Сиракава-го: самая известная деревня Японии


В 1935г. немецкий архитектор Бруно Таут совершал большое путешествие по Японии. В этой удивительной стране целых три года он искал вдохновение и забирался в самые отдаленные и невероятные уголки. О пережитом и увиденном Бруно вскоре написал книгу, которая навсегда изменила жизнь одной маленькой деревушки…

Камера хранения Гассё Смотровая Музей Мёзендзи Где поесть Дом Вада Когда ехать Как добраться На машине Полезная информация

Спрятанная глубоко в горах, Сиракава-го приветливо встретила великого архитектора. Он настолько был поражен ее пейзажами и самобытностью, что не смог не поделиться своим восторгом с миром. И сегодня более полутора миллиона человек ежегодно приезжает в эту деревню. Чем же она могла так заинтересовать?

Что такое Гассё

Небольшие, аккуратные и очень живописные… Избушки с огромными соломенными крышами стояли по обе стороны дороги, эффектно выделяясь на фоне синих гор. И именно ради них сюда приезжают миллионы любопытных путешественников.

Расположенные в долине реки Шо и горных цепей Чобу, поселения Сиракава-го и Гокаяма долгое время находились изолированными от шумных центров. Основным ремеслом местных жителей было шелкопрядство. Мастерские они устраивали на многоэтажных чердаках своих домов, под массивной соломенной треугольной крышей, которая, к тому же, защищала зимой от обильных снегопадов. Снаружи такой дом напоминает сложенные в молитве руки, поэтому по-японски он называется «Гассё-дзукури». И это совершенно особый и уникальный стиль для Японии.

ПРИЯТНОГО ОТДЫХА: Ширакава-го, Гифу

Объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с присвоенным ему номером 734 являются японские деревни Сиракава-го (транслитерация с японского, а также фонетические особенности японского, английского и русского языков допускают чередование звуков [с] и [ш], таким образом, второй возможный вариант названия деревни — Ширакава-го), расположенная в префектуре Гифу, и Гокаяма (префектура Тояма)

Поселения получили столь высокий статус благодаря социальному взаимодействию, которое позволило сохранить культурное и историческое наследие, выраженное в зодческом ремесле. Традиционный уклад жизни и людская сплоченность веками оставались неизменны, и сегодня это восхищает и удивляет одновременно.

Самые высокие и узнаваемые японские дома

“Гассё-дзукури” (合掌造り), самые высокие и узнаваемые в Японии строения, нуждаются в особом уходе, необходимом для должного функционирования. В частности это касается обновления соломенного покрытия крыш — в этом деле участвуют все жители деревни, помогая друг другу, фактически сообща поддерживая целостность внешнего облика. Слово “гассё” в японском языке означает молитвенный жест, когда ладони прижаты друг к другу. Также можно провести аналогию со знакомым с детства выражением “я в домике”. Дословный перевод “гассё-дзукури” звучит как “взявшись за руки свои в молитве делании” — здесь даже на лингвистическом уровне видна заложенная в само понятие людская сплоченность.

Функционал высокой крутой двускатной крыши был заключен в защите дома от обильных снегопадов, характерных для горной местности. Угол ската позволял зимой быстро очищать её от снега, а в сезон дождей вода не застаивалась на поверхности укрытия — а скатывалась вниз. К тому же основание соломенной крыши, представляющее собой решетку из бревен, балок и прутьев, делало её очень прочной, чтобы выдерживать на себе толстый слой снега, который так сказочно выглядит на зимних фотографиях.

Традиционные японские дома принято называть “минка” (民家). Они существуют в различных вариантах, будучи обусловленными не только географией, но и стилем жизни людей. Гассё-дзукури приравнивают к особой зодческой школе, ведь дома строились из доступных и дешевых материалов, коими были дерево, бамбук, глина и солома. В минка с высокой крышей нет дымохода — за внутреннее отопление отвечал очаг, огонь в котором нужно было постоянно поддерживать. Помещения первого этажа обычно были жилыми, при этом отсутствовало деление на комнаты — ширмы играли роль стен, в то время как на втором располагались шелкопрядные мастерские.

