Кто такие самураи? Воспитание, обучение, подготовка.


Япония – страна отважных самураев и смелых сегунов. О доблести и отваге японских воинов известно всему свету. Самураи – это неотъемлемая часть японской культуры, ее отличительный символ. Верности и дисциплинированности самураев смог бы позавидовать любой воин.

Кто же они такие, слуги своего государства, отчаянные воины или хозяева своей земли?

Самурай – в переводе с японского «воин». Еще это слово имеет несколько других значений – «служить», «поддерживать», «слуга», «вассал» и «подчиненный». То есть самурай – это воин, который служит своему государству и яростно его защищает.

Из старинных японских летописей известно, что самурай являлся дворянином (ничего общего с европейскими дворянами). Они занимались не только военными действиями. В мирное время самураи служили высшим князьям и были их телохранителями.

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

Секс и самураи

Секс и самураи
Сексуальные отношения между воинами Японии можно назвать свободными. Приблизительно такие же отношения между имели место быть и в древней Спарте. Однополые связи, как правило, возникали между более опытными мастерами-самураями (наставниками) и молодыми воинами, которые только начинали тренироваться (новичками). Называлась эта практика однополых отношений — вакасюдо (путь молодости). Найденные документальные свидетельства говорят, что через «путь молодости» проходил практически весь класс самураев.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Несколько веков междоусобных войн благоприятно сказались на формировании класса воинов, к семнадцатому веку они стали многочисленным и достаточно обеспеченным сословием. Особенно большим уважением пользовались личные самураи сегуна — фактического правителя страны. Он являлся главным военачальником и устанавливал в стране жесткий режим, с которым был вынужден согласиться даже император страны, становившийся лишь номинальным главой Японии.

К концу девятнадцатого века, когда в стране прекратились военные столкновения, отпала необходимость и в самураях. Они постепенно стали находить себе новые должности и занятия. Многие из них нашли себя на государственной службе, другие стали землевладельцами. Можно сказать, что сословие полностью изжило себя и осталось только в романтических японских легендах.

Личные качества самурая

То, каким должен быть самурай, описано в кодексе Бусидо. О нем мы еще поговорим чуть позже. Ведь он сформировался в расцвет самурайства, до этого момента о личных качествах самурая юным воинам рассказывали их учителя.

Самыми главными чертами настоящего самурая считались преданность, честность и храбрость. Именно из этих характеристик складывался кодекс чести воина, который в дальнейшем трансформировался в бусидо.

Страшнее всего для воина было потерять честь и покрыть себя позором в бою. О таких самураях говорили, что они не достойны даже ритуала харакири — самоубийства посредством вспарывания живота на глазах зрителей. Такой воин бродил по стране и пытался зарабатывать уже как обычный наемник без чести и достоинства. Их услугами в Японии активно пользовались, но относились к наемникам с нескрываемым пренебрежением.

Знаменитые самураи в истории

Сегодня кажется, что самураи – это персонажи из далёких сказок, но в Японии помнят и чтят знаменитых воинов:

Тайра-но Киёмори (1118 – 1181) создатель первой управленческой системы и при этом был воином политиком, который смог подавить восстание, встать во главе 2 кланов воинов в Киото. В дальнейшем смог породниться с императором Такакуром и активно участвовать в передаче трона внуку.

Бэнкэй (1155 – 1189) любимец детей и герой японского фольклора, в котором он описывается ребёнком демона или даже Бога. В истории описывает как двухметровый и непобедимый воин, который во время каждого боя совершал нечто невообразимое. Героическая смерть самурая после того как он остался, даже мёртвый, стоять весь в ранах и стрелах получила историческое название “Стоячая смерть Бэнкэя.”

Хаттори Хандзо (1542 – 1596) известнейший ниндзя. Впервые ощутил вкус победы в 16 лет, а враги его боялись, потому что верили, что он способен исчезать, предвидеть будущее и воздействовать на психику своих врагов. В старости ушел в монахи.

Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598) прошел путь от простого крестьянина до второго великого объединителя Японии. Потребовал запретить мирным людям носить оружие, построил множество храмов и активно боролся с христианством.

Ода Нобунага (1534 – 1582) Изменил военное искусство, внедрив использование огнестрельного оружия и длинных пик, а также изменил классовую систему воинов так, чтобы она основывалась исключительно на способностях.

Миямото Мусаси (1584 – 1685) считается величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Основал собственную технику искусства боя на двух мечах, а также написал множество книг по философии войн, стратегии и тактике. За свою жизнь ни разу не был побеждён в поединке.

Внешний вид самурая

До наших дней сохранились многочисленные свидетельства того, как выглядели средневековые самураи. На протяжении многих лет их внешний вид практически не претерпевал изменений, впрочем, как и ритуалы, связанные с обучением молодых воинов и посвящением их в самураи.

Чаще всего самурай — это человек в широких шароварах, напоминающих по покрою юбку, и с узлом волос мотодори. Подобная прическа впервые делалась мальчику в период инициации и в дальнейшем сопровождала его всю жизнь. Для данной прически лоб обривался наголо, а оставшиеся волосы заплетались в тугой узел, закрепленный на макушке. В дополнение самурай мог носить высокий головной убор, специально созданный для мотодори. Самой главной отличительной чертой самураев являлся боевой меч, обычно это была катана.

Доспехи самураев

Доспехи самураев
В отличие от рыцарских лат средневековой Европы броня самураев создавалась с учетом подвижности, должна быть очень прочной, но при этом оставаться достаточно гибкой, чтобы не стеснять движений воина. Доспехи самурая изготавливались из металла или прочных кожаных пластин, покрытых лаком. Пластины аккуратно связывались между собой кожаными шнурками. Руки защищали наплечники — небольшие щиты прямоугольной формы, а также бронированные рукава.

Интересной деталью доспехов самурая является шлем, имеющий форму чаши, собранный из металлических пластинок, скрепленных между собой заклепками. Лицо защищали доспехи, крепившиеся на затылочной части, под шлемом. Интересной деталью самурайского головного убора является подшлемник, очень напоминающий маску Дарта Вейдера (интересный факт — дизайн формы шлема персонажа кинофильма «Звездные Войны» Дарта Вейдера взят именно от формы шлема японских самураев). Эта деталь доспехов защищала их от ударов стрел и мечей, наносимых под небольшими углами. К шлему крепились маски боевых личин — мэнгу, защищавшие воина и пугавшие врага.

Доспехи и оружие самураев

В японских поэмах самураи предстают как воины, виртуозно владеющие мечом. Во многих случаях так и было, но обучение юного самурая включало в себя еще владение копьем, луком и другими видами мечей, кроме катаны. В самурайский комплект, выдающийся при инициации, всегда входило два меча — катана и вакидзаси. Умение обращаться с оружием было визитной карточкой воина и обеспечивало ему победу в бою.

Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.

Проигравший герой

Любопытно, что главными героями военных хроник раннего периода были вовсе не победители, а проигравшие. Понятие «героического» в средневековой Японии наиболее полно воплощал в себе образ Минамото-но Ёсицунэ. Ёсицунэ — молодой юноша, наделенный разнообразными талантами и прекрасный как девушка, был одним из вождей клана Миномото, сражавшегося с домом Тайро. Интересен эпизод, в котором Ёсицунэ, прибегнув к военной хитрости, нанес своему противнику смертельный удар в спину.

