Народ айны и его традиции: путешествие в древнюю Японию


Японцы захватили «японские» острова, уничтожив коренных жителей

Все знают, что американцы — не коренное население США, точно так же, как и теперешнее население Южной Америки. А вы знаете, что японцы тоже не являются коренным населением Японии? Кто же тогда жил на этих островах до них?…

До них здесь проживали айны, таинственный народ, в происхождении которого до сих пор много загадок. Айны некоторое время соседствовали с японцами, пока последним не удалось вытеснить их на север. О том, что айны являются древними хозяевами Японского архипелага, Сахалина и Курильских островов, свидетельствуют письменные источники и многочисленные названия географических объектов, происхождение которых связано с языком айнов. И даже символ Японии — великая гора Фудзияма — имеет в своём названии айнское слово «фудзи», что означает «божество очага». Как считают учёные, айны заселили японские острова около 13 000 лет до нашей эры и образовали там неолитическую культуру Дзёмон.

Расселение айнов в конце XIX века

Айны не занимались земледелием, они добывали пропитание охотой, собирательством и ловлей рыбы. Жили они небольшими поселениями, достаточно удалёнными друг от друга. Поэтому ареал их проживания был довольно обширен: японские острова, Сахалин, Приморье, Курильские острова и юг Камчатки.


Айны

Примерно в 3 тысячелетии до нашей эры на японские острова прибыли монголоидные племена, ставшие впоследствии предками японцев. Новые поселенцы принесли с собой культуру риса, позволявшую прокормиться большому количеству населения на относительно небольшой территории. Так начались тяжёлые времена в жизни айнов. Они вынуждены были переселяться на север, оставляя колонизаторам свои исконные земли.

Но айны были искусными воинами, в совершенстве владевшими луком и мечом, и японцам долго не удавалось победить их. Очень долго, почти 1500 лет. Айны умели управляться с двумя мечами, а на правом бедре они носили два кинжала. Один из них (чейки-макири) служил ножом для совершения ритуального самоубийства — харакири.

Японцы смогли победить айнов только после изобретения пушек, успев к этому моменту многое у них перенять по части военного искусства. Кодекс чести самураев, умение владеть двумя мечами и упоминавшийся ритуал харакири — эти, казалось бы, характерные атрибуты японской культуры на самом деле были заимствованы у айнов.


Айны

О происхождении айнов учёные спорят до сих пор

Но то, что этот народ не является родственным другим коренным народам Дальнего Востока и Сибири, уже доказанный факт. Характерная черта их внешности — очень густые волосы и борода у мужчин, чего лишены представители монголоидной расы. Долгое время считалось, что они могут иметь общие корни с народами Индонезии и аборигенами Тихого океана, так как у них схожие черты лица. Но генетические исследования исключили и этот вариант.


Айны

А прибывшие на остров Сахалин первые русские казаки даже приняли айнов за русских, настолько они были не похожи на сибирские племена, а напоминали скорее европейцев. Единственной группой людей из всех проанализированных вариантов, с кем у них наблюдается генетическое родство, оказались люди эпохи Дзёмон, которые предположительно и были предками айнов. Айнский язык также сильно выбивается из современной лингвистической картины мира, и ему пока не нашли подходящего места. Получается, что за время длительной изоляции айны потеряли связь со всеми другими народами Земли, и некоторые исследователи даже выделяют их в особую айнскую расу.

Айны в России

Впервые камчатские айну вошли в контакт с русскими купцами в конце XVII века. Отношения с амурскими и северокурильскими айну установились в XVIII веке. Айну считали русских, отличавшихся расой от их японских врагов, друзьями, и к середине XVIII века более полутора тысячи айнов приняли русское подданство. Даже японцы не могли отличить айну от русских из-за их внешнего сходства (белая кожа и австралоидные черты лица, которые по некоторому ряду черт сходны с европеоидными). Составленное при российской императрице Екатерине II «Пространственное землеописание Российского государства», включило в состав Российской империи не только все Курильские острова, но и остров Хоккайдо.

Причина — этнические японцы на тот момент даже не заселили его. Коренное население — айны — по итогам экспедиции Антипина и Шабалина были записаны российскими подданными.

С японцами айны воевали не только на юге Хоккайдо, но и в северной части острова Хонсю. Сами же Курильские острова казаки исследовали и обложили налогами еще в XVII веке. Так, что Россия может потребовать у японцев Хоккайдо.

