Купеческое Замоскворечье. Подъем на колокольню

приглашает на увлекательные экскурсии по Замоскворечью. В этом самобытном районе до сих пор царит атмосфера старой Москвы, которая исчезает на глазах. Вы увидите узкие пешеходные улочки, невысокие дома, великолепные храмы и церкви. Во многих замоскворецких дворах встретитесь с неожиданными открытиями и узнаете много интересного о проживавших здесь людях. Вы погуляете по Пятницкой и Большой Ордынке, побываете в Климентовском и Лаврушинском переулках, выйдете на Кадашевскую набережную, посетите старинные церкви.

Театральный музей и дом Бахрушина

Отправная точка – Театральный музей имени А. А. Бахрушина (станция метро «Павелецкая»). Из метро выйдите к Валовой улице, поверните налево и пройдите по Валовой до музея Бахрушина, который располагается собственно на улице Бахрушина. До 1922 года она называлась Лужнецкая.


Театральный музей имени А. А. Бахрушина в Замоскворечьи

Театральный музей был создан в 1894 году известным русским купцом и меценатом А. Бахрушиным и был размещен в его бывшем усадебном доме. Здание музея было построено в 1896 году архитектором К. Гиппиусом в стиле ранней английской готики (псевдоготический стиль с присущими ему стрельчатыми арочками).

После революции Бахрушина назначили директором музея. Его коллекция оказалась сохранена, и музей не закрывался. Любителей интерьеров ожидает сюрприз — прихожая, холл на втором этаже, выполненные из темного дерева, а также огромное витражное окно сохранились полностью.

Помимо интерьеров и театральной коллекции, посетители могут насладиться уютным двориком, представляя себя во дворе усадьбы прошлого века.

Род Бахрушиных ведет начало с XVII века. Предлагаю направиться к особняку К. Бахрушина на Новокузнецкую улицу, 27/6. Для этого пройдите по улице Бахрушина в сторону, противоположную Садовому кольцу, на 1‑м Новокузнецком переулке поверните налево

Пройдите по этому переулку до Новокузнецкой улицы. На углу переулка и улицы находится особняк К. П. Бахрушина с садом перед ним.

Особняк К. Бахрушина на Новокузнецкой улице

Особняк был выполнен в 1895–1896 годах в стиле эклектики. Посмотрите на фасад здания — его богатый лепниной декор впечатляет. Над балконом со стороны переулка выполнен фронтон с путти и монограммой владельца, прямо над входом указан год окончания работ. К сожалению, балкон можно увидеть только через решетку, так как вход в сад закрыт.

Типография Сытина и дом Смирнова

Следующий переход, к типографии Сытина, будет самым долгим – целых 9 минут. Пройдите на Пятницкую улицу, к дому 71/5. Для этого по Новокузнецкой идите в сторону Садового кольца до 5‑го Монетчиковского переулка.

По 5‑му переулку дойдите до 3‑го Монетчиковского, поверните налево, пройдите еще немного до 2‑го Монетчиковского переулка. Он выведет на Пятницкую прямо к нужному дому.

Огромное здание типографии И. Д. Сытина «Русское слово» было построено в 1903 году в стиле рациональный модерн, но с элементами неоготики. В советское время здание надстроили еще одним этажом, таким образом, оставив все декоративные элементы встроенными в стены.

В типографии на Пятницкой печатали каждую четвертую книгу в Москве. Это огромное производство было организовано по последнему слову техники. В 1905 году, во время восстания, здание было сожжено, но спустя год Иван Дмитриевич восстановил его.

Продолжайте путь по Пятницкой до доходного дома В. П. Смирнова (дом 65). Он построен в стиле неоготики в 1910 году. Посмотрите на множество башенок, стремящихся вверх. Узкие вертикальные окна, вертикальные эркеры — все это элементы неоготики.

Доходный дом Смирнова еще называют «Домом с орлом» за хищную птицу, расположенную над входом.

Особняк Рекк и Усадьба Лепешкиных

Напротив дома Смирнова находится особняк Рекк, известный также как «Дом со львами». Он был построен в 1897 году по заказу В. Рекк. Автором проекта здания в стиле эклектика был архитектор С. Шервуд. Этот дом один из самых красивых на Пятницкой улице.

Дом разделен на два объема. Правый объем оформлен портиком с композитными колоннами с волютами-завитками ионического и листьями аканфа из коринфского ордера. Между колоннами по бокам от окна расположены две кариатиды – женские скульптуры, заменяющие колонну или пилястру.

По бокам фасада лежат два льва. Правый лев грозно смотрит в сторону улицы, а левый спит, положив голову на лапу. Левый объем здания представляет собой восьмиугольную башню с необычным куполом. Фасад особняка богато декорирован разнообразной лепниной в стиле французской архитектуры эпохи Людовика XIV.

Знаменитый особняк Рекк или «Дом со львами»

Чуть дальше по Пятницкой, 48, прямо напротив церкви Троицы Живоначальной в Вишняках, находится усадьба Лепешкиных, главный дом которой был построен в конце XVIII века.

Здание усадьбы имеет редкие для Москвы барочные аттики, которые придают зданию сходство с дворцом. Аттик — это декоративная стенка над карнизом здания. Фасад богато декорирован. На втором этаже между арками расположены пары кариатид, обращенных друг на друга.

Сейчас это строение занято Институтом астрономии РАН, и посмотреть на красивый фасад можно только через забор.

Обратите внимание на церковь Троицы Живоначальной в Вишняках напротив усадьбы (Пятницкая, 51). Первое упоминание о ней датировано 1642 годом.

В 1678 году она была перестроена в камне в честь победы над турками под городом Чигирином по приказу командира стрелецкого полка Матвея Вешнякова. В 1824–1826 годы церковь была реконструирована в стиле ампир на средства С. Лепешкина.

В 1980‑х годах, во время очередного ремонта, самосвал с песком подъехал к главному входу и провалился под землю! Как потом оказалось, от усадьбы Лепешкиных до церкви шел подземный ход. Его использовал купец с семьей для посещения служб. Ход, по словам директора Института астрономии, надежно засыпали.

История Большой Ордынки

«С южной стороны по течению Москвы-реки дубовый город оканчивал свою межу над рвом или трубою XVII ст., против которых направлялась из Замоскворечья также некогда большая дорога Ордынская, превратившаяся в улицу Большую Ордынку. Эта дорога подходила к берегу реки прямо против низменной подольной части Кремля, где стоит церковь Константина и Елены и где существовало древнейшее торговое пристанище Москвы, передвинувшееся впоследствии к теперешнему Москворецкому мосту»[5], – говорит москвовед И.Е. Забелин.

Появление Ордынки – части Большой Ордынской дороги, ведущей в Золотую Орду, – датируется XIV веком. Через нее с севера на юг проходил торговый путь. Немаловажным фактором в формировании Ордынки был «живой» мост – первый мост через Москву-реку, – с помощью которого осуществлялась связь с Кремлем и Великим посадом. В старину Ордынка тянулась дальше современных ее границ. Первое поселение на Ордынке – это село Кадашево, в котором в XVI веке разместилась Кадашевская слобода. Позже рядом с Кадашевской возникает Толмачевская слобода, где жили толмачи – переводчики, служившие при царском дворе. Большинство толмачей были татарами, выучившими русский язык и участвовавшими в переговорах между Русью и Ордой. Толмачи помогали налаживать торговые связи между русскими и татарскими купцами.