Интересен эпизод, в котором Ёсицунэ нанес своему противнику смертельный удар в спину. Подобный довольно подлый с европейской точки зрения поступок в средневековой Японии расценивался как часть самурайской доблести

Подобный неэтичный, если не сказать довольно подлый, с европейской точки зрения, поступок в средневековой Японии расценивался как часть самурайской доблести наряду с такими безусловными достоинствами, как хитрость и храбрость. Однако героем Ёсицунэ делают вовсе не его таланты тактика и стратега и не его храбрость и удивительная красота в сочетании с образованностью и умением играть на флейте. Ёсицунэ герой, потому что, проиграв последнее сражение, был вынужден убить свою семью и совершить самоубийство. Трагичность героя становится характерной чертой всего героического в японской культуре. Свой жизненный путь японский герой проживает стремительно: от быстрого взлета до такого же быстрого падения, и эта предопределенность трагического финала, смертельная схватка с собственной судьбой и превращает его в героя. Верность своему жизненному пути, идеалам и принципам до последнего вздоха в японском мировоззрении заслуживает восхваления и почитания.

Воспитание и обучение юных воинов

Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.

Обычно обучение начиналось с восьми лет. В этом возрасте мальчикам выдавали небольшой деревянный меч, который должен был всегда находиться вместе с ним. Ведь самурай ценит свое оружие и никогда не расстается с мечом. Будущего воина воспитывали в подчинении и уважении к старшим, мальчик должен беспрекословно выполнять распоряжения родителей, не задумываясь об их правоте. В дальнейшем он таким же образом будет воспринимать приказы своего господина.

С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Последние самураи империи

После того, как в сентябре 1945 года Японская империя признала свое поражение, небольшие группы солдат, ушедшие в джунгли Индокитая и Индонезии, все еще продолжали оказывать сопротивление. Эти военнослужащие получили от американских военных прозвище «Stragglers», что можно перевести как «отставшие» или «оставшиеся». Многие из них не узнали вовремя о капитуляции своей страны, а узнав, отказывались в это верить. Виной тому было воспитание в духе традиций самураев, для которых окончание войны – это победа или смерть.

Помимо этого, при подготовке солдат императорской армии их предупреждали, что «гайдзины» хитры и коварны. Они могут прибегнуть к массовой дезинформации об окончании войны. Поэтому, даже получая доступ к информации о современном положении дел в мире, эти «самураи» думали, что правительство Японии, о котором говорится по радио или пишется в газетах – это марионетка США, а император и его приближенные находится в изгнании. Все события в мире воспринимались ими под искаженным углом.

Японский агитационный плакат (https://www.taringa.net)

Эта фанатичная преданность империи, которой уже не существовало, стала причиной гибели некоторых «отставших» в столкновениях с местной полицией. В этой статье будет рассказана истории трех солдат, для которых Вторая мировая война закончилась лишь в 1970-х годах. Возможно, каждый из вас сможет сформулировать свою точку зрения и решить, как относиться к подобным людям: как к героям, бесконечно преданным своей стране и традициям, или как к фанатикам, чей разум был тщательно промыт агитационной машиной милитаристской Японии.

Капрал Сёити Ёкои.

Сёити родился 31 марта 1915 года в небольшой деревне на территории префектуры Айти. До того, как в 1941 году его призвали в ряды японской императорской армии, он работал портным.

Первоначально его определили в 29-ю пехотную дивизию, которая дислоцировалась в Маньчжурии. В 1943 году, уже в составе 38-го пехотного полка, его перебрасывают на Марианские острова, а в феврале того же года Сёити и его сослуживцев переводят на остров Гуам, который они должны были защищать от вторжения американских солдат.

Сёити Ёкои, 1915-1997 (https://trend71.blog.so-net)

В ходе ожесточенных боевых действий американцам все же удалось захватить остров. Однако капрал, как и еще десять его сослуживцев, не стали сдаваться. Они остались верны своей присяге, в которой говорилось, что солдаты империи не имеют права попадать в плен. Об этом говорил император, об этом каждый день твердили офицеры. Гуамские самураи ушли вглубь острова, в самую труднодоступную его часть, где нашли подходящую пещеру и решили дожидаться возвращения японской армии, ни минуты не сомневаясь в том, что так и будет.

