« | Самурай скушал рис, выпил чай. Загорелся кровавый восход. Самурай крикнет громко «Банзай!» И уйдет в бесконечный поход. | » |
— Песня из репертуара Анжелики Варум |
« | Жил на свете самурай, Добрый и внимательный. Каждый день он посылал Икебану матери. | » |
— Народное |
« | В эту ночь решили самураи… | » |
— Куплет-невидимка из песни «Три Танкиста» |
Самое главное, что нужно запомнить о самураях: глагол «самурау» означает «служить». Все к этому сводится. Если европейское дворянство гордо называло себя nobleman, Edelmann, gentilhomme, то есть, «родовитые, благородные», то самураев долгое время резко отделяли от кугэ
(родовой знати) и смотрели на них как на кусо. Они куда ближе по происхождению к русскому дворянину, немецкому hofmann’у или минестериалу и английскому йомену. Незнатные, но обязанные служить.
Конечно, со временем самурайские роды и семьи обзавелись собственными родословными. Но все равно происходить от кугэ или хотя бы породниться с ними, было круто, а вот происходить из чисто самурайского рода — не очень. Самая вершина могущества самурайства — титул (изначально должность) сёгуна, формально верховного главнокомандующего вооружёнными силами страны. Так сложилось, что все известные сёгуны происходили из рода Минамото, и он очень прочно ассоциировался в сознании японцев именно с этим родом. Например, Ода Нобунага при всем своем могуществе не претендовал на должность сёгуна — возможно, потому что не происходили из клана Минамото, возможно, из-за своей эксцентричности, возможно, просто сначала хотел объединить страну. Даже Тоётоми Хидэёси, несмотря на свою абсолютную и единоличную власть в стране, побоялся претендовать на этот титул. А вот Токугава Иэясу, хоть и седьмая вода на киселе — а всё-таки Минамото,[1] поэтому стал сёгуном.
Род Оды Нобунаги ведёт начало от клана Тайра — потомков императора Сага, и по знатности он не особо уступал роду Минамото, но стал обладателем редкого титула букэ но торё
. Интересна история Исэ Синкуро. Он являлся дальним потомком клана Тайра, но его род имел статус всего-навсего хатамото. Благодаря предательствам и дипломатическим и военным дарованиям он смог захватить провинцию Идзу и провозгласил себя потомком могущественного клана Ходзё (настоящие Ходзё тоже происходили из Тайра, но от совсем другой её ветви). Только его сын, путём женитьбы на единственной уцелевшей женщине из семьи Ходзё (вдове на 10 лет его старше) и богатых подарков сёгунскому и императорскому двору, сумел со скрипом добиться признания своего права на эту фамилию. В среде историков этих породнившихся с Ходзё принято называть Го-Ходзё (буквально «Ходзё-Два»).
онна-бугэйся
— женщины из сословия самураев — с детства обучались владению оружием и не хуже мужчин могли защитить дом и отстоять честь рода. И чаще всего славу героев обретали те из сословия них, чей доход позволял стать конной лучницей. И в связи со своим уровнем доходов и социальным статусом они носили самые лучшие дорогие доспехи.
Женщины-самураи
Женщины-самураи
Когда мы произносим слово «самурай», сразу приходит образ мужчины, вместе с тем в древних японских хрониках есть множество упоминаний о женщинах-самураях, которые именовались онна-бугэйся. В кровопролитных сражениях женщины и девушки-самураи принимали участие наравне с представителями сильного пола. Нагината (длинный меч самурая) — оружие, которое они чаще всего использовали. Древнее японское холодное оружие с длинной рукоятью (примерно около 2 метров) имело изогнутое лезвие односторонней заточки (длиной около 30 сантиметров), практически аналог холодного оружия ближнего боя — глефы.
В исторических хрониках о женщинах-самураях упоминаний практически нет, из-за этого историки предполагали, что их было крайне мало, но новейшие исследования исторических хроник показали, что онна-бугэйся вносили свой вклад в сражениях гораздо чаще, нежели принято считать. В 1580 году произошла битва в местечке Сенбон Матсубару. По результатам раскопок из обнаруженных на месте сражения 105 тел, по результатам проведенного анализа ДНК 35 принадлежат женскому полу. Раскопки в других местах древних сражений дали результаты приблизительно такие же.
