Китайские мифические существа — животные и монстры


Мы очень много слышали и знаем о древнегреческих и римских богах, о божествах викингов, а что нам известно о древних японских богах? Если говорить о божественном пантеоне японцев, то он в большей степени берёт своё начало в традиционной мифологии синтоизма, самой древней японской религии.

Японская культура на протяжении всей истории оказывала влияние на буддизм и даже индуизм. Боги и богини японцев были основаны на ками – мифических духах и различных мифических существах. Всё это японцы описали уже в VIII веке, сделав определённый стандартизированный шаблон синтоистского пантеона почти для всей Японии. Далее вы познакомитесь с некоторыми японскими богами.

Исконные японские боги сотворения мира

Как в большинстве фольклорных мифов разных культур о сотворении мира, в Японии тоже были такие боги-творцы. Ими являются Идзанаги и Идзанами. Это дуэт брата и сестры. Они навели порядок в океане хаоса под небом. Идзанаги и Идзанами создали первый континент. Это был остров Оногоро. Этих богов направили на это ещё более древние ками, жившие на небе. Божественные брат и сестра создали земную твердь, стоя на лестнице, ведущей с небеса. Они взбалтывали океан под ними особым драгоценным копьём, пока не появился остров Оногоро. У брата и сестры родились уродливые дети.

Одним из них был бог Хируко. Божественный дуэт продолжал создавать всё больше островов. Всего их было восемь. Их заселили 800 духами. Когда Идзанами рожала Кагуцучи, бога огня, она не перенесла боли и умерла. После смерти она отправилась в подземный мир Ёми. Туда же спустился её брат Идзанаги, но увидел вместо сестры разлагающийся труп. Этим он прогневал ками, которые изгнали его из Ёми. Вернувшись на землю, Идзанаги провёл очистительный ритуал, в результате которого появилось большое количество других японских богов и богинь.

Древняя китайская мифология

Один из самых древних мифов называется миф о хаосе. Согласно представлениям древних из пустоты, в которой блуждали образы, появился космос и два главных бога – Паньгу и Нюйва. Паньгу создавал небо, землю, стихии пассивно, неосознанно. Когда он умер, паразиты его тела стали людьми.

Богиня Нюйва была женщиной, нижняя часть тела которой была змеиной. Она создавала все вещи в мире. Когда по легенде была война богов, и небо перестало держаться, она сама починила небосвод. Она использовала ноги мифической черепахи Ао, чтобы подпереть небосвод.


Богиня Нюйва

Древнейшим героем китайской мифологии является Фуси, который представлен в образе человека — птицы. Он научил людей охоте, рыбалке и жарке мяса, изобрел рыбацкие сети. В его образе воплотилось представление древних племен о тотемной животном – ласточке.

По легенде Фуси и Нюйва поженились и восстановили человеческий род после потопа.

Бог удачи и рыбаков

Хируко был первым ребёнком богов, создавших землю. Но он родился очень уродливым, так как Идзанаги и Идзанами нарушили брачный ритуал. Часто Хируко называют Йобису. Он приносит удачу рыбакам. Когда Хируко родился, у него не было костей. В три года мать его выбросила в океан, но ребёнок выжил. Ему помог Эбису Сабуро, поэтому Хируко стал называть себя Йобису. Этот бог всегда покровительствовал детям и рыбакам.

Также он приносит удачу. Йобису ещё называют смеющимся богом, он никогда не унывает. На голове у него остроконечная шапка кадзаори эбоши. Йобису является богом медуз, так как не имеет костей.

Другие важные существа

Мифология Японии – предмет долгих разговоров, а количество персонажей может исчисляться сотнями. Расскажем о других, наиболее популярных героев мифов и легенд.

  • Тануки – забавные барсуки или енотовидные собаки, которые способны приносить счастье. Они подшучивают над человеком, любят выпивать сакэ, а их мошонка может становиться просто невероятных размеров, что иногда сам тануки укрывается под ней. Считается, что чем больше она, тем больше будет счастья.


Японский енот Тануки

  • Кицунэ – одно-, пяти- или девятихвостая лиса с серебристой шерсткой, которая умеет обращаться в человека и даже заводить семьи с людьми. Они могут быть как привязанными к людям и добрыми по отношению к ним, так и злыми.


