Мы очень много слышали и знаем о древнегреческих и римских богах, о божествах викингов, а что нам известно о древних японских богах? Если говорить о божественном пантеоне японцев, то он в большей степени берёт своё начало в традиционной мифологии синтоизма, самой древней японской религии.
Японская культура на протяжении всей истории оказывала влияние на буддизм и даже индуизм. Боги и богини японцев были основаны на ками – мифических духах и различных мифических существах. Всё это японцы описали уже в VIII веке, сделав определённый стандартизированный шаблон синтоистского пантеона почти для всей Японии. Далее вы познакомитесь с некоторыми японскими богами.
Исконные японские боги сотворения мира
Как в большинстве фольклорных мифов разных культур о сотворении мира, в Японии тоже были такие боги-творцы. Ими являются Идзанаги и Идзанами. Это дуэт брата и сестры. Они навели порядок в океане хаоса под небом. Идзанаги и Идзанами создали первый континент. Это был остров Оногоро. Этих богов направили на это ещё более древние ками, жившие на небе. Божественные брат и сестра создали земную твердь, стоя на лестнице, ведущей с небеса. Они взбалтывали океан под ними особым драгоценным копьём, пока не появился остров Оногоро. У брата и сестры родились уродливые дети.
Одним из них был бог Хируко. Божественный дуэт продолжал создавать всё больше островов. Всего их было восемь. Их заселили 800 духами. Когда Идзанами рожала Кагуцучи, бога огня, она не перенесла боли и умерла. После смерти она отправилась в подземный мир Ёми. Туда же спустился её брат Идзанаги, но увидел вместо сестры разлагающийся труп. Этим он прогневал ками, которые изгнали его из Ёми. Вернувшись на землю, Идзанаги провёл очистительный ритуал, в результате которого появилось большое количество других японских богов и богинь.
Мрачный Жнец востока
Прежде, чем говорить о божестве, стоит упомянуть одну деталь: богов смерти не существовало изначально в японском фольклоре, они появились там несколько позже. Слово “синигами” состоит их двух составляющих:
- “ши” означает “смерть”;
- “ками” — это значит “бог” или “дух”.
Хотя в японской мифологии долгое время существовали различные типы ками (духи природы) синигами вошли в фольклор только в XVIII или XIX веке. Кстати, это слово даже не использовалось в классической японской литературе. Впервые оно появилось в эпоху Эдо, чтобы дать обозначение театральным представлениям, в которых говорилось о духах мертвых, духах, что захватили сознание живых или двойных самоубийствах, которые совершали влюбленные.
Бог удачи и рыбаков
Хируко был первым ребёнком богов, создавших землю. Но он родился очень уродливым, так как Идзанаги и Идзанами нарушили брачный ритуал. Часто Хируко называют Йобису. Он приносит удачу рыбакам. Когда Хируко родился, у него не было костей. В три года мать его выбросила в океан, но ребёнок выжил. Ему помог Эбису Сабуро, поэтому Хируко стал называть себя Йобису. Этот бог всегда покровительствовал детям и рыбакам.
Также он приносит удачу. Йобису ещё называют смеющимся богом, он никогда не унывает. На голове у него остроконечная шапка кадзаори эбоши. Йобису является богом медуз, так как не имеет костей.
Различия
Стоит отметить, что в некоторых моментах синигами и мрачные жнецы имеют несколько важных отличий. Согласно западному убеждению, смерть — это существо, олицетворяющее конец существования. В японском же фольклоре смерть рассматривается не как личность, а как часть естественного жизненного цикла, то есть процесс. Синигами считаются агентами, которые помогают этому циклу работать бесперебойно.
Мрачный Жнец отнимает жизни и собирает души умерших, синигами же просто гарантируют, что люди умрут в назначенный им срок, а затем их души сопровождают в загробный мир. Они считаются более мирными и дружелюбными. А в отличие от Мрачного Жнеца, не подкрадываются исподтишка и не тащат насильно в загробную жизнь.