Символы
В Китае — дракон: Китайский дракон отличается от европейского своей мудростью. Всего в Китае «живет» девять видов драконов: небесный, духовный, подземный, дракон кладов, крылатый, дракон, живущий в воде, рогатый, желтый, приехавший из реки Ло с тем, чтобы научить других существ писать, и королевский.
В Японии — сакура: Это национальный символ страны. Японцы, наблюдая за цветением сакуры, философствуют о том, что прекрасное не вечно.
Доспехи самураев
Доспехи самураев
В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.
Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт — дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских самураев). Эта деталь доспехов защищала их от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему крепились маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.
Афросамурай!
Африканец, предположительно из Мозамбика, прибыл на острова в 1579 году в качестве слуги итальянского иезуита Валиньяно. Необычная внешность привлекла внимание объединителя Японии и любителя иноземных диковин Ода Нобунага, который попытался о гайдзина. Огромный по японским меркам, «сильный, как десять человек» и храбрый африканец поступил на службу к Нобунага и стал одним из его телохранителей. Он достойно проявил себя на полях сражений и спустя два года получил самурайское достоинство, поместье, а также имя Ясукэ — настоящее затерялось во тьме веков. Ясукэ защищал храм Хоннодзи от войск предателя Мицухидэ, но силы были неравны, Ода Нобунага погиб. Африканец прорвался к позициям сына сюзерена, Ода Нобутада, но тот тоже был разбит у замка Нидзё и принуждён к сэппуку. Ясукэ пережил падение дома Ода: победители отправили его к иезуитам.
Замецки
Голливуд, конечно, пройти мимо такой истории не мог, и сейчас идет речь о производстве фильма «Ясукэ — чёрный самурай» с бюджетом в 4 миллиона долларов.
Секс и самураи
Секс и самураи
Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи, как правило, возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений — вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.
Самураи-европейцы
Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.
В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:
Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.
Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.
Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.
Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.
Единоборства
В Китае — ушу и кунфу: Ушу — это гимнастика, в которой объединены все виды боевых искусств. Кунфу в Китае — это любой вид деятельности, в котором можно совершенствоваться, не важно: единоборство это или рисование.
В Японии — сумо, дзюдо, айкидо, карате, джиу-джитсу: Если в Китае главное в единоборстве — самосовершенствование, то в Японии — убийство соперника. А бу-дзюцу — основа всех боевых искусств.
Численность самураев
Бытует мнение, что самураи были избранными воинами и их было очень мало. В реальности самураи были вооруженными слугами, приближенными к знати. Впоследствии самураи стали ассоциироваться с классом буси — воинами среднего и высшего сословия. Напрашивается простой вывод — самураев было значительно больше, чем принято считать, более 10% населения Японии являлись самураями. А так как их было много, они оказали значительное влияние на историю империи; считается, что сегодня в каждом японце есть частичка крови великих воинов.
Сэнгоку (1467—1603)[править]
Типичный кинообраз самурая — нередко бывший крестьянский сын, сумевший выслужиться и стать самураем, благодаря нескончаемой войне всех против всех. Может даже не уметь читать.
В большей мере это гиперболическое преувеличение, свойственное восточному кинематографу. В реальности же такое было сравнительно редким явлением, так как в течение эпохи сэнгоку сформировалось обширное сословие асигару, промежуточное между самураями и прочим населением. Его представители часто, выслужившись, покупали землю либо становились ремесленниками и купцами, а их младшие сыновья опять шли в асигару (90 % деятелей эпохи Сэнгоку, которым приписывается происхождение из простых крестьян и горожан, именно таковы). Поэтому они неплохо знали быт и культуру самурайского сословия и владели грамотой. В тогдашней Японии часто даже женщины не из дворянства и не из кугэ были отнюдь не безграмотны.