Историк-архивист М.Н. Тихомиров в книге «Древняя Москва XII–XV вв.» предполагает, что на Большой Ордынке издавна селились татары: «На старое заселение татарами района Замоскворечья указывают и некоторые другие признаки. Улица, выходившая из Замоскворечья к Кремлю, до сих пор носит татарское название Балчуг. В Замоскворечье же находим улицу Ордынку, выходившую ранее к воротам Кремля. Через Замоскворечье шла прямо на юг Ордынская дорога. Здесь-то и удобнее всего было селиться «бесерменам», в первую очередь татарам»[6]. В XVI веке на самой окраине Замоскворечья и Большой Ордынки появляется Екатерининская белильная слобода, жители которой изготовляли беленую пряжу для двора.

Как пишет в своей книге «Из истории московских улиц» известный знаток истории столицы П.В. Сытин: «Дворы в слободах были небольшие, узкие по улице и несколько длиннее вглубь, почему кварталы были изрезаны множеством переулков. Избы деревянные, большей частью курные; стояли они по улице рядами и занимали по ней небольшой участок. За избой – сарай или амбар, а за ним обязательно огород.

Слободы отделялись одна от другой рощами, полями. Посреди слободы обычно стояла церковь, рядом с нею – «братский двор», на котором сосредоточивалось самоуправление». В Кадашевской слободе такой церковью была церковь Воскресения в Кадашах, в Казачьей – церковь Успения, что в Казачьей, в Толмачевской – храм Николы в Толмачах, а в Екатерининской – Святой Великомученицы Екатерины, что на Всполье.

В 1572 году по желанию Ивана Грозного в Москву были перевезены мощи святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Процессия двигалась по Большой Ордынке. Посмотреть на мощи святых пришла вся Москва. На месте встречи мощей теперь расположена церковь Михаила и Феодора Черниговских. В XVII веке на улице поселились стрельцы полка Пыжова, давшего название Пыжевскому переулку и церкви Николы в Пыжах. Московские стрельцы охраняли Кремль и участвовали в походах. В мирное время стрельцы не брезговали ремеслами, торговлей, огородничеством, что сближало их с посадским населением. Южнее появилось поселение казаков (Казачья слобода). Казаки несли военную службу, а их семьи занимались сельским хозяйством.

Орды крымских татар во время набегов на Москву, естественно, двигались по Большой Ордынке. Татары не так часто добирались до защищенного Кремля, а вот Замоскворечье регулярно «предавали мечам и пожарам». На Большой Ордынке русские ратники встречали врага, оказывали сопротивление, а порой и вовсе громили. В Смутное время через Серпуховские ворота прошли по Большой Ордынке в Москву отряды поляков под предводительством Самозванца. В сентябре 1612 года во время московской битвы возле Большой Ордынки стоял Климентовский острог, оборона которого стала одним из главных событий битвы. В ней участвовали и стрельцы, и казаки. Историк С.М. Соловьев сообщает: «24 числа, в понедельник, опять на рассвете, начался бой и продолжался до шестого часа по восхождении солнца; поляки смяли русских и втоптали их в реку, так что сам Пожарский с своим полком едва устоял и принужден был переправиться на левый берег; Трубецкой с своими козаками ушел в таборы за реку; козаки покинули и Клементьевский острожек, который тотчас же был занят поляками, вышедшими из Китая-города»[7].

К концу XVII века Большая Ордынка занимала центральное положение в Замоскворечье, но Якиманка и Пятницкая имели большее значение. Даже сейчас граница двух районов Москвы – Якиманки и Замоскворечья проходит по Большой Ордынке. В XVIII веке здесь все больше селятся богатые купцы и даже дворяне. Их привлекает спокойствие, малолюдье Большой Ордынки, ведь именно тогда движение полностью перешло на Пятницкую улицу. «Купецкие люди, которые вышли из слобод, покинув свои прежние жилища, и доныне налицо живут явно в Москве на господских дворах слободами, например за Москвою-рекою на Пятницкой и Ордынке»[8], – замечает Соловьев.

В конце XVIII века въезд и выезд с Большой Ордынки были оформлены домами с портиками и скругленными углами. Купцы вкладывали огромные средства в строительство домов и переделку церквей.

Например, в 1783–1791 годах по заказу купца А.И. Долгова к Скорбященской церкви 1685 года были пристроены трапезная с престолами Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, а также трехъярусная колокольня. Проект был выполнен архитектором В.И. Баженовым. А в 1834 году другой великий архитектор О.И. Бове частично перепроектировал храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. По словам П.В. Сытина: «В XIX в. деревянные одноэтажные дома на улице были заменены каменными двухэтажными, редко трехэтажными»[9].

В XIX веке крупные по архитектуре здания церквей, дворянских и некоторых купеческих домов контрастировали с невысокими малоэтажными зданиями. Во второй половине XIX века на Большой Ордынке появляются высокие доходные дома. В 1899 году вдоль улицы посадили голландские липы, что сделало ее еще более уютной. Позже Б.Л. Пастернак, живший недалеко от Большой Ордынки в Лаврушинском переулке, напишет:

Смотрят хмуро по случаю Своего недосыпа Вековые, пахучие Неотцветшие липы.

Любопытно описывается Большая Ордынка в знаменитом путеводителе братьев Сабашниковых «По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям» 1917 года: «Свернем на Б. Ордынку. До недавнего времени местность эта была довольно грязной: здесь помещались мелкие лавки, трактиры, постоялые и извозчичьи дворы. Завернув в первый переулок направо, заглянем в ворота № 8 и увидим типичный двор, вроде постоялого»[10].

Важнейшим событием начала XX века для Большой Ордынки стало строительство в 1909 году на средства великой княгини Елизаветы Федоровны Марфо-Мариинской обители милосердия, которая сочетала благотворительную и медицинскую работу. Главный храм обители, Покровский собор, был спроектирован А.В. Щусевым, а росписи сделал М.Н. Нестеров. В 1926 году обитель закрыли. После строительства инженером В.С. Кирилловым и все тем же Щусевым в 1938 году Москворецкого моста, который стал выходить на Большую Ордынку, последняя вновь сделалась главной артерией Замоскворечья. В советские годы на Большой Ордынке обитала знаменитая замоскворецкая шпана. В 1950-х годах облик улицы несколько изменился: например, появилось тринадцатиэтажное министерское здание на углу с Пыжевским переулком.

Дом Исаева и Особняк Коробковой

Далее предлагаю прогуляться к дому 49А, корпус 2, который находится во дворе. Это доходный дом К. Исаева, построенный в 1903 году в стиле модерн.

Рассмотрим особенности его декора. Дом симметричен, его фасад увенчан криволинейным аттиком под глубоким козырьком. Окно лестничной площадки, расположенное посередине, оформлено очень стильно. Оно обведено растительным пояском и элегантно перехвачено горизонтальными белыми поясками в нескольких местах.

Между третьим и четвертым этажами архитектор Кекушев поместил картуш на цветочном фоне. Однако хозяин дома так и оставил его пустым.

Следующая точка на маршруте №6 находится по адресу Пятницкая, 33. Это особняк Коробковой. Перестроен этот дом в 1894–1899 годах архитектор Лев Кекушев. Он украшал фигурой льва или головой этого животного свои строения. Если приглядеться, то сверху на крыше, под ажурной решеткой можно увидеть знаменитого кекушевского льва.

Сама крыша оформлена в типичном стиле модерн с активным использованием кованого металла для украшения, это и эркер — выдающееся окно над входом на втором этаже. Обилие скульптурных композиций на фасаде и один из самых характерных элементов стиля модерн — маскарон (серьезная женская голова над окнами первого этажа).