Бог разрушающего огня
Кагуцути, бог огня, тоже был ребёнком божественной пары. Он своей огненной сущностью сжёг собственную мать. Его отец Идзанаги впал в гнев. Он не смог перенести смерти своей супруги и жены, поэтому отрубил голову сыну, убившему мать. Кровь залила землю и породила ещё больше духов, среди которых были боги грома, горные боги и бог-дракон. Кагуцути японцы считали прародителем многих могущественных богов, которые сотворили железо и оружие. Бог огня был разрушителем зданий, особенно деревянных. С ним связано много религиозных ритуалов, умиротворяющих его.
Чем закончилась история?
Однажды мужчину позвали в дом, чтобы вылечить одного больного. Когда он входит, то видит, что Синигами сидит у головы пациента, показывая тем самым, что смерть неизбежна. Семья же умоляла вылечить больного и предлагала большие суммы денег. Охваченный жадностью, человек решает рискнуть, и когда Синигами уснул, лекарь развернул кровать таким образом, что когда ками проснулся, то оказался у ног больного. Жизнь пациента была спасена.
Мудрость детей Одина: поговорки викингов, не потерявшие актуальности и сегодня
Тирамису с чаем матча: влюбляет в себя не только вкусом, но и красивым дизайном
Женщина показала красивую гардеробную, которая получилась из маленькой кладовой
Синигами был явно недоволен тем, что человек сделал, и когда мужчина приходит домой, ками критикует его за непослушание. Но затем он сменил тон и предложил человеку пойти выпить, чтобы отпраздновать заработок. Идея понравилась ему, и он идет за богом смерти. Синигами приводит его к зданию, в котором горит много свечей. Ками показывает человеку его свечу, которая уже почти сгорела от того, что он поступил неправильно с больным. Бог смерти предлагает человеку продлить свою жизнь перенеся фитиль и воск со своей свечи на чужую. Но человек терпит неудачу, остатки свечи выпадают у него из рук, и он умирает.
Богиня восходящего Солнца
Свою богиню восходящего Солнца японцы называют Аматэрасу, или сияющая с небес.
Её почитают как правительницу царства ками, Высокой Небесной Равнины Такама-но Хара. Она поддерживала величие, порядок и чистоту восходящего солнца. Аматерасу считается родоначальницей императорской семьи.
Она появилась на свет из левого глаза Идзанаги, когда он очищался от духов.
В другом мифе Аматэрасу закрылась в пещере, когда произошла ссора между ней и богом бури Сусаноо.
Тогда земля покрылась тьмой. Только благодаря шуткам и уговорам других богов, Аматэрасу вышла из пещеры, явив с собой солнечный свет. Эта богиня всегда играла важную роль в Японии.
Многие знатные семьи утверждали, что их род произошёл именно от неё.
Призраки и демоны
В Японии существует огромное количество разных демонов и духов, что их иногда не так-то просто отличить друг от друга. Но мы с вами попробуем разобраться.
Обакэ – это духи, которые, однако, могут иметь плоть и кровь. Но они меняют образы, играя роль своеобразных оборотней, чаще всего – животных. Людей пугали их крики и вой, которые якобы периодически случались по ночам и предвещали собой беды.
Если в европейской культуре оборотнями чаще всего бывают
волки, то в японской – лисы и даже кошки.
Но обакэ не обязательно были злыми. Бывало, что они помогали людям, особенно в благодарность, когда те защищали их и членов их семьи. Помощь нередко заключалась в защите от нечисти.
Отдельно выделяют ёкай – призраков, которые имеют вид не обычных людей или животных, а странных сущностей, например, одноглазых, длинношеих. Если сравнивать с русской мифологией, то их можно поставить в один ряд, к примеру, с лешими или водяными.
Ёкай
Они обитают в определенных местах, но не стремятся встречаться с человеческим родом. Например, японский водяной зовется Каппа.
Ёкай также могут быть как злыми, так и добрыми. Чаще всего им соответствует огненная стихия и северо-восточная сторона. Любопытно, что в холодное время года их почти не встретишь.
