Узнать о ниндзя в Музее ниндзя школы Ига
Музей ниндзя школы Ига находится в парке Уэно (парк замка Уэно в Ига), в пяти минутах ходьбы от станции Уэноси железнодорожной линии Ига-тэцудо. В нём можно увидеть усадьбу ниндзя, попробовать искусство ниндзя самому в «Зале тренировок ниндзя», ознакомиться с легендами в «Зале традиций ниндзя»; а на площадке снаружи регулярно проходят шоу ниндзя.
Таблички с пояснениями для туристов на английском, французском, итальянском, немецком и японском языках
Усадьба ниндзя внешне выглядит как совершенно обычный сельский дом с соломенной крышей, но в нём скрыты хитроумные механизмы. Гид, одетый как ниндзя, объясняет: «Механизмы играют роль, аналогичную нынешним системам безопасности. В Ига в каждом доме такие устройства были в двух-трёх местах».
Усадьба ниндзя (слева вверху); вращающаяся панель, позволяющая быстро спрятаться (справа вверху и внизу)
В «Зале тренировок ниндзя» можно ознакомиться со снаряжением и историей ниндзя. Там представлено более 400 экспонатов, в том числе изготовленные на основе записей ниндзя сюрикэны, водоступы мидзукумо, которые, как говорят, использовались на самом деле, и многое другое. Сюрикэны, скорее всего, не применяли в реальном бою. Экскурсовод рассказывает, что сражались самураи, а ниндзя специализировались на способах, позволяющих убегать и скрываться.
Копии сюрикэнов (слева вверху); водоступы мидзукумо, позволявшие передвигаться по воде (справа вверху); ножны сая и меч синобигатана с по-особенному обвязанной шнуром рукоятью (слева внизу); одежда ниндзя (справа внизу)
В «Зале традиций ниндзя», где представлена история и способ жизни ниндзя, экспонируется одежда и повседневно использовавшиеся вещи. Очень интересно узнавать о премудростях, которые знали ниндзя. Здесь есть и уголок для детей, где они могут ответить на вопросы, связанные с ниндзя, а также магазин сувениров.
Под досками пола в усадьбе ниндзя спрятан меч
- Время работы: 9:00-17:00 (вход до 16:30)
- Цена за вход: 756 йен (учащиеся школы старшей ступени и взрослые), 432 йены (дети от 4 до 15 лет)
- Адрес: Mie-ken Iga-shi Ueno Marunouchi 117
- Выходные с 29 декабря до 1 января
Статья по теме: Ниндзя: вымысел и реальность
Побывать ниндзя в «Деревне ниндзюцу Кога»
На обширной территории «Деревни ниндзюцу Кога», расположенной у подножья горы Судзука, есть Музей ниндзюцу, усадьба ниндзя, снабжённая различными приспособлениями, зал для тренировок в метании сюрикэнов. На тренировочной площадке ниндзя можно поучиться девяти умениям ниндзя, в том числе взбираться на сложенные из камня стены, перелезать ограды, ходить вдоль стен по узким карнизам.
При перелезании через ограды меч ниндзя используется как лестница. На нём есть длинный шнур, за который меч потом можно подтянуть к себе
Усадьба ниндзя ранее принадлежала семейству Фудзибаяси, потомкам ниндзя Кога, и была перевезена сюда. Как и в усадьбе ниндзя Ига, в ней есть потайной выход и различные механизмы.
На тренировочной площадке для метания сюрикэнов можно попробовать их бросать. На заднем плане – перевезенная сюда усадьба ниндзя Фудзибаяси
Китадзава Акира, работающий в «Деревне ниндзя», объясняет: «Это стратегически важное место, через которое проходили пути сообщения, и за обладание им часто воевали. Никто из соперничавших за него не смог тут утвердиться, и здесь развилась организация самоуправления, основанная на сильном духе коллективизма».
В деревне Кога тоже использовали вращающиеся панели
В Музее ниндзюцу собраны исторические источники и снаряжение ниндзя, в том числе сочинение «Десять тысяч рек впадают в море» (Мансэн сюкай). Китадзава Акира говорит, что такие книги были в каждом доме, но ничего особенно ценного в них не сказано, поскольку ниндзюцу было тайным искусством, ценные умения в котором передавались устно.
