Общественный и государственный строй средневековой Японии
РЕФЕРАТ
по истории государства и права зарубежных стран
на тему: «Общественный и государственный строй средневековой Японии»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1. Общественный строй средневековой Японии…………..………………………4
2. Государственный строй средневековой Японии…………………….…..………6
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованных источников………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.
С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.
На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.
Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы людей (ст. 15) [1, с.367].
1. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ
С IVв. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.
Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом «Тайхо рё» («Свод законов Тайка» (кодекс «Тайхо рё»), обобщивший все законодательные акты этого периода с 646 по 700г., увидел свет в 702 году.
Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году [3, с.242].
Введение надельной систем в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений
Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в X в., когда на смену надельной системе приходит частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которые было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслугу, службу и пр.. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.
Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежным междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связе. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы [5, с.174-175].
Это слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестоком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.
С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья.
Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство «со своими контрольно-регулирующими функциями, так как здесь не сложились не влиятельная конфуцианская элита, не сильный многочисленный корпус чиновников-администраторов вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно — экзаменационной системой.
Сказалось и традиционное засилье крупных клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самураев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых дух сёгунов («великих полководцев») в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (начало XVII – первая XIX в.).
Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально – экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название реставрации Мэидзи (Мэйдзи – официальное наименование годов правления императора Муцухито [4, с. 144].
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ
Реформы Тайка, имевшие для Японии VII в. значение политической революции, знаменовали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буддийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит «монарх-мудрец», «потомок богов», обладающий неограниченной властью. Древняя религия японцев синто («путь духов»), легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе правителя-императора, также способствовала этому,
В результате «переворота Тайка» было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущественного клана Фуд-зивара, который поставлял впоследствии из поколения в поколение не только наследственных регентов-соправителей императоров, но и императриц.
Древнейшая религия японцев синто («путь духов») отводила правителю роль первосвященника, божественного потомка солнца, принявшего человеческий облик. Синтетическая же религия японцев «ребу синто» (двуединое синто), сложившаяся в VI-VII вв. на основе смешения синто и буддизма, признавала в императоре не только духовного главу, верховного жреца (в этом качестве как полубожественная персона он был объектом выражения покорности и послушания), но и светского монарха, прежде всего руководителя войска, непререкаемый авторитет которого для чиновников был основан на кодексах и законах. Отсюда берет начало тщательно разработанная в праве Японии структура всех государственных учреждений: центральных и местных, духовных и светских. Закон из 17 статей, говоря о «божественности суверена», содержал многозначительную оговорку о советниках как «необходимом условии правильного решения важных дел». А Сётоку-тайси, отвергая идею единоличного правления, утверждал, что «дела не должны решаться лично государем». Советник любого ранга с древнейших времен становится в Японии главной фигурой в императорском государственном аппарате. Да и на деле божественный «тенно», обладавший по закону высшей законодательной, исполнительной и военной властью, уже в VIII в. более царствовал, чем управлял при могущественном клане Фудзивара, символом всесилия которого стало, например, строительство в 794 году еще одной столицы в Киото. В это время императорская резиденция была в Наро. Впоследствии существование двух столиц в Японии стало традиционным, наряду с традиционным двоевластием и даже троевластием, когда в дела государственного управления включались и буддийские иерархи.
Непосредственные управленческие функции в светском Государственном совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою очередь на «старших советников», участвующих в обсуждении всех дел и дававших рекомендации «по большим делам», и младших советников, дававших рекомендации по «малым делам». Именно они следили за ходом текущих дел, отвечали за них перед Государственным советом. Государственный совет имел под своим началом восемь министерств [2, с.396-397].
Наряду с военным министерством, министерствами финансов и юстиции в Японии существовало особое министерство «общих дел», ведавшее текущими дворцовыми делами, ритуалом, редактированием императорских указов, следившее за составлением истории страны, списков принцев крови, придворных дам и буддийского духовенства, а также генерального реестра населения и росписи налогов. Являясь как бы высшей канцелярией страны, это министерство занимало первое место в государственном аппарате в силу особой близости его главы к императору. Он принимал доклады и подавал петиции императору, осуществляя при этом связи между Государственным советом и другими министерствами.
О широте функций этого министерства свидетельствует крайне обширный штат его десяти управлений, среди которых было специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управление дворцовых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, придворного этикета. Деятельность последнего управления была тесно связана с деятельностью специального министерства церемоний, в ведении которого находился не только контроль за соблюдением этикета, но и государственные школы, аттестация кандидатов на чиновничьи должности, назначение и перемещение чиновников, рекомендации об их награждении, выдача им жалованья и пр..
В XII в. растет экономическая мощь и политическое влияние местных кланов губернаторов, наместников и пр., которые фактически становятся неограниченными правителями-вотчинниками в своих владениях. В условиях непрекращающейся клановой борьбы различных групп господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления — сёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сёгуна — «великого полководца».
Характерной чертой сёгуната было сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императору отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существенной роли в политической жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппозиции, что и становилось одной из многих причин новых вспышек междуусобной борьбы.
Однако, не сразу удалось создать постоянную политико-административную систему сёгуната, укрепить наследственный принцип передачи власти сёгуна, сосредоточить в его руках, а не в руках его регентов или заместителей фактическую власть. К тому же в период второго сёгуната власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому способствовало то, что японскому сёгуну пришлось признать свою вассальную зависимость от Китая, к которому и перешло право утверждать японских императоров. В стране в это время было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, которые правили фактически в своих владениях самостоятельно.
