоначального объема, поэтому использование их в качестве тягового АКБ нерентабельно.

Не рекомендуется устанавливать автомобильный аккумулятор в качестве стартового на бензиновый лодочный мотор.

Несмотря на схожие функции, лодка используется не так часто, как автомобиль (за редким исключением). Поэтому следующим летом батарею придется менять по причине того, что она выдохнется. Не все лодочные моторы имеют генератор, что также накладывает ограничения на использования автомобильной АКБ.


Установка генератора для лодочного мотора

Не надо экономить на тяговом аккумуляторе для лодочного двигателя. Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель то поищите информацию о ней на тематических сайтах, посмотрите обучающее видео на хостингах. Не всегда доступная цена — это признак хорошего товара.

Что стоит учесть при выборе АКБ?

Покупая аккумуляторную батарею для лодочного мотора, учитывайте свой бюджет. Можно разделить тяговые АКБ на три условные категории по критерию «стоимость»:

  1. Бюджетные модели – ценовой диапазон от 4 до 12 тысяч рублей. Неплохие батареи, имеют относительно среднюю емкость (80-100 А/ч). Подавляющее большинство — это именно AGM-батареи. Тут следует соблюдать некоторую осторожность, так как среди них встречаются т.н. кальциевые аккумуляторы.
    Важно: Это те же кислотные АКБ, но с добавлением примеси кальция к свинцу, для удешевления производства. При невысокой цене они чувствительны к глубокому разряду, после которого их уже не удается реанимировать. Гелевые тяговые аккумуляторы для лодочного электромотора в этой категории оцениваются в 10-12 тысяч и имеют довольно бедный ассортимент.
  2. Средний ценовой сегмент – от 12 до 25 тысяч рублей. В основном представлены голевыми аккумуляторами. Емкость от 100 до 150 А/ч. На продолжительную рыбалку хватит.
  3. Топовые модели – от 25 до 50 тысяч. Главной особенностью является высокий пусковой заряд и емкость до 300 А/ч.


Зарядка аккумулятора в лодке

Важно: Так как GEL и AGM батареи не любят перегрузки в процессе подзарядки, стоит приобрести специальное зарядное устройство с функцией ускоренного восстановления заряда.

Главное удобство состоит в том, что зарядник универсален для батарей разной емкости (10-150 А/ч), а значит будет работать как компенсатор при перезаряде.

При выборе подходящей тяговой АКБ для лодочного электромотора (на 12в) надо учитывать следующие факторы:

  1. Тип установленного двигателя: существуют двигатели на 12 и 24 вольта, поэтому для последнего необходима либо батарея соответствующей мощности, либо 2 по 12 вольт, соединенные последовательно.
  2. При покупке аккумулятора стоит ориентироваться на AGM и GEL модели, так как они могут выдавать мощный стартовый импульс и работать продолжительное время с высоким зарядом. Разумеется, стоимость таких батарей будет высокой, однако срок эксплуатации существенно компенсирует высокую цену.
  3. Емкость – выбирается в соответствии с характеристиками мотора – чем мощнее, тем больше. В среднем тяговый аккумулятор должен обеспечивать 2-2.5 часа непрерывного хода на максимальной мощности.
  4. Вес – желательно подбирать модели весом до 20 килограмм.
  5. Обслуживание – лучше всего приобретать необслуживаемые АКБ, так как часто обслуживание аккумуляторов для лодочных электромоторов производится только в специальных сертифицированных центрах.
  6. Степень саморазряда – критерий, определяющий время длительного хранения батареи без подзарядки.


Аккумулятор RT-L75 весом 7,5 кг

Основные виды АКБ

Аккумулятор тяговый для электромотора может изготавливаться при применении самых различных технологий. Наибольшее распространение получили следующие виды АКБ.

Рекомендуем: Как правильно выбрать аккумулятор для мотоцикла

Свинцово-кислотные WET с жидким электролитом

Этот тип аккумуляторов получил самое широкое распространение, что связано с невысокой стоимостью. Подобный вариант исполнения рекомендуется выбирать для питания ДВС на момент его пуска. Современные модели изготавливаются при применении технологии Са-Са, которая предусматривает использование пластин из сплава свинца с добавлением кальция.

Стоит учитывать, что свинцово-кислотные варианты исполнения не поддаются обслуживанию. Поэтому при частичном или полном износе восстановить емкость не получиться. Во время эксплуатации WET не требуют добавления воды. На рынке представлен большой ассортимент свинцово-кислотных батарей, стоимость их варьирует в пределе от 5 до 7 тысяч рублей. Некоторые варианты исполнения могут применяться также на автомобилях, двигатель которых работает совместно с системой старт/стоп.

