Та самая статья…о Японии, каллиграфии и её пользе⠀

Сёдо (書道, «Путь письма») или японская каллиграфия — искусство изящного письма. Как и многие другие японские традиции, сёдо берет свои корни в Китае. Долгое время самым уважаемым каллиграфом в Японии был Ван Сичжи, китайский каллиграф IV века.

Используя только кисти и тушь, эти каллиграфические надписи стали популярными среди высокопоставленных дворян и у самого Императора.

Хорошая каллиграфия считается искусством и требует многолетней самоотверженной практики.

Японские каллиграфы создали несколько новых стилей, которые отличаются гораздо большей простотой и эмоциональностью. В эпоху Эдо (1600—1868) появились такие декоративные стили, как кабуки-модзи и дзё-рури-модзи.

Техники японской каллиграфии

Как мы уже говорили, ранняя японская каллиграфия возникла из китайской каллиграфии, поэтому многие из принципов и методов очень похожи. Основные стили сёдо:

Иероглифы печати Чжуаньшу. Этот стиль письма появился в VIII—III веках до н. э. и стал официальным стилем в царствах Чжоу и Цинь.

Существует два его основных варианта: «большая печать» дачжуань) и «малая печать.

Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.

Лишу, официальное письмо — стиль китайского письма, иногда этот стиль называют цзошу — деловое письмо.

Этот стиль письма возник во второй половине III века до н. э. в период династий Цинь-Хань. Лишу был гораздо

позволял экономить время.

Данный стиль отличается квадратной конфигурацией иероглифов, характерной жёсткостью структуры иероглифов и строгой перпендикулярностью горизонтальных и вертикальных черт. Также, в связи с экономией места на бамбуковых пластинках, здесь преобладает широта иероглифа над его длиной.

Стиль лишу сыграл немаловажную роль в развитии образования и науки в Китае.

Кайшу (kǎishū), уста́вное письмо. Этот стиль письма возник в эпоху династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) и достиг расцвета в эпоху династии Тан (618—907). Стиль был направлен в сторону более стандартного написания иероглифов.

Благодаря тому, что кайшу был еще более удобным по сравнению с лишу, стиль стал популярен и получил широкое распространение.

Синшу (Xíngshū), «бегущий стиль» — исторический стиль китайской каллиграфии, имеет особенность: черты в этом стиле сливаются друг с другом. Кисть почти не отрывают от бумаги. Это самый молодой из стилей, произошедший из кайшу.

Образованный китаец может прочесть бо́льшую часть написанного синшу.

Цаошу (cǎoshū) «быстрое письмо» — общее название скорописных стилей, применяемых для написания китайских иероглифов.

Этому стилю присущи упрощенность, экономность, плавность, безотрывность и в следствии этого писать становится гораздо быстрее, чем другими стилями. Но такие тексты трудно читать для тех, кто не знаком с цаошу. Данный стиль существует в основном как вид стенографического письма или каллиграфического стиля. Люди, которые могут читать стандартные или печатные формы китайских иероглифов, могут быть не в состоянии понять этот стиль.

Эдомодзи — японский каллиграфический стиль, изобретённый в период Эдо, предназначенный для рекламы и вывесок. Он используется в Китае и Корее для оформления вывесок японских ресторанов.

Напишем иероглиф «один»

Ставим кисть под наклоном в 45 градусов.

Так будет писаться более красиво. Нажимаем кистью диагонально и плавно ведем вправо, в конце снова надавливаем и отпускаем.

Это простой кандзи, но писать его довольно сложно.

Давайте попробуем написать еще раз. Смотрите внимательно! Нажимаем кисть по диагонали. Медленно ведем ведем ведем и надавив в конце, отпускаем. Не очень получилось, давайте попробуем еще раз.

Надавили под углом 45 градусов, очень важно вести кисть медленно.

Надавив в конце, отпускаем. Надеюсь, Вы поняли как писать иероглиф «1».

Переходим к следующему кандзи.

Мы уже говорили о том, как нужно держать кисть.

Инструменты и материалы, используемы в японской каллиграфии


В древности люди должны были сами делать свои собственные инструменты, чтобы практиковать Сёдо, но в настоящее время всё изменилось. Сейчас можно найти все необходимые аксессуары в нашем магазине.
Современные технологии позволяют заказать все необходимое онлайн, и через короткий промежуток времени вы можете пробовать свои силы в японской каллиграфии.

