Что такое театр кабуки?
Кабуки является одним из трех главных классических театров Японии, таких как Но и Бунраку (кукольный театр) и в ноябре 2005 года был признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО. В переводе кабуки означает «пение, танец, мастерство». Так же существует еще одно понятие слова кабуки, которое первоначально было образовано от глагола кабуку — нетрадиционный. Изначально это было танцевальное представление с музыкальным сопровождением без какого-либо сюжета, танцы преимущественно носили религиозный характер, со временем концепция кабуки менялась как по форме, так и по содержанию. Театр кабуки это зрелищная форма искусства, она включает в себя замысловатые костюмы, необычный и привлекательный макияж, диковинные парики и самое главное, преувеличенные действия, выполняемые актерами на сцене. В спектаклях используется старинная форма японского языка, который сложно понять даже японцам, поэтому стилизованные отточенные движения актёров служат для передачи смысла, происходящего на сцене.
Учитывая, что театр кабуки многие принципы позаимствовал от кукольного театра бунраку, то и виды постановок здесь те же:
- Дзидай-моно -исторические пьесы, созданные до периода Сэнгоку (эпоха воюющих провинций, XV-XVII вв.) В период правления сёгуната Токугавы существовала цензура и нельзя было ставить пьесы, основанные на реальных событиях и критиковать сёгунат. Пьесы того времени рассказывали о подвигах воинов и как правило являлись трагедиями.
- Сэва-моно — пьесы, рассказывающие о бытовой жизни простого народа, созданные после XVII века. Но в основной массе сюжет таких пьес сводился к развитию отношений между главным героем, куртизанкой и её соперницей.
- Сёсагото — танцевально-драматические пьесы, причем музыка здесь играет большую роль, чем танец, поэтому в постановках используется барабаны, свирель и сямисен (трехструнный музыкальный инструмент). И сегодня по-прежнему большой популярностью пользуются сюжеты с синдзюу — когда влюбленные по какой-то причине (имущественные, общественные и т.д.) совершают двойное самоубийство. Во времена эпохи Эдо такие постановки были запрещены, в силу того, что действие, происходящее на сцене стало плавно перетекать в реальную жизнь.
«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес
Грим (кумадори)
Грим театра Кабуки Кумадори является широко известным методом гримирования в театре кабуки. Он чем-то, несомненно, напоминает маски. Все жанры исполнительского искусства, предшествовавшие кабуки, были, можно сказать, представлениями масок. В гигаку, бугаку и ногаку обязательно пользовались масками. Одним из революционных преобразований, осуществленных театром кабуки, был отказ от традиционных масок. Но в методе гримирования кумадори осталось как бы воспоминание об этих масках. Кумадори – специфический для театра кабуки способ гримирования, отличающийся своеобразной красотой. В целом красный цвет в гриме символизирует справедливость, страстность, смелость, синий – хладнокровие, злость, безнравственность, черный и коричневый – божественность, потусторонность. Здесь приводятся различные виды кумадори. Сверху вниз и слева направо: а) Ханкума, Нихонкума, Мукимикума. б) Дзарэкума, Вараикума, Сарукума. в) Цутигумокума, Кугэарэ, Ханнякума. г) Тандзэнкума. Каэнкума, Судзикума. Театр кабуки добился очень больших успехов в области театрального грима. Следует отметить, что в Японии некогда существовали своеобразные взгляды на грим. Так, например, белила накладывались на лицо не только ради красоты, а также и для того, чтобы приобрести такие же сверхъестественные силы, которые приобретал человек, надев маску. В древние времена юные послушники храмов во время празднеств гримировались, чтобы воплотиться в богов, стать глашатаями их воли. В песне из пьесы «Му-сумэ додзёдзи» есть такие слова: «Для чего ты наложила на щеки румяна и черной краской покрасила зубы? Для того, чтобы показать свою преданность любимому». В этом отрывке подчёркивается стремление