В особняке сохранилась богатая отделка интерьеров. Особенно эффектна парадная кружевная лестница, которая завершается маленьким полукруглым балкончиком.

Увлекательный Маршрут от Площади трех вокзалов до Лубянки по достопримечательностям Москвы.

Храм Климента и церковь «Всех скорбящих»

Пройдите чуть дальше по Пятницкой до Климентовского переулка. Вы увидите нарядный Храм священномученика Климента папы Римского. Святой Климент жил в IV веке, его почитают и православные, и католики, так как тогда еще не было разделения церквей.

Деревянный храм впервые упомянут в письменных источниках в связи с битвой в 1612 году между русскими и польско-литовскими войсками в Смутное время. Эта битва стала переломной точкой в ходе войны — у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от литовско-польских захватчиков.

Первый каменный храм был построен на этом месте в 1657 году. В 1769 году было завершено строительство пятиглавого барочного храма, дошедшего до наших дней.

Нарядный декор здания соответствует стилю барокко: яркие цвета фасада и главок, парные колонны, сложные наличники, разорванные фронтоны, овальные окна, фигурные главки, тонкие лепные орнаменты и картуши.

На углу Климентовского переулка, 16 и улицы Большая Ордынка, 21 находится городская усадьба Долговых-Жемочкиных. Главный дом в классическом стиле построен около 1770 года на сводчатом подклете рубежа XVII-XVIII веков. По обычаю XVIII века главный дом усадьбы поставлен в глубине владения, перед ним простирается обширный парадный двор.

После пожара 1812 года усадьба была перестроена в стиле ампир и стала считаться одним из лучших образцов позднего московского классицизма. Пройдите также пройти к заднему фасаду главного дома с полукруглой террасой и лестницами в сад. Для этого с Климентовского переулка нужно свернуть направо, не доходя последнего дома переулка.

Напротив усадьбы Долгова по Большой Ордынке, 20 располагается Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», построенная в 1831–1836 годах, точнее перестроенная после пожара 1812 года, в котором пострадала первоначальная церковь, созданная Василием Баженовым еще в 1783–1791 годах.

Бове пристроил к храму ротонду, причем он бережно сохранил все, что создал Баженов, использовал его композицию и декор при проектировании нового объема здания. Посмотрите на купол ротонды Бове и купол колокольни Баженова — их пропорции и завершения очень похожи.

Достопримечательностью церкви «Всех скорбящих радость» являются интерьеры ротонды. Величественная ионическая колоннада впечатляет масштабом, купол украшен изящной росписью. Храм построен в стиле ампир, как и большинство построек Бове после войны 1812 года.

С 1930 по 1940‑е годы храм использовался как запасник Третьяковской галереи, что спасло его от печальной участи многих московских церквей.

Замоскворечье прошлых лет

Этот особый мир посреди суетливой столицы создавался новыми хозяевами жизни — купцами. Они привыкли к своему привычному укладу — деревенскому, неспешному, патриархальному. Здесь просыпались тогда, когда на Арбате или Пречистенке только ложились спать.

Купцы проживали в добротных домах, обнесенных высокими заборами и закрытых на все замки. Как протекала жизнь обитателей Замоскворечья, чем они занимались и о чем мечтали, вы узнаете в ходе пешеходной экскурсии по памятным местам.

Храм Святителя Николая и Марфо-Мариинская обитель

После осмотра храма «Всех скорбящих радость» вернитесь к Климентовскому переулку и пройдите по Большой Ордынке до храма святителя Николая в Пыжах (дом 27/6). Храм был построен в 1657–1672 годах.

Впечатляет редкое даже для узорочья XVII века богатство декоративного убранства церкви. Все окна северного фасада имеют разное обрамление с тонкой резьбой по камню. Очень красиво оформлена шатровая колокольня с «висящей» аркой входа. Сам храм украшен пышными ярусами кокошников.

По Большой Ордынке идите дальше до Марфо-Мариинской обители (дом 34). Монастырь был основан великой княгиней Елизаветой Федоровной, вдовой князя Сергея Александровича.

Главная ее постройка — Покровский собор. Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в стене. Собор был воздвигнут в 1908–1912 годах в неорусском стиле с элементами модерна. Каждый фасад собора оформлен по-разному с большим вкусом и мастерством.

Длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. С запада находятся две звонницы, каждая из которых увенчана вытянутой главой. На западном фасаде можно рассмотреть мозаичную икону Спаса Нерукотворного.

После прогулки по Марфо-Мариинской обители пройдите дальше — на Полянку. Для этого выйдите на Большую Ордынку и поверните направо, пройдите до 1‑го Казачьего переулка. Затем поверните направо на него и пройдите до улицы Большая Полянка. На перекрестке поверните налево и пройдите по Большой Полянке.

Вы подойдете к красивому неоготическому «замку» на Большой Полянке, 45, Это особняк Новиковых, построенный в 1907 году. Готические элементы (устремленные вверх башенки, вытянутую стрельчатую арку) особняк получил позднее при следующих хозяевах.

Сегодня в особняке располагается детский культурный центр Юрия Башмета. Внутри сохранились исторические интерьеры. Советую зайти в особняк, подняться по лестнице, восхититься готическим потолком и прогуляться по залам и комнатам. Если в залах не проходят уроки или репетиции, то сотрудники центра разрешают в них заглянуть.

Пешеходная экскурсия по Москве. Замоскворечье

Недавно были на пешеходной экскурсии по району Москвы – Замоскворечье. Билеты решили прикупить, увидев акцию сайта купонов. Просто так, наверняка, и не пошли бы. С 50% скидкой они обошлись в 200 рублей каждый. Чем ближе к лету, тем больше предложений стал находить на сайтах, продающих купоны. Помимо этой экскурсии прикупил купоны ещё на две).

Сбор был назначен на 20:00 на ст. м. Новокузнецкая возле фонтана Адама и Евы. Время, на мой взгляд, не совсем удобное, можно было и пораньше собраться. Доехав, перекусили закупленными заранее бутербродами, чтобы желудок перестал донимать своим урчанием. После этого у нас осталось ещё порядка 40 минут на созерцание играющих в фонтане детей, отдыхающих, пьющих пиво людей и собирающего за ними пустые банки, бомжа, пахло от которого далеко не французскими духами.

Фонтан Адама и Евы, ст. м. Новокузнецкая

На экскурсию пришло человек 10-12. Половина в возрасте до 30 лет, другая половина – 30-40 лет. В основном женщины, мужчин было всего трое. Дождавшись всех членов группы, мы выдвинулись в сторону ул. Пятницкая.

Расскажу немного о том, что узнал на этой пешеходной экскурсии об истории и улицах Замоскворечья. Большая их часть начинается от Москвы – реки. Этот район находится «за Москвой-рекой от Кремля», отсюда и произошло его название, что вполне очевидно. Раньше район назывался Заречье. Здесь располагались Стрелецкие слободы, Казачья слобода (помните 1 и 2 Казачий переулок?), которые защищали подъезды к Кремлю. Имена некоторых командующих войсками были увековечены в названиях храмов и улиц Замоскворечья. Например Храм Троицы в Вишняках расположен там, где стоял стрелецкий полк Вишнякова, Храм Николы в Пыжах – там, где был полк Пыжова, переулки Вишняковский и Пыжёвский также названы их именами.

Ремесленные слободы, находившиеся здесь, также внесли свой вклад в названия улиц. Взять ту же Новокузнецкую. Здесь находилась Кузнецкая слобода, которую вытеснили из района нынешнего Кузнецкого моста. И мост и улица получили от них своё название. Кожевническая улица, Монетчиковские переулки, Садовнический переулок, Толмачёвская улица (толмачами раньше называли переводчиков), и др. также произошли от названий ремесленных слобод.