Еще один вид духов – юрэй. Это неприкаянные души усопших, которые могут спокойно бродить по миру живых и мстить людям. Чаще всего ими становятся, если над телом при погребении не было совершено должных обрядов, или человек стал жертвой насилия, вследствие чего умер, или он совершил суицид.
Японский призрак Юрэй
Юрэй часто обитают в нежилых домах, храмах, горах, пещерах, лесах. Цвет их кожи – красный, черный или синий, лица уродливые и пугающие, руки болтаются внизу, а вместо ног и вовсе пустота. В последнее время юрэй изображают облаченными в белое кимоно, в которых японцы обычно хоронят людей, и у них длинные черные волосы – считается, что волосы растут даже после смерти.
Большинство юрэй – представительницы женского пола, когда-то сильно страдавшие от любовных неудач. Самая известная в западной культуре юрэй – Садако Ямамура, девушка из колодца, известная по фильму «Звонок».
Также существуют духи бэнши. Они способны перевоплощаться в других существ, чем нередко обманывают людей: влюбляют их в себя или, наоборот, внушают панический ужас. Пример такого духа – Норапотонн с синей сферой вместо головы.
Вера в различных духов не отпускает японцев даже сейчас. Каждый год они проводят Хякки Яко – «ночной парад сотни демонов», своеобразный фестиваль призраков. К слову, пугающее зрелище.
Бог Луны
Цукуёми, японский бог Луны, имеет мужской пол. Цуку обозначает «месяц», а ёми – «чтение». Он родился из правого глаза Идзанаги и, соответственно, он является братом Аматэрасу. Цукуёми женился на своей сестре. Поэтому они объединились на одном небе. Однажы Цукуёме убил богиню еды Уке Моти. После этого ужасного поступка отношения между Аматэрасу и Цукуёми разладились, и они стали появляться на небосводе в разное время, никогда больше не встречаясь друг с другом. Так появились день и ночь.
Влияние культур
В это же время наблюдается влияние идей Запада, в частности христианские догмы, которые начали взаимодействовать и смешиваться с традиционными синтоистскими, буддийскими и даосскими верованиями. К примеру, в синтоистской и японской мифологии уже существовала богиня смерти Изанами. В буддизме же был демон Мртю-Мара, который подстрекал людей на смерть. Как только восточная культура встретилась с западной и понятием “мрачного жнеца”, появился совершенно новый бог смерти — Синигами.
Кому грубость не чужда, а кто не мыслит об этом: забавный рейтинг знаков зодиака
У звезды фильма «Дети шпионов» родился сын: как выглядит малыш и его родители
Представить черный цвет: офтальмолог рассказал, как снять напряжение с глаз
Бог морей и бурь
Сусаноо, бог морей и бурь, ещё один брат Аматэрасу. Он вышел из носа Идзанаги. Его внешний вид был очень растрёпанный, а характер склочный. Сусаноо всё время преследовали перепады настроения. Это проявлялось в штормах и непогоде. Он был и доброжелательным, и недоброжелательным. В Японии, расположенной на островах, находится очень много святынь, посвящённых этому богу. Сусаноо часто сражался с драконом и побеждал его. Он отрубил 10 голов чудовища и выпил его кровь. В то же время он был и отрицательным богом. Он разрушал рисовые поля своей сестры и даже убивал её слуг.
Японские боги смерти в поп-культуре
Сегодня синигами идут в ногу со временем, их часто можно встретить в японских фильмах, аниме и манге. И в каждом этом произведении богам смерти отведены роли, которые сильно отличаются от традиционных. Помимо их связи со смертью, современные синигами не имеют ничего общего со своими фольклорными коллегами.
В качестве примера можно навести аниме “Блич”. Здесь синигами в основном сражаются с демоническими сущностями, борются со злодеями и распутывают различные заговоры. Более того один из синигами является человеком, с сильной духовной силой, что вообще противоречит фольклорным канонам. О том, что боги из этого аниме являются проводниками душ, мало говорится. Если прочитать одноименную мангу, то можно понять, что этим делом занимаются ками рангом пониже. А более сильные синигами убивают демонов, защищают мир от различных угроз и администрируют работу рядовых богов.