засвидетельствовать свою преданность путём наложения на лицо грима. Интересно, что в феодальную эпоху, например, наведением косметики на лицо выражалось уважение к старшим и лицам высокого ранга. Самураи, дай-мё и придворные императора отдавали особое предпочтение грубому гриму, когда средства косметики наносились на лицо толстым слоем. В данном случае исходили из того, что появление перед мужем или господином с ненакрашенным лицом считалось неприличным. В то же время проститутки в отличие от общепринятого мнения, будто они злоупотребляют средствами косметики, не пользовались ни румянами, ни белилами, а гейши использовали их лишь в минимальной степени. Эти общие взгляды на грим не переносились, конечно, в обязательном порядке на сцену, но восприятие его обществом должно было сказываться и в театре. Особое внимание уделяют гриму актёры-оннагата, затрачивая на это немало сил. Одним из приемов, придающих специфическую привлекательность лицу актера, является мэцури – подтягивание наружного края век. Обычно перед тем, как надевается парик, на лбу гримируемого разглаживают морщины и подтягивают вбок и кверху кожу у наружного края глаз. Когда при этом натягивают на голову шапочку, на которую затем крепится парик, лицо приобретает очень своеобразное выражение. Бывали случаи, когда актеры накладывали грим даже на глаза и язык. Так, например, чтобы показать, как в пьесе «Сэмбондзакура» у Томомори, поднимающего тяжёлый якорь, от напряжения наливаются кровью глаза, актер запускал в глаза румяна. Таких актеров теперь уже нет, но в былые времена они для создания большего эффекта жертвовали своим здоровьем. Немало актеров погибло, отравившись свинцом. Они употребляли исключительно ядовитые свинцовые белила, поскольку такие белила хорошо накладывались на лицо. Одной из последних жертв этих белил явился покойный Накамура Утаэмон. В пьесах кабуки есть такие сцены, когда актёр должен широко раскрыть рот и высунуть язык. В этих случаях актёры в былые времена мазали язык румянами, чтобы подчеркнуть его красноту. Этим пользовались, например, актеры, исполнявшие роль князя Токихира в сцене «Курумабики», Куронуси в пьесе «Сэки-ното», а также исполнители танца ситадаси самбан. Все эти специфические приёмы в последнее время стали постепенно исчезать. Но нельзя не отметить, что, если мы у исконного кабуки отнимем гротескность, это нанесет ущерб самой его сущности. Характерная особенность роли грима в театре кабуки состоит также в том, что он меняется прямо на сцене, когда по ходу действия меняется театральный костюм и парик. В пьесе «Наруками» есть сцена, когда настоятель храма, не устоявший перед чарами принцессы Таэмахимэ, напивается сакэ и засыпает. Воспользовавшись этим, принцесса перерезает священные веревки симэнава, с помощью которых остановлен водопад и заперт бог дождя. Бог дождя освобождается, и на землю проливается дождь. Проснувшийся настоятель убеждается, что его обманули. Он в гневе. В соответствии с его состоянием меняется на нем одежда, и он незаметно, прямо на сцене наносит на лицо синие линии грима кумадори. Такой своеобразный приём является выдающимся достижением театра кабуки. В старых сценических текстах пьесы «Сугаварадэндзю тэнараикагами» сказано, что когда Сугавара появляется на горе Тэмпайдзан, его лицо сразу становится красным. Очевидно, что и в этом случае использовался прием изменения грима непосредственно на сцене. В фильмах Диснея используется приём психологического отображения с помощью цвета (в одном из них показано, как прямо на глазах бледнеет морда собаки, которую приговаривают к смертной казни; таковы же кадры из «Бэмби», где ласка-самка после поцелуя самца тут же краснеет. Но этот приём применялся в театре кабуки ещё за несколько сот лет до появления фильмов Диснея. Надо сказать, что и здесь сказывается тот факт, что пьесы кабуки не относятся к жанру пьес, в основе которых лежит реализм. Этапы гримирования актера на женские роли Этапы гримирования актера на женские роли – оннагата.