Панорама Замоскворечья, примерно 1850 г. Кликабельно.

С 19 в. здесь жили купцы. Они были очень набожные, занимались благотворительностью, на их деньги в Замоскворечье было построено большое количество храмов и церквей. На месте метро Новокузнецкая раньше также был храм, построенный в честь покровительницы торговли Параскевы Пятницы. Храм снесли, но название улицы – Пятницкая – осталось. В советское атеистическое время все улицы, которые получили своё имя по названиям храмов, церквей и монастырей переименовывались. Так Ильинка стала ул. Куйбышева, Варварка – ул. Разина, а Пятницкую улицу это преобразование не коснулось, видать кто-то из чиновников посчитал, что название произошло от дня недели – Пятницы :-). После отмены крепостного права многие не могли себе позволять усадьбы и собственные дома. Поэтому в конце 19 начале 20 вв. появляется новый тип дома – доходный дом. В отличие от двух-трёх этажных построек старой Москвы, доходный дом был многоэтажным. Предназначались они для сдачи квартир и комнат с целью получения дохода. Отсюда и название. Были доходные дома разного уровня: для богатых, среднего класса и даже для бедняков. Что раньше зарабатывали на сдаче квартир в Москве, что сейчас, ничего не изменилось, только цена )).

Доходный дом.

Идём дальше по ул. Пятницкая к Малой Ордынке мимо Храма Климента папы Римского, построенного в нетипичном для Москвы того времени стиле — барокко. Деньги на строительство выделил купец с интересной фамилией – Долгов. Судя по всему, фамилия не мешала ему зарабатывать)). Храм дал имя Климентскому переулку.

Храм Климента Папы Римского

Малая Ордынка показалась мне знакомой, чуть позже я вспомнил, что здесь находится музей советских игровых автоматов. Но, оказалось, что не только он один. Здесь также расположен дом-музей Островского. Оказалось, он жил здесь на Малой Ордынке рядом с Храмом Николы в Пыжах. Экскурсовод многое рассказала и о храме и о жизни Островского.

Дом-музей Островского

Храм Николы в Пыжах

Сама улица Ордынка (Большая и Малая) получила своё название от Ордынской слободы, находившейся здесь. Ордынцы занимались тем, что доставляли оброк в Золотую Орду.

С Малой Ордынки переходим на Большую Ордынку к Марфо-Мариинской обители. Эту обитель основала Елизавета Фёдоровна – сестра жены последнего Российского императора Николая II и жена Сергея Александровича Романова сына Александра II и брата Александра III. Долго пришлось разбираться, чтобы понять кто есть кто)). Обитель открылась недавно, в 2009 году. Говорят там очень красиво. Но нам не удалось попасть ни в этот храм, ни в другие, которые мы обошли за время этой экскурсии, т.к. после 19:00 они все уже закрыты. Кстати, архитектором храма в Марфо-Мариинской обители был А.В. Щусев, который после революции построил мавзолей Ленина. Такая вот интересная судьба – начинал с храмов, закончил мавзолеем).

Храм в Марфо-Мариинской обители

Подходим к Третьяковской галерее. Недалеко от неё находится вот такой фонтан в виде приставленных друг к другу рам из-под картин. Напротив этого фонтана дом, в котором в своё время жили такие известные писатели, как Агния Барто, Борис Пастернак, Ильф и Петров.

Возле Третьяковской галереи стояли довольно долго. Экскурсовод рассказывала об истории её возникновения, её создателе и экспонатах галереи. Во время рассказа мимо нас прошла толпа подростков в масках, закрывавших половину лица, и двинулась к фонтану, где мы были недавно. Оттуда послышались крики, и потом мимо нас пробежал выходец из южных стран бывшего СССР. Ботинок на нём не было, улепётывал со всех ног босиком от этой толпы. Пару ударов получил, но с ног они его не сбили. Убежать сумел. Наверное, можно считать это первым моим «знакомством» со скинхедами в Москве.

У многих домов в старых районах Москвы можно увидеть окна на уровне тротуара. Нет, не подумайте, так раньше не строили. Считается, что за 100 лет нарастает 1 метр, так называемого, культурного слоя земли. Вот один из таких старых домов, сможете на глаз определить, сколько ему лет?

Дальше идём к Храму Воскресения в Кадашах. Здесь раньше была территория Кадашевской слободы. Кадашами называли бондарей, т.е. мастеров по изготовлению бочек, кадушек и т.п. Но жители этой слободы занимались также и торговлей, а с 1613 г. здесь появилось ткацкое производство.

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Судя по плакату, не так здесь всё спокойно, как казалось.

Первый Кадашевский переулок, что возле храма, которые дал ему название, упирается в водоотводный канал. Его вырыли параллельно Москве-реке при Екатерине II. При мэре Москвы Ю.Лужкове появились фонтаны, струи которых бьют прямо из-под воды. Вечером, по словам экскурсовода, там должна быть ещё и подсветка. Т.к. смотрели издалека, виден был только один фонтан, и нормально сфотографировать не получилось.

Я понял, что многое упустил в этом районе. В частности ни разу не был на Водоотводном канале, не видел его фонтанов. Думаю, стоит выделить день и прогуляться по Болотной, Кадашевской набережным вдоль канала и по Софийской набережной Москвы-реки – посмотреть на Кремль с другой стороны, а не как обычно — с Красной площади или Александровского сада.

Закончилась наша пешеходная экскурсия по Замоскворечью недалеко от метро Полянка у Храма Григория Неокесарийского. Такой вот красивый храм, см. фото ниже.

Как вы поняли из написанного, достопримечательностями Замоскворечья, в основном, являются многочисленные храмы. Понятно, что за те два часа, что длилась эта пешеходная экскурсия всё Замоскворечье обойти нам не удалось. Хоть я и не любитель храмов и церквей и даже не крещёный, мне было интересно всё это увидеть и послушать. Да и редко когда после работы удаётся куда-нибудь выбраться. Эта пешеходная экскурсия по Москве внесла некоторое разнообразие в обычный будний день.

Храм Успения, церковь Неокесарийского, особняк Демидовых

По Большой Полянке вернитесь к дому 37, храму Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе. Он был построен в 1695–1697 годах в стиле московского барокко. На примере этого здания очень хорошо просматривается основной принцип строительства русских храмов — восьмерик на четверике.

Черты барокко хорошо видны в оформлении наличниковокон — они декорированы разорванными фронтонами, а также по углам расположены сдвоенные колонны. Колокольня возведена сто лет спустя, в 1797–1798 годах, в классическом стиле. Тогда церковь и приобрела современный вид.

Продолжайте прогулку по Большой Полянке в сторону центра. Вам нужен дом 29 — это одна из красивейших святынь Москвы, которую за яркую и красивую роспись прозвали «красной», то есть красивой. Церковь Григория Неокесарийского в Дербицах была построена в 1668–1679 годах.

Впоследствии после завершения строительства церковь Григория Неокесарийского в Дербицах стала придворной, хотя и находилась за пределами Кремля. Ее регулярно посещали члены царствующей семьи. Обратите внимание на одну интересную деталь: кресты куполов увенчаны маленькими коронами — это знак того, что храм царский.

Архитектура храма также необыкновенна. Это русское узорочье с рядами огненных кокошников, богатым декором наличников окон и разноцветным ярким фасадом. Фасады колокольни и четверика украшены поясом из девяти тысяч многоцветных изразцов рисунка «павлинье око». Краски изразцов до сегодняшнего дня сохранили свою первоначальную яркость.