Теперь давайте рассмотрим, из чего именно должен состоять набор для каллиграфии Сёдо.

Четыре самых основных инструмента были в совокупности названы четырьмя сокровищами ученого:

Итак, первое сокровище – Кисть — как правило изготавливали из шерсти животных… или из волос маленьких детей (поговаривали, что такие кисти приносили удачу на императорских экзаменах).

Современные кисти изготавливаются в основном из шерсти козы, волка, кролика, ласки или комбинируя их.

Волосы кропотливо сортируются по мягкости, твердости, толщине и длине. Настоящие, профессиональные кисти собираются вручную.

Различные кисти используются для разных стилей каллиграфии и письма.

Бумага Васи (和紙, washi) — японская бумага. Изготавливается из волокон коры дерева гампи в течении длительного и сложного процесса. Более дешёвые сорта бумаги могут производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Бумага васи характеризуется неровной структурой и белым цветом.

Так же эта бумага настолько прочная, что ее использовали для изготовления различных предметов повседневного обихода, таких как одежда, предметов домашнего обихода, игрушек, а также одеяний и ритуальных предметов для священников и статуй Будды. А во время Второй Мировой Войны из бумаги васи изготовлялись оболочки аэростатов-бомбардировщиков, запускаемых через Тихий Океан на территорию США.

Сейчас васи используется, в основном, для японской каллиграфии.

Третья драгоценность ученого – Тушь. В японской каллиграфии и живописи традиционно используют твердую сухую тушь.

Тушь изготавливают в основном из сажи и животного клея, иногда с добавлением благовоний.

Для того чтобы сделать тушь, необходимо растереть тушечный брусочек, смешать с небольшим количеством воды, чтобы получилась темная жидкость. Художники и каллиграфы могут варьировать концентрацию полученной туши в зависимости от своих предпочтений путем уменьшения или увеличения количества сухой туши или воды.

Тушечный камень (тушечница) — четвертая драгоценность ученого, его используют для растирания твердой туши.

Несмотря на название «тушечный камень» , тушечницы могут быть изготовлены из материалов, отличных от камня, таких как фарфор, металл, дерево и т.д. В знатных домах можно было встретить очень дорогие приборы, сделанные из хрусталя, нефрита, различных драгоценных камней, золота и серебра.

Драгоценности ученого

Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии – кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.

Кисть

Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.

Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.

  • Янхао – кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
  • Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления – шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
  • Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий – характерная черта этих кистей.

В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.

Тушечница

Тушечница – обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.

Тушь

Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.

К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.

Бумага

Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.

Сюаньчжи – особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.

Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.

Сёдо и Дзэн-буддизм

Японская каллиграфия испытала большое воздействие эстетики и практики дзэн-буддизма. Она основана на принципах, которые подчеркивают связь с духовным, а не с физическим. В дзэн она является и средством медитации. Поэтому сёдо часто используют в дзенских монастырях.

Тот, кто практикует японскую каллиграфию, знает, что вертикальность кисти, положение рук, подготовка туши работа кистью и концентрация на том, что рождается на бумаге, являются ключевыми элементами в написании хорошей каллиграфии.

Чтобы писать дзэнскую каллиграфию мастерски, нужно очистить свой ум и позволить иероглифам течь из себя, а не практиковать и прилагать огромные усилия. Японский философ Нисида Китаро назвал это состояние Мушин (без ума).

Та самая статья…о Японии, каллиграфии и её пользе⠀

В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях.

Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет.Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.

Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок.

Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни.

Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение.

Процесс письма также восстанавливает дыхание.Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.

Японская каллиграфия сегодня

Сегодня одним из ведущих объединений в области японской каллиграфии является Ассоциация мастеров современной каллиграфии, которая была создана в 1948 году.

В современной Японии, сёдо является популярным классом для начальной школы. Многие родители считают, что целеустремленность и неподвижность детей во время занятий каллиграфией вырабатывают полезные навыки. В средней школе каллиграфия является одним из предметов искусств, наряду с музыкой или живописью.