Вот это аппетит: сыр фета стал дефицитным продуктом из-за любви блогеров к нему
Татьяна Догелева перестала бороться со старостью и примеряет новые роли
Супруги отметили 73-ю годовщину бракосочетания, сделав прививку от COVID-19
Боги погоды
Райдзин и Фудзин – боги природных стихий. Райджин управлял молниями, обрушивал бури на смертных. Он бил в свои барабаны гигантским молотком. Райдзин изображается с тремя пальцами, символизирующими прошлое, настоящее и будущее. Фудзин – повелитель ветров, которые носит в суме за плечами. Фудзин является спасителем Японии от монгольского нашествия, наслав на них божественный ветер камикадзе. О нём можно часто услышать в мифах о самураях. Фудзин произошёл от бога войны Хатимана.
«Темный дворецкий“
Даже если зрители думают, что это аниме о демонах и сделках с ними (ведь именно так, кажется, на первый взгляд), они ошибаются. В этой истории синигами — это жнецы. Они забирают души уже умерших людей, но также могут и самостоятельно убить человека, если тот мешает или чем-то неугоден. Жнецы высшего ранга имеют человеческий облик, единственное их отличие — у всех ярко-зеленые глаза, и они носят очки. Кстати, здесь говорится и о том, что жнецом может стать и человек, который совершил самоубийство. Ему предстоит каждый день смотреть на то, как погибают люди, и только после искупления своих грехов, бывшие людьми синигами могут обрести вечный покой.
Это лишь некоторые примеры того, как современный человек видит синигами. Некоторые персонажи абсолютно отличаются от того, о ком говорилось в старой легенде. Пожалуй, одним из ярких примеров может стать видение бога смерти в аниме “Наруто”. Здесь синигами не существо, а печать — техника шиноби под названием “Печать бога смерти”.
Как видно из примеров, синигами могут выглядеть по-разному, жить среди людей или в своих мирах, но только одно объединяет их. Это связь со смертью.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Бог войны и стрельбы из лука
Хатиман, бог войны, находится между буддизмом и синтоизмом. Он эволюционировал и стал почитаем во многих буддийских святынях. Это произошло в конце IX века. Как буддийское божество Хатиман почитается в виде бодхисаттвы. Он является хранителем святынь в Японии. Этот бог связан с войной и культурой. Его аватары проживали в императрице Дзингу, воевавшей с Кореей и её сыне, императоре Оджине примерно в III веке. Он был покровителем клана Минамото в XI веке. Про Хатимана японцы тоже говорят, что это он послал божественный ветер камикадзе на монгольский флот.
Первая история
Одна их традиционных сказок рассказывает историю о человеке, которому надоела его жизнь, и он готовится совершить самоубийство. Но, прежде чем он успел это сделать его посетил Синигами, который сказал, что его время еще не пришло. Он также объясняет, что каждая жизнь измеряется на свече, и как только пламя гаснет, человек умирает. Это показывает, что японские ками не решают, кому жить, а кому умереть. Чтобы остановить человека от совершения самоубийства Синигами дает ему совет, как можно просто заработать деньги.
Бог смерти говорит человеку, что он может притвориться доктором, которому под силу излечить любую болезнь. Для этого ему нужно было сказать несколько волшебных слов для синигами, следующих за человеком. Услышав их, боги могут вернуться в загробный мир и продлить жизнь больного. Но здесь была одна хитрость: если синигами сидел у головы больного, значит, тот должен умереть непременно, и никакие слова не подействуют. Используя это новое знание, человек стал очень богатым.