Экспозиция Музея ниндзюцу (слева вверху); в музее выставлены сюрикэны и макибиси (справа вверху); сочинение о ниндзюцу «Десять тысяч рек впадают в море» (Мансэн сюкай) (внизу)
- Адрес: Shiga-ken Koga-shi Koka-cho Oki 394
- Время работы: 9:00-17:00 (вход до 16:30)
- Цена за вход: 1030 йен (учащиеся школы старшей ступени и взрослые), 820 йен (учащиеся средней ступени школы), 730 йен (ученики младших классов), 520 йен (дошкольники)
- Часы работы и выходные меняются в зависимости от сезона, перед посещением лучше уточнить на официальном вебсайте
Кога-рю ниндзюцуРютаро Икэда
Глава 1
Краткий очерк истории ниндзюцу
В этой главе мы лишь вкратце рассмотрим основные моменты истории ниндзюцу, так как для того, чтобы написать подробную историю этого искусства, потребовалось бы многотомное исследование. Корни этого искусства уходят в глубокую древность, во времена, о которых мы не можем судить однозначно, потому, что в источниках, дошедших до наших дней, например в «Кодзики» («Записи деяний древности»), в «Нихон сёки» («Анналы Японии») или в древнекитайской летописи «Ши цзи» («Исторические записки»), историческое повествование очень тесно переплетено с фольклорным вымыслом и религиозной мифологией. Впрочем, в те далёкие времена существовали лишь многочисленные предпосылки для формирования и дальнейшего развития этого искусства, само же ниндзюцу появилось, как думается не ранее эпохи Намбоку-тё (1336—1392 гг.) или Муромати (1392—1573 гг.), когда появились такие школы как Катори синто-рю, Касима синто-рю и Нэн-рю, оказавшие огромное влияние на становление японских будзюцу. Если взять другие воинские искусства, такие как кэн-дзюцу, со-дзюцу, или дзю-дзюцу, несмотря на легенды об их происхождении в «Эру богов», реальную историю их можно проследить до XIV века. То же самое относится и к ниндзюцу: в эпоху Намбоку-тё составлены самые ранние достоверные источники, упоминающие о деяниях синоби-но моно, но легенды утверждают, что синоби были уже во времена императора Дзимму. Здесь необходимо отметить, что сам термин «синоби» несколько неоднозначен. Сегодня под словом «синоби» мы подразумеваем человека, который прошёл подготовку в синоби-но дзюцу, т.е. обучен тайно проникать в строго охраняемые замки, изменять внешность под странствующего монаха или торговца, вести беседу как с простыми людьми, так и с важными сановниками таким образом, чтобы выудить из разговора ценные сведения. В далёком прошлом, например в период Асука (538—710 гг.), или в период Нара (710—794 гг.), слово «синоби» могло просто означать человека, который что-либо делает втайне. Под словом «синоби» мог подразумеваться и лазутчик, но чаще использовались его синонимы: «кантё», «тёдзя», и т.д., и мы не можем точно знать, были эти кантё и тёдзя простыми воинами, или специалистами по тайному прониканию. В «Кодзики» мы можем видеть описание воинских хитростей, которые применяли герои древности, но называть любую уловку и любое проявление смекалки тактикой ниндзя, думается, было бы неправильно.
Так, например, известно, что во время восточного похода императору Дзимму Тэнно во сне было видение, в котором ему было сказано взять на горе Ама-но Кагуяма глину, сделать из неё ритуальные сосуды и посвятить их богам. За это ему была обещана победа над враждебными племенами эмиси. Но гора Ама-но Кагуяма, находилась на территории занятой противником. Поэтому надо было придумать какую-нибудь хитрость, чтобы прийти на эту гору незамеченным противниками и набрать глины. С этой задачей справились Синэцухико и Отоукаси, которые замаскировавшись под старика и старуху, проникли на гору, без труда минуя вражескую заставу, набрали необходимого количества глины, и вернулись обратно.
Также в «Кодзики» и «Нихон сёки» сказано, что когда принц Ямато-такэру завоёвывал остров Кюсю, он, переодевшись девушкой, проник в землянку к предводителям племени кумасо, и на праздничном пиршестве заколол их мечом. Здесь мы видим пример маскировки для обмана противника. Но утверждать, что здесь было применено ниндзюцу мы не можем, так как видно, что эта уловка с переодеванием, была просто проявлением находчивости, а не использованием некоей системы уловок.