Сегодня дома гассё-дзукури стали более современными внутри, однако сути это не меняет — жители деревень по-прежнему работают сообща, когда необходимо перестелить солому на крыше или помочь с уборкой снега. Подобный уклад жизни не менялся на протяжении 300-400 лет — именно таковым является возраст домов в Гокаяма и Сиракава-го. Людская сплоченность, верность традициям и желание сохранить исторический облик поселения (ведь многие здания и постройки действительно аутентичны) — превратили крестьянские деревушки в горах Японии в объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добуроку

Конец сентября — начало октября — время для фестиваля Добуроку в Сиракава-го. Осенний праздник приурочен к сезону сбора урожая и отмечается уже на протяжении более чем 1300 лет. В программу мероприятия входит не только праздничное шествие, но и фольклорные песни и традиционные танцы, которые можно посмотреть в храмах.

Люди обращаются к богам, прося о мире для деревни, о благополучии и безопасности для своего дома и об обильном урожае. В качестве подношения вышним предлагается одноименный с фестивалем напиток — саке Добуроку. Это “деревенское вино” также известно как нефильтрованное саке Нигори (濁り酒 — Nigorizake). Чаще всего его именуют “облачным саке” из-за характерного белого мутного оттенка, который получается в результате ферментирования.

Первоначально добуроку было распространено в крестьянских семьях, однако с течением времени превратилось в одно из традиционных направлений в изготовлении саке (даже несмотря на запрет, наложенный в период эры Мэйдзи[0], 1868-1912). Напиток обладает мягким сладковатым вкусом, отлично дополняет острые блюда и даже может быть десертным вином.

В 2010 году сакеварни в префектуре Акита предложили “темную” версию Нигори, добавив в саке пудру древесного угля.

Вероятно, название и фестиваля и напитка взаимосвязаны, поскольку тесно переплетены в историческом и культурном аспекте, включающим в себя сельское хозяйство и крестьянский быт, традиции и обычаи которого до сих пор бережно хранятся. В Сиракава-го можно посетить музей фестиваля — экспозиция рассказывает не только о самом мероприятии, но и демонстрирует то, как характерные для праздника ритуалы и обряды дошли до наших дней.

Смотровая

В Огимати сохранилось несколько десятков домов Гассё, многим из которых около 300 лет! Мне очень хотелось увидеть деревню целиком, поэтому, первым делом, мы поднялись на смотровую.

Сверху дома и улицы словно игрушечные. А еще отсюда прекрасно видны архитектурные особенности, которыми так восторгался Бруно Таут. Все дома продуманно смотрят в одну сторону, чтобы внутри было достаточно света и воздуха, а снег с крыши таял быстрее.

Кстати, если не хотите идти на смотровую 20 минут пешком, от остановки у Wada House (3 минуты от автовокзала) до Observation desk курсирует шаттл. Оплачивать наличными 200 Yen (≈ 1.8 USD) в автобусе. Отправляется каждые 20 минут с 9 утра до 15:40 дня.

Наверху есть рестораны и туалет. К слову, о еде и прочих радостях туристов… Почти все Гассё уже давно проданы инвесторам под гостиницы, кафе и сувенирные лавки. Но есть несколько музеев, в которые мы поспешили заглянуть перед обедом.

Музей Мёзендзи (Myozenji)

Дома внутри очень похожи и нет смысла заходить во все. Я бы даже сказала, что одного Мёзендзи было бы достаточно, т.к. это самое большое и интересное строение Сиракава-го.

Стоимость — наличными 300 Yen (≈ 2.7 USD). Часы работы: 8:30 ~ 17:00 (Апр-Ноя), 9:00 ~ 16:00 (Дек-Мар)

Около 200 лет в нем располагается местная святыня — храм Мёзендзи, а во второй части — «кури» — жили монахи. Этот пятиэтажный Гассё был построен за три года из японского кедра и без единого гвоздя! А огромную соломенную крышу одновременно покрывали сто-двести работников. Менять солому нужно каждые 30-50 лет одним днем. Японцы называют такой флешмоб «Юи» (Yui)

Внутри атмосфера еще необычнее. Нижняя жилая комната, в лучших традициях, застелена татами. В углу — большой очаг — он же кухня, он же отопление, он же дезинфектор. Огонь в доме поддерживался круглые сутки, дым поднимался на верхние этажи и как следует коптил древесину, уничтожая насекомых. За двести лет древесина от него потемнела и стала блестеть, как лакированная.