Некоторые университеты, такие как Университет Цукуба, Токийский университет Гакугеи и Университет образования Фукуока, имеют специальные кафедры каллиграфии, которые акцентируют внимание на педагогических программах по каллиграфии сёдо.

Образовательные туры в Японию: японский язык, обучение в Японии, курсы японского языка в Японии.

Весна, подходит к концу учебный год, пройден материал очередного учебника, сданы контрольные и распределяющие тесты, но до каникул остаётся ещё целая неделя занятий. Кажется, что можно расслабиться, но не тут-то было: каждый день преподаватели готовят для нас не только интересный материал для практических занятий, но и стараются познакомить с культурой и бытом современной Японии.

За день до часа Х учителя заинтриговали весь класс, попросив прийти на занятия в одежде, которую не жаль испачкать. Почему-то в моей голове сначала пронеслись мысли о «Зарнице»: ориентирование на местности, преодоление полосы препятствий… Активная школьная и студенческая жизнь в России подготовила меня к любым подобным сюрпризам. Но на следующий день, увидев на столах инструменты для письма, выдохнула с облегчением и радостью.

Этот урок каллиграфии был для меня первым. Поэтому, инструкцию и комментарии преподавателя слушала очень внимательно. Названия инструментов и материалов помогли запомнить небольшие памятки-шпаргалки, заранее приготовленные учителем. Но стили написания иероглифов для меня в тот день смешались в большой и немного пугающий своими размерами ком. Не шучу, их, оказывается, огромное количество! Для таких профанов, как я, достаточно запомнить всего три: кайсё (знаки похожи на печатные), гёсё («полускоропись», элементы иероглифов плавно соединяются, скругляются) и сосё («скоропись», на мой взгляд, знаки похожи больше на абстрактные картины, чем на иероглифы).

К счастью, начали мы с самого простого написания – кайсё. Выслушав подробную инструкцию, подготовив рабочее место и выбрав слово или фразу для написания, приступили к работе. Пришлось поломать голову, выбирая слова, ведь здесь всему придаётся смысл. Нельзя просто написать «Почта» или «Хлеб Бородинский» нужно выбирать слово или фразу с глубоким смыслом. Мой выбор пал на слова «Победа» и «Мечта», а одноклассники писали «Дом», «Любовь», «Друзья» и даже «Демон».

Самой первой уверенно взяла кисть китаянка Нин-сан, познавшая ещё в начальной школе все тонкости работы с тушью. Глядя на её точные и красивые движения, мы тоже начали «творить». Косые линии разной толщины и интенсивности, потёки туши, кляксы… Мою первую работу можно смело использовать вместо афиши для какого-нибудь японского ужастика. Но после небольшой тренировки получилось вполне приемлемо. Было весело не только самой рисовать, но и наблюдать за стараниями окружающих.

По прошествии двух часов мы получили больше двадцати великолепных (с точки зрения «творцов» и великодушного сенсея) работ и немного запачканные тушью, но довольные физиономии студентов.

Так нам удалось разнообразить обычный день в школе. Очень приятно, что сенсеи время от времени устраивают для нас такие занятия!

»Четыре драгоценности кабинета»

Так в Древнем Китае почтительно называли четыре основных «инструмента» мастера каллиграфии. Мастера уделяли большое внимание выбору и бережному использованию этих предметов. Это: 1. Кисть. 2. Чернильница. 3. Тушь. 4. Бумага для каллиграфии.

Мастера каллиграфии современной Японии, где это древнее искусство обрело новое дыхание, используют следующие шесть предметов:

  • Ситадзики: чёрная, мягкая циновка.
  • Бунтин: металл для прижатия бумаги во время письма.
  • Ханси: специальная, тонкая бумага для письма, которую традиционно изготавливают из рисовой соломы. Обычно это Васи — традиционная японская бумага ручного изготовления.
  • Фудэ: кисть. Существует большая кисть для письма больших символов и маленькая — для написания имени художника.
  • Судзури: тяжелый, черный сосуд для чернил.
  • Суми: «тушь для письма» — твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил, куда затем макают кисть.

Овладение каллиграфии включает в себя: 1) изучение основных навыков письма в разной стилистической манере; 2) историю каллиграфии и теорию иероглифики; 3) знакомство с традиционной японской культурой и языком через каллиграфию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]