«Богом войны» в современной истории армии Японии называют Ноги Марэсукэ. Это был человек непростого характера, которому была вверена должность министра до рождения императора Мэйдзи, также он являлся наставником будущего императора Хирохито. Ноги Марэсукэ досконально изучил китайскую письменность и позже стал преданно служить японскому императору. Он был сторонником внешней агрессии и политики экспансии и был известен своей смелостью и готовностью пожертвовать собой, службе императору он отдавал себя до конца, не жалея жизни. За это его и прозвали «богом войны». Несмотря на то, что Ноги Марэсукэ участвовал во многих сражениях, его нельзя назвать талантливым командующим: он лишь посылал на верную смерть солдат во время атак, при этом не одерживая никаких побед во время крупных сражений. Наиболее известная война, в которой он участвовал — русско-японская война (1904-1905 гг.). В этой войне ему с трудом удалось выиграть одно сражение, однако после него он попросил разрешения совершить самоубийство. Император Японии не хотел терять «ценные кадры», и потому сказал Ноги: «Ты сможешь покончить с собой только после моей смерти».
Ноги Марэсукэ родился 25 декабря 1849 года, с самого детства он воспитывался в соответствии с принципами самурайской морали «бусидо», в духе конфуцианства, патриотизма и верности своему государству. В 1871 году он окончил военное училище, а затем участвовал подавлении Сацумского восстания, которое возглавлял Сайго Такамори. В этом сражении Ноги потерпел сокрушительное поражение, в ходе которого он потерял все свое войско и даже флаг — символ силы его армии. В этом сражении Ноги утратил свое достоинство, а позже собирался совершить самоубийство, чтобы доказать преданность своему государству. Высшее руководство вооруженных сил из его окружения отговорили его от этой идеи, и он обратился к императору с просьбой об амнистии, после чего оставил мысль о суициде. Долгое время он искал утешение в вине.
В 1886 году он отправился в Германию, чтобы учиться военному делу. Он считал, что немцы живут праздной жизнью и был сильно поражен, когда увидел, что они очень сдержанные и к любой задаче подходят ответственно и скрупулезно. Вернувшись на родину, он сразу же написал «трактат о реорганизации воинской службы». В соответствии с этим трактатом, армию Японии следовало реформировать с опорой на порядки немецкой армии. Военнослужащие должны были считать священным долгом подчиняться приказам, всегда носить форму, которая всегда должна была быть чистой и опрятной. В 1894 году началась японо-китайская война. Ноги Марэсукэ командовал первой пехотной бригадой. По приказу командующего первой дивизии Шаньди Юанчжи перед началом военных действий Ноги написал стихотворение о высоких стремлениях японской армии. Когда его войска прибыли в Китай, он завладел стратегически важным городом Ляодун, занял форт в заливе Даляньвань, с легкостью захватив большое количество боевой техники китайцев. В отличном расположении духа Ноги со своим войском продолжал наступление, однако они попали в засаду цинской армии, которая привела к огромным потерям. Японская армия разрушила город Люйшунь, после чего, желая выместить весь свой гнев, Ноги отдал приказ своим солдатам сжигать, убивать и грабить внутри этого города. В результате были убиты 20 тысяч китайских мирных жителей.
В 1896 году Ноги Марэсукэ был назначен третьим генерал-губернатором Тайваня. Во время своего пребывания на Тайване, его войско было атаковано местным населением. В результате чего сотни японских солдат погибли, и он с позором вернулся на родину. Уже в Японии, желая как можно быстрее замять это дело, Ноги заявил: «На Тайване делать нечего, лучше продать его Англии или Франции». После этих слов представители верховного командования Японии громко рассмеялись и назвали его бездарным трусом, который не сумел справиться с «отбросами».