Однако централизация Японии и в это время носила относительный характер. Феодальные княжества как административно-политические единицы не были ликвидированы. Местные князья сохраняли право управления, суда на своих территориях. Неизменно оставались под контролем бакуфу торговля и ремесло в крупных городах, как и горнорудные предприятия [2, с.398].
Государство и права Японии в средние века
При изучении темы следует:
– определить значение синтоизма, влияние Китая и буддизма на средневековую Японию;
– раскрыть содержание Конституции Сетоку 604 г., «Манифеста Тайка» 646 г., Кодекса Тайхо-ре 701 г.;
– определить правовой статус самураев согласно кодекса Бусидо;
– уяснить причины независимости Японии, определить статус императора, большого государственного совета, министров, министерства центральных дел;
– изучить своеобразие системы сеньорий;
– определить причины троевластия и военного переворота 1185 г.;
– рассмотреть установление сегуната;
– изучить особенности сегуната Минамото;
– дать оценку правовому статусу сегуна, тиндая, бакуфу, палат (главной административной, главной военной, главной судебной), коллегий, чиновников;
– рассмотреть судебную систему, военную систему;
– уточнить роль и значение буддийской церкви;
– определить особенности территориального деления, статус органов местного самоуправления;
– изучить особенности сегуната Асигава;
– рассмотреть причины победы клана Токугава;
– изучить формирование новых сословий (воины, крестьяне, ремесленники, купцы);
– дать оценку кодексу законов Тайхо-рицуре, в части касающейся феодального, семейного, уголовного права, судебного процесса.
Государство и права Индии в средние века
При изучении темы следует:
– определить причины и условия политической раздробленности, появления княжеств;
– дать характеристику органам управления княжествами (махараджа, мантрипаришад, судебная система, военная система), территориальному делению княжеств, определять влияние иудаизма;
– уделить внимание причинам и условиям установления делийского султаната;
– отразить процесс исламизации общества;
– дать оценку государственному строю (султан, тайный совет, визирь, диваны, военное ведомство, финансовое ведомство), территориальному делению;
– рассмотреть кастовое деление общества;
– изучить причины и условия монгольского завоевания, дать характеристику Империи Великих моголов, правлению Акбара, определить значение принятия Указа о веротерпимости;
– рассмотреть государственный строй (система мансабдари, падишах, министры, диваны), территориальное деление;
– раскрыть процесс колонизации Индии европейцами (морской путь в Индию, Ост-Индская компания);
– изучить брахманское право;
– уточнить влияние мусульманского права, раскрыть содержание нибандх;
– определить особенности регулирования брачно-семейных отношений, права собственности, договорного права, уголовного права.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 28, 44, 49, 52].
Государство и право Арабского Халифата
При изучении темы следует:
– определить особенности становления теократической монархии у арабов и дать характеристику данной формы правления;
– определить роль ислама в становлении государства;
– определить государственный строй Арабского Халифата, правовой статус органов высшего и местного управления, армии, суда;
– уяснить причины и условия децентрализации власти и распад халифата в XI–XII вв.;
– раскрыть особенности становления и развития мусульманского права, определить источники мусульманского права: Коран, Сунна, Иджма, Фетва, Кияс;
– охарактеризовать основные школы мусульманского права;
– изучить особенности регулирования права собственности, содержание института вакфа, принципы регулирования договорных отношений, содержание институтов брачно-семейного и наследственного права, понятие и виды преступлений и наказаний.
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 21, 28, 44, 49, 52].
Вопросы для самоконтроля
1. В чем своеобразие периодизации средневековых государств Индии и Китая?
2. Какие черты своеобразия и сходства с европейским опытом обнаруживает средневековое китайское законодательство?
3. Как управлялось средневековое государство в Китае и Японии?
4. Как возникла и управлялась монгольская империя?
5. Каковы особенности возникновения государства Японии?
6. Что представляет собой такая форма правления как «сегунат»?
7. Какие сословия доминировали в Японии?
8. Каковы особенности феодального права Японии?
9. Какая отрасль права имела преобладающее значение для средневекового государства Японии?
10. Какие черты своеобразия и сходства с европейским опытом обнаруживает средневековое законодательство Японии?
11. В чем своеобразие периодизация средневекового права Китая?
12. Как происходило образование китайского феодального государства?
13. Охарактеризуйте общественный строй средневекового Китая.
14. Как управлялся средневековый Китай?
15. Назовите дошедшие до нашего времени династийные своды законов средневекового Китая.
16. Каковы особенности феодального права Китая?
17. Какая отрасль права имела преобладающее значение для средневекового Китая?
18. Какую роль сыграло государство Гуптов в становлении индийской государственности?
19. Что представлял собой государственный механизм Делийского султаната?
20. Какая форма государства сложилась в Империи Великих Моголов?
21. Каковы особенности феодального права Индии?
22. Какое значение имело брахманское право для становления средневекового права Индии?
23. В каком соотношении находится периодизация Арабского халифата и школ мусульманского законоведения?
24. Перечислите основные источники мусульманского права в порядке их исторического возникновения и официального признания.
25. Какое влияние оказал ислам на исторический путь арабских племен?
26. Охарактеризуйте общественный строй Арабского халифата.
27. Каковы была форма правления и территориального устройства Арабского халифата?
28. Назовите особенности государственного устройства Арабского халифата?
29. Охарактеризуйте право собственности и обязательственное право Арабского халифата?
30. Назовите основные виды правонарушений и юридической ответственности в мусульманском праве.
31. Какое сложилось судоустройство в Арабском халифате?
32. В чем своеобразие брачно-семейных отношений по мусульманскому праву?