Нам безумно повезло попасть в музей в то время, когда хозяева только-только подбросили дровишек и едкий вонючий дым заполонил все вокруг. Поэтому чердаки пришлось осматривать в ускоренном темпе, чтоб не задохнуться.

Как я уже писала, основное занятие жителей региона Сиракава и Гокаяма было выращивание шелкопрядов. Делали они это прямо у себя дома — на чердаках. Такие персональные мини кокон-заводики. Сегодня от шелкопрядов остались только инструменты. В Мёзендзи их расставлено очень много и если бы не дым, то мы потратили прилично времени на изучение и рассмотрение.

Ограничившись пробегом по всем этажам и видами из окна, мы спустились в храмовую часть. Интересно, но здесь совсем не пахло костром и стояла тишина. Стены храма расписывал известный японский художник — Хамада Тайсуке. Так красиво и уютно, что не хотелось уходить.

Деревня Сиракава-го. Япония

В пятистах километрах к северо-западу от Токио в ущелье японских Альп расположилась деревушка в 59 домов. Ни на одной карте местечко Сиракава-Го не отмечено. Еще совсем недавно редкий рикша решался на путешествие в сию глушь, а для лошадей эти места были непроходимы. Так и жили обитатели деревни Сиракава-Го в полной изоляции от всего мира. И благодаря этой изоляции создали свой, ни на кого не похожий, архитектурный стиль.

Гащезокури означает «сложенные в молитве руки». Именно руки буддийских монахов напоминают крыши домов в деревне Сиракава-Го. Сами дома сделаны без единого гвоздя. Тяжелые балки скрепляются пеньковой веревкой и гибкими ореховыми прутьями, а стены подогнаны друг к другу по принципу детского конструктора. Надо сказать, что эти дома очень устойчивы. Они переносят любую непогоду и ураган. Под напором сильного ветра крыша может съехать, но благодаря ореховым прутьям она тут же возвращается на свое место. Некоторым из этих домов уже больше 400 лет, и в них до сих пор живут люди.


Сторожилы Сиракава-Го ведут свою родословную от знаменитого клана Тайра — побочной ветви императорской фамилии. В XII веке семейство Тайра вступило в борьбу за власть с другим кланом. Началось противостояние, по сравнению с которым блекнут войны Красной и Белой розы Англии. В результате Тайра потерпели поражение и бежали. Они нашли убежище в непреступной долине Щегава. Огромное семейство Тайра обосновалось под одной крышей. С тех пор здесь строят большие, иногда двух-трехэтажные дома, в которых свободно размещается до 30 человек.


В Сиракава-Го сбылись мечты Ленина о светлом будущем при коммунизме. Население деревни с древнейших времен и до сих пор живет коммуной. Работают они тоже все вместе. Если пришел срок заменить крышу, а делать это нужно каждые 50 лет, то подключается вся деревня. Если сегодня ты пришел к соседу за помощью, то обязан отплатить ему тем же, когда настанет время. По-японски это называется «юй». Раньше, когда деревня была изолирована от внешнего мира, такая система была просто необходима. Сегодня молодежь старается увильнуть от своих обязанностей.


С XVII века и на протяжении 250 лет основным занятием жителей Сиракава-Го было производство пороха и выращивание на крышах шелкопряда. После революции Медди порох попал под запрет. Несколько холодных зим извели весь шелкопряд. Источником дохода для обитателей деревни стало дерево. Сегодня Сиракава-Го живет за счет туризма. Иностранцев привлекаю диковинная архитектура и возраст деревни, а японцы приезжают сюда, чтобы посмотреть на настоящую зиму.

С декабря по март здесь выпадает до 4 метров снега. Долина Щегава — одно из немногих мест в Японии, где бывает и весна, и лето, и осень, и зима.


Однако еще 30 лет назад от древних построек Сиракава-Го могло не остаться и следа. Под воздействием времени и сурового климата дома начали разрушаться. На месте деревни хотели построить современный поселок. Начался раздел земли. И тогда группа активистов выступила с лозунгами: «не продавать», «не отдавать», «не разрушать».

Никто не знает, что спасло старинную деревню, но она сохранилась, а вместе с ней первозданная красота долины, которая так понравилась главе клана Тайра, когда он искал место, где можно поселиться.

