Известно, что Япония – одна из ведущих стран мира в области науки и техники, международной политики и торговли. Но, несмотря на экономическое чудо, произошедшее в этом государстве после Второй мировой войны, ее народ до сих пор сохранил свою неповторимую самобытность. Именно она существенно отличает японцев от остального мира. Да, их культура многое позаимствовала у других народов. Но они с успехом сумели приспособить все новшества под свои традиции. Однако неизменной культурной основой Страны восходящего солнца до сих пор остается исконная религия японцев.
Народные верования
Несмотря на высокое развитие информационных технологий, для жителей западных стран японская культура до сих пор остается загадкой. Особенно это касается старинных верований. Если спросить, какую религию исповедуют японцы, то многие ответят, что буддизм. Но это утверждение не совсем правильно, так как данное вероучение проникло на острова из Китая лишь в VI веке. Именно тогда на эти земли стали приезжать первые буддийские монахи. Они привозили с собой священные книги, написанные на их родном языке. Возникает следующий вопрос: какая религия у японцев была до появления буддизма?
Учеными доказано, что изначально у каждого народа существовали свои верования, которые подразумевали определенную религиозную практику, никак не связанную с церковной иерархией. Это был целый ряд действий и представлений, которые основывались на суевериях, предрассудках и т. п.
Синтоизм в Японии
Религия Японии синтоизм гласит, что божество можно вызвать возле священного места двойным хлопком в ладоши. Кровавые жертвоприношения в Японии не практиковались, каждый обряд был направлен на развитие дружелюбных отношений с природой и окружающим миром.
Учение синтоизма основывается на:
- Вере в одухотворенность природы. Японцы считают, что жизнь есть в каждом объекте и субъекте природы, будь то камень или растение.
- У каждого предмета есть душа – ками.
- Камни – покровители родов и семей. Вообще, камни у японцев олицетворяют не только род и семью, но и вечность (коренное население Японии верит, что после смерти душа человека заключается в камне для того, чтобы охранять свой род).
- Главный духовный принцип жизни – единство с природой и людьми. Материальный мир считается единственным местом, где люди и природа могут взаимодействовать.
- В синто нет разделения на добро и зло, как это можно наблюдать в других религиях. Например, противостояние тигра и его добычи – это естественный процесс для японцев, по этой причине они не клеймят тигра «злым» за его желание кушать.
Традиционные верования японцев берут свое начало с 4-3 тыс. до н.э., когда на территорию современной Японии пришли первые племена монголов. Примитивные верования, основанные на тотемизме, анимизме и магии находились в законсервированном виде до 7 века, пока их не укомплектовали в философское течение – синтоизм. Одновременно с формированием государственной религии синто в Японию пришло другое учение – буддизм.
Древние культы
В Японии издавна поклонялись различным живым существам. Одним из самых распространенных являлся культ лисицы. Божеству в образе этого животного с человеческим телом и разумом посвящали специальные храмы, дошедшие и до наших дней. Там до сих пор собираются люди, обладающие так называемой лисьей натурой. Впадая в транс под звуки барабанов и истошные завывания священников, они думают, что в них вселяется священный дух, посылающий им дар провидцев, способных предсказывать будущее.
Кроме лисицы, японцы поклоняются и другим живым существам, к примеру, змеям, черепахам, стрекозам и даже моллюскам. Вплоть до недавнего времени главенствующим животным считался волк. Его называли духом гор Оками. Крестьяне обычно просили его о защите посевов и самих себя от различных бед и напастей, рыбаки – о ниспослании попутного ветра и т. д. Но какому бы животному ни поклонялись древние и современные островитяне, это всего лишь верования. О том, как называется религия японцев на самом деле и что она собой представляет, попробуем разобраться в данной статье.
Христианство
Христианство пришло в Японию в середине XVI века, вместе с католическими миссионерами Франсиско Хавьера. Знаменитый японский военачальник и князь Ода Нобунага поддержал христиан и сам принял эту веру, так как нашел в них материальную опору (поставки огнестрельного оружия) для борьбы со своими врагами.