Внутреннее убранство храма не менее великолепно. Впечатляет огромный иконостас в шесть рядов. В 1859 году церковь впервые подверглась тщательной реставрации. Храм святого Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Из икон, переданных в музей, в Третьяковской галерее можно увидеть только одну — ценнейшую Богоматерь Елеуса Киккскую.

По пути к Третьяковке пройдите до дома номер 13, за ним поверните направо, по пешеходной дорожке пройдите до Старомонетного переулка. Далее возьмите чуть левее и выйдите на Большой Толмачевский переулок. Он вас и выведет в пешеходный Лаврушинский переулок, который упирается в красивую усадьбу Демидовых.

Дом в классическом стиле был построен в конце XVIII века. С того времени он сменил несколько владельцев. После войны 1812 года дом сильно пострадал, а в 1814 году был восстановлен и перестроен. Сегодня мы видим оформление фасада того времени.

С 1942 года главный дом принадлежит Научной педагогической библиотеке имени К. Д. Ушинского. Самое уникальное в усадьбе — это превосходная чугунная ограда. Это чудо литейного искусства XVIII века было создано в 1760‑е годы на одном из демидовских заводов по чертежам архитектора Ф. С. Аргунова.

Экскурсия по Замоскворечью пешеходная

Уважаемые клиенты, обратите внимание на условия проведения мероприятия (вкладка «важно»). После регистрации скидка 5%

Замоскворечье это не только особый район, со своим неповторимым колоритом и очарованием, это «особая страна», которая могла бы быть визитной карточкой Москвы. Прогулка по Замоскворечью особенно приятна в выходной день, здесь хорошо укрыться от «современности» и суеты центральных улиц столицы. Во время экскурсии по Замоскворечью вы сможете побывать в одной из богатейших и самых больших слобод – Кадашевской. А занимательная коллекция быта 18 и 19 века: прялок, русской одежды, посуды и прочих предметов обихода, поможет представить как жили в слободских избах. Значимым памятником в Кадашах сейчас является Храм Воскресения Христова, выполненный в стиле барокко. Побываете вы и на статной колокольне в шесть ярусов, названной в народе «свечой». Подняться на нее стоит — вид просто потрясающий! Кстати, здесь же находятся уникальные Солнечные часы в столице. К сожалению, не все слободы сохранились также хорошо, а от некоторых остались и вовсе только названия: Старомонетный переулок, метро «Новокузнецкая», Овчинниковская набережная.

Во время пешеходной экскурсии по Замоскворечью вы узнаете все его тайны. Например, оно известно тем, что там проживали стрельцы, но после Стрелецкого бунта в 1698 году они стали там под запретом. Их дома и торговые лавки ушли с торгов и район стал заселен исключительно торговцами. Поговаривают, что своей репутацией «большой деревни» наша столица обязана именно замоскворецким купцам. Но по их домам этого и не скажешь – среди них встречаются почти что дворцы, к примеру, усадьба Долгова. К тому же будучи сказочно богатыми именно купцы содействовали искусству, благодаря чему в Москве появилась Третьяковская галерея.

Прогуливаясь с экскурсоводом по Замоскворечью вы посетите Марфо-Мариинскую обитель, которая служит символом милосердия. Ее основательницу — Великую Княгиню Е.Ф.Романову — увезли чекисты навстречу гибели именно отсюда, а рассказ послушницы трогает до глубины души. Сейчас в обители воссозданы по архивам и старым фотоснимкам интерьеры комнат Елизаветы Фёдоровны.

Во время экскурсии по Замоскворечью Вы попадете в мир магического музыканта, затронувшего страну и своими незабываемыми песнями и своей неразгаданной смертью. Игорь Тальков – часть нашей истории, в которой было всё: и хорошее, и плохое, – об этом, собственно говоря, и будет наша экскурсия.

Сколько историй слияния прошлого с будущим таит в себе Замоскворечье?… На пешеходной экскурсии по улице Пятницкая, Большая Ордынка, Лаврушенскому переулку и другим вы узнаете тайны этого района.

Третьяковская галерея

Здание Третьяковской галереи занимает почти весь Лаврушинский переулок, основателем ее является Павел Михайлович Третьяков. Однажды после посещения Эрмитажа Павел Михайлович решил заняться коллекционированием произведений живописи.

Первые полотна Павел Михайлович купил в 1850 году, когда ему было всего 19 лет. В течение 35 лет он собирал свою богатейшую коллекцию. Его цель была собрать наиболее полную коллекцию лучших произведений отечественных художников.

Собирая картины русских живописцев, Третьяков оказывал поддержку отечественной художественной школе. Удивительно, каким образом из множества картин он выбирал самые лучшие.

Из всех московских коллекционеров только Третьякову было предоставлено право первым выбирать работы в мастерских художников. Павел Михайлович был смелым коллекционером, который не признавал чужих авторитетов.

Основой для будущей галереи стал небольшой особняк, купленный братьями Третьяковыми в Лаврушинском переулке. В 1872–1874 годах рядом с жилым домом было выстроено первое помещение галереи для 1500 работ. В 1880‑е годы двухэтажное здание галереи с трех сторон окружило жилой дом Третьяковых. Собрание получило статус музея.

В 1893 году была открыта «Московская городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». К тому времени в ней собрано уже 1287 произведений живописи, 518 — графики и 15 скульптур! Сегодня коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 140 000 единиц!

Вернемся к архитектуре здания Третьяковской галереи. Ее визитная карточка — сказочный фасад, знаменитый на весь мир. Он построен по эскизам известного художника Виктора Васнецова в 1902–1904 годах в неорусском стиле.

На входе сразу три древнерусских терема, верх стены увенчан по центру килевидным обрамлением в виде кокошника, окаймляющего старинный герб Москвы. Такой фасад, как театральная завеса, закрывает три разрозненных фасада старых зданий единой декоративной стеной.

Что вы узнаете

На экскурсии по Замоскворечью вы получите ответы на такие вопросы.

  • Как зарождался этот район, почему он так называется, и что здесь было раньше.
  • Узнаете историю строительства известных храмов и красивейших домов.
  • Послушаете интересные случаи из жизни купеческих семей.
  • Почему этот патриархальный уголок уцелел в годы советской власти.
  • Как появился самый известный музей Замоскворечья — Третьяковская галерея.
  • Какую роль для города сыграли Боткины, Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы.

Рассказы экскурсовода об истории этого района перенесут вас на несколько столетий назад и помогут прочувствовать дух старой Москвы, сохранившийся здесь и сегодня.

Забронировать пешеходную экскурсию в Замоскворечье вы можете на нашем сайте. Заранее заказанные билеты дают гарантию, что прогулка состоится в запланированное вами время, будет проведена профессиональными гидами и подарит только положительные эмоции.

Храмы Святителя Николая Вознесения Христова

Слева от основного здания галереи находится новое здание, достроенное в 1989 году, и которое называется Инженерный корпус. Сквозь арки в Инженерном корпусе пройдите к церкви Николая в Толмачах. Она вошла в музейный комплекс, так как является хранительницей самой древней на Руси Владимирской иконы Божией Матери.

Храм святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, 9) впервые упомянут в хрониках в 1625 году. Каменный храм был возведен в 1697 году в стиле московского барокко. В 1834 году были возведены новые ампирные колокольня и трапезная. Храм посещала семья Третьяковых, впоследствии храм был реконструирован на их средства.

Третьяковская галерея находится на территории бывшей Кадашевской слободы. Эта слобода была крупнейшей в Замоскворечье, она насчитывала более 1000 дворов.

