Чем и как смазывать рыболовную катушку для спиннинга

Спиннинговая катушка сложный и в то же время деликатный механизм, значительно упрощающий лов рыбы с использованием спиннинговых, матчевых и болонских удилищ. Изделие состоит из определённого количества деталей, взаимодействующих между собой посредством передачи энергии от вращения рукоятки механизма рыболовом. Девайс способствует смотке и подаче шнура, а также посредством тормоза нивелирует возникающие в процессе ловли и вываживания трофея излишние нагрузки.

Зачастую работа катушки проходит в весьма неблагоприятных условиях, связанных с воздействием на детали изделия воды и загрязнений от песка и пыли, что отражается на долговечности эксплуатации. Несомненно то, что механизм нуждается в обслуживании и одной из основных операций предупреждающих поломки и гарантирующих надёжную работу является смазка спиннинговых катушек. Именно об этом важном для девайса мероприятии пойдёт разговор в дальнейшем материале статьи.

Нюансы обработки мультипликаторных катушек

Рыболову стоит заострить внимание на обслуживании мультипликаторных катушек, которое должно производиться чаще и тщательней безынерционных вариантов механизмов. Ввиду конструктивных особенностей, детали мультипликатора находятся в корпусе, в который проще попасть загрязнениям и влаге, что может значительно снизить срок службы изделия.

Важно! Выбор смазки для спиннинговой катушки такого типа останавливают на водостойких и не подверженных быстрому высыханию составах.

К тому же в подшипниках должно постоянно находиться избыточное количество смазывающего вещества, препятствующего попаданию внутрь детали влаги и абразива. Недостаточно смазать катушку для спиннинга раз в сезон, мультипликатор подвергают осмотру и проверке наличия смазывающих веществ после каждой интенсивной рыбалки.

Уход и профилактика поломок

В течение рыболовного сезона любой механизм неоднократно подвергается вредному воздействию от избытка влаги и попадания внутрь корпуса песка, разрушающего рабочие поверхности взаимодействующих деталей. Избежать этих негативных воздействий не получится даже при самом щепетильном отношении к изделию. Профилактика поломок и уход за девайсом заключаются в смазке механизма и очистке внутренних и наружных поверхностей от загрязнений.

Чтобы катушка не вышла из строя, профилактические работы нужно производить не реже одного раза в год. Ведь даже нечасто задействованный механизм склонен к естественному высыханию смазок и коррозии металлических поверхностей рабочих деталей и соединительных элементов, возникающих от присутствия влаги в воздухе.

Смазка для рыболовных катушек. Как выбрать?

Ассортимент смазок для катушек представлен силиконовыми, синтетическими и минеральными смазками и маслами.

Чтобы правильно выбрать смазку для рыболовной катушки нужно знать устройство и основные конструкционные материалы, из которых изготовлена катушка. Например, в пластиковых катушках целесообразней применять силиконовые или синтетические материалы. Минеральные смазки могут разрушить пластиковые и резиновые детали.

Масла тоже подходят не для каждого узла катушки. Ввиду их низкой несущей способности оно под воздействием центробежных сил быстро вытечет из подшипников. Вытекшая смазка может загрязнить все внутреннее пространство катушки, что при следующем обслуживании приведет к кропотливой очистке.

Cмазка для рыболовных катушек должна обладать следующими свойствами:

  • Быть совместимой с пластмассами, металлами, резинами
  • Обладать устойчивостью к высоким и низким температурам
  • Защищать от влаги
  • Не вымываться водой
  • Не иметь запаха
  • Обеспечивать легкую работу узлов катушки

Обычные минеральные смазки не соответствуют данным требованиям. Как правило, у них есть запах, способный отпугнуть рыбу, они могут разрушить пластиковые детали, вытекать из узлов при высоких температурах. В холодное время года такая смазка загустевает, нарушая плавность работы катушки, вызывает повышенный износ в подшипниках, шестернях и червячных передачах катушки.