После прихода к власти клана Токугава с христианами стали безжалостно бороться. Христианство было запрещено до Реставрации Мэйдзи в 1867 году, когда была объявлена свобода совести.
В настоящее время около одного процента населения Японии считают себя христианами. Тем не менее, такой атрибут христианства как “венчание” становится сейчас все более и более популярен, так как оказывается намного дешевле свадьбы по традиционному обряду. Многих из участвующих в христианских обрядах привлекает не религиозная, а эстетическая сторона богослужения. Поэтому неожиданно значительной популярностью в Японии пользуется православие.
Синто – путь богов
По всеобщему признанию ученых, древняя религия на островах Японии развивалась отдельно от китайской, и достоверных источников ее возникновения до сих пор не найдено. Называется она синто, или путь богов. По правде сказать, для большинства японцев не столь важно происхождение и суть данной религии, для них она одновременно является традицией, историей и самой жизнью.
Синто можно сравнить с древней мифологией, а смысл и цель самого синтоизма заключается в утверждении самобытности культуры Японии и божественного происхождения ее народа. Согласно этой религии, сначала появился император (микадо), являющийся потомком небесных духов, а затем и каждый из японцев – его отпрысков (ками). В этом случае объектом поклонения считаются предки, точнее, души умерших покровителей семей.
Японские религии — общие черты
Согласно данным последнего социологического опроса, на 2010 год 100 с лишним миллионов японцев причисляли себя к синтоистам, 85 миллионов — к буддистам, а 1,9 миллиона человек заявили о приверженности христианству. При этом общая численность населения Японии на тот момент составляла 128 миллионов человек. Ситуация, при которой число верующих превосходит население страны, немыслима для западных культур и совершенно естественна для Японии. Даже будучи христианином, японец не отказывает себе в удовольствии поучаствовать в синтоистских празднествах или попросить у Тэндзин — божества, покровительствующего образованию и ученым, —помощи при сдаче экзаменов.
Несмотря на существенные ритуальные и доктринальные различия, синтоизм и японский буддизм имеют несколько общих черт. К ним относятся: политеизм, отсутствие канонического текста, развитый культ предков, наличие местных культов, тесная связь ритуалов с аграрным циклом, отсутствие доминирующей школы, установка на извлечение «выгоды в этом мире» (гэндзэ рияку). Разумеется, различий между синто и буддизмом куда больше. Так, уже в Средневековье складывается некоторое разделение ритуальных обязанностей между буддийскими монахами и синтоистскими жрецами, сохраняющееся в общих чертах и по настоящее время. Рождение ребенка сопровождается отправлением синтоистских обрядов, тогда как похоронами занимаются буддийские монахи.
Письменные источники
Основными религиозными документами синтоизма являются два сборника мифов – Нихонги и Кодзики, написанные придворными императора после 712 года, а также подробные инструкции с древними молитвами и ритуалами – Энгисики. Историки считают, поскольку данные письменные источники появились намного позже событий, о которых идет речь, там могут быть несколько искажены первоначальные духовные практики и верования синтоизма. Но, как бы то ни было, из них видно, что древние японцы, религия и традиции которых были сосредоточены в основном вокруг их семьи и рода, а также земледельческих праздников, боготворили жизнь.
Шаманы, которые выполняли обязанности служителей культа и разговаривали с верующими от имени предков (ками), считались воинами, сражавшимися со злыми духами. Они вызывали богов, используя при этом Кагура – традиционные для этой религии священные танцы, исполняемые молодыми девушками. Можно с уверенностью сказать, что многое из традиционного японского искусства, музыки и литературы своими корнями восходит именно к древним шаманским ритуалам синтоизма.
Конфуцианство как «подобие религии»
Как указано выше, особенностью японского отношения к религии считают «нерелигиозность» либо же трактуют японские верования как «естественную религию». Ещё одним аспектом, в котором можно рассматривать японскую религиозность, является привычность для японцев, не очень-то воспринимающих «религию» в узком понимании этого слова, таких систем, которые являются своего рода «подобиями религии».