источник https://www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/175/
272

Где поесть

До автобуса в Такаяму оставалась пара часов. От музея Мёзендзи мы прогулялись на другой берег реки через мост и вернулись обратно обедать.

На другом берегу реки Шо есть музей под открытым небом — Minkaen. Вход в эту деревню из 26 домов стоит 600 Yen (≈ 5.5 USD)

Кафе в Сиракава-го — на каждом шагу, но во многих очереди, низкие рейтинги и безумные цены. Если не хотите долго ждать и дорого платить — «Shiraogi» вполне подойдет.

Полный список кафеен и ресторанов Огимати можно изучить здесь.

LiveInternetLiveInternet

Деревня Сиракава-го и музей домов гассё-дзукури. Название домов происходит от крутых соломенных крыш, похожих на сложенные в молитве руки (гассё). В1976 году Сиракава-го была объявлена заповедной архитектурной зоной Японии, а в 1995 — признана памятником мирового наследия под охраной ЮНЕСКО как «выдающийся пример традиционного образа жизни, прекрасно приспособленного к окружающей среде и местным социальным и экономическим условиям».

Исторические деревни Гокаяма (Префектура Тояма) и Сиракава-го (Префектура Гифу) расположены в труднодоступном горном районе острова Хонсю, который в зимнее время бывал подолгу отрезан от остальной части Японии.

Это не совсем деревни в нашем понимании. Это как бы район, включающий в себя другие подрайоны. Соответственно, на территории такой деревни могут находится населенные пункты с собственным названием (так сказать, «под-деревни»), а могут и просто отдельные дома вдоль дороги стоять.

Чаще всего, говоря, что побывали в Сиракава-го, туристы имеют в виду «под-деревню» Огимати, в которой наблюдается наивысшая концентрация того, зачем сюда едут — домов в стиле гассё-дзукури.

Снежная зима (до 4 метров за период с декабря по март) и дождливое лето предъявляют особые требования к архитектуре: крутая кровля должна выдерживать сильные снегопады и быть стойкой к влаге. наклон крыши гассё составляет около 60° (обычно не более 45°).

Местные дома построены без единого гвоздя. Все балки скреплены пеньковой веревкой да ореховыми прутьями. Но, несмотря на это, дома здесь очень устойчивы. Им по плечу любая непогода. Некоторым из хижин, в которых еще живут люди, больше 100 лет.

Основным занятием местных жителей было разведение шелкопряда, так что верхние этажи жилищ искусно приспособлены для нужд шелкопрядения.Эти жилища являются уникальными, больше вы не найдете ничего похожего в Японии.

Когда такие дома начали строить -неизвестно.Неизвестно даже толком, когда люди проникли в этот регион. Первые летописные упоминания относятся к XII в. Только в XIII в. сюда проник буддизм.

Жители деревни Сиракава-Го ведут свою родословную от клана Тайра, представляющего побочную ветку императорского рода. Население живет своеобразной коммуной: сообща работают, сообща ремонтируют жилища, помогают друг другу в житейских делах. Основным занятием местных жителей уже 250 лет является выращивание шелкопряда и производство пороха. Но главным источником дохода в настоящее время стал туризм.

Феодальные войны периода Сэнгоку, впрочем, Сиракаву стороной не обошли. В XV в. в Огимати даже самурайский замок построили, на его месте сейчас смотровая площадка. В XVII в. территорию прибрал к рукам сёгунат Токугава.


В это время в регионе начинается определенный экономический подъем, связанный с началом разведения тутового шелкопряда. До этого почти единственным источником дохода являлась древесина, которой здесь до сих пор полно: 98% территории покрыто лесом. Из-за этого, кстати, рис здесь растить почти негде, едва хватало себе на пропитание. Очень ценились местные плотники, которых выписывали из разных мест строить сначала самурайские замки, потом — дворцы и офисы для сёгуна и его окружения.

Жили, надо сказать, очень бедно и почти в полной изоляции. Для домов гассё-дзукури это было очень хорошо, т.к. денег для нового строительства у людей не было, поэтому приходилось поддерживать на плаву то, что есть. Таким образом до нас дошли дома, которым 200 лет- для Японии крайне редкое явление.

В конце XIX в. власти проложили, наконец, дорогу с юга на север, которая прошла прямо по Огимати. Уклад жизни начал меняться, многие стали строить вдоль тракта обычные дома, крытые черепицей.