К слову об асигару. Изначально это были набиравшиеся японскими феодалами ополчения из собственных крестьян, получившие своё название — «легконогие» — за то, что не были отягощены доспехами: средний асигару имел только железную шляпу для защиты от стрел и в лучшем случае — лёгкий кожаный доспех, а вооружался чем послали боги и будды, обычно копьём-яри или, позже, аркебузой.[2] В разгар Сэнгоку в состав асигару сплошь и рядом включались вообще никому не подчинявшиеся ватаги деревенских удальцов, вечно тусовавшиеся вокруг зоны боевых действий по вопросу пограбить, благо они как правило были совсем не против наняться к одному из противников, подняв таким образом свой статус и избежав люлей за мародёрство, а также местные отряды самообороны, создававшиеся деревенскими старостами для защиты от кишмя кишащих бандитов, да и, собственно, сами бандиты, если они уже
не были ронинами и так.
В конце эпохи сословие асигару всё более и более стало становится наследственным и практически полностью слилось с нижней стратой провинциальных самураев, многие из которых, за крайней недостаточностью содержания (самураи в целом как правило не имели земли и жили на жалование, а не на земельную ренту, как европейские дворяне) были вынуждены зарабатывать себе на жизнь сами, либо обрабатывая землю, либо занимаясь торговлей и ремёслами. По завершении Сэнгоку была проведена перевёрстка служивых сословий,[3] в ходе которой сословие асигару было фактически ликвидировано — более зажиточные были причтены к самураям, а те что победнее — вместе с беднейшими самураями, из тех, что жили собственным трудом,[4] стали считаться простолюдинами. Само же слово «асигару» стало означать просто самурая-пехотинца, на сей раз уже часто вполне себе одоспешенного.
С одной стороны, это было время расцвета воинского сословия и возможность подняться из грязи в князи. С другой — действия самураев очень часто шли вразрез с позднейшим кодексом бусидо[5]. Обыденностью были предательство и убийство сюзерена, грабежи и насилие над мирным населением. И даже непочтительность к буддистским и синтоистским святыням — в южнояпонских княжествах довольно широко распространилось христианство, и местное население кое-где даже устраивало погромы местных буддистских и синтоистских монастырей и святынь, доходили якобы даже до пленения и продажи в рабство их монахов[6] и священников при молчаливом одобрении местных даймё-христиан[7].
Одежда самурая
Одежда самурая
Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.
Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.
Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.
Религия
В Китае — конфуцианство / даосизм / буддизм: Один человек может исповедовать несколько религий сразу.
В Японии — синтоизм
Японцы верят, что все, что их окружает имеет душу, они также верят в магию, тотемизм (почитание отдельных животных) и фетишизм (верование в сверхъестественную силу амулетов и талисманов).
Оружие самурая
Оружие самурая
Являясь воинами, самураи в совершенстве владели многими видами оружия. Самым древним мечoм, которое они носили, был меч тёкуто. Так назывались все мечи древнего типа, появившиеся в Японии в II-IV веках нашей эры. Они были прямые и имели одностороннюю заточку.
Оружие продолжало совершенствоваться. В дальнейшем мечи стали более изогнутыми и со временем превратились в легендарный японский меч, известный нам под названием катана — изогнутый японский двуручный меч с односторонним клинком и длиной лезвия более 60 сантиметров. Без сомнений, японский меч катана является символом самурая, ведь, как гласит кодекс самурая, душа воина живет в его мече. Вместе с катаной самураи носили меч меньшего размера — сёто, длиной 33-66 сантиметров. Сёто имели право носить только самураи. Вместе большой и малый мечи назывались дайсё, что буквально переводится «большой-малый».
В арсенале самурая был также длинный лук — юми, длиной более двух метров. Делается лук из слоеного бамбука, дерева, также в работе используется кожа,; этот способ изготовления не менялся веками. Практика в стрельбе из лука у самураев доходила практически до фанатизма. Также в бою японские воины использовали копье — яри, японское древковое оружие, имеющее множество модификаций. Но копье для самурая являлось, по большей части, символом личной храбрости.