Возьмём, к примеру, конфуцианство. Японцы очень ценят вежливость. Они перед всеми кланяются, и думается, что в этом сильно проявилось конфуцианское влияние. Кроме того, японцы используют особый языковой стиль — вежливую речь. Начиная со средней школы стиль речи, употребляемой в отношении других учеников старше и младше себя, различается всё сильнее, и это накладывается на систему почитания старших и заботы о младших. Почитание предков — также черта конфуцианства. Выше мы говорили, что погребальная церемония и посещения могил относятся к сфере буддийских ритуалов, но они несут и конфуцианский отпечаток. Называть ли конфуцианство религией или нет, зависит от определения термина «религия», но почитание «воли Неба», уважение последовательности передачи жизни от предков к потомкам, признание важности социального порядка, освящённого этикетом, — всё это можно рассматривать как религиозные проявления. Кроме того, можно сказать, что в Восточной Азии европейскому слову «религия» более всего соответствовало слово «путь», и японцам XVII-XVIII веков «путь» указывали как буддизм, так и конфуцианство.
Базовые религиозные концепции
Очень интересным является взгляд на мир, который сумели сформировать верующие японцы. Религия синтоизма базируется на пяти основных концепциях, и первая из них звучит так: мир создал не бог — он возник сам по себе, и он не просто хорош, а совершенен.
Вторая концепция воспевает силу жизни. Согласно японской мифологии, первый секс произошел между божествами. Именно поэтому мораль и физическая близость между мужчиной и женщиной в сознании японцев никак не связаны между собой. Из этого следует, что все естественное должно уважаться, а все «не чистое» — осуждаться, но при этом все можно подвергнуть очищению. Благодаря таким убеждениям японцы склонны адаптировать практически любую модернизацию, очистив и скорректировав ее согласно своим традициям.
Третья концепция синто – единство истории и природы. Данная религия японцев не разделяет мир на живое и неживое, т. е. в человеке, животном или любой вещи живет ками. Это божество обитает не в потустороннем мире, а живет вместе с людьми, поэтому верующим не нужно искать спасения где-то еще — оно постоянно находится рядом, в повседневной жизни.
Четвертая концепция – это многобожие. Так как синто тесно связан с родовыми божествами, он появился из культов, воспевающих природу конкретной местности. Различные колдовские и шаманские обряды лишь к V или VI веку стали понемногу приводить к известному единообразию, и то только тогда, когда император решил взять под контроль деятельность всех синтоистских святилищ. Тогда же специально созданный департамент составил список всех богов синто, которых оказалось ни много ни мало, а 3132! С течением времени их количество только увеличивалось.
Магия и религия Японии: две стороны одной медали
Многие религиозные ритуалы японцев носят не только сакральный, но магический смысл. Само существование магии в Японии (или веры в нее) подтверждается наличием на этой земле колдунов Оммедзи. Эти мастера умеют поддерживать равновесие вселенной, когда в ходе магических ритуалов влияют на ход событий земной жизни. Также таким людям приписываются способности предсказывать будущее. Согласно легендам они умеют творить магию наравне с ками и другими сверхъестественными существами.
Оммедзи совершают магические действия, используя пять элементов: металл, огонь, дерево, землю и воду. Многие из них берут плату за свои услуги. Конкуренцию им могут составить лишь жрецы «синто» и буддистские монахи. И то только в том случае, когда требуется изгнать нечисть из человека или жилища.
Есть свидетельства, что во все времена были такие люди, которых считали живым воплощением ками. Некоторые из них были особо приближены к императорской семье.
Люди, идущие путем Оммедзи, изучают буддизм, синтоизм и другие направления для практических действий, а не для философских измышлений. Помимо колдунов в японской мифологии много иных представителей магического мира, которые влияют на повседневную жизнь в разных областях.