Накамура Дзякуэмон – актёр театра кабуки. Лицо без грима. Прежде всего волосы актёра завязываются специальной шёлковой материей, затем на шею наносятся белила. Специальной щёточкой слой густых белил наносится на лицо. Кисточкой наносится краска на губы и брови, подкрашиваются глаза. Наносится слой белил на руки и ноги. Гримёр накладывает белила на затылок. После того как грим полностью наложен, актёру на голову надевают парик. Затем актёра облачают в театральный костюм, начиная с нижнего кимоно. На актёра надевают верхнее кимоно и завязывают пояс оби. Актёр перед зеркалом в последний раз проверяет и подправляет грим. Итак, способ грима кумадори, безусловно, не является реалистическим. Само слово «кумадори» означает «нанесение полос на лицо». Одна из версий о происхождении кумадори предполагает, что этот метод грима, возможно, был создан под влиянием китайского театра, поскольку он похож на грим из образцов гримов ляньпу. Метод кумадори развился вместе с развитием формалистической постановки пьес о прошлом. Он получил особенно широкое распространение в театральном мире Эдо, где увлекались романтизмом и формализмом. По цвету кумадори можно подразделить на три большие группы. Кумадори красных оттенков символизируют справедливость и сверхчеловеческую силу, фиолетово-синих оттенков – страх и скрытую злобу. Кроме того, существуют специальные расцветки грима фудокума и кумадори, используемые для отображения животных: сисигути, цутигумо и др. С точки зрения эффекта кумадори носят скорее формалистический характер, чем значение символа. Это можно понять при сравнении кумадори с немецким экспрессионистским методом гримирования и методом, применяемым в настоящее время в модернистском балете. Говорят, что Дандзюро Девятый в сценах, где он должен был изобразить на лице гнев, напрягал на лице вены и широкими мазками наносил прямо на вздутые вены грим. Теперь, когда на сцене существует электрическое освещение, грим становится мельче и всё более приобретает характер тонкого узора. С появлением электрического света исчезла привлекательность прежнего способа кумадори, а в былые времена при тусклом свете подносимого к лицу актера фонаря эти грубо нанесенные на вздувшиеся вены полосы грима двигались, словно живые, и производили на зрителя неизгладимое впечатление. Современный театр кабуки лишился этого эффекта.
Источник
История возникновения и развития
Кабуки появился в начале XVII века, вернее в 1603 году, родина театра кабуки Киото. Начало жанру дала Окуни из Идзумо (Идзумо-но-Окуни), год рождения 1571. Окуни была служительницей синтоистского храма Идзумо в префектуре Симанэ. Танец-молитва, который она исполняла во время служения вдохновил её на создание собственного стиля, который включал пение, танец и актерскую игру. Окуни была известна своей красотой и мастерством в танце. Однажды для сбора средств и пожертвований для храма она была направлена в Киото. Именно в это время её выступления привлекли внимание горожан, помимо танцев религиозного характера, Окуни ещё показывала юмористические сценки о встречах любовников. Её мастерство стало собирать большие толпы и когда пришло время возвращаться в храм, Окуни проигнорировала требование настоятелей храма, хотя деньги продолжала посылать. Идзумо-но-Окуни осталась в Киото, собрала вокруг себя женщин, изгоев общества и обучила их танцам. Уже в 1604 году на территории храма Китано была построена сцена для выступления труппы Окуни. Так как в театре были только женщины, то все роли и женские, и мужские исполняли женщины. В репертуаре кабуки в основном были комические сцены из повседневной жизни. Постепенно выступления приобретали всё большую популярность, стали появляться аналогичные труппы в других городах.
Исполнительницы кабуки не отличались скромностью и пользовались большим спросом среди мужского населения, выступления посещали не только простолюдины, но и лица самурайского сословия. Кабуки стал распространенной формой развлечения в районе красных фонарей в Эдо. Здесь всегда можно было встретить известных актеров, услышать новую захватывающую музыку, увидеть последние тенденции моды. Классовые границы стирались на фоне выступлений онно-кабуки, но часто возникали стычки и потасовки, в скандалы были вовлечены в том числе и государственные деятели. Все эти беспорядки привели к тому, что в 1629 году сёгунат запретил онно-кабуки (женское кабуки), предполагается, что помимо скандальной репутации театра сёгунат был обеспокоен тем, что в пьесах освещается жизнь обычных людей.
На смену женскому кабуки пришли юноши, которые быстро освоили мастерство предшественниц и дополнили представления акробатическими трюками, характер представлений изменился и от танцевального направления перешли к драматическому искусству. Но так как нравственная сторона театра кабуки не изменилась, в 1652 году выступление юношей на сцене было запрещено. Учитывая большую популярность театра его нельзя было закрыть и на сцене стали играть зрелые мужчины, появился новый вид кабуки, более утонченного и стилизованного — яро-кабуки (плутовской кабуки). До этого времени театр всё ещё не использовал литературные произведения и был призван показать красоту и мастерство исполнителей. С уходом юных актрис и актеров из кабуки спасти театр мог только сюжет пьесы, поэтому театральное действие быстро стало наполняться литературными произведениями.