После Второй мировой войны начался экономический рост, народ начал дружно сносить гассё-дзукури, не слишком удобные для проживания и сложные в обслуживании. Да еще и массовое строительство дамб на протекающей здесь реке Сё началось. Правительство озадачилось сохранением гассё-дзукури, их начали эвакуировать с территорий, предназначенных под затопление, в Огимати. С первых девяти таких домов в 1972 году начался музей под открытым небом Гассё-дзукури Минка-эн.

тыц

Огимати — не единственная деревня гассё-дзукури. Примерно в 15-20 км к северу отсюда расположен исторический регион Гокаяма. Исторический — потому что на современной административной карте Японии его не существует, как и Сиракава-го. Сейчас это деревни Тайра, Камитайра и Тога в префектуре Тояма. Деревни находятся на середине пути из Токио в Киото. Являются мировым наследием культуры ЮНЕСКО.

Дом Вада (Wada House)

Напоследок, решили зайти еще в один дом — семьи Вада. Их предки имели высокий социальный статус и интерьер намного дороже, чем в жилище монахов. Но в целом, суть та же: жилой первый этаж с татами и очагом, большой деревянный чердак с орудиями труда и крутыми видами на деревню.

Вход стоит 300 Yen (≈ 2.7 USD). Часы работы 9:00 ~ 17:00

Многие дома Гассе в деревне сдают на ночь и можно окунуться в историю по полной. Единственное — уже за пол года до нашей поездки в Японию все старинные дома в Сиракаве были заняты. Полный список приглашающих ищите здесь.

А мы вдоволь насмотрелись на чудесные избушки шелкопрядов, надышались традиционного дыма и побрели по весенним грязям самой популярной деревни Японии на автобусную остановку с сотнями таких же исследователей.

Но вот что интересно… Вопреки толпам людей и туристической вылизанности, Сиракава-го поразила именно своим уютом. А чтобы почувствовать ее необыкновенную атмосферу и уникальность совсем не обязательно быть великим архитектором. Так что рекомендую от души!

Кавагоэ

В 40 км. от Токио находится город Кавагоэ, расположенный в префектуре Сайтама, считающейся неинтересным местом. Хотя посетить город-крепость Кавагоэ (перевод. «Город речной переправы») стоит однозначно. Все достопримечательности в Кавагоэ расположены очень компактно, в 1 км. от железнодорожного вокзала города. Этот район города называют «Маленьким Эдо» и его можно обойти за несколько часов. Правда, если заглядывать во многие лавки местных ремесленников и задержаться на дегустации деликатесов местной кухни, незаметно пройдет и весь день. Конечно, наиболее интересное время для посещения Кавагоэ – третий уик-энд октября, когда здесь происходит традиционный фестиваль Кавагоэ – один из самых веселых праздников в околотокийском регионе, когда сотни наряженных в старинные одежды весельчаков несут около 25 разукрашенных носилок (даси).

Кавагоэ обязан своим благополучием стратегическому положению на реке Сингаси-гава и тракте Кавагоэ-кайдо, древнем пути в столицу. Все товары в Эдо (сегодняшний Токио), шли через Кавагоэ, и местные купцы сколотили состояния на строительстве огнестойких курадзукури – черных двухэтажных магазинов-складов, которые на сегодняшний день – главная достопримечательность этого города. Одно время здесь было более двухсот курадзукури, но их глиняные стены оказались не такими огнестойкими, как предполагали строители. И всё-таки до наших дней сохранилось около тридцати таких построек, шестнадцать лучших из них сгруппированы вдоль Тюю-дори, в километре от вокзала.

Достопримечательности Кавагоэ

Руины замка Кавагоэ сейчас находятся на территории городского парка. Сохранилась резиденция даймё Хонмару-готэн. В ней сейчас расположен музей с экспозицией археологических находок, хотя на самом деле главный интерес представляет само здание, построенное в 1848 году: выполненная в китайском стиле крыша с фронтонами и просторные комнаты с татами и красочными ширмами.

