Система государственных органов Японии — Конституционное право зарубежных стран (Имашева Е.Г.)


Политическая система Японии

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство

, где в качестве
формы правления главенствует парламентарная монархия
. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция

, вступившая в силу в
1947
году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47

областей – префектур
, которые, в свою очередь, принято относить к 4
типам
. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43
района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра

, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система

, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993

года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в «заторможенном режиме».

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики

Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны.
Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.
На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность

правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 –
1905
гг).

Современная внешняя политика характеризуется:

  • резким подъемом антимилитаристических настроений;
  • полным отказом от ранее действующих экспансионных установок;
  • внесением в Конституцию отрицания военных действий – как способа разрешения любого рода конфликтов.

Положение Японии на географической карте

Замечание 1
Япония – государство островное, страна-архипелаг, в состав которого входит $4$ крупных острова и более $6$ тыс. мелких островов в западной части Тихого океана. На $97\%$ площадь страны образуют крупнейшие острова Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку. Территория страны вытянута с северо-востока на юго-запад на $3,5$ тыс. км. Северные берега Японии омывает Охотское море, на западе – воды Японского и Восточно-Китайского морей, а восток и юго-восток омывают воды непосредственно Тихого океана.

Береговая линия изрезана и имеет множество заливов и бухт, её протяженность составляет $29,8$ тыс. км. Площадь страны $372$ тыс. кв км. Столица – город Токио. Между островами существуют мосты и подводные туннели, соединяющие разрозненное пространство в единое сухопутное образование. Два северных острова – Хоккайдо и Хонсю соединяются между собой самым длинным в мире транспортным туннелем Сэйкан. Туннель проложен под Сангарским проливом. Остров Сикоку соединяется с островом Хонсю тремя мостами, перекинутыми через внутреннее Японское море. Остров Кюсю с островом Хонсю связывают два туннеля и один мост. Острова Японии расположены в районе Тихоокеанского вулканического кольца, отличающегося высокой сейсмической активностью. Ежегодно на территории страны происходит несколько землетрясений с большим количеством толчков. Землетрясения большой силы бывают значительно реже, но ущерб от них колоссальный.

Помощь со студенческой работой на тему Япония, географическое положение и состав территории

Курсовая работа 440 ₽ Реферат 230 ₽ Контрольная работа 210 ₽

Получи выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Государство увеличивает свою территорию за счет создания искусственных островов, например, остров Юмэносима. Остров был создан в Токийском заливе в течение $10$лет. На острове есть стадион, музей, парк, теплицы. Специально для размещения металлургического комбината был создан остров Огисима. Искусственный остров был насыпан в Осакском заливе для строительства международного аэропорта. Крайняя южная оконечность Японии находится на широте южной точки острова Куба, а крайняя северная точка лежит на широте Южной Франции и Крыма. Страна находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, что дает ей возможность принимать активное участие в международном разделении труда. По форме правления Япония является конституционной монархией, а высшим органом законодательной и государственной власти является парламент.

Замечание 2

Япония вступила на путь капиталистического развития после незавершенной буржуазной революции $1867$-$1868$гг. Страна расположена в низких широтах и с географической точки зрения это положение благоприятно, потому что изменения в продолжительности светового дня не такие большие как в Северной Европе.

Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Особенность японского уголовного закона – в нем нет классификации преступлений по характеру и степени общественной опасности или по степени тяжести. УК Японии не содержит такой ведущий принцип, так как «нет преступления и нет наказания без указания в законе».

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

Особенность уголовной политики Японии проявляется в наличии системы «защитного надзора». Оступившееся лицо, нарушившее уголовный закон, получает «второй шанс», оставаясь на воле и продолжая жить привычной жизнью. Если оно ведет себя добропорядочно – то не отбывает назначенное наказание, если нет – отправляется в место исполнения приговора.

Воспользоваться «вторым шансом» могут не все, а только пять категорий лиц:

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Ритуальные нормы. В Японии есть так называемые ритуальные нормы (яп. рэй;), введенные еще в 604 г. «Конституцией Сётоку». Эти нормы теснейшим образом были связаны с традициями предков и местными обычаями. Ритуал являлся необходимой формой для подчинения населения властям, в котором выражалась заложенная Конфуцием мораль. В Китае ритуальные нормы имели гораздо большее значение и существенную юридическую силу, чем в Японии. В дальнейшем некоторые рэй вошли в систему законодательства, потеряв автономное значение как источника права.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Особенности гражданского права Японии

Сфера частного права в Японии, хотя и представлена значительным объемом писанного в законах права, однако между ним и реальной практикой существует дистанция.

Особенность правового мировоззрения японцев проявляется в том, что они стараются урегулировать все вопросы, включая конфликтные ситуации, без обращения к защите правом. На практике это приводит к тому, что частные проблемы в Японии крайне редко решаются в суде. Как правило, это происходит благодаря каким-либо примирительным процедурам.

Это связано с тем, что японцы до настоящего времени не прониклись идей права, право не вошло в их повседневную жизнь. Система гири продолжает оставаться для японского населения главной традицией, доминантой их поведения.

Основными источниками гражданского права Японии продолжают оставаться принятые еще в конце XIX века Гражданский и Торговый кодексы.

Отдельные разделы Гражданского кодекса Японии заимствовали положения Германского гражданского уложения (вещное и обязательственное право). Другие разделы – семейное и наследственное право – это традиции синтоистского права.

Важно отметить, что германское законодательство послужило образцом для формирования не только Гражданского, Торгового (1899 г.), Гражданско-процессуального кодекса (1890 г.), но и кодексов публичных отраслей права (Уголовного и Уголовно-процессуального).

В Торговом кодексе Японии урегулированы вопросы, связанные с заключением торговых сделок, в том числе, в сфере морской торговли.

В специальных законодательных актах содержатся вопросы, посвященные правовому регулированию торговых знаков и авторского права (1921 г.), лицензиям (1899 г.), а также аренде земли, жилища и т.д.

Повышается роль судебной практики. В особенности, решений Верховного Суда, которые расцениваются нижестоящими судами как нормативные акты, а также выступают средством конкретизации и толкования норм права.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]