Лиса-оборотень Кицунэ

  • Кирин – японский божественный дракон. В отличие от китайского брата Ци-Линя, у него на каждой ноге не 5 пальцев, а 3.


Дракон Кирин

  • Бог Ято, настоящее имя которого Ябоку – относительно современный персонаж, больше известный по произведению в жанре фэнтези-манга «Бездомный бог». Это божество гибели, который был почти забыт и у которого нет своего святилища.


«Бездомный бог» Ябоку

  • Тенгу – человекоподобное существо с покрасневшим лицом, злобным выражением и большим длинным носом. Его тело отличается огромными размерами, иногда имеет крылья. Тенгу очень силен и искусен в сражениях.


Тэнгу

  • Аякаси – змей, живущий в водоемах и морях и достигающий в длину 2 километров.


Морской змей Аякаси

  • Бакэ-нэко – кошка
    оборотень, демон, способен вселяться в людей. Их отличает несколько хвостов. Поэтому многим котятам раньше купировали хвост, чтобы они не раздваивались, а после смерти хозяина кота или кошку закрывали, чтобы душа в них не вселялась.


Кошка Бакэ-нэко

Бог разрушающего огня

Кагуцути, бог огня, тоже был ребёнком божественной пары. Он своей огненной сущностью сжёг собственную мать. Его отец Идзанаги впал в гнев. Он не смог перенести смерти своей супруги и жены, поэтому отрубил голову сыну, убившему мать. Кровь залила землю и породила ещё больше духов, среди которых были боги грома, горные боги и бог-дракон. Кагуцути японцы считали прародителем многих могущественных богов, которые сотворили железо и оружие. Бог огня был разрушителем зданий, особенно деревянных. С ним связано много религиозных ритуалов, умиротворяющих его.

Огонь в синтоистских ритуалах

Японцы издавна испытывали большой страх перед огнем и разрушениями, которые он может вызвать, не в последнюю очередь потому, что японские здания традиционно изготавливались из легко воспламеняющихся деревянных и бумажных стен с деревянными сланцами или травяными крышами. Пожары уничтожили почти все крупные древние здания и храмы в древних городах Японии на протяжении веков, а в период Эдо (1603-1868 гг. Н. Э.) Пожары в столице Эдо (современный Токио) были настолько частыми, что стали известны как «цветы Эдо».

Неудивительно, что церемонии умиротворения и отпугивания Кагуцути были общей чертой синтоистского ритуала. В таких ритуалах и молитвах Кагуцучи обычно называют Хомусуби, что переводится как «тот, кто разжигает огонь». Древние японцы дважды в год проводили церемонию, спонсором которой был императорский двор, чьи обширные дворцовые комплексы часто становились жертвами пожаров. Церемония была разработана, чтобы угодить богу и гарантировать, что он сдержит свое ужасное пламя еще на шесть месяцев. Разрушительный огонь кагуцути противопоставляется очищающему огню синтоистских ритуалов, известных как кири-би, который традиционно производился трением двух кусков дерева хиноки, типа кипариса.

Кагуцути иногда приравнивается к Атаго Гонген, другому ками огня. Строго говоря, Атаго Гонген является более позитивной фигурой в японской мифологии и действует как защитник от огня, или его хранитель.

Богиня восходящего Солнца

Свою богиню восходящего Солнца японцы называют Аматэрасу, или сияющая с небес.

Её почитают как правительницу царства ками, Высокой Небесной Равнины Такама-но Хара. Она поддерживала величие, порядок и чистоту восходящего солнца. Аматерасу считается родоначальницей императорской семьи.

Она появилась на свет из левого глаза Идзанаги, когда он очищался от духов.

В другом мифе Аматэрасу закрылась в пещере, когда произошла ссора между ней и богом бури Сусаноо.

Тогда земля покрылась тьмой. Только благодаря шуткам и уговорам других богов, Аматэрасу вышла из пещеры, явив с собой солнечный свет. Эта богиня всегда играла важную роль в Японии.

