Реформы в Японии 19 века и японская Конституция 1889 года

Начало новой эры

Япония в начале 19 века начала меняться под постепенно возрастающим влиянием западных держав. Еще в начале 17 столетия на правительственном уровне приняли решение об ограничении международных контактов и запрете христианства с целью сохранения внутренней целостности, культуры страны. Эти запреты сохранялись в первой половине 19 столетия, но ситуация на мировой арене менялась, Японии пришло подстраиваться под новые реалии.

В Стране восходящего солнца в начале 19 столетия отметился экономический рост, обусловленный развитием мануфактур. В первые годы века действовало 90 мануфактур, к середине третьего десятилетия их стало почти 400. Развитие затронуло все сферы промышленности, производство меди, железа, добычу золота. Период сопровождался формированием прогрессивного слоя промышленной буржуазии. Переход из феодального общественного строя в буржуазный подготовила культурная политика последних веков – к началу столетия уровень образования среди населения был одним из высочайших в мире.

Отношение японцев к образованию – особенный вопрос. В Японии действовали самурайские государственные и школы для простого населения. Слушателей учили писать, читать, считать; объясняли положения конфуцианства. Государство поощряло прогрессивную образовательную систему, во многих учреждения преподавали японоведение, изучение Голландии. Важный элемент образовательной политики эпохи – кокугаку, принцип, заложенный Мотоори Норинага, и ориентированный на изучение истории родной страны, развитие японской индивидуальности.


Страна образованных людей

Административная и правительственная реформы

На основе административной реформы 1871 года, в Японии было создано 50 крупных префектур во главе которых назначались управляющие — префекты. Префекты выполняли роль наместников и строго отвечали за свои деяния, перед правительством.

Благодаря этому делению, правительство добилось поставленной цели – свержение феодализма. Политическая раздробленность была ликвидирована, крупное княжеское землевладение упразднено, разница сословий минимизирована.

Правительство также испытало некоторые изменения. По конституции законодательная власть принадлежала парламенту, который состоял из двух палат.

Установленные высокие социальные и имущественные цензы, отстраняли от выборов большую часть населения.

Окончание века

История Страны восходящего солнца во второй половине 19 столетия сочетает традиционализм и нововведения, промышленные прорывы и резкие общественные перемены. Начало им дал 1853-й – год, когда американский президент отправил к восточным островам 4 боевых судна, потребовав установить международные отношения. Американская техника, новое оружие, мощные пароходы восхитили, впечатлили, испугали жителей архипелага так сильно, что сегунат Токугава принял историческое решение – возобновить отношения с западными странами. Через год подписали соглашение, определив регламент взаимодействия стран, начали возведение 2 портов, ориентированных на международные торговые связи.

Постепенно во второй половине столетия Япония подписала торговые соглашения с другими крупными державами: Россией, Великобританией, современными Нидерландами. Хотя власти столкнулись с сильной оппозицией, подверглись остракизму за нестандартные решения, в перспективе открытие границ оказалось своевременным и эффективным решением. Однако внешняя политика – лишь часть истории Страны восходящего солнца в 19 столетии. Внутри державы нарастал конфликт, социальная напряженность увеличивалась.

Важная страница в истории страны открылась в 1868-м вместе со свержением власти клана Токугава. Революционеры передали бразды правления императору Муцухито; новое правительство начало серию реформ. Власти учли веяния времени: интерес к западным странам, стремление применять новинки на практике, страсть к познанию иной жизни. Преимущественно в нововведениях ориентировались на буржуазию, помещиков, чтобы сделать страну независимой, поставить на капиталистический путь.

Конец 19 века Япония встретила развитой промышленной державой с сильным культурным потенциалом и высоким уровнем образования. Она стала первой в мире в своем роде, гармонично соединив специфику западного развития и традиционные восточные ценности. На волне успеха страна начала боевые действия, развязав в войну с Китаем, затем Россией.


Единение восточного и западного

Реформы Мэйдзи

Административная реформа

Условием формирования унитарной Японии была ликвидация старого федералистского устройства страны. Его единицами были автономные ханы, управляемые даймё. В ходе гражданской войны 1868—1869 годов японское правительство конфисковало владения сегуната, которые разделило на префектуры. Однако территории ханов остались вне его прямого контроля. 20 января 1869 года даймё четырёх проправительственных ханов: Сацума, Тёсю, Тоса и Хидзэн подали обращение, где говорилось, что всё в Японии принадлежит Императору.В феврале 1869 года чиновники Кидо Такаёси и Окубо Тосимити предложили Императору переподчинить эти территории новому правительству. На предложение сразу согласились даймё-сторонники из Сацумы, Тёсю, Тосы и Хидзэна, которые вернули монарху свои земли вместе с населением. 25 июля 1868 года правительство приказало сделать то же самое даймё других ханов, что было осуществлено без сопротивления, добровольно реестры земель и людей не передали лишь двенадцать князей, но были вынуждены это сделать согласно приказу.