Предлагаю пройтись к главному храму Замоскворечья — храму Воскресения Христова в Кадашах. Он находится по адресу 2‑й Кадашевский переулок, 7.

Для этого пройдите по Лаврушинскому переулку до дома 15, строение 1, после него поверните направо и по дорожке дойдите до 1‑го Кадашевского переулка. Поверните на нем налево, пройдите до Кадашевского тупика, со стороны которого будет вход в музей Кадашевской слободы и сам храм.

Местоположение храма в Кадашах – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой, определяло его важное положение и значимость.

Церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой Замоскворечья. Колокольные звоны после Кремля начинались именно здесь, а потом их подхватывали другие храмы и церкви.

Храм был построен в 1687 году, в 1695 году сооружена колокольня в стиле московское (нарышкинское) барокко: тонкая белокаменная резьба, разорванные фронтоны наличников окон, изящные «петушиные гребешки» и карнизы.

На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы — единственные в Москве, которые расположены непосредственно на здании храма. В церкви Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря, что уникально для храмового зодчества.

Верхний храм с одним главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами.

Почти каждый день по территории храма проходит экскурсия с подъемом на колокольню Полюбоваться видами города сверху — бесценно!

Путешествие в Москву купеческую

Многие экскурсии начинаются от Храма Христа Спасителя. Находясь на Патриаршем мосту, вы вначале увидите великолепную панораму Кремля, а дальше открывается «особая страна» — Замоскворечье.

  • Вы ознакомитесь с уникальным ансамблем XVII столетия, в который входят палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневке.
  • Прикоснетесь к тайнам Дома на набережной.
  • Побываете на Болотной площади, прославившейся кулачными боями и хранящей память о Пугачеве.
  • Узнаете о создании М. Шемякиным оригинальнейшей скульптуры Москвы — памятнике «Детям – жертвам пороков взрослых».
  • Пройдя по Лужкову мостику, окажетесь в когда-то богатейшей Кадашевской слободе, где вокруг всемирно известного храма Вознесения стоят прекрасно сохранившиеся постройки XVII – XVIII веков.
  • Пройдете мимо Центра славянской культуры Кирилла и Мефодия. Кстати, раньше в этом доме проживал поручик Ржевский, известный всем по анекдотам.
  • Побываете в местах, где жили Ахматова, Пастернак и другие знаменитости.
  • Полюбуетесь Храмом иконы «Всех скорбящих радость».
  • Увидите дом, который «громила» Маргарита в романе М. Булгакова.

Достопримечательности Черниговского переулка

Следующая точка на маршруте — Черниговский переулок, на котором сосредоточено сразу несколько удивительных архитектурных памятников.

По 2‑му Кадашевскому переулку выйдете на улицу Большая Ордынка, поверните направо и затем почти сразу налево, на Черниговский переулок. Переулок два раза меняет свое направление, причем оба раза под прямым углом.

Дом 9/13 — самый эффектный в переулке, это усадьба Ржевских. Первым известным нам хозяином участка стал офицер Преображенского полка, капитан В. Т. Ржевский. Именно он в 1710 году выстроил палаты, лежащие в основе главного корпуса здания. Ржевский специально обратил дом парадным фасадом в тихий переулок, а не на оживленную улицу.

В середине XVIII века владельцем усадьбы стал поручик конной гвардии Илья Ржевский. Возможно, именно этот поручик стал прототипом героя известных фривольных анекдотов.

После войны 1812 года дом перестраивался и приобрел ампирные черты. Центральная часть была выделена мощным дорическим портиком. Во второй половине XIX века была изменена отделка фасада. На нем появились наличники и лепнина в стиле необарокко.

В начале XX века в особняке разместилась частная мужская гимназия педагога-энтузиаста В. Д. Касицына. Перестройка здания под это образовательное заведение шла под руководством архитектора В. В. Шервуда.

На втором повороте Черниговского переулка находится розовое здание бывшего доходного дома И. Ф. Нейштадта (Большая Ордынка, 9/2). Он был построен в неоклассическом стиле архитектором в 1913–1916 годах.

Здание очень нарядное, оно украшено так, будто выходит на главную улицу Москвы, а не в тихий переулок. Фасад декорирован пилястрами и полукруглыми эркерами. Над окнами третьего этажа стены украшены барельефными панно с музыкантами в полный рост.

Владелец дома любил музыку. Над окнами пятого этажа помещены барельефные композиции полуобнаженных женщин и мужчин, очень похожих на древнегреческих богов, слушающих музыку, которая доносится с барельефов нижнего этажа.

Пройдите дальше по Черниговскому переулку. После второго его поворота вы окажетесь рядом с двумя церквями, а чуть вдали увидите высокую зеленую колокольню. Переулок назван по пятиглавому храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора. Построен существующий храм в 1675 году на месте деревянной церкви.

Архитектура храма в честь этих двух мучеников характерна для русского узорочья: ярусы кокошников, их килевидная форма, изящные барабаны с каменным декором. Вокруг каждого барабана – еще один ярус маленьких кокошников.

Напротив Черниговского храма — храм Иоанна Предтечи под Бором, построенный предположительно в 1658 году также на месте деревянного здания. Очень красив южный фасад церкви, выходящий в переулок.

Обратите внимание на необычное оформление портала двери, а также необыкновенные резные килевидные наличники на окнах. На втором этаже расположены элементы древнерусского зодчества — бегунок и поребрик.

Зеленая колокольня к этой церкви была построена довольно далеко от нее, на Пятницкой улице, в 80‑е годы XVIII века, то есть спустя сто лет после возведения самой церкви. В декоре колокольни использованы приемы классической ордерной архитектуры: дорической, ионической, коринфской.

Увидеть другие Храмы и Соборы Москвы, можно прогулявшись по маршруту от Соборной площади до Храма Святой Живоначальной Троицы в Никитниках.

Из Черниговского переулка выйдите направо, на Пятницкую улицу, до дома 13. Это доходный дом И. М. Гальперина с магазином. Это самый популярный тип доходных домов в начале XX века. Он был построен в 1908–1909 годах

Стиль доходного дома Гальперина специалисты называют как рациональный модерн. Его фасад лаконичен и строг, а также полностью симметричен. Все вертикальные части фасада облицованы керамической плиткой «кабанчик» темно-зеленого цвета.

На крыше можно увидеть так называемые фиалы — готические шпили, они подчеркивают устремление фасада ввысь.

Достопримечательности Замоскворечья

Замоскворечье – старейший район Москвы, выделяющийся историко-культурной самобытностью. В нескольких шагах от Красной площади, за Москвой-рекой, начинается территория, удивительным образом сохранившая очарование ушедшей эпохи. На улицах Замоскворечья можно увидеть старинные особняки, добротные купеческие дома с деревянной изгородью, изящные дворянские усадьбы и нарядные церкви. Район считается культурным центром столицы, поскольку здесь расположены популярные театры, музеи, выставочные комплексы. В последние годы ведется активная работа по восстановлению архитектурного облика территории в рамках программы реставрации Замоскворечья.