Феникс 25.04.2019 Sohu 24.11.2018 Asahi Shimbun 19.03.2013
В феврале 1904 года Япония и Россия вступили в ожесточенную битву на Ляодунском полуострове, где разразилось кровавое сражение за главный порт Русского Тихоокеанского флота Порт-Артур. Для победы в этом сражении Ноги решил сделать интересный ход, который он позаимствовал у древнего Китая: перед началом битвы были вынесены три гроба как символ решимости японской армии умереть за своего императора. Кто знал, что эти гробы действительно понадобятся, так как из-за ошибочного командования Ноги на поле боя погибли два его сына.Учитывая опыт японо-китайской войны и текущей на тот момент русско-японской воны, в генштабе японской армии сомневались в возможности захвата крепости Порт-Артур за один день. Ноги Марэсукэ не только подтвердил эти сомнения, но и превратил это сражение в кровавую бойню. В июне 1904 года 3-я японская армия, 2 резервных полка, 2 бригады полевой артиллерии — всего 56 тысяч человек и 386 орудий — начали полномасштабную 150-ти дневную осаду крепости Порт-Артур, где находились 33 тысяч русских солдат. Среди японских бойцов царила паника, кровь лилась рекой, на земле лежали горы трупов. Ноги предпринимал любые меры, рыл туннели, делал ночные вылазки, даже организовал отряд смертников из 3,5 тысяч человек со специальными белыми повязками. Во время этого сражения погибли 50 тысяч японских солдат, в том числе и его второй сын. В конечном итоге в результате атаки «живых пуль» японской армии (солдаты-смертники — прим. ред.) Россия объявила о капитуляции, и Япония выиграла сражение.
После окончания русско-японской войны Ноги Марэсукэ оставил трупы своих солдат и сыновей и вернулся на родину. По дороге домой он сочинил стихотворение, которое позже зачитал на торжественном банкете. В нем говорилось о героической императорской армии, которая выполнила свой долг, и о себе опозоренном, не знающем, как смотреть в глаза людей, потерявшим своих сыновей. На этой церемонии Ноги заявил, что во всех смертях винит себя и не может смириться с такой большой потерей. Единственным выходом, который он для себя видел и который бы позволил искупить свои грехи — самоубийство. Однако император Мэйдзи наотрез отказался принимать его волю, сказав: «Ты сможешь покончить с собой только после моей смерти». 30 июля 1912 года император Мэйдзи скончался, и Ноги нес почетный караул. После смерти императора он решил, что возможность настала, и вместе с женой совершил самоубийство, отправившись вслед за императором.
Некоторые эксперты считают поступок Ноги радикальным, однако те, кто разделяет идеи японского милитаризма, убеждены, что этот факт в истории имел большое значение для будущей военной структуры их страны. Они в один голос утверждают, что такая модель поведения преданного своему государству человека вместе с национальными похоронами, строительству в его честь синтоистского храма и возведения статуи из армированного пластика ведут к обожествлению его личности. Во времена правления 123-го императора Японии Тайсё (Ёсихито) и 124-го император Сёва (Хирохито) его с уважением называли «богом войны».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Рекламировать этот твит
Кадзума(яп.兆麻Кадзума) — главный синки Бисямон, анализирующий обстановку и координирующий действия своей богини. Принимает форму серёжки-гвоздика в виде цветка, способен отслеживать врагов и видеть скопление негативной энергии.
Курит. Очень любит свою богиню, из-за чего Юкинэ и Хиёри при первой встрече решили, что они женаты. Ято отзывается на молитву школьницы, и в результате его отвергает собственное священное орудие Томонэ.
Ято отводит Хиёри и Юкинэ к богине нищеты Кофуку. Ято учит Юкинэ проводить грань и предостерегает его от призраков. Большая часть японских мифов известна благодаря «Кодзики», «Нихон сёки» и некоторым дополнительным источникам.
Мифология Японии включает большое количество божеств (это закреплено в поговорке «Япония — страна восьми миллионов божеств»). Эта пятерка богов заняла особое место среди «Амацуками» (天津神, «Небесные боги»).
У них родились двое: Хируко и Авасима, но они были некрасивы. Идзанами и Идзанаги повторили обряд бракосочетания, и с тех пор союз стал счастливым. Тогда она соглашается вернуться в мир живых, но хочет сначала отдохнуть некоторое время, поэтому удаляется в опочивальню и просит мужа туда не заходить. Идзанаги в ужасе закричал и спасся бегством из подземного мира, а вход туда завалил камнем.