Шли годы, а подмога так и не приходила. Вскоре от одиннадцати солдат осталось лишь трое. После сильнейшего урагана, обрушившегося на остров, у «отставших» начались проблемы с провизией. Было решено бросить жребий: тот, кто выиграет, останется в обустроенной пещере, двое других должны будут уйти и искать себе новое укрытие. Капралу повезло, а двое его сослуживцев через несколько дней скончались от отравления плодами ядовитого растения. Неизвестно, съели они их по случайности, или это был акт ритуального самоубийства. Как бы то ни было, капрал остался совершенно один. Он захоронил своих товарищей в пещере, а сам вырыл себе новое убежище.

За восемь лет Ёкои научился охотиться и ловить рыбу при помощи самых примитивных орудий. На промысел он выбирался ночью, для того чтобы не быть замеченным местным населением, которое он подозревал в сотрудничестве с врагом. Его солдатская форма истлела, и капрал, вспомнив свою прошлую жизнь ученика портного, сделал себе новую одежду из того, что нашел в джунглях.

Капрал Сёити Ёкои держит в руках мешок с останками товарищей (https://interestingengineering.com)

Однако, как бы он ни прятался, в 1972 году его заметили двое ловцов креветок. Они подумали, что этот странный старик – сбежавший крестьянин, поэтому связали его и отвели в деревню. Капрал Сёити считал себя опозоренным, он не мог поверить, что два каких-то рыбака поймали его, верного солдата императорской армии. Ёкои слышал от своих офицеров множество историй о том, как американцы и их союзники казнят своих пленных, поэтому думал, что его ведут к палачу.

Однако, вскоре выяснилось, что война кончилась 28 лет назад, и вместо позорной смерти капрала ждет медицинское обследование и возвращение на родину. Перед тем, как лечь в больницу, Сёити попросил отвести его в пещеру, где он выкопал останки двух своих товарищей и сложил в мешок. С ним он не расставался до самого возвращения в Японию. Медики, осмотрев капрала, установили, что он совершенно здоров. Перед отправкой домой солдат встретился с консулом Японии, который ответил ему на множество вопросов. Говорят, что Сёити чуть не упал в обморок, когда узнал, что Япония и США теперь союзники, однако новость о том, что Рузвельт давно умер, исправила ситуацию и заставила улыбнуться солдата императора впервые за 28 лет.

Вернувшегося на родину забытого солдата встретили как героя – его приглашали на ток-шоу, о его подвиге писали в газетах и журналах, ему даже выплатили жалование за все то время, что он считался мертвым. О его жизни на острове был снят документальный фильм «Сёити Ёкои и его 28 лет на острове Гуам». В 1991 году сам герой был удостоен приема у императора Акихито, который назвал его подвиг «Актом беззаветного служения родине». Умер Сёити Ёкои в 1997 году в возрасте 82 лет. Его похоронили рядом с могилой матери, которая умерла, так и не дождавшись возвращения сына.

Убежище капрала теперь достопримечательность (https://interestingengineering.com)

Младший лейтенант Хироо Онода.

Онода родился 19 марта 1922 года в семье педагогов из села Камэкава, что в префектуре Вакаяма. После окончания школы, в апреле 1939 года, он стал сотрудником торговой компании Тадзима и переехал в Китай. Там он овладел китайским и английским языками. В декабре 1942 года он вернулся на родину, так как его призвали в армию. Первоначально Онода в звании рядового второго класса был приписан к 61-му пехотному полку. Затем, спустя несколько дней, его перевели в 218-й полк пехоты. К середине лета Хироо уже был рядовым первого класса, а в период с сентября по ноябрь был произведен в рядовые высшего класса, а затем и в капралы. С января по август 1944 года Онода Хироо проходил обучение в армейском училище. В декабре 1944 года его отправляют на Филиппины и назначают командиром отряда диверсантов.

