Недалеко от Осаки в районе Вакаяма возвышается величественная и могучая японская гора – Коя-сан. Чтобы добраться до места туристам приходится преодолеть опасный путь по двухстороннему горному серпантину.
Но добравшись до места, туристы смогут ощутить тишину и покой этой священной горы. Чистейший воздух и полная безмятежность ожидает туристов в этом загадочном месте. Коя-сан словно неприкаянный путник, затерялась посреди горных непроходимых лесов.
На самой вершине Коя-сан расположено огромное количество святых храмов, посвященных великому Будде.
Легенда могучей Коя-сан
Много тысяч лет тому назад (774 год) на небольшом японском острове Сикоку родился обычный мальчик по имени Кукай. Когда он подрос, то захотел посвятить себя служению Будде. Для этого он решил стать монахом. Кукай был очень образованным мальчиком. Он длительное время учился в Китае и был лучшим учеником своего духовного учителя.
После окончания духовной школы Кукай долго путешествовал и скитался по свету и наконец, решил построить священный храм на своей родине. Ему захотелось, чтобы это был тихий уютный уголок, где царили бы безмятежность и спокойствие. Чтобы найти такой уголок Кукай отправил с птицами ваджру. Он надеялся, что она укажет ему место, которое он так давно искал.
Однажды Кукай повстречал охотника-великана. Он держал в руках лук и стрелы. Охотник сказал Кукаю, что знает, где находится место, которое он ищет. Охотник дал ему двух собак, которые повели монаха к могучим горам. Здесь он повстречал пожилую женщину, которая указала Кукаю на тропинку, устремленную вверх по склону. На самой вершине горы монах увидел могучий старый кедр. Он внимательно осмотрел дерево и обнаружил в его ветвях ту самую ваджру. Так и появились на горе Коя-сан первые монастыри и храмы.
Коя-сан, гора Великого Учителя
Коя-сан называют горой тысячи храмов. Но время и ход истории оставили здесь их чуть больше ста. Буддийский комплекс знал годы взлетов и падений. Войска полководца Нобунаги Оды, силой стремившегося объединить погрязшую в междоусобицах страну, в конце XVIв. вырезали здесь не одну сотню верующих. Но при сегунах Токугава монастырь Конгобу-дзи получил поддержку государства. Первый монастырь здесь был основан в 819 г. родоначальником школы Сингон, монахом Кукаем (774-835 гг.), проповедником, поэтом и философом. Горное плато Коя рассматривалось им как Тайдзокай (цикл чрева мандалы), а восемь гор, возвышающихся над плато, как восемь лепестков лотоса — символа космического Будды Вайрочаны.
Сикоку Кукай еще в юности решил стать буддийским монахом, учился в Китае, вернувшись в Японию, он распространял свое учение в Наре и в Киото и завоевал уважение и доверие императора. Место в окрестностях горы Коя понравилось ему своей уединенностью, а подсказал его местный охотник, дав Кукаю своих собак, белую и черную, для сопровождения. Собаки же считаются священными в этих местах и в настоящее время. Путь паломников к вершине горы начитается от небольшого женского храма у подножия Кои-сан, Дзисонъин, а заканчивается у мавзолея Кукая на восточной вершине горы.
Его последователи утверждают, что Кобо Дайси («Великий Учитель», «распространитель Дхармы») не умер. В возрасте 61 года Кукай погрузился в медитацию, отказался от еды и воды и через 21 день вошел в глубокое самадхи, и теперь ждет пришествия Будды. Данная духовная практика, известная, как ритуал «сокушинбутсу», распространилась в многих странах, исповедующим буддизм. Кобо Дайси открывал общественные школы, строил дамбы и изобрел слоговую японскую азбуку. Он признан бодхисаттвой, пришедшим на помощь людям в период упадка между буддами Шакьямуни и Майтрейей.
Также интересно: Белур и Халебид, архитектурные сокровища Карнатаки
Чем Коя-сан так привлекает туристов?
Великолепное зрелище открывается перед туристами, прибывшими в этот оазис тишины и умиротворения. Могучая, неприступная, покрытая густой растительностью гора гордо возвышается посреди густых непроходимых лесов. Воздух настолько чист и свеж, что может закружиться голова. А тишина такая, что слышен даже стук сердца.
На самой вершине горы расположено огромное количество буддистских монастырей и храмов. Среди них – Окуно-ин, Конгобу-дзи и Компон-дайто. Паломники и туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы полюбоваться на это великолепие.
— Особое внимание туристов привлекает центральный храм Коя-сан – Конгобу-дзи. Это низкое деревянное строение, выполненное в восточном стиле. Крыша имеет характерные для японских строений загнутые края. Кое-где храм обнесен небольшой изгородью.
Конгобу-дзи состоит из многочисленных просторных павильонов и древних пагод. Внутри храма туристы могут увидеть большое число просторных светлых комнат. Стены этих комнат украшают разнообразные национальные росписи, а также небольшие полотна с легендами и рисунками о родоначальнике храма монахе Кукае. Великолепные залы для занятия медитацией рассредоточены по всему Конгобу-дзи. Все они украшены многочисленными картинами. Комплекс Конгобу-дзи включает в себя также большую библиотеку и мавзолей Дэнто Кокуси.
