Реформы Тайка и утверждение раннефеодального государства в VII веке

Определение 1

«Реформы Тайка» – это великие перемены, масштабные социально-политические преобразования в японской истории, проводились они в VII-VIII веках под руководством принца Нака-но Оэ. Свое название реформы получили согласно девизу императорского правления Тайка.

Главной целью реформ Тайка было преобразовать Японию в монархию, создать централизованной государство во главе которого будет стоять император, как в китайской империи при правлении империи Тан.

Предпосылки

В начале VII века в Японии возникает кризисная обстановка, основная ее причина — борьба за обладание зависимыми крестьянами и землями, борьба за власть над еще свободными общинниками между правителями Ямато и новой знатью, которая сформировалась в VI-1/2 VII в.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Японские реформы Тайка 460 руб.
  • Реферат Японские реформы Тайка 230 руб.
  • Контрольная работа Японские реформы Тайка 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Главной предпосылкой к проведению реформ стало свержение в 645 году диктатуры рода Сога и приход к власти оппозиции, после чего императором был выбран Котоку. Спустя год он издаёт целый ряд указов, указы о замене частной собственности на землю, вводит систему выдачи государственных земель для крестьян, также вводит систему налогов и повинностей.

Ссылки

  • [www.world-history.ru/countries_about/406.html Япония. Реформы Тайка] (рус.). Проверено 1 декабря 2010. [www.webcitation.org/67ZsUftCl Архивировано из первоисточника 11 мая 2012].
  • [bse.sci-lib.com/article108479.html Тайка] (рус.). БСЭ. Проверено 1 декабря 2010. [www.webcitation.org/6Bh5pQOp6 Архивировано из первоисточника 26 октября 2012].
  • К. А. Попов.
    [kosarev.press.md/Yamato-Popov.htm Ямато (Япония) VII в.] (рус.). Проверено 1 декабря 2010. [www.webcitation.org/67ZsWFmsH Архивировано из первоисточника 11 мая 2012].
Это заготовка статьи по истории Японии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Основные направления реформ Тайка:

Главные цели реформ:

  • создание централизованного государства;
  • основание столицы государства;
  • унифицировать управление провинциями;
  • ввести новую систему налогов;
  • составить кодекс законов;
  • построить дороги и провести перепись.

Может показаться, что Япония попросту копировала китайскую систему, но на самом деле японцы хоть и быстро освоили китайскую практику, они всё изменяли под себя, что-то вовсе отвергали, так японцы отказались от сложной китайской систему назначения на высокие должности через прохождение экзамена, так как не могли отказаться от укоренившегося в Японии принципа наследования.

Японские традиции не признавали передачи полномочий в случае неграмотной политики императора, так императоры Ямато правили страной лишь потому, что их происхождение считалось божественным.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Эдикт Тайка

Преобразование правительства страны началось еще в 645 году, а в 646 году был издан знаменитый эдикт Тайка или как его еще называют «Великие реформы».

Определение 2

Эдикт — это нормативный акт, указ.

Содержание эдикта сводилось к следующему:

  1. Группы «одноименные» и «наследственные» (минасиро и микосидо) упраздняются, самовольно присваивать земли запрещается.
  2. Во все провинции назначаются императоры.
  3. Следует провести перепись населения, привести в порядке счетную книгу и регулировать распределение земель.
  4. Старые налоги и отработка отменяются и вводится новая система налога, согласно этой системе шелк и любые другие произведенные товары могут приниматься в уплату налога вместо отработки. Выплаты необходимо осуществлять фиксировано, согласно количеству домов, в некоторых случаях допускается уплата налога рисом.

Согласно самой первой статье эдикта, местные магнаты лишаются самовольно присвоенных земель и крепостных крестьян, отметим, что для того времени такое решение было очень опасным шагом, поэтому взамен самым влиятельны и богатым семьям были предложены посты и чины и соответствующее их статусу вознаграждение.

Согласно второй статье во внутренние и внешние провинции Японии назначаются губернаторы, которые должны следить за порядком, строить дороги, развивать коммуникации между провинциями, так как сообщение было налажено плохо и перемещение между провинциями было сложным и достаточно опасным, по этой причине было сложно собрать налоги с отдаленных районов, которые кишели бандитами.

Третья и Четвертая статья касались налоговой системы, внедрения единой система налогообложения, чтобы местные чиновники не присваивали себе продукцию, которая положена императору.

Реформы Тайка сформировали централизованное государство Высший совет (дайдзёкан) возглавил восемь ведомств, которые состояли из разных отделов и занимались делами при дворе императора, делами гражданского населения, а также полиции и армии. Часто назначаемые губернаторы превращали свои должности в пожизненные, так как имели связи при дворе императора.

В период реформ в Японии была создана единая армия на основе обязательной воинской повинности для подавления восстаний, беспорядков, а также для увеличения территорий страны за счет вытеснения племен селившихся на островах Хонсю и Кюсю.