До войны Гэмпэй[править]
Эпоха Асука (538-710) и Нара (710-794)[править]
Это время распада традиционного родоплеменного строя. Ещё шли последние волны миграций с Корейского полуострова в Японию, государство Ямато охватывало лишь Юг нынешнего острова Хонсю, остров Кюсю полностью заселяли варвары хаято и кумасо, север и центр Хонсю заселяли айны. В Ямато господствовали родоплеменные отношения — все государственные и религиозные должности были наследственными внутри какого-либо одного рода, императорская семья была вынуждена делить власть с 1-2 наиболее сильными родами (например Сога, Мононобэ, Накатоми). Дворянство и аристократия ещё не вполне выделились в отдельные сословия. В течение эпохи Асука было мощнейшее культурное и религиозное влияние Китая на Ямато — проникли буддизм и конфуцианство. В конце эпохи Асука принц Накано и Каматари Накатоми провели серию реформ, сломавших пережитки родоплеменного строя и формально устранивших рода от управления страной. Де-юре вводилось государственное устройство по китайскому образцу; де-факто же вся полнота власти перешла к фамилии Фудзивара (такая фамилия была присвоена Катамари из старого рода Накатоми) и их приближённым. Именно их потомки и стали ядром формирующегося сословия кугэ. Вместо прежних родовых ополчений была введена военная повинность на несколько лет для одного взрослого мужчины из каждой семьи.
Эпоха Хэйян (794-1185)[править]
Большую часть эпохи Хэйян власть в стране узурпировали разные ветви чудовищно разросшегося рода Фудзивара. Власть и влияние стало определяться положением и интригами при императорском дворе. Вчерашние грубые вожди родов и кланов от поколения к поколению превращались в утончённых эстетов и знатоков искусств. Аристократы всё больше забрасывали дела управления страной, и даже назначенным губернаторам провинций стало нормой десятилетиями не покидать Хэйян. Под влиянием конфуцианского мировоззрения и буддизма на людей военных стали смотреть как на низших, и теперь им даже въезд в столицу без проведения очистительных церемоний был запрещён! Придворные кавалеры ещё носили меч, но хорошим тоном считалось вообще не знать, с какого конца за него берутся (всё чаще даже мечи становились декоративными поделками или даже бутафорией). Будущих самураев держали за хамьё и грубых солдафонов.
Но в северных провинциях было неспокойно, да и в южных тоже. Собственно, по всей стране было неспокойно, и даже за пределами самой тогдашней столицы. Буквально на полдня отъедешь от городских стен — как на тебе: или разбойник, или беззаконный монах, или еще какая-нибудь сволочь, а нередко и все сразу бандами по несколько сот клинков! Проигравших в придворных интригах и даже просто вызвавших недовольство Фудзивара отныне высылали в провинции с военными поручениями. Поэтому аристократы, которых посылали служить в провинцию, хочешь не хочешь — учились воевать. Род Фудзивара видел опасных конкурентов за власть в представителях кланов Минамото и Тайра (они вели род от младших сыновей императоров) и всеми силами старались держать их подальше от столицы. Разумеется, формально они ещё считались кугэ — благородными аристократами, — но чем дальше, тем больше по образу жизни они становились настоящими потомственными военными, и столичные бездельники их презирали.
Со своей стороны, Минамото и Тайра старались набирать более-менее постоянные дружины и военные отряды лично им преданных людей, и на находившихся под их властью вчерашних крестьян-разбойников-варваров падал отблеск их благородного происхождения. Их служба чем дальше, тем больше становилась наследственной и связанной с той или иной ветвью Минамото-Тайра. Именно на них падала вся нагрузка по борьбе с варварами, поддержанию порядка в провинциях, борьбе с мятежниками и разбойниками, сбору налогов. Они на первых порах подчинялись приказам из столицы, участвовали в интригах и междуусобных войнах различных ветвей рода Фудзивара между собой и императорской семьёй.
Южные и северные границы державы Ямато были динамичным и буйно развивающимся фронтиром, военные отряды зачищали эти земли от варваров эмиси-хаятэ, вслед за ними эти земли заселяли крестьяне, бегущие от непосильных поборов и повинностей уже цивилизованных земель. Вчерашние укреплённые военные лагеря вырастали в крупные города-столицы новых провинций, формально в них назначались губернаторами аристократы-кугэ, но чаще предпочитали безвыездное участие в интересной и утончённой жизни двора, а всеми делами от их имени управляли военные губернаторы чаще всего из фамилий Тайра, Минамото, а также проштрафившиеся и побочные отпрыски родов Фудзивара и Татибана. Именно этим и объясняется то, что подавляющее большинство будущих даймё ведет родословие именно от них. Постепенно эти Тайра и Минамото стали всё меньше доходов высылать в столицу и всё чаще игнорировать приказы из столицы. Их дружинники получали за свою службу землю, но были обязаны являться снаряженными на войну по первому требованию. Именно им и дали сначала прозвание самураев.