Двигаясь по Тюю-дори можно попасть в небольшой синтоистский храм Кумано дзиндзя, рядом с ним стоит высокое строение, где хранятся священные носилки-даси, которые выносят только во время ежегодного мацури. Недалеко от храма находится магазинчик сладостей окаси – Kameya, склад и фабрика. В этих зданиях сейчас разместился Художественный музей Ямадзаки, экспонирующий работы художника периода Мэйдзи – Гахо Хасимото. Часть его изящно расписанных экранов вывешена в центральной галерее. Образцы когда-то изготовляемых здесь сладостей экспонированы в переделанном под выставочный зал кура (складе). При входе все посетители музея обязательно получают чашечку чая и окаси.

Поднимаясь по Тюю-дори, среди магазинов местных ремесленников, обратите внимание на Machikan – магазин торгующий мечами и кинжалами или магазин Sobiki Atelier, торгующий прекрасными предметами сделанными из дерева.

Далее находится буддийский храм Тёкиин, на его территории стоит статуя измождённого Будды, здесь же прелестный пруд с лилиями и изваяниями деревьев и растений.

На главной дороге, в помещении старинного склада оптового продавца табака, одного из первых курадзукури, восстановленного после большого пожара 1893 года, находится музей Курадзукури сирёкан. В жилом помещении можно спуститься по крошечной лестнице с верхнего этажа на первый. В одном из кура демонстрируется форма пожарных начала XX века и деревянные гравюры с изображениями пожаров, уничтоживших Кавагоэ. Новый музей фестиваля Кавагоэ расположен совсем рядом. Здесь представлены два красивых даси, различные экспонаты связанные с этим фестивалем, показываются видеоматериалы о прошедших фестивалях.

Не пропустите деревянную колокольню Токи-но канэ. Её восстановили в 1894 году, башня использовалась как пожарная каланча для поднятия тревоги при появлении дыма или огня. Колокол сейчас приводится в движение электромотором, звонит четыре раза в день.

За колокольней находится ещё один храм с ухоженной территорией – Ёдзюин, а рядом – аллея сладостей Кассия ёкотё – живописная пешеходная улица на которой ещё сохранились красочно оформленные магазины сладостей и игрушек.
Кита-ин
В полукилометре от курадзукури раскинулся Кита-ин – главнй храмовый комплекс буддийской секты Тэндай – ещё одна из достопримечательностей Кавагоэ. Храм на этих землях существует с 830 года и стал знаменитым, когда первый сёгун клана Токугава, Иэясу, объявил настоятелем храма Тэнкая Содзё «живым Буддой». Столь велико в то время было почитание обитавших там монахов, что когда в 1638 году храм сгорел, третий сёгун Иэмицу пожаловал один из дворцов замка Эдо ( на месте нынешнего Императорского дворца в Токио) под этот храм. Дворец был разобран и перевезён в Кавагоэ по частям. В наши дни – это единственная сохранившаяся постройка из замка Эдо.

По преданию, в комнате с расписным потолком родился Иэмицу. Дворец окружен тихим парком, деревянный мост ведет во внутренние покои храма, украшенные сверкающими позолоченными канделябрами. Здесь можно осмотреть и Гохяку ракан – поразительный лес из каменных статуй. Хотя название переводится как «500 раканов», на самом деле здесь 540 загадочных маленьких изваяний последователей Будды. Ни одна не похожа друг на друга. В Китаин есть собственный маленький Тосёгу. Как и его знаменитый собрат в Никко, он хранит память о духе Токугавы Иэясу и отделан яркими красками и искусной резьбой.

Когда ехать

Сиракава-го открыта круглый год. Согласно статистике с официального сайта, самые популярные месяца — май, август, сентябрь и октябрь.

  • Снегопад — с декабря по февраль
  • Цветение сакуры начинается с середины апреля до середины мая
  • Красные клены — октябрь-ноябрь
  • В середине октября проходит ежегодный фестиваль риса Doburoku
  • Несколько дней в начале января и февраля в деревне проводится фестиваль Light Up. Все снежные домики красиво подсвечивают иллюминацией. В это время особенно много желающих, поэтому количество туристов ограничивают с помощью регистрации. Уточнить даты и записаться на 2021г можно по этой ссылке