Многие знатные семьи утверждали, что их род произошёл именно от неё.

«Легенда о Нараяме»

Как и пример, описанный выше, данное название также принадлежит фильму 1983 года. За работу принялся режиссер и сценарист Сехэя Имамура, взявший за основу сюжета рассказы Ситиро Фукадзавы.

Жанр: драма.

Сюжет. В маленькой первобытной деревне царит голод — XIX век. В селе разрешено создавать семьи только старшим сыновьям, младших же используют в качестве работников. Девочек продают или обменивают на какие-либо вещи, например, соль. Младенцев порой убивают, а семью, крадущую чужой урожай, закапывают заживо.

Смысл легенды о Нараяме в Японии заключается в том, что у села есть по-настоящему жуткий обычай. Пожилым людям, достигшим 70-летнего возраста, больше не должно доставаться еды, так как их считают «лишними ртами». Потому самый старший сын обязан взять отца или мать на свои плечи и донести до горы Нараямы, где предок останется умирать от жажды и голода.

Бог Луны

Цукуёми, японский бог Луны, имеет мужской пол. Цуку обозначает «месяц», а ёми – «чтение». Он родился из правого глаза Идзанаги и, соответственно, он является братом Аматэрасу. Цукуёми женился на своей сестре. Поэтому они объединились на одном небе. Однажы Цукуёме убил богиню еды Уке Моти. После этого ужасного поступка отношения между Аматэрасу и Цукуёми разладились, и они стали появляться на небосводе в разное время, никогда больше не встречаясь друг с другом. Так появились день и ночь.

Каори

Девушка, поступив в старшую школу, захотела отметить сие событие проколом ушей. Для экономии денег она решила сделать это собственноручно и у себя дома. Через несколько дней ее ухо начало чесаться. Посмотрев в зеркало, Каори обнаружила в сережке белую нить и сразу смекнула, что зуд был именно из-за нее. Когда она вытащила нитку без задней мысли, свет перед ее глазами сразу погас. Оказалось, что причиной недуга старшеклассницы была не просто нить, а зрительный нерв, разрывание которого привело к слепоте.

После такой трагедии девушка стала преследовать других. Если на ее вопрос «Проколоты ли у тебя уши?», ответ был положительным, то она откусывала их несчастной жертве.

Бог морей и бурь

Сусаноо, бог морей и бурь, ещё один брат Аматэрасу. Он вышел из носа Идзанаги. Его внешний вид был очень растрёпанный, а характер склочный. Сусаноо всё время преследовали перепады настроения. Это проявлялось в штормах и непогоде. Он был и доброжелательным, и недоброжелательным. В Японии, расположенной на островах, находится очень много святынь, посвящённых этому богу. Сусаноо часто сражался с драконом и побеждал его. Он отрубил 10 голов чудовища и выпил его кровь. В то же время он был и отрицательным богом. Он разрушал рисовые поля своей сестры и даже убивал её слуг.

Религия Японии

Несмотря на долгие века изоляции от европейских и других стран, Ниппон (так японцы называют свою родину) удивляет разнообразием религиозных учений. Среди них главное место занимает синтоизм, который исповедует более 80 % населения. На втором месте по значимости стоит буддизм, который пришел в Японию из соседнего Китая. Есть в стране и представители конфуцианства, христианства, дзен-буддизма, ислама.

Особенность религии Ниппон – синкретизм, когда подавляющее число жителей исповедуют сразу несколько религий. Это считается нормальной практикой и являет собой прекрасный пример веротерпимости и толерантности японцев.

Боги погоды

Райдзин и Фудзин – боги природных стихий. Райджин управлял молниями, обрушивал бури на смертных. Он бил в свои барабаны гигантским молотком. Райдзин изображается с тремя пальцами, символизирующими прошлое, настоящее и будущее. Фудзин – повелитель ветров, которые носит в суме за плечами. Фудзин является спасителем Японии от монгольского нашествия, наслав на них божественный ветер камикадзе. О нём можно часто услышать в мифах о самураях. Фудзин произошёл от бога войны Хатимана.