Аккумуляторы типа GEL и AGM

Появились подобные источники питания относительно недавно, что определяет их высокую стоимость. Оба АКБ относятся к свинцово-кислотным, но электролит находится в связанном типе. Модель AGM характеризуется наличием пластин из стекловолокна, модель GEL имеет разноименные пластины в гелеобразной серной кислоте. Подобные батареи можно использовать для длительного питания электромоторов.
Конструктивные особенности определяют то, что AGM и GEL переносят глубокий заряд и высокий пусковой ток. Зарядка проводится в кратчайшие сроки, батарея подобного типа не требует обслуживания, во время эксплуатации не происходит выделение газов. Недостатком можно назвать то, что подобные аккумуляторы не могут долго храниться без полной зарядки. Кроме этого, стоимость моделей на 12 В варьирует в пределе от 12 до 30 тысяч рублей.

Литий-ионные лодочные аккумуляторы

Считаются самым инновационным решением. Они появились относительно недавно и постоянно совершенствуются. Большинство моделей характеризуется наличием специального контроллера, которая позволяет исключить вероятность перезарядки.

У нового типа батарей много положительных качеств: не нужно обслуживать, высокая энергоемкость, в процессе зарядки быстро набирает зарядку, небольшой вес и габариты. Низкий саморазряд позволяет хранить АКБ на протяжении длительного периода. Единственный, но существенный недостаток заключается в высокой стоимости. Самое доступное предложение обходится в 20 000 рублей.

Рекомендуем: Схема параллельного подключения аккумуляторов

При довольно большом бюджете, отведенным на приобретение аккумулятора, рекомендуется уделить внимание литий-ионным вариантам исполнения. Они обладают исключительными эксплуатационными характеристиками, могут прослужить в течение длительного периода. Если подбирается батарея только для кратковременного питания ДВС, то можно приобрести свинцово-кислотные, так как они характеризуются невысокой стоимостью.

Советы экспертов по выбору

Для питания электродвигателя лодочного мотора используются тяговые аккумуляторы по технологии с жидким электролитом (обслуживаемые) или GEL (необслуживаемые и герметизированные) напряжением 6, 12 вольт. Емкостью от 100 до 200 ампер час. Перед покупкой аккумулятора на электромотор!

Пожалуйста, рассчитайте среднее время работы мотора исходя из примерных данных: мощность мотора (например, в паспорте написано 30 ампер, это означает, что при 100% заряженном аккумуляторе, емкостью в 100 Ah лодка проплывет 100/30=3.3час. Но это в теории! на практике до трех часов максимум, пока он новый.

Обратите, пожалуйста, внимание: аккумуляторы, бывают стартерные и промышленные, которые, в свою очередь, делятся на тяговые и “буферные” (для использования в ИБП или маломощных электродвигателях).

Срок службы лодочных аккумуляторов? Первый и основной фактор “убивающий” аккумулятор раньше времени — это качество заряда. При несовпадении входящего тока и мощности АКБ будет, ибо медленно заряжаться либо быть перегруженной высоким зарядом.


Крепление аккумулятора в лодке

Второй – сезонное хранение в недозаряженном состоянии при отрицательных температурах. Третий – глубина разряда!

В теории при использовании тяговых аккумуляторов на лодках, количество циклов заряд-разряд от 400-800.

Почему нельзя устанавливать автомобильные аккумуляторы на лодки?

Начинающие рыбаки практикуют использование стартерных автомобильных аккумуляторов вместо тяговых. Однако делать этого не стоит. Автомобильные батареи выдают высокий заряд только в момент старта двигается и заряжаются (подзаряжаются) в связке с генератором. Для лодочного мотора это недостаточно, и уже после нескольких циклов заряда-разряда АКБ могут потерять до 70 % емкости от первоначального объема.

При выборе аккумулятора многие отталкиваются только от бюджета. Однако дешевые устройства могут быстро выйти из строя. По стоимости все модели АКБ для лодок можно разделить на 3 группы:

  1. Бюджетные. Батареи средней емкости (80-100 А/ч), среди которых встречаются кальциевые модели – с добавлением кальция, что удешевляет их производство. Но такие батареи чувствительны к глубокому разряду.
  2. Средней ценовой категории. В основном это гелевые батареи емкостью 100-150 А/ч. При соблюдении правил эксплуатации их хватает на длительную рыбалку.
  3. Топовый сегмент. Модели с высоким пусковым зарядом и емкостью до 300 А/ч. Оптимальный вариант для профи. В эту же группу попадают аккумуляторы для катера.

Что учитывать при выборе тяговых АКБ для лодочных моторов:

  1. Тип двигателя (12, 24 Вольт). Для двигателя 24 Вольт нужна батарея соответствующей мощности либо 2 АКБ по 12 Вольт, соединенные последовательно.

Свинцово-кислотные и GEL модели способны выдавать мощный стартовый импульс, долго работают с высоким зарядом.

  1. Емкость. Зависит от характеристик мотора: чем он мощнее, тем больше должна быть емкость. В среднем, АКБ должен обеспечивать не менее 2-2,5 ч непрерывного хода лодки на максимальной скорости.