Считается, что японские колдуны не имеют четкого деления на черных и белых. Но есть среди них и такие, которые выбирают путь света или тьмы, и придерживаются его до конца.
Ходят слухи, что монахи и жрецы разных конфессий также умеют делать множество необычных вещей. Но не развивают эти способности специально, а получают их, как побочный эффект от духовного развития.
Национальная религия японцев
Последняя концепция синто имеет национально-психологическую основу. Согласно ей, боги ками создали не всех людей, а исключительно одних японцев, поэтому чуть ли не с пеленок каждый житель Страны восходящего солнца знает, что он принадлежит к этой религии. Подобное учение сформировало две модели поведения. С одной стороны, ками связаны только лишь с японской нацией, поэтому будет выглядеть смешно и нелепо, если какой-либо иностранец начнет исповедовать синто. С другой же стороны, каждый верующий синтоист может стать приверженцем любой другой религиозной доктрины одновременно.
Секты
Уже в середине XIX века в Японии начался постепенный кризис традиционных религий. Синтоизм и буддизм перестают отвечать насущным религиозным потребностям многих (особенно молодых) японцев. Поэтому на сцену начали выходить разнообразные “новые секты” разной степени радикализма. Для них характерны безусловный культ Учителей – руководителей сект, упрощение богослужения и вероучения, готовность верующих отдать все, что у них есть (включая жизнь), на благо секты, фанатизм, нетерпимость к другим религиям, вера в скорый Конец Света.
Наиболее известной сейчас такой сектой является Аум Синрикё, основанная Асахарой Сёко. Впрочем, обычно секты не занимаются терроризмом и не особенно мешают жить тем, кто в них не входит.
Религиозная практика
Сразу нужно сказать, что жизнь синтоистов достаточно разнообразна, хотя и вращается в основном вокруг святилищ. Обозначениями священной земли являются тории, представляющие собой большие ворота, напоминающие по форме греческую букву «П» с двумя горизонтальными реями. Далее, по пути к главному зданию святилища, обязательно будут расположены специально подготовленные места, предназначенные для омовений верующих.
Создавая свои ритуальные сооружения, японцы, религия которых, как выяснилось, значительно отличается от других вероисповеданий, разделяют их на несколько зон. На почетном месте всегда располагают синтаи (воплощение ками). Им может быть меч, какая-либо драгоценность или зеркало. Стоит отметить, что само синтаи – это не объект поклонения: верующие молятся божеству, обитающему в этом предмете.
Ритуал очищения
Пожалуй, серьезнее всего к нему относятся именно японцы. Религия синто по традиции требует особой чистоты. К примеру, женщина, которая идет на поклонение, не доходя до главного святилища, должна остановиться, чтобы совершить ритуальное омовение. После этого она возжигает благовония или делает приношение, опуская монетку в специальный ящичек для пожертвований.
Подойдя к святилищу, женщина должна повернуться к алтарю лицом и, склонив голову, дважды хлопнуть в ладоши, а потом сложить руки перед лицом ладонями вместе. Этот ритуал предназначен для призвания ками, однако его можно совершать и дома. Дело в том, что во многих японских домах есть ками-дана – маленькие семейные алтари, где проводят ритуал почитания предков.
Религиозные торжества
Главным праздником синтоизма считается ежегодный мацури, который в некоторых храмах может отмечаться и дважды в году. В это слово вложено понятие обо всей ритуальной системе, куда входит не только религия японцев, но и уклад их жизни. Обычно эти народные гуляния связывают с уборкой урожая или началом сельхозработ, а также с любой памятной датой, связанной с историей самого святилища или местного божества.
Надо сказать, что японцы, религия которых столь демократична, очень любят устраивать пышные празднества. О них служители храмов оповещают заранее всех без исключения, поэтому праздники мацури всегда собирают большие толпы людей, с удовольствием участвующих как в церемониях, так и в многочисленных развлечениях. Некоторые святилища даже устраивают торжества сродни красочным карнавалам.