Государственная Третьяковская галерея Крупнейший художественный музей столицы, основанный купцом Павлом Третьяковым в 1856 году. Музей представляет собой национальную сокровищницу произведений русского искусства. С момента передачи Третьяковым личных картин музею и до начала 30-х годов коллекция картин увеличилась более чем в пять раз. Характерной особенностью Третьяковки является коллекционирование картин, отражающих самобытный образ и характер русского человека. В настоящее время экспозиция включает более 170 тысяч произведений русского искусства, и пополнение коллекции продолжается. АДРЕС:

Лаврушинский пер., 10

Малый Театр на Ордынке Старейший театр столицы, занимающий несколько зданий в центральной части города. Филиал, расположенный на Большой Ордынке (дом 69), открылся в 1944 году по инициативе преподавателя Театрального училища имени Щепкина Константина Зубова. Премьерным спектаклем стала постановка «Инженер Сергеев», посвященная первым дням войны. В настоящее время на сцене филиала работают молодые театральные группы, в репертуаре которых есть классические произведения в новом прочтении и новаторские спектакли по произведениям современных драматургов. АДРЕС:

ул. Большая Ордынка, д. 69

Московский Театр Луны Театр, возглавляемый Сергеем Прохановым, открылся в 1993 году, но в современном здании (на Малой Ордынке) труппа работает с 2004-го. Первый спектакль «Византия», поставленный по мотивам произведения Н. Гумилева «Отравленная туника», считается одной из самых удачных работ. Главное направление в творчестве театра – романтика. Здесь ставят классику и произведения современных авторов, а также спектакли для детей. В число наиболее популярных постановок входят «Ночь нежна», «Фауст», «Антракт», «Жена на бис». При театре работает детская творческая студия «Маленькая луна». АДРЕС:

ул. Малая Ордынка, 31, стр. 1

Дом-музей А. Н. Островского Музей в доме, где родился Александр Островский, открылся в 1984 году. В фамильной усадьбе, построенной в начале XIX века, сохранена первоначальная интерьерная обстановка и мебельные коллекции, принадлежавшие отцу драматурга. Под окнами разбит роскошный сад, который добавляет очарования старинному особняку. В состав экспозиции входят семейные портреты, личные вещи писателя. На втором этаже два зала посвящены его творчеству. Кроме экскурсий, в музее проводится множество творческих мероприятий. Это театральные спектакли, чтение отрывков из пьес, встречи с актерами. АДРЕС:

ул. Малая Ордынка, 9/12, стр. 6

Особняк К. П. Бахрушина Это нарядное здание в стиле эклектики. Дом приобрел купец первой гильдии Константин Бахрушин в 1891 году, а реставрационные работы провел семейный архитектор Карл Гиппиус. В ходе реконструкции фасады украсили белой лепниной, а стены выкрасили в ярко-голубой цвет. Со стороны парадного входа появился балкон, изящные вазоны, лепной фонтан. Перед входом разбили палисадник. После революции купеческая семья была выселена, а здание передали городским властям. Часть интерьеров и купеческой обстановки сохранилась до наших дней. С 1933 года здесь размещается городская прокуратура. АДРЕС:

ул. Бахрушина, 31/12, стр. 1

Особняк Коробкова Это сиреневое здание асимметричной формы с высоким чешуйчатым куполом. В перестройке и реконструкции особняка, проведенных в 1894 году, принимали участие знаменитые архитекторы Кекушев и Шуцман. В разные годы здесь жили выдающиеся представители культуры и науки, в том числе президент Академии наук СССР А. Карпинский, академик В. Комаров. В 2013-2015 годах в здании проведены работы по восстановлению исторической архитектуры. Объект вошел в число лауреатов конкурса Правительства Москвы «Реставрация 2015». АДРЕС:

Пятницкая ул., 33-35, стр. 1

Усадьба Демидовых в Большом Толмачёвском переулке Усадьба Демидовых – памятник архитектуры XVIII-XIX столетий. Чугунная ограда и ворота с кружевным узором – яркий образец русского литейного искусства. Здание приобрел Амос Демидов в 1770 году. В дальнейшем владельцами усадьбы были купцы Загряжские и Козлины, позднее – графиня Мария Сологуб. В доме проводились литературные вечера с участием Тургенева, Аксакова, Самарина и других известных москвичей. В 1882 году усадьбу выкупил Московский учебный округ для обустройства мужской гимназии. В 1942 году дом Демидовых передан Государственной библиотеке по народному образованию. АДРЕС:

Большой Толмачёвский пер., 3

Дом Н. С. Брашнина Дом Никиты Брашнина, представителя династии русского купечества и почетного потомственного гражданина, расположен на Пятницкой улице (дом 44), рядом со станцией метро «Третьяковская». Здание, построенное в XVIII веке, многократно меняло своих владельцев. В начале XX века здесь проживало несколько семей, в одной из квартир – знаменитый режиссер немого кино Яков Протазанов. В 20-е годы в здании обосновался батальон частей особого назначения по борьбе с контрреволюционной деятельностью. Сегодня объект входит в перечень административных зданий Москвы. АДРЕС:

Пятницкая ул., 44, стр. 1

Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина Музей имени А. А. Бахрушина основан в 90-х годах XIX века. Первая экспозиция – частная коллекция московского промышленника Алексея Бахрушина. Сегодня коллекция насчитывает более полутора миллионов уникальных экспонатов, в число которых входят сценические костюмы и декорации, фотографии, картины, портреты знаменитых актеров, афиши и программы, образцы ремесленного искусства, а также другие уникальные предметы, связанные с театральной сферой. В коллекции представлены работы Головина, Кустодиева, Рериха, Экстер и других выдающихся художников и мастеров России. АДРЕС:

ул. Бахрушина, 31/12, стр. 1

Марфо-Мариинская Обитель милосердия Марфо-Мариинская Обитель любви и милосердия – комплекс зданий на Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году по инициативе Великой княгини Елизаветы Федоровны. После убийства мужа террористом Каляевым княгиня посвятила свою жизнь служению богу. Усадьба и сады на Большой Ордынке были приобретены на деньги от продажи личного имущества. Здесь были обустроены больница, домовая церковь, приют для девочек-сирот. В наши дни при обители работает центр реабилитации детей с ДЦП, детский дом для девочек, группа дневного пребывания детей инвалидов, Елизаветинская гимназия. АДРЕС:

ул. Большая Ордынка, 34, стр. 13

Храм Троицы Живоначальной в Вишняках Старинный православный храм, построенный в 1678 году, является базовым центром Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Здание, сохранившееся до наших дней, возведено в 1815 году и освещено в 1824-м святителем Филаретом. Колокольня спроектирована архитекторами Ф. Шестаковым и Н. Козловским. После революции церковь закрыли, и только в 1991 году возобновились богослужения. В 1994 году Святейший Патриарх Алексий II торжественно освятил приделы церкви. В храме хранятся чтимые иконы и частицы мощей Святителя Тихона и Великомученицы Варвары. АДРЕС:

Пятницкая ул., 51, стр. 4

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Ендове Один из самых нарядных храмов Москвы находится на улице Садовнической (станция метро «Новокузнецкая»). На месте деревянной церквушки на пожертвования москвичей в 1653 году построили каменную церковь. После пожара 1812 года храм был почти полностью уничтожен. В 1836 году здание восстановили, украсили новыми иконостасами, построили паперть. При храме работала богадельня для больных, престарелых и нищих, а во время войны размещался лазарет. В годы советской власти здесь обустроили общежитие. В 1993 году службы возобновились, в 2001-м осуществилось освящение престола. АДРЕС:

Садовническая ул., 6, стр. 11

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами построен в 1696 году на территории, пожертвованной Даниловым монастырем. В 1709 году на месте старой церкви возводили новое строение из камня. Часть средств на церковь выделил Алексей, сын Петра I. После смерти цесаревича строительство было приостановлено. Только в 1762 году, благодаря усилиям прихожан, работы по возведению Верхнего храма, спроектированного итальянским зодчим Доменико Трезини, завершились. В 1929 году церковь закрыли и передали в народное хозяйство. С 1990 года возобновлены богослужения. АДРЕС:

Большая Серпуховская ул., 24/21А, стр. 1

Храм священномученика Климента Папы Римского Храм священномученика Климента Папы Римского расположен на улице Пятницкой. Это один из самых красивых православных соборов Москвы с яркой, запоминающейся архитектурой в стиле церковного барокко. Объект входит в список памятников архитектуры Федерального значения и в экскурсионный маршрут Золотого кольца. В храме есть уникальный элемент убранства, более не встречающийся в православных церквях, – деревянный иконостас с резными скульптурами. Внутри церкви один храмовый зал и пять приделов, трапезная с двумя приделами, две колокольни. АДРЕС:

Пятницкая ул., 26, стр. 1

Древлеправославный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой на Новокузнецкой улице возведена по заказу старообрядческой общины. Строительство храма (проект архитектора В. Десятова) длилось с 1908 по 1910 год. Стиль архитектуры – древнерусское зодчество с элементами модернизма. Внутренняя отделка выполнена художниками мастерской Богатенко. В годы советской власти в храме размещались различные городские организации. В 1990 году здание передано другой старообрядческой общине (Древнеправославной Церкви). В настоящее время храм имеет статус Кафедрального собора РДЦ. АДРЕС:

Новокузнецкая ул., 38, стр. 1

Церковь Воскресения Христова в Кадашах Храм построен на месте деревянной церкви, упоминания о которой датируются 1493 годом. В 1657-м здесь стоял каменный собор с фронтонами, украшенными кружевными выступами гребешковой формы. В XVII веке были построены две паперти и колокольня. Украшением внутреннего убранства стал резной 12-метровый иконостас с позолоченными колоннами. В 1812 году французы подожгли храм, но иконостас чудом уцелел. После закрытия церкви в 1934 году здесь был учрежден спортклуб консервной фабрики. В 1956 году начались реставрационные работы, в в 1990-м храм вернули верующим. АДРЕС:

2-й Кадашёвский пер., 7

Церковь Григория Неокесарийского Это один из самых знаменитых соборов в Москве и всей России. Церковь так поразила красотой Наполеона, что он отдал приказ не прикасаться к шедевру архитектуры. Собор украшен атрибутикой «русского узорочья», внутреннее убранство выполнено знаменитым мастером XVII века Степаном Полубесом. Торжественное освящение церкви состоялось 1 марта 1679 года в присутствии государя Федора Алексеевича. До революции она считалась придворным храмом и посещалась членами царской семьи, поэтому на крестах выгравированы короны. За яркую красоту храм в народе назвали «Красной церковью». АДРЕС:

ул. Большая Полянка, 29А

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи был возведен в 1514 году Алевизом Новым на месте Ивановского монастыря, который был переведен на Ивановскую горку по указу Василия III. Церковь построена в стиле барокко с элементами русского зодчества. До наших дней сохранились иконостасы, созданные под руководством архитектора Шехтеля, и следы древних фресок. Колокольня и трапезная были пристроены в XVIII веке. После революции в храме размещались городские организации, в 1970-х годах проводились реставрационные работы. В настоящее время храм действует, проводятся богослужения. АДРЕС:

Пятницкая ул., 4/2, стр. 5

Палаты Аверкия Кириллова и церковь Николы на Берсеневской набережной Дом с мезонином на Берсеневской набережной, соседствующий с монументальной высоткой, хорошо просматривается со стороны Патриаршего моста. Это старинные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, богатого купца и государственного деятеля. Аверкий был убит во время бунта стрельцов в 1682 году и захоронен в домовой церкви Николая Чудотворца. Храм чудом уцелел в годы войн и революционных потрясений. Палаты же были перестроены последующим владельцем дьяком А. Курбатовым. Здание занимали различные научные сообщества. Сейчас здесь находится Российский институт культурологии. АДРЕС:

Берсеневская наб., 20

Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке На месте современного храма в XVII веке возвышалась церковь Спаса Преображения, где в 1688 году состоялось прославление иконы Божией матери «Всех скорбящих Радость». В 1783 году церковь перестроил архитектор Василий Баженов, а новый иконостас расписал иеромонах Вонифатий из Саровской пустыни. Нынешнее здание возведено в 1836 году по проекту Осипа Бове и освящено митрополитом Филаретом Московским. После революции церковь закрыли, но в 1948 году в храме возобновились богослужения. В 2012-2013 годах была произведена реставрация под руководством архитектора Калугина. АДРЕС:

ул. Большая Ордынка, 20

Район Замоскворечья, избежавший радикальной перестройки в послевоенные годы, запечатлел смену стилей парадной архитектуры за последние несколько столетий. Здесь можно увидеть соседствующие друг с другом старинные палаты и сталинские высотки, старообрядческие храмы и типовые жилые дома советского периода. В тишине старых улочек притаились нарядные церкви, построенные после пожара 1812 года, а на центральных улицах встречаются нарядные ампирные усадьбы и эклектические особняки.

Ресторан «Карлсон» и бизнес-

После такой интенсивной и насыщенной прогулки — самое время отдохнуть за чашкой кофе. Предлагаю подняться на крышу современного бизнес- в ресторан «Карлсон» по адресу Овчинниковская набережная, 20/1.

Здесь вы можете насладиться видами Замоскворечья, Кремля, высотки на Котельнической набережной, а также видами на другие высотки Москвы. От дома Гальперина необходимо пройти до дома 17, после него повернуть налево и далее дворами выйти в Пятницкий переулок.

Пересеките его, пройдите дальше до Садовнического проезда (улица с трамвайными путями), далее пройдите по проезду почти до Водоотводного канала. Справа от вас будет здание бизнес-центра. Весь путь займет у вас около 7–10 минут.

Раз уж вы оказались на Водоотводном канале, предлагаю еще немного прогуляться, чтобы увидеть интересный объект современной архитектуры. Бизнес- находится на Озерковской набережной, 22 (если выйти из ресторана «Карлсон», это примерно 6–7 минут ходьбы направо вдоль набережной).

Динамика, изогнутые формы, много стекла — все это придает комплексу очень современный и стильный вид, а также он хорошо вписывается в городской ландшафт, повторяя изгибы реки.

Бизнес- в 2013 году получил международную архитектурную премию Euro­pean Prop­er­ty Award.

Метро «Новокузнецкая»

После БЦ «Аквамарин» направляйтесь к станции метро «Новокузнецкая», чтобы завершить прогулку по Замоскворечью.

С Озерковской набережной поверните налево, в Озерковский переулок, затем поверните направо, на Большую Татарскую улицу, с которой сверните налево, в Климентовский переулок. Он выведет на Новокузнецкую улицу почти к метро.

При этом данная станция метро достойна отдельного рассказа. «Новокузнецкая» очень красивая станция, главное ее украшение — мозаичные панно на потолке, их создание — одна из самых важных страниц во всей истории метрополитена.

Мало кто знает, что эти удивительные панно создавались в блокадном Ленинграде в 1941–1942 годах. Без еды, без теплой одежды, практически в темноте, в неотапливаемом здании Академии художеств В. Фролов на протяжении нескольких месяцев набирал из маленьких кусочков смальты яркие, жизнерадостные мозаики по эскизам А. Дейнеки.

Фронтовая норма еды престарелого художника — 125 граммов хлеба в день. 3 февраля 1942 года Владимир Александрович умер от голода. «Новокузнецкая» стала последней его работой… Станцию метро открыли в 1943 году.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]