В январе 1945 года, будучи уже в звании младшего лейтенанта, Онодо вместе с отрядом отправляется на остров Лубанг. Прибыв к месту назначения, молодой офицер предложил местному командованию заняться подготовкой к длительной обороне, однако его предложение было отклонено. В результате солдаты армии США без особого труда разбили японцев и завладели островом.

Младший лейтенант Хироо Онода, 1922-2014 (https://www.kentoitoh.com)

Верный своей присяге Онода с тремя уцелевшими подчиненными скрылся в джунглях. Там они обустроили базу и начали вести партизанскую войну. После капитуляции Японии американские самолеты стали сбрасывать над джунглями листовки, в которых говорилось об окончании войны. Онода, будучи офицером разведки, расценил это как дезинформацию.

Между тем, в Японии, в силу отсутствия связи с группой младшего лейтенанта, власти объявили всех ее членов погибшими, однако им пришлось пересмотреть свое решение, когда в 1950 году один из членов партизанской группы младшего лейтенанта Хироо сдался властям Филиппин. Благодаря его показаниям была создана специальная комиссия для поиска «отставших». Из-за нестабильной политической обстановки в зоне поиска японские поисковики долгое время не могли приступить к работе. Пока шли дипломатические разбирательства, был обнаружен еще один член диверсионной группы. 7 мая 1954 года в горах отряд полиции заметил группу людей, одетых в японскую военную форму. Попытка выйти с ними на контакт закончилась перестрелкой, в результате которой был убит второй член группы Оноды.

После этого филиппинское правительство дало разрешение японским поисковым группам проводить свою деятельность на территории острова Луанг, однако они не смогли никого найти. Спустя пятнадцать лет Онода и единственный оставшийся у него починенный были вновь объявлены погибшими. Им посмертно присвоили орден Восходящего Солнца VI степени. 19 сентября 1972 года филиппинские полицейские опять вступили перестрелку с группой неизвестных японцев – так был застрелен последний член группы Хироо. Из Японии прибыла еще одна поисково-спасательная группа, но и эта попытка не дала результатов.

Оружие, которое бережно хранил Онода (https://tadtarch.269g.net)

Нашли упрямого самурая лишь в конце февраля 1974 года. Японский путешественник, исследуя филиппинские джунгли, случайно набрел на укрытие диверсанта. Сначала младший лейтенант Хироо попытался напасть на незваного гостя, однако, когда выяснилось, что тот японец, он решил не делать этого. Они очень долго разговаривали. Исследователь, которого звали Норио Судзуки, уговаривал Оноду сложить оружие, так как война давно кончилась, но безрезультатно. Онода заявил, что не имеет на это права, так как он солдат, и ему был отдан приказ, и пока приказ не будет отменен, он не имеет права сдаваться.

После возвращения Судзуки на родину история этой встречи произвела фурор, была собрана третья поисковая команда, в которую пригласили бывшего командира Хироо Оноды, майора Есими Танигути. На острове Танигути вышел на связь с Онодой и зачитал ему приказ о капитуляции. Когда младший лейтенант сдавал оружие, все присутствующие увидели, что оно было в идеальном состоянии. По закону Филиппин Хироо ждала смертная казнь, так как за время своей затянувшейся войны он убил около 30 человек и еще более 100 ранил, однако МИД Японии урегулировал этот вопрос, и верный своей присяге офицер вернулся домой 12 марта 1974 года.

Интересный факт: Возвращение Хироо Оноды было встречено японцами неоднозначно. Большинство, конечно, поддерживало младшего-лейтенанта и считало его образцом офицерской чести, однако коммунисты и социал-демократы прозвали его «призраком милитаризма» и заявили, будто он знал о капитуляции Японии, но не сдался лишь потому, что был законченным милитаристом и предпочел жить в джунглях и убивать неповинных филиппинцев, нежели признать поражение своей страны.