Когда необходима смазка

Кроме обязательного осмотра и обслуживания катушек перед началом нового рыболовного сезона механизмы требуют внештатной чистки и смазки при возникновении ряда ситуаций, которые могут в дальнейшем негативно повлиять на работоспособность изделия. К такого рода форс мажорам относят долговременное пребывание изделия в воде, когда велика вероятность наполнения корпуса влагой. Также попадание песка и грязи на рабочие части девайса и внутрь корпуса не поспособствует корректной работе катушки на следующей рыбалке.

Смазывать катушку спиннинга придётся и в случаях, когда велась интенсивная рыбалка, сопряжённая с силовым вываживанием рыбы и частой работой механизма вызванной динамичностью проводок, особенно тяжёлых приманок. Своевременное обслуживание позволит сохранить безынерционку в работоспособном состоянии на более длительный по времени срок.

«Силиконвая Смазка СИ-180».

«

Силиконовое масло ПМС 200″ и т.д.. Плюсы:

1) Стоят по 20-30 рублей за тюбик, которого хватает на 3-4 смазки. 2) Есть и густые и очень густые и средние и жидкие и совсем жидкие. На любой вкус. 3) Инернтые. Ни вступают ни в какие взаимодействия с пластмассами, резиной и прочей лабудой. 4) Рабочая температура — от минус 50 до плюс 150. Смазываю катушку уже третий год, в первое время — с постоянным контролем за смазкой и шестернями. В способности не вытесняться с рабочих поверхностей и в плавности хода по сравнению с фирменной шимановской- не нашёл никакой разницы только в ценах! Пример одной из промышленных силиконовых смазок чисто для подшипников. Тоже неплоха, ИМХО конечно. :

Чем смазывать катушку спиннинга

В теории смазкой для катушек может служить обычное машинное масло и даже солидол, но на практике для сохранения оптимальной работоспособности и обеспечения эффективной защиты рабочих поверхностей трущихся деталей лучше применять специальные смазывающие составы. Эти составы разрабатываются производителями катушек. Практически каждый бренд имеет собственные наработки в смазывающих составах, предлагающиеся для обслуживания девайса при его покупке, чем и стоит пользоваться. По консистенции смазки бывают жидкие — для обработки роторов и валов катушки, а также густые — для смазки шестерён и подшипников.

Одной из особенностей смазки рыболовной катушки считается универсальность некоторых видов составов, которые предназначаются для обработки всего механизма в целом. В последнее время на рынке появились эффективные силиконовые смазки для безынерционок и мультов в виде аэрозолей, которыми гораздо удобней обслуживать механизмы.

Смазка для катушек

Тест-драйв смазки SFT GREAS REEL SILICONE №1

В последнее время в наших рыболовных магазинах в широком ассортименте появились смазки и масла для катушек торговой марки SFT. Почитал рекламу производителя, посмотрел в интернете «рекламный» ролик

https://www.youtube.com/watch?v=mnawt_Xfl1g

Подумал — специально тролят отечественного производителя, наконец – то решившего выпустить на наш рынок высококачественные (тефлоновые!!!) смазки для рыболовных катушек премиум класса (ну типа IOS или ZPI).

И … «купился» всё-таки, побежал в магазин за этой смазкой (в красном тюбике), заодно взял и силиконовую жидкую.

На обратной стороне тюбика честно указано, что это чудо смазка качества PREMIUM — CIATIM221F, а на лицевой стороне тюбика написано SILICONE. Вроде, как всё правильно. ЦИАТИМ 221 (который по ГОСТ 9433-80) изготавливается на основе кремнийорганической жидкости.

Открутил тюбик, выдавил на палец. Консистенция смазки (по сравнению с «гостовским» ЦИАТИМ 221) заметно более рыхлая, я бы сказал «сухая», такую кисточкой тонким слоем точно не размажешь. Растер между пальцами и пальцы остались «сухими???», даже не блестят (руки можно не мыть), ни о какой «прилипаемости» речи нет. И запах, хоть и не сильный, но откровенный запах нефтепродуктов. ЦИАТИМ 221 так не пахнет! В принципе ЦИАТИМ 221F производят по ТУ, а не по ГОСТу и производитель вполне мог взять за основу какое-нибудь «нефтемасло», но тогда это не ЦИАТИМ 221, а нечто совсем другое. ГОСТ такой замены не допускает. Найти в интернете или на сайте производителя реальную информацию о составе смазки не удалось, а это явный признак задуматься, не фальсификат ли.