В обмен на земли даймё становились главами региональных представительств центрального правительства и получали государственное жалование. Хотя земли ханов формально перешли к государству, сами ханы отменены не были. Их даймё сохраняли за собой право собирать налоги и формировать войска на вверенных им землях, и таким образом оставались полу-автономными. Из-за такой половинчатой политики центрального правительства, в регионах нарастало недовольство. С целью окончательно перейти к унитарной форме государственного устройства 29 августа 1871 года Императорское правительство провозгласило ликвидацию ханов по всей Японии и учреждение вместо них префектур. Бывших даймё ханов переселили из регионов в Токио, а на их место назначили зависимых от центра губернаторов префектур. До 1888 года количество префектур были сокращено с 306 до 47, особым округом был выделен Хоккайдо, также к префектурам были приравнены три крупных города — Токио, Киото и Осака.

Правительственная реформа

Одновременно с административной реформой шли преобразования в структуре правительства. За основу новой исполнительной вертикали была взята структура японского правительства VIII века. С 15 августа 1869 правительство делилось на три палаты: главную, левую и правую. Главная палата выполняла функции кабинета министров. В ее состав входили большой государственный министр, левый и правый министры, и советники. Левая палата была законодательной органом власти и совещательным органом при главной палате.

В состав правой палаты входили восемь министерств, которые руководствовались министрами и их заместителями. Большинство постов в правительстве занимали выходцы из бывших ханов Сацума (Сайго, Окубо Тосимити, Курода Киётака), Тёсю (Кидо Такаёси, Ито Хиробуми, Иноуэ Каору, Ямагата Аритомо), Тоса (Итагаки Тайсукэ, Гото Сёдзиро, Сасаки Такаюки) и Хидзэн (Окума Сигэнобу, Оки Таката, Соэдзима Танэоми, Это Симпо), образовавшие в нем так называемые ханские фракции. Главные должности занимали столичные аристократы, такие как Сандзё Санэтоми и Ивакура Томоми.

Военная реформа

Одной из главных задач Императорского правительства было создание новейшей боеспособной армии. После ликвидации ханов их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. 10 января 1873, по инициативе Омуры Масудзиро и Ямагаты Аритомо, правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие 20-летнего возраста, были обязаны проходить службу в армии независимо от своего социального происхождения. От армейской службы освобождались главы семей и их наследники, чиновники, студенты, а также лица, которые уплатили откуп в 270 иен. Новейшая Императорская армия стала формироваться преимущественно из крестьян.

Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции. До 1872 они подчинялись Министерству юстиции, а со следующего года — Министерству внутренних дел. Столичная полиция была организована в отдельное Управление токийской полиции.

Социальные реформы

Для построения национального японского государства Императорское правительство проводило также активную социальную политику. 25 июня 1869 оно образовало два привилегированные сословия — титулованное (кадзоку) и не титулованное (сидзоку) дворянство. В первое входили сами столичные аристократы и даймё ликвидированных ханов, а во второе — среднее и мелкое самурайство. Благодаря образованию двух сословий правительство пыталось преодолеть извечное противостояние самураев и аристократов, а также ликвидировать социальную дифференциацию и средневековую модель отношений «господин — слуга» в самурайской среде. Наряду с этим Императорская власть провозгласила равенство крестьян, ремесленников и купцов, независимо от рода занятий и должностей. Они стали называться «простонародьем» (хэймин).

1871 году правительство приравняло к нему париев, которые подвергались дискриминации в течение периода Эдо. Простонародье обязали иметь фамилии, которые ранее носились исключительно самураями, а титулованной и не титулованной знати теперь дозволялись межсословные браки. Традиционные ограничения на поездки и смену профессии были отменены. 4 апреля 1871 Императорское правительство издало закон о регистрации населения. В следующем году население было занесено в посемейные регистровые книги в соответствии с тремя сословными категориями — титулованное и нетитулованное дворянство, и простонародье.

Японское дворянство находилось полностью на государственном обеспечении. Они получали ежегодную пенсию, которая составляла 30% от всего бюджета страны. С целью ослабить государственное бремя, 1873 года правительство издало Закон о возвращении пенсий Императору, который обязывал дворянство отказаться от пенсий в обмен на выплату единовременных премий. Впрочем проблема решена не была, а государственный долг по выплатам пенсий постоянно рос, поэтому 1876 власти окончательно отменили практику их назначения и выплат. В связи с этим правовая разница между самураями, которым с того же года запретили носить катаны, и простонародьем исчезла.