Полную программу ивентов на год ищите здесь

Войти на сайт


В пятистах километрах к северо-западу от Токио (префектура Гифу, регион Тюбу, Хонсю, Япония) в ущелье японских Альп расположилась деревушка в 59 домов. Ни на одной карте местечко Сиракава-Го не отмечено. Еще совсем недавно редкий рикша решался на путешествие в сию глушь, а для лошадей эти места были непроходимы. Так и жили обитатели деревни Сиракава-Го в полной изоляции от всего мира. И благодаря этой изоляции создали свой, ни на кого не похожий, архитектурный стиль. Гасседзукури означает «сложенные в молитве руки». Именно руки буддийских монахов напоминают крыши домов в деревне Сиракава-Го. Сами дома сделаны без единого гвоздя. Тяжелые балки скрепляются пеньковой веревкой и гибкими ореховыми прутьями, а стены подогнаны друг к другу по принципу детского конструктора. Надо сказать, что эти дома очень устойчивы. Они переносят любую непогоду и ураган. Под напором сильного ветра крыша может съехать, но благодаря ореховым прутьям она тут же возвращается на свое место. Некоторым из этих домов уже больше 400 лет, и в них до сих пор живут люди.


Сторожилы Сиракава-Го ведут свою родословную от знаменитого клана Тайра — побочной ветви императорской фамилии. В XII веке семейство Тайра вступило в борьбу за власть с другим кланом. Началось противостояние, по сравнению с которым блекнут войны Красной и Белой розы Англии. В результате Тайра потерпели поражение и бежали. Они нашли убежище в непреступной долине Сегава. Огромное семейство Тайра обосновалось под одной крышей. С тех пор здесь строят большие, иногда двух-трехэтажные дома, в которых свободно размещается до 30 человек.


В Сиракава-Го сбылись мечты Ленина о светлом будущем при коммунизме. Население деревни с древнейших времен и до сих пор живет коммуной. Работают они тоже все вместе. Если пришел срок заменить крышу, а делать это нужно каждые 50 лет, то подключается вся деревня. Если сегодня ты пришел к соседу за помощью, то обязан отплатить ему тем же, когда настанет время. По-японски это называется «юй». Раньше, когда деревня была изолирована от внешнего мира, такая система была просто необходима, но сегодня молодежь старается увильнуть от своих обязанностей. С XVII века и на протяжении 250 лет основным занятием жителей Сиракава-Го было производство пороха и выращивание на крышах шелкопряда. После революции Медди порох попал под запрет. Несколько холодных зим извели весь шелкопряд. Источником дохода для обитателей деревни стало дерево. Сегодня Сиракава-Го живет за счет туризма. Иностранцев привлекаю диковинная архитектура и возраст деревни, а японцы приезжают сюда, чтобы посмотреть на настоящую зиму. С декабря по март здесь выпадает до 4 метров снега. Долина Сегава — одно из немногих мест в Японии, где бывает и весна, и лето, и осень, и зима.


Однако еще 30 лет назад от древних построек Сиракава-Го могло не остаться и следа. Под воздействием времени и сурового климата дома начали разрушаться. На месте деревни хотели построить современный поселок. Начался раздел земли. И тогда группа активистов выступила с лозунгами: «не продавать», «не отдавать», «не разрушать». Никто не знает, что спасло старинную деревню, но она сохранилась, а вместе с ней первозданная красота долины, которая так понравилась главе клана Тайра, когда он искал место, где можно было бы поселиться.


Здесь общий план деревни

А здесь уже чуть поподробнее

Полезно знать

  • В деревне запрещено курить, т.к. все строения очень огнеопасны
  • В Сиракава-го нельзя снимать дроном без специального разрешения. Подробнее здесь
  • Воздержитесь заходить куда-попало, многие дворы и дома — частная собственность
  • Рядом с автовокзалом есть пункт обмена валюты и ATM что актуально, т.к. почти во всех музеях и сувенирных магазинах принимают только наличные
  • На территории нет мусорных баков
  • В разных частях Огимати есть бесплатный «SHIRAKAWA-Go Free Wi-Fi»
  • Онсены — ванны с горячей термальной водой. Для публики открыты Shirakawa-go no Yu и Oshirakawa Onsen Shiramizunoyu

Что купить и попробовать в Сиракава-го (Огимати)