Как говорил Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтешь надпись: буйвол, — не верь глазам своим». А на «клетке слона» (ну в смысле ЦИАТИМ 221) написано: «ЦИАТИМ-221F является фторированным вариантом смазки ЦИАТИМ-221.» Т.е. в состав смазки ЦИАТИМ-221F введен ультрадисперсный политетрафторэтилен (PTFE).

Как известно (например, https://www.jerkbait.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=401&Itemid=35): «Тефлон (фторопласт) — конструкционный материал, обладающий на настоящее время самым низким коэффициентом трения… . Образующаяся на поверхности пар трения тефлоновая плёнка толщиной несколько микрон резко снижает коэффициент трения, …». Ладно, думаю, ну «сухая» она, не страшно, есть же и сухие смазки на основе тефлона (https://forumshop.ru/suhaja-smazka-phorum-tovar.html), надо провести тест-драйв. Взял свой многострадальный Surf Master INFINITY, разобрал, промыл в «галоше» и смазал этой чудо смазкой. Также, смазал все подшипники (два на главной оси ведущей шестерни и один на бесконечнике лёсоукладывателя). Три шпульных подшипника и обгонку смазал жидкой силиконовой (на фото в пузырьке).

Ну, думаю, сейчас закрутится катушечка как в этом ролике

Собрал, …. не закрутилась (….ь!!!).

Ход ручки стал тугой, с небольшой нагрузкой. При раскрутке рукой, холостой ход ручки не более 2-х оборотов. Шпуля, при прокрутке пальцем крутится вдвое меньше, чем с жидким маслом Tica (шло в комплекте со Sculptor SL101). Справедливости ради следует отметить, что катушка, практически замолчала. Пропали все шумы, ход стал ну очень бархатным. Конечно, слегка тугой ход ручки особо не напрягает, НО … а где же работа сверх скользкого тефлона? Или его там, в смазке, нет?

Вчера вечером вышел протестировать катушку на море. Температура вечером упала до 8-9 градусов. Вращение ручки, по сравнению с теплым помещением, туже не стало. Ни каких дополнительных положительных эмоций от «туговато бархатной» работы катушки я не получил, ну и отрицательных эмоций не возникло.

Теперь о работе шпули, смазанной жидким силиконом SFT, при забросе.

Дальность заброса оснастки дроп-шот с грузилом 14г и Rock Crow 2” не изменилась, как улетала на 85-90 оборотов ручки, так и улетает. А вот что порадовало, так это два момента. Во-первых, катушка стала «прощать» более резкие забросы, т.е. перебежек не возникало, да и при неожиданных порывах ветра, во время полёта приманки, перебежек тоже не было. Ну и во вторых, звук работы шпульных подшипников при забросе изменился. Вместо «вжжж…ииик» (с тиковским маслом) стало «фррр….» ))). Короче, шпуля при забросе стала работать заметно тише.

Вывод:

1. Смазка SFT GREAS REEL SILICONE №1 — «Бойтесь данайцев, дары приносящих» (Вергилий). Катушку разобрал, буду мыть, и смазывать по новой.

2. Ну а жидкий силикон SFT можно использовать для смазки шпульных подшипников в бюджетных мультипликаторных катушках на средних и тяжелых весах или роликов лёсоукладывателя в бюджетных мясорубках.

P.S. Что очень не понравилось — на зубьях шестерёнок главной пары появился темный налёт, и это всего за пару часов на море!