Похоже, сами ниндзя верили в божественное происхождения своего искусства. В Трактате «Кога-рю нинпо дэнсё» («Письменное наставление по нинпо школы Кога-рю») о происхождении ниндзюцу говорится следующее:
«Искусство синоби было передано [синтоистскими] богами Оомунамуми-но Микото и Сукунахико-но Микоё в „Эру богов“. После этого, об этом искусстве были составлены записи, которые хранились в императорском дворце, называемом Кумосибари и Кумасо-дзими. Во время мятежа Сога-но Эмидзи многие рукописи погибли в огне. Сохранилась только малая часть рукописей, и среди уцелевших текстов были записи об искусстве синоби. Эти рукописи получил Фудзивара Эмиосикасу (706—764 гг.). Он отдал их [на хранение] в монастырь Какухо-дзи в Ига, и [спустя века] они были переданы полководцу Кусуноки Масасигэ и Акутагава Хёбу, который был самураем из охраны императорского дворца. Позднее, он уехал жить в Кога, в провинции Оми, и именно из этого места, искусство синоби распространилось повсюду. Это учение стало известным как Кога-рю. Из этого учения некоторые части были сохранены, другие отброшены за ненадобностью и взяты лишь те, которые содержали сущность учения».
Также, во многих свитках по ниндзюцу сказано о китайском происхождении этого искусства. Трактаты ниндзя отсылают нас в древний Китай конца эпохи Ся (1765 г. до н.э.). Последний правитель династии Ся Цзе-ван был человеком безнравственным и жестоким. Он строил себе роскошные дворцы, разорял казну и повышал налоги, и тем самым довёл своё царство до крайней нищеты. Против него поднялся весь народ и простолюдины и князья. Во главе коалиции князей встал правитель области Шан Чэн-тан. Уже в ту древнюю эпоху невозможно было вести войну без предварительной разведки. У Чэн-тана на службе находился человек по имени И-инь. Это был необычайно одарённый человек умный, расчётливый и хитрый политик. Его фигура оценивается историками неоднозначно. Древнекитайские моралисты, пытались выставить его мудрым царедворцем и философом. Некоторые современные историки называют его ловким карьеристом и узурпатором, так как после смерти Чэн-тана, фактическая власть перешла к нему в руки. Так или иначе, этот человек сделал многое для свержения династии Ся, и возвышения династии Шан.
И-инь
Чэн-тан послал И-иня в Ся на разведку. При этом был использован метод, который спустя века, станет классическим методом ниндзюцу — ямабико («горное эхо»). Чэн-тан изобразил ссору с И-инем, обвинил его во всевозможных злоупотреблениях, и даже собственноручно хотел его убить, выстрелив в него из лука. И-инь, спасаясь от гнева бывшего покровителя, бежал в Ся под защиту Цзе-вана. Источники умалчивают о его шпионской деятельности, в «Ши цзи» говорится, что И-инь просто оставил Чэн-тана и направился в Ся. Но через три года, возненавидев правителя Ся, вернулся обратно в Бо (столица княжества Шан). Мэн-цзы даже писал, что Чэн-тан рекомендовал И-иня Цзе-вану в качестве советника, но тот его отверг, и поэтому Чэн-тан начал против него войну. Однако у древнекитайского военного теоретика Сунь-цзы, в его знаменитой книге «Искусство войны» И-инь упоминается в контексте главы «Использование шпионов». Правда, Сунь-цзы называет его И Чжи — это другое имя И-иня:
«В древности, когда поднималось царство Инь, в царстве Ся был И Чжи; когда поднималось царство Чжоу в царстве Инь был Люй Я. Поэтому только просвящённые государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела». (Пер. Н. И. Конрада)
Об И-ине есть упоминания и в трактатах по ниндзюцу. В «Бансэнсюкай» о нём говорится:
«Со времён Жёлтого императора было лишь несколько человек, которые владели ниндзюцу. В период Инь, человек, которого звали И-инь, владел этим искусством и служил князю Тану. Он пробрался во дворец Цзе-вана, правителя царства Ся, и убил его. В древние времена, возвышение династии Инь, произошло благодаря И-иню, служившему династии Ся. Он пять раз принимал сторону Цзе, и пять раз сторону Тана, люди не знали, что И-инь служил шпионом».
В свою очередь, падение династии Шан и возвышение династии Чжоу, в XI в. до н.э. также было связано со шпионской историей. Последний правитель Шан Чжоу Синь пошёл по стопам Цзе-вана и утратил «Мандат Неба». Его сверг У-ван, основавший чжоускую династию. Помогал ему в этом советник Цзян-цзыя, также известный как Люй Шан, Люй Я. Также его называли просто по названию занимаемой должности — Тайгун (кит. «главный министр»). В «Бансэнсюкай» так сказано об этом:
Конец ознакомительного фрагмента.