В конце концов Тайра но Киёмори ввёл войска в столицу и отстранил от власти род Фудзивара, выдал за императора свою дочь и сделался фактическим правителем страны. Правда, для этого ему пришлось выпилить собственного дядю и значительную часть фамилии Минамото.
Через несколько лет Тайра умер, а недовыпиленные Минамото восстали и устроили Тайра ответный геноцид. О печальной судьбе рода Тайра и вообще войне Гэмпэй
(1180-85) можно прочесть в «Повести о доме Тайра». Главное, что нужно запомнить: после войны Гэмпэй Япония изменилась навсегда. Императорский двор, потеряв авторитет, военную силу и источники дохода, безнадёжно превратился в чистую декорацию, а править страной начали самураи.
Образ самурая
Доспехи и оружие самурая создавали достаточно внушительный внешний вид, и сейчас во многих кинофильмах японских воинов показывают именно такими. В действительности все было не так. Их рост в средневековой Японии был приблизительно 160-165 сантиметров, а телосложение было худое. Кроме того, есть множество упоминаний, что, вполне вероятно, самураи произошли от этнической группы малочисленного народа айнов. Они были значительно выше и сильнее японцев, кожа у них была белая, а внешний вид во многом совпадал с европейским.
Мэйдзи (1868—1912), Тайсё (1912-26) и Сёва (часть в 1926-45, включая Вторую мировую)[править]
Хоть самураи как сословие было расформировано во время революции Мэйдзи, самурайский дух всё ещё живет и вовсю используется в японской пропаганде. Надо ведь воспитывать пушечное мясо, готовое умереть за императора и великую Ямато. В советской пропаганде времен Хасана, Халхин-Гола и Великой Отечественной войны смысл тот же, но только здесь самураи — злобные офицеры, беспрекословно служащие императору-империалисту и буржуинам («В эту ночь решили самураи / Перейти границу у реки…»). А в американской пропаганде тех же лет они вообще кровожадные уроды, которых необходимо
уничтожать. Сами японцы этому образу вполне способствовали.
С другой стороны по крайней мере в отношении Великих Держав (китайцы и корейцы — отдельный разговор) в эпоху Мэйдзи японцы всячески стремились соблюдать политес и общепринятые обычаи — в первую очередь чтобы их сочли цивилизованными людьми европейцы. В Русско-Японскую и Первую Мировую войны японские солдаты напротив считались едва ли не самыми корректными и обходительными в мире. Однако начиная примерно с середины эпохи Тайсё в военной верхушке начало складываться раздуваемое некоторыми националистическими философами мнение, что японцы, как потомки богов, по определению лучше всех, а значит «долой стыд» — и пошла плясать губерния… Впрочем, до Перл-Харбора, когда война шла только в Китае, не затрагивая европейские колонии в Азии, японцы продолжали вести себя с европейцами и американцами подчёркнуто учтиво, не стесняясь в отношении китайцев.
Харакири
Харакири
Ритуальное самоубийство путем вспарывания живота — сэппуку или харакири — есть непосредственный атрибут самурая. Сэппуку совершался в тот момент, когда самурай не имел возможности следовать кодексу бусидо, либо когда его пленил враг. Ритуальное самоубийство совершалось не только по доброй воле, но и использовалось как наказание, но в любом случае это был почетный способ смерти.
Ритуал сэппуку — это достаточно продолжительный ритуал. Он начинался с церемонии омовения. После купания воина одевали во все белое и приносили самую любимую еду. Сразу после еды на уже опустевшее блюдо клался короткий меч. Далее самурай писал предсмертное стихотворение — танка (пятистрочная японская стихотворная форма, состоящая из 31 слога). После этого самурай брал короткий меч, обматывал лезвие материей, чтобы не разрезать руку, и совершал самоубийство, разрезая свой живот.