Как разобрать катушку спиннинга

Для того чтобы разобрать катушку, рыболову потребуется определённый план действий и небольшой набор инструментов. Работу по разборке лучше всего выполнять на столе, покрытом чистым листом белой бумаги, на которой лучше видны детали изделия. Также необходимо хорошее освещение. Из инструментов будут востребованы: крестовая и плоская отвёртки, пинцет, круглогубцы, кисточка, большая швейная игла, старая зубная щётка и бытовой фен. А также стоит запастись кусочками мягкой ткани, для протирания деталей и корпуса от старых смазок и грязи. Для промывки составляющих девайса нужно иметь керосин или небольшое количество бензина.

Важно! Разборка ведётся с последовательным раскладыванием согласно очереди демонтажа снятых деталей — эти действия обеспечат безошибочную и точную сборку уже обслуженных и смазанных элементов.

Последовательность смазки

Работу начинаем неспешно, запоминая очерёдность и принципы снятия составляющих изделия. Изначально снимаем ручку и откручиваем зажим, удерживающий шпулю. Следом нужно вынуть втулку с подшипниками и набором регулировочных шайб. Осуществив данную операцию, приступают к демонтажу обгонной муфты. Извлечённые детали протирают тканью и при помощи иглы очищают от мусора, последовательно укладывая элементы механизма на стол. Далее откручивают пыльники, также подвергая их тщательной очистке от песчинок и иных загрязнений. Теперь рыболов добрался до сердца механизма, а именно до самой передаточной коробки. Коробка извлекается из корпуса при помощи пинцета.

Отметив, маркером, расположение относительно друг друга шестерён начинаем их извлечение. Достаём стопор каретки и саму каретку. Вынимаем ось и одну из шестерён главной пары. После данной манипуляции можно достаточно удобно чистить и обрабатывать смазкой все детали. Убрав остатки старой смазки и видимые засоры, детали отмывают в керосине или бензине, протирают тканью и просушивают феном. Высушив, подвергают смазке и приступают к обратной сборке девайса.

Густая смазка в подшипники и на валы наносится во время непосредственного соединения элементов механизма. Опытные рыболовы не раз сталкивавшиеся с обслуживанием катушек проделывают все вышеописанные операции в течение часа. Новичку понадобится гораздо больше времени и усердия для выполнения работы, а для точности сборки посоветуем сопровождать операции фотосъёмкой, чтобы облегчить обратный сборочный процесс и исключить ошибки монтажа.

Можно ли смазать катушку не прибегая к её полной разборке

Особенно часто начинающие рыболовы задаются вопросом — можно ли осуществить смазку катушки для спиннинга, не прибегая к её разборке. Вопрос актуален для новичка, так как каждая катушка отличается строением и конструктивными нюансами своей сборки и только специалист сможет грамотно обслужить механизм. Но, к сожалению, стоит отметить, что без вскрытия корпуса и извлечение составляющих элементов изделия очистить механизм и эффективно его обслужить не представляется возможным.

Важно! Аэрозольные спреи лишь частично снимают проблему по смазке, не устраняя последствий засорения шестерён и валов коробки.

Если рыболов неуверен в своих способностях грамотно произвести обслуживание девайса, лучшим вариантом станет довериться сервисным службам или более опытным в этом деле соратникам по рыболовному делу, которые выполняют работы качественно и без потерь работоспособности катушки.

Как смазать катушку спиннинга без разборки

О том, как смазать катушку спиннинга, не разбирая ее, в интернете нет ни видео, ни статей. Все потому, что качественно обслужить механизм в целом виде невозможно. Важно не просто смазать детали, а оценить их состояние, очистить, промыть, высушить. Только тогда смазка даст эффект, и прибор прослужит долго.


Смазка катушки без разбора

В качестве временной меры можно использовать спрей. Нужно убедиться, что его взаимодействие с находящейся в катушке смазкой не навредит деталям. Информацию о совместимости можно найти на упаковке спрея. Но это не избавляет рыбака от необходимости разбирать и смазывать прибор.

Достаточно посмотреть видео по смазыванию катушки спиннинга, чтобы научиться разбирать и обслуживать этот прибор самостоятельно. Нужно регулярно осматривать и прочищать механизм, чтобы рыбалка приносила удовольствие, а не доставляла проблемы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]