Чтобы обеспечить свое существование, часть привилегированного сословия стала государственными служащими: правительственными клерками, полицейскими и учителями. Многие стали заниматься сельским хозяйством. Однако большая часть подалась в коммерцию и быстро обанкротилась из-за отсутствия предпринимательских навыков. Для спасения самураев правительство выделяло субсидии и поощряло их осваивать полудикий Хоккайдо. Однако эти меры оказались недостаточными, что стало причиной будущих беспорядков.

Земельно-налоговая реформа

Главнейшей задачей Императорского правительства в построении новейшей Японии было создание надежной финансовой системы. Основным источником пополнения государственной казны был земельный налог в виде натурального оброка, который веками платили японские крестьяне своим господам. После того как были ликвидированы ханы, правительство взяло на себя их долговые права и обязательства, поэтому пополнять бюджет деньгами было чрезвычайно сложно. Поэтому власти взялись провести земельную и налоговую реформы, с целью стабилизировать японские финансы.

1871 году Императорское правительство разрешило создавать новые пахотные участки на нетронутых землях, а в следующем 1872 был отменен запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка. Система сертификатов ликвидировала традиционную общинную форму землевладения. 28 июля 1873 на базе этой системы Императорское правительство начало земельно-налоговую реформу, которую завершило в 1880 году.

В результате реформы вместо нестабильного урожая критерием налогообложения стала стабильная цена на землю, а собственники земельных участков превратились в налогоплательщиков. Земельный налог следовало платить деньгами в размере 3% от стоимости земельного участка. Горные леса и участки, которые использовались членами общины совместно, были огосударствленные как ничейные. Эти преобразования обеспечили стабильное наполнение государственной казны и способствовали развитию товарно-денежных отношений в регионах. Однако, с другой стороны, они вызвали новую социальную дифференциацию и увеличили налоговое бремя на селе и, как следствие, стали причиной крестьянских волнений.

Результаты для Японии

19 век дал Стране восходящего солнца:

  • сильную промышленность;
  • капиталистическое направление дальнейшего развития;
  • социальные перемены;
  • новую власть;
  • усиление и без того мощного института образования;
  • новые возможности для граждан вне зависимости от социального слоя;
  • международные отношения;
  • бурный экономический рост.


Страна-исключение

Централизация власти

В 1871 году новое правительство императора Мэйдзи для предотвращения краха своей зарождающейся власти упразднило систему княжеств хан и заменило их префектурами, подчинёнными центру. До этого каждое из примерно 270 княжеств имело собственные вооружённые силы и проявляло политическую волю в условиях децентрализованной структуры власти. Внезапное упразднение этой структуры было практически государственным переворотом. Лидеры Мэйдзи решили, что их правительство должно быть единственной политической властью в стране, чтобы оно могло выполнить неотложную задачу построения современного государства.

Реформы в Японии в 19 веке

Для обретения независимости, стабилизации экономики, развития капитализма в 19 столетии в Стране восходящего солнца:

  • сформировали регулярную армию;
  • заменили княжества на подчиняющиеся централизованной власти префектуры;
  • отказались от касты неприкасаемых;
  • дали самураям право выбора профессии;
  • ввели йену;
  • определили свободную торговлю;
  • перенесли столицу в Токио;
  • открыли Токийский университет;
  • отказались от княжеской, самурайской собственности;
  • разрешили сделки с землей;
  • оплачивали строительство промышленных предприятий из казенных средств;
  • приняли Конституцию.

Аграрная и земельно-налоговая реформы

Аграрная реформа 1872-1873 гг., закрепляла поземельные отношения привела к искоренению феодальных прав на землю. Земля стала капиталистической собственностью, облагаемой единым поземельным налогом.

Начиная с 1871 года на государственном уровне разрешалась купля-продажа земли.

Именно в период Мэйдзи крестьяне начали выплачивать налог не рисом, а деньгами.

Наблюдался рост урбанизации и мануфактурного производства.

Изменению в системе образования, подверглись японские школы, открывшие возможность изучения, достижений иностранной науки.

Период реформ Мэйдзи – эпоха, подарившая нам современную свободную Японию с ее передовыми технологиями. Ведь всем нам известные марки Тойота, Митсубиси и т.д. берут начало именно тогда, а освобождение страны из-под гнета запада, в какой-то степени помогло другим Азиатским странам добиться независимости!

На этом спешу попрощаться с вами, подписывайтесь на обновления моего блога и рекомендуйте его друзьям. До скорого!

Кстати, у меня появился канал в Телеграм! Теперь вы сможете узнавать интересные и полезные вещи, самыми первыми. Присоединяйтесь в Телеграм: @japantouch!

Лика Райдо

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]