Находящийся рядом человек должен был добить самурая путем отрубания ему головы. В большинстве случаев это был ближайший друг, которому оказывалась величайшая честь, отводилась почетная роль. Величайшим мастерством помощника было отрубить голову так, чтобы она повисла на небольшой полоске кожи и осталась в объятиях уже мертвого самурая.
Эдо (1603—1868) и Бакумацу (1853-69)[править]
Типичный кинообраз — ещё беднее, чем типичный дворянин в европейской литературе, часто не имеет за душой ничего, кроме своего меча, а иногда даже, по причине крайней нищеты, стыдливо таскает в пустых ножнах деревянный меч (которым тем не менее способен избить менее умелого фехтовальщика, вооружённого настоящим мечом). При этом способен ценить прекрасное и не прочь на досуге сложить хайку-другую.
Это эпоха угасания и деградации сословия самураев. Огромное большинство самурайства (кроме даймё) было лишено права владеть землёй и при этом им было запрещено заниматься чем-либо, кроме военного дела, при этом они составляли 10-15 % населения страны. Но в течение 10 поколений Япония не вела никаких военных действий, и на самураев большинство населения смотрело как на нищих бездельников. В XVIII в. доходы даймё резко упали, так как разросшееся купеческое сословие своими спекуляциями резко обрушило цены на рис. К тому же из-за постоянных неурожаев и скачков цен в стране начался голод, а неуклюжие действия правительства (например, один из сёгунов в попытках отрегулировать курс золотого рё попытался выкупить всё золото
в стране) вызвали перманентный экономический кризис.
Достаточно сказать, что в 1700-1850 гг. население почти не росло и даже стали нормой массовые убийства детей в голодные годы. В связи с этим под разными предлогами большинству самураев было резко уменьшено содержание, нередко под надуманными предлогами их просто изгоняли, а чаще фактически принуждали становиться ронинами, давая им чисто символическое содержание. Это привело к огромному росту числа ронинов, распространились массовые самоубийства самураев (в некоторые годы их число доходило до 20 тысяч в год и более). Сюжет легенды и фильма «Сорок семь ронинов» был бы невозможен, например, в эпоху Сэнгоку.
Огромное число ронинов пополнили ряды преступников (оказали влияние на традиции якудзы), оседали в городах и начинали заниматься ремёслами либо торговлей (это было довольно опасно, так как токугавская Япония была жутким полицейским государством, и незаметно раствориться в городах было непросто). Многие самураи (особенно в южной Японии) занимались торговлей и спекуляцией через подставных лиц. Собственно, это вовсю процветало и в эпоху Сэнгоку, но если тогда подобные обучаи были распространены в небогатой провинции, то в эпоху Эдо самураи массово обнищали уже и в столицах. Доходило до того, что купцами и ремесленниками (через подставных лиц, или просто породнившись с соответствующими семьями) становились даже хатамото!
В то же время правительство изо всех сил старалось привить на практике «Уложение о самурайских родах» «Букэ сё хатто», созданное под влиянием более раннего неписанного кодекса Бусидо. Даже даймё мог быть строго наказан за неследование его духу и букве:
- Самураю запрещалось лгать вообще и тем более при свидетелях. С одной стороны, слово каждого самурая должно всегда было приниматься на веру (например, в суде), с другой стороны, при уличении его в обмане жестоко наказывался и он сам, и его семья на несколько колен.
- Самурай всегда должен быть в боевой готовности и в состоянии дать отпор напавшим. Это относится к любому
самураю, прошедшему обряд совершеннолетия. Известны случаи, когда даймё и крупные чиновники лишались своего статуса с формулировкой «за то, что, будучи самураем, не смог защитить свою семью/оказать отпор»; их иногда даже казнили за это. - Из этого прямо вытекала необходимость всенепременного ношения оружия. Его потеря при любых
обстоятельствах считалась виной самурая. - В японских традициях совершенно недопустимо обнажение оружия — оно считается даже не угрозой, а уже самим фактом нападения. Поэтому если самурай был убит при попытке его обнажить первым, то убийцу полагалось оправдывать по суду.