  • Саке добуроку. Это местное нефильтрованное саке, которое имеет такую популярность, что ему даже посвящен целый фестиваль в Сиракава-го.
  • Местные маринованные овощи.
  • Хоба-мисо – местная разновидность пасты мисо.
  • Чай Кобо-ча. Когда-то в далеком 9м веке в эти места заходил известный монах Кобо Дайси. Он принес с собой несколько чайных листьев, подарил их местным жителям и сказал, чтобы они пили чай из них, так как эти листья полезны для организма.
  • Говядина Хида – нежнейшая мраморная говядина региона, где находится Сиракава-го.
  • Гохэй-моти. Местный продукт, который встречается в горах префектур Гифу и Тояма. Рисовые колобки для таких моти приплющивают перед тем, как нанизать их на палочку для гриля. Затем моти погружают в солено-сладкий соус и поджаривают на огне.
  • Тофу. В Сиракава-го есть несколько небольших частных предприятий, которые изготавливают разные виды соевого творога тофу из местного сырья.
  • Гречневая лапша и блюда из нее. В Сиракава-го, как и во многих других горных регионах Японии, выращивают гречиху, из которой делают гречневую лапшу. Самые популярные блюда с ней – зару-соба, охлажденная гречневая лапша или какэ-соба, которую подают в теплом бульоне с овощной темпурой сверху.
  • Талисман сарубобо, который притягивает удачу. Это тряпичная кукла, обычно красного цвета, по форме должна напоминать детеныша обезьяны. Так же используются и другие цвета, которые могут иметь определенный смысл.

Как добраться

Из Канадзавы

Из Канадзавы в Сиракаву можно добраться автобусами Nohi Bus и Hokutetsu Bus. Nohi, в основном, идут до Такаямы, но делают остановку в Сиракава-го. Билет нужно приобрести заранее, в офисе Hokutetsu или онлайн.

Расписание8:10 8:40 9:10 9:40 11:10 12:40 13:10 13:40 14:40 16:00
Купить онлайнЗдесь
Время в пути≈ 1 час 15 минут
Стоимость2000 Yen (≈ 18.5 USD)

Офис Hokutetsu у вокзала Канадзавы — отметила на карте. Работает с 6:15 до 20:00. Там же находится и сама автобусная остановка до Сиракавы.

Из Такаямы

Чаще всего в Сиракава-го добираются именно из Такаямы, поэтому автобусы Nohi Bus и Hokutetsu Bus ходят часто. На некоторые из них можно купить билет и зарезервировать место онлайн — отмечены в таблице ниже как «(R)»

Владельцы проездных “Takayama-Hokuriku Area Tourist Pass” и ”SHORYUDO Bus Pass” не могут использовать их для бронирования онлайн. Можно заказать по телефону +81-577-32-1688 или выбрать рейс без ранней регистрации

Расписание7:50(R) 8:20(R) 8:50 9:50 10:50 11:20(R) 11:50 11:20(R) 11:50 12:20(R) 12:50(R) 13:50 14:30(R) 14:50 15:50(R) 16:30(R) 17:50 19:00
Купить онлайнЗдесь
Время в пути≈ 50 минут
Стоимость2600 Yen (≈ 24 USD)

Из Токио

Прямого общественного транспорта из Токио до Сиракавы нет. Поэтому маршрут выглядит так: на шинкансене Hokuriku из Токио до станции Тояма(Toyama), а дальше автобусом до Сиракавы.

РасписаниеШинкансен: проверить здесь
Автобус: 8:50 10:35 12:00 17:30
Купить онлайнАвтобус: по ссылке
Время в пути≈ 4 часов
Стоимость≈14 690 Yen (≈ 134 USD); 12960 (шинкансен) + 1730 (автобус)

Из Киото (Осаки)

Чтобы добраться самостоятельно до Сиракава-го из Киото или Осаки, быстрее всего взять экспресс Thunderbird (входит в JR пасс) до Канадзавы, а дальше — автобусом. В этом случае рекомендую задержаться на день-два в Канадзаве.

Еще вариант — шинкансен + экспресс через Нагойю до Такаямы, а потом на автобусе. Выделите часа 3-3.5 посмотреть Такаяму.

РасписаниеThunderbird, шинкансен и экспресс: проверить здесь
Автобус из Канадзавы: выше

Автобус из Такаямы: выше

Время в пути≈ 4 — 4.5 часа
Стоимость≈8 490 Yen (через Канадзаву) — 11 950 Yen (через Такаяму) (≈ 78 USD -109 USD )
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]