Рядовой первого класса Тэруо Накамура.

Накамура родился 8 ноября 1919 года. В армию его призвали в 1943 году. Свою службу рядовой проходил на острове Моротай, что в Индонезии. После того, как войска США в январе 1945 года окончательно разгромили силы противника на этой территории, связь между Японией и островом, где остался Накамура, была потеряна. Тэруо служил в подразделении, которое по своей подготовке приравнивалось к подразделениям коммандос, поэтому ему без особого труда удалось избежать плена и скрыться в джунглях, где он соорудил себе лачугу и завел небольшой огород, на котором выращивал картофель. Рядовой считал, что если о его существовании узнают, то сразу же сдадут войскам противника, а далее последует пленение и все те ужасы, о которых рассказывали офицеры.

Почти 30 лет рядовой отлично справлялся с ролью призрака джунглей, однако в 1974 году экипаж самолета индонезийских ВВС заметил его убежище и доложил о нем командованию. В течение двух месяцев велись переговоры с правительством и разрабатывался план по эвакуации «отставшего» солдата. Никто не знал, как отреагирует Накамура на появление группы спасателей и поверит ли известию о капитуляции своей страны.

Тэроу Накамура, 1919-1979 (https://davidaldia.blogspot.ru)

18 декабря 1974 года несколько индонезийских солдат незаметно подобрались к лачуге рядового и взяли территорию в кольцо для пресечения попытки к бегству. Затем, под национальный гимн Японии, они начали размахивать японским флагом. После этого Тэруо сам вышел из своего жилища и сложил оружие (винтовка «Арисака» с пятью патронами). После этого он произнес: «Мне было приказано сражаться до самого конца». Его отвезли в Джакарту, где он прошел полный медицинский осмотр. Выяснилось, что кроме следов малярии, которую самурай подхватил за годы жизни в джунглях, он абсолютно здоров, и его физическое состояние даже лучше, чем у большинства его сверстников (тем временем ему исполнилось 55 лет).

Японское правительство вернуло рядового на родину в Тайвань и назначило ему военную пенсию. По словам самого Накамуры, единственное, чего он больше всего хотел – это вернуться живым к своей жене. Однако выяснилось, что за то время, пока он считался мертвым, она, считая себя вдовой, повторно вышла замуж. Возможно, поэтому после депортации домой он прожил всего три года.

Интересный факт:
Тэруо Накамура не был японцем, он принадлежал к самой большой тайваньской народности ами. Когда ему сообщили, что Тайвань больше не японская и не китайская колония, он ответил: «Я слишком долго был японским солдатом, и мне все равно, что Тайвань теперь свободное государство». Кстати, его настоящее (тайваньское) имя так и не стало известным.

Рядовой Тэруо Накамура на военной базе (https://davidaldia.blogspot.ru)

Согласно официальным сведениям, более сотни японских солдат, оставшихся в Индокитае после капитуляции своей страны, примкнули к отрядам малайских коммунистов и продолжили свою войну. Помимо этого, в 2005 году на территории государства Филиппины были обнаружены два солдата, которым к тому времени было уже за восемьдесят. Они прятались, опасаясь, что их обвинят в дезертирстве и казнят. Исходя из этой информации, можно смело предположить, что на сегодняшний день в джунглях Юго-Восточной Азии могут находиться останки более сотни таких «отставших», которые так и не узнали, что их война кончилась, а империи, во славу которой они сражались, уже давно нет.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей — дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Самураи-европейцы

Древние японские хроники говорят, что при особых условиях человек, не японец, вполне мог воевать вместе с самураями, а стать одним из самураев считалось особой честью. Такому воину выдавали оружие и доспехи, а также называли новым именем, японским. Эта честь могла быть пожалована только очень влиятельными лидерами, например, даймё, либо человеком, который реально управлял Японией большей частью времени, — полководцем, то есть сёгуном.