На территории храма туристы смогут посетить великолепный сад камней. Здесь они смогут полюбоваться многолетними дикими кленами с необыкновенно красивыми листьями яркого багрово-красного цвета. По всему саду разбросаны многочисленные серые камни. А в центре сада находится небольшой живописный пруд с кувшинками и лилиями.
— Следующим пунктом экскурсии является не менее красивый храм Окуно-ин. Это небольшой деревянный буддистский храм, посвященный монаху Кукаю. На его территории расположены мавзолей Кукая и его гробница.
Для того чтобы попасть в храм туристы должны пройти по длинному резному мосту. Мост был сооружен в средневековом стиле.
Недалеко от храма расположено религиозное кладбище. В этом храме очень любят встречать гостей. Паломники со всего мира находят здесь свое пристанище.
— Далее экскурсия лежит к храму Компон-дайто. Он выполнен в оригинальном древнем японском стиле. Это красное двухъярусное здание с красивой резной крышей. Внутри храма туристы смогут увидеть большое количество статуэток и монументов, японских богов.
— Еще одним примечательным местом Коя-сан является известный японский музей – Рейхокан. В нем собрана огромная коллекция уникальных богатств Японии. Это разнообразные статуи, многочисленные монументы, уникальные картины и другие редкие экспонаты.
Добраться до горы можно поездом от станции Намба, находящейся в Осакада. Скоростной поезд доставит туристов всего за пять минут.
Ночлег и правила Коя-сан
Остановиться туристам и паломникам можно в городе Коя-Сан, который разросся вокруг храмов. Место для ночлега можно назвать рьёканом, но располагаться гости будут именно в храме, так как других построек в городе нет. Забронировать жильё можно заранее через интернет. В Кои-сане есть пара маленьких магазинов и лавок, чтобы приобрести еду и сувениры.
Вновь прибывших попросят оставить обувь снаружи перед входом в храм и выдадут тапочки, юкату и инструкцию с правилами поведения на территории.
Храм Сохондзан Конгобудзи
Порой всю гору Коя-сан называют “Храмом Конгобудзи”, но в рамках данного материала будем подразумевать под этим названием здание храма Сэйгандзи и Кодзандзи.
Сэйгандзи был построен в 1593 году Тоётоми Хидэёси в память о его матери.
Чтобы оказаться на территории храма Конгобудзи, нужно пройти через врата Санмон. Здесь вы сможете увидеть:
- один из крупнейших садов камней в Японии, называется который Банрю-тэи;
- Янаги-но-ма – место, где совершил самоубийство Тойотоми Хидецугу, являвшийся сыном Тоётоми Хидэёси;
- Охирома с рисунками на раздвижных дверях авторства Като Мотонобу, художника периода Муромати (1336-1573);
- Син-Бэцуден, который добавился в период Сёва (1926-1989). В наше время Син-Бэцуден используется в качестве места отдыха туристов, где подают чай и сладости.
Уникальной чертой храма Конгобудзи является наличие тэнсуоке (емкости для сбора дождевой воды) на крыше, которая покрыта корой японского кипариса. В случае пожара дождевая вода из тэнсуоке разбрызгивается на огонь, чтобы потушить пламя.
В помещении храма горы Коя-сан можно остановиться на какое-то время. Стоит отметить тот факт, что каждый из храмов комплекса имеет уникальную историю и внешний вид, а также особый сад. В помещениях храмов при желании можно купить алкогольные напитки, например пиво и саке, именуемое ханьято. Молодые монахи, которые практикуют в храме аскетизм, принесут вам покушать, накроют вам стол, а также приготовят постель. Таким образом вы сможете попробовать вегетарианскую пищу, которая называется сёдзин-рёри, её едят сами монахи храмов. Кроме того вам представится возможность принять участие в религиозной службе, которая проходит рано утром.
Отдых в Японии: Коя
Префектура Вакаяма относится к районам наиболее древнего заселения Японских островов. Теплое течение Куросио, подходящее в этих местах совсем близко к берегу Хонсю, не только обеспечивает мягкий, благодатный климат, но и в изобилии снабжает жителей рыбой, съедобными морскими водорослями и моллюсками. Японцы охотно селились на узкой прибрежной полосе полуострова Кии, осваивая рисоводство и рыболовство, выращивая овощи и удивительно сладкие мандарины. Однако уже в нескольких сотнях метров от морского берега поднимались высокие скалы, постепенно образующие горную страну. Хотя эти места расположены в непосредственной близости от старых японских столиц — Нары и Киото, — их считали глухой провинцией. И если кого-то интересовали труднодоступные ущелья горных цепей Кии, то это были лишь буддийские монахи, искавшие здесь приюта для религиозного служения.