Факт российского подданства жителей Хоккайдо был отмечен в письме Александра I японскому императору в 1803 году. Причем это не вызывало с японской стороны никаких возражений и тем более официального протеста. Хоккайдо для Токио был иноземной территорией вроде Кореи. Когда первые японцы прибыли на остров в 1786 году, им навстречу вышли айны, носящие русские имена и фамилии. И более того — христиане правоверного толка! Первые претензии Японии на Сахалин датируются лишь 1845 годом. Тогда император Николай I немедленно дал дипломатический отпор. Лишь ослабление России в последующие десятилетия привело к оккупации южной части Сахалина японцами.

Интересно, что большевики в 1925 году осудили прежнее правительство, отдавшее Японии русские земли.

Так что в 1945 году была лишь восстановлена историческая справедливость. Армия и флот СССР силой решили русско-японский территориальный вопрос. Хрущев в 1956 году подписал Совместную декларацию СССР и Японии, статья 9 которой гласила:

«Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией».

Целью Хрущева была демилитаризация Японии. Он был готов пожертвовать парой маленьких островов ради того, чтобы убрать американские военные базы от советского Дальнего Востока. Сейчас, очевидно, о демилитаризации речь уже не идет. Вашингтон вцепился в свой «непотопляемый авианосец» мертвой хваткой. Причем зависимость Токио от США даже усилилась после аварии на АЭС Фукусима. Ну а раз так, то и безвозмездная передача островов в качестве «жеста доброй воли» теряет свою привлекательность. Разумно не следовать хрущевской декларации, а выдвинуть симметричные претензии, опираясь на известные исторические факты. Потрясать древними свитками и манускриптами, что является нормальной практикой в подобных делах.

Настойчивое требование отдать Хоккайдо стало бы холодным душем для Токио. Пришлось бы спорить на переговорах уже не о Сахалине или даже не о Курилах, а о своей собственной на данный момент территории. Пришлось бы защищаться, оправдываться, доказывать свое право. Россия из дипломатической обороны перешла бы таким образом в наступление. Тем более, что военная активность Китая, ядерные амбиции и готовность к военным действиям КНДР и другие проблемы в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе дадут лишний повод к подписанию Японией мирного договора с Россией.

Но вернёмся к айнам

Когда японцы впервые вошли в контакт с русскими, они назвали их Красные Айну (айну со светлыми волосами). Только в начале XIX века японцы поняли, что русские и айну — два разных народа. Тем не менее, для русских айну были «волосатыми», «смуглыми», «темноглазыми» и «темноволосыми». Первые русские исследователи описывали айну похожими на русских крестьян со смуглой кожей или больше похожими на цыган.

Айну были на стороне русских в течение русско-японских войн XIX века. Однако, после поражения в Русско-японской войне 1905 года, русские бросили их на произвол судьбы. Сотни айну были уничтожены и их семьи насильно переправлены на Хоккайдо японцами. В итоге, русским не удалось отвоевать айну в ходе Второй мировой. Только несколько представителей айну решили остаться в России после войны. Более 90 % уехали в Японию.

По условиям Санкт-Петербургского договора 1875 года, Курилы отошли Японии, вместе с проживающими на них айну. 83 северокурильских айну 18 сентября 1877 года прибыли в Петропавловск-Камчатский, решив остаться под управлением России. Они отказались переселиться в резервации на Командорских островах, как им предлагало российское правительство. После чего, с марта 1881 года, на протяжении четырёх месяцев они пешком добирались до деревни Явино, где позже обосновались.

Позже была основана деревня Голыгино. Ещё 9 айнов прибыли из Японии в 1884 году. Перепись 1897 года указывает на 57 человек населения Голыгино (все — айну) и 39 человек в Явино (33 айну и 6 русских). Советской властью обе деревни были уничтожены, а жители были переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. В итоге, три этнические группы ассимилировались с камчадалами.

Северокурильские айну в данный момент — самая большая подгруппа айну на территории России. Семья Накамура (южнокурильская по отцовской линии) — наименьшая и насчитывает только 6 человек, живущих в Петропавловске-Камчатском. На Сахалине есть несколько тех, кто определяет себя как айну, но гораздо больше айну себя таковыми не признают.

Большинство из 888 японцев, проживающих в России (перепись 2010), имеют айнское происхождение, хоть и не признают это (чистокровным японцам разрешён въезд в Японию без визы). Похожая ситуация с амурскими айнами, проживающими в Хабаровске. И считается, что из камчатских айну в живых уже никто не остался.

К какой расе относятся японцы

Слово «японцы

» может употребляться как нейтральный термин для обозначения всех жителей Японского архипелага или как этноним, которым обозначают культурное сообщество — «японский этнос» (без рюкюсцев и айнов ) или политическую — «японскую нацию» (вместе с рюкюсцев и айнами).

Происхождение японцев

Проблему происхождения японцев можно рассматривать с трех позиций: расогенеза, этногенеза и нациогенеза.