До XVIII века театр кабуки процветал, но позднее интерес публики к театру пропал. В период эпохи Мэйдзи (1868—1912гг.) Япония вынуждена была открыться миру, это было время больших перемен во всех сферах жизни Японии, не исключением стал и театр кабуки. С приходом всего европейского ему грозила реальная перспектива разрушения. Морита Канъя, владелец большого театра в Эдо, произвел реконструкцию театра под европейский стиль, призвав на помощь все связи добился того, что императорская чета посетила кабуки, театр в глазах общественности поднялся на ступеньку выше.
В период с 1912 года до второй мировой войны, несмотря на разрушения вследствие сильных землетрясений, кабуки успешно продолжал свою деятельность и даже гастролировал за рубежом.
После войны оккупационные власти признали театр кабуки антидемократическим и поставили ряд жёстких условий для его дальнейшего существования. Большинство пьес было запрещено, новые пьесы были ограничены по количеству и кроме этого должен был представлен перевод на английский язык. Большинство выдающихся актеров кабуки умерли или погибли во время войны. Театр переживал тяжелые времена, несмотря на такое плачевное положение уже с сентябре 1945 труппы начали давать представления. Правительство Японии как могло поддерживало и помогало деятельности традиционных театров.
Зарождение кабуки
Кабуки — национальный театр Японии — зародился достаточно давно, ещё в начале XVII века. Хотя его появление изначально было связано с выступлениями на благо храмов, он быстро превратился в народный. Не без помощи частных меценатов.
Кабуки долгое время был синонимом оригинальности, красочности и нескромности. Танцовщиков кабуки можно было увидеть издалека: их отличали волосы, собранные не по традиционным японским канонам, заморские кресты на шее и особый стиль походки. «Модерн» в его прямом понимании.
Положила начало этому виду театра храмовая танцовщица Окуни. Сначала это были просто танцы, самым популярным из которых был нэмбуцу-одори — молитвенная буддистская пляска.
Впоследствии она разнообразила свой репертуар танцами Яякко-одори и Охараги-одори. Для разнообразия, Окуни периодически переодевалась в мужчину и разыгрывала какие-нибудь сцены прямо во время танца.
Кабуки в наши дни
В наши дни кабуки самый востребованный из классических театров Японии, зрители охотно идут на представления. Кроме традиционных мужских трупп после войны появилась женская труппа кабуки Ичикава Кабуки-дза, но достигнуть мастерства, которое оттачивалось актерами мужчинами на протяжении 400 лет женщинам не удалось. Актеры кабуки снимаются в кино и являются частыми гостями в телевизионных передачах.
Внедрение наушников в театре в 1975 году, в том числе с переводом на английский язык в 1982 году позволило поддерживать интерес иностранцев. С 2005 года стали выпускать и продавать кабуки фильмы. Театры активно гастролируют по Азии, Европе и Америке. Основательнице жанра Идзумо-но-Окуни в 2002 году, к 400-летию образования кабуки в Киото был поставлен памятник.
Сегодня крупные и известные театры кабуки расположены в таких городах как Токио, Киото, Осака, Фукуока. Архитектура театра это отдельная тема разговора и об этом будет в последующих статьях. Так же очень большая и интересная тема об актерских династиях театра кабуки. В ближайшее время я об этом напишу на страничках своего сайта. До новых встреч.
Роковой XX век
Большой удар по кабуки нанесли и войны: японо-китайская и русско-японская. Вокруг этих событий было столько ажиотажа, что тут же вылилось в искусстве: начиная с газетных статей, заканчивая театром.
Пьесы для кабуки стали поступать не только от Мокуами и Каватакэ, но и от других литераторов, которые до этого никак не были связаны с театром. Мэйдзинская версия театра кабуки окончательно исчезла в первое десятилетие XX века. Во всю развернулась борьба между Литературным обществом и Свободным театром.
Постепенно кабуки стал терять свой привычный облик: появились новые актёрские приёмы, которые разбавляли традиции старой школы. Более того, появилась , которая прибрала к рукам все токийские театры. Кабуки перестал быть народным театром, окончательно став коммерческим.
Япония, долгое время пребывавшая в изоляции от остального мира, открыла для себя много нового, в том числе и в искусстве. XX век для театра кабуки стал роковым, постоянно приходилось бороться с европейскими видами театра: оперетта, массовый театр, кино и т. д. Всё это отодвинуло его на второй план, оставив ему небольшую нишу среди других видов традиционного театра: ноо, бунраку и других.