Одним из таких религиозных оплотов стала гора Коя-сан (Koyasan). Находящаяся в самом центре полуострова Кии, с зарослями черных кедров на высоте 900 метров, гора Коя-сан (Koyasan) является местом, наиболее почитаемым буддийской сектой Кингон. Легенда утверждает, что в 816 году буддийский проповедник Кукай (Kukai, 744-835), как-то очнувшись после молитвенного транса, увидел перед собой охотника с двумя собаками — белой и черной. Монах воспринял охотника как лесного бога, материализовавшегося в ответ на настоятельную молитву об указании свыше места для священного приюта. И действительно, охотник отвел Кукая высоко в горы, где показал узкую долину, пригодную для возведения скита. Вообще-то говоря, Кукай был не первым искателем религиозной истины в этих местах. И до него буддийские монахи истязали себя здесь аскезой в надежде на просветление. Но Кукай незадолго до этого получил разрешение императора основать в этих горах религиозную общину буддийской секты Сингон (Shingon).
За годы монашества Кукай немало побродил по стране, обращая местных жителей в свою веру. С его именем связано основание многих храмов и монастырей, строительство искусственных водоемов в засушливых районах острова Сикоку и изобретение «кана» — национальной азбуки, позволившей японцам упростить свою письменность, сформировавшуюся под влиянием китайской иероглифики. Признание Кукай получил и как поэт, скульптор, каллиграф. Ему были рады везде. Но именно гору Коя-сан знаменитый проповедник считал своим настоящим домом. В облюбованной Кукаем долине со временем вырос целый религиозный комплекс, состоявший из множества храмов и монастырей. Всю эту общину именовали Конгобудзи (Kongobuji), но в 1869 году это название закрепилось за головным, самым большим храмом на Коя-сан.
Буддийский комплекс знал годы взлетов и падений. Войска полководца Нобунаги Оды, силой стремившегося объединить погрязшую в междоусобицах страну, в конце XVI века вырезали здесь не одну сотню верующих. Собирался сюда с военным походом и последователь Оды военачальник Хидэёси Тоётоми. Зато при сёгунах Токугава монастырь Конгобудзи получил государственную поддержку. В начале XVII века здесь, на территории в 100 гектаров, насчитывалось более тысячи храмов и других религиозных сооружений (ныне из них сохранилось около 120). С 1872 года был снят запрет на посещение этих святых мест и для женщин. И сейчас число пилигримов, ежегодно отправляющихся на богомолье на гору Коя-сан, исчисляется миллионами.
Добраться сюда можно по железной дороге до станции Гокуракубаси (Gokurakubashi) или автобусом. От остановки в горы поднимается канатная дорога. Выйдя из ее вагончика, посетитель оказывается перед зданием Нёниндо (Nyonindo). Когда женщин не допускали на территорию монастыря, они могли остановиться в этом здании и возносить молитвы, глядя на расстилающуюся у их ног священную долину. От Нёниндо дорога уходит плавно вниз к селению Коя. По обе стороны дороги сквозь частокол стволов зонтичных сосен (коямаки) проглядывают небольшие храмовые постройки. У подножия холма располагается здание Харёин (Haryoin) — своеобразная гостиница для паломников. При ней даже построена детская площадка с двухъярусной пагодой.
Гигантские Великие ворота — Даймоне являются главным входом на Коя-сан, расположены на краю плато. От них открывается неповторимый вид на горы, долины, а в ясные дни — и на далекие острова Сикоку и Авадзи. Самые почитаемые и грандиозные сооружения находятся в западной части Коя-сан.
Музей Рэйхокан (Reihokan) познакомит с религиозными сокровищами комплекса Коя-сан. Здесь собрана целая коллекция картин тушью (сумиэ), изображающих именитых проповедников буддизма периода Камакура (1185-1333) в окружении орлов и диких животных. Обращает на себя внимание живописный сюжет перехода в нирвану Будды, провожаемого плачущими учениками и зверями. Тут же подборка картин, отражающих различные этапы жизненного пути проповедника Кукая, каллиграфические свитки с текстами сутр, другие объекты религиозного поклонения — мандалы, бронзовые скульптуры святых буддийского пантеона. В музее хранятся также предметы, относящиеся скорее к светской жизни, — письма полководцев Ёритомо Минамото и его младшего брата Ёсицунэ, павшего жертвой предательства со стороны Ёритомо.
В период Эдо на горе была почти тысяча храмов, однако тайфуны и пожары сократили их число до 120. Уникальную атмосферу этого места можно сполна ощутить, если остаться хотя бы на одну ночь. Блюда традиционной вегетарианской кухни подаются на Коя-сан в 53 храмовых приютах.
Священный буддийский центр на горе Коя-сан — не единственное религиозное святилище в Вакаяме. Издревле японцы считали, что гористая местность Кумано (Kumano — Медвежье поле), выходящая к океану, облюбована для своего обитания богами ками. Расположенная достаточно близко от главного синтоистского святилища Исэ Дзингу, посвященного богине солнца Аматэрасу, равнина Кумано стала местом поклонения ее божественному брату и в некотором смысле конкуренту, богу ветра, вод и болезней Сусаноо-но Микото.