Большинство западных исследователей отмечает неправомерность определять японцев как расу или группу. Однако японские ученые отмечают существований «японской расы» как отдельного биологического таксона. С ним же они связывают становление японского этноса и нации. На сегодня общепризнано считается концепция К. Ханихара, официально опубликованная им в 1990 году. Согласно ей современные японцы являются потомками прото-монголоидного сообщества периода Дземон, близкой к которым есть народы Юго-Восточной Азии. Начиная с 3 века до Р. Х. и кончая 7 веком, эти прото-монголоиды смешивались с ново-монголоидными мигрантами из территории Маньчжурии, Кореи и Китая. В результате смешения возник японский расовый тип, который стал основой для формирования японского этноса. Несмотря на большое количество огрехов в теории К. Ханихары, ее положение можно встретить как в научных трудах так и школьных учебниках.

Если на вопрос расогенеза специалисты готовы дать определенный набор концепций-ответов, то проблема этногенеза японцев выглядит для них гораздо сложнее. Большинство ученых считают, что японцы как этнос возникли на основе яматоской этно-общественной группы в 6-7 веках, основой которой стало государство Ямато в регионе Кинки. Однако ряд ученых утверждают, что называть яматойцев японцами нельзя, поскольку они были лишь частью этнической карты Японии. Для этих ученых, «японцы» — это термин политический, которым были объединены различные этнические группы Японского архипелага в конце периода Эдо в 19 веке.

С точки зрения нациогенеза, японцы возникли как нация с появлением национального государства — Япония, в ответ на агрессивные действия национальных государств Западной Европы и США. Ризные культурные сообщества японских островов, включая Айнов и Рюкюйцев, были объединены в единый политический и социальный организм.

Трудности, которые возникают при поиске происхождения японцев связаны с отсутствием согласованной и четкой терминологии по «расе», «этносу» или «нации». Среди ученых нет также и консенсуса того, каким из этих терминов обозначать японцев. Однако на сегодня слово «японцы» используется преимущественно в нейтральном смысле, для обозначения жителей Японии, или же как синоним словосочетания «жители Японии».

Японский язык является родным для подавляющего большинства японцев мира и официальным языком в Японии. Графическая система языка содержит две азбуки ( хирагана и катакана ), а также около 4 тысяч заимствованных китайских иероглифов. Согласно статистическим данным Министерства образования Японии, умением читать и писать на японском владеет 99% населения страны.

Происхождение и классификация языка до сих пор неясны. К середине 20 века считалось, что японский язык принадлежит к группе тунгусо-алтайских языков и является родственным, в частности, с корейским. Однако современные исследователи указывают на сходство основной японской лексики с лексикой языков Юго-Восточной Азии. Общность грамматики с языками севера и близость базовой лексики японского языка с юга Азиатского континента усложняет процедуру классификации. Поэтому японский язык принято выделять как изолированный.

Кроме собственно японского языка, в Японии существуют языка айнов и рюкюсцев. Эти языки рассматриваются японскими исследователями как особые древние японские диалекты, однако ряд западных исследователей определяет их именно как отдельные языки.

Культура и религия

Считается что в основе современной японской культуры лежит культура аборигенов Японского архипелага периода Дземон. Неотъемлемыми и органическими частями японской культуры является многогранность традиций, что сейчас получают распространение во всем мире — классическая поэзия, японская живопись, чайная церемония, боевые исскуства, бушидо, архитектура, самураи, искусство строительства декоративных садов, аранжировки цветов (икебана), сборка фигур (оригами), традиционная опера ноо, кукольный театр бунраку, городской театр кабуки, японская кухня.

Как ни странно, но может показаться, что формирование японской культуры — это постоянное заимствование и «переваривания» иностранных идей. Традиционно основными импортерами мировых достижений мира были Корея, Китай, Испания, Португалия, Голландия. С середины 19 века в качестве «интеллектуального донора» выступают страны Западной Европы и США. Приспособленные к японской почве ноу-хау стали основой для развития японских уникальных продуктов и произведений. Сегодня среди них известны японская электроника, манга и аниме.

Религия играет важную роль в жизни японцев. Однако ее функционирования отличается от подобного на Западе. Характерно совмещение, то есть одновременная принадлежность к двум или более религиозных течений. Основными конфессиями в Японии являются синто и буддизм. Около 1% населения исповедует христианство.

Этнические группы

Японцы ( Яматойцы, Рюкюйцы, Айны ) — около 99%. Остальные ( китайцы, корейцы, бразильцы, филиппинцы, другие) — около 1%.