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Н.И. КОНРАД: ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО ПЕРЕВОРОТА ТАЙКА, 645 г.)

***** ******* *****

Сегодня мы начинаем публикацию малоизвестной работы классика отечественного японоведения Николая Иосифовича Конрада. Раритетный текст воспроизводится с соблюдением особенностей подлинника по машинописной копии под названием

Проф. Н.И. Конрад. Лекции по истории Японии (1936/1937 уч. год.). Московский институт Востоковедения им. Нариманова при ЦИК СССР. Москва, 1937 г. (на правах рукописи)

Подготовка текста и публикация Марии Щербаковой.

Надеемся, что публикация будет полезна всем интересующимся историей Японии.

ДРЕВНЕЙШИЙ РОДОВОЙ СТРОЙ

ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЯПОНИИ (часть 1)

Изложение содержания какого-нибудь периода японской истории должно опираться на изучение источников, относящихся к этому периоду. Это положение остается верным и для древней эпохи: и здесь мы должны такие источники найти и на них основывать наше изучение. Древний период заканчивается в середине VII в. Начало же его восходит к очень отдаленным временам. Какими же источниками мы обладаем для изучения древней истории Японии?

Совершенно естественно, что в самом начале своей исторической жизни народ еще не имеет письменности. Ожидать поэтому наличия письменных источников, возникших в эпоху первобытного коммунизма и даже раннего родового строя, — совершенно невозможно. Письменность появляется обычно сравнительно поздно, когда уже первые этапы исторического развития пройдены.

Как известно, появлением у себя письменности японцы обязаны Китаю: ими были усвоены китайские иероглифы, и впоследствии на основе этих иероглифов была выработана в дополнение к ним слоговая азбука «кана» — в двух графических вариантах — «катакана» и «хирагана», сведенных в две алфавитных системы — «годзюон» (для катакана) и «ироха» (для хирагана). До появления этой китайской иероглифической письменности никакой своей письменности у японцев не существовало. Правда, археология обнаруживает наличие в глубокой древности примитивных знаков, которые могут считаться первым шагом по пути к изобретению письма: это — рисуночное письмо и условные значки. Первые обнаружены на древних металлических гонгах и на стенах пещер (в пров. Коти); вторые на глиняных сосудах, найденных в древних пещерных жилищах (в преф. Сайтама). Но это еще не письмо, а только его зародыши, не получившие к тому же на японской почве развития. Кроме того, кое-где обнаружены следы знаков, более похожих на письменные, что дало повод некоторым японским исследователям еще в период феодализма (например, Хирата Ацутатакэ, 1776–1843) утверждать, что в Японии, в самую древнюю эпоху, в т. наз. «век богов» существовали свои письменные знаки, которые они и назвали «письмом века богов». Однако, ближайшее исследование этих знаков установило, что эти знаки принадлежат к другим древним системам письменности (к древне-корейской, м.б. к древне-турецкой) и попали в Японию благодаря появлению на японских островах групп, принадлежащих к другим народностям. К тому же и эти знаки не получили никакого развития.

Таким образом, письменность в Японии появилась благодаря Китаю, а также благодаря Корее, служившей проводником китайской культуры. Когда эта китайская письменность была занесена? Обычная традиция, идущая от хроник VIII в. — Кодзики и Нихонги, считает, что иероглифы впервые попали в Японию в 404–405 г. В 404 году из Кореи ко двору японских царей будто бы прибыл некий Атики, который «хорошо умел читать китайские книги» и стал обучать китайской грамоте наследного принца. В 405 году из Кореи прибыл уже «ученый» — Вани, которому было передано обучение царских детей.

Разумеется, эти факты не могут считаться началом китайской письменности в Японии: это скорее указание на ее официальное признание при дворе японских царей. Проникновение же ее относится, по-видимому, к II–III в., когда отмечаются оживленные сношения с Кореей и Китаем.

Появление письменности повлекло за собой появление письменных памятников. Наиболее древними — из числа дошедших до нас — являются надписи (стэлы) в некоторых буддийских храмах (напр., Хорюдзи в Нара), «Закон» принца Сётоку-тайси (604 г.), две исторических хроники — Кодзики (712) и Нихонги (720), географически-этнические описания различных местностей — Фудоки (VIII в.), хроника Когосюй (808 г.). Стэлы — и по своей малочисленности, и содержанию — не имеют значения для истории: «Закон» Сётоку-тайси (всего 17 статей) известен только помещенным в позднейшие памятники. Поэтому историк древней Японии располагает только Кодзики, Нихонги, Фудоки и Когосюй, т. е. памятниками, возникшими в VIII–IX в.