В истории есть упоминание о четырех мужчинах, которым выпала честь получить звание самураев:

Английский мореплаватель и первый британец, который достиг берегов Японии, Уильям Адамс, также известный под именем Миура Андзин, сыгравший важнейшую роль в развитии торговых отношений Японии с Голландией и Японии с Англией.

Голландский мореплаватель и торговец Ян Йостен ван Лодестейн, известный под именем Яйосу, исполнявший обязанности советника сёгуна Токугавы Иэясу по внешнеполитическим и торговым вопросам.

Офицер военно-морских сил Франции Юджин Коллаче также принял титул самурая. Японское имя неизвестно. По прибытию во Францию был уволен по военно-полевому суду как дезертир. Он написал книгу «Приключения в Японии 1868-1869», которая была опубликована в 1874 году.

Голландец по происхождению и торговец оружием Эдвард Шнелл, японское имя Хирамацу Бухей. Был у японцев военным инструктором и поставщиком оружия.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай — это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Одежда самурая

Одежда самурая
Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Самураи в современной культуре

Самураи в Японии и сегодня остаются образцом уникальной личности, соединившей черты отважного воина, утонченного поэта и вдохновенного художника, который не боялся умереть в бою и способен был оставить великолепное предсмертное стихотворение, совершая ритуальное самоубийство.

Активное проникновение восточной культуры в западный мир, позволило поместить этот образ на страницы книг, в фильмы и конечно отразилось в культуре аниме, породив различные манга, мультфильмы и воплотившись в стилизованных костюмах.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай — это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Преданность — не добродетель

После того как время относительно спокойного правления Асикага ушло в прошлое, Японию вновь сотрясла гражданская война, длившаяся почти столетие. В этот сложный для страны период каких-то масштабных литературных произведений, описывающих образ самурая, не создавалось, зато появились домашние законы и предписания отдельных семей и княжеств, в которых были собраны соображения о том, как нужно жить, практические рекомендации, цитаты из различных конфуцианских и буддистских текстов.

Поскольку самурай был лишен возможности проявить чувственную любовь к своему сюзерену, как он мог бы это сделать по отношению к своей возлюбленной, следовало жертвовать ради господина своей жизнью, достатком и интересами

В период гражданской войны в мировоззрении самурая начинает доминировать прагматичность, а главной доблестью становится умение побеждать, причем совершенно неважно, какой ценой. Если победа достигается при помощи предательства и подлости — это хорошо. Один из наиболее успешных полководцев данного периода писал в своих наставлениях: «Не важно, как будут называть самурая, тигром или собакой, важно, чтобы самурай побеждал». Поскольку верность своему сюзерену перестала быть наивысшей добродетелью, данное обстоятельство послужило поводом выработать четкие предписания о том, как хорошо править и как хорошо служить (до этого вопрос о различиях высших и низших рангов мало интересовал самураев).

Господин отныне должен был быть внимательным к потребностям своего вассала, для того чтобы его не предали в самый ответственный момент. «Застраховать» верность своего вассала можно было, например, награждая его землей после каждого успешного похода, или удерживая его семью в заложниках. Возникновение диалогического социально-экономического пространства между вассалом и господином, между крестьянином, на чьих полях велись сражения, и самураями привело последних к мысли о необходимости учиться балансировать между миром и войной. Отныне «искусство войны должно быть правой рукой самурая, а искусство мира — левой». Самурай начинает учиться быть не только воином, но и образованным администратором. И поскольку в Японии того периода единственной наукой управления было конфуцианство, то «искусством мира» для самурая становится изучение конфуцианских текстов. К XVII веку это привело к семантическому изменению иероглифа, обозначающего слово «самурай». Вместо «дзи» — слуга, подчиненный, в обиход вошел иероглиф «си», обозначающий не только воина, но скорее администратора, человека на службе, в первую очередь — у государства.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]