Виды постановок
В Кабуки можно увидеть три разновидности постановок:
- Дзидай-моно. Эти пьесы освещают период с 15 по 17 века и обычно посвящены каким-либо историческим событиям, произошедшим в реальности. Дзидай-моно повествуют о подвигах великих воинов и носят трагическую окраску;
- Сэва-моно. В основе постановок сюжет о благородном герое, куртизанке, которая борется за его любовь, и ее сопернице;
- Сесагото. Представления, в которых на первый план выходит музыкальное сопровождение. Сюжет их обычно прост. Он повествует о двух влюбленных, которые волей обстоятельств не могут быть вместе. В конце представления герои совершают самоубийство. Долгое время в Японии были запрещены пьесы Сесагото, так как некоторые молодые люди брали пример с главных героев.
Традиционный японский театр Но.
Важная роль отводилась музыке в традиционных видах японского театра, который возник в эпоху раннего средневековья и является интереснейшим проявлением национальной японской культуры. Театральные преставления в Японии – это синтез музыки, текста, актёрского мастерства и танца.
Считается, что театр Но возник из более древних представлений религиозного характера, посвященных богине Солнца, проводимых когда-то под священной сосной синтоистского храма в городе Нара. Связь театра Но с этими ритуальными мистериями прослеживается в традиционных декорациях, на которых изображается сосна (символ вечности и неизменности).
Кроме этой декорации на сценической площадке ничего нет. Пол её отполирован до зеркального блеска, что вынуждает актёров, выступающих в белых носках, весьма своеобразно двигаться – скользящим, плавным шагом. Под помостом установлены пустые кувшины, которые, выполняя роль своеобразных резонаторов, многократно усиливают звучание каждого слова и движения, совершающихся на сцене.
Все роли исполняют только мужчины. (Интересно, что зрителей Но нисколько не смущает, что у героини спектакля низкий мужской голос).
В состав актёров в некоторых спектаклях вводится ребёнок, который играет роль императора. Эта традиция появилась в Японии в XIV веке, в связи с запретом изображать на сцене особ царского дома.
Что касается содержания пьес, то они всегда основывались на древних легендах, известных романах и других сюжетах, уже существовавших, и известных заранее зрителю. Это обусловило специфику развития действия в театральных постановках Но. Вся история на сцене не показывалась, разыгрывалась лишь та её часть, которая была ключевой в жизни главного героя.
Обычно, это происходило в два этапа. Сначала некий странник (очень часто буддйский монах) встречает главного героя (обычно это легендарная личность) и задаёт ему некие наводящие вопросы, о том, кто он, какова его история. А вот во второй части перед нами появляется иной вариант сущности главного героя (призрак, божество, дух, демон и т.п.) и рассказывает, что же с ним некогда произошло.
Зрительный зал
Сцена в театре Кабуки для европейского зрителя выглядит непривычно. Она представляет собой длинный помост из дерева, тянущийся через весь зал.
Декорации, которые называют одогу, достаточно сложны. Это могут быть платформы со ступенями, люки и крутящиеся стены и ширмы. Благодаря этому удается создавать всевозможные эффекты, например, внезапные исчезновения или появления персонажей.
Все предметы на сцене должны быть меньше своих размеров в реальной жизни. Они выступают в качестве символов и не должны отвлекать внимание зрителя.
Актеры появляются из ханамити — специального строения, расположенного с левой стороны от помоста. Ханамити используется для достижения драматического эффекта, например, для передачи трагизма расставания персонажей. В переводе с японского «ханамити» обозначает «тропа цветов».
Персонажи Кабуки
Героев представлений можно разделит на несколько категорий:
- «Татияку» – смелый, благородный молодой мужчина, который может быть либо воином, либо влюбленным в прекрасную даму героем;
- «Катакияку» – антагонист пьесы. Противостоит главному герою, отличается хитростью и коварством. Иногда Катакияку раскрывают как положительного персонажа, который в силу обстоятельств вынужден совершить нелицеприятный поступок;
- «Докэката» – комик, который вносит в действие юмор и смешит зрителей;
- «Кояку» – персонаж, роль которого исполняет ребенок;
- «Оннагата» – собирательное название для всех женских образов. Это может быть пожилая мудрая дама или юная девушка, воительница или супруга одного из персонажей.
Появление каждого персонажа имеет символическое значение. Зритель по позам, оттенкам, использованным в макияже, а также по положению рук должен сразу угадать характер героя и его место в предстоящей пьесе.