Самыми важными из них являются Кодзики и Нихонги. Но это — произведения VIII века, и если они говорят о современных им событиях, то эти события относятся не далее, как к концу VII-го, началу VIII века. О более ранних эпохах, эпохах древнейших они не говорят непосредственно. Поэтому хрониками Кодзики и Нихонги — с точки зрения реконструкции древнейшей истории Японии — мы можем пользоваться только в том случае, если удастся отделить все позднейшее и вскрыть те сведения о ранних эпохах, которые, может быть, там есть. Приходится, поэтому искать, нет ли каких-нибудь других письменных источников, которые непосредственно говорили бы о Японии более ранней эпохи, которые сами появились бы в эту эпоху. И такие есть: это — китайские источники. Японской наукой произведена большая работа по выяснению того, где, в каком китайском памятнике что-либо пишется о Японии. Сейчас можно точно перечислить те китайские исторические памятники, в которых встречаются те или иные сведения о Японии.

Самый ранний материал встречается в Цянь-Хань-шу, т. е. истории Первой Ханьской династии (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.). В истории этой династии содержатся первые упоминания о Японии. Причем эти упоминания относятся к Японии I века до нашей эры.

Некоторые сведения содержатся также и в Хоу-Хань-шу, т. е. в истории Второй Ханьской династии (25-220 г.). Эти сведения относятся к Японии I–II в. н. э.

Третий китайский памятник — это т. н. Вэйчжи. Это — история царства Вэй, которое существовало в Китае в III в. н. э. В этой истории имеется специальная глава о так называемых «Важэнь», т. е. о японцах. Это самое подробное описание Японии, которое существует в китайских источниках, и которое отличается максимальной достоверностью.

Далее идет Сун-шу — история Сунского царства, которое существовало в Китае в V веке. «История царства Сун» содержит упоминание о Японии тоже V века. Таким образом, китайские источники дают сведения о Японии, начиная с I века до н. э.

Что дают эти китайские памятники? Из сообщений Цянь-Хань-шу, книги, которая дает сведения о Японии приблизительно около н. эры, наиболее важно следующее:

«Они (Важэнь) распадаются на более чем 100 государств. Они ежегодно приезжают к нам и проносят нам дань».

Из сообщений Хоу-Хань-шу, говорящей о I–II в. нашей эры, важны упоминания о том, что из Японии приезжают послы к Ханьскому двору. Одно из таких посольств, относимое Ханьской хроникой к 57 г. имеет особое значение. Хроника рассказывает, что это было посольство из «страны Идо», и что Ханьский император Гуан-у пожаловал царю этой страны золотую печать. И вот, в 1784 г. в Канодзаки, в уезде Нака в пров. Тикудзэн на о. Кюсю одним крестьянином была найдена в земле старинная золотая печать с корейской надписью: «Хань — царю страны Идо». Известно, что «Идо» — старинное название того района Кюсю, где была найдена печать. Все это заставляет думать, что посольство 57 г. — действительный факт, а это в свою очередь заставляет относиться к показаниям китайских хроник с большим доверием.

Под 107 годом имеется упоминание о том, что послы, прибывшие из Японии, поднесли от имени царя 160 рабов. В Вэйчжи сообщаются уже подробные сведения о стране Яматай, которую японские историки отождествляют с Ямато. Правда, о месте этой страны Ямато идет большой спор. Одни полагают, что страна Ямато находилась на острове Кюсю, другие — в Кинай. Однако больше оснований считать Ямато в районе Кинай. В описании Вэйчжи самое интересное для нас — некоторые указания на государственный и социальный строй, бывший тогда в Японии. Вэйчжи рассказывает о государстве, во главе которого стояла царица, именуемая Химико. Описывается двор этой царицы, сообщается, что у нее более тысячи рабынь, описывается ее дворец, говорится о том, что в этом дворце стоит многочисленная стража и т. д. Сообщается, что эта царица Химико завоевала окружающие государства и во главе этих завоеванных стран (куни) поставила своих наместников.

Значение реформ

Таким образом, основной целью всех статей эдикта Тайка было перераспределение экономической власти в пользу правительства. Реформы Тайка превратили Японию в «правовое государство», увеличили роль императора и понизили роль родовой и титульной системы правления, в результате реформ в Японии при дворе императора появляется новая аристократия и был заложен фундамент японской государственности.

Вместе с последующим законодательством реформы закрепили уже сформировавшиеся новые социальные отношения, становление раннефеодального монархического строя с существующей в нем земельной и сословной иерархией, это время, когда завершает свое формирование японская народность.

Государственное землевладение в тех исторических условиях долго не продержалось, феодальные формы частной земельной собственности оказались более живучими, не пригодилась Японии сложная китайская административная система, которая в итоге была заменена на более простую и эффективную для феодальной эксплуатации крестьянства.

Однако, после смерти императора в 671-672 гг. в Японии разворачивается вооруженный конфликт между двумя принцами, которые претендовали на престол. В войне выражалось отношение к реформам Тайка: половина местной знати и населения страны были недовольны стремительным преобразованием страны в подобие китайской империи, учитывая это новоиспеченный император (один из принцев) внес поправки в государственную систему управления, установил новую систему продвижения чиновников, которая зависела от их деятельности.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]