В период существования Японской империи ( 1867 — 1945 ) до «политических» японцев причисляли корейцев и тайваньцев. Часть нивхов, которые жили на Сахалине, также имели японское гражданство. После оккупации Сахалина СССР, они были высланы в Хоккайдо как «японцы».

По данным Министерства Иностранных дел, количество японцев, проживающих заграницей составляет около 1 миллиона человек. Больше всего их проживает в США. За ними следуют японские общины в КНР, Бразилии и Великобритании.

Сроком Никкей (日系- «японский») принято обозначать людей, которые имеют японское корни, предки которых иммигрировали из Японии и живут за границей.

Этимология названия близка к слову российского «русский». Последний является тем, кто принадлежит к «Руси», но «русичем» не является. Подобное наблюдается в названии Никей — человек имеет тесную связь с Японией, но собственно «японцем» он не является. В целом, сроком Никей называют всю японскую диаспору. Японская диаспора имеет 140-летнюю историю. Первые японские эмигранты начали переселяться на Гавайи с 1868 года. Около 750,000 человек мигрировали за границу перед второй мировой войной. Еще 250,000 пересилилися заграницу во второй половине 20 века.

Японские эмигранты и их потомки сохраняют чувство общности и не прерывают связи со страной своих предков. Они играют важную роль в социумах, которые приняли их. Как пример, можно привести правления перуанского президента Альберто Фудзимори (1990-2000), выходца из семьи японских эмигрантов.

Эпилог

В 1979 году СССР вычёркивает этноним «Айну» из списка «живых» этнических групп России, тем самым провозгласив, что этот народ на территории СССР вымер. Судя по переписи 2002 года, никто не вписал этноним «айну» в поля 7 или 9.2 формы К-1 переписи. Есть такие сведения, что наиболее прямые генетические связи по мужской линии айны имеют, как ни странно, с тибетцами — половина их является носителями близкой гаплогруппы D1 (сама же группа D2 практически не встречается за пределами Японского архипелага) и народами мяо-яо на юге Китая и в Индокитае.

Что касается женских (Мт-ДНК) гаплогрупп, то у айнов доминирует группа У, которая встречается также и у других народов Восточной Азии, но в небольшом количестве. В течение переписи 2010 года около 100 человек попытались зарегистрировать себя как айны, но правительство Камчатского края отклонило их претензии и записало их как камчадалов.

В 2011 году глава Айнского сообщества Камчатки Алексей Владимирович Накамура направил письмо губернатору Камчатки Владимиру Ильюхину и председателю местной думы Борису Невзорову с просьбой включить айнов в Список коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запрос был также отклонён. Алексей Накамура сообщает, что в 2012 году в России отмечено 205 айнов (сравните с 12 людьми, отметившимися в 2008), и они, как и курильские камчадалы, борются за официальное признание. Айнский язык вымер много десятилетий назад.

В 1979 году только три человека на Сахалине могли бегло говорить по-айнски, и там язык полностью вымер к 1980-м годам. Хотя Кэйдзо Накамура бегло говорил на сахалинско-айнском и даже перевёл несколько документов на русский для НКВД, он не передал язык своему сыну. Такэ Асаи, последний, кто знал сахалинский айнский язык, умер в Японии в 1994 году.

Пока айну не признаны, они отмечаются как люди без национальности, как этнические русские или камчадалы. Поэтому в 2016 году, и курильские айну, и курильские камчадалы лишены прав на охоту и рыбалку, которая есть у малочисленных народов Дальнего Севера.

Где встретить айнов?

Поскольку народность айнов считается в Японии ассимилированной, будет справедливым сказать, что с чистокровными айнами в этой стране пообщаться нелегко. Настоятельное обучение японскому языку, обычаям и верованиям, а также смешанные браки с захватчиками привели к тому, что, едва попав под полный контроль новых японцев, айны утратили возможность проявлять свою самобытность. После пятнадцати веков жесткого противостояния, в 19-ом веке бороды этого народа были сбриты, древние ритуалы запрещены, как и татуировки на лицах у женщин и национальные айнские костюмы. Остались лишь немногочисленные черно-белые снимки в этнографических музеях на память об этой исчезающей с лица Земли народности.

Встретиться с айнами все же можно, ведь считается, что в Японии их проживает не менее 25 тысяч. Впрочем, прежде чем поехать на Хоккайдо, зайдите в Токийский Национальный Музей познакомиться с культурой Дземон. Она здесь широко представлена посредством керамических изделий с характерным веревочным орнаментом. Возраст некоторых образцов керамики сопоставим с возрастом некоторых египетских пирамид. Наиболее древние предки современных айнов изготавливали свои глиняные сосуды и орудия труда уже в 4-ом веке до нашей эры.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]