Демоны

Китайская мифология разительно отличается от мифов других стран, но и здесь есть демоны. Главнейший демон китайской мифологии это Чжун Куй. Его образ использовался для магических ритуалов. Повелитель подземного царства – Яньван, который судил мертвецов и определял наказание. Владыкой всех бесов и монстров был Чжан Тяньши. В китайской мифологии царем змей был чудовищный Ман. Несмотря на то, что это змей, его рисуют как дракона с 4 пальцами.


Чжун Куй

Демонами и призраками становятся животные, возвращающиеся ради мести за жестокое обращение при жизни – Яогуай. Есть истории про диких кошек, превращающихся в оборотней и питающихся человеческой энергией. Количество второстепенных монстров огромно, поэтому перечислять все можно бесконечно.

Бог войны и стрельбы из лука

Хатиман, бог войны, находится между буддизмом и синтоизмом. Он эволюционировал и стал почитаем во многих буддийских святынях. Это произошло в конце IX века. Как буддийское божество Хатиман почитается в виде бодхисаттвы. Он является хранителем святынь в Японии. Этот бог связан с войной и культурой. Его аватары проживали в императрице Дзингу, воевавшей с Кореей и её сыне, императоре Оджине примерно в III веке. Он был покровителем клана Минамото в XI веке. Про Хатимана японцы тоже говорят, что это он послал божественный ветер камикадзе на монгольский флот.

Истоки

О мифологической дальневосточной системе известно из составленных по приказу властвовавшего рода Ямато «Записей о деяниях древности» («Кодзики»), датированных 712 годом, «Анналов Японии», пришедших из 720 года. Самый значимый древний сборник «Кодзики» включает 3 свитка, из которых первый посвящен устным преданиям, переходившим из поколения в поколение (Такамагахара), а два других – поступкам божественных детей. Эти события отражают историю Страны восходящего солнца. Второй свиток посвящен событиям Идзумо (прототип области – Симанэ), третий рассказывает о Цукуси (Кюсю), где правил бог Ниниги. «Кодзики» уникален – это главная святая синтоистская книга из трех основных, а также ключевой древний литературный японский памятник.

Многие старинные мифы приведены в составленном в 8 столетии сборнике «Манъесю», в «Энги сики», где перечислены исполняемые в 10 столетии при дворе традиционные песни.

Все сакральные знания жителей Страны восходящего солнца необычны, неповторимы, несходны с распространенными в других краях. Они представляют людей как божественных потомков, включают фундамент синтоизма и отражают менталитет, духовность, психологию японцев, сложившуюся с древности.


В мифологии люди – потомки богов

Влияние религии

Известные из японской мифологии герои, боги, существа отражают основную древнюю религию населения архипелага – синтоизм. Суть направления – почитание множества сакральных ками. Учение тесно связано с буддизмом, путем Дао и идеями Конфуция. Особенность синтоизма – отсутствие строгих догм, записанных канонов. Путь синто включает философию народных поверий и сказаний, отраженную в «Кодзики», «Нихон сэки». Он сформирован под влиянием положений «Фудоки» (труда о народных нравах и японских землях), указов сэмме, упоминаемых в ряде летописей, и уложений, которым подчинялись церемонии.

Синтоизм как религиозное отражение истории Страны восходящего солнца – мифологическое обоснование власти императора, которого почитали как божественного потомка, наследника Аматэрасу. Старинные мифы рассказывают о борьбе традиций Ямато с локальными устоями и уложениями, закончившейся безоговорочной победой правил правящей династии.

Из энциклопедий мифов и религиозных сказаний старинной Японии известно, что именно синтоизм, буддизм и народные поверья – источник полиморфизма, характерного стране и сегодня. Устройство социума, семьи подчинено конфуцианским идеям, путь Дао определяет связь человека и природы, буддизм рассказывает о роли личности в государстве, а синтоизм, сформированный на основе старинных мифов, определяет место индивида в мире.

С 13 столетия Страна восходящего солнца является местом развития локальных культов богов-предков. Одновременно синтоизм пересматривается без связи с буддизмом, распространяется «Пятичастное писание пути богов». Предвечное учение подается как превосходящее созданное обычными людьми (например, Конфуцием).


Путь синто основан на старинных мифах

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]