Мощность лодочных моторов оценивается по упору и тяге. Упор – это сила, развиваемая гребным винтом во время вращения (выражается в фунтах). Эта сила передается лодке, и она движется в горизонтальном направлении. Нередко на 45 килограмм массы лодки требуется 2 фунта тяги, но лучше предусмотреть запас в 10 %.

  1. Вес. Оптимальными считаются батареи с весом в диапазоне 20-25 кг. Более тяжелые модели могут быть проблемой для небольших суден.
  2. Тип обслуживания. Самые оптимальные – необслуживаемые АКБ, поскольку для обслуживания требуются особые условия (помещения для зарядки и т.д.).
  3. Степень саморазряда. Этот показатель определяет время хранения аккумулятора без подзарядки. Чем он меньше, тем лучше.

Перед приобретением аккумулятора для лодочного мотора следует высчитать среднее время работы мотора на основании исходной технической информации. Например, в паспорте указано, что мощность мотора составляет 30 А. Это значит, что при полностью зараженном аккумуляторе транспортное средство проплывет около 3,3 ч. Но на деле так будет, только пока АКБ новый. В дальнейшем это время будет составлять примерно -20 % от исходного.

На срок службы АКБ влияет несколько факторов:

  1. Качество заряда. Если входящий ток и мощность АКБ не совпадают, батарея изнашивается быстрее.
  2. Условия хранения. Хранение батарей в не полностью заряженном виде при температурах ниже 0 укорачивает срок службы.
  3. Глубина разряда. Количество циклов «заряд-разряд» указываются в характеристиках батареи. Оптимально – 400-800.

Популярные производители и их особенности

Самыми известными брендами лодочных моторов и аккумуляторов являются Deka и Minn Kota. Рассмотрим несколько моделей:

  1. Deka DP24 – популярная недорогая модель тягового АКБ. Средняя цена 8500 руб. Позиционируется как аккумулятор глубокой разрядки, однако выполнен по технологии AGM, что накладывает ограничения – чувствителен к низким температурам и имеет ограниченное количество циклов. При напряжении в 12 вольт объем составляет около 85 Ампер/часов. Не требует дополнительного ремонта. Хороший выбор для новичков. Подходит для надувных лодок

  2. Minn Kota MK-31-GEL – гелевый герметичный аккумулятор для средней лодки или маленькой яхты. Емкость 105 ампер/часов. Обладает полной функцией глубокой разрядки. Чаще всего ставится на мощные лодочные электромоторы.

  3. Deka GEL 8G8D – АКБ премиум класса. Средняя цена около 43 тысяч рублей. Мощности вполне хватает для электрификации яхт средних размеров. На лодки устанавливается редко из-за габаритов и веса (в снаряженном состоянии более 70 кг). При силе тока в 1000 ампер обладает объемом в 225 А/ч.

Тяговые АКБ различаются по техническим характеристикам. Поэтому рекомендуем не спешить с выбором. Вы можете почерпнуть массу полезной информации просмотрев обзоры и учебные видео по этой теме. Вот несколько примеров:

Классификация АКБ для лодочных моторов

Аккумуляторы для лодок ПВХ бывают следующих видов:

  1. Свинцово-кислотные.
  2. AGM и GEL.
  3. Литий-ионные.

Плюсы и минусы

Свинцово-кислотные АКБ считаются наиболее подходящими для лодок ПВХ. Эти модели не обслуживаемые, не понадобится добавлять воду. Главным недостатком считается потеря емкости при частой полной разрядке.

Для изделий AGM и GEL не страшен глубокий разряд. Их задачей является выдача пускового тока для мотора даже при полной разрядке.

Преимущества таких агрегатов:

  • быстрая зарядка;
  • отсутствие газов;
  • не требуют обслуживания.

Недостатки:

  • нет возможности перезаряжать;
  • высокая стоимость.

Становятся очень популярными литий-ионные аккумуляторы, обладающие защитой от перезаряда. Модель постоянно усовершенствуют.

Из плюсов можно выделить:

  • легкость и компактность;
  • низкий процент износа;
  • быстрая разрядка;
  • энергоемкость;
  • отсутствие необходимости обслуживания.

Минусом является высокая цена, которая составляет примерно 20 000 рублей.

Подводя итог

Выбор тягового аккумулятора на 12 вольт для лодочного мотора зависит от характеристик вашего двигателя и бюджета.

Новичкам желательно приобретать недорогой аккумулятор, чтобы разобраться в системе.

А если вы уже лодочник со стажем, не экономьте и купите хороший гелевый АКБ. АКБ на 150-200 А/ч есть смысл покупать только если у вас не лодка, а небольшая яхта.

Впрочем, для них существуют отдельная категория батарей. Главное, чтобы аккумулятор подходил к вашему электромотору и не отказал в неожиданный или неподходящий момент. Ведь неприятно застрять посреди водоема и выгребать потом на веслах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]